Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюль.
День пятнадцатый.

Страданіе святыхъ мучениковъ Кирика и Іулитты.

Не имамы здѣ пребывающаго града, но грядущаго взыскуемъ (Евр. 13, 14).

Пришла она въ Селевкію [3], какъ странница и нищая, скрывая свое благородное званіе, но и здѣсь она нашла такое же гоненіе на христіанъ, ибо нѣкій Александръ, принявшій отъ царя начальство, пришелъ въ Селевкію и безъ жалости убивалъ всѣхъ исповѣдующихъ имя Іисуса Христа. Блаженная Іулитта, помня также нисанное: дадите мѣсто гнѣву, то есть, бѣгите отъ гнѣва [4], и еще: егда гонятъ вы во градѣ семъ, бѣгайте въ другій (Матѳ. 10, 23), — ушла изъ Селевкіи и отправилась въ Тарсъ, городъ Киликійскій, и жила здѣсь между бѣдняками. Спустя нѣкоторое время тотъ же начальникъ Александръ пришелъ и въ Тарсъ [5] мучить христіанъ; святая Іулитта нѣкоторыми была узнана и о ней доложили начальнику. Послѣдній тотчасъ приказалъ ее привести, а самъ возсѣлъ на открытомъ для народа судилищѣ. Когда воины взяли ее вмѣстѣ съ сыномъ, обѣ рабыни ея убѣжали; онѣ издали стали слѣдить за ней, чтобъ видѣть ея страданіе и кончину. И приведена была мученица предъ начальникомъ, имѣя на рукахъ трехлѣтняго отрока святаго Кирика. Спрошеная начальникомъ объ имени, родѣ и отечествѣ, она смѣло исповѣдала имя Господа нашего Іисуса Христа и назвала себя христіанкой:

— «Мое имя, — говорила она, — происхожденіе и отечество — это небесное Царство Христа моего!»

Начальникъ, разгнѣвавшись, повелѣлъ взять у нея отрока, обнажить и бить безпощадно жесткими жилами. Когда били мученицу, дитя, смотря на это, плакало и вырывалось изъ рукъ держащихъ его, чтобъ пойти къ матери. Начальникъ, видя красоту дитяти, приказалъ принести его къ себѣ, затѣмъ, взявши его, посадилъ на своихъ колѣнахъ и сталъ утѣшать, чтобы оно не плакало, гладилъ его по головѣ, цѣловалъ его и говорилъ ему всякія ласковыя слова, но дитя упиралось, вырывалось изъ рукъ, отворачивало голову отъ начальника, не даваясь ни гладить, ни цѣловать себя скверными устами; ребенокъ все смотрѣлъ на мать, которую били, плакалъ и кричалъ:

— «Я христіанинъ! Пусти меня къ матери!»

Отрываясь руками отъ начальника, онъ ногтями царапалъ лицо его. Тогда начальникъ пришелъ въ ярость, бросилъ дитя на полъ и ногой толкнулъ его въ бокъ, сбросивши внизъ съ высокаго сѣдалища; дитя, ниспадая по каменнымъ ступенямъ и ударяясь головой объ острые углы, все то мѣсто покрыло своей кровью и отдало свою святую и непорочную душу въ руки Божіи. Такъ увѣнчался мученичествомъ святый отрокъ Кирикъ.

Мать же его блаженная Іулитта, жестоко и долго мучимая, страдая какъ бы въ чужомъ тѣлѣ и какъ столпъ бездушный ничего не чувствуя, ничего другого не говорила, кромѣ сихъ словъ:

— «Я христіанка и не принесу жертвы бѣсамъ!»

Когда перестали бить ее и подняли съ земли, она увидѣла предъ судилищемъ свое любимое дитя окровавленное и мертвое; исполнившись радости, Іулитта сказала:

— «Благодарю Тебя, Господи, что ты сподобилъ сына моего такой благодати, что онъ прежде меня мученически скончался за имя Твое святое и принялъ неувядаемый вѣнецъ въ славѣ Твоей».

Послѣ этого начальникъ повелѣлъ ее повѣсить и желѣзными зубьями строгать тѣло ея, а потомъ, взявъ кипящую въ котлѣ смолу приказалъ поливать ее на раны. Когда такимъ образомъ мучили святую Іулитту, глашатай взывалъ:

— «Пощади себя, Іулитта, пощади свою юность и поклонись богамъ, чтобъ тебѣ избавиться отъ мукъ и не погибнуть лютой смертью какъ сынъ твой».

Мученица отвѣчала:

— «Не поклонюсь бѣсамъ и ихъ глухимъ и нѣмымъ идоламъ, — я поклоняюсь Господу моему Іисусу Христу, Единородному Сыну Божію, Которымъ Отецъ небесный все сотворилъ (Кол. 1, 12-16), и стараюсь придти къ сыну моему, чтобъ съ нимъ сподобиться Царства небеснаго».

Увидѣвши непреодолимое терпѣніе и великое мужество мученицы, начальникъ осудилъ ее на усѣченіе мечемъ. Взяли ее слуги и повели изъ города на то мѣсто, гдѣ убивали осужденныхъ на смерть. Святая шла, какъ бы къ вѣнцу брачному; придя къ тому мѣсту, она попросила немного времени для молитвы, а затѣмъ, преклонивши колѣна, молилась:

— «Благодарю Тебя, Господи Боже мой Іисусе Христе, что Ты призвалъ сына моего прежде меня, сподобивши его пострадать за имя Твое святое, и ему, оставившему суетную жизнь со святыми; пріими и меня, недостойную рабу Твою и сподоби получить благодать предъ Тобой — быть причтенной къ мудрымъ дѣвамъ (ср. Матѳ. 25, 1-13), вшедши въ Твой нетлѣнный чертогъ, чтобъ духъ мой благословилъ Тебя, Создателя моего, Твоего безначальнаго Отца и соприсносущнаго Духа во вѣки, аминь».

Послѣ такой молитвы святой Іулитты, палачъ, поостривши мечь, ударилъ имъ въ выю и отсѣкъ честную голову, оставивши тѣло на томъ мѣстѣ безъ погребенія на съѣденіе псамъ и звѣрямъ; также и тѣло святаго Кирика, вытащивши изъ города, бросилъ у тѣла матери и ушелъ. Когда настала ночь, вышеупомянутыя двѣ рабыни пришли сюда, взяли тѣло госпожи своей и ея сына и, отнесши далеко, погребли въ землѣ. Одна изъ этихъ рабынь прожила до дней Константина Великаго [6], перваго христіанскаго царя, во время котораго возсіяла истина и Церковь Божія, по благодати Христовой, стала господствующей; тогда-то рабыня показала вѣрнымъ христіанамъ то мѣсто, гдѣ погребены были честныя мощи святыхъ мучениковъ Кирика и Іулитты и разсказала о ихъ страданіяхъ. Святыя мощи ихъ были вынуты изъ нѣдра земли нетлѣнными, исполненными благоуханія и подающими больнымъ исцѣленія. Страданія ихъ были описаны въ память и честь святыхъ мучениковъ, на пользу вѣрнымъ и во славу Христа Бога нашего, со Отцемъ и Святымъ Духомъ славимаго во вѣки [7]. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Иконія — городъ на высокой плодоносной равнинѣ внутри Малой Азіи, при подошвѣ горы Тавра, недалеко отъ Листры и Дервіи; нѣкогда Иконія была главою городовъ Ликаонскихъ. Въ исторіи христіанской Церкви Иконія замѣчательна посѣщеніями ея св. Ап. Павла во время его миссіонерскихъ путешествій (Дѣян. 13, 51; 14, 1-3; 2 Тим. 3, 11). Впослѣдствіи здѣсь была епископія и съ 451 г. епископы Иконійскіе именовались митрополитами Ликаонской провинціи.
[2] Въ царствованіе Діоклитіана (284-305 гг.) было издано четыре указа противъ христіанъ. Первый былъ объявленъ въ февралѣ 303 г. Этимъ указомь предписывалось разрушеніе церквей и сожженіе св. книгъ, вмѣстѣ съ тѣмъ христіане лишались гражданскихъ правъ, покровительства законовъ и своихъ должностей; рабы христіане утрачивали право на свободу, если, получивъ ее по какому-либо случаю, оставались въ христіанствѣ. Вскорѣ былъ изданъ второй указъ, которымъ повелѣвалось всѣхъ предстоятелей церквей и другихъ духовныхъ лицъ заключать въ темницы, такимъ образомъ указъ касается однихъ только духовныхъ лицъ; послѣднихъ обвинили предъ императоромъ какъ зачинщиковъ возстанія въ Сиріи и Арменіи, къ несчастію для христіанъ начавшагося вслѣдъ за появленіемъ перваго указа. Въ томъ же 303 г. послѣдовалъ третій указъ; всѣхъ заключенныхъ на основаніи новаго указа велѣно было принуждать къ принесенію жертвъ подъ опасеніемъ пытокъ за сопротивленіе. Наконецъ въ 304 г. былъ обнародованъ послѣдній четвертый указъ, которымъ объявлялось повсемѣстное гоненіе на христіанъ. Изъ-за этого указа пролилось болѣе всего христіанской крови: онъ дѣйствовалъ цѣлыхъ восемь лѣтъ, до 311 г., когда императоръ Галерій особымъ указомъ объявилъ христіанство дозволенной религіей. Гоненіе Діоклитіана было послѣднимъ; въ немъ христіанство почти послѣ трехвѣковой борьбы одержало побѣду надъ язычествомъ.
[3] Селевкія — городъ Сиріи, на берегу Средиземнаго моря; по всей вѣроятности его основалъ царь сирійскій Селевкъ Никаторъ около 300 г. до Рождества Христова; здѣсь Ап. Павелъ во время перваго своего путешествія остановился для проповѣди и отсюда отплылъ въ Кипръ (Дѣян. 13, 4); въ VI в. по Рождествѣ Христовѣ городъ былъ разрушенъ.
[4] Собственно этотъ текстъ изъ посланій къ Римлянамъ (гл. 12, ст. 19) имѣетъ иное значеніе: «Не мстите за себя возлюбленные, — говоритъ Апостолъ, — но дайте мѣсто гнѣву Божію».
[5] Тарсъ, городъ малоазійской области Киликіи, замѣчателенъ тѣмъ, что здѣсь родился св. Апостолъ Павелъ (Дѣян. 22, 3); здѣсь же онъ готовился къ благовѣстію Христову и отсюда былъ вызванъ Ап. Варнавою для проповѣди Евангельской (Дѣян. 9, 11. 30; 11, 25). Поэтому въ Тарсѣ рано возникло христіанство (Дѣян. 15, 23. 41).
[6] Константинъ Великий — императоръ съ 324 г. по 337 гг.
[7] Страданіе свв. мучч. Кирика и Іулитты относится ко времени около 305 г. — Въ Константинополѣ былъ монастырь Кирика и недалеко отъ Іерихона въ Іудеѣ храмъ, какъ свидѣтельствуетъ Іоаннъ Мосхъ. По свидѣтельству русскихъ паломниковъ XII-XV вв., мощи Кирика были въ Софіи Константинопольской. Аматоръ, епископъ Оксерскій (388-418 гг.) принесъ часть ихъ въ Оксеръ, гдѣ Антіохія.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга одиннадцатая: Мѣсяцъ Іюль. — М.: Синодальная Типографія, 1910. — С. 359-363.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0