Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Январь.
День девятнадцатый.

Свѣдѣнія о блаженномъ Ѳеодорѣ, Новгородскомъ юродивомъ [1].

Блаженный Ѳеодоръ родился въ XIV вѣкѣ въ Великомъ Новгородѣ, на Торговой сторонѣ [2], близъ торговыхъ рядовъ. О родителяхъ его извѣстно только, что они были люди благочестивые. То обстоятельство, что блаженный былъ обученъ чтенію книгъ и имѣлъ возможность, до выступленія на свой главный жизненный подвигъ, свободно предаваться подготовительнымъ подвигамъ благочестія и между прочимъ творилъ обильную милостыню, позволяетъ думать, что онъ принадлежалъ къ семьѣ состоятельной и занимавшей не низкое общественное положеніе въ городѣ [3].

Родителями своими блаженный Ѳеодоръ былъ воспитанъ въ страхѣ Божіемъ и добрыхъ навыкахъ, и «изученъ Божественному писанію». Доброе воспитаніе и просвѣщенный свѣтомъ Божественнаго ученія разумъ дали особо возвышенное направленіе всѣмъ его силамъ и способностямъ. Придя въ совершенный возрастъ, Ѳеодоръ рѣшилъ всецѣло посвятить себя на служеніе Богу. Подражая жизни святыхъ, онъ наложилъ на себя постоянный строгій постъ, принималъ пищу лишь одинъ разъ въ день, по заходѣ солнца, а въ среды и пятницы и совсѣмъ ничего не вкушалъ; часто ходилъ къ церковнымъ службамъ, посѣщалъ для молитвы окрестныя обители и заботился о бѣдныхъ, подавая обильную милостыню нуждающимся, особенно же юродивымъ Христа ради, которыхъ онъ любилъ, подвигамъ которыхъ стремился подражать. Укрѣпивъ свои силы такими упражненіями, онъ принялъ на себя великій и трудный подвигъ юродства, доступный только людямъ высокаго нравственнаго совершенства.

Подвигъ юродства блаженный Ѳеодоръ проходилъ тамъ же, гдѣ жилъ ранѣе, на Торговой сторонѣ Новгорода. Онъ проводилъ все время подъ открытымъ небомъ, не имѣя крова и пристанища, полунагой и босой подъ дождемъ и снѣгомъ, въ зной и морозъ. Соблюдая полную нищету и изнуряя себя постомъ, онъ всю милостыню, получаемую отъ почитателей-согражданъ, раздавалъ бѣднымъ. Ночью мало спалъ, но обходилъ храмы, молясь за родной городъ и живущихъ въ немъ, прося у Господа избавленія отъ нашествія иноплеменныхъ, междоусобной брани, отъ голода и пожара. Днемъ же юродствовалъ на многолюдныхъ улицахъ и рынкахъ. Нерѣдко за свои странныя и смѣлыя дѣйствія и рѣчи, имѣвшія скрытою цѣлью назиданіе и спасеніе ближнихъ, блаженный принималъ оскорбленія — толчки и побои, но переносилъ ихъ терпѣливо, молясь за причинявшихъ ему обиды.

Часто Ѳеодоръ юродствовалъ вмѣстѣ съ блаженнымъ Николаемъ Кочановымъ юродивымъ, который одновременно съ нимъ подвизался въ Новгородѣ, но на другой, Софійской сторонѣ. Оба святые дѣлали видъ, что ненавидятъ другъ друга, и постоянно находились въ мнимой борьбѣ. Когда блаженный Николай приходилъ на Торговую сторону, Ѳеодоръ бѣжалъ вслѣдъ за нимъ и прогонялъ его до половины волховскаго моста, говоря:

— «Не ходи на мою сторону, живи на своей».

Подобнымъ же образомъ поступалъ и Николай, когда замѣчалъ Ѳеодора на Софійской сторонѣ. Одинъ случай далъ поводъ увѣковѣчить эти взаимныя отношенія въ прозваніи блаженнаго Николая «Кочановымъ». Какой-то житель Софійской стороны обратился къ блаженному Ѳеодору съ просьбою посѣтить его домъ. Ѳеодоръ сначала отказывался идти за рѣку, ссылаясь на враждебность блаженнаго Николая къ нему, но затѣмъ уступилъ усиленнымъ просьбамъ и пошелъ вмѣстѣ съ приглашавшимъ. Въ это время блаженный Николай юродствовалъ на улицахъ. Услышавъ о приходѣ на Софійскую сторону своего противника, онъ быстро отыскалъ Ѳеодора и сталъ бить его плетью, взятою у проѣзжавшаго мимо всадника, приговаривая:

— «Зачѣмъ ты, Ѳеодоръ, пришелъ на нашу сторону, или ты хочешь что украсть у насъ?»

Укрываясь отъ Николая, блаженный Ѳеодоръ побѣжалъ по улицамъ, потомъ по огородамъ и наконецъ по рѣкѣ Волхову, идя по водѣ, какъ по сушѣ Николай продолжалъ погоню до половины рѣки и отсюда бросилъ въ скрывавшагося бѣглеца вырванный передъ тѣмъ въ огородѣ кочанъ капусты. Видя, что Ѳеодоръ взялъ кочанъ съ собою, онъ долго стоялъ и кричалъ ему вслѣдъ:

— «Ѳеодоръ, отдай кочанъ капусты, — мой онъ, а не твой».

Послѣ этого случая народъ прозвалъ блаженнаго Николая «Кочановымъ» [4], Цѣль этой видимой ненависти и борьбы святыхъ заключалась въ томъ, чтобы наглядно показать нелѣпость той взаимной вражды, которая весьма часто въ вольномъ Новгородѣ, по незначительнымъ поводамъ, раздѣляла между собою братьевъ-согражданъ и проводила ихъ даже къ вооруженнымъ и кровопролитнымъ столкновеніямъ.

Блаженный Ѳеодоръ получилъ отъ Господа даръ прозрѣнія и пророчества. Иногда, видя умноженіе беззаконій въ людяхъ, онъ говорилъ:

— «Берегите хлѣбъ, дорогъ будетъ хлѣбъ».

Дѣйствительно наступалъ голодъ. Иногда же предсказывалъ:

— «Все это мѣсто будетъ чисто, хорошо будетъ хлѣбъ да рѣпу сѣять».

И послѣ того случался пожаръ. Многимъ бездѣтнымъ женщинамъ онъ предрекалъ рожденіе дѣтей, говоря:

— «Молись Богу, дастъ Богъ сына», или: «молись Богу, дастъ Богъ дочь».

О времени своей кончины блаженный Ѳеодоръ былъ предувѣдомленъ чрезъ ангела Божія. Обрадованный этимъ извѣщеніемъ, онъ продолжалъ днемъ юродствовать на улицахъ, говоря всѣмъ:

— «Прощайте, я далеко иду».

Ночи же проводилъ безъ сна, обходя храмы и молясь о себѣ и гражданахъ. 19 января 1392 года послѣдовала его блаженная кончина. Тѣло его, какъ и завѣщалъ блаженный, погребено близъ торжища при храмѣ святаго великомученика Георгія [5]. Съ теченіемъ времени надъ гробомъ была выстроена часовня съ каменною гробницею, и приходившіе съ вѣрою больные получали здѣсь исцѣленія. Въ новой каменной часовнѣ, построенной въ 1832 году на мѣстѣ древней, и нынѣ почиваютъ подъ спудомъ мощи блаженнаго Ѳеодора. Торговые люди Новгорода считаютъ его своимъ покровителемъ и особенно чтутъ его память.

Имѣется рукописная служба блаженному Ѳеодору, составленная не ранѣе второй половины XVI вѣка, быть можетъ, одновременно съ установленіемъ ему мѣстнаго церковнаго празднованія, совершаемаго 19 января[6].

Примѣчанія:
[1] Свѣдѣнія о блаженномъ Ѳеодорѣ содержатся въ древнемъ краткомъ житіи его и въ житіи блаж. Николы Кочанова (память его 27 іюля).
[2] Новгородъ раздѣляется рѣкою Волховомъ на двѣ стороны: Софійскую (лѣвую или западную), гдѣ находится Кремль и въ немъ соборъ св. Софіи, и Торговую (правую или восточную), названную такъ по находящемуся на ней главному рынку или торгу.
[3] На древнихъ иконахъ св. Ѳеодоръ изображается въ боярской одеждѣ.
[4] Память блаж. Николая 27 іюля.
[5] Церковь св. великомученика Георгія находится на торговой сторонѣ, въ Знаменской ул., среди Гостиннаго ряда. Построена она въ 1133 г. Не одинъ разъ горѣла и перестраивалась.
[6] Рукописная (въ спискѣ конца XVII в., съ упоминаніемъ въ молитвословіяхъ Императрицы Екатерины II), а не печатная, служба блаженному Ѳеодору имѣется всего въ одномъ спискѣ, принадлежащемъ Георгіевской Новгородской церкви. О времени составленія этой службы даетъ судить упоминаніе въ ней блаженнаго Исидора Твердислова Ростовскаго, который скончался въ 1474 г. и канонизованъ между 1549-1563 гг.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительна, вторая: Мѣсяцы Январь-Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1916. — С. 152-155.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0