Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюль.
День шестой.

Память преподобнаго отца нашего Сисоя Великаго.

Нѣкій мірянинъ отправился къ аввѣ Сисою на Антоніеву гору за благословеніемъ, взявъ съ собою сына, малолѣтняго отрока. Случилось, что въ дорогѣ, разболѣвшись, сей отрокъ умеръ; но его отецъ не смутился, и съ вѣрою понесъ мертвеца къ старцу. Войдя въ келлію преподобнаго, онъ упалъ къ ногамъ его, положивъ у ногъ преподобнаго и своего умершаго сына, какъ будто тотъ испрашивалъ у него благословенія и молитвы. Послѣ того, какъ старецъ совершилъ молитву и преподалъ благословеніе, мірянинъ вышелъ вонъ, оставивъ ребенка лежащаго мертвымъ у ногъ старца. Старецъ не замѣтилъ, что ребенокъ мертвъ и, предположивъ, что онъ ждетъ благословенія, сказалъ ему:

— «Встань, дитя, и уходи отсюда».

И мертвецъ немедленно воскресъ и пошелъ въ слѣдъ за отцомъ.

Тогда человѣкъ тотъ, увидавъ своего сына живымъ, возвратился съ нимъ къ старцу и, поклонившись, воздалъ ему благодарность. Старецъ, уразумѣвъ, что воскресилъ мертваго, весьма опечалился, ибо онъ не желалъ имѣть славы чудотворца, и запретилъ тому человѣку разсказывать о случившемся до самой его кончины.

Сего богодухновеннаго отца братія нѣкогда спросили:

— «Если братъ впадетъ въ грѣхъ, довольно ли ему для покаянія одного года?»

— «Жестоко слово сіе», — отвѣчалъ на сей вопросъ старецъ.

Тогда братія сказали:

— «Итакъ согрѣшившему подобаетъ каяться только шесть мѣсяцевъ?»

— «Много», — отвѣчалъ старецъ.

— «Можетъ быть, — снова спросили братія, для его покаянія достаточно сорока дней?»

— «Много», — снова отвѣтилъ старецъ.

Потомъ онъ сказалъ:

— «Я вѣрую въ милосердіе Человѣколюбца Бога, и если человѣкъ покается всею душею, то Богъ приметъ его покаяніе въ теченіе трехъ дней».

Одинъ братъ снова спросилъ старца, говоря:

— «Какъ поступить мнѣ, отче, такъ какъ я впалъ въ грѣхъ?»

— «Исправься, чадо, — отвѣчалъ старецъ, — и спасешься».

— «Но я, по исправленіи, снова палъ», — отвѣчалъ братъ.

— «Снова исправься», — сказалъ старецъ.

— «До какихъ же поръ, — спросилъ братъ, — будетъ продолжаться мое паденіе и возстаніе?»

— «Пока не наступитъ твой конецъ и застанетъ тебя или въ добрѣ, или во злѣ; поэтому должно всегда пребывать въ исправленіи, дабы въ немъ же и кончина застигла».

Былъ у сего преподобнаго отца ученикъ Аполлосъ. По силѣ вражьяго коварства въ числѣ прочихъ пожеланій и искушеній у него явилось желаніе священническаго сана. Въ сновидѣніяхъ ему являлись бѣсы въ образѣ святителей, хиротонисавшіе его во епископа. Пробудившись отъ сна, онъ началъ упрашивать старца, дабы тотъ приказалъ идти ему въ городъ къ архіерею принять рукоположеніе во священника. Но старецъ воспрещалъ ему сіе и, поучая его, вразумлялъ не искать сана выше своего достоинства. Огорчившись постояннымъ поученіемъ и наставленіемъ старца, Аполлосъ тайно бѣжалъ отъ него и удалился къ родственникамъ въ Александрію, дабы при содѣйствіи послѣднихъ скорѣе получить пресвитерскій санъ.

Когда Аполлосъ шелъ по дорогѣ, встрѣтился ему въ образѣ неизмѣримо высокаго человѣка бѣсъ. Онъ былъ нагъ и черенъ, съ отвратительнымъ лицомъ, съ толстыми губами и желѣзными ногтями. Имѣя звѣриное подобіе, онъ въ то же время былъ похожъ и на мужчину и на женщину. Распространяя смрадъ, бѣсъ являлъ предъ глазами Аполлоса такое безстыдство, что сего невозможно даже передать на письмѣ. Кинувшись Аполлосу на шею, бѣсъ обнималъ его руками и часто цѣловалъ. Аполлосъ ограждалъ себя крестнымъ знаменіемъ и вырывался изъ рукъ его. Но бѣсъ говорилъ ему:

— «Зачѣмъ ты убѣгаешь отъ меня? Знай, что ты мой, и люблю я тебя, ибо ты исполняешь мои желанія. Я потому-то и пришелъ къ тебѣ, дабы сопровождать тебя, до тѣхъ поръ, пока не доведу до конца всѣхъ твоихъ желаній».

Будучи не въ состояніи переносить его смрадъ и безстыдство, Аполлосъ возвелъ очи на небо и громкимъ голосомъ возопилъ:

— «Боже, молитвами отца моего Сисоя, помоги мнѣ и избавь меня отъ сей напасти!»

И вотъ бѣсъ, отступивши отъ него на неболыное разстояніе, преобразился въ красивую нагую женщину и сказалъ ему:

— «Подойди и удовлетвори твоему желанію, потому что ты много успокаивалъ меня твоими помыслами въ своемъ сердцѣ».

— «Я хотѣлъ сдѣлать тебя, — сказалъ потомъ бѣсъ, — священникомъ и епископомъ, но молитвы Сисоя, сластолюбиваго старца, отгоняютъ меня отъ тебя».

Съ сими словами бѣсъ сталъ невидимъ.

Объятый сильнымъ страхомъ, Аполлосъ возвратился къ старцу и припавши къ его ногамъ, исповѣдалъ предъ нимъ все происшедшее и просилъ прощенія. Онъ разсказалъ также и братіи, какія страданія претерпѣлъ онъ отъ обольщенія діавольскаго и какъ помогли ему молитвы преподобнаго отца Сисоя.

Поистинѣ молитва его была сильна для отгнанія бѣсовъ. Она и отъ другого ученика старца Сисоя, по имени Авраама, отогнала мучившаго его нечистаго духа. Всѣ злые духи бѣжали отъ него, не смѣя приблизиться къ храброму и непобѣдимому воину Христову.

Преподобный Сисой прожилъ въ пустынѣ шестьдесятъ лѣтъ. Когда онъ уже былъ при смерти (причемъ въ это время у него находились братія), просвѣтилось лицо его, какъ свѣтъ, и онъ сказалъ братіи:

— «Вотъ, пришелъ авва Антоній».

Затѣмъ, немного помолчавъ, онъ снова сказалъ:

— «Вотъ, пришелъ ликъ пророковъ».

И снова онъ просіялъ еще болѣе и сказалъ:

— «Вотъ, пришелъ ликъ апостоловъ».

И вдвойнѣ просіяло лице его, и онъ бесѣдовалъ съ невидимыми лицами.

Братія упрашивали его, говоря:

— «Отче, скажи намъ: съ кѣмъ ты ведешь бесѣду?»

И онъ сказалъ имъ:

— «Это ангелы пришли взять меня, но я молюсь имъ, дабы они оставили меня на короткое время, чтобы я могъ покаяться».

— «Тебѣ нѣтъ нужды въ покаяніи, отче», — сказали ему братія.

На сіе старецъ отвѣтилъ:

— «Поистинѣ я не знаю, сотворилъ ли я хоть начало покаянія моего».

Но всѣ братія знали, что онъ совершенъ въ добродѣтеляхъ.

Послѣ сего онъ снова просіялъ еще сильнѣе и лицо его стало какъ солнце, и всѣ убоялись сего. Тогда старецъ сказалъ:

— «Вотъ, приходитъ Господь, взирайте всѣ. Онъ говоритъ: принесите Мнѣ избранный сосудъ изъ пустыни!»

Съ сими словами преподобный предалъ духъ свой Господу [3]. Въ сей моментъ появилась молнія и храмина наполнилась благоуханіемъ.

Закончивъ такою блаженною кончиною временную жизнь свою, преподобный Сисой переселился въ жизнь безконечную. И нынѣ онъ водворяется со Христомъ и наслаждается Его лицезрѣніемъ вмѣстѣ съ тѣми ликами святыхъ, коихъ онъ видѣлъ при своей кончинѣ.

По молитвамъ преподобнаго отца нашего Сисоя, да сподобимся и мы сей радости благодатію Господа нашего Іисуса Христа, Емуже слава во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Память св. Антонія Великаго совершаетея 17-го января.
[2] Патерикъ или Отечникъ — книга отцовъ или объ отцахъ. Такъ называются сборники, состоящіе изъ краткихъ повѣстей о жизни подвижниковъ или изъ нравоучительныхъ словъ ихъ.
[3] Кончина преподобнаго Сисоя Великаго послѣдовала около 429 г.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга одиннадцатая: Мѣсяцъ Іюль. — М.: Синодальная Типографія, 1910. — С. 116-120.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0