Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Январь.
День восемнадцатый.

Свѣдѣнія о преподобномъ Аѳанасіи Сяндемскомъ [1].

Смиренномудріе и послушаніе сдѣлали Аѳанасія любимѣйшимъ ученикомъ преподобнаго игумена, и онъ сподобился быть свидѣтелемъ благодатнаго посѣщенія его учителя Пресвятой Дѣвою Богородицею.

По преставленіи преподобнаго Александра (въ 1533 году), преподобный Аѳанасій отошелъ на пустынножитіе въ дремучіе лѣса Кареліи и на холмѣ перешейка двухъ небольшихъ озеръ Сяндема и Рощинскаго поставилъ себѣ хижину. Нѣкоторые изъ сподвижниковъ преподобнаго Александра послѣдовали за Аѳанасіемъ въ уединеніе, а къ нимъ присоединилось и еще нѣсколько любителей пустыннаго житія. Такимъ образомъ положено начало процвѣтавшей впослѣдствіи Сяндемской пустыни [5].

Самъ преподобный Аѳанасій разсказывалъ о своемъ поселеніи въ пустынѣ такъ. Жилъ онъ въ Обонежской пятинѣ, въ Олонецкомъ уѣздѣ, на Сяндемѣ озерѣ въ пустынѣ на Софійской землѣ [6], въ дикомъ лѣсу отъ Олонца 20 верстъ, а отъ ближнихъ деревень 10 верстъ; ту пустыню позволили ему строить Олончане на богомолье о государѣ и на прибѣжище себѣ. По благословенію архіепископа Пимена [7] онъ поставилъ въ пустынѣ часовню во имя Живоначальной Троицы да восемь келлій. И собралось къ нему въ пустыню десять братій; онъ распахалъ пашню. Но по зависти тѣ Олончане оболгали его предъ архіепископомъ Пименомъ, будто онъ построилъ свою пустыньку насильственно, и выслали его изъ пустыньки. Пустынька осталась пустою. Преподобный удалился въ Свирскій монастырь и избранъ былъ тамъ въ игумена. Вѣроятно, въ это время онъ получилъ санъ священства, по крайней мѣрѣ, въ 1577 году называется священноинокомъ. Долго ли управлялъ преподобный Аѳанасій обителью своего наставника, остается неизвѣстнымъ, только въ 1577 году онъ называется уже бывшимъ игуменомъ Свирскаго монастыря и проситъ у Новгородскаго архіепископа Александра [8] позволенія на мѣстѣ пустыни устроить монастырь съ храмомъ во имя Живоначальной Троицы и отвести земли подъ пашню. Такое дозволеніе было дано; отведена монастырю и пашня по одной верстѣ во всѣ четыре стороны. Монастырь былъ освобожденъ отъ пошлинъ въ пользу Новгородской Софійской казны. Преподобный служилъ примѣромъ братіи въ трудолюбіи и терпѣніи, и вся братія трудами рукъ своихъ добывала себѣ пропитаніе.

Основатель обители былъ и наставникомъ новаго братства. Для собственнаго же наученія имѣлъ онъ частыя духовныя бесѣды съ преподобнымъ Адріаномъ Андрусовскимъ, валаамскимъ схимонахомъ, основавшимъ около того же времени иноческую обитель на берегу Ладожскаго озера [9]. Подвижники жили верстахъ въ 20 одинъ отъ другого. Памятниками этого духоннаго общенія остались кресты, водруженные угодниками Божіими на пути черезъ все пространство, отдѣлявшее ихъ другъ отъ друга. Преданіе говоритъ, что и на томъ мѣстѣ, гдѣ теперь церковь во имя чудотворца Николая, въ селеніи Тулокса, преподобнымъ Аѳанасіемъ поставленъ былъ крестъ и предсказано созданіе храма на служеніе Господу. Пророчество исполнилось, церковь святителя Николая, почти современная основателю Сяндемской пустыни, существуетъ и понынѣ. При устьѣ рѣки Сяндемки (текущей на девять верстъ, изъ Сяндемскаго озера въ рѣчку Тулоксу [10] находятся на обоихъ ея берегахъ два каменные креста. По свидѣтельству преданія, они сопутствовали преподобному Аѳанасію съ Валаама и суть благословеніе тамошнихъ старцевъ основателю Сяндемской пустыни. У окрестныхъ жителей сохранились разсказы, что эти кресты чудесно приплыли за преподобнымъ, противъ рѣчного теченія, со стороны Ладожскаго озера.

По древнему же сказанію, угодникъ Божій Аѳанасій послѣдніе годы святой жизни своей провелъ въ уединеніи на одномъ изъ острововъ озера Сяндема, который называется и доселѣ святымъ.

Преподобный Аѳанасій преставился въ своей пустыни и погребенъ на одномъ изъ мысовъ Рощинскаго озера, гдѣ потомъ надъ могилою его сооружена церковь во имя святителей Кирилла и Аѳанасія, патріарховъ Александрійскихъ [11].

Нашествіе Литвы и Шведовъ въ началѣ XVII вѣка истребило всѣ письменныя свидѣтельства о времени и трудахъ первоначальника пустыни. До этого несчастнаго событія обитель процвѣтала: храмы Божіи удивляли своимъ благолѣпіемъ, хозяйство изобиловало всѣми угодьями. При нашествіи враговъ, старцы, чтобы спасти нѣкоторые церковные предметы и колокола, опустили все въ озеро, на топкомъ днѣ котораго они навсегда и остались. Въ началѣ XVIII столѣтія, Божіимъ попущеніемъ, Сяндемская пустынь сгорѣла до тла и, какъ видно изъ надписи закладнаго креста, въ 1720 году церковь святителей Кирилла и Аѳанасія выстроена вновь.

Мѣстность Сяндема очень живописна. Обитель расположена почти въ средоточіи кругообразной поляны, имѣющей въ поперечникѣ до 400 сажень; окружность ея составляетъ густой хвойный лѣсъ, а два озера разливаются по сѣверной и южной сторонамъ и заливами своими образуютъ множество восхитительныхъ видовъ. На возвышенномъ перешейкѣ этихъ озеръ стоитъ деревянный храмъ Успенія Божіей Матери, воздвигнутый попечителемъ Андрусовой пустыни валаамскимъ игуменомъ Иннокентіемъ. Въ это время были обрѣтены честныя мощи преподобнаго Аѳанасія. Послѣ пожара при копаніи рва подъ фундаментъ нынѣшней церкви обрѣли святое тѣло его нетлѣннымъ, при чемъ даже четки и хартія съ разрѣшительной молитвою въ рукахъ угодника Божія были совершенно цѣлы. Нѣсколько сутокъ святыя мощи оставались на земной поверхности и потомъ 2 мая погребены въ прежней могилѣ. Надъ мощами внутри храма воздвигнута рака краснаго дерева съ образомъ преподобнаго; у южныхъ дверей есть также его икона во весь ростъ, а за лѣвымъ клиросомъ изображено посѣщеніе Пре-святой Богородицы, котораго преподобный Аѳанасій сподобился вмѣстѣ съ преподобнымъ учителемъ своимъ.

Память преподобнаго Аѳанасія совершается мѣстно 18 января и 2 мая.

Примѣчанія:
[1] Свѣдѣнія о преп. Аѳанасіи содержатся въ грамотѣ, данной ему Новгородскимъ архіепископомъ Александромъ въ 1577 г., а также почерпаются изъ мѣстныхъ преданій.
[2] Память преп. Александра Свирскаго 30 августа.
[3] Свирь — рѣка Олонецкой и Петроградской губерній, впадаетъ въ Ладожское озеро.
[4] Александро-Свирскій Спасскій-Троицкій монастырь Олонецкой губ. и уѣзда, въ 36 верстахъ къ юго-вост. отъ Олонца и въ 6 верстахъ отъ Свири, при озерѣ Рощинскомъ. Основанъ въ 1487 г.
[5] Сяндемская Успенская пустынь существуетъ до настоящаго времени и находится въ Олонецкой губерніи, въ 26 верстахь къ сѣв.-зап. отъ уѣзднаго города Олонца. Въ 1821 году приписана къ Андрусовой пустыни.
[6] Т. е. на землѣ, принадлежавшей тогда Новгородскому Софійскому собору.
[7] Архіеп. Пименъ Черный управлялъ Новгородской каѳедрой съ 1552 г. по 1570 г. Этимъ опредѣляется время построенія Сяндемской пустыни и удаленія изъ нея преп. Аѳанасія.
[8] Александръ управлялъ Новгородской каѳедрой съ 1576 г. по 1591 г. (съ 1589 г. въ санѣ митрополита).
[9] Андрусова пустынь, къ которой нынѣ приписана Сяндемская, находится въ 22 в. къ западу отъ Олонца. Память преп. Адріана 26 августа.
[10] Тулокса — р. Олонецкой губ. и уѣзда, впадающая въ Ладожское озеро. Беретъ начало въ озерѣ Сянденскомъ.
[11] Память ихъ 18 января.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительна, вторая: Мѣсяцы Январь-Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1916. — С. 147-150.

Во славу Божію помощь въ подготовкѣ электронной публикаціи оказалъ: р. Б. Андрей.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0