Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Январь.
День двадцать пятый.

Житіе иже во святыхъ отца нашего Моисея, архіепископа Новгородскаго [1].

Святый Моисей былъ сынъ именитаго, богатаго и славнаго родителя Филиппа и въ мірѣ назывался Митрофаномъ. Родиной его былъ Великій Новгородъ. Обучившись грамотѣ и постоянно читая священное Писаніе, онъ изъ-млада возлюбилъ Христа: часто посѣщалъ храмъ Божій, былъ серьезенъ и сосредоточенъ и не приближался къ играющимъ дѣтямъ. Благочестивый отрокъ тайно ушелъ изъ дома родительскаго въ Тверской Отрочь монастырь [2], гдѣ и постригся въ монашество съ именемъ Моисея. Постъ, послушаніе и молитва были украшеніями новопостриженнаго инока и стяжали ему въ той обители немалую славу. Между тѣмъ родители и сродники долго искали неожиданно исчезвувшаго юношу и много скорбѣли о немъ, а когда нашли, то упросили его перейти въ монастырь ближайшій къ Новгороду. Уступая неотступнымъ просьбамъ и желая избѣжать молвы и славы о своихъ иноческихъ подвигахъ, святый Моисей переселился въ Колмовъ монастырь [3], гдѣ усугубилъ свои подвиги, «божественною ревностію распаляемь, въ дни и нощи удручая тѣло свое». За свою подвижническую жизнь святый Моисей сначала былъ рукоположенъ архіепископомъ Давидомъ [4] въ іеромонаха, а затѣмъ возведенъ въ санъ архимандрита и назначенъ настоятелемъ Новгородскаго Юрьева монастыря [5]. Недолго онъ былъ въ этомъ монастырѣ и снова возвратился въ свой любимый Колмовъ монастырь.

Въ 1324 году, по смерти архіепископа Давида, архимандритъ Моисей, по изволенію Божію, причтомъ и всѣми людьми возведенъ былъ на архіепископію Новгородскую, а въ 1326 году хиротонисанъ въ Москвѣ митрополитомъ всея Руси святымъ Петромъ [6]. Въ трудное время пришлось святительствовать святому Моисею: неоднократные пожары, опустошавшіе Новгородъ съ его многочисленными храмами; народныя волненія, сопровождавшіяея грабежами и державшія всѣхъ въ страхѣ; угрозы татаръ, преслѣдовавшихъ непокорныхъ имъ князей, — вотъ печальныя событія первыхъ лѣтъ управленія Новгородской кафедрой святаго Моисея. Несмотря, однако, на эти неблагопріятныя обстоятельства, владыка Моисей украшалъ Новгородъ храмами Божіими; такъ, въ 1327 году построилъ церковь во имя Пресвятыя Богородицы въ Десятинскомъ монастырѣ [7], украсилъ ее святыми иконами, снабдилъ книгами.

Святый Моисей былъ добрымъ пастыремъ своего стада, проводилъ свою жизнь въ строгомъ воздержаніи; отличался любовью къ книгамъ: собралъ многихъ писцовъ, которые переписали много книгъ, главнымъ образомъ богослужебныхъ, для храмовъ Божіихъ. Святитель былъ милосердъ и сострадателенъ къ бѣднымъ: былъ обидимымъ помощникъ, вдовамъ заступникъ, избавлялъ ихъ отъ насильниковъ, не устрашаясь лица сильнаго, и многихъ исправилъ своими увѣщаніями.

По прошествіи пяти лѣтъ святительства, святый Моисей сказалъ жителямъ Новгорода:

— «Изберите себѣ мужа достойнаго, а я васъ благословляю».

На его мѣсто выбранъ былъ Новгородцами священникъ Григорій Калика (то-есть паломникъ), по монашескому имени Василій [8].

Святый Моисей оставилъ въ 1330 году архіепископію, удалился въ Колмовъ монастырь и тамъ принялъ схиму. Ища уединенія, онъ переселился спустя пять лѣтъ на противоположный берегъ рѣки Волхова въ пустынное мѣсто и основалъ тамъ Деревяницкій монастырь съ храмомъ въ честь Воскресенія Господня [9]. Но не укрылся и здѣсь этотъ свѣтильникъ отъ взоровъ людскихъ: бояре и простые люди знали подвижническую жизнь святителя и приходили поучаться отъ него день и ночь. Такъ прошло болѣе 20 лѣтъ строгой монашеской жизни святителя Моисея. Въ 1352 году онъ построилъ каменную церковь Успенія Пресвятыя Богородицы на Волотовѣ и при ней монастырь [10].

Въ томъ же 1352 году скончался архіепископъ Новгородскій Василій, возвращавшійся изъ Пскова, гдѣ былъ сильный моръ. Новгородцы умолили святаго Моисея возвратиться на свой престолъ и принять управленіе паствою. Въ 1353 году владыка посылалъ пословъ въ Царь-градъ къ царю Іоанну Кантакузину и къ патріарху Филоѳею [11] съ жалобою на обиды отъ митрополита Ѳеогноста [12]. Сохранились (отъ 1354 года) два посланія патріарха къ владыкѣ Моисею, въ которыхъ онъ увѣщаваетъ его подчиняться Московскому митрополиту. Добродѣтельная жизнь святителя Моисея была извѣстна и въ Константинополѣ. Въ 1354 году послы возвратились и привезли владыкѣ жалованную съ золотою печатью грамоту отъ императора и крестчатыя ризы отъ патріарха [13]. Вторичное управленіе святаго Моисея епархіей ознаменовалось постройкою многихъ церквей въ Новгородѣ. По сказанію лѣтописей, владыкой Моисеемъ построены: Знаменская церковь (1354 г.) и Дмитріевская въ торгу на Лубяницѣ въ томъ-же году, Сковородскій монастырь съ церковью во имя святаго архистратига Михаила (1355 г.) [14], Успенская церковь въ Радоговицахъ (1357 г.) [15] и тогда же церковь во имя Святаго Духа, въ монастырѣ того же имени [16], церковь во имя 40 мучениковъ и святаго Георгія на Лубяницѣ, въ 1359 году Прокопіевская на княжемъ дворѣ и святаго Іоанна Богослова въ женской обители [17]. Умножая храмы, святитель добрѣ пасъ ввѣренное ему стадо, многихъ утвердилъ онъ ученіемъ своимъ и наставилъ, хотя и самъ претерпѣлъ отъ бѣсовъ многія напасти. Есть извѣстіе, что святый Моисей подвизался добрымъ подвигомъ противъ стригольниковъ-еретиковъ, возстававшихъ противъ церковной іерархіи. Къ подвигамъ святаго Моисея должно быть отнесено и уничтоженіе въ 1358 году въ Новгородѣ языческаго обычая «бить бочки» [18]. Новгородцы цѣловали крестъ въ томъ, что впредь оставятъ этотъ обычай. Святитель написалъ много книгъ. Письменныхъ поученій святителя не сохранилось до нашего времени, до насъ дошло только три евангелія, списанныя по повелѣнію боголюбиваго архіепископа Моисея: одно изъ нихъ написано въ 1355 году [19].

Слабость-ли силъ тѣлесныхъ почувствовалъ владыка, любовь-ли къ уединенію сказалась сильнѣе, только въ 1359 году онъ вновь обратился къ новгородцамъ съ такими словами:

— «Изберите себѣ мужа, котораго вамъ Богъ дастъ».

Не смотря на усиленныя просьбы и мольбы, владыка удалился на покой въ построенный имъ Сковородскій монастырь. Но Богъ еще разъ призвалъ святителя къ дѣятельности. Въ годъ удаленія его съ архіепископіи, по случаю смѣны посадника въ Новгородѣ вспыхнулъ сильный мятежъ: умертвили многихъ бояръ, разрушили Волховскій мостъ и три дня стояли другъ противъ друга жители Торговой и Софійской сторонъ, готовясь вступить въ ожесточенный бой. Тогда пришелъ изъ своего уединенія старецъ святитель Моисей; съ крестомъ въ рукахъ, окруженный духовенствомъ, онъ всталъ на остаткахъ разрушеннаго моста, посреди враждующихъ сторонъ, благословилъ ихъ и сказалъ:

— «Дѣти! не подымайте брани, да не будетъ похвалы поганымъ, а святымъ церквамъ и мѣсту сему пустоты! Не вступайте въ бой!»

Мятежъ утихъ. Богъ не попустилъ діаволу посмѣяться надъ христіанами. Владыка удалился въ свою обитель, подвизался тамъ въ постѣ и молитвѣ и былъ образцомъ смиренія и благочестія для собранной имъ братіи.

Тихая блаженная кончина святителя Моисея послѣдовала въ 1362 году въ двадцать пятый день января мѣсяца. Съ великою честію, при всенародномъ плачѣ, погребенъ былъ владыка Моисей въ Сковородскомъ монастырѣ. Святитель Моисей былъ прославленъ отъ Бога чудесами вскорѣ послѣ блаженной кончины: прибѣгающіе съ вѣрою къ честнымъ его мощамъ мужи и жены получаютъ здравіе, наипаче же жены исцѣлѣваютъ, одержимыя своими естественными немощами.

Вскорѣ послѣ блаженной кончины святаго Моисея, человѣкъ 30 разбойниковъ хотѣли разграбить Сковородскій монастырь, полагая, что святитель оставилъ ему много имущества. Ихъ встрѣтилъ самъ святитель Моисей, завелъ въ трясину и хотѣлъ потопить, если они не раскаются. Хищники обѣщались не дѣлать никакого зла обители, тогда выведены были святителемъ изъ опасной трясины и отпущены.

Новгородскій купецъ, по имени Алексій, дважды получилъ помощь отъ святителя Моисея. Одинъ разъ онъ упалъ съ лодки въ воду на рѣкѣ Невѣ и былъ поддержанъ на водѣ неизвѣстнымъ благолѣпнымъ, украшеннымъ сѣдинами мужемъ. Въ другой разъ также на рѣкѣ Невѣ напали на него разбойники, и тотъ-же благолѣпный старецъ внезапно появился на кормѣ лодки и невредимо провелъ лодку среди хищниковъ. По молитвѣ Алексія, святый Моисей явился ему во снѣ и указалъ мѣсто своего погребенія, повелѣвъ устроить покровъ надъ гробомъ.

Существуетъ разсказъ о наказаніи Новгородскаго архіепископа Сергія за непочтительное отношеніе къ памяти святителя Моисея. Архіепископъ Сергій, назначенный на Новгородскую каѳедру 4 сентября 1483 года изъ Москвы, ѣхалъ на мѣсто своего служенія мимо Сковородскаго монастыря и посѣтилъ эту обитель. Помолившись святымъ иконамъ и отпѣвши молебенъ, онъ вышелъ въ притворъ, гдѣ показали ему гробъ основателя монастыря святителя Моисея. Обратясь къ сопровождавшему его священнику, архіепископъ Сергій дерзновенно велѣлъ открыть гробъ святителя.

Священникъ сказалъ архіепископу:

— «Подобаетъ святителю святителя скрывати».

Архіепископъ-же гордо укорилъ святителя Моисея, говоря:

— «Кого сего смердовича и смотрити!»

Возносясь тѣмъ, что онъ пришелъ изъ Москвы къ покореннымъ гражданамъ, архіепископъ Сергій не усомнился святителя Моисея назвать смердовымъ сыномъ, — иными словами — «мужикомъ». «И бысть отъ того времени пріиде на архіепископа Сергія изумленіе»: то видѣли его въ Евѳиміевской паперти сидящимъ въ одной ряскѣ, то въ полдень у святой Софіи сидящимъ безъ клобука и безъ мантіи. Вскорѣ его больного отвезли въ Троице-Сергіевъ монастырь, на мѣсто его постриженія [20].

Въ 1686 году 19 апрѣля чудеснымъ образомъ открыты были нетлѣнныя мощи святителя Моисея: они сами явились посреди церкви предъ утреннимъ пѣніемъ и потомъ перенесены были къ правой сторонѣ иконостаса; часть его святыхъ мощей въ 1693 году перенесена въ Духовъ монастырь.

Послѣ святаго Моисея не мало сохранилось вещей, свидѣтельствующихъ о его благочестіи и подвижнической жизни: двои вериги (однѣ въ ризницѣ Софійскаго собора, другія въ Сковородскомъ монастырѣ); яшмовые сосуды, поднесенные святымъ Моисеемъ святому митрополиту Петру (въ Московскомъ Благовѣщенскомъ соборѣ); тамъ же сосудъ изъ агата съ надписью «в лѣто 6837 (1328) мѣсяца марта созданы быша суды сі архіепіскопомъ новгородскымъ Моісѣіем». Сохранился въ Сковородскомъ монастырѣ деревянный крестъ, который былъ положенъ со святымъ Моисеемъ при погребеніи и 323 года находился у него въ рукахъ; простой деревянный посохъ въ Духовѣ монастырѣ. Въ ризницѣ Софійскаго собора хранится крестчатая риза, присланная святому Моисею патріархомъ Филоѳеемъ; омофоръ съ вышитою надписью «Моѵсея архіепискоупа молитвами святыя Софія»; наконецъ, его келейная мантія.

Точно неизвѣстно, когда начали въ Новгородѣ мѣстно праздновать память святителя Моисея. Несомнѣнно, въ первыхъ десятилѣтіяхъ XVII столѣтія память праздновали и притомъ дважды въ годъ — 25 января, въ день его блаженной кончины, и въ 6 недѣлю по Пасхѣ. Въ настоящее время празднуется только день кончины святителя.

Примѣчанія:
[1] Свѣдѣнія о св. Моисеѣ содержатcя въ лѣтописяхъ Новгородскихъ, гдѣ помѣщено и краткое житіе святителя, въ пространномъ житіи его, напиcанномъ Пахоміемъ Сербиномъ въ концѣ XV стол., и въ житіи, сокращенномъ изъ Пахоміева.
[2] Отрочь-Успенскій монастырь въ г. Твери основанъ въ 1265 г. отрокомъ Григоріемъ.
[3] Успенскій-Колмовскій монастырь въ 3-хъ верстахъ къ сѣверу отъ Новгорода, на лѣвомъ берегу Волхова при ручьѣ Колмовѣ, основанъ въ 1309 г. Упраздненъ въ 1764 г. Нынѣ городская больница и домъ умалишенныхъ.
[4] Архіеп. Давидъ управлялъ Новгородской епархіей съ 1309 г. до 1324 г.
[5] О Юрьевскомъ монастырѣ см. 1 дополн. кн., стр. 100-101: [Георгіевскій или Юрьевскій монастырь основанъ Новгородскимъ княземъ Всеволодомъ Мстиславичемъ. Начатъ постройкой въ 1119 году. Первымъ игуменомъ его былъ Киріакъ съ 1119 по 1128 г. При слѣдующемъ игуменѣ Исаіѣ (съ 1128 по 1134 г.) монастырь получилъ въ 1130 г. богатый вкладъ отъ великаго князя св. Мстислава Владиміровича (съ 1125 по 1132 г.) и его сына — упомянутаго Всеволода Мстиславича. Какъ монастырь княжескій, Георгіевскій монастырь былъ старшій среди Новгородскихъ обителей. Онъ находится въ 3 верстахъ къ югу отъ Великаго Новгорода, на лѣвомъ берегу рѣки Волхова, при истокѣ его изъ озера Ильмень и занимаетъ возвышенное мѣсто. Существуетъ до настоящаго времени, съ 1764 г. считается первокласснымъ монастыремъ. Своимъ благоустройствомъ и богатствомъ обязанъ щедрости граф. Орловой-Чесменской и заботамъ духовника ея, архимандрита монастыря Фотія Спасскаго (съ 1822 по 1838 г.)].
[6] Память св. Петра 21 декабря.
[7] Десятинскій-Богородице-Рождественскій женскій монастырь въ Новгородѣ на Софійской сторонѣ, у Псковской заставы, въ урочищѣ называемомъ Десятина, близъ того мѣста, гдѣ въ 1170 г. Суздальцы отражены были отъ Новгорода Знаменіемъ Божіей Матери. Точныхъ свѣдѣніи объ основаніи его не сохранилось: по однимъ, монастырь основанъ въ кон. XIII в. княгиней-инокиней Евфросиніей; по другимъ, св. Моисеемъ вмѣстѣ съ устроеніемъ церкви.
[8] Василій посвященъ въ архіеп. Новгородскаго 25 августа 1331 г., скончался 3 іюля 1352 г.
[9] Воскресенскій-Деревяницкій монастырь въ 4 верстахъ отъ Новгорода, на правомъ берегу Волхова, при впаденіи въ него рѣчки Деревяницы. Въ 1875 г. монастырь сдѣланъ женскимъ.
[10] Волотовъ монастырь, въ 3 верстахъ къ востоку отъ Новгорода, на правомъ берегу Волховца. Во времена язычества было здѣсь Волотово поле, на которомъ погребались князья, старѣйшины и богатыри (здѣсь была и могила Гостомысла). Монастырь упраздненъ въ 1764 г.; на его мѣстѣ приходская церковь. Храмъ, построенный св. Моисеемъ, стоитъ до сихъ поръ.
[11] Іоаннъ VI Кантакузинъ царствовалъ съ 1341 г. по 1355 г. Филоѳей былъ на патріаршемъ престолѣ два раза: съ 1354 г. по 1355 г. и съ 1362 г. по 1376 г.
[12] Митр. Ѳеогностъ управлялъ Московской митрополіей съ 1328 г. по 1353 г. Память его 14 марта.
[13] Крестчатыя, т.-е. многокрестныя ризы (фелони), или такъ называемые полиставріи были сначала преимуществомъ патріарховъ и нѣкоторыхъ экзарховъ. Въ XIV в. въ греческой церкви такія ризы считались принадлежностью всѣхъ епископовъ, а въ Русской церкви лишь по опредѣленію Московскаго собора 1675 г.
[14] Сковородскій-Михайловскій монастырь въ 4 верстахъ къ югу отъ Новгорода на правомъ берегу Волхова, въ мѣстности, имѣющей видъ сковороды (круглой, углубленной въ срединѣ, съ отлогимъ возвышеніемъ по краямъ). Этотъ монастырь сдѣлался мѣстомъ упокоенія св. Моисея. Существуетъ донынѣ.
[15] Радоговицкій женскій монастырь находился въ окрестностяхъ Новгорода, близъ Торговой стороны.
[16] Свято-Духовъ монастырь въ самомъ Новгородѣ, на Софійской сторонѣ, на выѣздѣ у Петроградской заставы упоминается еще въ XII стол. Съ 1787 г. женскій. Существуетъ донынѣ.
[17] Богословскій на Виткѣ на Торговой сторонѣ, при впаденіи рѣчки Витки въ Волховъ (въ 50 саженяхъ отъ Радоговицкаго). Въ 1764 г. упраздненъ и обращенъ въ приходъ.
[18] Во время приготовленія пива, меду и квасу, при сливаніи этихъ напитковъ, окружающіе поднимали страшный шумъ, били въ бочки и громко кричали, призывая и величая языческихъ боговъ.
[19] Съ именемъ Моисея въ древнихъ рукописяхъ встрѣчается поученіе «о безвременнѣмъ пьянствѣ»; но принадлежитъ ли оно Новгородскому святителю, точно неизвѣстно.
[20] Архіеп. Сергія отвезли въ Троице-Сергіеву лавру 27 іюня 1484 г. Скончался онъ въ 1504 г.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительна, вторая: Мѣсяцы Январь-Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1916. — С. 163-170.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0