Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 20 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюль.
День шестой.

Страданіе святыхъ мучениковъ Марина, Марѳы, Авдифакса, Аввакума, Кирина, Валентина пресвитера, Астерія и многихъ другихъ.

Въ это время императоръ Клавдій повелѣлъ безъ суда предавать смерти всѣхъ тѣхъ, кто окажется принадлежащимъ къ христіанской вѣрѣ. Незадолго предъ этимъ были схвачены 260 человѣкъ христіанъ, которымъ по судебному приговору императора опредѣлено было копать землю, а мѣсто заключенія ихъ находилось за городомъ, при дорогѣ, называвшейся Саларійской [4], гдѣ производились гончарныя работы. Всѣхъ этихъ христіанъ императоръ повелѣлъ воинамъ разстрѣлять стрѣлами на мѣстѣ народныхъ зрѣлищъ, а тѣла ихъ сжечь огнемъ. Когда Маринъ и Марѳа съ сыновьями своими узнали объ этомъ, то они сильно опечалились и, отправившись вмѣстѣ съ святымъ Іоанномъ пресвитеромъ на мѣсто казни святыхъ мучениковъ, тайно вынимали изъ огня тѣла ихъ, какія только можно было вынуть, обвертывали въ чистое полотно и погребали въ пещерѣ [5], находившейся при Саларійской дорогѣ на склонѣ горы, называемой Кукумеръ. Вмѣстѣ съ тѣлами сихъ святыхъ мучениковъ они погребли и тѣло одного убитаго за Христа императорскаго трибуна [6], по имени Власта, и пробыли тамъ много дней, вмѣстѣ съ пресвитеромъ Іоанномъ, проводя время въ постѣ и молитвахъ. Узнавъ объ этомъ, императоръ Клавдій повелѣлъ разыскать Марина и спутниковъ его, но они не были найдены, потому что скрывались.

Возвратившись затѣмъ отъ этой пещеры и придя къ темницѣ, гдѣ былъ заключенъ святый мученикъ Киринъ, они не нашли его въ ней, такъ какъ въ ночь предъ ихъ приходомъ онъ былъ убитъ мечемъ и брошенъ въ рѣку Тибръ. Узнавъ, на какомъ мѣстѣ было брошено тѣло святаго, они подождали ночи и, когда наступила темнота, стали искать его и, нашедши, похоронили въ пещерѣ, въ гробницѣ Понтіана [7].

Когда послѣ сего они проходили тою стороною Тибра, то въ неразсѣявшейся еще ночной темнотѣ изъ горницы одного дома имъ послышались голоса поющихъ. Это были христіане, которые собрались вмѣстѣ съ епископомъ Каллистомъ и совершали всенощное богослуженіе, прославляя Бога. Услышавъ голоса поющихъ христіанъ, Маринъ и его спутники весьма обрадовались и, подошедши къ дверямъ этого дома, стали стучаться, но христіане, бывшіе въ домѣ, не хотѣли открыть имъ дверей, такъ какъ боялись язычниковъ, чтобы тѣ не напали на нихъ. Тогда святый епископъ Каллистъ, обратившись къ бывшимъ съ нимъ, сказалъ:

— «Будьте мужественны, не бойтесь. Христосъ стучитъ въ наши двери. Откроемъ Ему, такъ какъ Онъ насъ къ этому призываетъ».

Сказавъ эти слова, епископъ самъ пошелъ и открылъ дверь. Когда Маринъ, Марѳа и оба сына ихъ увидѣли епископа, то поверглись къ ногамъ его, прося у него благословенія. Епископъ же и всѣ христіане обрадовались имъ и, введя ихъ въ горницу, съ любовію привѣтствовали ихъ и затѣмъ стали совершать молитву вмѣстѣ съ ними. Маринъ съ женою и сыновьями своими пробылъ въ этомъ мѣстѣ два мѣсяца, причемъ днемъ они скрывались, а ночью собирались на молитву.

Въ это время императоръ Клавдій повелѣлъ привести во дворецъ, находившійся вблизи народныхъ зрѣлищъ, на судъ къ себѣ и для допроса, взятаго за исповѣданіе Христа и закованнаго въ тяжелыя оковы одного почтеннаго мужа, по сану пресвитера, именемъ Валентина, и сказалъ ему:

— «Почему ты, живя среди народа нашего, не состоишь въ согласіи съ нами? Я достаточно слышу о вашемъ христіанскомъ ученіи, и удивляюсь, какъ ты, будучи умнымъ человѣкомъ, прельщаешься пустыми сказками вашей вѣры?»

— «Если бы ты зналъ даръ Божій, заключающійся въ вѣрѣ нашей, — отвѣчалъ на это блаженный пресвитеръ Валентинъ, — то съ радостію принялъ бы нашу вѣру и ты самъ, и народъ твой, отвергъ бы ложныхъ боговъ и сдѣланныхъ руками человѣческими идоловъ и исповѣдалъ бы Единаго всемогущаго Бога Отца и Іисуса Христа, Сына Его, Творца всего существующаго, сотворившаго и небо, и землю, и море, и все, что въ нихъ».

Послѣ сего одинъ изъ находившихся при императорѣ, блюститель закона, громко сказалъ святому пресвитеру:

— «А что ты думаешъ о богѣ Діи [8] и Меркуріи [9]»?

— «Ничего другого я не думаю, — сказалъ святый Валентинъ, — какъ только то, что они были жалкіе и нечестивые люди, которые время жизни своей провели нечестиво, въ порокахъ и удовольствіяхъ. Да если разскажешь мнѣ объ ихъ происхожденіи и ихъ дѣяніяхъ, то и самъ увидишь до какой степени они были нечестивы».

Послѣ этихъ словъ святаго блюститель закона громко воскликнулъ:

— «Этотъ человѣкъ порицаетъ боговъ, правителей римскаго государства!»

Императоръ Клавдій, терпѣливо выслушавъ этотъ разговоръ, сказалъ послѣ сего Валентину:

— «Если Христосъ есть Богъ, то почему ты не изложишь мнѣ всей правды о Немъ?»

На это святый пресвитеръ сказалъ императору:

— «О, царь! послушай меня, и будетъ спасена душа твоя, расширится царство твое и исчезнутъ враги твои. Ты всѣхъ будешь побѣждать и здѣсь будешь наслаждаться временнымъ, а въ будущей жизни вѣчнымъ царствомъ. Сдѣлай только слѣдующее: покайся въ пролитой тобою крови святыхъ, увѣруй во Христа и пріими святое крещеніе».

Выслушавъ эти слова, Клавдій сказалъ присутствовавшимъ:

— «Слышите, римскіе граждане и всѣ люди, какое здравое ученіе возвѣщаетъ намъ этотъ человѣкъ».

Но епархъ [10], по имени Калпурній, громко сказалъ на это:

— «О, царь! ты соблазняешься пустымъ ученіемъ этого человѣка. Судите сами, справедливо ли намъ оставить тѣхъ боговъ, покланяться которымъ мы научены съ дѣтства нашего».

Послѣ того, какъ епархъ сказалъ эти слова, измѣнилось сердце императора, и онъ передалъ Калпурнію святаго пресвитера Валентина и со скорбію сказалъ ему:

— «Терпѣливо выслушай его, и если проповѣдуемое имъ ученіе окажется неосновательнымъ, то поступи съ нимъ по закону, по которому судятся похитители священныхъ предметовъ, но если найдешь, что основателенъ и правдивъ совѣтъ его, то почему намъ не послушать его?»

Епархъ Калпурній, взявъ святаго Валентина, поручилъ его одному изъ бывшихъ подъ его властію главныхъ сановниковъ, по имени Астерію, человѣку извѣстному своимъ умомъ, и сказалъ ему:

— «Если ты сможешь словами склонить этого человѣка къ единомыслію съ нами, то я сообщу объ умѣ твоемъ императору, и ты будешь другомъ его».

Послѣ сего Астерій взялъ пресвитера Валентина къ себѣ и привелъ его въ домъ свой. Когда святый Валентинъ вошелъ въ домъ Астерія, то преклонилъ колѣна на молитву и молился такъ:

— «Боже всѣхъ видимыхъ и невидимыхъ тварей, Создатель рода человѣческаго, для спасенія насъ отъ обольщенія діавольскаго и для приведенія отъ тьмы къ свѣту пославшій Сына Своего, Господа нашего Іисуса Христа, Который и призвалъ насъ къ Себѣ, сказавъ: пріидйте ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы (Матѳ. 11, 28), Ты обрати къ Себѣ домъ сей и дай ему послѣ тьмы свѣтъ, пусть онъ познаетъ Тебя — Бога и Христа въ единствѣ съ Духомъ Святымъ во вѣки. Аминь».

Когда святый окончилъ эту молитву, то Астерій, слышавшій слова его, сказалъ ему:

— «Меня удивляетъ то, что ты называешь вашего Христа свѣтомъ».

— «Дѣйствительно, — отвѣтилъ святый Валентинъ, — Господь нашъ Іисусъ Христосъ, рожденный отъ Духа Святаго и пречистой Дѣвы Маріи, есть истинный свѣтъ, просвѣщающій всякаго человѣка, грядущаго въ міръ» (Іоан. 1, 9).

— «Если онъ просвѣщаетъ всякаго человѣка, — сказалъ на это Астерій, — то я теперь же испытаю, истинно ли то, что ты говоришь. Я имѣю дочь, ослѣпшую ранѣе двухлѣтняго возраста, и если ты именемъ Христа твоего возвратишь ей зрѣніе, то я сдѣлаю все, что ты повелишь».

— «Приведи ее ко мнѣ», — сказалъ святый пресвитеръ.

Астерій поспѣшно пошелъ и привелъ слѣпую отроковицу. Тогда святый Валентинъ, воздѣвъ руки и возведя очи къ небу, долго и со слезами молился, а потомъ положилъ руку свою на глаза слѣпой и сказалъ:

— «Господи, Іисусе Христе! просвѣти рабу Твою, такъ какъ Ты — свѣтъ истинный».

Послѣ этихъ словъ отроковица немедленно прозрѣла. Увидѣвъ это, Астерій и жена его упали къ ногамъ святаго и сказали:

— «Умоляемъ тебя, дѣлай съ нами, что ты желаешь, дабы стали мы рабами Христа и спаслись наши души».

— «Сдѣлайте же то, — сказалъ имъ на это святый Валентинъ, — что я повелю вамъ. Если вы отъ всего сердца вѣруете во Христа, то истребите всѣхъ идоловъ, которые находятся въ домѣ вашемъ, поститесь, простите долги всѣмъ вашимъ должникамъ и пріимите святое крещеніе, — тогда вы будете спасены».

Астерій и его жена съ радостію согласились исполнить все это, и святый Валентинъ, наложивъ на нихъ трехдневный постъ, сталъ учить ихъ истинамъ святой вѣры. А такъ какъ подъ властію Астерія было много узниковъ, то онъ всѣхъ ихъ освободилъ отъ оковъ и выпустилъ изъ темницы на свободу. Послѣ трехдневнаго поста наступилъ воскресный день, и Астерій крестился со всѣмъ домомъ своимъ, въ которомъ было 46 человѣкъ мужчинъ и женщинъ, послѣ чего пригласилъ въ домъ свой святаго епископа Каллиста и принялъ отъ него благословеніе.

Услышавъ о крещеніи Астерія, блаженный Маринъ, жена его Марѳа и сыновья ихъ Авдифаксъ и Аввакумъ съ великою радостію пришли въ домъ его, возблагодарили Бога и прожили тамъ тридцать два дня.

Между тѣмъ императоръ, узнавъ, что Астерій ученіемъ пресвитера Валентина обращенъ къ вѣрѣ во Христа и принялъ крещеніе со всѣмъ домомъ своимъ, немедленно же послалъ воиновъ схватить его самого и всѣхъ его домашнихъ, и воины, пришедши неожиданно, схватили всѣхъ находившихся въ домѣ Астерія, въ числѣ которыхъ былъ святый Маринъ съ женою и сыновьями, и привели ихъ къ императору. Послѣдній повелѣлъ пресвитера Валентина, Марина, его жену и сыновей отдѣлить отъ прочихъ, а Астерія и домашнихъ его связанными послалъ въ городъ, называемый Остіей [11], чтобы тамъ они были подвергнуты суду и наказанію.

Святый Астерій и всѣ бывшіе съ нимъ приведены были въ городъ Остію и отданы судьѣ, по имени Геласію, который, увидѣвъ ихъ, повелѣлъ всѣхъ бросить въ темницу. По прошествіи двадцати дней онъ приказалъ привести ихъ на судъ и сказалъ имъ:

— «Знаете ли вы, что повелѣлъ императоръ и всѣ совѣтники [12] его?»

— «Не знаемъ», — отвѣчали святые.

— «Повелѣно, — сказалъ судія, — чтобы тѣ, кто покланяется богамъ, жили и были свободны, а тѣ, которые не желаютъ имъ покланяться, послѣ различныхъ мученій были казнены».

На это святый Астерій сказалъ судьѣ:

— «Пусть покланяются богамъ тѣ, кто имъ подобны, и пусть ними погибнутъ, а мы кланяемся Единому истинному, всемогущему Богу, живущему на небесахъ, и Ему приносимъ себя въ жертву».

Отъ этихъ словъ судья пришелъ въ гнѣвъ и немедленно повелѣлъ повѣсить святаго Астерія и мучить его, а всѣхъ прочихъ — безъ пощады бить палками. Подвергши святыхъ мучениковъ въ этотъ день такимъ мученіямъ, судья повелѣлъ снова бросить ихъ въ темницу и при этомъ сказалъ:

— «Слѣдуетъ приготовить для нихъ болѣе жестокія мученія».

Послѣ этого онъ сдѣлалъ распоряженіе, чтобы на слѣдующій день было приготовлено зрѣлище и былъ собранъ весь народъ. Когда наступило утро, Геласій прибылъ на зрѣлище, сѣлъ на особомъ мѣстѣ для суда и, приказавъ привести святаго Астерія вмѣстѣ съ другими мучениками къ себѣ, сказалъ ему:

— «Оставь свое суетное безуміе и дай обѣщаніе принести жертву богамъ, чтобы не погибнуть въ мученіяхъ тебѣ и тѣмъ, которые находятся съ тобою».

— «Мы всѣ желаемъ умереть за Христа, — отвѣчалъ на это святый Астерій, — какъ и Онъ умеръ за насъ грѣшныхъ, чтобы, очистившись отъ сквернъ міра сего, удостоиться перейти къ желанному для насъ Царствію небесному».

Отъ такого отвѣта Геласій пришелъ въ сильный гнѣвъ и повелѣлъ Астерія и всѣхъ, бывшихъ съ нимъ, отдать на растерзаніе звѣрямъ. Послѣ сего святые мученики были отведены на мѣсто, находившееся вблизи золотого капища и называвшееся звѣринымъ, такъ какъ тамъ содержались звѣри. Когда святые вошли въ яму, то открыта была перегородка, за которою находились звѣри, и послѣдніе были выпущены на нихъ. Тогда святый Астерій громко воскликнулъ, говоря:

— «Господи Боже всемогущій, спасшій раба Твоего Даніила во рву львиномъ и чрезъ пророка Аввакума посѣтившій и укрѣпившій его [13], Ты и насъ, рабовъ Твоихъ, посѣти чрезъ святаго Ангела Твоего».

Вышедшіе изъ-за перегородки звѣри никому изъ святыхъ мучениковъ не причинили никакого вреда, напротивъ кланялись святому Астерію и бывшимъ съ нимъ. Увидѣвъ это, Геласій обратился къ народу и сказалъ:

— «Видите, какъ эти люди укротили звѣрей волшебнымъ искусствомъ своимъ».

Но многіе изъ народа говорили:

— «Богъ, Которому они служатъ, сохраняетъ ихъ».

Послѣ сего судья повелѣлъ вывести изъ ямы святыхъ мучениковъ, приготовить большой костеръ и бросить ихъ въ него на сожженіе. Когда зажженъ былъ огромный костеръ, то святый Астерій сказалъ прочимъ святымъ мученикамъ:

— «Будьте смѣлы, не бойтесь, ибо тотъ, кто видѣнъ былъ въ вавилонской печи съ тремя отроками, теперь стоитъ среди насъ».

И когда святые мученики были брошены въ огонь, то пламя немедленно же погасло, жаръ претворился въ прохладу, святые остались невредимыми. Тогда судья, видя себя побѣжденнымъ и посрамленнымъ, приказалъ вывести святыхъ мучениковъ за городъ и тамъ предать ихъ особой казни, — однихъ обезглавить, а другихъ побить камнями. Такъ и кончился мученическій подвигъ сихъ святыхъ мучениковъ.

Оставленныхъ же въ Римѣ вмѣстѣ съ блаженнымъ пресвитеромъ Валентиномъ святыхъ мучениковъ Марина, Марѳу, Авдифакса и Аввакума императоръ Клавдій велѣлъ привести на судъ къ себѣ. Сперва онъ отдалъ приказаніе безъ пощады избить святаго Валентина палками и затѣмъ отсѣчь ему мечемъ голову, а потомъ обратился къ святому Марину и бывшимъ съ нимъ и сказалъ имъ:

— «Откуда вы?»

— «Изъ Персіи», — отвѣчали святые.

— «Для чего же вы, — спросилъ онъ ихъ, — оставили свое отечество и пришли сюда?»

— «Мы имѣли желаніе, — отвѣчали святые, — поклониться гробамъ святыхъ апостоловъ и у этихъ гробовъ вознести молитвы наши Господу».

Послѣ этого императоръ сказалъ:

— «Откуда вы пріобрѣли золото и серебро, такъ какъ я слышалъ о васъ, что вы богаты».

— «Мы пріобрѣли ихъ, — отвѣчали святые Маринъ и Марѳа, — отъ нашего имущества, которое въ большомъ количествѣ имѣли въ Персіи и которое продали. Часть вырученнаго отъ продажи мы роздали бѣднымъ, а часть принесли съ собою сюда, да и то не для себя, а для того, чтобы послужить имъ святымъ. А до какой степени мы были богаты въ Персіи, ты можешь понять изъ того, какого мы благороднаго происхожденія. Отецъ мой Маромей былъ первымъ послѣ Персидскаго царя, эта, супруга моя, — дочь Кусинита, знаменитаго въ Персіи князя».

— «Почему же вы, — спросилъ ихъ императоръ, — оставили отечественныхъ боговъ, почитаемыхъ въ Персіи, и пришли сюда искать мертвыхъ людей?»

— «Мы рабы Христа, — отвѣчалъ на это Маринъ, — и пришли поклониться святымъ апостоламъ, безсмертныя души которыхъ живутъ съ Богомъ, чтобы они были ходатаями за насъ предъ Христомъ, Богомъ нашимъ».

— «А гдѣ золото и серебро, которое вы принесли изъ Персіи?» — спросилъ Клавдій.

— «Мы отдали его Богу, — отвѣчалъ святый Маринъ, — Который далъ намъ его на время».

Императоръ пришелъ отъ этихъ словъ въ гнѣвъ и отдалъ святыхъ мучениковъ своему намѣстнику, по имени Мускіану, и сказалъ ему:

— «Если они не принесутъ жертвы богамъ, то послѣ различныхъ мученій предай ихъ смерти».

Мускіанъ, взявъ святыхъ, сѣлъ на мѣстѣ суда въ храмѣ римской богини Теллуды [14] и, приговоривъ ихъ къ мученіямъ, велѣлъ разложить предъ ними всѣ орудія пытокъ и сталъ грозить имъ жестокими муками, стараясь этимъ принудить ихъ къ принесенію жертвы идоламъ. Но святые не подчинились его волѣ, и онъ приступилъ къ мученіямъ. Сперва онъ повелѣлъ разложить на землѣ святаго Марина и долго бить его палками. Будучи избиваемъ, святый мученикъ громко произносилъ не иное что, а только слѣдующія слова:

— «Слава Тебѣ, Господи Іисусе Христе!»

Затѣмъ также стали бить палками Авдифакса и Аввакума. Въ это время мать, святая Марѳа, смотря на страданія дѣтей своихъ, укрѣпляла ихъ материнскими увѣщаніями, чтобы они мужественно переносили страданія за Христа, Который претерпѣлъ за насъ большія страданія. Послѣ сего мучитель повелѣлъ повѣсить сихъ трехъ мучениковъ, отца съ сыновьями, на орудіе мученій и желѣзными когтями содрать съ нихъ тѣло и огнемъ опалять имъ ребра. При этомъ святые мученики съ радостными лицами взывали:

— «Благодаримъ Тебя, Христе Боже нашъ, что Ты удостоилъ насъ претерпѣть эти страданія за имя Твое».

Мускіанъ приказалъ затѣмъ снять святыхъ съ орудія мученій и отсѣчь имъ руки, — при чемъ Марѳа собирала кровь ихъ и съ радостію помазывала себя ею, — а потомъ — повѣсить имъ на шеи отсѣченныя руки ихъ и водить по всему городу Риму. Когда святыхъ мучениковъ водили по городу, то глашатай кричалъ, говоря имъ:

— «Не хулите боговъ, ибо за это несете наказаніе».

Въ отвѣтъ на это святые громко говорили:

— «Не боги — они, а бѣсы, которые погубятъ васъ съ царемъ вашимъ».

Послѣ такихъ страданій святые мученики выведены были на тринадцать поприщъ отъ города на мѣсто, называемое Нимфа Катавасси; и святому Марину съ Авдифаксомъ и Аввакумомъ отсѣкли головы, а святая Марѳа была утоплена въ рѣкѣ [15]. Одна женщина христіанка, по имени Филикита, тайно взяла тѣла обезглавленныхъ святыхъ мучениковъ, а также нашла въ водѣ и тѣло святой Марѳы, и погребла ихъ на полѣ своемъ, прославляя Господа нашего Іисуса Христа, со Отцемъ и Святымъ Духомъ славимаго во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Здѣсь разумѣется императоръ Клавдій II, царствовавшій въ Римѣ съ 268 до 284 г.
[2] Въ Римѣ мученически скончались и были погребены святые апостолы Петръ и Павелъ.
[3] Тибръ — одна изъ самыхъ значительныхъ рѣкъ средней Италіи; на ея берегахъ недалеко отъ впаденія ея въ море расположена древняя столица Римской имперіи, городъ Римъ.
[4] Саларійская дорога находилась въ сѣверо-восточной части города Рима и вела на сѣверъ Италіи.
[5] Подъ пещерою здѣсь разумѣются римскія подземныя кладбища, называемыя катакомбами. Это были вырытые подъ землею корридоры, въ стѣнахъ которыхъ сдѣланы были выемки, куда и полагались тѣла усопшихъ безъ гроба и затѣмъ задѣлывались камнями и покрывались мраморными плитами. Для освѣщенія корридоровъ вѣшались у гробовъ лампады и продѣлывались въ потолкѣ отверстія, служившія вмѣстѣ съ тѣмъ и для освѣженія воздуха. Здѣсь во времена гоненій гонимые христіане погребали святыхъ мучениковъ и сходились сюда для празднованія дней ихъ памяти. Сюда же собирались они и для совершенія богослуженія и особенно таинства Евхаристіи, причемъ мраморныя плиты надъ гробами святыхъ мучениковъ служили престолами.
[6] Трибунами сперва назывались начальники трибъ, или частей римскаго населенія, а потомъ этимъ именемъ стали называть лицъ многихъ государственныхъ должностей, преимущественно же начальниковъ войсковыхъ частей, представлявшихъ собою нѣчто среднее между нашимъ полковникомъ и ротнымъ командиромъ. Упоминаемый здѣсь святый мученикъ Властъ былъ однимъ изъ такихъ начальниковъ. Императорскимъ онъ называется, вѣроятно, потому, что принадлежалъ къ такъ называемому преторіанскому войску, обязанному служить самому императору.
[7] Подъ гробницею въ пещерѣ здѣсь разумѣется, вѣроятно, комната въ катакомбахъ. Обычно римляне погребали умершихъ въ стѣнахъ вдоль подземныхъ корридоровъ, но люди богатые, какимъ былъ, надо думать, и названный здѣсь Понтіанъ, устраивали иногда въ сторонѣ отъ ходовъ цѣлыя, часто очень обширныя, комнаты, гдѣ и погребались всѣ члены фамиліи. Принявшіе христіанство богатые люди часто во время гоненій погребали въ этихъ фамильныхъ гробницахъ тѣла пострадавшихъ за Христа святыхъ мучениковъ, считая это для себя великою честію и счастіемъ.
[8] Дій или Зевсъ, иначе Юпитеръ, по сказанію греческой миѳологіи, былъ сынъ младшаго титана Сатурна, который царствовалъ сперва на островѣ Критѣ, а потомъ присвоилъ себѣ владычество надъ всѣмъ міромъ, и сестры его Реи. Сатурнъ имѣлъ отъ Реи нѣсколько сыновей и дочерей, но проглатывалъ ихъ тотчасъ же послѣ рожденія, такъ какъ его матерью Геей было предсказано ему, что онъ будетъ свергнутъ съ трона своими дѣтьми. Изъ всѣхъ дѣтей Сатурна отъ этой участи былъ спасенъ Реей только Зевсъ, который впослѣдствіи дѣйствительно и свергъ Сатурна. Зевсъ почитался греками и римлянами отцомъ боговъ и людей, могущественнымъ и грознымъ властителемъ неба и всей вселенной, посылающимъ на землю громы и молніи, и былъ у нихъ главнымъ божествомъ. Греческіе миѳы приписываютъ ему плотскую связь со многими второстепенными богинями и даже съ женами человѣческими и усвояютъ ему, какъ и другимъ богамъ и богинямъ, различные человѣческіе страсти и пороки.
[9] Меркурій, иначе Ермій или Гермесъ, сынъ Юпитера и сестры его Геры; почитался греками и римлянами вѣстникомъ боговъ, исполнителемъ воли Зевса, посредникомъ между богами и людьми, богомъ краснорѣчія, а также богомъ разнообразныхъ открытій, изобрѣтеній и ремеслъ, богомъ промышленности и торговли, которыя будто бы только тогда и доставляютъ богатство, когда соединяются съ хитростію, обманомъ и даже кражею, — отоюда Гермесъ былъ покровителемъ кражи и обмана, одобрявшимъ всякаго рода ложь и клятвопреступленія.
[10] Епархами въ греко-римской имперіи назывались собственно правители областей, но иногда это названіе носили и начальники городовъ.
[11] Городъ Остія находился къ юго-западу отъ Рима, у устьевъ рѣки Тибра, на берегу Тирренскаго моря. Здѣсь была самая большая и самая прочная гавань, построенная императоромъ Клавдіемъ I.
[12] Эти совѣтники императора назывались сенаторами, чаще синклитиками. Они были важнѣйшими царскими сановниками и составляли синклитъ, т. е. царскій совѣтъ.
[13] Сказаніе о 6-ти дневномъ пребываніи Даніила во рву львиномъ находится въ 14-й главѣ книги пророка ст. 28-42, а о посѣщеніи его пророкомъ Аввакумомъ разсказывается въ житіи послѣдняго, помѣщенномъ подъ вторымъ числомъ мѣсяца декабря.
[14] Теллуда или Теллусъ — древне-италійское божество матери земли, призывавшееся въ молитвахъ вмѣстѣ съ Церерой. Какъ представительница земли, Теллусъ противопоставлялась Юпитеру, божеству неба. Олицетворяя материнское лоно земли, воспринимающее сѣмена и дающее новую жизнь, Теллусъ считалась созидательницею всего сущаго и предпочтительно предъ другими богинями призывалась, какъ мать. Кромѣ того Теллуда считалась устроительницею міропорядка, подательницею благоденствія и покровительницею браковъ подобно греческой Деметрѣ. Какъ божество земли, Теллусъ призывалась также при землетрясеніяхъ. По случаю наступившаго среди битвы землетрясенія въ 268 г. во время войны съ Пицентами, консулъ П. Семпроній далъ обѣтъ воздвигнуть въ честь Теллусъ храмъ, который и былъ выстроенъ на западномъ склонѣ Эсквилинской горы, но храмъ въ честь элевзинской тріады, Деметры (Теллусъ), Діониса и Коры, былъ устроенъ въ Римѣ еще въ 486 году до Рождества Христова по греческому образцу и греческими художниками.
[15] Святые мученики Маринъ, Марѳа и сыновья ихъ скончались въ 269 году. Мощи ихъ находятся нынѣ въ церкви святаго Іоанна Кущника въ Римѣ, а мощи святаго Валентина — въ церкви Пракседы.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга одиннадцатая: Мѣсяцъ Іюль. — М.: Синодальная Типографія, 1910. — С. 121-135.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0