Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 20 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюнь.
День четырнадцатый.

Память преподобнаго Еллія.

— «Отойди отъ меня искусительное вожделѣніе, ибо написано: духомъ ходите и похоти плотскія не совершайте (Гал. 5, 16)».

Сейчасъ же онъ ушелъ съ того мѣста и, удалившись въ глухую пустыню, пребывалъ въ постѣ, изнуряя и какъ бы казня за невоздержаніе свое тѣло лишеніемъ пищи. Въ третью недѣлю своего пощенія увидѣлъ онъ на землѣ въ пустынѣ красивыя яблоки и другіе садовые плоды и, опять догадавшись, что это вражеское искушеніе, сказалъ:

— «Не вкушу и даже не прикоснусь ни къ чему изъ этого, чтобы не соблазнить брата моего, то есть душу мою, ибо написано: не о хлѣбѣ единомъ живъ будетъ человѣкъ, но о всякомъ глаголѣ исходящемъ изоустъ Божіихъ (Втор. 8, 3; Матѳ. 4, 4)».

Пропостившись четвертую недѣлю, онъ немного заснулъ и увидалъ представшаго ему въ видѣніи ангела Божія, сказавшаго:

— «Встань и, что найдешь изъ предложеннаго тебѣ, вкуси безъ всякаго сомнѣнія и подкрѣпись!»

Проснувшись, онъ увидѣлъ источникъ родниковой воды и кругомъ какую-то зелень, съ хорошимъ запахомъ и весьма вкусную для ѣды; онъ съѣлъ той зелени, выпилъ изъ источника и подкрѣпился тѣломъ. Впослѣдствіи онъ говорилъ братіи, что онъ никогда во всю жизнь не вкушалъ съ такою сладостію пищи. Прошедши немного отъ того мѣста, онъ нашелъ пещеру и поселился здѣсь, пробывши въ ней нѣкоторое время. Когда же его тѣлесная природа требовала пищи, онъ на камняхъ молился Богу, и тотчасъ невидимой рукой ему приносились чистый свѣжій хлѣбъ, масличныя ягоды и разная овощь.

Въ одно время преподобный отправился посѣтить въ пустыни братію, имѣвшую нужду въ необходимомъ, и понесъ имъ пищу изъ того, что ему посылалось Богомъ. Будучи въ пути и чувствуя утомленіе отъ тяжести ноши, онъ увидѣлъ ословъ, ходившихъ и пасшихся въ пустынѣ, и обратился къ нимъ, говоря:

— «Во имя Господа нашего Іисуса Христа пусть одинъ придетъ сюда и понесетъ мою ношу!»

Тотчасъ одинъ оселъ, сильнѣйшій изъ стада, кротко подошелъ къ нему, святый же положилъ на него свою ношу, самъ сѣлъ и скоро достигъ жилища находившихся въ пустынѣ братій, обрадовавши ихъ принесенной пищей, а осла отпустилъ въ пустыню. Въ другой разъ онъ тоже пришелъ въ одинъ пустынный монастырь рано въ воскресенье и, узнавши, что тамъ въ церкви не совершается службы, спросилъ, по какой причинѣ день Господень остается безъ богослуженія. Братія отвѣтили, что священникъ, живущій на другомъ берегу рѣки, не пришелъ, боясь крокодила, появившагося въ рѣкѣ и уже пожравшаго многихъ людей. Святый сказалъ имъ:

— «Если хотите, то я пойду и призову священника».

Но братія отвѣтили:

— «Нѣтъ! Да и кто тебя перевезетъ на ту сторону: всѣ боятся изъ-за крокодила и приближаться къ перевозу!»

Но святый Еллій, уповая на Бога, пошелъ и, когда былъ на берегу рѣки, призвалъ имя Господне, и тотчасъ появился крокодилъ. Тотъ, который привыкъ губить людей, по Божьему повелѣнію сдѣлался перевозчикомъ праведному: съ кротостью и страхомъ онъ взялъ святаго себѣ на хребетъ, перевезъ черезъ рѣку и поставилъ на другомъ берегу. Преподобный, дошедши до жилища священника, сталъ просить его придти къ братіямъ, но пресвитеръ, не зная его, спросилъ:

— «Кто ты и откуда?»

Онъ отвѣтилъ, что только недавно пришелъ въ монастырь. Пресвитеръ, хотя видѣлъ ветхую и заплатанную одежду блаженнаго, но по словамъ и благонравію узналъ въ немъ Божьяго человѣка и сказалъ:

— «Братъ, ты имѣешь плохую тѣлесную одежду, за то добрую душевную!»

Затѣмъ онъ всталъ и пошелъ къ обители. Когда они пришли къ рѣкѣ и не нашли, на чемъ можно было переѣхать рѣку, преподобный сказалъ пресвитеру:

— «Не безпокойся, отче! Богъ намъ приготовитъ ладью!»

И громкимъ голосомъ призвалъ къ себѣ крокодила; послѣдній, услышавши голосъ святаго, тотчасъ явился къ нимъ и кротко подставилъ свой хребетъ, чтобъ они взошли на него. Сначала преподобный взошелъ на спину крокодила, потомъ пригласилъ пресвитера, сказавъ:

— «Взойди отецъ, не бойся!»

Но пресвитеръ, увидавши крокодила, испугался и побѣжалъ назадъ. Братія же стояли на другомъ берегу и смотрѣли на то чудо, какъ человѣкъ Божій переправлялся черезъ рѣку на крокодилѣ, и со страхомъ удивлялись этому. Преподобный, переплывши рѣку, вышедши на берегъ и извлекши за собой крокодила, сказалъ ему:

— «Тебѣ лучше умереть самому, чѣмъ уничтожать людей и съѣдать ихъ!»

И тотчасъ крокодилъ палъ и издохъ.

Еллій святый пробылъ въ монастырѣ три дня, поучая братію богодухновенными словами; будучи самъ прозорливымъ, онъ зналъ помышленія всякаго и совѣсть каждаго брата и каждому особо говорилъ, кто чѣмъ искушается. Одному говорилъ, что онъ разжигается духомъ нечистоты, другому, что онъ разжигается гнѣвомъ, иному, что онъ плѣняется лакомствами, иному, что другой какой-либо страстію обуревается. Также на пользу всѣхъ обнаруживалъ добродѣтели другихъ иноковъ, одного называя кроткимъ, другого праведнымъ, иного терпѣливымъ, иного послушнымъ, иного имѣющимъ какую-либо другую добродѣтель; жизнь всѣхъ и всѣ тайныя дѣла, добрыя и злыя, ему были открыты Богомъ. Всякій изъ одолѣваемыхъ страстями говорилъ о себѣ, что вѣрно то, что объявлялъ Еллій, и всѣ умилялись сердцемъ, исправляя жизнь свою. Однажды во время духовной бесѣды преподобный отецъ сказалъ:

— «Приготовьте трапезу, ибо странствующія братія сейчасъ придуть сюда!»

И дѣйствительно, когда была приготовлена трапеза, какъ сказалъ святый, пришли въ монастырь издалека путешествующіе братія; съ честью принявши ихъ, святый Еллій ушелъ въ пустыню. Одинъ изъ юныхъ братій сталъ просить его, чтобъ онъ позволилъ ему съ нимъ идти въ пустыню, и сказалъ ему святый:

— «Тяжелое это дѣло, братъ, и требуетъ большаго труда, ибо нужно крѣпко стоять противъ діавольскихъ искушеній и многое терпѣть».

Но братъ обѣщалъ все перенесть, и святый принявши его, повелѣлъ жить въ другой пещерѣ. И въ наступившую ночь напали на него бѣсы сначала невидимо, смущая умъ его скверными помыслами, а затѣмъ видимо, какъ страшныя видѣнія устремились на него и давили, желая умертвить. Онъ, выбѣжавши изъ пещеры, поспѣшилъ къ святому и разсказалъ ему о своемъ несчастьи. Старецъ, утѣшивши брата немногими словами и утвердивши его въ терпѣніи и вѣрѣ, снова отвелъ его въ ту же пещеру, очертилъ пальцемъ мѣсто поселенія и, оградивъ его крестнымъ знаменіемъ, повелѣлъ вооружиться именемъ Господнимъ и не бояться. И жилъ братъ въ пустынѣ той уже не вредимый бѣсовскими нашествіями и сподобился пищи, невидимой рукой приносимой, какъ его преподобный наставникъ, котораго питалъ Самъ Богъ. Святый Еллій достигъ глубокой старости, совершилъ многія чудеса и преставился Богу, Которому угодилъ и былъ причтенъ къ лику преподобныхъ, предстоящихъ на небѣ престолу Отца, Сына и Святаго Духа, Единаго въ Троицѣ Бога, Ему же слава нынѣ присно и во вѣки вѣковъ [1]. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Преп. Еллій скончался въ IV вѣкѣ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга одиннадцатая: Мѣсяцъ Іюль. — М.: Синодальная Типографія, 1910. — С. 354-357.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0