Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюль.
День восемнадцатый.

Житіе преподобнаго отца нашего Памвы.

— «Три дѣла мы видѣли у отца Памвы: голодъ всякій день, молчаніе и рукодѣліе».

Преподобный Ѳеодоръ Студитъ [4], о томъ же блаженномъ отцѣ даетъ такое свидѣтельство: Памва и дѣяніемъ и словомъ да ублажится достойно, яко высокій [5]. Сократъ же Схоластикъ [6] пишетъ о немъ, что въ началѣ своего иночества онъ, будучи неграмотнымъ, пришелъ къ одному изъ братій, чтобъ научиться у него псалмамъ Давидовымъ. Услышавъ въ самомъ началѣ первый стихъ тридцать восьмого псалма, а именно: сохраню пути моя, еже не согрѣшати ми языкомъ моимъ, онъ не захотѣлъ слушать другихъ стиховъ, но ушелъ со словами:

— «Довольно мнѣ этого одного стиха, если я научусь исполнять его на дѣлѣ».

И послѣ уже не приходилъ къ учителю.

Спустя шесть мѣсяцевъ его увидалъ гдѣ-то учитель и спросилъ его:

— «Почему ты до сихъ поръ не приходилъ ко мнѣ?»

Памва отвѣтилъ:

— «Не научился еще исполнять на дѣлѣ того стиха».

Потомъ, по прошествіи многихъ лѣть одинъ изъ знакомыхъ отцовъ спросилъ его:

— «Научился ли ты уже, братъ, тому стиху?»

Памва отвѣтилъ:

— «Девятнадцать лѣтъ не переставая учился и едва привыкъ на дѣлѣ исполнять то, чему онъ учитъ».

Хотя сначала святый Памва былъ неграмотенъ, но впослѣдствіи онъ былъ умудренъ Богомъ и хорошо зналъ священное Писаніе, даже для другихъ онъ былъ умѣлымъ учителемъ (какъ пишетъ о немъ Палладій [7]; слѣдующіе четыре брата, славные въ Египтѣ, были его учениками: Діоскоръ, Аммоній, Евсевій и Евѳимій, называемые великими и упоминаемые въ житіи святаго Іоанна Златоустаго [8]. Первый изъ нихъ, Діоскоръ, былъ потомъ епископомъ Ермопольскимъ; это не тотъ Діоскоръ, который былъ еретикомъ и проклятъ на четвертомъ вселенскомъ соборѣ святыхъ отцовъ [9], но другой того же имени, жившій раньше. Кромѣ того и Драконтій честной, упоминаемый въ житіи преподобнаго Иларіона Великаго [10], епископъ и исповѣдникъ Христовъ, претерпѣвшій изгнаніе отъ аріанъ, былъ также ученикомъ блаженнаго Памвы въ юности своей. Учителемъ сихъ-то учениковъ былъ Памва.

Этотъ преподобный между многими иными великими добродѣтелями отличался еще совершеннымъ презрѣніемъ къ золоту и серебру. Когда святая Меланія римлянка [11], повсюду раздавая все свое богатое имущество нуждающимся Христа ради, прибыла въ Александрію, то, услышавъ о святомъ Памвѣ, пришла къ нему вмѣстѣ со страннопріимцемъ пресвитеромъ Исидоромъ александрійскимъ; она принесла съ собою триста литръ серебра и просила Памву взять себѣ, сколько хочетъ, изъ принесеннаго ею серебра. Но онъ даже не взглянулъ на него и не пересталъ рукодѣльничать, — онъ плелъ рогожку, — а только отвѣтилъ ей:

— «Да вознаградитъ тебя Господь за твое усердіе, которое ты имѣешь къ Нему».

Когда же она продолжала настойчиво просить его взять сколько-нибудь, преподобный сказалъ служащему ему брату:

— «Возьми, что даютъ, съ осторожностію и снеси и раздай братьямъ въ Ливіи [12] и на островахъ: они очень бѣдствуютъ, такъ какъ земля у нихъ безплодна, а братьямъ египетскихъ монастырей ничего не давай, потому что ихъ земля плодородна, и они могутъ имѣть достатокъ отъ своего труда».

Тогда блаженная Меланія отдала все принесенное серебро тому брату для раздачи бѣднымъ и сказала преподобному Памвѣ:

— «Отче, замѣть, сколько я даю серебра: триста литръ».

Онъ же отвѣтилъ ей:

— «Богъ, Которому ты принесла серебро, дочь моя, не спрашиваетъ тебя, сколько ты принесла: неужели измѣряяй землю горстію и поставляяй горы в мѣрилѣ (Ис. 40, 12) [13] не знаетъ о количествѣ твоего серебра? Еслибъ ты мнѣ давала серебро, то, разумѣется, ты сказала бы мнѣ, сколько даешь, а ты даешь его Богу, Который не презрѣлъ и двухъ лептъ вдовицы, но принялъ ихъ охотнѣе многихъ богатствъ (Марк. 12, 42); такъ молчи, не воструби передъ собой!» (Матѳ. 6, 2)

Къ преподобному Памвѣ пришелъ однажды отецъ Піоръ и принесъ съ собою небольшой кусокъ черстваго хлѣба. На вопросъ Памвы:

— «Зачѣмъ, отецъ, ты принесъ съ собой хлѣба?»

Піоръ отвѣчалъ:

— «Чтобъ не стѣснить тебя» (то есть чтобъ не обидѣть тебя хлѣбомъ, а ѣсть свой).

Черезъ нѣсколько дней преподобный Памва отправился къ отцу Піору, захвативъ съ собою кусокъ своего черстваго хлѣба, обмакнувъ его въ водѣ. Увидѣвъ это, Піоръ спросилъ:

— «Зачѣмъ ты, отецъ, принесъ намоченный хлѣбъ?»

Онъ отвѣчалъ:

— «Чтобъ не только въ хлѣбѣ, но и въ водѣ не стѣснить тебя».

Однажды святый Аѳанасій Александрійскій [14] попросилъ отца Памву прійти къ нему въ Александрію. На пути старецъ съ нѣсколькими братьями увидѣлъ сидящихъ мірянъ, которые не обращали вниманія на проходившихъ иноковъ; Памва сказалъ этимъ мірянамъ:

— «Встаньте и привѣтствуйте монаховъ съ почтеніемъ, чтобъ получить отъ нихъ благословеніе: они часто бесѣдуютъ съ Богомъ и уста ихъ священны».

Потомъ, пришедши въ городъ, онъ увидѣлъ публичную женщину, разодѣтую на соблазнъ людской; и заплакалъ старецъ. Тогда братья спросили его:

— «Что ты плачешь, отецъ?»

Онъ отвѣчалъ:

— «Я плачу по двумъ причинамъ: о погибели души этой женщины и о томъ, что у меня нѣтъ такого усердія къ своей душѣ, какое она имѣетъ къ своему тѣлу. Она разукрасилась такъ, чтобъ угодить людямъ, а я не забочусь украсить свою душу, чтобъ она угодна была Богу».

Будучи всегда преисполненъ умиленія, преподобный Памва никогда не смѣялся, никогда на лицѣ его не было даже улыбки. Однажды бѣсы захотѣли заставить его засмѣяться; они привязали веревку къ перу и потащили у него передъ глазами словно какую тяжелую кладь, говоря и крича другъ другу:

— «Помогите! помогите!»

Увидѣвъ это, отецъ Памва разсмѣялся. Тогда бѣсы, обрадовавшись, закричали:

— «Вотъ, наконецъ, Памва засмѣялся!»

А онъ возразилъ имъ:

— «Я не смѣялся, а посмѣялся надъ вашей немощью: одного пера поднять не можете!»

Бѣсы убѣжали пристыженные.

Ученики его разсказываютъ о немъ еще, что онъ былъ очень остороженъ въ разговорѣ и разсудителенъ въ отвѣтахъ. Когда его спрашивали о чемъ-нибудь изъ божественнаго Писанія или о какомъ-либо дѣлѣ, онъ не тотчасъ отвѣчалъ, но, сначала долго молчалъ и раздумывалъ самъ съ собой, а потомъ часто говаривалъ:

— «Я не знаю, что отвѣтить на этотъ вопросъ».

И только черезъ три дня или три недѣли, а иногда и черезъ три мѣсяца онъ давалъ отвѣтъ на вопросъ. Отвѣты его бывали справедливы и весьма полезны, такъ какъ влагались въ его разумъ Божіей благодатью. Поэтому всѣ принимали слова изъ его устъ со страхомъ, какъ изъ устъ Божіихъ: Богъ говорилъ его устами.

Во времена этого преподобнаго были въ тѣхъ же египетскихъ странахъ два родные брата, Паисій и Исаія, дѣти богатыхъ родителей; отецъ ихъ былъ извѣстный купецъ, который ѣздилъ съ дорогими товарами до самой Испаніи. Раздѣливши между собою большое богатство, доставшееся имъ послѣ смерти ихъ родителей, они сказали другъ другу:

— «Какую мы выберемъ себѣ жизнь? если будемъ заниматься торговлей, какъ нашъ отецъ, то кто знаетъ, кому достанутся послѣ насъ плоды нашихъ трудовъ? да еще придется постоянно бояться, чтобъ не попасть въ какую бѣду: разбои, кораблекрушенія. Выберемъ лучше жизнь монашескую, вложимъ отцовское имѣніе въ небесную сокровищницу; поступивъ такъ, мы и души свои спасемъ».

Посовѣтовавшись такъ, оба они отказались отъ міра. Одинъ тотчасъ же свою часть наслѣдства роздалъ нищимъ, церквамъ и монастырямъ, ничего не оставивъ себѣ, ушелъ въ пустыню и научился тамъ какому-то небольшему ремеслу, съ помощью котораго и кормился трудами своихъ рукъ; и жилъ онъ одинъ богоугодно, прилежно постясь и трудясь. Другой же построилъ себѣ маленькій монастырь неподалеку отъ мірскихъ жилищъ и, принявъ къ себѣ немногихъ братьевъ, давалъ пріютъ странникамъ и кормилъ нищихъ. Построивъ страннопріимный домъ и больницу, онъ давалъ пріютъ всѣмъ приходившимъ и служилъ весьма усердно больнымъ, а въ субботу и воскресенье онъ устраивалъ по два, по три и по четыре обѣда для нищихъ. Поживъ такимъ образомъ нѣсколько лѣтъ оба брата преставились къ Господу. По ихъ кончинѣ многіе братья стали бесѣдовать о тѣхъ братьяхъ: одни больше хвалили того, кто роздалъ сразу свое имѣніе и ушелъ на безмолвіе въ пустыню, другіе же отдавали предпочтеніе другому, который своимъ имуществомъ долгое время служилъ странникамъ, нищимъ и больнымъ. Не уступая долгое время другъ другу въ этомъ спорѣ, братія пошли спросить объ этомъ преподобнаго отца Памву, желая узнать, котораго брата жизнь угоднѣе Богу и кто изъ нихъ получить большую награду. Преподобный же Памва на ихъ вопросъ отвѣчалъ такъ:

— «Оба совершенны предъ Богомъ, страннопріимецъ уподобился праведному Аврааму [15], а пустынникъ святому пророку Иліи [16], и оба одинаково угодили Богу».

Братія все-таки не соглашались, и противорѣчили другъ другу; одни, прославляя болѣе пустынника, говорили:

— «Онъ исполнилъ евангельскую заповѣдь: продай имѣніе твое и раздай нищимъ, и, взявъ крестъ, послѣдовалъ Христу, терпя жажду и голодъ каждый день; а страннопріимецъ, хотя и служилъ нищимъ, однако и самъ пользовался своимъ имѣніемъ; ѣлъ и пилъ со странниками, обѣдалъ съ больными».

Противники же возражали, говоря, что и страннолюбецъ исполнилъ Христово слово, сказанное въ Евангеліи: не пріиде, да послужатъ ему, но послужити для другихъ (Матѳ. 20, 28). Вѣдь онъ столькимъ послужилъ, каждый день выходя на людную дорогу, ища странника, нищаго, больного, бѣднаго и приводя такихъ вь свой домъ, гдѣ давалъ всѣмъ покой; и если за одну чашу холодной воды, поданную жаждущему, обѣщана оть Бога награда, то какую же награду получитъ братъ, принимавшій странниковъ, удовлетворившій безчисленное количество жаждущихъ и голодныхъ и служившій всякому больному, какъ Христу.

Видя такое разногласіе между братьями, преподобный Памва сказалъ имъ:

— «Погодите немного, братія, пока я не получу извѣщеніе отъ Бога; тогда я скажу вамъ».

Черезъ нѣсколько дней опять пришли къ нему братья за отвѣтомъ на свой вопросъ; тогда старецъ сказалъ имъ:

— «Передъ Богомъ говорю вамъ, что обоихъ тѣхъ братьевъ (Паисія и Илію) я видѣлъ стоящихъ вмѣстѣ въ раю».

Услышавъ это, всѣ братья успокоились и прославили Бога.

Послѣ этого откровенія, бывшаго преподобному о двухъ братьяхъ, всѣмъ стало ясно, какую великую благодать имѣетъ онъ у Бога, если удостоился до смерти увидѣть райское блаженство; и онъ самъ былъ подобенъ райскимъ жителямъ вслѣдствіе того, что видѣлъ ихъ, а еще больше вслѣдствіе изобильной благодати Божіей, обитавшей въ немъ. Еще въ тлѣнномъ тѣлѣ живя среди людей, онъ носилъ уже на лицѣ своемъ печать райскаго нетлѣнія, былъ свѣтелъ не только душою, но и тѣломъ, и сіяло лице его славой какъ нѣкогда лицо святаго пророка Моисея. Объ этомъ въ житіяхъ святыхъ отцовъ разсказывается такъ. Три года преподобный молился Богу:

— «Господи, молю Тебя, не прославляй меня на землѣ!» Богъ же, прославляющій угодниковъ Своихъ, такъ прославилъ его, что братья не смѣли смотрѣть на его лицо отъ той славы, которую имѣлъ онъ: такъ святый былъ прославленъ на землѣ въ своемъ тѣлѣ прежде прославленія своего на небѣ. Когда же наступило время его блаженной кончины, послѣ семидесяти лѣтъ его жизни, онъ сказалъ стоявшимъ около него братьямъ:

— «Съ тѣхъ поръ какъ я поселился въ этой пустынѣ, построилъ келью и обитаю въ ней, не проходило ни одного дня, чтобъ я не работалъ чего-нибудь своими руками до утомленія; я не помню также, чтобъ я ѣлъ когда-либо хлѣбъ, данный мнѣ кѣмъ-нибудь, но всегда — заработанный трудами моихъ рукъ; и изъ устъ моихъ не выходило такого слова, въ которомъ бы мнѣ приходилось теперь со стыдомъ раскаиваться; однако я отхожу къ Господу такъ, какъ будто и не начиналъ богоугодно и по-иночески жить».

Съ этими словами онъ предалъ честную и святую свою душу въ руки Божіи [17], не пострадавъ никакой тѣлесной болѣзнью. Такова была жизнь и кончина этого угодника Божія, святыя молитвы котораго да помогутъ и намъ научиться богоугодной жизни и кончину добрую получить по милосердію Господа нашего Іисуса Христа, Ему же съ Отцомъ и Святымъ Духомъ возсылается честь и слава, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ, аминь.

Примѣчанія:
[1] Египетъ былъ обычнымъ мѣстомъ обитанія многихъ подвижниковъ. Обители иноковъ находились какъ въ Среднемъ, такъ и Нижнемъ Египтѣ. Особенно славилась въ Египтѣ пустыня Нитрійская, находившаяся въ Нижнемъ Египтѣ и лежавшая вглубь страны, за рѣкою Ниломъ.
[2] Память его празднуется св. Церковію 17-го января.
[3] Память его — 27-го августа.
[4] Память его — 11 ноября и 26 января.
[5] Канонъ въ субботу сырную, пѣснь 5-я (этотъ канонъ написанъ преп. Ѳеодоромъ Студитомъ).
[6] Сократъ Схоластикъ — греческій церковный историкъ, жившій въ V в. Онъ написалъ «Церковную исторію», доведенную до царствованія императора Ѳеодосія II-го. — Указываемое ниже мѣсто изъ сочиненія Сократа Схоластика находится въ 4-ой книгѣ его «Церковной исторіи» (глава 18-я).
[7] Память его празднуется св. Церковію въ сырную субботу.
[8] Память его 13 ноября.
[9] Четвертый Вселенскій соборъ происходилъ въ 451 г. въ Халкидонѣ и былъ созванъ императоромъ Ѳеодосіемъ II-мъ для осужденія ереси евтихіанской. Основателемъ этой ереси былъ константинопольскій архимандритъ Евтихій, который утверждалъ, что въ Іисусѣ Христѣ человѣческое естество при ѵпостасномъ соединеніи было совершенно поглощено божескимъ. Соборъ осудилъ лжеучителя. На этомъ же соборѣ былъ осужденъ и Діоскоръ, патріархъ александрійскій, раздѣлявшій лжеученіе Евтихія.
[10] Память его празднуется св. Церковію 21-го октября.
[11] Память ея — 31-го декабря.
[12] Ливія находилась въ Сѣверной Африкѣ.
[13] Поставляяй горы въ мѣрилѣ — взвѣшивающій на вѣсахъ горы (выраженіе образное).
[14] Память его 2-го мая и 18-го января.
[15] Память его 9-го октября.
[16] См. житіе его ниже, подъ 20-го іюля.
[17] Кончина преподобнаго Памвы послѣдовала въ кон. IV-го вѣка.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга одиннадцатая: Мѣсяцъ Іюль. — М.: Синодальная Типографія, 1910. — С. 392-399.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0