Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюль.
День третій.

Страданіе святаго мученика Іакинѳа.

Въ это время въ царскихъ чертогахъ проживалъ одинъ превосходнѣйшій юноша по имени Іакинѳъ, уроженецъ Кесаріи Каппадокійской [2], имѣвшій двадцать лѣтъ отъ роду. Занимая должность царскаго постельника, Іакинѳъ всегда находился близъ императора. Будучи по вѣрѣ и по цѣломудренной жизни истиннымъ христіаниномъ, Іакинѳъ въ тайнѣ служилъ Христу Богу, украшаясь чистотою, воздержаніемъ, кротостію и всякими добрыми дѣлами.

Однажды случился какой то праздникъ въ честь нечестивыхъ идоловъ; по этому случаю императоръ Траянъ всенародно приносилъ жертвы идоламъ. Прекраснѣйшій же юноша Іакинѳъ не пошелъ съ императоромъ къ идольскимъ капищамъ, но, оставшись во дворцѣ и удалившись въ отдѣльную небольшую комнату, усердно молился здѣсь единому истинному Богу. Это замѣтилъ сверстникъ Іакинѳа, состоявшій въ томъ же чинѣ царскаго постельничьяго, юноша по имени Урвикій. Подслушавши молитву Іакинѳа, Урвикій пошелъ и донесъ императору, что Іакинѳъ, нарушая указъ императора, молится нѣкоему Іисусу Христу и называетъ Его Богомъ.

Въ это время императоръ Траянъ вкушалъ пищу на омерзительномъ празднествѣ въ присутствіи всего народа. Онъ приказалъ привести къ себѣ Іакинѳа и далъ ему идоложертвенное мясо, приказавъ ѣсть его.

Доблестный воинъ Христовъ Іакинѳъ, оградивъ себя крестнымъ знаменіемъ, сказалъ императору:

— «Мнѣ, какъ христіанину, неприлично вкушать оскверненное; я весьма желаю, чтобы и ты, оставивъ поклоненіе идоламъ, бѣсовское празднество и свои скверныя жертвы, позналъ истиннаго Бога и Ему единому служилъ».

Всѣ вкушавшіе яства вмѣстѣ съ императоромъ, а также и предстоявшіе ему, удивились такой дерзости юноши Іакинѳа и воспылали гнѣвомъ на него; императоръ же сказалъ ему:

— «Іакинѳъ, молодость твоя дѣлаетъ изъ тебя гордеца, и ты, недостойный, осмѣливаешься учить меня — не служить отеческимъ богамъ, но покланяться какому-то Христу, Котораго ни мы не знаемъ, ни отцы наши не знали!»

— «Ты не знаешь Его потому, что не достоинъ познанія Его, Бога истиннаго, сотворившаго небо, землю, море и все, что въ нихъ, даровавшаго людямъ свѣтила небесныя и создавшаго по Своему образу человѣка. Ты справедливо говоришь про себя, что не знаешь Того, Котораго и отцы твои, будучи чадами гнѣва, не знали. Я же рожденъ и воспитанъ благочестивыми и христолюбивыми родителями и наученъ покланяться и служить Богу моему».

Императоръ разгнѣвался на такой отвѣтъ святаго и приказалъ своимъ слугамъ бить его по устамъ.

Поспѣшно набросившись на Христова мученика, слуги стали жестоко бить его не только по устамъ, но и по ланитамъ; когда же онъ упалъ на землю, его сильно топтали ногами, говоря:

— «Какъ смѣешь ты съ дерзостію отвѣчать императору?»

Затѣмъ императоръ приказалъ перестать бить мученика; святый, не будучи въ силахъ подняться вслѣдствіе жестокихъ побоевъ и попиранія ногами, лежалъ на землѣ. Между тѣмъ Траянъ приказалъ насильственно вкладывать въ уста святому жертвенныя яства. Но святый мученикъ Христовъ, крѣпко стиснувъ свои уста и зубы, не принималъ идоложертвенной скверны. Тогда императоръ приказалъ сковать святаго желѣзными оковами, забить его ноги въ колодки и заключить въ темницу.

На слѣдующій день утромъ императоръ, продолжая отправлять вмѣстѣ съ народомъ тотъ же скверный праздникъ, приказалъ выставить на видномъ мѣстѣ всѣ орудія мученій и привести для допроса изъ темницы мученика Іакинѳа. Когда послѣдній былъ приведенъ, Траянъ спросилъ его:

— «Юноша! Подчиняешься ли ты нашему повелѣнію или все еще продолжаешь упорствовать? Я предвижу, что твой горделивый разумъ доведетъ тебя до жесточайшихъ мученій; лучше послушайся меня, принеси жертву богамъ, если не хочешь погибнуть въ жестокихъ мученіяхъ!»

Но рабъ Христовъ, пребывая душею и тѣломъ твердъ какъ адамантъ и опираясь на помощь Божію, сказалъ Траяну:

— «Я — христіанинъ, почитаю Христа, покланяюсь Ему и приношу Ему живую жертву — себя самого. Бѣсамъ же твоимъ я не стану приносить жертву, угрозы твоей не боюсь, ибо я пренебрегаю мученіями, и ты не заставишь меня, раба Христова, принять ваше нечестіе; ты не соблазнишь меня къ тому, чтобы я изъ-за маловременной жизни сей оставилъ жизнь вѣчную! Дѣлай со мною, что хочешь!»

Тогда императоръ, преисполнившись гнѣва, прежде всего приказалъ втеченіе долгаго времени бить безъ пощады распростертаго на землѣ святаго юношу, а затѣмъ, повѣсивъ его на мѣстѣ мученія, приказалъ терзать плоть его желѣзными ногтями. Страдалецъ, доблестно претерпѣвая мученія, взывалъ къ императору:

— «Я — христіанинъ, я рабъ Христа и не отвергнусь отъ Него. Ты же, подвергая меня мученіямъ за Христа, оказываешь мнѣ благодѣяніе. Придумай еще болѣе жестокія мученія, ибо я желаю еще сильнѣе пострадать за Христа, Господа моего, до тѣхъ поръ, пока, — при помощи Владыки моего Христа, Который помогаетъ всѣмъ, призывающимъ пресвятое имя Его, — я не препобѣжду твоей жестокости моимъ терпѣніемъ!»

Между тѣмъ наступилъ седьмой часъ. Народъ, находившійся на зрѣлищѣ, весьма изумлялся терпѣнію мученика. Тогда императоръ приказалъ снять святаго съ позорнаго столба и, связавъ, снова отвести его въ темницу, строго приказавши сторожамъ не давать ему никакой другой, кромѣ идоложертвенной, пищи и питья, дабы, вынужденный голодомъ и жаждою, онъ вкусилъ ихъ. Сторожа строго исполняли повелѣніе императора: ежедневно принося пищу и питье отъ идольскихъ жертвъ, они предлагали ихъ святому въ темницѣ. Но, приходя затѣмъ на утро слѣдующаго дня, они находили все въ цѣлости, такъ какъ святый мученикъ не хотѣлъ даже смотрѣть на тѣ идоложертвенныя явства, какъ на гнусную мерзость и втеченіе долгихъ дней оставался безъ ѣды и питья, непрестанно молясь Богу; святый увеселялся духомъ, какъ бы пребывая на нѣкоемъ богатомъ пиршествѣ, ибо онъ былъ питаемъ благодатію Святаго Духа.

Между тѣмъ Траянъ, посылая слугъ, спрашивалъ сторожей, — вкушалъ ли Іакинѳъ пищу и питье, приносимыя ему отъ жертвъ, или нѣтъ? Сторожа отвѣчали:

— «Онъ даже и перстомъ не касается того, что приносятъ ему, но оставаясь безъ пищи и питія, радуется и возноситъ молитвы Богу своему».

Выслушавъ сіе, Траянъ разгнѣвался на сторожей, предполагая, что кто-нибудь приносилъ Іакинѳу другую пищу и угрожалъ сторожамъ смертію. Но послѣдніе клятвенно свидѣтельствовали, что къ святому никто не входилъ посторонній; они увѣряли, что бдительно сторожили темницу, не дозволяя никому даже подходить къ ней.

Когда же наступилъ тридцать восьмой день пребыванія мученика въ темницѣ, одинъ изъ сторожей по обыкновенію своему вошелъ въ темницу, неся съ собою для предложенія мученику идоложертвенное. И вотъ онъ увидалъ въ темницѣ несказанный свѣтъ и двухъ, стоявшихъ близъ святаго мученика, ангеловъ, изъ которыхъ одинъ покрывалъ пресвѣтлой одеждой тѣло святаго, а другой возлагалъ на его голову чудный вѣнецъ. Увидавши сіе, сторожъ весьма испугался и бросивъ то, что онъ несъ, побѣжалъ къ императору и сообщилъ ему, что видѣлъ. Императоръ не повѣрилъ разсказанному и предположивъ, что все это какія-нибудь обольщенія, совершаемыя волшебствомъ, рѣшилъ предать страдальца Христова еще болѣе жестокимъ мукамъ.

По прошествіи двухъ дней Траянъ, возсѣвъ на публичномъ судилищѣ, приказалъ вывести узника изъ темницы для мученія, сказавъ:

— «Посмотрю, какъ поможетъ ему Христосъ, освободитъ ли Онъ его изъ моихъ рукъ?»

Но когда слуги императора вошли въ темницу, то нашли юношу скончавшимся о Господѣ [3], увидали также пресвѣтлыхъ ангеловъ, принявшихъ видъ юношей и стоявшихъ кругомъ тѣла; они держали въ рукахъ своихъ свѣчи, въ то время какъ темница переполнилась неизъяснимымъ свѣтомъ и благоуханіемъ. Объятые страхомъ слуги выбѣжали изъ темницы и сообщили о видѣнномъ императору.

Исполнившись стыда и гнѣва, императоръ послалъ множество слугъ вынести изъ темницы тѣло умершаго. Послѣдніе, войдя въ темницу, ничего другого не увидали здѣсь кромѣ мертваго тѣла, которое они и вынесли изъ темницы. Тогда императоръ приказалъ вынести за городъ честное тѣло мученика и бросить его въ пустомъ мѣстѣ на съѣденіе звѣрямъ, псамъ и птицамъ; при семъ онъ приказалъ сторожамъ находиться неподалеку, дабы тѣло святаго не взяли отсюда тайно христіане.

Такъ лежало тѣло святаго мученика втеченіе долгаго времени, не испытывая никакого вреда, ибо его охранялъ ангелъ Божій.

Однажды ночью одному честному пресвитеру, родственнику мученика, по имени Тимоѳею, явился ангелъ и повелѣлъ взять тѣло мученика. Послѣдній, вмѣстѣ съ нѣкоторыми вѣрующими изъ его дома, съ наступленіемъ ночи отправился на то пустынное мѣсто. Такъ какъ никто не препятствовалъ ему, онъ взялъ святое тѣло мученика, положилъ его во внутреннемъ покоѣ своего дома, обвивъ оное чистою плащаницею съ ароматами. Затѣмъ пресвитеръ ежедневно зажигалъ при ковчегѣ съ тѣломъ святаго лампадку и кадилъ ѳиміамомъ.

Послѣ сего пресвитеръ Тимоѳей, проживъ нѣсколько лѣтъ и приблизившись къ своей кончинѣ, вручилъ мощи святаго мученика нѣкоей честной, святой по жизни и почтенной по возрасту, вдовѣ. Послѣдняя, съ радостію принявъ то безцѣнное сокровище, хранила его у себя съ честію, точно также ежедневно возжигая кадило и производя кажденіе; отъ святыхъ же мощей исходило сильное благоуханіе и переполняло собою ту храмину. Сія женщина никому ничего не разсказывала относительно мощей святаго, такъ какъ весь городъ совершалъ служеніе идоламъ; — лишь сама она день и ночь со слезами молилась при мощахъ мученика Христова.

По истеченіи же многаго времени, когда вдова та прибл-зилась къ кончинѣ, случилось кому-то изъ знатныхъ мужей вслѣдствіе головной боли лишиться зрѣнія. Больной не видалъ свѣта въ теченіе цѣлаго года и не могъ получить никакой помощи отъ врачей. Святый мученикъ Іакинѳъ, явившись ему во снѣ, сказалъ.

— «Человѣкъ! Желаешь ли ты вылѣчиться отъ болѣзни своей и исцѣлиться отъ слѣпоты?»

— «Кто ты, говорящій мнѣ сіе?» — спросилъ больной явившагося.

— «Я, — отвѣчалъ святый, — врачъ всякихъ недуговъ, рабъ Христовъ Іакинѳъ».

— «Умоляю тебя, — продолжалъ больной, — возьми все мое имущество, которымъ я владѣю, только дай мнѣ видѣть свѣтъ, такъ какъ, сидя въ темнотѣ, я весьма скорблю и страдаю».

— «Тебя даромъ исцѣлитъ, — отвѣчалъ ему святый Іакинѳъ, — Богъ мой, только сдѣлай то, что я прикажу тебѣ, а именно: отошли на мою родину, въ каппадокійскій городъ Кесарію мое тѣло, положенное въ землю у той вдовы, которая проживаетъ поблизости отъ тебя; глаза же свои помажь елеемъ изъ лампады, горящей при моемъ ковчегѣ, — тогда ты прозрѣешь».

Мужъ тотъ, повѣривши видѣнному во снѣ, всталъ съ одра своего, отправился съ провожатымъ въ домъ вдовицы и сообщилъ ей о явленіи и повелѣніи мученика. Тогда вдовица, приведя сего мужа во внутренній покой, въ которомъ лежало тѣло святаго, дала ему елея изъ лампады; когда мужъ тотъ помазалъ свои слѣпотствующія очи тѣмъ елеемъ, онъ тотчасъ же прозрѣлъ, но замедлилъ привести въ исполненіе приказаніе святаго.

По прошествіи нѣкотораго времени, снова мракъ покрылъ очи его, и онъ ослѣпъ. Тогда онъ вновь съ провожатымъ отправился къ мощамъ святаго мученика, испрашивая у него исцѣленія. При входѣ же въ храмину, гдѣ почивали мощи святаго, онъ услышалъ голосъ, говорившій ему свыше:

— «Тотъ, кто надругался, нынѣ самъ поруганъ».

Тогда онъ, упавъ предъ мощами святаго, сказалъ:

— «Даруй мнѣ нынѣ прозрѣніе, угодникъ Божій, и я немедленно исполню то, что ты мнѣ приказалъ!»

Затѣмъ, вставъ, онъ снова помазалъ елеемъ изъ лампады очи свои и снова прозрѣлъ уже вполнѣ и совершенно, ибо отверзлись не только тѣлесныя, но и душевныя очи его: увѣровавъ во Христа, онъ былъ просвѣщенъ святымъ крещеніемъ.

Упомянутая вдовица къ тому времени уже скончалась; тогда новопросвѣщенный христіанинъ, взявъ ковчегъ съ мощами святаго и запечатавъ его, отослалъ его съ надежными людьми въ Кесарію каппадокійскую; при этомъ онъ приказалъ отправленнымъ съ ковчегомъ людямъ пустить муловъ (везшихъ ковчегъ) однихъ, когда они приблизятся къ городу; — тамъ, гдѣ они остановятся, должны быть положены мощи, ибо такъ приказалъ святый.

Когда же посланные съ мощами вѣрные люди подошли къ городу Кесаріи и находились близъ воротъ, называвшихся Севастіанскими, то пустили муловъ безъ провожатыхъ. Ни кѣмъ не управляемые, послѣдніе подошли къ дому, въ которомъ родился мученикъ. Но къ этому времени уже скончались родители его. Тогда всѣ, находившіеся въ томъ городѣ, вѣрующіе, собравшись, преисполнились великой радости, по случаю прибытія къ нимъ мощей мученика; потомъ съ честію положили въ томъ домѣ святыя мощи въ мраморномъ ковчегѣ, прославляя Господа нашего Іисуса Христа. Христовъ мученикъ Іакинѳъ скончался въ Римѣ мѣсяца іюля въ третій день, томимый голодомъ и жаждою, но насыщаемый вѣрою, молитвою и благодатію Святаго Духа, — въ то время когда нечестивыми обладалъ Траянъ, а надъ христіанами царствовалъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, Которому возсылается слава съ Отцемъ и Святымъ Духомъ, нынѣ и въ безконечные вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Императоръ Траянъ царствовалъ съ 98 г. по 117 г.
[2] Каппадокія — Малоазійская область.
[3] Кончина святаго мученика Іакинѳа послѣдовала въ нач. II-го вѣка.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга одиннадцатая: Мѣсяцъ Іюль. — М.: Синодальная Типографія, 1910. — С. 41-48.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0