Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Январь.
День двадцать восьмой.

Житіе святаго Ефрема Печерскаго, епископа Переяславскаго.

Послѣ всего бывшаго, преподобный отецъ нашъ Ефремъ, видя, какую скорбь причинилъ врагъ всему священному сонму, сильно вооружился противъ него богоугодною жизнію въ пещерѣ, постоянною молитвою, постомъ и всенощнымъ бдѣніемъ. Повинуясь во всемъ совѣтамъ отца и наставника своего, преподобнаго Антонія, онъ обнаруживалъ большое усердіе въ подражаніи всѣмъ его добродѣтелямъ. Потому-то, по примѣру преподобнаго Антонія, который совершалъ путешествія изъ Россіи на святую Аѳонскую гору, и сей преподобный отецъ нашъ Ефремъ горѣлъ духомъ, стремясь къ святымъ мѣстамъ. Онъ желалъ быть самовидцемъ равноангельскаго житія святыхъ аѳонскихъ отцовъ, чтобы вдохновиться любовію къ ихъ добродѣтельнымъ трудамъ. Посему онъ умолялъ преподобнаго Антонія дать ему благословеніе на путешествіе въ греческую страну. Преподобный, не желая лишить его награды за странничество, отпустилъ его съ благословеніемъ и молитвою, подобно тому, какъ нѣкогда Ной отпустилъ голубку изъ ковчега, чтобы она принесла масличную вѣтвь. Тогда преподобный отецъ нашъ Ефремъ, принявъ, какъ два голубиныя крыла, благословеніе и молитву, устремился въ предлежавшій ему путь и достигь до Константинополя. Вездѣ по пути онъ наблюдалъ жизнь святыхъ людей, посѣщалъ жилища отшельниковъ, земныхъ ангеловъ, насыщаясь въ изобиліи духовною пищею, душеспасительными бесѣдами и наставленіями святыхъ отцовъ. Вслѣдствіе этого онъ нѣсколько замедлилъ въ своемъ путешествіи. Когда же его повлекла назадъ любовь къ родинѣ, онъ, чтобы не возвращаться въ свой мысленный ковчегъ безъ какой-либо масличной вѣтви, списалъ уставъ святаго Студійскаго монастыря [4] и принесъ въ Печерскій монастырь, по поводу чего и посылалъ къ нему, въ бытность его въ Греціи, блаженный игуменъ Ѳеодосій отъ имени преподобнаго Антонія. По возвращеніи своемъ изъ святыхъ мѣстъ, онъ пожилъ въ Печерскомъ монастырѣ недолго, но за то послужилъ образцомъ многихъ добродѣтелей къ душевной пользѣ иноковъ, такъ что всѣ благодарили о немъ Бога. Въ это время преставился блаженный епископъ переяславскій Петръ. По благоволенію Божію, по совѣту всѣхъ и по желанію великаго князя Всеволода Ярославича [5], преподобный отецъ нашъ Ефремъ поставленъ былъ Переяславскимъ епископомъ преосвященнымъ митрополитомъ кіевскимъ Іоанномъ.

Принявъ великій санъ святительства, онъ началъ обнаруживать великую ревность объ устроеніи церквей въ своей епископіи. Онъ считалъ это для себя самымъ почетнымъ и самымъ дорогимъ дѣломъ, имѣя въ виду умножить прославленіе пресвятаго имени Божія. Богъ споспѣшествовалъ ему въ этомъ дѣлѣ: спустя всего нѣсколько лѣтъ, онъ построилъ большую и величественпую каменную церковь святаго Архистратига Михаила, которую и сдѣлалъ соборнымъ храмовъ Переяславской епископіи; затѣмъ, на вратахъ этой, устроилъ церковь святаго Ѳеодора, и наконецъ, предъ вратами каменной церкви построилъ церковь святаго Андрея Первозваннаго. Онъ украсилъ также городъ Переяславль различными церковными зданіями, притомъ каменными, чего прежде не было [6]. Все это, спустя немного времени, было уничтожено, когда, по Божію попущенію, въ наказаніе за грѣхи наши, сдѣлалъ нашествіе на землю Россійскую злочестивый татарскій князь Батый [7]. Тогда палъ жребій и на славный городъ Переяславль.

Преподобный Ефремъ, во время своего епископства, присутствовалъ и на перенесеніи честныхъ мощей преподобнаго отца нашего Ѳеодосія Печерскаго [8]. Поживъ добродѣтельно и богоугодно, онъ почилъ отъ временной жизни, а душою восшелъ къ нерукотворенному Владычнему престолу [9]. Честное же тѣло его было положено съ честію въ созданной имъ церкви, въ которой онъ учредилъ престолъ Переяславской епископіи. Да удостоимся и мы предстать предъ престоломъ Владыки, Небеснаго Царя, подобно овцамъ, собраннымъ гласомъ молитвъ преподобнаго отца нашего Ефрема, чтобы вмѣстѣ съ нимъ прославлять Пастыреначальника Іисуса, а въ Немъ и съ Нимъ Бога Отца и Святаго Духа, въ безконечные вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Варлаамъ — первый игуменъ Печерскій, непосредственный ученикъ преп. Антонія Печерскаго, первоначальника русскаго иночества; память его — 19-го ноября.
[2] Изяславъ Ярославичъ — великій князь Кіевскій; княжилъ съ 1054-1068 г.
[3] Никонъ — игуменъ Печерскій, первый ученикъ и сотрудникъ преп. Антонія; память его — 23-го марта.
[4] Студійскій уставъ былъ составленъ преп. Ѳеодоромъ Студитомъ, игуменойъ Студійскаго монастыря въ Константинополѣ въ началѣ IX вѣка. Въ концѣ XI вѣка онъ былъ введенъ въ руководство Русскою Церковью и держался въ ней до половины XIV в., когда начинаетъ уступать іерусалимскому, но по мѣстамъ оставался въ силѣ гораздо дольше и въ нѣкоторыхъ монастыряхъ русскихъ дѣйствовалъ даже до послѣдняго времени.
[5] Всеволодъ-Андрей Ярославичъ — князь Переяславскій (Переяславля-Южнаго; переяславское княжество граничило съ Кіевскимъ), — впослѣдствіи великій князь Кіевскій (1078-1093 г.).
[6] Кромѣ того, въ отдаленномъ, но подвѣдомомъ переяславскому князю, Суздалѣ св. Ефремъ также построилъ двѣ церкви.
[7] Татарскій ханъ Батый — внукъ Чингизъ-Хана. Нашествіе Батыя началось въ 1237 г. и закончилось въ 1240 г. взятіемъ Кіева и покореніемъ Русской земли.
[8] Перенесеніе мощей преп. Ѳеодосія Печерскаго было въ 1091 году.
[9] Св. Ефремъ Переяславскій скончался въ 1096 году. Мощи его почиваютъ въ пещерахъ преподобнаго Антонія.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга пятая, часть вторая: Мѣсяцъ Январь. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 420-423.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0