Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Январь.
День двадцать третій.

Житіе святаго Павлина Милостиваго, епископа Ноланскаго.

— «Намъ поможетъ, — говорилъ онъ, — Богъ, а мы не пожалѣемъ дать просящему ради Бога».

Тарасія, однако, не дала, но сохранила хлѣбъ ради собственной нужды, такъ какъ въ тотъ день не было ничего у нихъ самихъ на обѣдъ. Въ это время вошелъ къ блаженному Павлину посланный отъ одного его богатаго друга — съ извѣщеніемъ, что ему отправлено этимъ другомъ, морскимъ путемъ, множество пищи, и вотъ одинъ, послѣдній, корабль, именно съ пищею, потонулъ и погибъ въ морскихъ волнахъ. Услышавъ объ этомъ, Павлинъ сказалъ своей супругѣ:

— «Видишь ли, если-бы ты отдала нищему послѣдній хлѣбъ, то не потонулъ бы въ морѣ послѣдній корабль съ пищею. Только по причинѣ скупости многихъ, Богъ погубляетъ ихъ имущество».

Послѣ того, оставивъ вмѣстѣ съ имуществомъ и славу мірскую, и всѣ интересы міра сего, они вышли изъ Рима въ страну Кампанію [3], такъ какъ тамъ было оставлено ими себѣ на пропитаніе одно незначительное помѣстье. Они поселились въ городѣ, называемомъ Нолою [4], вблизи гроба святаго мученика Феликса [5], и тамъ работали Господу, скрываясь отъ міра. Но не могла долго таиться добродѣтель Павлина. Ради нея, онъ былъ взятъ, по принужденію, на престолъ Ноланской церкви, и противъ воли принялъ епископскій санъ [6]. Онъ управлялъ своею паствою свято и неусыпно, какъ вѣрный и мудрый домоправитель, егоже постави Господь надъ челядію Своею (Лук. 12, 42) [7]. Онъ питалъ своихъ овецъ не только пищею духовною, научая и наставляя ихъ, а грѣшниковъ приводя къ покаянію и обращая каждаго на путь истины, но заботился и о тѣлесной пищѣ и обо всѣхъ нуждахъ овецъ своихъ, — питалъ и одѣвалъ нищихъ и убогихъ, сиротъ и вдовицъ, а плѣненныхъ выкупалъ на свободу.

Въ тѣ годы, по Божію попущенію, случилось нашествіе вандаловъ [8] на Италію, которые всю ее завоевали. Пришли они и въ область Кампанію, въ которой находился городъ Нола. Опустошая многія селенія и города, они проникли и въ епархію Павлина, гдѣ производили тоже самое: они взяли въ плѣнъ множество народа и отвели за море, въ свою африканскую страну. Тогда блаженный епископъ Павлинъ все, что имѣлъ въ епископіи, сталъ отдавать на выкупъ плѣнныхъ и на пропитаніе обнищавшихъ отъ нашествія варваровъ, такъ что у него совершенно уже ничего не оставалось. Когда же вандальскіе воины, будучи лютыми и безчеловѣчными, мучили христіанъ, требуя, чтобы они указали сокрытыя въ землѣ сокровища, святый Павлинъ сочувствовалъ вѣрующимъ сердцемъ и взывалъ къ Богу:

— «Господи, сотвори такъ, чтобы меня мучили изъ-за золота и серебра. Ибо Ты знаешь, гдѣ я скрылъ свое богатство, — именно въ рукахъ нищихъ и убогихъ рабовъ Твоихъ».

Однажды пришла къ нему одна бѣдная вдова, говорившая съ плачемъ:

— «Сынъ мой взятъ въ плѣнъ вандалами, и я узнала, что онъ находится у зятя вандальскаго царя Риги, въ Африкѣ. Умоляю твою святость: дай мнѣ, чѣмъ выкупить сына, единственную надежду моего пропитанія и опору моей старости».

Человѣкъ Божій, внимательно поискавъ вокругъ себя въ надеждѣ, не найдетъ ли чего-либо дать просящей, и ничего не нашедши, кромѣ самого себя, сказалъ убогой вдовицѣ:

— «Женщина, я рѣшительно ничего не имѣю, чтобы дать тебѣ, кромѣ самого себя. Возьми меня; я отдаюсь въ твою власть, какъ рабъ. Продай меня и выкупи своего сына, или же отдай меня въ рабство, взамѣнъ сына».

Женщина, слыша эти слова изъ устъ такого человѣка, подумала, что это скорѣе насмѣшка, чѣмъ милость. Но онъ, будучи краснорѣчивымъ и премудрымъ, своими разсужденіями убѣдилъ сомнѣвавшуюся женщину, что онъ не ради насмѣшки, но совершенно справедливо говоритъ ей. Онъ убѣдилъ ее, чтобы она повѣрила его словамъ и не боялась продать епископа въ рабство ради освобожденія своего сына. Тогда они пошли оба въ Африку и, пришедши къ вандаламъ, остановились у воротъ того князя, зятя царя, у котораго жилъ сынъ бѣдной вдовицы. Когда князь вышелъ куда-то изъ дому, вдовица упала къ ногамъ его и умоляла его со слезами, чтобы онъ отпустилъ ея сына. Но варваръ, будучи гордымъ, не только не хотѣлъ отпустить ея сына, но даже и не выслушалъ ея просьбы. Тогда вдовица, указывая на служителя Божія Павлина, сказала:

— «Вотъ, этого человѣка я отдаю, вмѣсто сына; только окажи милость, отпусти мнѣ сына, ибо онъ у меня — единственный».

Князь, посмотрѣвъ внимательно на человѣка Божія, спросилъ его:

— «Какое ремесло ты знаешь?» Святый Павлинъ отвѣчалъ ему:

— «Ремесла никакого я не знаю, а только хорошо умѣю воздѣлывать сады».

Услышавъ это, князь обрадовался, ибо онъ нуждался именно въ такомъ человѣкѣ, и отдалъ сына вдовицѣ. Она съ сыномъ возвратилась домой, а святый Павлинъ, оставшись работать, принялъ попеченіе о садахъ и сталъ ревностно трудиться. Господинъ его началъ часто приходить въ садъ и вести бесѣды съ своимъ садовникомъ о разныхъ вещахъ. Замѣтивъ же его мудрость и обширныя познанія, онъ бесѣдовалъ съ нимъ обо всемъ, многократно оставляя своихъ домашнихъ и друзей, чтобы наслаждаться разсужденіями своего слуги. Блаженный Павлинъ ежедневно приносилъ ему на обѣдъ различные овощи изъ огорода, и, получая изъ рукъ его хлѣбъ, возвращался къ своему дѣлу.

Однажды, когда господинъ его бесѣдовалъ съ нимъ, святый Павлинъ сказалъ ему:

— «Смотри, ты собираешься куда-то отлучиться. Между тѣмъ тебѣ предстоитъ позаботиться о принятіи вандальскаго царства, ибо этотъ царь, твой тесть, внезапно умретъ неожиданною смертію. Если же ты отлучишься, то другой безъ тебя захватитъ царскую власть».

Князь, услышавъ эти слова отъ своего садовника, не умолчалъ объ этомъ, но пошелъ и разсказалъ царю, ибо былъ вполнѣ вѣренъ ему и за это болѣе всѣхъ былъ любимъ имъ. Царь усумнился и сказалъ:

— «Я хочу видѣть того мужа, о которомъ ты говоришь». Зять царя сказалъ на это:

— «Я нынѣ же повелю ему, чтобы онъ принесъ овощи изъ огорода на обѣдъ тебѣ, и ты его увидишь».

Когда царь сѣлъ обѣдать, вошелъ къ нему Павлинъ, принесшій, по повелѣнію господина своего, овощи для царской трапезы. Когда царь увидѣлъ его, тотчасъ затрепеталъ и, призвавъ господина его, своего зятя, открылъ ему тайну, которую хотѣлъ скрыть оть него.

— «Истинно то, — сказалъ онъ, — чтó ты слышалъ отъ этого человѣка, ибо ночью, въ сонномъ видѣніи, я видѣлъ различныхъ князей, сѣвшихъ на престолахъ и производившихъ судъ надо мною. Сидѣлъ и онъ среди тѣхъ судей. Судомъ ихъ были отняты у меня жезлъ и власть, которую я нѣкогда получилъ. Спроси у него, кто онъ такой. Я не думаю, чтобы этотъ мужъ былъ простымъ человѣкомъ, ибо я видѣлъ его въ великомъ санѣ. Тогда зять царя отвелъ блаженнаго Павлина въ сторону и спросилъ его:

— «Кто ты?»

Человѣкъ Божій отвѣтилъ ему:

— «Я рабъ твой, котораго ты принялъ, вмѣсто сына вдовы». Князь же настойчиво допрашивалъ его, требуя разъяснить не то, чѣмъ онъ сталъ теперь, но чѣмъ былъ въ своей странѣ? Онъ заклиналъ святаго и клятвенно требовалъ, чтобы онъ не скрылъ отъ него своей тайны, но открылъ ему всю истину. Человѣкъ Божій, смутившись допросомъ и не будучи въ состояніи преступить клятву, сказалъ, что онъ епископъ. Господинъ его, услышавъ это, сильно испугался и со смиреніемъ сказалъ ему:

— «Проси у меня, чего хочешь, и затѣмъ возвращайся въ свою страну съ богатыми дарами».

Угодникъ Божій Павлинъ сказалъ ему:

— «Единственнаго благодѣянія, которое ты можешь сдѣлать, я попрошу у тебя: всѣхъ плѣнниковъ города и страны моей, приведенныхъ сюда, отпусти на свободу въ родную землю».

Тотчасъ усердіемъ князя этого были разысканы во всей африканской странѣ христіане, плѣненные изъ области Кампаніи, и приведены къ святому Павлину. Святый пастырь былъ отпущенъ съ почетомъ со всѣми словесными овцами своей паствы, со многими богатыми дарами и съѣстными припасами въ изобиліи. Они возвратились въ свою землю на корабляхъ съ веселіемъ и радостію. Спустя нѣсколько дней, согласно пророчеству святаго, умеръ Рига, царь Вандальскій, а вмѣсто него, вступилъ на престолъ зять его.

Такимъ образомъ, святый Павлинъ, предавъ себя одного въ рабство, многихъ людей извелъ изъ рабства на свободу, послѣдовавъ Христу Господу, принявшему зракъ раба и избавившему человѣческій родъ отъ рабства діаволу. По выходѣ изъ рабства у вандаловъ, святый Павлинъ прожилъ много лѣтъ, и какъ пастырь добрый, душу свою за овецъ полагающій, доблестно управлялъ врученнымъ ему стадомъ и, не щадя себя самого, оказывалъ много благодѣяній убогой братіи. Затѣмъ онъ перешелъ къ Пастыреначальнику, Христу, Господу своему [9], отъ Котораго нынѣ пріемлетъ мзду сторицею и наслѣдуетъ жизнь вѣчную, прославляя Его во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Аквитанія — западная часть древней Галліи (нынѣшней Франціи).
[2] Святое крещеніе святый Павлинъ принялъ на 25 году, въ 389 году.
[3] Кампанія — древняя область средней Италіи, на югъ отъ Рима, около Тирренскаго моря.
[4] Нола — одинъ изъ древнѣйшихъ городовъ Кампаніи; существуетъ и понынѣ.
[5] Память его — 25-го января.
[6] Это было въ 409 году. Ранѣе онъ былъ пресвитеромъ (съ 393 года) въ Барселонѣ, въ Испаніи.
[7] Сравненіе взято изъ притчи Спасителя о вѣрномъ и благоразумномъ домостроителѣ, заботящемся о слугахъ и всегда готовомъ дать отчетъ предъ господиномъ своимъ.
[8] Вандалы — народъ германскаго племени; обитали сначала въ средней Германіи, позднѣе въ южной Испаніи и потомъ въ сѣверной Африкѣ, откуда дѣлали опустошительные набѣги на сосѣднія прибрежныя страны.
[9] Святый Павлинъ cкончался 22-го іюня 431 года. Мощи его — въ церкви ап. Варѳоломея въ Римѣ. — Онъ остался извѣcтенъ, какъ пиcатель и учитель Церкви, преимущественно какъ христіанскій поэтъ. Отъ него осталось 35 гимновъ и до 60 писемъ, особенно важныхъ по ихъ глубокому благочестію. Въ нихъ живыми чертами изображается высота христіанскаго совершенства, и говорится о томъ, какъ нужно беречь свое сердце; описываются достоинства смиренія евангельскаго, любви къ Богу и ближнему; изложены обязанности супруговъ и сладостныя утѣшенія для несчастныхъ. Три гимна — прекрасныя молитвы къ Богу, три другіе — изложенія трехъ псалмовъ: 1, 2 и 136. Кромѣ того, въ письмахъ и гимнахъ святаго Павлина говорится о Промыслѣ Божіемъ, о первородномъ грѣхѣ, о святой Евхаристіи, о ходатайствѣ святыхъ за міръ, о молитвѣ за умершихъ и иконопочитаніи. Святый Павлинъ остался извѣстенъ также своею любовію къ благоукрашенію созданныхъ имъ храмовъ св. иконани; ему же преданіе приписываетъ изобрѣтеніе церковныхъ колоколовъ, относимое приблизительно къ 400 году.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга пятая, часть вторая: Мѣсяцъ Январь.. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 315-320.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0