Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 22 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Январь.
День тридцать первый.

Страданіе святыхъ чудотворцевъ и безсребрениковъ Кира и Іоанна и святой мученицы Аѳанасіи и трехъ дщерей ея: Ѳеоктисты, Ѳеодотіи и Евдоксіи.

Въ это время царствовалъ нечестивый царь Діоклитіанъ, воздвигшій гоненіе на христіанъ. Святый Киръ, славный александрійскій врачъ, былъ обвиненъ предъ начальникомъ города въ томъ, что онъ — христіанинъ и многихъ наставляетъ въ христіанской вѣрѣ; начальникъ повелѣлъ тотчасъ схватить его. Святый Киръ, узнавъ объ этомъ, бѣжалъ изъ города и изъ страны Египетской и пришелъ въ Аравію. Это онъ сдѣлалъ, не изъ страха мукъ, или смерти за Христа, но частью — послѣдуя словамъ Христовымъ: «когда васъ гонятъ въ одномъ городѣ, бѣгите въ другой» (Матѳ. 10, 23), частью изъ желанія продолжать свою помощь ближнимъ, а частью желая лучше приготовить себя къ страданіямъ за Господа своего въ иноческомъ званіи. Въ виду этого, онъ, по прибытіи въ Аравію, тотчасъ принялъ иноческій ангельскій образъ. Самое прибытіе его въ Аравію произошло по особому Божію промышленію, чтобы онъ и тамъ привелъ многихъ ко Христу, избавилъ отъ грѣховнаго служенія идоламъ и наставилъ ихъ иа путь спасенія. Онъ оставилъ тамъ и врачебное свое искусство, ибо получилъ отъ Бога даръ чудотворенія, и уже не лѣченіемъ и травами, а молитвами и словомъ исцѣлялъ всякія болѣзни. Чрезъ эти его чудотворенія прославлялось имя Христово и многое множество идолопоклонниковъ, оставляя свои заблужденія, обращались ко Христу, Истинному Богу.

Въ это время жилъ въ Едесѣ [2] святый Іоаннъ, благочестивый христіанинъ, имѣвшій почетное воинское званіе. Когда началось Діоклитіаново гоненіе на христіанъ, онъ оставилъ свое воинское званіе и славу міра сего, свое отечество, домъ и родныхъ, свое богатство, — все это считая суетою, и пришелъ въ Іерусалимъ, гдѣ, по прошествіи нѣкотораго времени, услышалъ о святомъ Кирѣ и о совершаемыхъ имъ чудесахъ, слава которыхъ распространилась повсемѣстно. Онъ возъимѣлъ сильное желаніе видѣть святаго Кира и жить вмѣстѣ съ такимъ великимъ угодникомъ Божіимъ. Для сего Іоаннъ отправился прежде всего въ Александрію, отыскивая Кира, но, не нашедши его тамъ, усердно разспрашивалъ, гдѣ онъ. Затѣмъ, узнавъ, что святый Киръ живетъ въ Аравіи, Іоаннъ поспѣшно отправился туда и, нашедши его, привязался къ нему всею душою и былъ какъ самовидцемъ его чудесъ, такъ и усерднымъ подражателемъ его добродѣтельной жизни.

Въ тоже самое время была схвачена, для истязанія за имя Христа, одна боголюбивая женщина, по имени Аѳанасія, съ своими тремя дочерьми: Ѳеоктистою, Ѳеодотіей и Евдоксіей, и была отведена въ городъ Канопъ [3], въ которомъ жилъ языческій жрецъ Кассіанъ, а градоправителемъ былъ Сиріанъ. Услышавъ объ этомъ, святые Киръ и Іоаннъ стали опасаться, чтобы юныя отроковицы не отпали отъ Христа, какъ вслѣдствіе страха предъ угрозами мученій, такъ и вслѣдствіе соблазна льстивыми обѣщаніями, — тѣмъ болѣе, что онѣ были очень юны: старшей изъ нихъ Ѳеоктистѣ было пятнадцать лѣтъ, второй — Ѳеодотіи тринадцать, а младшей Евдоксіи — одиннадцать лѣтъ. Святый Киръ сомнѣвался и относительно твердости матери ихъ Аѳанасіи, опасаясь, какъ бы она, ради дочерей, — чтобы не подвергнуть ихъ тяжкимъ мученіямъ и не видѣть безпощадно проливаемой ихъ крови, не склонилась къ языческому нечестію; ибо извѣстно, какъ матери, повинуясь естественному чувству, болѣютъ сердцемъ о дѣтяхъ своихъ. Поэтому онъ отправился въ тотъ городъ, чтобы утвердить въ исповѣданіи Христовой вѣры отроковицъ и матерь ихъ и подготовить ихъ къ безбоязненному и мужественному перенесенію мученій. За святымъ Киромъ послѣдовалъ и святый Іоаннъ, и оба они отправились въ городъ Канопъ. Явившись къ Аѳанасіи съ дочерьми, находившимся въ заключеніи, они обширными вдохновенными рѣчами утверждали ихъ въ любви къ Господу Іисусу Христу и убѣждали ихъ ревностно предать за Него свои души. Объ этомъ тотчасъ было донесено градоправителю Сиріану. Одинъ изъ язычниковъ пришелъ къ нему и сказалъ:

— «Въ нашемъ городѣ явились какіе-то новые и никому неизвѣстные люди: одинъ въ иноческой одеждѣ, а другой въ воинской. Они убѣждаютъ взятыхъ нынѣ дѣвъ не покланяться нашимъ богамъ, но оставаться въ своей нечестивой вѣрѣ, а равно не повиноваться царскимъ повелѣніямъ. Они убѣждаютъ ихъ почитать одного лишь нѣкоего Іисуса и Ему воздавать Божественныя почести, пренебрегая смертію».

Услышавъ объ этомъ, Сиріанъ исполнился ярости и повелѣлъ тотчасъ схватить обоихъ мужей и привести къ себѣ. Святые Киръ и Іоаннъ были немедленно схвачены и представлены нечестивому судьѣ Сиріану на допросъ. Посмотрѣвъ на нихъ, онъ спросилъ:

— «Подлинно ли вы, окаянные враги нашихъ боговъ, стараетесь обольстить дѣвицъ и всякими ухищреніями увеличить число христіанъ для уничиженія царя нашего? Если вы доселѣ были безумны, то, по крайней мѣрѣ, теперь оставьте вашу ложную вѣру, исполненную всякаго волхвованія, и постарайтесь умилостивить боговъ молитвами и жертвами, чтобы не только избавиться мукъ, приготовленныхъ для васъ, но и удостоиться отъ насъ почестей. Если же не сдѣлаете этого, то узнаете ярость и неумолимый гнѣвъ не только Сиріана, или Діоклитіана, но и самихъ боговъ, которыхъ вы хулите, — узнаете боговъ, хотя бы они были самыми милосердыми карателями своего безчестія».

На это святые Киръ и Іоаннъ отвѣчали:

— «Мы не имѣемъ обычая говорить много. Знай твердо, что мы ни пустыхъ вашихъ почестей никогда не захотимъ, ни Христа не отвергнемся, хотя бы намъ пришлось и пострадать за Него».

Тогда Сиріанъ воспламенился еще большею яростію, заскрежеталъ зубами и сказалъ:

— «Вамъ, нечестивымъ, слѣдовало бы быть благодарными судьѣ за человѣколюбіе. Если въ васъ есть сколько-нибудь разума, откажитесь отъ своего заблужденія, чтобы избавиться грознаго наказанія. Но такъ какъ я не вижу у васъ ничего другого, кромѣ гордости, непокорства и суетнаго высокоумія, то нечего тратить много словъ; нужно скорѣе взяться за дѣло. Тогда вы получите и желательную вамъ награду, и царскому повелѣнію, хотя бы и противъ воли, покоритесь».

Сказавъ это, онъ велѣлъ привести дѣвицъ съ матерью и началъ различными способами мучить предъ ними святыхъ мучениковъ Кира и Іоанна: билъ ихъ бичами, сокрушалъ кости толстыми палками, опалялъ свѣчами, а обожженные члены поливалъ уксусомъ и посыпалъ солью, послѣ чего обтиралъ ихъ острыми рубцами власяницы, — ноги же обливалъ кипящею смолою. Употребляя на нихъ всѣ, изобрѣтенныя яростью, средства мучительства, онъ не оставилъ ни одного изъ нихъ, частью, чтобы отомстить имъ за смѣлость и сломить ихъ мужество, частью же, чтобы устрашить юныхъ дѣвицъ и мать ихъ, смотрѣвшихъ на лютыя мученія. Но ни въ чемъ не имѣлъ успѣха богомерзкій мучитель: ни мужества святыхъ страстотерпцевъ онъ не поколебалъ, ни дѣвицъ и ихъ матери устрашить не могъ. Тогда онъ повелѣлъ развязать святыхъ и началъ мучить святую Аѳанасію и ея дочерей. Послѣ долгихъ мученій, онъ исполнился великаго стыда, такъ какъ немощной женскій полъ въ мужественномъ перенесеніи страданій ничѣмъ не отличался отъ стойкихъ и непреклонныхъ духомъ святыхъ мужей — Кира и Іоанна. Онѣ имѣли туже вѣру и любовь ко Христу, тѣже муки перенесли за Него, тоже самое мужество, при Божіей помощи, обнаружили. Онѣ страдали какъ бы въ чужомъ тѣлѣ, нисколько не обращая вниманія на муки. Онѣ обращали свои взоры къ возлюбленному Жениху своему, Христу Богу, Который взиралъ съ высоты Своей славы на страданія невѣстъ Своихъ и подавалъ имъ Свою помощь. Мучитель, повелѣвъ отвязать святыхъ мученицъ отъ орудій страданія, осудилъ ихъ на усѣченіе мечомъ. Онѣ шли на смерть съ радостію, какъ-бы на бракъ. Всѣмъ имъ: блаженной матери Аѳанасіи и ея тремъ благословеннымъ дочерямъ: Ѳеоктистѣ, Ѳеодотіи и Евдоксіи, были отсѣчены мечомъ ихъ честныя главы.

Послѣ казни святыхъ мученицъ, святые Киръ и Іоаннъ снова были подвергнуты допросу. Мучитель обратился къ нимъ съ пространною рѣчью, какъ-бы обнаруживая заботу о ихъ здоровьѣ, показывая дары, обѣщая новыя мученія и, наконецъ, угрожая смертною казнію. Когда онъ увидѣлъ, что напрасно потерялъ трудъ, то произнесъ такое окончательное рѣшеніе:

«Киру, послѣдователю Галилейскаго Учителя, и Іоанну, его единовѣрцу, презрѣвшимъ царское повелѣніе и отказавшимся принести жертвы великимъ богамъ, повелѣваемъ отсѣчь головы по закону царскому».

Воины, взявши мучениковъ, отсѣкли имъ головы на томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ и святыя дѣвицы съ матерью положили свои души за Господа своего, въ 31-й день января [4]. Тайные христіане, взявъ ихъ святыя тѣла, похоронили ихъ съ почетомъ въ церкви святаго апостола и евангелиста Марка въ отдѣльныхъ гробахъ: въ одномъ — святыхъ мучениковъ Кира и Іоанна, а въ другомъ святую Аѳанасію съ дочерьми. Спустя много лѣтъ, въ царствованіе благочестиваго царя Ѳеодосія Младшаго [5], святый Кириллъ, патріархъ Александрійскій [6], по повелѣнію Божію чрезъ ангела, перенесъ мощи святыхъ мучениковъ Кира и Іоанна въ селеніе, называемое Мануѳиномъ [7], для прогнанія оттуда множества бѣсовъ, во славу Христа Бога нашего, со Отцемъ и Святымъ Духомъ славимаго во вѣки, аминь.

Примѣчанія:
[1] Галенъ — знаменитый ученый греческій врачъ, родившійся въ 131 г. по Р. Хр. и умершій въ самомъ началѣ III вѣка; онъ былъ придворнымъ врачемъ при современныхъ ему римскихъ императорахъ. Галенъ имѣлъ громадное вліяніе на врачей всего міра, и авторитетъ его былъ непоколебимъ въ глазахъ ихъ вплоть до XVI вѣка. — Гиппократъ — другой знаменитый греческій врачъ, жившій много ранѣе Галена (съ 460 по 366 г. до Р. Хр.); отъ него осталось нѣсколько сочиненій, на которыхъ воспитался и Галенъ.
[2] Едесъ — городъ въ Киликіи, юго-восточной области Малой Азіи.
[3] Канопъ — городъ въ Нижнемъ (сѣверномъ) Египтѣ.
[4] Мученическая кончина свв. Кира и Іоанна послѣдовала въ 311 году.
[5] Императоръ Ѳеодосій II, или Младшій царствовалъ съ 408-450 г.
[6] Святый Кириллъ I былъ патріархомъ съ 412-444 г.
[7] Мануѳинтъ, или Мануѳъ находился недалеко отъ Канопа. — Впослѣдствіи мощи святыхъ Кира и Іоанна были перенесены въ Римъ, а оттуда въ Мюнхенъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга пятая, часть вторая: Мѣсяцъ Январь. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 442-449.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0