Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 18 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Іюль.
День двѣнадцатый.

Страданіе святыхъ мучениковъ Прокла и Иларія.

Святые мученики, Проклъ и Иларій, были родомъ изъ предѣловъ города [1] Калипта, что близъ Анкиры [2]; пострадали они отъ игемона Максима въ царствованіе Траяна [3]. Первымъ былъ взятъ святый Проклъ и приведенъ къ самому царю, находившемуся тогда въ предѣлахъ той страны; затѣмъ онъ былъ закованъ въ желѣзо и ввергнутъ въ темницу. Царь, разсмотрѣвъ дѣло Прокла и найдя, что послѣдній не повинуется нечестивымъ повелѣніямъ [4], предалъ его на мученія игемону Максиму. Максимъ, сѣвши на судилищѣ, потребовалъ къ отвѣту узника Христова, — онъ спросилъ его:

— «Какого ты рода?»

— «Родъ мой Христовъ», — отвѣтилъ святый Проклъ, — «и моя надежда Богъ мой».

— «Клянусь богами, не пощажу тебя!»

Сказалъ игемонъ и снова спросилъ:

— «Знаешь ли ты царскія приказанія, оглашенныя вездѣ, чтобъ всѣ христіане приносили жертвы богамъ?»

— «Я слышалъ, — отвѣчалъ святый, — о сихъ приказаніяхъ беззаконниковъ; эти повелѣнія они дали въ соблазнъ многимъ, а себѣ на погибель».

— «Ты смѣешь, — негодуя и удивляясь сказалъ игемонъ, — укорять царя и законы его хулить?! Не видишь развѣ, какія за это муки предстоятъ тебѣ, окаянный?»

— «Дѣлай, что хочешь, — возразилъ мученикъ, — я не принесу жертвы богамъ твоимъ и не боюсь мукъ, убивающихъ тѣло, а не душу; лучше бояться Бога, чѣмъ людей».

— «Избирай себѣ, — предложилъ игемонъ, — или жизнь или смерть: вотъ видишь мучилищное дерево, для тебя приготовленное, и орудія для пытокъ, — ждемъ твоего отвѣта: чего хочешь?»

Святый Проклъ отвѣчалъ:

— «Если вы боитесь нарушить царское приказаніе, чтобъ не получить кратковременныхъ мученіи, то тѣмъ болѣе мы, христіане, боимся нарушить заповѣдь Божію, чтобы не впасть въ вѣчныя мученія, уготованныя Богомъ для тѣхъ, которые отступаютъ отъ Него и кланяются вашимъ ложнымъ богамъ, кои и сами на грядущемъ судѣ будутъ преданы вмѣстѣ съ приносящими имъ жертвы на безконечную погибель.

— «Ужели, — удивился игемонъ, — ты дерзаешь укорять и боговъ нашихъ? Говорю тебѣ, что противъ твоего желанія я заставлю тебя признать могущество боговъ нашихъ».

— «А я надѣюсь, — возразилъ мученикъ, — на Бога моего, что прежде чѣмъ ты убѣдишь меня исповѣдать боговъ твоихъ, я сдѣлаю такъ, что ты предъ всѣми воинами и слугами, вопреки желанію, признаешь Владыку моего и напишешь собственной рукой: истиненъ Богъ грѣшнаго Прокла и нѣтъ иного, кромѣ Него».

Разгнѣванный игемонъ приказалъ мученика повѣсить нагимъ на деревѣ, привязать къ ногамъ тяжелый камень и желѣзными крючьями строгать его тѣло. И долго такъ мучили святаго Прокла; онъ же все переносилъ мужественно, ничего не говоря, только смотря на небо; потомъ его сняли и заключили въ оковы.

Послѣ этого игемонъ отправился въ городъ Калиптъ и повелѣлъ вести за собой мученика, который принужденъ былъ пѣшимъ не отставать отъ быстрыхъ лошадей. Когда было пройдено почти полдороги, мученикъ сталъ молиться, громко взывая къ Богу:

— «Боже мой Іисусе Христе, ради Котораго страдаю я, ведóмый съ поруганіемъ воинами! Внемли сегодня рабу Твоему, да прославится имя Твое во вѣки: простри Свою всесильную руку, удержи беззаконнаго игемона сего и не допусти его продолжать путешествіе, пока онъ предъ всѣми людьми не исповѣдуетъ, что нѣтъ иного Бога, кромѣ Тебя!»

Когда святый помолился такимъ образомъ, вдругъ игемонъ неожиданно остановился въ пути, точно связанный: не могли двинуться ни кони, ни онъ самъ, удерживаемый невидимой силой Божіей. Остановились и всѣ воины, дивясь такому чудесному дѣлу. Долго старались двинуть колесницу, погоняли коней, впрягали въ подмогу еще другихъ пытались вести сами и ничего могли сдѣлать, даже не были въ состояніи снять съ колесницы самого игемона: колесница стояла, какъ гора неподвижная, а игемонъ на ней — какъ пригвожденный. Тогда игемонъ сказалъ своимъ спутникамъ:

— «Видите удивительную волшебную силу этого хитраго христіанина, — что онъ съ нами сдѣлалъ, — съ мѣста не можемъ двинуться и назадъ идемъ?!»

Тогда игемонъ послалъ одного изъ слугъ своихъ, по имени Ермія, сказать мученику, который былъ далеко позади:

— «Что это ты сдѣлалъ, остановивши насъ своимъ волшебствомъ среди пути? Очевидно, боясь ожидающихъ тебя въ городѣ мученій, ты прибѣгь къ такой хитрости, чтобъ только не вели тебя туда».

Но святый Проклъ сказалъ слугѣ игемона:

— «Клянусь Господомъ Богомъ, что вы не двинетесь съ мѣста до тѣхъ поръ, пока игемонъ не исповѣдуетъ имя Господа моего Іисуса Христа, какъ я ему сказалъ еще прежде».

— «Если, — спросилъ Ермій, — игемонъ и исповѣдаетъ имя Бога твоего, стоя среди пути, то какъ же ты услышишь или узнáешь объ этомъ, находясь далеко отъ него?»

Мученикъ сказалъ:

— «Пусть онъ напишетъ это исповѣданіе на хартіи и пришлетъ мнѣ, и сейчасъ же вы двинетесь вашимъ путемъ въ городъ Калиптъ».

Возвратившись, Ермій передалъ слова мученика игемону, который, хотя и не желалъ, но вынужденъ былъ постигшимъ несчастьемъ взять хартію и написать:

— «Единъ есть истинный Богъ, — Тотъ, Которато почитаетъ Проклъ, и нѣтъ иного Бога, кромѣ Него».

Написавши такъ, онъ послалъ хартію мученику, и тотчасъ кони и воины двинулись и отправились въ путь.

Достигши города Калипта, игемонъ сѣлъ на судилищѣ и, призвавши святаго Прокла, сказалъ ему:

— «Ты на насъ показалъ въ пути всю силу своего волшебства, я же здѣсь покажу тебѣ силу своей власти, и какъ ты принудилъ меня признать твоего Бога, такъ и я заставлю тебя признать нашихъ боговъ и имъ принести жертву».

Сказавши это, онъ приказалъ принести горящія свѣчи и опалять ими животъ и ребра святаго Прокла: жгли мученика такъ, что все тѣло его обгорѣло, но онъ, не обнаруживая никакого нетерпѣнія, молчалъ, какъ будто носилъ чужое, а не свое тѣло. И сказалъ ему игемонъ:

— «Ты пренебрегаешь муками?»

Святый отвѣчалъ:

— «Я пренебрегаю этими, но боюсь вѣчныхъ».

Снова сказалъ игемонъ:

— «Покоришься ли ты богамъ нашимъ?»

— «Я покоряюсь, — услышалъ онъ отвѣтъ, — Христу, во вѣки пребывающему: Онъ моя Надежда!»

Спросилъ игемонъ:

— «Хочешь ли въ мукахъ умереть?»

— «Если и умру, — возразилъ святый Проклъ, — то снова буду жить!»

Тогда игемонъ приказалъ воинамъ вывести святаго Прокла изъ города и, распявши на деревѣ, стрѣлять въ него изъ луковъ. Взяли воины мученика и сказали ему:

— «Послушай насъ и принеси жертву богамъ, — тотчасъ тебя исцѣлятъ искусные врачи отъ ранъ, и ты будешь почтенъ важнымъ саномъ».

— «Я, — отвѣчалъ страстотерпецъ, — имѣю санъ на небѣ, которымъ меня почтитъ Христосъ Богъ мой, перестаньте же прельщать меня и дѣлайте, что приказано вамъ».

Когда они шли и говорили объ этомъ, имъ встрѣтился на пути одинъ, только что вышедшій изъ юности мужъ, по имени Иларій, племянникъ святаго Прокла, сынъ его родного брата. Онъ приблизился, поклонился своему дядѣ и, цѣлуя его, воскликнулъ:

— «И я христіанинъ!»

Воины взяли Иларія и заключили въ темницу, а святаго Прокла привели на мѣсто казни, распяли на деревѣ и, натянувши свои луки, начали стрѣлять въ него. Мученикъ, пронзаемый по всему телу стрѣлами, молился Богу, говоря:

— «Въ руки Твои, Господи, предаю духъ мой, спаси меня, Боже истинный!»

И съ этими словами преклонивши голову, испустилъ духъ. Скончался святый мученикъ Проклъ въ 12-й день мѣсяца іюля. Вѣрующіе тайно взяли мощи его и погребли. Иларій же сидѣлъ въ темницѣ и воспѣвалъ:

Возлюблю Тя, Господи, крѣпосте моя, Господь утвержденіе мое, и прибѣжище мое, и прочее изъ 17-го псалма.

Когда онъ уснулъ, явился ему въ видѣніи ангелъ Господень сказалъ:

— «Мужайся и крѣпись, я съ тобой, — я посланъ отъ Бога, чтобъ укрѣпить тебя».

На третій день послѣ кончины Прокла святый Иларій былъ приведенъ на пытки. И спросилъ его игемонъ:

— «Ты христіанинъ?»

Отвѣтилъ мученикъ:

— «Да христіанинъ, — весь мой родъ былъ въ христіанствѣ и всѣ умерли, почитая Христа».

Тогда игемонъ въ ярости приказалъ долго и жестоко бить мученика, повѣсивши нагимъ на деревѣ. Потомъ осудилъ его на смерть, повелѣвши вывести его за три поприща отъ города и тамъ отсѣчь ему голову. Воины связали мученику руки, повергли его на землю и, зацѣпивши за ноги, повлекли его, а мученикъ въ это время пѣлъ:

Основанія Его на горахъ святыхъ, любитъ Господь врата Сіоня, паче всѣхъ селеній Іаковлевыхъ (Псал. 86, 2).

Тѣло мученика, влачимое по землѣ, разрывалось, земля обагрялась кровью; когда же они отошли на три поприща отъ города, палачъ обнажилъ мечъ, а святый молился Богу:

— «Господи Іисусе Христе, пріими духъ мой!»

И была отсѣчена глава мученика. Скончался святый Иларій въ 15 день мѣсяца іюля, на третій день по кончинѣ святаго Прокла. Тѣло святаго Иларія было брошено на томъ же мѣстѣ, гдѣ было обезглавлено. Вѣрующіе ночью пришли, взяли его и вмѣстѣ съ останками святаго Прокла положили въ землю, прославляя Христа Бога, со Отцемъ и Святымъ Духомъ славимаго во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Точнѣе села.
[2] Были два города Анкиры: — одинъ въ Галатіи, другой во Фригіи. Неизвѣстно точнымъ образомъ, около котораго изъ нихъ было село Калипты.
[3] Траянъ — римскій императоръ — съ 98 г. по 117 г.
[4] Касательно поклоненія идоламъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга одиннадцатая: Мѣсяцъ Іюль. — М.: Синодальная Типографія, 1910. — С. 321-326.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0