Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюль.
День второй.

Памятъ святаго отца нашего Ювеналія, патріарха Іерусалимскаго.

Такъ онъ поступилъ со Скиѳопольскимъ епископомъ Северіаномъ, не пожелавшимъ принять его еретическаго ученія. Низложивши Северіана съ престола, Ѳеодосій предалъ его смерти.

Вслѣдствіе сего вся Палестина находилась въ страшномъ смущеніи, а святый городъ Іерусалимъ былъ какъ бы захваченъ и опустошаемъ варварами. Тогда святые отцы палестинскіе, скорбя о такомъ гоненіи и разореніи Церкви, — къ тому же и боясь рукъ мучителя, — скрылись въ отдаленнѣйшія пустыни, слезно молясь Богу объ искорененіи ереси и скорѣйшемъ наступленіи мира церковнаго.

Въ причтѣ іерусалимской церкви находился тогда нѣкій искуснѣйшій въ словѣ и ревнитель благочестія діаконъ по имени Аѳанасій. Видя, что въ Церкви на патріаршемъ мѣстѣ стоитъ какъ мерзость запустѣнія на мѣстѣ святѣ (Матѳ. 24, 15) еретикъ лжепатріархъ Ѳеодосій, Аѳанасій прійдя къ нему громогласно воззвалъ, говоря:

— «Перестань, Ѳеодосій, переполнять столькими убійствами святый городъ! Перестань поднимать брань на Христа и разбойнически изгонять изъ божественной ограды стадо Его!»

Лишь только Аѳанасій сказалъ эти слова, онъ немедленно былъ схваченъ Ѳеодосіевыми оруженосцами, вытащенъ изъ церкви и послѣ разнообразныхъ мученій и безчисленныхъ побоевъ, окончилъ жизнь свою будучи умерщвленъ сѣкирою. Тѣло же его было влачимо по всему городу на веревкѣ, привязанной къ ногамъ и, наконецъ, брошено на растерзаніе псамъ.

Между тѣмъ воевода Дороѳей, поставленный императоромъ для управленія Палестиной, въ это время не былъ въ Іерусалимѣ, такъ какъ находился въ войнѣ противъ моавитянъ [15]. Узнавши же обо всемъ, что происходило во святомъ городѣ, Дороѳей поспѣшно вернулся съ войскомъ въ Іерусалимъ. Но оруженосцы лжепатріарха Ѳеодосія и императрицы Евдокіи по повелѣнію послѣднихъ заперли предъ воеводою городскія ворота, не дозволяя ему войти внутрь города; они пустили его не раньше, прежде чѣмъ онъ далъ имъ обѣщаніе быть съ ними единомышленникомъ въ вѣрѣ. Такимъ образомъ сей лжепатріархъ Ѳеодосій, возмущая церковь, пробылъ на престолѣ іерусалимскаго патріаршества двадцать мѣсяцевъ, до тѣхъ поръ, пока не пришло отъ императора къ военачальнику приказаніе схватить его и какъ мятежника и убійцу отправить на судъ въ Константинополь. Но заранѣе узнавъ о семъ приказаніи императора, Ѳеодосій тайно убѣжалъ на Синайскую гору [16], гдѣ скрывался въ неизвѣстности.

Тогда святѣйшій патріархъ Ювеналій, пользовавшійся большимъ уваженіемъ въ Константинополѣ у императора Маркіана, Пульхеріи и святѣйшаго патріарха константинопольскаго за свою добродѣтель, съ соизволенія императора отправился въ Іерусалимъ, снова получилъ патріаршій престолъ и началъ приводить въ порядокъ и исправлять все разстроенное. Пустынные отцы, узнавши о его возвращеніи, исполнились большой радости и возвратились каждый въ свои обители. Императрица же Евдокія, совращенная въ евтихіанскую ересь упомянутымъ Ѳеодосіемъ, колебалась умомъ, не зная, какого исповѣданія держаться ей. Тогда она послала нарочитаго въ Антіохію къ преподобному Симеону Столпнику [17], испрашивая у него полезнаго совѣта и наставленія. Послѣдній написалъ императрицѣ письмо, приказывая ей примириться съ святѣйшимъ православнымъ патріархомъ Ювеналіемъ и послѣдовать его благочестивому ученію. Императрица немедленно такъ и поступила и, всенародно отрекшись ереси содѣлалась общницею Церкви каѳолической. Видя сіе, обратилось къ православію, по примѣру императрицы, безчисленное множество народа, мірянъ и черноризцевъ, обольщенныхъ ранѣе еретикомъ Ѳеодосіемъ.

Послѣ сего святый Ювеналій остальное время своей жизни прожилъ въ мирѣ, украшая святую Церковь словомъ, жизнію и пастырскою бдительностію. Въ Прологѣ записано о немъ также слѣдующее.

Когда Маркіанъ съ Пульхеріею устроили во Влахернѣ во имя Пречистыя Дѣвы Богородицы церковь, то они писали къ святому Ювеналію, спрашивая его: знаетъ ли онъ, гдѣ было положено тѣло Богоматери? Патріархъ отвѣтилъ, что не знаетъ, однако напомнилъ древнее правдивое сказаніе, о томъ, какъ было похоронено тѣло Богоматери, какъ святые апостолы слышали впродолженіе трехъ дней ангельское пѣніе и какъ по прошествіи трехъ дней открыли гробъ Богоматери, ради одного ученика, не бывшаго при погребеніи, причемъ не обрѣли тѣла Богоматери, но нашли только гробныя пелены.

Выслушавъ сіе, императоръ и императрица снова написали къ патріарху, упрашивая его, дабы онъ прислалъ къ нимъ по крайней мѣрѣ запечатанную гробницу Богоматери съ пеленами, — что патріархъ и исполнилъ.

Святый Ювеналій, потрудившись всего въ санѣ священномъ тридцать восемь лѣтъ [18], съ миромъ почилъ и предстоитъ нынѣ съ небесными іерархами предъ престоломъ славы великаго Архіерея Господа нашего Іисуса Христа, Которому возсылается слава во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Ѳеодосій II-ой (Младшій) царствовалъ съ 408 г. по 450 г.
[2] Память его празднуется св. Церковію 20-го января.
[3] Память его — 11-го января.
[4] Память его — 4-го марта.
[5] Несторіанская ересь основана Несторіемъ, епископомъ константинопольскимъ, несправедливо учившимъ, что отъ Дѣвы Маріи родился не Богъ, но человѣкъ Іисусъ, въ которомъ человѣчество соединилось съ божествомъ благодатнымъ образомъ во время Его земной жизни. Поэтому Матерь Божію онъ называлъ Христородицею, а не Богородицею. Ересь Несторія была осуждена на III-мъ Вселенскомъ соборѣ, созванномъ въ 431 г. въ Ефесѣ.
[6] Ефесъ — малоазійскій городъ, лежавшій между Смирною и Милетомъ. Въ исторіи христіанской Церкви Ефесъ извѣстенъ какъ мѣсто проповѣднической дѣятельности св. апостола Павла въ его третье благовѣстническое путешествіе.
[7] Кириллъ (I-й) патріаршествовалъ съ 412 г. по 444 г.
[8] Императоръ Маркіанъ царствовалъ съ 450 г. по 457 г.
[9] Евтихій, архимандритъ константинопольскій, извѣстенъ какъ основатель ереси евтихіанской или монофизитской. Въ противоположность несторіанскому раздѣленію въ Лицѣ Іисуса Христа божества и человѣчества, Евтихій училъ, что человѣческое естество въ Іисусѣ Христѣ было совершенно поглощено божествомъ и потому въ Немъ слѣдуетъ признавать только одну природу — божественную.
[10] Халкидонъ или Калхедонъ — первоначально мегарская колонія на берегу Пропонтиды (Мраморнаго моря); впослѣдствіи — столица Виѳиніи — малоазійской провинціи.
[11] Четвертый вселенскій соборъ былъ въ 451 г.
[12] Евагрій — антіохійскій юристъ, авторъ «Церковной исторіи», обнимающей время съ 431 г. по 494 г. Жилъ съ 537 г. по 594 г.
[13] Александрія — знаменитый въ древности городъ, основанный Александромъ Македонскимъ на берегу Средиземнаго моря, при устьѣ рѣки Нила. Александрія въ древности была первымъ городомъ въ мірѣ послѣ Рима и служила центромъ торговли, промышленности и особенно языческой образованности, а въ первые вѣка христіанства — разсадникомъ христіанскаго просвѣщенія.
[14] Ѳеодосій (незаконно) патріаршествовалъ въ теченіе 20-ти мѣсяцевъ (съ декабря 451 г. по августъ 453 г.).
[15] Моавитяне обитали въ Палестинѣ къ востоку отъ Мертваго моря, по обѣимъ сторонамъ рѣки Арнонъ. Названіе это было усвоено имъ по имени Моава, сына Лотова отъ его старшей дочери (Быт. 19, 30-37).
[16] Синайская гора находилась въ пустыняхъ Каменистой Аравіи; сюда пришли израильтяне въ третій мѣсяцъ по выходѣ своемъ изъ Египта. Здѣсь данъ былъ Богомъ законъ, выраженный въ 10-ти заповѣдяхъ. — Въ христіанскую эпоху на этой горѣ подвизались многіе иноки. Въ V-мъ вѣкѣ весь пустынный Синайскій край, несмотря на бѣдность своей природы, былъ усѣянъ скитами. Гора Синай въ настоящее время называется арабами Джебель-Туръ-Сина.
[17] Разумѣется Антіохія Сирійская, стоявшая при р. Оронтѣ, верстахъ въ 10-ти отъ впаденія ея въ Средиземное море. Она основана была Селевкомъ Никаторомъ за 300 лѣтъ до Р. Хр. Вблизи этого города и подвизался, на Дивной горѣ, преподобный Симеонъ Столпникъ (память его совершается св. Церковію 24-го мая).
[18] Ювеналій патріаршествовалъ съ 420 г. по 458 г.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга одиннадцатая: Мѣсяцъ Іюль. — М.: Синодальная Типографія, 1910. — С. 35-40.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0