Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюль.
День восемнадцатый.

Страданіе святаго мученика Емиліана.

— «Такъ какъ я вижу, что вы усердно почитаете отеческихъ боговъ, то намъ надо сегодня вмѣстѣ поѣсть, попить и повеселиться».

Былъ въ томъ городѣ одинъ тайный христіанинъ, по имени Емиліанъ, рабъ одного уважаемаго начальствующаго лица, язычника. Онъ во время пира игемона съ начальниками, улучивъ удобное время, вошелъ одинъ (никто его не видѣлъ) въ идольское капище, захвативъ съ собой желѣзный молотокъ, и началъ бить идоловъ; онъ разбилъ ихъ на куски, опрокинулъ ихъ алтари, разметалъ жертвы, сломалъ и раздробилъ огромныя свѣтильники, которыя стояли предъ идолами и, разоривъ все, какъ храбрый воинъ, ушелъ, радуясь и торжествуя въ душѣ. Послѣ него въ капище вошелъ кто-то изъ язычниковъ; увидѣвъ, что все разорено, онъ пришелъ въ ужасъ и поспѣшилъ сказать о томъ игемону и обѣдавшимъ вмѣстѣ съ нимъ гражданамъ. Тотчасъ всѣ встревожились, игемонъ пришелъ въ ярость и приказалъ разузнать, кто сдѣлалъ это; посланные поспѣшили и вскорѣ увидѣли какого-то поселянина, шедшаго мимо капища съ поля; они схватили его и потащили къ игемону, причемъ били его какъ злодѣя; и много народа съ жрецами шло за ними, причемъ всѣ говорили о поруганіи своихъ боговъ и приходили въ ярость. Блаженный же Емиліанъ, видя это, помыслилъ въ себѣ:

— «Если я скрою свое дѣло, то какая мнѣ будетъ отъ этого польза? Я только больше отягощу свою совѣсть, или изъ-за меня убьютъ неповиннаго человѣка, и я буду убійцей предъ Богомъ».

Подумавъ такъ, онъ обратился къ тѣмъ, кто велъ и билъ поселянина, и старался остановить ихъ, громко крича:

— «Пустите этого неповиннаго человѣка, возьмите меня: это я сокрушилъ и попралъ вашихъ бездушныхъ боговъ!»

Тѣ, оставивъ поселянина, схватили съ яростью святаго Емиліана и повели его къ игемону съ побоями и оскорбленіями.

Игемонъ, сѣвъ на обычномъ мѣстѣ суда передъ всѣмъ народомъ и увидѣвъ приведеннаго къ нему Емиліана, спросилъ гражданъ:

— «Кто это?»

Граждане отвѣчали:

— «Это злодѣй, сокрушившій боговъ и поправшій жертвы».

Игемонъ, преисполнившись гнѣва, обратился къ гражданамъ съ укоромъ:

— «А вы раньше сказали, что въ вашемъ городѣ нѣтъ ни одного противника боговъ; вотъ нашелся такой, благодаря вашему нерадѣнію; за эту вину вы внесете въ царскую казну литру золота» [2].

Сказавъ это гражданамъ, онъ обратился къ Емиліану и гнѣвно началъ спрашивать его:

— «Скажи намъ, нечестивецъ, какъ зовутъ тебя!»

Доблестный воинъ Христовъ отвѣчалъ:

— «Я христіанинъ».

Игемонъ, еще больше разгнѣвавшись, сказалъ:

— «Имя твое скажи намъ, мерзкій человѣкъ!»

Мученикъ отвѣчалъ:

— «Родители мои называли меня Емиліаномъ, Христосъ же, Истинный Богъ, сподобилъ меня быть и называться христіаниномъ».

Игемонъ спросилъ:

— «Скажи, нечестивый человѣкъ, кто тебя научилъ нанести такое оскорбленіе безсмертнымъ богамъ?»

Рабъ же Христовъ отвѣчалъ:

— «Богъ и душа моя повелѣли мнѣ сокрушить бездушные истуканы, называющіеся у васъ богами, чтобъ всѣ видѣли, что они — бездушные, глухіе и нѣмые, что у нихъ нѣтъ разума, но что они камень и дерево, которое не чувствуетъ; знай же, что истинному Богу, сотворившему все, я не нанесъ оскорбленія, но оскорбилъ вашихъ ложныхъ боговъ, которые ничего не сотворили, но сами сдѣланы вами, и я бросилъ ихъ на землю, чтобъ они погибли навсегда!»

Игемонъ сказалъ на это:

— «Одинъ ты разбилъ боговъ или еще кто былъ съ тобою?»

Отвѣчалъ святый:

— «Одинъ я съ помощью Христа моего стеръ въ прахъ вашихъ идоловъ и попралъ ногами жертвы и свѣтильники ихъ; и ни одинъ не могъ отмстить мнѣ за обиду, даже не могъ уклониться отъ моихъ рукъ, такъ какъ они безсильны, безчувственны. Будьте же такими и вы, дѣлающіе ихъ, и всѣ, надѣющіеся на нихъ».

Игемонъ въ ярости приказалъ раздѣть раба Христова, чтобъ бить его. Когда сняли одежды съ мученика, игемонъ сказалъ ему:

— «Скажи намъ, окаянный, кто тебя научилъ разбить боговъ?»

Отвѣчалъ святый:

— «Я уже тебѣ сказалъ раньше, и еще скажу, что никто другой, какъ только Богъ и душа моя повелѣли мнѣ сдѣлать это».

Тогда игемонъ приказалъ слугамъ:

— «Обнажите его и бейте сильнѣе, чтобъ онъ зналъ, что дерзость его не поможетъ ему, и не избавитъ его никто отъ моихъ рукъ!»

И начали съ жестокостью бить его.

Когда настолько уже побили мученика, что земля обагрилась кровью его, игемонъ спросилъ святаго:

— «Скажи, окаянный, кто тебя научилъ сдѣлать это злодѣйство?»

Мученикъ же среди побоевъ отвѣчалъ:

— «Я сказалъ тебѣ, что мнѣ повелѣлъ сдѣлать это Богъ и душа моя, и ты все не вѣришь мнѣ; да я и не зло сдѣлалъ, а добро, потому что я посрамилъ бѣса и прославилъ Бога».

Игемонъ сказалъ слугамъ:

— «Переверните его и бейте по животу и груди: гордъ онъ, ослушникъ царскихъ законовъ!»

И долго нещадно били мученика; потомъ игемонъ велѣлъ перестать бить святаго и спросилъ его:

— «Ты рабъ или свободный?»

— «Я рабъ градоначальника», — отвѣчалъ святый.

Тогда игемонъ прогнѣвался на градоначальника, хозяина Емиліана, за то, что держитъ у себя такого раба, противника боговъ и непокорнаго царскому повелѣнію, приговорилъ его къ уплатѣ въ царскую казну штрафа въ литру серебра, а мученика осудилъ на сожженіе. Тотчасъ же слуги и множество народа схватили святаго и повели вонъ изъ города; затѣмъ на берегу рѣки Дуная, разведя огромный костеръ, бросили въ него мученика. Пламя огненное окружало святаго, но не касалось его; потомъ разлилось вокругъ на далекое разстояніе и пожгло всѣхъ невѣрныхъ, до кого только достигало, иныхъ сильно опалило, а прочіе едва убѣжали. Бывшіе же среди народа тайные христіане не получили никакого вреда отъ огня, хотя пламя и доходило до нихъ. Святый стоялъ въ огнѣ, лицомъ на востокъ, ограждая себя крестнымъ знаменіемъ и благословляя Бога. Помолившись же, сколько захотѣлъ, онъ сказалъ:

— «Господи Іисусе Христе, пріими духъ мой!» [3]

Съ этими словами онъ возлегъ и почилъ о Господѣ, когда огонь уже угасалъ. Тѣло его нисколько не было повреждено огнемъ, даже волосы не опалились. И тѣ изъ гражданъ, которые были тайными христіанами, пошли къ женѣ игемона, исповѣдывавшей также втайнѣ христіанскую вѣру, разсказали ей все о святомъ и убѣдили ее выпросить у мужа для погребенія тѣло мученика, чудесно не тронутаго огнемъ. Она упросила мужа, и тотъ позволилъ безпрепятственно взять тѣло святаго; и взяли его вѣрные, обвили пеленой съ ароматами и похоронили съ честію на мѣстѣ, называемомъ Гизидина, отстоявшее за три поприща отъ города [4]. Пострадалъ за Христа святый мученикъ Емиліанъ, восемнадцатаго іюля, въ пятницу, отъ Капитолина игемона, въ царствованіе надъ римлянами и греками Юліана Отступника, а надъ нами — Владыки нашего Іисуса Христа, съ нимъ же Отцу и Святому Духу возсылается честь и слава. нынѣ и въ безконечные вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Юліанъ Отступникъ царствовалъ съ 361 г. по 363 г.
[2] Литра — мѣра вѣса, равная 72 золотникамъ; въ серебрѣ стоила около 40 р., въ золотѣ до 500 р.
[3] Кончина святаго мученика Емиліана послѣдовала въ 363 г.
[4] Впослѣдствіи въ Константинополѣ была выстроена церковь въ честь святаго мученика Емиліана, въ которую и были перенесены честныя мощи мученика. Мѣстность въ Константинополѣ, гдѣ былъ выстроенъ этотъ храмъ, называлась Равдой (отъ греч. слова ράβδος — жезлъ, — т.-е. Моисеевъ, принесенный при имп. Константинѣ Великомъ въ Константинополь и положенный въ церкви Богоматери, близъ коей былъ храмъ Емиліана).

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга одиннадцатая: Мѣсяцъ Іюль. — М.: Синодальная Типографія, 1910. — С. 387-391.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0