Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Іюль.
День первый.

Страданіе святыхъ мучениковъ Космы и Даміана.

Послѣ плотскаго прославленія на землѣ Владыки Христа Бога нашего повсюду стали извѣстными, какъ весьма удивительное дѣло, подвиги святыхъ Христовыхъ мучениковъ; ибо въ нихъ проявилась сила Спасителева; для всѣхъ было изумительнымъ выказанное святыми мужественное сопротивленіе мучителямъ своимъ и непобѣдимое терпѣніе. Къ числу таковыхъ мучениковъ принадлежали и сіи, родившіеся въ древнемъ Римѣ отъ одного отца и матери и воспитанные въ правилахъ христіанскаго благочестія, — братья по плоти — святые страстотерпцы Косма и Даміанъ, о которыхъ предстоитъ наше слово.

Научившись врачебному искусству, сіи святые братья успѣшно исцѣляли всякія болѣзни, и имъ содѣйствовала во всемъ благодать Самого Бога. На какихъ бы больныхъ людей или скотовъ ни возлагали они свои руки, тѣ немедленно становились совершенно здоровыми. Сіи искусные цѣлители ни отъ кого не брали вознагражденія за исцѣленія, за что и были прозваны «безмездными врачами». Только одной самой драгоцѣнной награды требовали они отъ исцѣляемыхъ, — вѣры во Христа. И дѣйствительно не только въ самомъ Римѣ, но и въ окрестныхъ городахъ и селеніяхъ, которые они обходили съ цѣлію исцѣленія недужныхъ, они многихъ обращали ко Христу. Помимо благодати исцѣленія, они благодѣтельствовали людямъ и щедрымъ подаяніемъ. У нихъ было большое, собранное предками и перешедшее къ нимъ отъ родителей имущество, которое они продавали, раздавали нищимъ и нуждающимся; они питали алчущихъ, одѣвали нагихъ; однимъ словомъ, они оказывали милосердіе всѣмъ бѣднымъ и неимущимъ. Когда они исцѣляли больныхъ, то обычно они говорили имъ такъ:

— «Мы только возлагаемъ на васъ руки, и ничего не можемъ сдѣлать нашею собственною силою, все же совершаетъ всемогущая сила Единаго истиннаго Бога и Господа Іисуса Христа; если вы увѣруете въ Него и не усомнитесь, то немедленно содѣлаетесь здоровыми».

И дѣйствительно тѣ, вѣруя, получали выздоровленіе.

Такимъ образомъ ежедневно многіе, отвращаясь отъ идолопоклонническаго нечестія, присоединялись ко Христу.

Жилище сихъ святыхъ врачей находилось въ одномъ римскомъ селеніи (гдѣ было имѣніе ихъ родителей). Имѣя здѣсь свое мѣстопребываніе, они просвѣщали святою вѣрою всѣ окрестности.

Между тѣмъ діаволъ, завидуя таковой, просіявшей добродѣтелями, жизни святыхъ, возбудилъ нѣкоторыхъ своихъ прислужниковъ отправиться къ царю и оклеветать предъ нимъ неповинныхъ. Въ это время въ Римѣ царствовалъ Каринъ [1]. Сей послѣдній, послушавши клеветниковъ, немедленно послалъ воиновъ въ то селеніе, въ которомъ проживали святые, съ приказаніемъ схватить безмездныхъ врачей Косму и Даміана и привести ихъ къ нему для допроса.

Когда воины царскіе дошли до селенія, въ которомъ жили святые, и стали распрашивать здѣсь о Космѣ и Даміанѣ, то вѣрующіе собрались къ святымъ и умоляли ихъ укрыться куда-нибудь на короткое время, пока минуетъ ихъ гнѣвъ царскій. Но святые не только не послушались этого совѣта, но наоборотъ намѣревались самовольно выйти къ отыскивавшимъ ихъ воинамъ, желая съ радостію пострадать за имя Христово. Когда же къ нимъ собрались многіе вѣрующіе и слезными мольбами увѣщевали ихъ сохранить свою жизнь не ради себя, но ради спасенія другихъ, то святые, — хотя и противъ воли, — повиновались имъ. Тогда вѣрующіе, взявши святыхъ, сокрыли ихъ въ нѣкоей пещерѣ.

Между тѣмъ воины, тщательно отыскивая всюду святыхъ и не находя ихъ, отъ гнѣва и досады, схватили нѣкоторыхъ благочестивыхъ мужей изъ того селенія, возложили на нихъ оковы и повели ихъ въ Римъ.

Узнавъ о семъ, святые Косма и Даміанъ немедленно вышли изъ пещеры и съ поспѣшностію побѣжали по слѣдамъ воиновъ; нагнавши послѣднихъ на дорогѣ, они сказали имъ:

— «Отпустите невинныхъ, а насъ возмите, ибо мы — тѣ самые, которыхъ вамъ приказано взять».

Такимъ образомъ воины, отпустивши тѣхъ мужей, возложили оковы на святыхъ Косму и Даміана и повели ихъ въ Римъ. Здѣсь святые были заключены въ оковахъ въ темницу, въ которой находились до утра. Съ наступленіемъ утра, царь возсѣлъ предъ народомъ на обычномъ судилищѣ, которое находилось на мѣстѣ, отведенномъ для зрѣлищъ; приказавъ представить предъ собою святыхъ узниковъ Косму и Даміана, царь громко сказалъ имъ:

— «Это вы противоборствуете богамъ отцовъ нашихъ и какою то волшебною хитростію безмездно исцѣляете болѣзни у людей и скотовъ, соблазняя простыхъ людей отступать отъ отеческихъ боговъ и законовъ? Но хотя теперь, оставьте свое заблужденіе и послушайтесь моего добраго совѣта; приступите, принесите жертву богамъ, которые до сего времени долго терпѣли васъ. Боги, будучи обижены вами, не воздали вамъ зломъ за зло, — хотя и могли воздать, — но терпѣливо ожидали вашего обращенія къ нимъ».

Святые же угодники Христовы какъ бы едиными устами отвѣчали царю такъ:

— «Мы не соблазнили ни одного человѣка; мы не знаемъ никакой волшебной хитрости, никому не причинили никакого зла, но излѣчиваемъ болѣзни силою Спасителя и Господа нашего Іисуса Христа, какъ заповѣдалъ Онъ, говоря: болящыя исцѣляйте, прокаженныя очищайте (Матѳ. 10, 8). Дѣлаемъ же мы сіе безмездно, потому что такъ завѣщалъ Спаситель, Который сказалъ: туне пріясте, туне дадите (Матѳ. 10, 8). Вѣдь мы требуемъ не имѣній, но ищемъ спасенія душъ человѣческихъ и служимъ нищимъ и немощнымъ какъ Самому Христу, ибо Онъ присвоиваетъ Себѣ тѣ попеченія, которыя совершаются ради первыхъ, вѣщая къ благодѣтелямъ: взалкахся и дасте Ми ясти, возжадахся и напоисте Мя, нагъ и одѣясте Мя (Матѳ. 25, 35-36). Сіи заповѣди Его мы стараемся исполнять, надѣясь получить отъ Него награду въ безконечной жизни небеснаго Царствія. Покланяться же признаваемымъ тобою богамъ мы никогда не согласимся. Покланяйся имъ ты и тѣ, кто согласенъ съ тобою! Мы же хорошо знаемъ, что они не боги. Если же ты, царь, желаешь, то мы предложимъ тебѣ добрый совѣтъ, дабы ты позналъ Единаго истиннаго Бога, Творца всѣхъ, Иже солнце Свое сіяетъ на злыя и благія и дождитъ на праведныя и неправедныя (Матѳ. 5, 45), — для нашихъ потребностей во славу Своего превеликаго имени: отступивши отъ безчувственныхъ и бездушныхъ идоловъ — служи Ему!»

Императоръ Каринъ отвѣчалъ на сіе святымъ такъ:

— «Я не витійствовать призвалъ васъ, но принести жертву богамъ».

— «Мы приносимъ, — отвѣчала святые, — безкровную жертву души наши — Единому нашему Богу, избавившему насъ отъ сѣти діавола и давшему Своего Единороднаго Сына за спасеніе всего міра. Сей нашъ Богъ не созданный, но Создатель всѣхъ, а твои боги суть измышленія человѣческія и дѣла рукъ ремесленниковъ и, если бы не существовало среди людей ремесла, производящаго вамъ боговъ, вы не имѣли бы кому покланяться!»

— «Не раздражайте вѣчныхъ боговъ, — сказалъ Каринъ, — но лучше принесите жертвы и поклонитесь имъ, если не хотите подвергнуться уже приготовленнымъ для васъ мукамъ».

— «Да будешь посрамленъ ты, Каринъ, съ твоими богами, — сказали, исполнившись Святаго Духа рабы Христовы. — Такъ какъ умъ твой отвращается отъ всегда сущаго и во вѣки живущаго Бога и обращается къ безчувственнымъ и никогда не существовавшимъ идоламъ, то пусть для твоего посрамленія и для того, чтобы ты своимъ собственнымъ опытомъ понялъ, что Богъ нашъ всемогущъ, — пусть измѣнится лице твое на твоемъ тѣлѣ и свернется съ своего мѣста!»

Въ то время какъ святые произносили сіи слова, внезапно перемѣнилось лицо у Карина и свернулась шея его, такимъ образомъ, что лице его очутилось на его плечахъ и онъ не могъ повернуть своей шеи, да и помочь ему никто не могъ. Такимъ образомъ онъ сидѣлъ на тронѣ съ искривленною шеею и лицомъ. Между тѣмъ, смотрѣвшій на сіе народъ, громогласно взывалъ:

— «Великъ Богъ христіанскій и нѣтъ другого Бога кромѣ Него!»

Въ то время многіе увѣровали во Христа и умоляли святыхъ врачей исцѣлить царя. Послѣдній и самъ умолялъ ихъ о томъ же, говоря:

— «Нынѣ я поистинѣ знаю, что вы рабы Бога истиннаго. Итакъ я умоляю васъ, — такъ какъ вы уврачевали уже многихъ, — то исцѣлите и меня, дабы и я увѣровалъ, что нѣтъ друтого Бога, кромѣ проповѣдуемаго вами, сотворившаго небо и землю».

— «Если ты, — сказали ему на сіе святые, — познаешь даровавшаго тебѣ жизнь и царство Бога и увѣруешь въ Него всѣмъ сердцемъ своимъ, то Онъ исцѣлитъ тебя».

— «Я вѣрую въ Тебя, — громогласно произнесъ царь, — Господи Іисусе Христе, истинный Боже, помилуй меня и не помяни моего перваго невѣдѣнія!»

Въ то время какъ царь произносилъ сіи слова, выпрямилась шея его, лицо стало на свое мѣсто, какъ было сначала, и онъ, вставши съ своего мѣста, возвелъ очи свои на небо и, воздѣвши руки, воздалъ вмѣстѣ со, всѣмъ народомъ благодареніе Богу, сказавъ такъ:

— «Благословенъ Ты, Христе, истинный Боже, приведшій меня посредствомъ сихъ святыхъ рабовъ Твоихъ отъ тьмы къ свѣту».

Получивши такимъ образомъ исцѣленіе, царь почтилъ дарами святыхъ рабовъ Косму и Даміана и отпустилъ ихъ съ миромъ.

Выйдя изъ Рима, святые направились въ свое селеніе. Жители какъ сего селенія такъ и окрестныхъ селеній, услыхавши обо всемъ, что сдѣлано было въ Римѣ святыми, вышли навстрѣчу угодникамъ Божіимъ и приняли ихъ съ радостію, веселясь и прославляя Владыку Христа. Святые, между тѣмъ, по своему обыкновенію снова обходили окрестные города и селенія, исцѣляя недуги и просвѣщая всѣхъ святою вѣрою, а затѣмъ снова возвращались въ свое селеніе. Ненавистникъ же рода человѣческаго — діаволъ, не успѣвъ повредить святымъ своими первыми кознями и не возмогши истребить ихъ изъ числа живыхъ людей, придумалъ другое средство. Въ той странѣ былъ одинъ весьма извѣстный врачъ, у котораго первоначально учились врачебному искусству и сіи святые Косма и Даміанъ. Его то и научилъ врагъ рода человѣческаго, не терпѣвшій славы угодниковъ Божіихъ, — позавидовать святымъ. Призвавши съ лестію къ себѣ святыхъ, онъ повлекъ ихъ какъ бы съ цѣлію собиранія врачебныхъ растеній, на гору, затаивъ между прочимъ въ своемъ сердцѣ Каинову мысль [2]. Заведя далеко святыхъ, онъ устроилъ такъ, чтобы каждый собиралъ растенія отдѣльно. Затѣмъ, напавши сначала на одного, побилъ его камнями, а потомъ такимъ же образомъ погубилъ и другого; послѣ всего, взявъ тѣла святыхъ, онъ сокрылъ ихъ при находившемся тамъ колодцѣ [3].

Такимъ образомъ святые страстотерпцы Христовы безмездные врачи Косма и Даміанъ, воспріяли кончину жизни своей и сподобились мученическихъ вѣнцовъ отъ Христа Господа Спаса нашего, Которому возсылается честь и слава со Отцемъ и Святымъ Духомъ нынѣ и въ безконечные вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Императоръ Каринъ царствовалъ съ 283 г. по 284 г.
[2] Каинъ — имя старшаго сына Адама и Евы. Какъ первый плодъ чадорожденія въ грѣховномъ состояніи, Каинъ былъ угрюмъ и злобенъ и изъ зависти убилъ кроткаго брата Авеля (Быт. 4, 1-16). Это событіе и имѣется въ виду въ житіи.
[3] Кончина святыхъ безмездныхъ врачей Космы и Даміана послѣдовала въ 284 г.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга одиннадцатая: Мѣсяцъ Іюль. — М.: Синодальная Типографія, 1910. — С. 5-10.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0