Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюль.
День девятый.

Память преподобнаго Патермуѳія.

Однажды ночью онъ влѣзъ на крышу дома, въ которомъ жила дѣва, посвященная Богу. Хотѣлъ онъ разобрать кровлю и, войдя черезъ нее въ домъ, совершить задуманное имъ злодѣяніе. Однако, какъ онъ ни старался, кровлю онъ разобрать не могъ и, усталый, заснулъ тамъ.

Во снѣ онъ увидѣлъ какого-то свѣтозарнаго мужа, одѣтаго въ одежду царя, который сказалъ ему:

— «Перестань отнынѣ совершать свои злодѣянія, перестань проливать человѣческую кровь, красть и творить другія беззаконія! Раскайся и начни богоугодные труды, прими на себя служеніе ангельское и проведи остатокъ своей жизни въ добродѣтели, я же сдѣлаю тебя вождемъ и княземъ надъ своими войсками».

Патермуѳій обѣщалъ, что онъ сейчасъ же съ усердіемъ начнетъ исполнять эти повелѣнія. Явившійся показалъ ему тогда цѣлое ополченіе монаховъ и повелѣлъ ему принять начальство надъ ними.

Пока продолжалось это сновидѣніе, прошла ночь и возсіялъ дневной свѣтъ. Дѣвица вошла на кровлю дома и, увидѣвъ тамъ спавшаго человѣка, пришла въ большой страхъ. Патермуѳій же, воспрянувъ отъ сна и увидавъ стоявшую передъ нимъ дѣвицу, былъ въ какомъ-то оцѣпененіи и въ безуміи. Когда дѣвица стала спрашивать его: кто онъ, откуда и съ какою цѣлію пришелъ сюда, то онъ ничего не отвѣчалъ на ея вопросы и только просилъ показать ему, гдѣ находится христіанская церковь. Дѣвица, видя въ совершающемся предъ нею дѣло Божіе, повела его въ церковь и представила пресвитерамъ.

Увидѣвъ пресвитеровъ, онъ палъ къ ихъ ногамъ, со слезами прося ихъ о томъ, чтобы они сдѣлали его христіаниномъ и наставили на путь покаянія. Пресвитеры же, зная его, дивились и не вѣрили его словамъ, видя въ его просьбахъ только коварство и обманъ. Но когда онъ сталъ плакать и продолжалъ неотступно свои моленія, то они сказали ему:

— «Если ты окончательно отстанешь отъ своихъ злодѣяній и будешь вести хорошую жизнь и творить добро, мы примемъ тебя въ христіанское общество».

Онъ обѣщалъ исполнить все, что они ему прикажутъ, и тогда пресвитеры совершили надъ нимъ оглашеніе [2] и черезъ нѣсколько дней крестили его. По принятіи крещенія Патермуѳій просилъ пресвитеровъ, чтобы они дали ему какую-нибудь заповѣдь, исполняя которую онъ утверждался бы на пути ко спасенію, и они научили его читать наизусть первые три стиха псалма перваго. Вникнувъ въ эти стихи, онъ сказалъ:

— «Этого довольно для моего спасенія».

Спустя три дня по принятіи крещенія, онъ отправился въ пустыню и провелъ тамъ много времени, пребывая дни и ночи въ молитвѣ и слезахъ и питаясь корнями росшихъ тамъ травъ. Затѣмъ онъ возвратился къ церкви, привыкнувъ тѣ три стиха не только читать наизусть, но и исполнять на дѣлѣ. Пресвитеры же, дивясь такой происшедшей съ нимъ перемѣнѣ къ лучшему, а также и его чрезвычайному воздержанію, хотѣли его удержать при себѣ, чтобы научить его чтенію, но онъ, проживъ съ ними одну недѣлю, снова ушелъ въ пустыню и пробылъ въ ней семь лѣтъ, питаясь уже не корнями и травами, а хлѣбомъ, который посылаемъ былъ ему отъ Бога однажды въ недѣлю. Каждый воскресный день онъ находилъ предъ собою чистый хлѣбъ, доставлявшійся невидимою рукою, и, вкусивъ хлѣба этого съ благодареніемъ, онъ опять до слѣдующаго воскресенья оставался безъ пищи и не чувствовалъ изнеможенія отъ голода. Богъ даровалъ ему и даръ разумѣть книги и все божественное писаніе онъ зналъ на память.

Спустя семь лѣтъ, по повелѣнію Божію, преподобный Патермуѳій снова возвратился изъ пустыни въ населенную мѣстность на пользу многихъ и своею постническою жизнію многихъ привлекъ къ себѣ. Его ученики во всемъ подражали его добродѣтелямъ.

Пришелъ къ нему и одинъ юноша, желавшій быть его ученикомъ. Преподобный, принявши его, облекъ его въ иноческое одѣяніе, состоявшее изъ волосяного рубища, кукуля и козьей кожи, которая у иноковъ обыкновенно называется милотью или милотаремъ, и училъ его богоугодной иноческой жизни.

У преподобнаго же Патермуѳія было въ обычаѣ посѣщать больныхъ и присутствовать при ихъ кончинѣ и погребать умершихъ, причемъ самъ онъ заботился одѣть ихъ въ погребальныя одежды. Видя такое усердіе старца въ дѣлѣ погребенія умершихъ, тотъ юноша сказалъ ему:

— «Отче! хотѣлось бы мнѣ, чтобы, когда я умру, ты одѣлъ меня и похоронилъ».

Отецъ отвѣчалъ:

— «Я такъ и сдѣлаю, чадо, и буду одѣвать тебя до тѣхъ поръ, пока ты самъ не скажешь: довольно».

Въ скоромъ времени тотъ юный монахъ преставился, старецъ же, обвивши, по обычаю, его погребальными одеждами и покрывъ лице ему, сказалъ:

— «Довольно ли тебѣ, чадо, этого для погребенія или же прибавить еще что-нибудь?»

Тогда мертвый, въ слухъ всѣмъ, отвѣчалъ:

— «Довольно, отче!»

Всѣ присутствующіе при этомъ удивились такому чуду и стали прославлять старца какъ чудотворца. Онъ же, не вынося ихъ прославленія, тотчасъ же, послѣ погребенія мертвеца, ушелъ, тайно отъ всѣхъ, въ пустыню.

Чрезъ нѣкоторое время однако старецъ снова вернулся навѣстить братію, для коей онъ былъ руководителемъ въ иноческой жизни. Ему было открыто въ это время отъ Бога, что одинъ братъ, жившій въ особой отшельнической келліи, близъ одного селенія, смертельно заболѣлъ, и преподобный поспѣшилъ навѣстить его. Такъ какъ путь туда былъ довольно далекъ, то преподобный запоздалъ въ дорогѣ. Заходило уже солнце, и святый не хотѣлъ въ это время, ночью, пройти въ то селеніе, соблюдая слово Господне: ходите, дондеже свѣтъ имате, да тма васъ не иметъ (Іоан. 12, 35), и еще: аще кто ходитъ во дни, не поткнется (Іоан. 11, 9). Тогда, движимый силою вѣры, святый обратился къ наполовину уже зашедшему солнцу съ такими словами:

— «Во имя Господа нашего Іисуса Христа, стань солнце на пути твоемъ и подожди до тѣхъ поръ, пока я не войду въ селеніе».

И остановилось солнце, наполовину уже сокрывшееся, и стало свѣтить только одною половиною, ожидая, пока святый не вошелъ въ селеніе. Жители же того селенія дивились, видя, что солнце такъ долго не заходитъ, и, собравшись посреди селенія, смотрѣли на то чудо. Прошло нѣсколько времени, и они увидѣли преподобнаго Патермуѳія, идущаго въ ихъ селеніе изъ пустыни и, встрѣтивши его, спрашивали о причинѣ чудесной остановки солнца. Онъ сказалъ имъ:

— «Развѣ вы не помните словъ Господнихъ, въ евангеліи содержащихся и научающихъ имѣть вѣру? Аще имате вѣру яко зерно горушно, то можете и горы преставлять (Матѳ. 17, 20). Кто же вѣрою можетъ преставлять горы, тотъ ею же можетъ и остановить солнце въ его теченіи».

Когда онъ сказалъ это, то всѣ поняли, что ради него остановилось солнце, которое скрылось именно тогда, когда онъ вошелъ въ селеніе. Тогда всѣ со страхомъ поклонились старцу и пошли за нимъ, когда онъ отправился къ больному брату. Войдя къ вему въ келлію, преподобный нашелъ его уже скончавшимся о Господѣ. Онъ сотворилъ молитву, подошелъ къ нему, облобызалъ его тѣло и сказалъ:

— «Что тебѣ болѣе пріятно, братъ, — жить ли со Христомъ, по отшествіи отъ насъ, или же побыть еще съ нами, въ тѣлѣ?»

Мертвый тотчасъ же ожилъ, открылъ очи, поднялся на одрѣ и сказалъ:

— «Зачѣмъ ты возвратилъ меня къ жизни, отче? Лучше для меня отойти ко Христу и быть съ Нимъ, а жить во плоти я болѣе не хочу!»

Тогда старецъ сказалъ ему:

— «Почивай же съ миромъ и помолись обо мнѣ!»

И тотъ возлегъ и снова почилъ.

Всѣ присутствовавшіе при этомъ пришли въ ужасъ и говорили:

— «Поистинѣ, это — Божій человѣкъ».

Преподобный же, приготовивъ тѣло умершаго къ погребенію, всю ночь провелъ въ пѣніи псалмовъ, а утромъ, предавъ оное съ честію землѣ, ушелъ оттуда.

Въ другой разъ преподобный посѣтилъ иного брата, также заболѣвшаго смертельно. Увидавъ, что больной страшится смерти изъ-за грѣховъ своихъ, онъ сказалъ ему:

— «Отчего ты, чадо, не готовъ къ отшествію? Кажется мнѣ, что совѣсть, обличительница твоя, хочетъ идти туда вмѣстѣ съ тобою».

Больной сказалъ:

— «Прошу тебя, отче, помолись за меня Богу, чтобы Онъ далъ мнѣ немного времени для покаянія».

Старецъ же отвѣчалъ:

— «Вотъ теперь ты ищешь времени для покаянія, а гдѣ прошедшія времена? Что совершилъ ты во дни своего иночества? Ты не только не успѣлъ уврачевать своихъ прежнихъ язвъ, но прибавлялъ къ нимъ все новыя и новыя».

Больной однако не переставалъ умолять старца со слезами о томъ, чтобы онъ помолился за него Господу. И сказалъ тогда старецъ:

— «Если ты отнынѣ не будешь прилагать одно зло къ другому, то мы помолимся за тебя. Человѣколюбецъ Господь благъ и долготерпѣливъ и дастъ тебѣ нѣкоторый срокъ для очищенія грѣховъ твоихъ».

Сказавши это, онъ преклонилъ колѣна для молитвы и послѣ молитвы всталъ и сказалъ больному:

— «Три года даетъ тебѣ Господь прожить еще на землѣ — только принеси истинное покаяніе!»

И взявъ его за руку, преподобный поднялъ его здоровымъ и увелъ его съ собою въ пустыню.

Спустя же три года онъ снова пришелъ съ нимъ къ братіи и представилъ имъ его какъ ангела Божія, Много братіи сошлось слушать сладкія слова преподобнаго, и онъ сказалъ имъ здѣсь слово о плодахъ покаянія. Бесѣда продолжалась до утрени, и во время этой бесѣды братъ, окончившій трехлѣтнее покаяніе, какъ бы задремалъ и предалъ душу свою въ руки Божіи, безъ болѣзни и страха, какъ бы уснувшій сладкимъ сномъ.

Сообщается о преподобномъ Патермуѳіи еще, что онъ много разъ переходилъ рѣку Нилъ по верху воды. А однажды, когда нѣсколько человѣкъ изъ братіи собрались въ одной келліи и, при запертыхъ дверяхъ бесѣдовали о спасеніи души, святый сталъ посреди ихъ, какъ нѣкогда Христосъ Господь посреди апостоловъ. Такъ былъ великъ въ дѣлѣ чудотвореній преподобный Патермуѳій, исполненный благодати Божіей. Онъ преставился ко Господу, проведя много лѣтъ въ угожденіи Богу [3].

Примѣчанія:
[1] Память его въ тотъ-же день.
[2] Оглашеніе — изустное наставленіе въ истинахъ христіанской вѣры, преподававшееся въ древней Церкви всѣмъ, желавшимъ приступить къ таинству св. крещенія. Имѣя право входа въ храмъ для слушанія священнаго Писанія и поученій и даже присутствовать при первой и второй частяхъ литургіи («проскомидія» и «литургія оглашенныхъ»), оглашенные предъ наступленіемъ третьей, самой важной части литургіи («литургіи вѣрныхъ») должны были немедленно выходить изъ храма, о чемъ и оповѣщалось діакономъ возгласомъ и доселѣ сохранившимся въ православной Церкви при совершеніи литургіи. Срокъ оглашенія былъ не одинаковъ; многіе пребывали оглашенными впродолженіе всей жизни. Въ случаѣ необходимости срокъ оглашенія сокращался до нѣсколькихъ дней или даже нѣсколькихъ часовъ. — Церковный обрядъ оглашенія и доселѣ совершается въ Православной Церкви; онъ состоитъ въ прочтеніи извѣстныхъ молитвъ надъ приступающимъ ко крещенію и произнесеніи заклинанія на діавола; при этомъ приступающій ко крещенію открекается сатаны, сочетавается Христу и исповѣдуетъ свою вѣру чтеніемъ Символа вѣры (при крещеніи младенцевъ это дѣлается ихъ воспріемниками).
[3] Кончина преп. Патермуѳія послѣдовала въ IV-мъ вѣкѣ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга одиннадцатая: Мѣсяцъ Іюль. — М.: Синодальная Типографія, 1910. — С. 201-206.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0