Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Іюль.
День двѣнадцатый.

Страданіе святой мученицы Голиндухи.

Въ землѣ персидской [1] въ царствованіе Хозроя Старшаго [2] жила нѣкая женщина молодая и красивая, называемая персидскимъ именемъ Голиндухи; была она изъ знатнаго рода великихъ вельможъ, въ замужествѣ тоже — за извѣстнымъ начальникомъ волхвовъ [3]. Послѣ трехъ лѣтъ замужества она вразумлена была божественнымъ просвѣщеніемъ и, начиная понимать заблужденіе персидскаго нечестія, искала, — какая вѣра есть истинная. Слыша о христіанской, чистой и нескверной вѣрѣ, она размышляла въ себѣ: эта ли вѣра есть истинная, или существуетъ еще иная какая? и желала Голиндуха быть наставленной въ ней и прійти къ познанію истины. Она находилась въ такомъ размышленіи довольно продолжительное время, и вотъ во снѣ въ одну ночь ей было такое видѣніе: она увидѣла свѣтлаго ангела Божія, который, взявши ее, повелъ къ какому-то темному и огненному мѣсту, полному великаго страха и ужаса, гдѣ было множество людей; которые подвергались мученію. Голиндуха спросила ангела, ведшаго ее:

— «Что это за ужасное мѣсто и кто это здѣсь мучится?»

Ангелъ сказалъ ей:

— «Это мѣсто казни грѣшныхъ и невѣрующихъ, — мучаются въ немъ и твои прародители, которые покланялись идоламъ и ложнымъ персидскимъ богамъ».

Скорбѣла Голиндуха о гибели своихъ прародителей и тяжко вздыхала. Потомъ ангелъ повелъ ее въ другое мѣсто, гдѣ былъ рай Божій и жилище праведныхъ, и показалъ ей чрезъ малую дверцу бывшій тамъ великій свѣтъ и въ немъ многихъ мужей и женъ, веселящихся въ неописанной радости; показавши это, ангелъ вошелъ въ тѣ дверцы; захотѣла и она тоже пойти за ангеломъ, но онъ не пустилъ ее, сказавши:

— «Ты не можешь войти сюда, не будучи христіанкой: сюда никто не входитъ изъ не принявшихъ святаго крещенія Христова».

Тотчасъ со страхомъ проснулась Голиндуха, удивляясь видѣнному, и очень желала сдѣлаться христіанкой, возмущаясь персидскимъ нечестіемъ и волхвованіемъ своего мужа. Озабоченная мыслію, какъ бы сподобиться святаго крещенія, она стала со слезами молиться объ этомъ истинному христіанскому Богу и скоро получила просимое; наставляемая и руководимая ангеломъ Господнимъ, она тайно вышла изъ дома, пришла къ одному священнослужителю, находившемуся въ скрытомъ мѣстѣ; такъ Голиндуха была приведена безплотнымъ ангеломъ къ ангелу во плоти, которымъ она была наставлена въ вѣрѣ и крещена; при крещеніи дано было ей имя Маріи.

По принятіи крещенія она снова возвратилась въ домъ, но уже не повиновалась естественному супружескому закону, не желая быть оскверненной нечестивымъ мужемъ, такъ какъ была обручена невѣстой Христу; по наставленію духовнаго отца, крестившаго ее, Голиндуха пребывала въ постѣ и молитвѣ, посвящая ей цѣлыя ночи; она день проводила въ молчаніи, не желая бесѣдовать съ невѣрными, а мужу своему не позволяла и прикоснуться къ себѣ. Удивлялся мужъ происшедшей съ ней неожиданной перемѣнѣ и ея необычному поведенію, недоумѣвалъ, что это съ ней случилось, и безпокоился о ней. Но особенно жалѣлъ онъ о лишеніи плотскаго соединенія съ ней, ибо она совсѣмъ не желала общенія съ нимъ; и долго онъ старался сломить ея упорство то лаской и просьбой, то насиліемъ и побоями, но не могъ достигнуть цѣли, такъ какъ невѣста Христова была укрѣпляема невидимою силою Божіею, и мужъ былъ не въ состояніи одолѣть ея. Узнавши, наконецъ, что супруга его стала христіанкой, мужъ сталъ плакать о ней, какъ о погибшей, и всячески увѣщавалъ ее со слезами, чтобъ она отказалась отъ Христа и была бы съ нимъ по прежнему въ супружескомъ общеніи; но не могъ поколебать ея, утвержденную, какъ столпъ непоколебимый, въ вѣрѣ и любви Христовой. Еще производилъ онъ надъ ней свои волхвованія, призывая на помощь бѣсовскую силу, но тоже ничуть не успѣлъ, ибо бѣсы не смѣли даже издали приблизиться къ ней, видя, что она осіявается благодатію Христовою. Тогда пошелъ онъ къ царю Хозрою и съ большимъ сожалѣніемъ повѣдалъ ему, что жена его сдѣлалась христіанкой и гнушается союза съ нимъ. Царь послалъ одного изъ своихъ приближенныхъ увѣщавать ее, но вельможа возвратился тоже ни съ чѣмъ. И не разъ, а много разъ было это: то знатныхъ мужей, то благородныхъ женъ посылалъ къ ней царь съ лаской и лестью, чтобъ она обратилась къ прежней вѣрѣ и вступила въ сожительство съ мужемъ, но весь трудъ ихъ былъ напраснымъ. Однажды царь послалъ сказать Голиндухѣ, что, если она откажется отъ христіанской вѣры и снова обратится къ персидской, то онъ возметъ ее себѣ въ жены, и она будеть царицей; но святая сказала пришедшимъ къ ней:

Я спрошу васъ объ одной вещи, скажите мнѣ: вотъ царь возьметъ меня себѣ въ жены; но не умретъ ли онъ, — останется ли живъ во вѣки? Если будетъ безсмертенъ, то я послушаюсь его».

— «Невозможно человѣку быть безсмертнымъ, отвѣчали пришедшіе: царь — человѣкъ и безъ сомнѣнія умретъ».

Тогда святая сказала:

— «Я не хочу соединиться со смертнымъ и не долговѣчнымъ царемъ, такъ какъ соединена съ Царемъ безсмертнымъ, во вѣки живущимъ, Христомъ Богомъ моимъ, за Котораго готова и страдать и умереть».

Посланные, возвратившись, передали слова ея царю; онъ разгнѣвался, приказалъ заковать ее всю въ желѣзныя оковы и бросить въ темницу, чтобъ ее всѣ забыли такъ, какъ мертвую. И оставалась мученица въ темницѣ 18 лѣтъ. Между тѣмъ умеръ Хозрой, царь персидскій, послѣ него сталъ царемъ сынъ его Ормисдасъ, а въ Греціи перемѣнились цари: Іустинъ Младшій [4], Тиверій вторый [5], а послѣ нихъ святый Маврикій [6]. Въ это время пришелъ въ Персію отъ Грековъ посолъ, по имени Аристовулъ, мужъ честный, боголюбивый и богоугодный; онъ, услышавши о томъ, что въ темницѣ сидитъ Марія-Голиндуха, пожелалъ ее видѣть и получить отъ нея благословеніе. Онъ попросилъ царя персидскаго нарочито, чтобы онъ позволилъ ему безпрепятственно приходить въ темницу; получивши разрѣшеніе, онъ пришелъ къ святой, облобызалъ ея узы, которыми она была окована за Христа, и даже нѣкоторую часть ихъ взялъ себѣ, какъ благословеніе. Проживая въ Персіи, мужъ этотъ часто приходилъ къ святой и научилъ ее псалмамъ Давидовымъ, такъ что невѣста Христова, сидя въ темницѣ, какъ въ чертогѣ, воспѣвала ихъ и благодарила Бога.

По уходѣ Аристовула Ормисдасъ отдалъ святую Голиндуху волхвамъ на мученіе по ихъ желанію; они каждый день выводили ее изъ темницы, наносили ей множество ранъ и немилосердно мучили, но утромъ находили ее невредимой и здоровой. Однажды сосцы ея отъ ранъ совершенно распались, ибо ее сильно били и по животу и по груди; когда же утромъ ее вывели снова на мученіе; то сосцы и все тѣло оказалось невредимымъ; видя это персы удивлялись и прославляли силу Христову, а многіе изъ нихъ даже перешли въ христіанскую вѣру. Волхвы же ярились, какъ звѣри, на агницу Христову и изобрѣтали все новыя муки: обожгли голову ея огнемъ; потомъ вложили Голиндуху въ мѣхъ, завязавши и запечатавши, и бросили въ глубокій ровъ, чтобъ она тамъ умерла. Но всесильной рукой Божіей, сохраняющей жизнь ея, она осталась живой, хотя многіе дни пребывала безъ пищи и питья, а можетъ быть, кормилась невидимой пищей и невидимымъ питіемъ. Богъ, гдѣ хочетъ, побѣждаетъ естественный порядокъ. Когда дѣйствіемъ сверхестественной силы мученица много дней оставалась живою, приказано было осквернить ее безстыднымъ людямъ. Для этого она введена была въ особую комнату; но когда они входили къ ней, то не находили ея, ибо Богъ содѣлалъ ее невидимой: не могли ихъ скверныя очи увидѣть чистую невѣсту Христову; когда же они ушли, снова она стала видима для слугъ мучителя, и снова взяли ее на мученія, — на различныя страданія. Потомъ она брошена была на съѣденіе громадному и страшному змѣю, который содержался и кормился въ одной глубокой пропасти. Но, Заградившій нѣкогда уста львамъ, чтобъ они не съѣли брошеннаго въ ровъ Даніила (Дан. гл. 6), послалъ ангела Своего, и онъ заградилъ уста змѣя, чтобъ тотъ не повредилъ и не прикоснулся къ многострадальному тѣлу святой мученицы; обуздалась лютость змѣя, и сталъ онъ кроткимъ предъ ней, какъ ягненокъ, лежалъ и отдыхалъ у ногъ ея, и оставалась святая въ пропасти со змѣемъ четыре мѣсяца: змѣю всѣ дни бросалась положенная пища, а мученица безъ пищи и питія оставалась живой, какъ и прежде, благодаря силѣ Божіей, чудесно сохраняющей ея жизнь. Потомъ спустя много дней, она захотѣла ѣсть, и явился ей Ангелъ Божій и, творя крестное знаменіе, прикоснулся къ ея устамъ, со словами:

— «Отнынѣ ты не будешь чувствовать ни голода, ни жажды, а если что пожелаешь вкусить, какъ еще не безплотная, то это будетъ въ твоей волѣ».

Сказавши это, онъ вывелъ ее изъ той пещеры. Увидѣвши ее, нечестивые снова ее взяли, чрезвычайно удивляясь, какъ она была не съѣдена змѣемъ и какъ вышла изъ пещеры, и говорили, что она христіанскимъ волхвованіемъ околдовала змѣя, чтобъ онъ не съѣлъ ея, и что волхвованіемъ же вышла изъ рва. И снова утверждали:

— «Какъ сильно христіанское волхвованіе, — оно превосходитъ даже персидское!»

Царь же, узнавши о ней, что она жива, приказалъ мечемъ отсѣчь ей голову, но когда она была ведена на усѣченіе, ангелъ Господень похитилъ ее изъ рукъ ведущихъ воиновъ и сохранилъ живой. Ушедшая мученица, оставаясь неизвѣстной для мучителей, пребывала между христіанами, которыхъ тогда было не много въ Персіи: они жили на малозамѣтныхъ мѣстахъ, какъ бы скрываясь, хотя о нихъ и знали невѣрные. По слову ангельскому святая не испытывала ни голода ни жажды, развѣ иногда только, желая показать, что она не призракъ, но имѣетъ тѣло, брала малый кусокъ хлѣба и, омочивши его въ водѣ, съѣдала; дѣлала же это не часто, а рѣдко — иногда чрезъ 10 дней, а то и больше. Спустя не много времени послѣ того, какъ мученица была сохранена отъ смерти, погибъ съ шумомъ нечестивый царь персидскій Ормисдасъ, убитый своими приближенными, сдѣлался царемъ сынъ его Хозрой [7], внукъ старшаго Хозроя, но и противъ него возстали вельможи, и онъ убѣжалъ изъ Персіи. Размышлялъ онъ, куда ему направиться: въ Аравію ли, гдѣ уже были сарацины, или въ греческія страны къ христіанамъ; недоумѣвая, куда держать путь, наконецъ рѣшилъ онъ пустить возжи коня своего, въ какую сторону пойдетъ онъ, туда и направиться. Когда онъ достигъ того мѣста, гдѣ одинъ путь ведетъ въ Аравію, а другой въ греческія страны, конь пошелъ путемъ греческимъ, и направился Хозрой со всѣми своими приближенными въ Греческую область, гдѣ и былъ съ честью и любезностью принятъ царемъ греческимъ Маврикіемъ. Маврикій далъ Хозрою большую силу своего войска; съ нимъ Хозрой пошелъ въ Персію, побѣдилъ враговъ и снова взялъ престолъ свой. Наступили отрадные, свободные дни для христіанъ, жившихъ въ Персіи, ибо Хозрой считалъ Маврикія своимъ отцемъ и потому до его смерти не дѣлалъ зла христіанамъ. Съ Хозроемъ пришелъ въ Персію святый Дометіанъ, епископъ Мелитійскій, посланный Маврикіемъ. Онъ, какъ прежде Аристовулъ, собственными очами видѣлъ святую мученицу Марію, называемую по персидски Голиндухой, но уже не въ оковахъ, а на свободѣ, проповѣдующей персамъ о Христѣ; онъ бесѣдовалъ съ ней, слышалъ о ея страданіяхъ или изъ ея устъ непосредственно, или отъ другихъ, и возвратившись въ Грецію, повѣдалъ о ней многимъ. По проповѣди Маріи въ Персіи приняли святую вѣру ея родственники, и другіе знаменитые люди и немало народа, ибо видѣли многія творимыя ею чудеса, въ томъ числѣ немало предсказаній о будущемъ и исполненіе ихъ, ибо она имѣла даръ прозорливости, проницая въ тайное и сокровенное; благодаря всему этому въ тѣхъ странахъ умножалась слава Христова. Послѣ этого святая отправилась въ предѣлы Греческой области, въ Киркисію и Дарію, посѣтила Іерусалимъ и здѣсь поклонилась Животворящему древу Честнаго Креста, гробу Господню и прочимъ святынямъ. Пришла она между прочимъ въ одинъ монастырь, гдѣ господствовала ересь злочестиваго Севира, утверждавшаго страданіе Божества и присоединявшаго, поэтому, къ трисвятому такія слова: распныйся за насъ, помилуй насъ, Отецъ и Духъ Святый, вмѣстѣ съ Сыномъ страдавшіе на Крестѣ. Помолилась святая Богу, чтобъ Онъ открылъ ей объ этихъ Севиріанахъ, слѣдуетъ-ли принимать ихъ причащеніе или нѣтъ, и увидѣла ангела, держащаго два потира [8], — одинъ полный тьмы, а другой исполненный свѣта, и открывающаго ей, что потиръ съ тьмой есть еретическое причащеніе, а со свѣтомъ — причащеніе Святой Соборной Каѳолической [9] Церкви. Поэтому святая пренебрегла общеніемъ съ еретиками и поспѣшила уйти оттуда. Руководимая Ангеломъ Божіимъ, проходила она и другія страны и города, посѣтила Іераполь Сирскій и въ немъ епископа Стефана, который впослѣдствіи написалъ ея житіе. Когда приблизилась блаженная кончина ея, она не много заболѣла въ церкви святаго мученика Сергія, которая находилась между Низивіей и городомъ, называемымъ Дарой, помолилась о спасеніи всего міра, возблагодарила Бога за великую Его милость, на ней явленную, и радостно предала свою святую душу въ руки Господа, Котораго такъ возлюбила и ради Котораго такъ много пострадала; она причтена была къ лику святыхъ мученицъ въ Царствѣ небесномъ. Такъ святая мученица Марія, она же и Голиндуха, окончила свою земную жизнь о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, Которому слава во вѣки, аминь [10].

Примѣчанія:
[1] Персія (нынѣ — Иранъ) занимаетъ западную часть Иранской возвышенности. Современными границами ея являются: съ запада Турція, съ востока Афганистанъ, съ юга — Индійскій океанъ и съ сѣвера — Закаспійская область. Основателемъ Персидской монархіи былъ Киръ, царствовавшій съ 558 по 529 г. до Р. Хр., извѣстный своими завоеваніями (онъ покорилъ почти всю западную Азію).
[2] Хозрой (или точнѣе Хосровъ) съ персидскаго значитъ вообще царь. Это наименованіе обыкновенно прибавлялась къ собственному именя того или другого царя. Въ данномъ случаѣ разумѣетя Хозрой I Ануширванъ, правившій съ 531 г. по 579 г.
[3] Подъ именемъ волхвовъ въ древности разумѣлись люди мудрые, обладавшіе обширными знаніями о тайныхъ силахъ природы, свѣтилахъ небесныхъ. Они наблюдали явленія природы, толковали сны, предсказывали будущее; большею частью они были вмѣстѣ съ тѣмъ и жрецами и пользовались большимъ уваженіемъ при дворахъ царскихъ и въ народѣ. Волхвы перешли къ персамъ отъ ассиро-вавилонянъ; у персовъ сначала они встрѣтили сильный отпоръ со стороны туземныхъ жрецовъ. Но затѣмъ магизмъ привился у персовъ, слившись съ мѣстнымъ жречествомъ; такъ что и самое слово магъ или волхвъ у персовъ получило значеніе жреца или священника. Основатель религіи древнихъ жителей Ирана Зороастръ во многихъ древнихъ памятникахъ выставляется какъ глава и преобразователь класса маговъ или волхвовъ.
[4] Іустинъ II — императоръ 565-578 гг.
[5] Тиверій II — императоръ 578-582 гг.
[6] Маврикій — императоръ 582-602 гг.
[7] Хозрой II Парвезъ правилъ съ 590 г. по 628 г.; онъ взялъ въ Іерусалимѣ животворящее древо Креста Господня въ 614 г., во время войны съ греческимъ императоромъ Фокою. Древо крестное было возвращено въ 628 г. преемникомъ Хозроя II-го Сироэсомъ, по заключеніи мира съ греческимъ императоромъ Иракліемъ.
[8] Потиръ — чаша.
[9] Т. е. Вселенской.
[10] Св. мученица Голиндуха скончалась въ 591 г. По Константинопольскому типикону IX-X вв. житіе ея написалъ Евстратій, пресвитеръ великой Константинопольской церкви, — cовременникъ св. патріарха Евтихія.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга одиннадцатая: Мѣсяцъ Іюль. — М.: Синодальная Типографія, 1910. — С. 328-334.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0