Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюль.
День шестнадцатый.

Страданіе святаго священномученика Аѳиногена и десяти учениковъ его.

— «Послушайтесь, граждане и всѣ знаменитые люди, царскаго повелѣнія, пойдите и принесите богамъ жертвы!»

И сколько ни было народу, закричали всѣ:

— «Мы — христіане и не поклонимся идоламъ!»

Тогда мучитель приказалъ воинамъ избивать народъ, и многіе умерли за Христа и приняли вѣнцы небесные. Послѣ этого подошелъ къ мучителю начальникъ отряда воиновъ, Николай, и сказалъ:

— «Господинъ игемонъ! Здѣсь есть одинъ человѣкъ, по имени Аѳиногенъ, епископъ христіанскій, который всѣхъ совращаетъ въ свою вѣру; живетъ онъ въ селѣ Пидахѳонѣ».

Игемонъ тотчасъ послалъ воиновъ взять его. У святаго Аѳиногена близъ того села въ особомъ уединенномъ мѣстѣ былъ маленькій монастырь, гдѣ онъ жилъ съ десятью учениками своими въ постѣ и молитвахъ. Пришли воины къ монастырю его и не нашли самого святаго епископа: онъ отлучился куда-то; тогда они связали его учениковъ, и отвели ихъ въ Севастію. Увидѣлъ ихъ игемонъ и приказалъ отвести въ темницу, заковать въ оковы и строго слѣдить за ними; а воинамъ сказалъ:

— «Найдите мнѣ учителя ихъ».

Воины пошли повсюду розыскивать Аѳиногена. Мужъ же Божій Аѳиногенъ, придя въ монастырь и не найдя своей братіи, вошелъ въ молитвенный храмъ и, смотря со слезами на стоявшій тамъ честный крестъ, сказалъ:

— «Гдѣ братія моя, которыхъ я Тебѣ поручилъ? Кто будетъ совершать со мною обычныя молитвы къ Богу? Гдѣ прекрасныя вѣтви масличныя? Что съ ними? Не знаю!»

И тяжко горевалъ святый. Выйдя изъ монастыря, онъ ходилъ вокругъ него, удивляясь и недоумѣвая, куда ушли братія; и вотъ прибѣжалъ къ нему олень, котораго недавно онъ вскормилъ своими руками, началъ ласкаться къ нему и лизать его руки. Потомъ онъ встрѣтилъ одного знакомаго человѣка, который спросилъ его:

— «Гдѣ былъ ты, святый владыка, когда взяли твоихъ учениковъ? Вѣдь игемонъ присылалъ за ними воиновъ, приказалъ связать ихъ и вести въ городъ, чтобъ замучить».

Услышавъ это, святый обрадовался и, посмотрѣвъ на небо, сказалъ:

— «Благодарю Тебя, Господи Іисусе Христе, что достойныхъ рабовъ Своихъ призвалъ Ты въ Царство небесное!»

Отославъ оленя въ пустыню, самъ онъ поспѣшилъ въ городъ Севастію къ своимъ ученикамъ. Придя къ городскому судьѣ, онъ началъ громко кричать:

— «Зачѣмъ ты обокралъ меня, мучитель, расхитивъ церковь мою? Пусть видитъ Богъ злое дѣло, совершенное тобой, и пусть обрушится Своимъ гнѣвомъ на тебя!»

Тотчасъ воины схватили святаго, и привели къ игемону, говоря:

— «Вотъ Аѳиногенъ, котораго ты велѣлъ искать, онъ очень оскорбляетъ твою свѣтлость!»

Игемонъ тотчасъ велѣлъ бросить его въ темницу, гдѣ были заключены его братія за Христа. Увидѣлъ своихъ братій, святый очень обрадовался и сказалъ имъ:

— «Миръ вамъ! Благодать Христова да будетъ съ вами, дѣти мои: вы оказались угодны Богу, потому Онъ и позвалъ васъ на обѣдъ небесный! Будьте тверды, не бойтесь соблазновъ мучителя: вамъ Богъ поможетъ завтра совершить вашъ подвигъ, и будете вмѣстѣ съ ангелами и ликами святыхъ вступать въ райскія радости и въ веселіи славить небеснаго Владыку во вѣки!»

На слѣдующій день мучитель сѣлъ на судъ и приказалъ привести къ себѣ Аѳиногена съ десятью его учениками. Онъ сказалъ имъ:

— «Принесите жертву богамъ, по царскому повелѣнію; если же не послушаетесь, то я буду мучить васъ лютыми муками и лишу васъ жизни, какъ погубилъ упорствовавшихъ прежде васъ: зломъ погибли злые».

Святый же Аѳиногенъ отвѣтилъ ему:

— «Тѣ, которыхъ ты, мучитель, называешь погибшими, не погибли, но ликуютъ на небесахъ вмѣстѣ съ ангелами».

Игемонъ сказалъ:

— «Не задерживай меня, Аѳиногенъ, а послушайся поскорѣе меня и вмѣстѣ съ товарищами своими принеси жертву богамъ, чтобы не погибнуть вамъ злой смертью».

На это святый сказалъ игемону:

— «Мучитель беззаконный, песъ прескверный и безстыдный! Не испугаешь насъ своими угрозами, дѣлай, что хочешь: мы готовы терпѣть все за нашего Бога».

Тогда мучитель разгнѣвался и велѣлъ десять учениковъ Аѳиногена обнаженныхъ повѣсить на дубѣ, жестоко бить и желѣзными гребнями строгать ихъ тѣло. Они же, страдая, говорили:

— «Мы готовы на раны ради Христа Безсмертнаго; не отречемся отъ Тебя, Владыко Боже нашъ!»

Мучитель, увидѣвъ ихъ мужество и терпѣніе, непреодолимое никакими муками, велѣлъ усѣчь ихъ мечомъ. И скончались святые въ добромъ исповѣданіи и со славою перешли въ райскія селенія. По убіеніи святыхъ десяти мучениковъ, игемонъ обратился къ святому епископу Аѳиногену со словами:

— «Гдѣ же твой Христосъ, Котораго ты называешь Богомъ? Почему Онъ не пришелъ сюда и не избавилъ твоихъ учениковъ отъ моихъ рукъ?»

Съ этими словами игемонъ велѣлъ и его также повѣсить нагого на деревѣ и бить. Святый же, когда его били, говорилъ:

— «Слава Тебѣ, Боже, что сподобилъ меня страдать за имя Твое!»

Сказалъ ему игемонъ:

— «Что же и тебя не избавляетъ твой Богъ отъ моихъ рукъ?»

Мученикъ отвѣчалъ:

— «Избавилъ и избавитъ отъ злой хитрости твоей, беззаконный!»

Тогда игемонъ велѣлъ снять его съ дерева и опять жестоко бить по ребрамъ, а святый воскликнулъ, обращаясь къ Богу:

— «На тебя, Господи, уповалъ, спаси меня Твоей милостью!»

И былъ ему божественный голосъ свыше:

— «Дерзай, избранникъ Мой! Я съ тобой, — Богъ твой, сохраняющій тебя!»

Этотъ голосъ слышалъ не только святый, но и слуги, мучившіе его; ихъ объялъ страхъ, и они не могли больше мучить человѣка Божія, такъ какъ руки ихъ оцѣпенѣли. Одинъ изъ друзей игемона, по имени Филиппъ, сидѣвшій съ нимъ вмѣстѣ, сказалъ ему:

— «Не говорилъ ли я тебѣ раньше, что христіане — волшебники? Погуби и этого поскорѣе, чтобъ не соблазнились тѣ, кто на него смотритъ».

Игемонъ тотчасъ отдалъ приказъ умертвить мученика мечомъ, а святый сказалъ мучителю:

— «Прошу тебя, игемонъ, прикажи отвести меня въ мой монастырь и тамъ умертвить».

И игемонъ исполнилъ его просьбу.

Когда святаго вели въ его монастырь, онъ пѣлъ нѣкоторые стихи изъ псалмовъ Давидовыхъ и радовался тому, что скоро разлучится съ тѣломъ и отойдетъ къ Господу. Когда онъ былъ близко отъ монастыря, вышеупомянутый олень вышелъ изъ пустыни навстрѣчу святому и поклонился ему въ ноги. И сказалъ ему святый:

— «Ты лишился братіи, вотъ лишаешься и того, кто вскормилъ тебя! Богъ же Вѣчный пусть не дастъ тебя и твоего потомства въ руки охотниковъ, но пусть потомство твое будетъ прибѣгать сюда въ память нашу на закланіе и въ пищу во славу Божію тѣмъ, кто будеть приходить праздновать нашу память».

Олень, проливая слезы, припалъ къ ногамъ святаго, а онъ осѣнивъ его крестнымъ знаменіемъ, сказалъ:

— «Иди съ миромъ въ пустыню!»

Войдя въ свой монастырь, святый Аѳиногенъ помолился Богу такъ:

— «Господи Боже мой! прими душу мою съ миромъ и сподоби меня быть вмѣстѣ съ моей братіей, чтобъ намъ вмѣстѣ славить пресвятое имя Твое вѣчно! Подай, Господи, вѣчное Твое благословеніе всѣмъ чтущимъ сь любовью память мою, всѣмъ молящимся Тебѣ съ упоминаніемъ моего имени; яви Свою благодать и подай имъ скорую помощь во всякой ихъ нуждѣ».

Во время его молитвы послышался голосъ съ неба:

— «Сегодня со Мною и учениками своими будешь въ раю, и всѣ просьбы твои исполнятся!»

Мученикъ, услышавъ этотъ голось, весьма обрадовался и съ веселіемъ подставилъ подъ мечъ свою голову; ему усѣкли голову; такъ скончался онъ о Господѣ. Честное тѣло его погребли вѣрующіе на томъ же мѣстѣ и собирались каждый годъ въ день кончины его для торжественнаго празднованія его памяти [2]. И случалось дивное чудо: тотъ олень, котораго святый вскормилъ и съ благословеніемъ отпустилъ въ пустыню, приходилъ по заповѣди его на праздникъ и приводилъ сь собою дѣтей. Оставивъ ихъ, онъ уходилъ въ пустыню, и никто ему не мѣшалъ. Это дѣлалъ олень каждый годъ: приходилъ на праздникъ и приводилъ своего дѣтеныша, котораго закалывали и съѣдали въ память и честь святаго мученика Аѳиногена епископа и десяти учениковъ его, во славу Христа Бога нашего, со Отцомъ и Святымъ Духомъ славимаго, нынѣ и въ безконечные вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Діоклетіанъ — управлялъ восточною половиною римской имперіи съ 284 г. по 305 г.
[2] Кончина св. священномученика Аѳиногена послѣдовала ок. 311 г.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга одиннадцатая: Мѣсяцъ Іюль. — М.: Синодальная Типографія, 1910. — С. 364-369.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0