Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Январь.
День двадцать первый.

Страданіе святаго мученика Неофита.

На слѣдующій годъ матери Неофита Флоренціи, исполненной особенной любви къ Богу, было открыто Богомъ въ сонномъ видѣніи, что сынъ ея изводитъ воду изъ камня, подобно Моисею, и напаяетъ жаждущихъ отроковъ. Она же, возставъ отъ сна, молилась Богу, чтобы Онъ открылъ ей въ подробностяхъ все о сынѣ ея Неофитѣ. И вотъ прилетѣлъ съ небесной высоты бѣлый голубь, блистающій несказаннымъ свѣтомъ. Сѣвъ на постели Неофита, голубь обратился къ нему съ человѣчеекою рѣчью:

— «Я поcланъ, — сказалъ онъ, — отъ Спасителя сохранить твой одръ непорочнымъ».

Услышавъ это, мать его пала мертвою отъ ужаса. Тотчасъ стало извѣстно по всему городу Никеѣ, что Флоренція, жена Ѳеодора, умерла внезапно. Немедленно собралось въ домъ умершей множество народа, — мужчины и женщины, сосѣди и знакомые, и всѣ недоумѣвали, чтó случилось съ нею, что она умерла неожиданно. Ѳеодоръ, мужъ ея, находился въ это время на полѣ. Его тотчасъ извѣстили о внезапной смерти жены его. Разодравъ на себѣ одежды отъ скорби, онъ поспѣшилъ домой, рыдая. Неофитъ, встрѣтивъ его у воротъ, сказалъ:

— «Зачѣмъ ты скорбишь, отецъ? Не умерла мать моя, а крѣпко уснула».

Затѣмъ, вошедши съ отцомъ въ домъ, онъ взялъ за руку мать и сказалъ:

— «Встань, мать моя; ты заснула крѣпко».

Она, вставши какъ бы отъ сна, обняла своего сына и лобызала его съ любовью. Видя это, всѣ собравшіеся въ домъ прославили Бога. Флоренція же разсказала по порядку своему мужу все, что было съ нею въ сонномъ видѣніи и наяву. Тогда же стало извѣстно и то чудо, что Неофитъ изводилъ изъ камня воду. Всѣ немало дивились этому, а многіе изъ язычниковъ, бывшихъ тамъ, слыша обо всемъ этомъ и дивясь благодати Божіей, обитавшей въ чистомъ и непорочномъ отрокѣ Неофитѣ, увѣровали въ Господа нашего Іисуса Христа.

Между тѣмъ голубь всегда являлся къ одру святаго и, сидя на одрѣ, говорилъ человѣческимъ голосомъ. Однажды онъ сказалъ святому:

— «Выйди, Неофитъ, изъ дома отца твоего, и иди вслѣдъ за мною».

Святый отрокъ всталъ, простился съ родителями своими и пошелъ за голубемъ. Голубь, доведши его до горы Олимпа [2], къ одной разсѣлинѣ въ камнѣ, влетѣлъ въ находившуюся тамъ пещеру. Неофитъ, вошедши вслѣдъ за нимъ, нашелъ тамъ огромнаго льва и сказалъ ему:

— «Выйди отсюда и поищи себѣ другую пещеру, потому что жить здѣсь мнѣ повелѣлъ Господь».

Услышавъ это, левъ облизалъ языкомъ прахъ отъ ногъ его и ушелъ. Святый остался жить въ львиной пещерѣ и былъ питаемъ Ангеломъ. По истеченіи одного года, святый, по повелѣнію Божію, пошелъ опять въ городъ Никею къ родителямъ своимъ, близкимъ уже къ кончинѣ, и давъ имъ послѣднее цѣлованіе, предпослалъ ихъ къ Богу, а самъ, раздавъ нищимъ оставшееся послѣ нихъ имущество, снова возвратился на гору Олимпъ, въ свое прежнее мѣстопребываніе. Тамъ онъ оставался все время до исполненія пятнадцатилѣтняго возраста, подобно Ангелу, прославляя Бога и получая пищу отъ руки Алгела.

Въ это время царствовали на Востокѣ и на Западѣ мучители Діоклитіанъ и Максиміанъ [3], а въ области Виѳинской былъ правителемъ Декій и помощникъ его Уаръ. Церковь Христова была гонима по всей вселенной нечестивыми идолопоклонниками. Тогда же пришелъ Декій въ Никею, а глашатай его объявилъ, чтобы всѣ граждане города и окрестные жители собрались принести жертвы богамъ. Былъ назначенъ и день для этого гнуснаго празднества. Въ это же время находились въ Виѳинской области и цари; они также прибыли въ Никею. Когда наступилъ этотъ бѣсовскій праздникъ и всенародно приносились жертвы идоламъ, тогда Ангелы Божіи, взявши святаго Неофита съ горы Олимпа, поставили его среди никейской площади, съ просвѣтленнымъ лицомъ, подобно Моисею. Святый громогласно воскликнулъ:

— «Я открылся не искавшимъ меня и являюсь не спрашивающимъ обо мнѣ, чтобы обличить заблужденія и обманы нечестивой вѣры».

Совершавшій празднество народъ, а съ нимъ и правитель Декій, увидѣвъ внезапно явившагося среди нихъ свѣтлаго юношу, громко говорившаго, удивились и спрашивали, кто онъ и откуда. И тотчасъ же граждане узнали, что это Неофитъ, сынъ Ѳеодора и Флоренціи. Тогда правитель Декій повелѣлъ, чтобы и онъ принесъ, вмѣстѣ съ ними, жертву ихъ богамъ. Святый отверзъ свои дерзновенныя уста и началъ говорить:

— «Беззаконникъ и кровопійца, что ты дѣлаешь, приводя къ погибели столько человѣческихъ душъ? Развѣ ты не знаешь, что за всѣхъ тѣхъ, которыхъ ты приводишь къ бѣсовской жертвѣ, ты понесешь страшную отвѣтственность и будешь вѣчно мучиться въ гееннѣ огненой?»

Правитель Декій страшно разсердился по поводу этого обличенія и повелѣлъ обнажить святаго юношу и, зацѣпивъ за руку, повѣсить на деревѣ и бить немилосердно воловьимя жилами, а затѣмъ положить его въ уксусъ, смѣшанный съ солью. Святый мужественно переносилъ страданія и взывалъ громкимъ голосомъ къ стоявшему вокругъ народу:

— «Мужи, одержимые безбожіемъ и страждущіе слѣпотою, покайтесь и избавьтесь отъ этой тьмы; пріидите къ истинному Свѣту, Христу Богу, и просвѣтитесь святымъ крещеніемъ, чтобы удостоиться вѣчной жизни!»

Правитель, слыша такія слова святаго юноши, исполнился еще бóльшей ярости и повелѣлъ снова повѣсить его на деревѣ и строгать ножомъ его ребра. Мучимый такъ, святый Неофитъ, не говорилъ ничего иного, кромѣ словъ:

— «Сыне Божій, помилуй меня!»

Тогда предсталъ предъ нимъ одинъ изъ приближенныхъ правителя и сказалъ:

— «Что ты бѣснуешься, Неофитъ, противясь царскому повелѣнію? Обѣщай принести богамъ жертвы, — и тотчасъ будешь освобожденъ отъ этой жестокой казни».

Святый отвѣтилъ ему:

— «Я приношу Богу Небесному жертву хваленія, а бездушнымъ идоламъ и живущимъ въ нихъ бѣсамъ никогда не поклонюсь».

Тогда правитель повелѣлъ своимъ слугамъ еще болѣе жестоко строгать святаго по всему тѣлу поперемѣнно. Слуги, смѣняясь, строгали его безпощадно, такъ что кости его обнажились. Святый же, укрѣпляемый Богомъ, во время этихъ мученій пѣлъ: аще пойду посредѣ сѣни смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси, Господи (Псал. 26, 4).

Правитель, видя, что ничего не успѣваетъ, повелѣлъ перестать мучить святаго и снять съ дерева, причемъ утѣшая его, говорилъ:

— «Видя твою юность и щадя твое здоровье, я не налагаю на тебя еще бóльшихъ мученій, но совѣтую тебѣ поклониться нашимъ богамъ. Тогда будутъ присланы къ тебѣ царями искуснѣйшіе врачи, которые скоро исцѣлятъ тебя отъ этихъ ранъ».

Мученикъ отвѣтилъ ему:

— «Я имѣю инаго Врача, Владыку моего, Господа Іисуса Христа, за Котораго страдаю; на Него я и надѣюсь».

Тогда правитель повелѣлъ заключить его, связаннаго, въ темницу. На утро пошелъ правитель въ царскія палаты и разсказалъ царямъ о Неофитѣ.

— «Я вчера, — говорилъ онъ, — мучилъ, связавъ, одного христіанскаго юношу, такъ какъ онъ не хочетъ поклониться богамъ. Однако, онъ пренебрегаетъ муками и непрестанно призываетъ Христа своего».

Цари повелѣли сжечь живыми, какъ этого юношу, такъ и всѣхъ, исповѣдующихъ Христа. Правитель Декій и старѣйшина Уаръ вышли изъ царской палаты и пришли къ мѣсту, называемому «школою Геркулеса» [4]. Здѣсь были поставлены царскія изображенія, и Декій повелѣлъ привести изъ темницы юношу Неофита. Когда святый былъ приведенъ, правитель обратился къ нему съ слѣдующими словами:

— «Неофитъ, подойди и принеси жертву богу Геркулесу; тогда ты будешь угоденъ богамъ, а царямъ и намъ пріятенъ».

Святый отвѣтилъ ему:

— «Я молюсь Богу моему, Іисусу Христу, чтобы оказаться пріятнымъ и угоднымъ Ему».

Тогда, по повелѣнію мучителя, была сильно раскалена печь для сожженія святаго Неофита. Онъ былъ ввергнутъ въ печь и отверстіе ея было закрыто на три дня и три ночи, чтобы не осталось и костей мученика. Но святый мученикъ Неофитъ, посреди огня охлаждаемый Божественною росою, веселился какъ на мѣстѣ спокойномъ, воспѣвая: Господь пасетъ мя, и ничтоже мя лишитъ, на мѣстѣ злачнѣ, тамо всели мя (Псал. 22, 1-2). Онъ оставался совершенно невредимымъ, подобно тремъ Вавилонскимъ отрокамъ, ввергнутымъ въ печь (Дан. гл. 3).

По прошествіи трехъ дней, пришли слуги мучителя открыть печь и высыпать пепелъ; они думали, что печь угасла и тѣло мученика сгорѣло. Но лишь только они открыли отверстіе, тотчасъ неожиданно изъ печи изверглось огромное пламя и попалило множество нечестивыхъ, пришедшихъ туда, такъ что едва ли кто остался невредимымъ. Святый же громкимъ голосомъ воскликнулъ:

— «Благословенъ Ты, Господи Боже мой, сохраняющій меня здравымъ и невредимымъ среди мученій, избавляющій меня отъ лукавства мучителей, претворяющій для меня огонь въ росу и попалившій пламенемъ достойныхъ вѣчнаго и неугасающаго пламени! Молюсь Тебѣ, Владыко, не посрами меня, раба Твоего, до конца, пока я совершу свой подвигъ при Твоей помощи».

Послѣ этого святый вышелъ изъ печи здравымъ, не получивъ никакого вреда отъ огня. Нечестивые слуги, оставшіеся отъ сожженія пламенемъ, взяли его и повели къ правителю. Всѣ язычники удивлялись такому чуду, и приписывали его, по нечестію своему, волхвованію, сами будучи исполнены бѣсовскаго чародѣйства: злоба ослѣпила ихъ, и они не могли уразумѣть силы Христовой.

Затѣмъ святый былъ осужденъ на съѣденіе звѣрями. Было приготовлено возвышеніе; обнаженнаго святаго привязали къ укрѣпленному на немъ столбу и выпустили на него медвѣдя. Звѣрь съ ревомъ пошелъ къ святому, но, приблизившись, остановился, посмотрѣлъ на него и затѣмъ возвратился на свое мѣсто. Правитель и всѣ собравшіеся на это зрѣлище удивлялись этому. Затѣмъ выпустили самую свирѣпую медвѣдицу, которая только дважды въ годъ была выпускаема на ристалище, такъ какъ была очень зла и убивала многихъ. Она, подбѣжавъ, поверглась у ногъ святаго, почитая въ немъ угодника Божія, а затѣмъ отошла на свое мѣсто. Когда это происходйло, пастухи привели къ правителю огромнаго и весьма свирѣпаго льва, котораго, по ихъ словамъ, они поймали въ пустынѣ пять дней тому назадъ и вовсе не давали пищи. Обрадованный правитель повелѣлъ ввести этого льва внутрь ристалища, гдѣ святый мученикъ нагой былъ привязанъ къ столбу. Всѣ ужасались, глядя на этого льва, такъ какъ онъ былъ очень великъ и свирѣпъ. Левъ, подошедши къ святому, посмотрѣлъ на него, остановился, и склонивъ голову, испускалъ изъ очей своихъ слезы, точно рѣки изъ источниковъ, а затѣмъ сталъ лизать ноги святаго. Это былъ тотъ левъ, котораго святый Неофитъ нашелъ на горѣ Олимпѣ, въ каменной пещерѣ, и отослалъ въ другое мѣсто, самъ поселившись въ его пещерѣ. Узнавъ его, святый повелѣлъ ему возвратиться въ первое свое жилище, на горѣ Олимпѣ, которое онъ уступилъ святому; при этомъ святый запретилъ ему когда-либо вредить людямъ. Левъ, поклонившись мученику, пошелъ отъ него съ страшнымъ ревомъ, разломалъ двери ристалища и быстро прошелъ среди народа. Всѣ бросились бѣжать, опасаясь свирѣпости звѣря, но онъ никого не тронулъ и побѣжалъ въ пустыню, по повелѣнію святаго, на прежнее свое мѣсто. Мучитель, исполненный страха и ужаса, и не зная, чтó еще дѣлать, повелѣлъ убить мученика. Тамъ стоялъ одинъ звѣроподобный и свирѣпаго нрава иноплеменникъ, имѣвшій въ рукахъ копье. Онъ бросился на святаго и, ударивъ его копьемъ въ грудь, прокололъ насквозь. Такъ святый мученикъ Неофитъ, закланный какъ агнецъ, предалъ свою душу въ руцѣ Господа своего въ 21 день января [5], проживъ отъ рожденія своего пятнадцать лѣтъ и четыре мѣсяца. Нынѣ же онъ, наслѣдуя безконечную жизнь, славитъ Источника жизни Христа Бога, со Отцемъ и Святымъ Духомъ славимаго во вѣки.

Примѣчанія:
[1] Виѳинія — сѣверо-западная область Малой Азіи. Никея — нынѣ Исникъ — въ древности богатый и цвѣтущій городъ, теперь бѣдный и малонаселенный. Въ Никеѣ происходили I и VII Вселенскіе соборы.
[2] Олимпъ — гора въ Малой Азіи, на границѣ между Фригіей и Виѳиніей.
[3] Діоклитіанъ — римскій императоръ, царствовалъ въ восточной половинѣ имперіи; Максиміанъ — въ западной половинѣ съ 284 до 305 г.
[4] Гераклъ или Геркулесъ — герой древне-греческихъ преданій, обладавшій, по вѣрованіямъ древнихъ грековъ, сверхъестественною силою, олицетворявшій собою физическую силу человѣка и впослѣдствіи почитаемый ими, какъ одинъ изъ наиболѣе излюбленныхъ боговъ. Какъ воплощеніе физической силы, Геркулесъ почиталея главою и покровителемъ всѣхъ гимназій (древне-греческія общественныя школы, въ которыхъ особенное вниманіе обращалось на гимнастическія упражненія) и палестръ (школы для физическихъ упражненій, содержавшіяся частными лицами, гдѣ мальчики получали физичкское развитіе). Школы эти обыкновенно посвящались Геркулесу и украшались его статуями. Часто эти упражненія и гимнастическія и атлетическія состязанія производились на открытомъ воздухѣ, на особо предназначаемыхъ для сего мѣстахъ, посвящаемыхъ Геркулесу.
[5] Св. Неофитъ пострадалъ и мученически скончался въ гоненіе Діоклитіана, бывшее въ 303-305 годахъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга пятая, часть вторая: Мѣсяцъ Январь. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 238-244.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0