Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Январь.
День двадцать восьмой.

Житіе преподобнаго отца нашего Ефрема Сирина [1].

— «Кто можетъ принять и сохранить этотъ свитокъ?»

Голосъ свыше отвѣчалъ ему:

— «Никто другой, кромѣ Ефрема, угодника Моего».

Передъ явившимся мужемъ стоялъ Ефремъ. Онъ открылъ свои уста, а мужъ вложилъ ему въ ротъ свитокъ. Преподобный Ефремъ съѣлъ свитокъ а затѣмъ, вскорѣ послѣ этого, началъ говорить и писать назидательныя рѣчи, приводившія въ умиленіе каждаго, читавшаго ихъ и слушавшаго. Онѣ могли въ каждомъ возбудить страхъ Господень и наставить на путь покаянія, какъ это ясно изъ его боговдохновенныхъ книгъ. Равнымъ образомъ и другой великій и святый старецъ имѣлъ подобное же видѣніе во снѣ о святомъ Ефремѣ. Онъ видѣлъ сонмы ангеловъ, сходившихъ съ неба, по повелѣнію Божію, и имѣвшихъ въ рукахъ свитокъ, исписанный внутри и извнѣ. Они говорили другъ другу:

— «Кто можетъ этотъ свитокъ принять?»

Въ отвѣтъ одни называли одно имя, другіе вспоминали другое, а нѣкоторые говорили:

— «По истинѣ святы и праведны упомянутые мужи, но ни одинъ изъ нихъ не можетъ принять этого свитка, а только Ефремъ, кроткій и смиренный сердцемъ».

Затѣмъ старецъ видѣлъ, какъ Ефрему былъ отданъ этотъ свитокъ. Вставъ на утро, онъ слышалъ, какъ блаженный Ефремъ предлагалъ братіи поучительныя назиданія. Какъ будто источникъ истекалъ изъ устъ! Изъ нихъ исходили рѣчи, преисполненныя великой пользы. Онъ увѣровалъ, что все, исходящее изъ устъ святаго Ефрема, внушается Духомъ Святымъ, и прославилъ Бога, подающаго такую благодать рабамъ своимъ.

Въ 363 году Низибія подпала подъ власть персовъ, и многіе изъ христіанъ оставили Низибію. Тогда и преподобный Ефремъ вознамѣрился пойти отсюда въ городъ Эдессу [7]. Онъ обратился къ Богу съ такою молитвою:

— «Господи Іисусе Христе! Сподоби меня увидѣть городъ Твой, и когда я буду входить въ него, пошли мнѣ на встрѣчу такого человѣка, который побесѣдовалъ бы со мною отъ Священнаго Писанія съ пользою для меня».

Когда онъ, такъ помолившись, приближался къ городу и входилъ въ ворота, встрѣтила его женщина. Увидѣвъ ее, рабъ Божій опечалился и обратился мысленно къ Богу:

— «Господи, Ты презрѣлъ моленіе раба Твоего. Ибо какимъ образомъ можетъ она бесѣдовать со мною о книжной мудрости?»

Женщина же стояла и смотрѣла на него. Святый Ефремъ обратился къ ней съ вопросомъ:

— «Скажи мнѣ, женщина, зачѣмъ ты стоишь и смотришь на меня?»

Женщина отвѣтила:

— «Я смотрю на тебя, потому что женщина отъ мужа взята, а ты смотри не на меня, а въ землю, изъ которой ты взятъ».

Услышавъ это, Ефремъ подивился такому ея отвѣту и прославилъ Бога, давшаго женщинѣ такой умъ. Онъ понялъ, что не презрѣлъ Господь молитвы его. Вошедши въ городъ, онъ жилъ въ немъ много времени [8].

Случайно близъ того дома, въ которомъ обиталъ святый, жила другая женщина блудница, бывшая его сосѣдкою. Подстрекаемая бѣсовскимъ лукавствомъ, она хотѣла оскорбить старца. Открывъ оконце, откуда былъ видъ на жилище святаго, она увидѣла, что Ефремъ стоитъ и варитъ себѣ пищу. Женщина громко обратилась къ нему:

— «Благослови, господинъ!»

Преподобный посмотрѣлъ на оконце и, замѣтивъ, что она наблюдаетъ, сказалъ ей:

— «Господь да благословитъ тебя».

Тогда женщина продолжала:

— «Чего недостаетъ для твоей пищи?»

Святый отвѣтилъ:

— «Три камня и немного песку необходимо, чтобы заградить оконце, изъ котораго ты смотришь сюда».

Женщина безстыдно сказала ему на это:

— «Я обратилась къ тебѣ съ рѣчью первая, и ты отвѣтилъ мнѣ. Я хочу лечь съ тобою, а ты отказываешься съ перваго слова».

Рабъ Божій отвѣчалъ ей:

— «Если ты хочешь лечь со мною, то иди на то мѣсто, какое я тебѣ укажу».

Блудница сказала:

— «Укажи мнѣ это мѣсто, и я приду».

Тогда святый сказалъ:

— «Если ты избрала меня, то не можешь возлечь со мною ни на какомъ другомъ мѣстѣ, какъ только среди города».

Блудница изумилась:

— «Развѣ не стыдно намъ будетъ людей?»

Святый отвѣтилъ:

— «Если намъ стыдно людей, то насколько больше должно стыдиться, а вмѣстѣ и бояться Бога, знающаго всѣ тайны человѣческія! Вѣдь, Онъ будетъ судить весь міръ и воздастъ каждому по дѣламъ его».

Услышавъ это, блудница умилилась рѣчами святаго Ефрема. Она пришла и припала къ ногамъ его, плача и говоря:

— «Рабъ Божій! наставь меня на путь спасенія, чтобы я могла избавиться отъ многихъ моихъ злыхъ дѣяній».

Преподобный Ефремъ, преподавъ ей много наставленій изъ Священнаго Писанія, утвердилъ ее въ покаяніи и, отдавъ ее въ женскій монастырь, спасъ душу ея отъ беззаконій и грѣха.

Затѣмъ еще одна блудница, подошедши къ преподобному Ефрему, когда онъ куда-то шелъ, соблазняла его на грѣхъ, чтобы по крайней мѣрѣ разсердить его, такъ какъ никто и никогда не видѣлъ его гнѣвающимся.

Преподобный сказалъ ей:

— «Иди за мною».

Женщина пошла за нимъ. Когда они подошли къ одному многолюдному мѣсту, святый сказалъ ей:

— «Здѣсь ляжемъ и совершимъ грѣхъ».

Она же, видя народъ, сказала ему:

— «Какъ можно здѣсь остановиться, когда кругомъ столько народу! Развѣ не стыдно?»

Преподобный отвѣтилъ ей:

— «Если ты стыдишься людей, то насколько больше мы должны стыдиться Бога, знающаго сокровенныя тайны?»

Такъ женщина отошла отъ него посрамленная, не будучи въ состояніи ни прельстить святаго ко грѣху, ни возбудить въ немъ гнѣвъ, ибо онъ былъ мужъ поистинѣ незлобивый и кроткій и совершенно неспособный гнѣваться.

О его добросердечіи разсказываютъ слѣдующее. Когда онъ постился въ пустынѣ, ученикъ его въ обычное время приносилъ ему пищу. Однажды, когда онъ несъ пищу, то случайно разбилъ на пути сосудъ, въ которомъ была пища. Онъ боялся гнѣва старца, но послѣдній, увидѣвъ смущеннаго ученика, сказалъ:

— «Не скорби, братъ, — если пища не захотѣла къ намъ придти, то мы пойдемъ къ ней».

Затѣмъ, подошедши, онъ сѣлъ у разбитаго сосуда и, собирая пищу, сталъ ѣсть. Такъ онъ былъ незлобивъ! О немъ разсказывали, что съ тѣхъ поръ, какъ онъ сталъ инокомъ, никогда ни на кого не гнѣвался.

Преподобному Ефрему было однажды откровеніе о святомъ Василіи Великомъ [9]. Онъ видѣлъ въ сонномъ видѣніи огненный столпъ, достигавшій до неба, и слышалъ голосъ:

— «Ефремъ, Ефремъ! Какимъ ты видишь этотъ огненный столпъ, таковъ и есть Василій».

Тогда Ефремъ пожелалъ видѣть святаго Василія. Взявъ съ собою переводчика, — ибо онъ не умѣлъ говорить по гречески, — святый Ефремъ пошелъ въ Кесарію Каппадокійскую [10]. Онъ нашелъ святаго Василія въ церкви поучающимъ людей и началъ славить его громкимъ голосомъ, говоря:

— «Воистинну великъ Василій! Воистинну онъ есть столпъ огненный! Воистинну Духъ Святый говоритъ его устами!»

Тогда нѣкоторые изъ народа стали говорить:

— «Кто этотъ странникъ, такъ восхваляющій архіепископа? Не льститъ ли онъ ему, чтобы получить что-либо изъ рукъ его?»

Послѣ отпуска церковнаго, когда преподобный Ефремъ вступилъ въ дружескую бесѣду со святымъ Василіемъ, послѣдній спросилъ его:

— «Почему ты такъ прославлялъ меня?»

Преподобный Ефремъ отвѣтилъ:

— «Потому что я видѣлъ бѣлаго голубя, сидѣвшаго на правомъ плечѣ твоемъ и говорившаго тебѣ на ухо то, что ты внушалъ людямъ. Кромѣ того, огненный языкъ вѣщалъ твоими устами».

На это святый Василій сказалъ ему:

— «По истинѣ я вижу нынѣ то, чтó слышалъ о тебѣ, житель пустыни и любитель безмолвія! Такъ пишется и у пророка Давида: Ефремъ крѣпость главы Моея (Псал. 59, 9). По истинѣ къ тебѣ относятся эти пророческія слова, ибо ты многихъ наставилъ на путь добродѣтели и укрѣпилъ въ ней. Кротость же твоя и незлобіе сердца сіяютъ для всѣхъ, какъ свѣтъ».

Послѣ того Василій Великій сказалъ:

— «Почему, честный отче, ты не принимаешь посвященія въ санъ пресвитера, будучи достоинъ его?»

— «Потому что я грѣшенъ, владыка!» — отвѣчалъ ему Ефремъ чрезъ переводчика.

— «О, если-бы и я имѣлъ грѣхи твои!» — сказалъ Василій, и прибавилъ: «сотворимъ земной поклонъ».

Когда же они поверглись на землю, святый Василій возложилъ руку свою на главу преподобнаго Ефрема и произнесъ молитву, положенную при посвященіи во діакона. Преподобный Ефремъ пробылъ послѣ того со святымъ Василіемъ три дня, въ духовной радости. Василій поставилъ его во діакона, а переводчика его въ пресвитера и потомъ съ миромъ отпустилъ ихъ.

Преподобный Ефремъ имѣлъ великую любовь къ преподобнолу Аврамію затворнику, память котораго празднуется 29 октября. Они часто посѣщали другъ друга и умилялись взаимно назидательными дружескими бесѣдами. А когда блаженная Марія, племянница Аврамія, подверглась обольщенію врага, преподобный Ефремъ своими молитвами много содѣйствовалъ спасенію ея. Онъ много болѣлъ сердцемъ о согрѣшающихъ и много заботился объ исправленіи ихъ.

Преподобный Ефремъ то пребывалъ въ пустынѣ [11], въ безмолвіи работая Богу, причемъ собралъ тамъ и множество учениковъ, — то, по повелѣнію Божію, жилъ въ городѣ Эдессѣ, приводя многихъ людей къ покаянію и пріобрѣтая для Бога погибшія души своими поученіями. Настолько онъ изобиловалъ душеполезными словами и былъ преисполненъ благодати Божіей, что много разъ у него изнемогала гортань отъ напряженія голоса, а языкъ отъ произнесенія словъ; однако, рѣчи его не становились короче, тѣмъ болѣе, что умъ его былъ преисполненъ глубины премудрости и разума [12]. Кромѣ того, онъ былъ исполненъ глубокаго смиренія, всячески избѣгая человѣческаго почитанія и временной славы. Одинъ разъ народъ хотѣлъ схватить его и насильно поставить во епископы. Ефремъ, узнавъ объ этомъ, притворился юродивымъ и началъ бѣгать по площади, влача за собою свою одежду, какъ безумный, — схватывалъ продаваемые хлѣбы и овощи и ѣлъ. Видя это, люди сочли его помѣшаннымъ, а онъ бѣжалъ изъ города и скрывался, пока не былъ поставленъ другой епископъ на то мѣсто, на которое его хотѣли поставить. Въ молитвѣ святый пребывалъ непрестанно, — днемъ и ночью. Обладая даромъ умиленія и слезъ, онъ плакалъ всегда, поминая день суда, о которомъ онъ много писалъ и говорилъ. Онъ мало спалъ, мало вкушалъ и пищи, — только бы не изнемочь и не умереть отъ голода и лишенія сна. Онъ былъ совершенно нестяжателенъ и любилъ нищету больше богатства, какъ и самъ говоритъ о себѣ въ своемъ завѣщаніи:

— «Ефремъ никогда не имѣлъ ни золота, ни серебра, ни какого-либо хранилища, исполняя волю благаго Учителя Христа, заповѣдовавшаго: ничего на землѣ не пріобрѣтайте» (ср. Матѳ. 6, 25 и слѣд.).

Въ тѣ годы жилъ еретикъ Аполлинарій [13], ложно мудрствовавшій о воплощеніи Господнемъ. Онъ находчивъ былъ въ словахъ и искусенъ въ эллинской премудрости, вслѣдствіе чего сильно смущалъ Церковь Божію и многихъ увлекъ въ свою ересь. Этотъ еретикъ весь трудъ свой и все стараніе, отъ самой юности своей и до старости, прилагалъ къ тому, чтобы развращать православныхъ и увлекать ихъ въ свое заблужденіе. Онъ написалъ много книгъ противъ православныхъ, изъ коихъ особенно замѣчательны двѣ, такъ какъ въ нихъ наиболѣе полно выражено все его душевредное ученіе. Ихъ онъ и употреблялъ, какъ оружіе, ведя борьбу съ православными путемъ словесныхъ состязаній. Эти его книги были положены на сохраненіе у одной женщины, сожительницы его. Преподобный Ефремъ, узнавъ объ этихъ книгахъ, изобрѣлъ противъ еретической хитрости свою, еще болѣе изумительную: онъ пришелъ къ той женщинѣ тайно и весьма хвалилъ Аполлинарія, называя себя при этомъ ученикомъ послѣдняго. Какъ-бы желая научиться неизвѣстной ему мудрости, онъ просилъ женщину дать ему на малое время аполлинаріевы книги, которыя она хранила, чтобы изъ нихъ списать вкратцѣ наиболѣе замѣчательныя мѣста. Женщина, будучи увѣрена, что это дѣйствительно ученикъ ея друга, дала ему обѣ книги съ условіемъ, чтобы онъ поскорѣе возвратилъ ихъ и никому о нихъ не говорилъ. Святый Ефремъ, взявъ книги, отнесъ въ свою обитель и, приготовивъ клей, всѣ листы въ нихъ, отгибая по одному, склеивалъ, пока наконецъ не склеилъ всѣ ихъ такъ, что книги стали какъ-бы однимъ кускомъ дерева, или камнемъ, причемъ ни одного листа нельзя было отдѣлить отъ другаго. Затѣмъ онъ отнесъ книги женщинѣ. Она же, взявъ ихъ и не посмотрѣвъ внутрь, положила на своемъ мѣстѣ. Случился потомъ споръ православныхъ съ еретикомъ Аполлинаріемъ, состарѣвшимся уже. Не обладая уже прежнею находчивостью въ спорахъ и имѣя слабую память, по причинѣ старости, онъ хотѣлъ достигнуть побѣды надъ православными при помощи тѣхъ своихъ книгъ; но взявъ ихъ, онъ не могъ ихъ раскрыть, такъ какъ листы были крѣпко склеены и окаменѣли. Онъ исполнился великаго стыда и вышелъ съ собора побѣжденнымъ и посрамленнымъ, а затѣмъ скоро отъ скорби и великаго стыда онъ лишился жизни, съ позоромъ извергнувъ свою окаянную душу.

Преподобный отецъ нашъ Ефремъ, проживъ богоугодно много лѣтъ и приведши многихъ ко спасенію, заблаговременно провидѣлъ свою кончину и написалъ для своихъ учениковъ поучительное завѣщаніе. Проболѣвъ немного, онъ въ глубокой старости отошелъ ко Господу [14]. Честное тѣло его было погребено въ его обители, находившейся въ пустынѣ, въ предѣлахъ Эдесскихъ, въ Сиріи, а святая душа его предстоитъ нынѣ престолу Владыки, ходатайствуя о насъ, чтобы мы получили прощеніе грѣховъ нашихъ, по его молитвамъ, благодатію и милосердіемъ Господа нашего Іисуса Христа, Которому слава во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Преподобный Ефремъ названъ Сириномъ, т. е. сирійцемъ, потому что Месопотамія, въ которой онъ родился, въ древности причислялась къ Сиріи.
[2] Низибія (или Низибида) — большой и многолюдный городъ въ провинціи Магдоніи въ Месопотаміи, — на границахъ римской имперіи и персидскаго царства.
[3] Императоръ Константинъ Великій царствовалъ съ 306 по 337 г.
[4] О родителяхъ своихъ преподобный Ефремъ пишетъ слѣдующее: «Родившіе меня по плоти внушили мнѣ страхъ Господень. Предки мои исповѣдали Христа предъ судіею; я родственникъ мученикамъ. Дѣды мои, благоденствовавшіе въ жизни, были земледѣльцами. Родители занимались тѣмъ же».
[5] Императоръ Ѳеодосій Великій царствовалъ съ 379 по 395 г.
[6] Лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ, какъ говоритъ самъ, раздражителенъ: «за маловажныя дѣла вступалъ въ ссоры, поступалъ безразсудно, предавался худымъ замысламъ, и блуднымъ мыслямъ... Юность моя едва не увѣрила меня, что совершающееся съ нами въ жизни происходитъ случайно. Но Промыслъ Божій вразумиль пылкую молодость». Ефрема ложно обвинили въ покражѣ овецъ и бросили въ темницу; вслѣдъ за нимъ посажены были два другихъ, и также невинно, какъ Ефремъ. «Проведя семь дней, въ осьмой вижу я во снѣ, — разсказывалъ послѣ святый Ефремъ, — что кто-то говоритъ мнѣ: будь благочестивъ и уразумѣешь Промыслъ; перебери въ мысляхъ, о чемъ ты думалъ и что дѣлалъ, и по себѣ дознаешь, что эти люди страждутъ не несправедливо, но не избѣгнутъ наказанія и виновные». — Все это и увидѣлъ Ефремъ, какъ разсказываетъ онъ подробно въ одномъ изъ своихъ сочиненій. — Эти событія такъ поразили Ефрема, что онъ скоро оставилъ міръ и удалился въ горы къ отшельникамъ, гдѣ сталъ ученикомъ святаго Іакова, впослѣдствіи великаго святителя Низибійскаго (память его — 13-го января).
[7] Эдесса — городъ въ Месопотаміи; лежитъ на границѣ между утесистой пустыней и плодоносной землей — южной Месопотаміей. Этотъ городъ, — какъ говоритъ святый Ефремъ, — «благословенъ былъ живыми устами Спасителя чрезъ ученика Его Ѳаддея»; здѣсь находился нерукотворный ликъ Спасителя и святыя мощи апостола Ѳаддея.
[8] Для пропитанія своего въ Эдессѣ преподобный Ефремъ нанялся трудиться у содержателя бани и употреблялъ свободное время для проповѣди слова Божія язычникамъ; потомъ, по совѣту святаго старца Іуліана, удалился въ пустынную Эдесскую гору для подвиговъ. Вскорѣ видѣніе открыло старцу въ Ефремѣ мужа, которому одному изъ современныхъ соотечественниковъ вручена была книга для вразумленія людей. Ефремъ началъ писать толкованіе на Пятокнижіе. Этотъ первый опытъ толкованія на Сирскомъ языкѣ привлекъ къ Ефрему многихъ эдессянъ, и Ефремъ хотѣлъ убѣжать отъ людей. «Ефремъ! куда бѣжишь ты?» — спросилъ явившійся ангелъ. «Хочу жить въ безмолвіи и бѣгу отъ молвы и обольщенія свѣта», — отвѣчалъ Ефремъ. Ангелъ сказалъ: «Убойся, чтобы не исполнилось на тебѣ слово Писанія: Ефремъ подобенъ молодому волу, который хочетъ освободить шею отъ ярма» (Ос. 10, 11). Послѣ того Ефремъ возвратился къ тому служенію, къ которому былъ призванъ. Съ сего времени онъ началъ устно и письменно поучать вѣрѣ и благочестію. Для успѣха въ своемъ благочестивомъ дѣлѣ онъ открылъ училище въ Эдессѣ, изъ котораго впослѣдствіи вышли знаменитые учители Сирійской церкви.
[9] Память его — 1 января.
[10] Каппадокія — провинція римской имперіи, находилась на востокѣ Малой Азіи. Кесарія — главный городъ Каппадокіи.
[11] Преподобный былъ, между прочимъ, и въ египетскихъ пустыняхъ; такъ онъ пробылъ нѣкоторое время въ Нитрійской горѣ. Сирскій жизнеописатель говоритъ, что Ефремъ видѣлся здѣсь съ богоизбраннымъ инокомъ Паисіемъ, а Іоаннъ Коловъ, повѣствуя о жизни Паисія, описываетъ и бесѣды Паисія съ «великимъ между сирійскими подвижниками отцемъ». «Былъ у насъ здѣсь человѣкъ Божій Сиріянинъ, старецъ великій между отцами, просвѣщенный умомъ и сердцемъ», — такъ говоритъ Іоаннъ Коловъ.
[12] Святый Ефремъ оставилъ послѣ себя весьма много сочиненій. Въ однихъ онъ — толкователь Священнаго Писанія; (святый Ефремъ, по словамъ святаго Григорія, писалъ толкованіе, начиная съ сотворенія міра до послѣдней благодатной книги); въ другихъ — обличитель ересей и пѣснопѣвецъ Церкви, въ иныхъ — учитель христіанской жизни и въ частности проповѣдникъ сокрушенія сердечнаго. Сочиненія послѣдняго рода составляютъ какъ бы печать души преподобнаго Ефрема и вмѣстѣ его славу на всѣ вѣка. Святый Григорій Нисскій говоритъ, что «плакать для Ефрема было то же, что для другихъ дышать воздухомъ, — день и ночь лились у него слезы; но лицо Ефрема цвѣло и сіяло радостію, тогда какъ ручьи слезъ лились изъ глазъ его. Но и тамъ, гдѣ Ефремъ говоритъ о сокрушеніи, онъ возносится мыслью къ благости Божіей, изливаетъ благодареніе и хвалу Всевышнему». Всѣ нравственныя наставленія его благоухаютъ сердечнымъ умиленіемъ. Не одно свое наставленіе такъ начинаеть Ефремъ: «Сокрушайся, душа моя; сокрушайся о тѣхъ благахъ, которыя ты приняла отъ Бога и погубила. Сокрушайся о дѣлахъ злыхъ, содѣланныхъ тобою. Сокрушайся о всемъ томъ, въ чемъ показалъ Богъ Свое долготерпѣніе къ тебѣ. Пріидите, братія мои, пріидите рабы Христовы, будемъ сокрушаться сердцемъ и рыдать передъ Нимъ день и ночь. Пріидите, будемъ помышлять объ ономъ страшномъ и грозномъ судѣ и слѣдующемъ затѣмъ нашемъ осужденіи». Въ этомъ чувствѣ сокрушенія обыкновенные предметы бесѣдъ святаго Ефрема: покаяніе, память о смерти и судѣ, страхъ Божій, вниманіе къ самому себѣ, смиреніе, противъ гордости и проч. — За свои высокія поученія святый Ефремъ былъ названъ соотечественниками пророкомъ Сирскимъ. Блаженный Іеронимъ пишетъ: «Ефремъ, діаконъ Эдесскій, достигъ такой славы, что въ нѣкоторыхъ церквахъ сочиненія его читаются публично послѣ св. Писанія». «Прославлять мнѣ надобно того, — говоритъ Григорій Нисскій, — кто въ устахъ всѣхъ христіанъ, Ефрема Сирина, того Ефрема, котораго жизнь и наставленія сіяютъ въ цѣломъ мірѣ». — Святый Ефремъ оставилъ послѣ себя много и догматическихъ сочиненій. Всѣ они писаны противъ заблужденій того времени. Таковы: а) 80 словъ противъ дерзкихь испытателей, т. е. противъ аэтіанъ и евноміанъ; б) 56 поученій противь ересей съ обличеніями и увѣщаніями вардесанитамъ (послѣдователямъ еретика Вардесана), маркіонитамъ и мессаліанамъ; в) о жемчужинѣ, или о томъ, что въ одномъ лицѣ Іисуса Христа соединены два естества, противъ Маркіона и Манеса; г) три слова о вѣрѣ и противъ іудеевъ; д) о свободѣ противъ защитниковъ слѣпой судьбы; о покаяніи, гдѣ противъ новатіанъ говоритъ о власти церкви прощать грѣхи и опровергаетъ тысящелѣтнее царство; о священствѣ; о раѣ и судѣ. — Строгій ревнитель вѣры и благочестія, святый Ефремъ не могъ оставаться равнодушнымъ къ смутамъ, какія произвели въ Эдессѣ и Месопотаміи секты Вардесана и Арія. Противодѣйствуя еретикамъ, которые свои заблужденія излагали въ поэтической формѣ пѣсни и, привлекая неопытныхъ изяществомъ стихотворнаго размѣра, легко и надолго укореняли еретическое содержаніе ихъ, святый Ефремъ и самъ началъ излагать, на основаніи Св. Писанія, истинное ученіе о Богѣ и Его отношеніяхъ къ намъ, въ такой же поэтической формѣ. Народъ съ жадностію внималъ пѣснопѣніямъ святаго отшельника и забывалъ пѣсни еретическія. Еретики такъ были раздражены успѣхами святаго Ефрема, что разъ напали на него съ камнями и оружіемъ, и едва не убили его; но это нисколько не ослабило его ревности къ вѣрѣ. Всѣ эти сочиненія писаны святымъ Ефремомъ въ видѣ благоговѣйныхъ размышленій. Они назначались имъ для народнаго употребленія, а частію и для пѣнія въ храмѣ и написаны стихами. Святый Ефремъ оставилъ также много умилительныхъ молитвъ и молитвенныхъ пѣснопѣній. Таковы его пѣснопѣнія на Рождество Христово, отличающіяся особенною торжественностію; ему же принадлежатъ глубоко-трогательныя стихиры, поемыя при погребеніи; изъ молитвъ, составленныхъ имъ, особенно извѣстна умилительно-трогательная молитва, читаемая во дни Великаго поста: «Господи и Владыко живота моего! Духъ праздности, унынія, любоначалія и празднословія не даждь ми. Духъ же цѣломудрія, смиренномудрія, терпѣнія и любве даруй ми рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрѣти моя прегрѣшенія, и не осуждати брата моего: яко благословенъ еси во вѣки вѣковъ. Аминь».
[13] Аполлинарій, епископъ Лаодикійскій, училъ, что Сынъ Божій, воплотившись, принялъ неполное человѣческое естество, но только душу и тѣло человѣческія, умъ же человѣческій у Него замѣняло Божество. Ересь эта была осуждена 2-мъ Вселенскимъ соборомъ.
[14] Святый Ефремъ мирно скончался въ городѣ Эдессѣ въ 373 году.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга пятая, часть вторая: Мѣсяцъ Январь. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 410-419.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0