Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Январь.
День тридцатый.

Соборъ трехъ великихъ вселенскихъ Учителей Василія Великаго, Григорія Богослова и Іоанна Златоуста.

Въ царствованіе благовѣрнаго и христолюбиваго царя Алексѣя Комнена [1], который принялъ царскую власть послѣ Никифора Ботаніата [2], былъ въ Константинополѣ великій споръ объ этихъ трехъ святителяхъ между искуснѣйшими въ краснорѣчіи учителями мудрости. Одни ставили выше прочихъ святителей Василія Великаго, называя его возвышеннѣйшимъ витіею, такъ какъ онъ всѣхъ превосходилъ словомъ и дѣлами, причемъ видѣли въ немъ мужа, мало чѣмъ уступающаго ангеламъ, твердаго нравомъ, не легко прощающаго согрѣшенія и чуждаго всего земнаго; ниже его ставили божественнаго Іоанна Златоуста, какъ имѣвшаго отличныя отъ указанныхъ качества: онъ былъ расположенъ къ помилованію грѣшниковъ и скоро допускалъ ихъ къ покаянію. Другіе, наоборотъ, возвышали божественнаго Златоуста, какъ мужа человѣколюбивѣйшаго, понимающаго слабость человѣческаго естества, и какъ краснорѣчиваго витію, наставлявшаго всѣхъ на покаяніе множествомъ своихъ медоточивыхъ рѣчей; поэтому и почитали они его выше Василія Великаго и Григорія Богослова. Иные, наконецъ, стояли за святаго Григорія Богослова, утверждая, что онъ убѣдительностью рѣчи, искуснымъ истолкованіемъ Священнаго Писанія и изяществомъ построенія рѣчи превзошелъ всѣхъ славнѣйшихъ представителей эллинской мудрости, какъ ранѣе жившихъ, такъ и современныхъ ему. Такъ одни возвышали славу святаго Григорія, а другіе унижали его значеніе. Отъ этого происходилъ между многими раздоръ, причемъ одни назывались Іоаннитами, другіе Василіанами, а иные Григоріанами. Объ этихъ именахъ спорили мужи искуснѣйшіе въ краснорѣчіи и мудрости.

Спустя нѣкоторое время послѣ того, какъ возникли эти споры, явились эти великіе святые, сначала каждый отдѣльно, а затѣмъ всѣ три вмѣстѣ, — притомъ не во снѣ, а наяву, — Іоанну, епископу Евхаитскому, ученѣйшему мужу, весьма свѣдущему въ эллинской мудрости (какъ объ этомъ свидѣтельствуютъ и его сочиненія), а также прославившемуся своею добродѣтельною жизнію [3]. Они сказали ему едиными устами:

— «Мы равны у Бога, какъ ты видишь; нѣтъ у насъ ни раздѣленія, ни какого-либо противодѣйствія другъ другу. Каждый изъ насъ отдѣльно, въ свое время, возбуждаемый Божественнымъ Духомъ, написалъ соотвѣтствующія поученія для спасенія людей. Чему мы научились сокровенно, то передали явно людямъ. Нѣтъ между нами ни перваго, ни втораго. Если ты ссылаешься на одного, то въ томъ же согласны и оба другіе. Поэтому, повели препирающимся по поводу насъ прекратить споры, ибо какъ при жизни, такъ и послѣ кончины, мы имѣемъ заботу о томъ, чтобы привести къ миру и единомыслію концы вселенной. Въ виду этого, соедини въ одинъ день память о насъ и, какъ подобаетъ тебѣ, составь намъ праздничную службу, а прочимъ передай, что мы имѣемъ у Бога равное достоинство. Мы же совершающимъ память о насъ будемъ споспѣшниками ко спасенію, такъ какъ мы надѣемся, что имѣемъ нѣкоторую заслугу у Бога».

Сказавъ это епископу, они стали подниматься на небо, сіяя неизреченнымъ свѣтомъ и называя другъ друга по имени. Блаженный епископъ Іоаннъ тотчасъ своими стараніями возстановилъ миръ между враждовавшими, такъ какъ онъ былъ мужъ великій въ добродѣтели и знаменитый въ любомудріи. Онъ установилъ праздникъ трехъ святителей, какъ и повелѣли ему святые, и завѣщалъ церквамъ праздновать его съ подобающимъ торжествомъ [4]. Въ этомъ ясно обнаружилась мудрость сего великаго мужа, такъ какъ онъ усмотрѣлъ, что въ январѣ мѣсяцѣ совершается память всѣхъ трехъ святителей, а именно: въ первый день — Василія Великаго, въ двадцать пятый — божественнаго Григорія, а въ двадцать седьмой — святаго Златоуста, — то онъ соединилъ ихъ въ тридцатый день того же мѣсяца, увѣнчавъ празднованіе ихъ памяти канонами, тропарями и похвалами, какъ это и приличествовало.

Необходимо добавить о нихъ и слѣдующее. Святый Василій Великій превзошелъ въ книжной мудрости не только учителей своего времени, но и древнѣйшихъ: онъ прошелъ не только всю науку краснорѣчія до послѣдняго слова, но и хорошо изучилъ философію, а равно постигъ и ту науку, которая учитъ истинной христіанской дѣятельности. Затѣмъ, проводя добродѣтельную жизнь, исполненную нестяжательности и цѣломудрія, и восходя умомъ къ боговидѣнію, онъ былъ возведенъ на архіерейскій престолъ, имѣя сорокъ лѣтъ отъ рожденія, и въ теченіе восьми слишкомъ лѣтъ былъ предстоятелемъ церкви.

Святый Григорій Богословъ былъ столь великъ, что если-бы можно было создать человѣческій образъ и столпъ, составленный по частямъ изъ всѣхъ добродѣтелей, то онъ былъ бы подобенъ великому Григорію. Просіявъ своею святою жизнію, онъ достигъ такой высоты въ области богословія, что всѣхъ побѣждалъ своею мудростью, какъ въ словесныхъ спорахъ, такъ и въ истолкованіи догматовъ вѣры. Поэтому онъ и былъ названъ богословомъ. Онъ былъ святителемъ въ Константинополѣ двѣнадцать лѣтъ, утверждая православіе. Поживъ затѣмъ малое время на патріаршемъ престолѣ (какъ объ этомъ пишется въ его житіи), онъ оставилъ престолъ по преклонности возраста и, имѣя шестьдесятъ лѣтъ, отошелъ въ горнія обители.

О божественномъ Златоустѣ по справедливости можно сказать, что онъ превзошелъ всѣхъ эллинскихъ мудрецовъ разумомъ, убѣдительностью слова и изяществомъ рѣчи; Божественное Писаніе онъ изъяснилъ и истолковалъ неподражаемо; равнымъ образомъ, въ добродѣтельной жизни и боговидѣніи онъ далеко превзошелъ всѣхъ. Онъ былъ источникомъ милости и любви, былъ исполненъ ревности учительства. Всего онъ прожилъ шестьдесятъ лѣть; пастыремъ Христовой Церкви былъ шесть лѣтъ. Молитвами сихъ трехъ святителей Христосъ Богъ нашъ да низложитъ еретическія распри, а насъ да сохранитъ въ мирѣ и единомысліи и да сподобитъ насъ Небеснаго Своего Царствія, ибо благословенъ Онъ во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Византійскій императоръ Алексѣй I Комненъ царствовалъ въ 1081-1108 годахъ.
[2] Никифоръ III Ботаніатъ царствовалъ въ 1078-1081 годахъ.
[3] Іоаннъ, митрополитъ Евхаитскій, — одинъ изъ замѣчательныхъ церковныхъ писателей и пѣснописцевъ восточной Церкви XI вѣка (скончался въ концѣ XI вѣка). Онъ написалъ весьма много сочиненій. Изъ его сочиненій извѣстны: 1) похвальныя слова, числомъ до 15, между которыми замѣчательны: два слова на день воспоминанія побѣды надъ Святославомъ, княземъ русскимъ, три слова на память святаго великомученика Ѳеодора Тирона, слова похвальныя тремъ Святителямъ; 2) стихи и церковныя пѣснопѣнія: изъ числа послѣднихъ полная служба тремъ Святителямъ, канонъ Ангелу Хранителю, два канона святому Ѳеодору Тирону, доселѣ остаются въ церковныхъ службахъ. Въ службахъ же помѣщены: изъ числа 27 его каноновъ Спасителю — одинъ канонъ Сладчайшему Іисусу; изъ числа 67 каноновъ Богородицѣ — шесть; изъ числа 11-ти каноновъ Предтечѣ — два. Особенно превосходны каноны его Іисусу Сладчайшему и Ангелу Хранителю.
[4] Праздникъ въ честь трехь вселенскихъ учителей и святителей: Василія Великаго, Григорія Богослова и Іоанна Златоуста установленъ въ 1084 году.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга пятая, часть вторая: Мѣсяцъ Январь.. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 432-435.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0