Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Январь.
День тридцать первый.

Житіе святаго Никиты, епископа Новгородскаго..

Болѣе другихъ заслуживаютъ почтенія тѣ храбрые воины, которые имѣютъ обычай вести борьбу со врагомъ не въ общемъ строѣ, но поодиночкѣ устремляются на врага. Имъ хотя и попускаетъ Господь много разъ пасть временно, чтобы они не превозносились, однако никогда не оставляетъ ихъ до конца безъ благодатной помощи, но возстановляетъ ихъ и дѣлаетъ непобѣдимыми. Одинъ изъ такихъ храбрыхъ воиновъ Христовыхъ, именно блаженный Никита, пріобрѣлъ себѣ особенную извѣстность послѣ преподобнаго Исаакія затворника. О немъ сообщаетъ достохвальный Поликарпъ со словъ святаго Симона слѣдующее.

Въ бытность игуменомъ преподобнаго Никона, одинъ братъ святаго Печерскаго монастыря, по имени Никита, началъ просить игумена, чтобы онъ благословилъ ему подвизаться въ одиночествѣ и уединиться въ затворѣ.

— «Сынъ мой! не будетъ тебѣ пользы, при твоей юности, сидѣть праздно. Будетъ гораздо лучше, если ты останешься съ братіей и, работая вмѣстѣ, не потеряешь своей награды. Ты самъ видѣлъ, какъ братъ нашъ Исаакій пещерникъ былъ соблазненъ въ затворѣ бѣсами и погибъ бы, если бы его не спасла великая благодать Божія по молитвамъ преподобныхъ отцовъ нашихъ Антонія и Ѳеодосія».

Никита отвѣтилъ на это:

— «Никогда, отецъ мой, я не соблазнюсь при какомъ-либо искушеніи. Я имѣю намѣреніе твердо противостоять бѣсовскимъ искушеніямъ и буду молить Человѣколюбца Бога, чтобы Онъ и мнѣ подалъ даръ чудотворенія, какъ нѣкогда Исаакію затворнику, который и доселѣ творитъ многія чудеса».

Тогда игуменъ сказалъ ему болѣе настойчиво:

— «Твое желаніе выше твоихъ силъ. Берегись, сынъ мой, чтобы ты не палъ за свое превозношеніе. Я повелѣваю тебѣ служить лучше братіи, и за послушаніе свое ты будешь увѣнчанъ отъ Бога».

Однако Никита не хотѣлъ послушаться наставленій игумена: онъ не могъ побѣдить въ себѣ сильной ревности къ затворнической жизни. Поэтому, къ чему онъ стремился, то и выполнилъ: онъ заключился въ пещеру, крѣпко загородилъ входъ и пребывалъ въ молитвѣ одинъ, никуда не выходя. Тѣмъ не менѣе, спустя всего лишь нѣсколько дней. онъ не избѣжалъ козней діавола: во время молитвеннаго пѣнія онъ услышалъ голось, молящійся вмѣстѣ съ нимъ, и ощутилъ несказанное благоуханіе. Соблазнившись этимъ, онъ такъ размышлялъ самъ съ собою: если-бы это былъ не ангелъ. то не молился бы со мною, и не было бы здѣсь благоуханія Святаго Духа.

Онъ началъ еще прилежнѣе молиться, говоря:

— «Господи! явись мнѣ Самъ осязательно, чтобы я видѣлъ Тебя».

На это послѣдовалъ голосъ:

— «Не явлюсь я тебѣ, потому что ты юнъ; иначе ты возгордишься и можешь пасть».

Затворникъ продолжалъ слезно просить:

— «Никогда, Господи, я не соблазнюсь. Меня научилъ игуменъ не внимать бѣсовскимъ искушеніямъ, — но я исполню все, что Ты повелишь».

Тогда душепагубный змѣй, получивъ власть надъ нимъ, сказалъ:

— «Человѣку, облеченному плотію, невозможно видѣть меня. Поэтому, я посылаю ангела моего, чтобы онъ пребывалъ съ тобою, а ты твори его волю».

Затѣмъ тотчасъ предсталъ предъ нимъ бѣсъ въ образѣ ангела. Никита палъ на землю и поклонился ему, какъ ангелу. Бѣсъ сказалъ ему:

— «Съ этого времени ты уже не молись, но читай книги. Этимъ путемъ ты будешь бесѣдовать съ Богомъ и будешь подавать полезныя наставленія приходящимъ къ тебѣ, а я всегда буду молить Творца всѣхъ о твоемъ спасеніи».

Затворникъ повѣрилъ этимъ словамъ и, обольщенный, уже болѣе не молился, но сталъ ревностно читать книги. Присемъ, онъ видѣлъ бѣса постоянно молящимся о немъ и радовался, думая, что это ангелъ творитъ за него молитву. Съ приходящими же къ нему онъ много бесѣдовалъ на основаніи Священнаго Писанія о пользѣ души; онъ началъ даже пророчествовать. О немъ повсемѣстно распространилась слава, и всѣ удивлялись исполненію его предсказаній. Однажды онъ послалъ къ князю Изяславу [1] съ извѣщеніемъ: «сегодня убитъ князь Глѣбъ Святославичъ [2]; пошли немедленно сына своего Святополка [3] на княжескій престолъ въ Новгородъ». Какъ онъ сказалъ, такъ и исполнилось. Дѣйствительно, спустя нѣсколько дней, пришло извѣстіе объ убіеніи князя Глѣба. Съ этого времени еще больше стали говорить о затворникѣ, что онъ пророкъ, и вполнѣ вѣрили ему и князья и бояре. — На самомъ дѣлѣ, бѣсъ, конечно, не знаетъ будущаго, но чтó онъ самъ дѣлалъ, — если, напримѣръ, онъ научилъ злыхъ людей убить, или украсть, то онъ и возвѣщаетъ. Точно также, когда приходили къ затворнику искавшіе у него слова утѣшенія, то бѣсъ, почитавшійся имъ ангеломъ, сообщалъ ему все, случившееся съ ними. Никита пророчествовалъ, и все предсказанное имъ сбывалось.

При этомъ никто не могъ сравниться съ Никитою въ знаніи книгъ Ветхаго Завѣта; все онъ зналъ наизустъ: книгу Бытія, Исходъ, Левитъ, Числъ, Судей, Царствъ, всѣ пророчества по порядку. Вообще, всѣ книги ветхозавѣтныя онъ зналъ очень хорошо, а святыхъ евангельскихъ и апостольскихъ книгъ, данныхъ намъ по благодати Божіей для нашего спасенія и утвержденія въ добрѣ, онъ никогда не хотѣлъ ни видѣть, ни слышать, не только — читать; ни съ кѣмъ онъ не хотѣлъ и бесѣдовать о Новомъ Завѣтѣ. Отсюда и стало ясно для всѣхъ, что онъ соблазненъ діаволомъ. Удрученные этимъ, пришли къ искушенному преподобные отцы: игуменъ Никонъ, Іоаннъ, который былъ послѣ него игуменомъ, Пименъ постникъ, Исаія, бывшій впослѣдствіи епископомъ Ростовскимъ, Матѳей прозорливецъ, Исаакій затворникъ, Агапитъ врачъ, Григорій чудотворецъ, Николай, бывшій епископомъ Тмутараканскимъ, Несторъ лѣтописецъ, Григорій составитель каноновъ, Ѳеоктистъ, бывшій епископомъ Черниговскимъ, Онисифоръ прозорливецъ [4]. Всѣ они, прославленные добродѣтелями, пришедши, вознесли молитвы къ Богу о Никитѣ и отогнали отъ него бѣса, такъ что Никита уже не видѣлъ его. Затѣмъ, выведши его изъ пещеры, они просили, чтобы онъ сказалъ имъ что-либо изъ Ветхаго Завѣта. Онъ же сталъ клясться, что никогда даже не читалъ тѣхъ книгъ, которыя очень недавно зналъ наизустъ; притомъ, теперь онъ не зналъ изъ нихъ ни одного слова. Теперь его едва-едва могли научить грамотѣ. Постепенно пришедши въ себя по молитвамъ преподобныхъ отцовъ, онъ исповѣдалъ свой грѣхъ и горько раскаивался въ немъ. Послѣ этого онъ наложилъ на себя особенное воздержаніе и подвиги, началъ вести строгую и смиренную жизнь и превзошелъ другихъ въ добродѣтеляхъ. Человѣколюбивый Господь, видя такіе подвиги блаженнаго Никиты, не отвергая и прежнихъ его добродѣтелей, въ которыхъ онъ упражнялся со дня юности, принялъ его истинное покаяніе, и подобно тому, какъ нѣкогда принимая покаяніе святаго Петра, трижды отрекшагося отъ Него, сказалъ ему: паси овцы Моя (Іоан. 21, 16-17), такъ подобное же знаменіе принятія покаянія далъ и сему блаженному Никитѣ. За премногую любовь его, обнаруженную въ соблюденіи заповѣдей, Господь сотворилъ его пастыремъ Своего словеснаго стада, возведши его на Новгородскій епископскій престолъ [5]. Тамъ Господь, для удостовѣренія пасомыхъ и полнаго убѣжденія ихъ въ прощеніи святому случившагося съ нимъ соблазна, прославилъ его добродѣтельную жизнь даромъ чудотворенія. Такъ, однажды, во время бездождія святый помолился Богу и низвелъ дождь съ неба; въ другой разъ онъ своими молитвами угасилъ пожаръ города; много и другихъ чудесъ онъ совершилъ. Послѣ добраго управленія своею словесною паствою онъ перешелъ ко Господу въ вѣчную жизнь, въ 1108 году, 30 января. Епископомъ онъ былъ тринадцать лѣтъ. Погребенъ онъ съ почетомъ въ придѣлѣ великой церкви святыхъ богоотецъ Іоакима и Анны. Тѣло блаженнаго Никиты оставалось сокровеннымъ во гробѣ въ продолженіе четырехсотъ пятидесяти лѣтъ, а затѣмъ въ 1558 году, въ царствованіе благочестиваго государя Іоанна Васильевича, самодержца всей Россіи, при митрополитѣ Макаріи и при архіепископѣ Новгородскомъ Ѳеодосіи, мощи святителя Никиты были найдены цѣлыми и совершенно невредимыми [6]. До сего дня онѣ источаютъ многія исцѣленія приходящимъ къ нимъ съ вѣрою. Богу нашему слава, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ, аминь.

Примѣчанія:
[1] Изяславъ Ярославичъ — великій князь Кіевскій съ 1054-1068 г.
[2] Глѣбъ Святославичъ — князь Новгородскій, старшій сынъ великаго князя Кіевскаго Святослава, былъ убитъ финнами въ 1078 году.
[3] Святополкъ II (Михаилъ) Изяславичъ, сынъ великаго князя Кіевскаго Изяслава, съ 1078 года князь Новгородскій, съ 1093-1114 годъ князь Кіевскій.
[4] Память преп. Никона Печерскаго 23-го марта; память преп. Іоанна, такъ называемаго Ветхопещерника, — 19-го апрѣля; память преп. Пимена постника — 27-го августа; память св. Исаіи, епископа Ростовскаго, — 15-го мая; память преп. Матѳея прозорливца — 5-го октября; память Исаакія затворника — 14-го февраля; память преп. Агапита — 1-го іюня; память Григорія чудотворца — 8-го января; память преп. Нестора Лѣтописца — 27-го октября; память преп. Григорія — 8-го августа; память Ѳеоктиста, епископа Черниговскаго — 6-го августа; память преп. Онисифора прозорливца — 9-го ноября.
[5] Святый Никита былъ посвященъ въ санъ епископа Новгородскаго въ 1096 году.
[6] Задолго до открытія мощей cвятаго Никиты, епиcкопа Новгородскаго, его чтили въ ликѣ cвятыхъ; еще въ первой половинѣ ХІІІ вѣка праздновалась память его. Въ настоящее время нетлѣнныя мощи его открыто почиваютъ въ Софійскомъ Новгородскомъ соборѣ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга пятая, часть вторая: Мѣсяцъ Январь.. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 450-454.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0