Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Январь.
День двадцать второй.

Житіе святаго апостола Тимоѳея.

Еще будучи отрокомъ, блаженный Тимоѳей, питаемый своею матерью не столько тѣлесною пищею, сколько словомъ Господнимъ, всячески уклонялся отъ языческаго и іудейскаго заблужденія, и затѣмъ обратился къ святому апостолу Павлу, сей богогласной церковной трубѣ. Это произошло такимъ образомъ. Святый апостолъ Павелъ, вмѣстѣ съ ученикомъ и апостоломъ Христовымъ Варнавою [3], пришелъ въ Листры, какъ объ этомъ повѣствуетъ Божественный Лука въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ: «они удалились, говоритъ онъ, въ Ликаонскіе города Листру и Дервію и въ окрестности ихъ» (Дѣян. 14, 6). По прибытіи своемъ туда, святый апостолъ Павелъ, совершилъ великое чудо: хромаго отъ чрева матери исцѣлилъ единымъ словомъ. Видя это, жители города сильно удивлялись, говоря: «боги въ образѣ человѣческомъ сошли къ намъ». Когда же они узнали, что это не боги, а люди, и называются апостолами и проповѣдниками Живаго Бога, притомъ суть противники ложныхъ боговъ, и для того именно и посланы, чтобы обращать людей отъ бѣсовскаго заблужденія къ Истинному Богу, могущему не только хромыхъ исцѣлять, но и мертвыхъ воскрешать, тогда многіе отъ заблужденія своего обратились къ благочестію (Дѣян. 14, 8-18). Въ числѣ такихъ была и матерь сего блаженнаго апостола Тимоѳея, оставшаяся вдовою по смерти своего мужа. Она съ радостію приняла святаго апостола Павла въ домъ свой, заботилась о его содержаніи и удобствахъ жизни и, наконецъ, отдала ему въ обученіе сына своего, святаго Тимоѳея, какъ даръ за совершенное въ ихъ городѣ чудо и за воспринятый отъ него свѣтъ истинной вѣры. Святый Тимоѳей былъ еще очень молодъ годами, но весьма способенъ и подготовленъ къ воспріятію сѣмени слова Божія. Святый Павелъ, принявъ юношу, не только нашелъ въ немъ кротость и расположеніе къ добру, но и прозрѣлъ въ немъ благодать Божію, вслѣдствіе чего возлюбилъ его даже болѣе, чѣмъ его родители по плоти [4]. Но такъ какъ святый Тимоѳей былъ еще очень юнъ и не могъ переносить тягостей путешествія, то святый апостолъ Павелъ оставилъ его въ домѣ матери, приставивъ къ нему искусныхъ учителей, которые научили бы его Божественному Писанію, какъ объ этомъ онъ самъ вспоминаетъ въ посланіи къ Тимоѳею: «ты изъ-дѣтства знаешь священныя писанія» (2 Тим. 3, 15). Самъ же апостолъ Павелъ, по наущенію іудеевъ, побитый народомъ камнями, былъ вытащенъ за городъ, послѣ чего пошелъ въ другіе города. Спустя нѣсколько лѣтъ, когда святый апостолъ Павелъ, вышедши изъ Антіохіи, захотѣлъ посѣтить братію во всѣхъ городахъ, въ которыхъ раньше проповѣдывалъ слово Божіе, то, взявъ съ собою Силу [5], пришелъ въ Листры [6], гдѣ жилъ святый Тимоѳей. Видя, что онъ достигъ совершеннаго возраста и преуспѣваетъ во всякой добродѣтели, притомъ пользуется высокимъ уваженіемъ у всѣхъ тамошнихъ христіанъ, апостолъ Павелъ принялъ его къ себѣ на апостольское служеніе и сдѣлалъ его своимъ постояннымъ спутникомъ во всѣхъ трудахъ и сослужителемъ о Господѣ. Когда же онъ хотѣлъ выйти изъ города, то ради нѣкоторыхъ іудеевъ, во множествѣ проживавшихъ тамъ и въ окрестныхъ мѣстахъ, обрѣзалъ Тимоѳея по закону Моисееву (Дѣян. 16, 3), — не потому, чтобы это было необходимо для спасенія, ибо новая благодать подается, вмѣсто обрѣзанія, во святомъ крещеніи, но для того, чтобы не соблазнялись о немъ іудеи, такъ какъ всѣ они знали о его происхожденіи отъ язычника. Вышедши изъ Листръ, святый апостолъ Павелъ проходилъ города и селенія, уча и благовѣствуя Царствіе Божіе и всѣхъ просвѣщая свѣтомъ благочестія. За нимъ, какъ звѣзда за солнцемъ, возсіявшимъ отъ третьяго неба, слѣдовалъ Божественный Тимоѳей [7], воспринимая немерцающій свѣтъ благочестія — ученіе благовѣствованія Христова, и научаясь высокимъ подвигамъ и добродѣтельной жизни, какъ объ этомъ и самъ святый апостолъ Павелъ свидѣтельствуетъ: «ты послѣдовалъ мнѣ въ ученіи, житіи, расположеніи, вѣрѣ, великодушіи, любви, терпѣніи, въ гоненіяхъ, страданіяхъ» (2 Тим. 3, 10-11).

Такъ святый Тимоѳей почерпнулъ всѣ добродѣтели отъ сосуда избраннаго, апостола Павла, и воспринялъ отъ него, ради Христа, апостольскую нищету. Не пріобрѣтая себѣ никакихъ богатствъ, ни золота, ни серебра, ни какихъ-либо другихъ вещественныхъ благъ, онъ переходилъ съ мѣста на мѣсто, возвѣщая Евангеліе Царствія Божія. Онъ усвоилъ обычай воздавать добромъ за зло; укоряемый — онъ благословлялъ, гонимый — терпѣлъ, поносимый — радовался духомъ, и во всемъ являлъ себя Божіимъ слугою, будучи истиннымъ подражателемъ своему учителю. Святый апостолъ Павелъ, видя ученика своего столь преуспѣвающимъ въ добродѣтеляхъ, поставилъ его сначала діакономъ, затѣмъ пресвитеромъ и наконецъ — епископомъ [8], хотя онъ былъ и молодъ годами. Сдѣлавшись чрезъ возложеніе рукъ апостольскихъ служителемъ Христовыхъ Таинъ, святый Тимоѳей сдѣлался усерднѣйшимъ подражателемъ тягостей и трудовъ апостольскихъ, не уступая другимъ апостоламъ въ страданіяхъ и трудахъ во время благовѣствованія ученія Христова. Ни юность, ни слабость тѣла, не могли когда-либо воспрепятствовать ему въ исполненіи принятаго имъ на себя подвига. Во всей своей дѣятельности онъ обнаруживалъ величіе духа, какъ объ этомъ свидѣтельствуетъ учитель его, святый апостолъ Павелъ въ первомъ своемъ посланіи къ Коринѳянамъ: «если прійдетъ къ вамъ Тимоѳей, смотрите, чтобъ онъ былъ у васъ безопасенъ, ибо онъ дѣлаетъ дѣло Господне, какъ и я. Посему никто не пренебрегай его» (1 Кор. 16, 10-11). Нѣсколько выше, похваляя его, святый апостолъ Павелъ писалъ: «я послалъ къ вамъ Тимоѳея, моего возлюбленнаго и вѣрнаго въ Господѣ сына, который напомнитъ вамъ о путяхъ моихъ во Христѣ» (1 Кор. 4, 17). Подобнымъ образомъ и въ другихъ своихъ посланіяхъ онъ называетъ святаго Тимоѳея своимъ братомъ, говоря: «Павелъ, узникъ Іисуса Христа, и Тимоѳей братъ» (Флм. 1, 1), «Павелъ, волею Божіею Апостолъ Іисуса Христа, и Тимоѳей братъ» (2 Кор. 1, 1), «Павелъ, волею Божіею посланникъ Іисуса Христа, и Тимоѳей братъ» (Кол. 1, 1). И еще онъ пишетъ: «мы послали Тимоѳея, брата нашего и служителя Божія, и сотрудника нашего въ благовѣствованіи Христовомъ, чтобы утвердить васъ и утѣшить въ вѣрѣ вашей» (2 Сол. 3, 2). Эти и многія другія свидѣтельства въ похвалу святому Тимоѳею находятся въ посланіяхъ апостола Павла. Однако, св. Тимоѳей не превозносился этимъ, но, живя въ смиренномудріи и строгомъ соблюденіи себя отъ грѣха, постоянными трудами и постомъ такъ изнурялъ себя, что и самъ учитель его, взирая на его подвиги и посты, сильно жалѣлъ его. Онъ убѣждалъ святаго Тимоѳея — не пить одной воды, но употреблять и немного вина ради его желудка и частыхъ недуговъ (1 Тим. 5, 22), которыми, хотя и постоянно тѣло его было обременено, но за то душевная чистота оставалась нетронутою и свободною отъ всякаго поврежденія. Святый Тимоѳей съ учителемъ своимъ проходилъ всѣ концы міра: то въ Ефесѣ, то въ Коринѳѣ, то въ Македоніи, то въ Италіи, то въ Испаніи, они возвѣщали слово Божіе, такъ что съ полнымъ правомъ можно было сказать о нихъ: во всю землю изыде вѣщаніе ихъ, и въ концы вселенныя глаголы ихъ (Псал. 18, 5). При этомъ святый Тимоѳей былъ проницателенъ въ разсужденіяхъ, быстръ въ отвѣтахъ, — въ проповѣди слова Божія — искусный ораторъ, въ изложеніи Божественныхъ писаній — увлекательный истолкователь, въ церковномъ управленіи и защитѣ истинъ вѣры — достойнѣйшій пастырь. Въ особенности же достойно вниманія то, что онъ получилъ изобильную благодать, такъ какъ ученіе свое онъ почерпнулъ изъ двоякаго источника: онъ не только имѣлъ своимъ учителемъ святаго Павла, но поучался и у святаго Іоанна, возлюбленнаго ученика Христова [9]. Когда же святый Іоаннъ былъ сосланъ императоромъ римскимъ Домиціаномъ [10] въ изгнаніе на островъ Патмосъ [11], то Тимоѳей былъ, вмѣсто него, епископомъ города Ефеса, гдѣ, спустя немного времени, и пострадалъ за свое свидѣтельство объ Іисусѣ Христѣ слѣдующимъ образомъ.

Однажды въ Ефесѣ совершался особенно торжественный праздникъ, называемый «катагогіумъ», въ который идолопоклонники, мужчины и женщины, надѣвъ на себя изображенія различныхъ странныхъ существъ, брали въ руки идоловъ и дреколія и съ безстыдными плясками обходили улицы города. При этомъ они пѣли нестройными голосами пѣсни и бросались на встрѣчныхъ, какъ разбойники, и даже многихъ убивали. Совершали они и много другихъ скверныхъ беззаконій, которыми думали выразить почитаніе своихъ мерзкихъ боговъ. Видя это, блаженный Тимоѳей воспламенился огнемъ Божественной ревности и, явившись на это богопротивное зрѣлище, открыто и смѣло проповѣдывалъ Единаго Истиннаго Бога, Господа нашего Іисуса Христа, — ясно показалъ заблужденія и самообольщенія ихъ относительно своихъ боговъ и свободно высказалъ многое, что было полезно для убѣжденія ихъ. Они же, блуждая во тьмѣ языческихъ заблужденій, не поняли и не уразумѣли рѣчей апостола, но, единодушно устремившись противъ него, жестоко били его имѣвшимися въ рукахъ ихъ дреколіями, немилосердно и безчеловѣчно влачили его по землѣ, попирая ногами, и, наконецъ, замучили его до смерти [12]. Пришедшіе затѣмъ христіане нашли его едва дышавшимъ. Они вынесли его за городъ, и когда онъ преставился, погребли его на мѣстѣ, называемомъ по гречески Піонъ, т. е. тучное. Спустя много времени, честныя мощи святаго апостола Тимоѳея, по повелѣнію царя Констанція, сына Константина Великаго, были перенесены святымъ мученикомъ Артеміемъ [13] изъ Ефеса въ Константинополь, и положены въ церкви святыхъ апостоловъ вмѣстѣ съ мощами святаго апостола Луки и Андрея Первозваннаго. Такъ было благоугодно Богу, ибо въ житіи ихъ все было общее: характеръ, ученіе и проповѣдь Евангелія. Поэтому и общій гробъ приличествовалъ имъ по смерти, тѣмъ болѣе, что и упокоеніе ихъ на небесахъ — общее въ Царствѣ Господа нашего Іисуса Христа, со Отцемъ и Святымъ Духомъ, царствующаго во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Ликаонія — юго-восточная область Малой Азіи. Христіанство было насаждено здѣсь св. апостоломъ Павломъ.
[2] Листры — городъ въ Ликаоніи, на границѣ ея съ Исавріей. Нынѣ на мѣстѣ Листръ — селеніе Латикъ или Ладикъ.
[3] Св. апостолъ Варнава, изъ лика семидесяти апостоловъ, — спутникъ апостола Павла въ его апостольскихъ путешествіяхъ. Память его празднуется Церковію 11-го іюня.
[4] Это видно и изъ того, что апостолъ Павелъ вездѣ называетъ его своимъ сыномъ (1 Кор. 4, 17; 1 Тим. 1, 2. 18; 2 Тим. 1, 2; 2, 1). Изъ этого также ясно видно, что обращеніемъ своимъ къ христіанству ап. Тимоѳей обязанъ апостолу Павлу.
[5] Св. ап. Сила — изъ лика семидесяти, ученикъ и ближайшій сотрудникъ святаго апостола Павла. Память его Церковь празднуетъ 4-го января.
[6] Это было во второе апостольское путешествіе св. апостола Павла.
[7] Отъ Листръ св. Тимоѳей сопровождалъ апостола Павла во всѣхъ слѣдующихъ его путешествіяхъ и ревностно исполнялъ всѣ его порученія. Онъ сопровождалъ его во второмъ его путешествіи отъ Листръ до Троады, и отсюда по городамъ македонскимъ до Греціи — Аѳинъ и Коринѳа. Въ третьемъ путешествіи ап. Павла Тимоѳей сопутствовалъ ему въ Ефесѣ, гдѣ апостолъ пребывалъ долгое время, и откуда апостолъ посылалъ его въ Македонію для сбора милостыни и потомъ въ Коринѳъ, гдѣ апостолъ пребывалъ три года, и онъ сопутствовалъ ему и въ Македоніи и Греціи и сопровождалъ его и на обратномъ пути до Троады и Асіи. Впоследствіи св. ап. Тимоѳей былъ съ апостоломъ Павломъ въ Римѣ и вмѣстѣ съ нимъ заключенъ въ узы, но потомъ былъ освобожденъ. Послѣ того, онъ снова сопровождалъ апостола Павла въ предпринятомъ имъ путешествіи для посѣщенія малоазійскихъ и македонскихъ церквей; въ это время онъ и былъ рукоположенъ во епископа Ефесской церкви, ставъ, такимъ образомъ, первымъ епископомъ Ефесской церкви. Во время разлуки съ ап. Тимоѳеемъ св. апостолъ Павелъ написалъ ему два посланія пастырскаго характера.
[8] Посвященію св. ап. Тимоѳея въ пастырское служеніе, по словамъ апостола, предшествовали пророчества о немъ (1 Тим. 1, 18), и самое посвященіе произведено по предварительномъ исповѣданіи вѣры (1 Тим. 6, 12), съ возложеніемъ рукъ священства, причемъ ему сообщенъ особенный даръ бдагодати Божіей для достойнаго прохожденія обязанностей (1 Тим. 4, 12-16), къ которымъ онъ былъ призванъ.
[9] Въ 60-хъ годахъ по Р. Хр. св. апостолъ Іоаннъ оставилъ Іерусалимъ, гдѣ пребывалъ до Успенія Божіей Матери, и проповѣдывалъ слово Божіе въ Малой Азіи и особенно въ Ефесѣ, и, такимъ образомъ, могъ непосредственно руководить ап. Тимоѳеемъ въ его пастырскомъ служеніи.
[10] Римскій императоръ Домиціанъ, жестокій гонитель христіанства, царствовалъ съ 81 по 96 г.
[11] Это было въ 96-мъ году. — Патмосъ — голый, безплодный, скалистый островъ Эгейскаго моря (Архипелага), на юго-западѣ отъ Ефеса, причисляемый къ такъ называемымъ Спорадскимъ островамъ.
[12] Св. ап. Тимоѳей мученически скончался около 97-го года.
[13] Память св. великомученика Артемія празднуется Церковію 20-го октября. Перенесеніе св. мощей апостоловъ: евангелиста Луки, Андрея Первозваннаго и Тимоѳея было совершено 24-го іюня 356 года.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга пятая, часть вторая: Мѣсяцъ Январь. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 258-264.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0