Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 20 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Январь.
День двадцать третій.

Житіе преподобнаго отца нашего Геннадія Костромскаго [1].

— «Зачѣмъ ты такъ дѣлаешь? Развѣ ты — сторожъ церковный? Ты стыдишь насъ передъ людьми. Довольно съ тебя ходить въ церковь вмѣстѣ съ нами, а остальное время быть дома и въ общеніи съ сверстниками; особенно же не должно лишать себя покоя ночью».

Но Григорій отвѣчалъ:

— «Любезные родители, не докучайте мнѣ такими рѣчами: я не хочу заниматься дѣтскими играми. Богъ творитъ, что хочетъ, а человѣкъ, что можетъ; Духъ же Святый наставляетъ всякаго человѣка на путь истинный».

Съ тѣхъ поръ Григорій сталъ помышлять о томъ, какъ бы ему уйти въ русскую страну и тамъ поселиться въ какой либо святой обители и подвизаться подвигомъ добрымъ.

И вотъ, улучивъ благопріятное время, онъ ушелъ отъ родителей, снялъ съ себя свѣтлое платье и отдалъ бѣднымъ, а отъ нихъ взялъ рубище и одѣлся въ него.

Проходя литовскую землю, пустыни, села и города, въ видѣ странника и пришельца, онъ много претерпѣлъ бѣдъ и напастей отъ злыхъ людей. Однако, хранимый Богомъ, онъ дошелъ до русской земли, пришелъ въ великій и славный царствующій градъ Москву и обходилъ его, притекая къ ракамъ святыхъ чудотворцевъ, проникая во святыя обители и разсуждая, гдѣ бы ему постричься и предаться молитвѣ.

Въ Москвѣ онъ нашелъ себѣ друга, по имени Ѳеодора, молодого, но богобоязненнаго и также искавшаго постриженія. Изъ Москвы они вмѣстѣ отправились въ Великій Новгородъ и тамъ ходили по святымъ мѣстамъ и церквамъ и обителямъ.

Изъ Новгорода они отправились на рѣку Свирь въ пустыню къ подвижнику преподобному Александру [3] и стали усердно просить его:

— «Мы желаемъ, святый отецъ, Господу Богу молиться: облеки насъ Христа ради въ монашеское одѣяніе».

Преподобный Александръ обратился сначала къ другу Григоріеву Ѳеодору и сказалъ:

— «Ты, чадо Ѳеодоръ, будешь водить звѣря бѣлоголоваго».

Григорію же сказалъ:

— «А ты, чадо Григорій, самъ будешь пастырь словеснымъ овцамъ и наставникъ множеству иноковъ. Иди, чадо, на Комельскій лѣсъ къ преподобному Корнилію, и тотъ научитъ тебя, какъ Богу молиться и какъ тебѣ пасти словесное стадо иноковъ, а въ нашей пустынѣ молодымъ отрокамъ невозможно жить. Однако, отдохните здѣсь, чада мои, сколько дней пожелаете».

Они пробыли четырнадцать дней въ пустынѣ у преподобнаго Александра и, взявши отъ него благословеніе, пошли въ предѣлы города Вологды на Комельскій лѣсъ.

Пришли они внутрь пустыни къ преподобному Корнилію Комельскому [4] и постучались у воротъ съ молитвою Іисусовою.

Преподобный Корнилій, отворяя двери свои, оказалъ имъ:

— «Чада, какъ прошли вы мѣста непроходимыя и зачѣмъ вошли въ сію убогую пустыню? чего ищете вы?»

Они отвѣчали ему:

— «Владыка нашъ, преподобный отецъ Корнилій, нами овладѣло великое желаніе облечься въ иноческое одѣяніе. Христа ради — причти насъ къ своему богоизбранному стаду».

Преподобный Корнилій сказалъ Григорію:

— «Ты, чадо Григорій, войди въ убогую мою обитель, а ты, чадо Ѳеодоръ, останешься въ мірской жизни, возмешь жену и родишь дѣтей».

На Григорія преподобный Корнилій наложилъ искусъ иноческій по преданію святыхъ отцовъ. Въ этомъ искусѣ Григорій прожилъ значительное время, послѣ чего преподобный Корнилій, вошедши въ церковь, постригъ Григорія въ монашескій чинъ и сказалъ ему слово отъ святаго Евангелія: Всякъ, иже оставитъ отца, или матерь, или жену, или чада, или села, имени Моего ради, сторицею пріиметъ, и животъ вѣчный наслѣдитъ. Мнози будутъ перви послѣдніи, и послѣдни первіи (Матѳ. 19, 29-30). Затѣмъ старецъ говорилъ по отеческимъ вопросамъ и отвѣтамъ новопостригаемому и нарекъ имя ему вмѣсто Григорія — Геннадій. Наконецъ сказалъ:

— «Усвой, чадо, разумъ древнихъ святыхъ отцовъ: терпѣніе, любовь и смиреніе, особенно же молитву общую, или соборную, и келейную и потрудись въ подвигахъ нелицемѣрныхъ».

Другъ Геннадія Ѳеодоръ, по пророчеству преподобныхъ отцовъ Александра и Корнилія, провелъ жизнь свою въ мірѣ и въ глубокой старости скончался въ Москвѣ.

Преподобный Геннадій, по благословенію Корнилія, усердно подвизался въ молитвахъ и трудахъ, особенно же въ хозяйственныхъ монастырскихъ службахъ въ поварнѣ, пекарнѣ и прочихъ. Многіе изъ братіи негодовали на Геннадія за такіе его подвиги и роптали.

Слыша этотъ ропотъ, преподобный Корнилій укрѣплялъ святаго, говоря:

— «Чадо Геннадій, не скорби о семъ на братію, ибо они такъ говорятъ по внушенію бѣсовскому».

Потомъ ненавистникъ добра діаволъ возбудилъ возмущеніе среди братіи и на самого Корнилія. Видя это, преподобный далъ мѣсто гнѣву и, взявъ съ собою ученика своего Геннадія, оставилъ свой новосозданный монастырь и ушелъ въ костромскіе предѣлы, въ дикій лѣсъ, на Сурское озеро, за шестьдесятъ верстъ отъ своего перваго монастыря. Немного далѣе версты отсюда жили царскіе крестьяне, оброчные бортники. Эти крестьяне очень обрадовались приходу Корнилія и Геннадія, построили имъ келью, приносили хлѣбъ, медъ и прочее необходимое, такъ какъ по близости находилось бортное угодье, пчельникъ.

Преподобный Корнилій и Геннадій подвизались въ молитвѣ и постѣ, прилагая труды къ трудамъ: рубили лѣсъ, пахали землю и выкопали четыре пруда.

Однажды православному великому князю Василію Іоанновичу угодно было предпринять трудъ путешествія на Бѣло озеро помолиться по обѣщанію своему о благочадіи. Когда великій князь достигъ пустыни преподобнаго Корнилія и увидѣлъ, что тотъ удалился оттуда въ иное мѣсто, весьма огорчился на братію и говорилъ ей:

— «Ради вашего ропота и непослушанія не живетъ отецъ Корнилій въ своей пустыни».

И тотчасъ же послалъ слугъ своихъ просить преподобнаго возвратиться на первое свое начинаніе. Преподобный Корнилій пришелъ предъ великаго князя Василія [5], припалъ къ ногамъ его и просилъ прощенія за отходъ свой отъ пустыни. Благовѣрный князь поднялъ его и сказалъ:

— «Любимиче мой, отецъ Корнилій, моли за насъ милостиваго Бога, дабы Господь Богъ даровалъ намъ плодъ благочадія въ наслѣдіе роду нашему и въ устроеніе честнымъ обителямъ, въ державу россійскому царству и въ утвержденіе вѣры христіанской».

Затѣмъ великій князь говорилъ преподобному Корнилію:

— «Пребывай, отче, здѣсь, въ первомъ своемъ начинаніи, и трудахъ, отходною же пустынею, по нашему повелѣнію, благослови ученика, котораго хочешь».

Когда великій князь удалился, преподобный Корнилій благословилъ новою пустынею ученика своего Геннадія и повелѣлъ ему тамъ воздвигнуть церковь во имя боголѣпнаго Преображенія Господня.

Преподобный Геннадій, по благословенію отца Корнилія и по повелѣнію великаго князя, все устроилъ въ пустыни: и церковь Божію воздвигъ и украсилъ ее иконами и книгами и всякимъ благолѣпіемъ церковнымъ.

Когда въ пустыни стали умножаться братія, онъ построилъ и вторую церковь, теплую, во имя преподобнаго Сергія, Радонежскаго чудотворца, и украсилъ ее, какъ и первую.

Самъ же преподобный, трудясь постоянно, подавалъ братіи образецъ смиренія и терпѣнія; онъ устроилъ для братіи удобныя жилища; днемъ рубилъ дрова и по ночамъ разносилъ ихъ на своихъ плечахъ по братскимъ кельямъ, трудился въ поварнѣ и пекарнѣ, мылъ на братію власяницы, дѣлалъ свѣчи, варилъ кутью, пекъ просфоры, — особенно же преуспѣвалъ въ церковныхъ службахъ, въ постѣ и молитвѣ. Сверхъ этого, онъ на себѣ носилъ вериги и кресты желѣзные и тяжкія цѣпи. Такое великое бремя преподобный носилъ для усмиренія плоти.

Вслѣдствіе этого, на немъ почила благодать Пресвятой Троицы; сподобившись ея, преподобный стремился къ большимъ и большимъ подвигамъ, подавая образецъ своимъ ученикамъ во всѣхъ обычаяхъ и нравахъ, ибо онъ училъ ихъ не столько словомъ, сколько дѣломъ, показывая то, что изложено выше.

«Кто въ состояніи изобразить всѣ подробности жизни его и всѣхъ подвиговъ и терпѣнія, или кто можетъ перечислить болѣзни и труды его и попеченіе о братіи?!» Такъ восклицаетъ составитель житія его, ученикъ его Алексій, который далѣе, въ похвалу преподобному Геннадію, а болѣе во славу Божію, повѣствуетъ о чудесахъ его, совершенныхъ, благодатію Божіею, при его жизни и по смерти.

Вотъ нѣкоторыя изъ сихъ чудесъ. Однажды случилось преподобному Геннадію придти въ царствующій городъ Москву съ учениками своими Серапіономъ и Уаромъ. Онъ былъ съ честію принятъ боярыней Іуліаніей Ѳеодоровной, женой Романа Юрьевича. Іуліанія просила Геннадія благословить сыновей ея Даніила, Никиту и дочь Анастасію. Когда святый благословлялъ Анастасію, то сказалъ:

— «Ты лоза прекрасная и вѣтвь плодовитая, будешь намъ государыней-царицей благовѣрной».

Слыша эти слова, боярыня Іуліанія вмѣстѣ со своими дѣтьми и всѣми бывшими при этомъ людьми удивилась, что за непонятныя рѣчи произноситъ Геннадій, и откуда они возвѣщены ему.

Боярыня Іуліанія щедро довольствовала Геннадія, и въ продолженіе не одного года.

Все сказанное пророчески старцемъ сбылось: Анастасія Романовна сдѣлалась царицей, первой супругой Іоанна Васильевича Грознаго [6]. Она питала глубокую вѣру и почтеніе къ дому всемилостиваго Спаса и къ преподобному Геннадію, посылала ему честныя иконы и ризы и другія нужныя для церковной службы вещи.

Однажды бояринъ Борисъ Палецкій, постигнутый болѣзнію, пришелъ въ обитель Преображенія Господня помолиться. Преподобный Геннадій весьма обрадовался прибытію князя, созвалъ братію и встрѣтилъ посѣтителя въ святыхъ воротахъ съ подобающею молитвой и далъ ему въ руки свой посошокъ. Съ того часа князь сталъ здоровъ и прославилъ Бога, и всѣ радовались выздоровленію князя. Давши довольную милостыню преподобному и братіи, князь возвратился въ свой домъ со всѣми людьми. Посошокъ, благословеніе старцево, князь поручилъ везти бывшему съ нимъ священнику Василію. Этотъ священникъ почему-то разсердился на князя и, похуля благословеніе святаго, бросилъ тотъ посошокъ въ рѣку Кострому. Князь очень опечалился, лишившись благословенія старцева. Когда же названный священникъ прибылъ къ себѣ въ домъ, то нашелъ тамъ жену свою умершею, а спустя нѣкоторое время и самъ впалъ въ тяжелый недутъ. Тогда онъ началъ каяться въ грѣхѣ своемъ, что посмѣялся надъ княземъ и преподобнымъ старцемъ по поводу посошка, и далъ обѣщаніе постричься въ дому Спасовомъ у старца Геннадія.

Спустя немного времени, священникъ сей пришелъ въ обитель Спасову, припалъ къ преподобному и, повѣдавъ о случившемся, просилъ прощенія въ своей дерзости и умолялъ святаго, чтобы онъ причелъ его къ своему богоизбранному стаду. Преподобный же, благословивъ его, сказалъ:

— «Братъ, Христосъ сказалъ: грядущего ко Мнѣ не изжену Вонъ» (Іоан. 6, 37).

Потомъ повелѣлъ постричь его въ монашескій чинъ и нарекъ имя ему Варлаамъ. Варлаамъ подвизался довольно продолжительное время въ обители Преображенія Господня, а потомъ, по благословенію святаго старца Геннадія, былъ игуменомъ въ Богоявленскомъ монастырѣ въ городѣ Костромѣ.

Вышеупомянутый князь Борисъ Палецкій пожертвовалъ въ домъ Спасовъ въ обитель Геннадіеву цѣнный колоколъ.

Случилось нѣкогда Вологодскому и Великопермскому владыкѣ Кипріану впасть въ сильную болѣзнь. Имѣя усердіе къ обители Преображенія Господня, а также питая духовную любовь къ преподобному старцу Геннадію, послалъ одного изъ слугъ своихъ за старцемъ Геннадіемъ, прося его посѣтить по случаю болѣзни. Преподобный пришелъ со своими учениками, іеромонахами Мисаиломъ и Алексіемъ, въ городъ Вологду и попросилъ благословенія у епископа Кипріана. Владыка обрадовался приходу святаго старца и, не имѣя до того времени никакой возможности встать съ своей постели, всталъ на встрѣчу святаго, благословивъ его съ учениками крестнымъ знаменіемъ, и, взявъ преподобнаго за руку, ввелъ его во внутреннюю келью. Долгое время бесѣдовалъ святитель съ преподобнымъ старцемъ. Люди же, видя облегченіе епископа отъ болѣзни вслѣдствіе посѣщенія преподобнаго, весьма удивились и прославили Бога, творящаго чрезъ угодниковъ Своихъ преславныя чудеса. Послѣ бесѣды оба вкусили благословеннаго хлѣба. На другой день епископъ предъ всѣми людьми просилъ преподобнаго:

— «Наставникъ пустынный, преподобный отецъ Геннадій, моли за насъ милостиваго Бога, чтобы Онъ облегчилъ мнѣ тѣлесную болѣзнь и исцѣлилъ недугъ ноги моей».

Преподобный сказалъ святителю:

— «Человѣколюбецъ Богъ помогаетъ отъ скорби и цѣлитъ недуги душевные и болѣзни тѣлесныя и облегчаетъ немощь страждущимъ людямъ, — и не наше это дѣло великое. Господинъ мой, святитель, все возможно отъ Бога, а отъ человѣковъ — ничто. Вотъ ты, господинъ мой, теперь уже здоровъ отъ общей скорби тѣлесной, нога же твоя пусть напоминаетъ тебѣ о послѣднемъ часѣ и не исцѣлится до послѣдняго твоего издыханія. Миръ тебѣ, господинъ мой, святый отче!»

Владыка послѣ сего прожилъ еще пять лѣтъ и отошелъ ко Господу.

Списатель житія преподобнаго Геннадія, ученикъ и преемникъ его по игуменству Алексій, разсказываетъ о себѣ самомъ слѣдующее. Будучи оскорбленъ братіей Геннадіевой обители Всемилостиваго Спаса, Алексій удалился отсюда въ городъ Кострому и поселился въ обители Богоявленія Господня. Но вскорѣ сильно заболѣлъ и не могъ стоять въ церкви. По этой причинѣ онъ переселился изъ Костромы въ Адріанову пустыню близъ Пошехонья. Но болѣзнь не прекращалась. По откровенію Божію онъ возвратился въ Геннадіеву обитель Всемилостиваго Спаса и, притекши съ мольбой ко гробу Геннадія, просилъ прощенія въ своемъ малодушіи и получилъ исцѣленіе.

Изъ многочисленныхъ посмертныхъ чудесъ преподобнаго Геннадія упомянемъ еще слѣдующія.

Нѣкто боярскій сынъ Иванъ Лихаревъ пожертвовалъ Геннадіеву Спасову монастырю одно свое село, но потомъ передумалъ и передалъ это село въ Троице-Сергіеву лавру. Вскорѣ послѣ сего сынъ его Алексій умеръ неожиданно, а жена впала въ тяжкую болѣзнь. Сосѣди и знакомые стали говорить, что мужъ ея поступилъ нехорошо, оставивъ Спасову обитель и отдавъ село въ другой монастырь, и совѣтовали ей написать письмо мужу, который находился въ Переяславлѣ Залѣсскомъ. Жена написала и тотчасъ же почувствовала облегченіе. Между тѣмъ въ Переяславлѣ Іоаннъ тоже впалъ въ болѣзнь: на него напалъ какой-то страхъ и исказилось его лицо. Окружавшіе также упрекали его, зачѣмъ онъ оставилъ обитель Спасову. Тогда Іоаннъ внялъ посланію жены и совѣтамъ ближнихъ, возвратилъ село въ обитель преподобнаго Геннадія и обѣщался отъ нея не отходить. Вскорѣ онъ получилъ исцѣленіе отъ своей болѣзни. Молившіеся при гробѣ Геннадія съ вѣрою и усердіемъ получали исцѣленіе отъ различныхъ болѣзней: отъ боли зубной, отъ болѣзни глазъ, отъ разслабленія, особенно же отъ изступленія ума и бѣснованія.

Было и такое чудо. Одинъ іеродіаконъ Геннадіевой обители укралъ церковныя книги и скатерти и, прошедши только нѣсколько верстъ до рѣки Андомы, почувствовалъ разслабленіе и не могъ двинуть ни руками, ни ногаии. Дали знать игумену, и онъ послалъ за діакономъ, котораго и привезли въ обитель съ книгами. Діаконъ повинился въ своемъ согрѣшеніи, припалъ ко гробу преподобнаго Геннадія, прося прощенія и исцѣленія рукъ и ногъ. И, по молитвамъ преподобнаго Геннадія, Богъ помиловалъ его и возвратилъ ему здоровье.

Посадскій человѣкъ города Костромы Лука Густышовъ не имѣлъ вѣры къ чудесамъ преподобнаго Геннадія и рѣшилъ не бывать въ обители Спасовой и у гроба преподобнаго.

Будучи выбранъ въ цѣловальники въ таможню (т. е. въ присяжные сборщики таможенныхъ пошлинъ), онъ отправился со своими товарищами для сбора государевыхъ денегъ. Но вдругъ онъ былъ пораженъ тяжкою болѣзнію: опухли щеки, разболѣлась нестерпимо голова, и онъ пришелъ въ изступленіе. Родственники привезли его домой, гдѣ онъ и лежалъ при смерти. Пришедши въ сознаніе, онъ вспомнилъ грѣхъ свой, обѣщался идти въ обитель Спасову и ко гробу преподобнаго Геннадія. Отслуживъ тамъ молебенъ, онъ молитвами преподобнаго Геннадія получилъ исцѣленіе.

Одна дворянка галицкаго уѣзда, корежекой волости, изъ рода Лаптевыхъ, имѣла четверыхъ сыновей, изъ коихъ одинъ, по имени Кириллъ, пожелалъ постричься въ Геннадіевомъ монастырѣ и свою долю изъ отцовскаго имѣнія хотѣлъ отдать вкладомъ въ монастырь. Мать, узнавъ объ этомъ, стала клясть сына и не позволяла ему отдать его долю въ монастырь. Вдругъ ее постигла тяжкая нестерпимая болѣзнь головная. Мучимая сею болѣзнію, она вспомнила свой грѣхъ, дала обѣщаніе идти въ обитель Спасову, помолиться у гроба преподобнаго Геннадія и внести долю сына, Тогда же она почувствовала облегченіе отъ болѣзни и вскорѣ исполнила свое обѣщаніе. Сынъ ея постригся подъ именемъ Корнилія, она же прославила Бога за дарованное ей исцѣленіе.

Преподобный Геннадій передъ своею кончиною оставилъ поученіе, въ которомъ изложилъ свои мысли и завѣты объ иноческой жизни какъ своимъ ученикамъ, такъ и всѣмъ православнымъ. Вотъ сіе простое и назидательное поученіе.

«Великой лавры Живоначальной Троицы и Пречистой Богородицы обители Ипатской брату о Христѣ и присному пастырю словесныхъ овецъ игумену Вассіану, а также Спасовой обители нашей паствы строителю Іосифу и всему братству нашему. Говорю вамъ, духовные мои братья и спостники: для мня день уже при вечерѣ и сѣкира при корени, ибо отхожу уже къ судилищу Христову. Ради святой Господней заповѣди, не забывайте меня, когда будете молиться, но, видя мой гробъ, вспоминайте мою любовь и молитесь Христу, чтобы Онъ вселилъ духъ мой съ праведными. Вы же, дѣти мои, бойтесь Бога, повинуйтесь вашимъ наставникамъ во всемъ, по апостолу. Царя православнаго почитайте, святителей ублажайте, имъ повинуются всѣ игумены духовною совѣстію. А вы, мои дѣти, живущіе въ обители Спасовой, повинуйтесь игумену, которому поручена будетъ паства наша, и покоряйтесь ему во всемъ съ послушаніемъ. Особенно же умоляю васъ и завѣщаваю, чтобы вы не уходили изъ сего мѣста безъ благословенія настоятеля. Прекословія братъ съ братомъ не заводите, стремитесь къ свѣту, а тьму оставляйте. Пусть жизнь ваша будетъ по преданію святыхъ отцовъ и согласна съ тѣмъ, какъ намъ писалъ преподобный Корнилій [7] и какъ въ обители нашей установлено иноческое житіе. Тебя же, благочестивый игуменъ Вассіанъ, умоляю, не оставь обители сей своею вѣрою. Вы же, братія и дѣти мои, не разоряйте общаго нашего преданія и не уклоняйтесь отъ церковнаго собора, ибо первая мерзость для монаховъ — это не ходить въ церковь; а пришедши въ церковь, стойте безъ глумленія, не пересуживайте. Равнымъ образомъ, и въ келейной молитвѣ не ослабѣвайте, чтобы не изнемогла ваша плоть вмѣстѣ съ душею и чтобы трудъ вашъ не погибъ, ибо возбужденіемъ лѣности сатана лукавый хочетъ монаха живымъ свести въ адъ. Умоляю васъ, братія мои и спостники, будьте нелѣнивы во всякихъ монастырскихъ службахъ, не скорбите и не унывайте въ трудахъ вашихъ, ибо труды ваши — для того, чтобы имѣть возможность ѣсть и пить. На пастыря во всякомъ случаѣ не ропщите, ибо ропщущій чернецъ приготовляетъ себѣ гибель. Равнымъ образомъ, со вниманіемъ слушайте учительное слово и творите благія и добрыя дѣла, лѣнивыхъ возбуждайте къ службѣ и къ молитвѣ, святыни Божіей не отлучайтесь: если монахъ шесть недѣль Святыхъ Таинъ не причастится, то онъ не монахъ. Еще же умоляю васъ, братья мои, не крадите монастырскихъ орудій, ни хлѣба, ни овощей, и не выносите за монастырь ради своихъ прихотей. Одежду имѣйте всѣ равную, по кельямъ всякой пищи не имѣйте, изъ трапезы хлѣба не выносите, исключая крайней нужды и болѣзни. Пусть питаніе ваше происходитъ въ трапезѣ и будетъ для всѣхъ равное; пусть ѣда и питье будутъ въ надлежащее время; на трапезѣ же не объѣдайтесь и не упивайтесь, ибо это мерзко предъ Богомъ и отягченіе и болѣзнь — для плоти. Непристойно также вамъ враждовать между собою, ибо заводящіе вражду и сквернословцы царствія небеснаго не наслѣдуютъ; таковы же и тѣ лукавые лицемѣры, которые братію свою посылаютъ туда и сюда, а сами и пальцемъ не касаются дѣла. О, горе! пучина горькаго ада наполняется нерадивыми монахами, праведники же, немного потерпѣвши и сохранивши Божіи заповѣди, будутъ радоваться во вѣки. Христосъ вселяетъ въ домъ Свой единомысленныхъ. Такъ то и вы, дѣти мои, постарайтесь пройти сквозь тѣсныя врата и прискорбнымъ путемъ, чтобы пріобрѣсти животъ вѣчный. Слугамъ же и прочимъ рабочимъ повелѣваю — не гнѣваться и не враждовать другъ съ другомъ; слѣдуетъ во всемъ повиноваться настоятелю и слушаться, а братію не оскорблять ни словомъ, ни дѣломъ, не причинять неподобающихъ дерзостей, а стараться быть угодными всѣмъ людямъ. Орудія монастырскія и домашнія вещи слѣдуетъ беречь, чтобы ничто изъ нихъ не гибло. Къ чужому имуществу не прикасайтесь и отнюдь ничего не похищайте, ибо собираніе собственнаго имѣнія великій вредъ причиняетъ монаху, а душу предаетъ огню негасимому и мукамъ вѣчнымъ. И вы, дѣти мои, отъ такого зла и безумія берегитесь и прочимъ людямъ напоминайте эти наши слова. Монастырскія дѣла слѣдуетъ исполнять безъ ропота, нелѣностно и безъ мятежа, чтобы не быть лицемѣрами и человѣкоугодниками, дѣлая только на глазахъ, но старайтесь быть богоугодными, за глаза работая вѣрою и правдою. Крестьянъ не обижайте насиліемъ и среди гостей не превозноситесь, занимайте послѣднія мѣста, а главное ни съ кѣмъ не враждуйте и ложныхъ словъ о братіи игумену не говорите. Будьте, братья мои, поспѣшливы на добро и поучайтесь слову Божію во святомъ Евангеліи и въ Апостольскихъ писаніяхъ. Храните въ дому Спасовомъ книги, нами пріобрѣтенныя: слѣдуетъ вамъ, дѣти мои, вникать въ нихъ и прилагать умъ свой къ пониманію ихъ: здѣсь находятся труды святыхъ отцовъ. Если кто соблюдетъ заповѣди Божіи и вѣру Христову, таковый возрадуется во вѣки».

Преподобный Геннадій скончался 23-го января 1565 года; тихая и мирная кончина его послѣдовала послѣ непродолжительной болѣзни.

Ученикъ преподобнаго Геннадія и преемникъ его, игуменъ Алексій, въ похвальномъ словѣ святому, перечисляетъ его добродѣтели и отмѣчаетъ, что за нихъ почитали его и въ царской семьѣ: онъ былъ воспріемникомъ дочери царя Іоанна Васильевича Грознаго отъ первой супруги его Анастасіи Романовны, которой ранѣе предсказалъ бракъ съ царемъ и чадородіе. Со словъ старца Антонія, постриженника Іосифова-Волоколамскаго монастыря, Алексій разсказываетъ о преподобномъ Геннадіи еще такое обстоятельство. Когда однажды Геннадій находился въ Москвѣ за богослуженіемъ въ церкви, въ которой стояли царскіе слуги и боярскія жены, вошла бѣдная и убогая женщина съ дѣтьми, которыя плакали одни у нея на рукахъ, другія подлѣ нея. Смотря на нее, знатныя боярыни, воздыхая ко Господу и Пресвятой Богородицѣ, про себя думали: Господь даровалъ дѣтей такимъ нищимъ, которымъ нечѣмъ кормить ихъ, а намъ, имѣющимъ возможность отъ царскаго жалованья воспитывать дѣтей, Господь не далъ чадородія, конечно за наши грѣхи. Преподобный Геннадій уразумѣлъ ихъ мысли и сказалъ имъ:

— «Не скорбите, госпожи: если будете жить благочестиво въ своемъ положеніи, то, по повелѣнію Божію, съ сего времени будете рождать дѣтей».

По пророчеству преподобнаго сбылось сіе не съ одной, но со многими благородными женами. И въ другихъ городахъ преподобный Геннадій предсказывалъ многимъ благочестивымъ женщинамъ чадородіе.

Обрѣтеніе мощей преподобнаго Геннадія совершено въ 1644 г. въ дни благочестиваго царя Михаила Ѳеодоровича и при патріархѣ Іосифѣ, когда ветхій деревянный храмъ Преображенія Господня разобрали и начали строить каменный храмъ; при копаніи рвовъ обрѣли гробъ съ нетлѣннымъ тѣломъ и ризами преподобнаго.

Примѣчанія:
[1] Житіе преподобнаго Геннадія и служба ему написаны инокомъ Алексіемъ, ученикомъ проподобнаго и игуменомъ основаннаго Геннадіемъ монастыря. Житіе сохранилось во многихъ рукописяхъ; въ нѣкоторыхъ изъ нихъ находится просьба списателя отнести его трудъ на просмотръ къ царю Ѳеодору и митрополиту Діонисію, слѣдовательно житіе написано между 1584 и 1587 годомъ. Служба, акаѳистъ и житіе вмѣстѣ съ предсмертнымъ поученіемъ не разъ издавались въ Петербургской и Московской Синодальныхъ типографіяхъ славянскимъ шрифтомъ, напр. Москва, 1888 года. Житіе, описаніе чудесъ, поученіе и повѣсть объ обрѣтеніи мощей изданы сполна по рукописямъ въ Ярославскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ за 1873 годъ и отдѣльной брошюрой въ Ярославлѣ въ 1873 же году.
[2] Въ повѣсти объ обрѣтеніи мощей преподобнаго Геннадія въ 1644 году сказано, что онъ былъ родомъ изъ города Могилева.
[3] Преподобный Александръ Свирскій скончался въ 1533 году; память его празднуется 30-го августа.
[4] Преподобный Корнилій Комельскій скончался въ 1537 г.; память его празднуется 19-го мая.
[5] Великій князь Василій IV Іоанновичъ княжилъ съ 1505-1533 г.
[6] Перваго царя русскаго; управлялъ государствомъ съ 1533-1584 г. (въ 1547 г. принялъ титулъ царскій).
[7] Преподобный Корнилій Комельскій написалъ общежительный уставъ для своего монастыря, изъ котораго вышелъ преподобный Геннадій. Сей уставъ напечатанъ въ Исторіи Россійской іерархіи и особо въ 1812 году.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга пятая, часть вторая: Мѣсяцъ Январь. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 321-332.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0