Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Іюль.
День второй.

Сказаніе о положеніи честной ризы Пречистой Дѣвы Богородицы во Влахернской церкви [1].

— «Честные мужи! Вотъ, всѣ сіи больные, которыхъ вы видите лежащими здѣсь, — ожидаютъ исцѣленія своихъ болѣзней; ибо на этомъ мѣстѣ слѣпые прозираютъ, хромые исправляются, бѣсы изъ людей изгоняются, глухіе получаютъ слухъ, у нѣмыхъ развязываются языки для рѣчей и здѣсь скоро исцѣляются всякія неизлѣчимыя болѣзни».

Услыхавши о семъ, Галвинъ и Кандидъ стали тщательнѣе разспрашивать женщину, по какой причинѣ была дарована сему мѣсту такая благодать и сила чудотворенія? Женщина, все еще продолжая скрывать истину, отвѣчала:

— «Среди нашего еврейскаго рода хранится преданіе, будто на семъ мѣстѣ явился Богъ нѣкоему изъ древнихъ нашихъ отцовъ и съ того-то вотъ времени сіе мѣсто исполнилось божественной благодати и на немъ совершаются чудеса».

Внимая словамъ женщины, Галвинъ и Кандидъ еще сильнѣе воспламенялись сердечнымъ желаніемъ къ познанію истины, подобно древнимъ Лукѣ [4] и Клеопѣ [5], говорившимъ: не сердце ли наше горя бѣ въ насъ (Лук. 24, 32), и сказали женщинѣ:

— «Благочестивая жена! Заклинаемъ тебя Богомъ Живымъ открыть намъ истину! Вѣдь мы не по какой-либо другой причинѣ предприняли сюда изъ Константинополя столь далекій путь, какъ только для того, дабы видѣть всѣ находящіяся въ Палестинѣ святыя мѣста и вознести на нихъ наши молитвы къ Богу. А такъ какъ мы слышимъ, что и въ твоемъ домѣ находится святое и чудотворное мѣсто, то мы желаемъ относительно его узнать подробнѣе, какимъ образомъ оно освятилось и по какой причинѣ на немъ совершаются чудеса?»

Тогда, заклинаемая именемъ Божіимъ, женщина, вздохнула изъ глубины души и, испустивши слезы изъ глазъ своихъ, сказала Галвину и Кандиду:

— «Именитѣйшіе мужи! Та божественная тайна, о которой вы меня вынуждаете сказать сейчасъ, до настоящаго дня никому не была извѣстна. Но такъ какъ я замѣчаю, что вы люди благочестивые и боголюбивые, то я сообщу вамъ о сокровенной тайнѣ, надѣясь, что то, о чемъ вы услышите отъ меня, вы сохраните въ самихъ себѣ, никому не разсказывая. Здѣсь мною хранится риза родившей Христа Бога Пречистой Дѣвы Маріи. Когда Она преставлялась отъ земли къ небесамъ, при Ея погребеніи находилась одна изъ моихъ прародительницъ — вдовица; ей по завѣщанію самой Пречистой Богородицы, была отдана та честная риза; она же, получивши ту ризу, сохраняла ее у себя съ благоговѣніемъ во всѣ дни жизни своей; умирая, она отдала ризу для храненія одной дѣвицѣ изъ своего рода, заповѣдавши ей съ клятвою сохранять въ чистотѣ ради чести самой Богородицы не только ту честную ризу Пресвятои Богородицы, но и самое дѣвство свое. Сія дѣвица также сохраняла въ большомъ почетѣ во всю свою жизнь ту ризу; когда же она приблизилась къ кончинѣ, то отдала ризу другой чистой и честной дѣвицѣ изъ своего рода. Такимъ образомъ въ теченіе многихъ лѣтъ та святая риза, переходя отъ одной дѣвицы къ другой, дошла и до моихъ смиренныхъ рукъ, досталась и мнѣ, состарѣвшейся чистою въ незамужней жизни. А такъ какъ въ моемъ родѣ уже не находится такой дѣвицы, которой я могла бы довѣрить ту тайну, то я разсказываю относительно ея вамъ, дабы вы знали, что ради той честной ризы, сохраняемой у меня во внутренней комнатѣ, совершаются здѣсь чудеса. Я умоляю васъ никому не разсказывать о сей тайнѣ въ Іерусалимѣ и гдѣ-либо въ другомъ мѣстѣ, гдѣ бы вы ни были».

Услыхавъ о ризѣ Пречистой Богоматери, Галвинъ и Кандидъ преисполнились ужасомъ и несказанною радостію; они со слезами обѣщались хранить сказанную имъ относительно ризы тайну. Послѣ сего они упрашивали ту женщину дозволить имъ пробыть при святой ризѣ въ той комнатѣ въ молитвѣ всю ночь, и женщина не запретила имъ сего.

Тогда, войдя внутрь комнаты, они замѣтили ковчегъ, стоявшій на почетномъ мѣстѣ, въ которомъ находилась святая риза, увидали также горѣвшія кругомъ него лампадки и ощутили сильное ароматное благоуханіе. Затѣмъ они начали, усердно покланяясь, со слезами возсылать Богу и Богородицѣ горячія молитвы. У нихъ обоихъ была одна мысль, дабы безцѣнное сокровище досталось царствующему граду. Послѣ сего, сговорившись, они вымѣрили ковчегъ въ ширину, въ длину и въ высоту и сохранили весь видъ его въ своей памяти, — а равно также и то, изъ какого онъ былъ сдѣланъ дерева. Съ разсвѣтомъ дня, они совершили свои молитвы и вышли изъ той святой храмины, поблагодаривъ женщину за дозволеніе имъ пробыть всю ночь при честной ризѣ. Они раздали находившимся тамъ нищимъ обильную милостыню и отправились, провожаемые тою женщиною, въ предпринятое ими путешествіе къ Іерусалиму. Они дали обѣщаніе женщинѣ на возвратномъ «пути снова придти къ ней для поклоненія честной ризѣ Пресвятой Богородицы.

Побывавши затѣмъ въ Іерусалимѣ, поклонившись животворящему Кресту и Гробу Господню и посѣтивши всѣ находившіяся въ окрестностяхъ Іерусалима святыя мѣста, Галвинъ и Кандидъ позвали плотника и приказали ему сдѣлать изъ стараго дерева ковчегъ въ точности такого вида и размѣра, какой они ему указали. Послѣ того какъ ковчегъ былъ сдѣланъ, Галвинъ и Кандидъ купили для него златотканное покрывало и возвратились своей дорогой, держа путь къ той женщинѣ.

Когда они прибыли къ дому женщины, то показали ей златотканное покрывало, упрашивая женщину покрыть имъ ковчегъ честной ризы Пречистой Богоматери. Затѣмъ они снова начали просить женщину, дозволить имъ, какъ и въ первый разъ, совершить всенощное съ молитвою стояніе при ковчегѣ. Получивши разрѣшеніе, они пали предъ ковчегомъ лицами на землю и омочили землю слезами, усердно, молясь къ Пречистой Дѣвѣ Богородицѣ, дабы Она не возбранила имъ коснуться къ Своему ковчегу съ ризою, съ цѣлію взять его съ собою. Когда наступила уже полночь и всѣ спали, они со страхомъ взяли ковчегъ, вынесли его изъ дома и спрятали въ своей колесницѣ. Вмѣсто же него они внесли въ комнату тотъ ковчегъ, который наподобіе перваго сдѣлали они изъ стараго дерева въ Іерусалимѣ; поставивши его на томъ же самомъ мѣстѣ, покрыли его златотканнымъ покрываломъ и до разсвѣта оставались на молитвѣ. Съ наступленіемъ дня они возблагодарили ту благочестивую женщину, простились съ нею и давъ милостыню нищимъ, отправились въ путь.

Возвращаясь къ себѣ, они шли поспѣшно съ несказанною радостію. Дойдя до Константинополя, они сначала никому не разсказали о принесенной ризѣ Пресвятой Богородицы, желая у себя самихъ скрыть то безцѣнное сокровище. Устроивши затѣмъ въ своемъ домѣ небольшую церковь во имя святыхъ апостоловъ Петра [6] и Марка [7], поставили въ ней — не на открытомъ, но въ потаенномъ мѣстѣ, — тотъ ковчегъ со святою ризою. Но когда они замѣтили, что не могутъ утаить ризы Богоматери, по причинѣ происходившихъ отъ нея чудесъ, тогда отправились къ императору Льву Великому и супругѣ его царицѣ Веринѣ, и возвѣстили ему, а равно также и святѣйшему константинопольскому патріарху Геннадію [8] обо всемъ происшедшемъ.

Сіи послѣдніе, исполнившись несказанной радости, отправились въ домъ Галвина и Кандида и въ ихъ церковь. Здѣсь, открывши тотъ честный ковчегъ, увидали въ немъ святую ризу Пречистой Божіей Матери, неистлѣвшую въ теченіи столькихъ лѣтъ и благоговѣйно со страхомъ прикоснулись къ ней, любезно лобызая ее устами и сердцемъ. Затѣмъ, взявши ее оттуда, понесли со славою при всенародномъ торжествѣ во Влахернскую церковь Пречистой Богородицы и положили тамъ въ украшенномъ золотомъ, серебромъ и драгоцѣнными каменьями ковчегѣ. Послѣ этого они постановили ежегодно праздновать во второй день мѣсяца іюля положеніе ризы Пресвятой Богородицы въ честь и славу Преблагословенной Дѣвы Маріи и родившагося отъ Нея Христа Бога нашего, прославляемаго со Отцемъ и Святымъ Духомъ во вѣки. Аминь [9].

Примѣчанія:
[1] Влахерна — мѣсто въ Константинополѣ на берегу моря у корабельной пристани. Оно получило наименованіе отъ нѣкоего извѣстнаго скиѳскаго воеводы, по прозванію Влахерна, убитаго на томъ мѣстѣ, гдѣ впослѣдствіи была устроена прекраснѣйшая церковь во имя Божіей Матери.
[2] Левъ I-й (Великій) царствовалъ съ 457 г. по 474 г.
[3] Назаретъ — небольшой городъ въ Галилеѣ, дорогой для христіанъ по священнымъ воспоминаніямъ (въ этомъ городѣ провелъ Свое дѣтство Господь нашъ Іисусъ Христосъ).
[4] Лука — апостолъ и евангелистъ, спутникъ и сотрудникъ св. апостола Павла. — Память его празднуется св. Церковію 18 октября и 4 января.
[5] Память св. апостола Клеопы совершается 4 января.
[6] Память св. первоверховнаго апостола Петра совершается 29 іюня.
[7] Память св. апостола и евангелиста Марка совершается 25 апрѣля и 4 января.
[8] Геннадій патріаршествовалъ съ 458 г. по 471 г.
[9] По свидѣтельству византійскаго историка Никифора (жилъ съ 1295 г. по 1360 г.) во Влахернской церкви въ златокованномъ ковчегѣ хранилась не одна одежда Богоматери, но вмѣстѣ съ тѣмъ омофоръ и часть Ея пояса. О томъ же свидѣтельствуютъ и русскіе паломники. Стефанъ Новгородецъ, жившій въ XIV в., говоритъ: «идохомъ во Влахерну, идѣже лежитъ риза и поясъ и скуфья на главѣ Ея (Божіей Матери), а лежатъ въ олтарѣ на престолѣ въ ковчегѣ запечатаны». То же подтверждаетъ діаконъ Александръ и діаконъ Игнатій, жившіе въ второй половинѣ XIV-го в. — Влахернскій храмъ сгорѣлъ 19 января 1434 г. Нынѣ виднѣются только малые остатки его. Части одеждъ Богоматери находятся нынѣ въ разныхъ мѣстахъ: такъ есть одна часть въ Московскомъ Успенскомъ соборѣ (эта часть передана сюда княземъ Василіемъ Голицынымъ), другая — въ Благовѣщенскомъ храмѣ, пріобрѣтенная въ XIV-мъ в. Діонисіемъ, архіепископомъ Суздальскимъ; кромѣ того часть ризы Богоматери показывается въ Латеранскомъ соборѣ въ Римѣ. Празднованіе въ честь положенія ризы Пресвятой Богородицы во Влахернахъ установлено было, какъ замѣчено въ сказаніи, во времена императора Льва I, слѣдовательно въ половинѣ V-го в., но усутублено въ 860 году, при патріархѣ Фотіѣ (857-867 гг.; 877-886 гг.) и императорѣ Михаилѣ III-мъ (855-867 гг.) по случаю заключенія мира съ Аскольдомъ и Диромъ и отступленія руссовъ отъ Царьграда. Они отступили отъ Царьграда 25-го іюня, а 2 іюля во вторникъ послѣ торжественной службы во Влахернахъ патріархъ съ императоромъ установили совершать въ этотъ день торжественное празднованіе въ честь положенія ризы Пресвятой Богородицы; при этомъ честная риза Богоматери была перенесена изъ храма, выстроеннаго императоромъ Маркіаномъ и возобновленнаго императоромъ Львомъ I, въ такъ называемую Великую церковь.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга одиннадцатая: Мѣсяцъ Іюль. — М.: Синодальная Типографія, 1910. — С. 28-35.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0