Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Январь.
День шестнадцатый.

Страданіе святыхъ мучениковъ Спевсиппа, Елевсиппа, Мелевсиппа, Леониллы, бабки ихъ, и другихъ съ ними.

— «Идите, доблестные мужи, и, съ благодатной помощію Христа, крѣпко стойте за Него. Чрезъ святое исповѣданіе пресвятаго имени Христова вы пріобрѣтете себѣ многихъ сподвижниковъ, и, радуясь вмѣстѣ съ ними побѣдѣ, достигнете славы и вѣчныхъ почестей. Да умножатся обильные плоды вашихъ трудовъ, и да возвеличится радость въ райскихъ жилищахъ праведниковъ, при видѣ вашихъ святыхъ пріобрѣтеній!»

Напутствованные этими и многими другими благословеніями святаго Поликарпа, они взошли на корабль и скоро, по особому указанію Божію, прибыли къ Массилійскимъ берегамъ [3]; сойдя на землю, они тотчасъ отправились въ путь, и ангелъ Божій шелъ впереди ихъ. Прибывъ въ городъ, называвшійся Эдуя [4], они встрѣтили, по Божію о нихъ промышленію, сенатора Фавста, человѣка благороднѣйшаго, который съ честію и любовію оказалъ имъ гостепріимство. Когда онъ узналъ, что гости — пресвитеры, то сталъ усердно просить ихъ, чтобы они привели ко Христу чрезъ святое крещеніе его семейство, родныхъ и знакомыхъ; самъ онъ уже былъ христіаниномъ, лишь — тайнымъ по причинѣ гоненія на христіанство. Онъ привелъ къ нимъ и своего сына юношу Симфоріана; впослѣдствіи этотъ юноша, по наученію святыхъ, главнымъ же образомъ — по Божію предопредѣленію, пострадалъ за Христа, когда потребовали того обстоятельства. Представивъ юношу священникамъ, Фавстъ умолялъ святаго Венигна крестить его, а святаго Андохія — быть ему воспріемникомъ, и служители Божіи исполнили благочестивое желаніе отца.

Потомъ, вспомнивъ о своей сестрѣ и ея внукахъ, Фавстъ сказалъ:

— «У меня есть родная сестра, по имени Леонилла, которая проживаетъ въ одномъ изъ Лингонійскихъ [5] городовъ. У нея есть три внука — дѣти ея сына, близнецы по рожденію. Они, хотя и получили прекрасное образованіе, но, слѣдуя примѣру отцовъ, остаются въ язычествѣ, поклоняясь идоламъ. Бабка же ихъ, а моя сестра, желала бы сдѣлать внуковъ воинами Христовыми и посвятить на служеніе Ему. Умоляю васъ, священники Божіи, помогите ей и доведите до конца начатое дѣло: просвѣтите весь благородный домъ».

Услышавъ это, cвятые рѣшили раздѣлиться для проповѣди: Андохій отправился вмѣстѣ съ Ѳирсомъ въ Августодонійское селеніе [6], гдѣ, послѣ обращенія многихъ въ христіанскую вѣру, скончался потомъ мученическою смертію. Святаго же Венигна Фавстъ отправилъ въ Лингонійскій городъ къ своей сестрѣ.

Леонилла, сестра Фавста, встрѣтила святаго Венигна, какъ-бы упавшую съ неба манну, съ великою радостію. Внуки ея въ этотъ день были въ селеніи, называвшемся Пасмасія, для принесенія нечистыхъ жертвъ идолу богини Немезиды [7], при чемъ, возвращаясь домой, они принесли своей бабкѣ остатки жертвеннаго мяса. Но она, гнушаясь скверными языческими жертвами, выбросила это мясо на съѣденіе собакамъ, къ внукамъ же обратилась при святомъ пресвитерѣ Венигнѣ съ такими словами:

— «Любезные мои внуки! познайте Господа нашего Іисуса Христа, Истиннаго и Живаго Бога, Которому воздаютъ должное поклоненіе ангелы и всѣ твари, Который Своимъ словомъ сотворилъ весь міръ, простеръ своимъ повелѣніемъ высоту небесную, распространилъ широту земли, собралъ морскія бездны и оградилъ ихъ пескомъ, украсилъ небо звѣздами, утвердилъ на немъ два великихъ свѣтила, чтобы они освѣщали своими лучами все созданное Имъ, населилъ воды рыбами, одѣлъ землю деревьями и травою и создалъ на ней, по Своей волѣ, всякихъ животныхъ. Потомъ Онъ благоволилъ создать по образу Своему и подобію человѣка и украсилъ его особымъ даромъ премудрости, вѣдѣнія и разума, чтобы онъ усердно искалъ Господа — Владыку всѣхъ тварей и не обнаруживалъ непочтенія къ Нему чрезъ пренебреженіе познаніемъ Его, чтобы познавалъ добро и научался различать его отъ зла, чтобы не только не воздавалъ какого либо почтенія безчувственнымъ идоламъ, измышленнымъ діаволомъ для обольщенія людей, но отвергалъ ихъ, какъ нечистыхъ, и избѣгалъ всякаго общенія съ ними, такъ какъ эти идолы появились въ мірѣ по коварству діавола, еще въ раю прельстившаго перваго человѣка. Любезнѣйшіе внуки! оставьте всѣхъ нечистыхъ идоловъ и твердо увѣруйте въ Творца всего — Господа нашего Іисуса Христа. Вотъ, по благодати Божіей, къ вамъ присланъ изъ далекой страны этотъ святый мужъ, котораго вы видите предъ собой. Послушайте его, потому что устами его Самъ Богъ возвѣщаетъ вамъ Свои заповѣди, и учитесь отъ Него тому, что можетъ содѣйствовать вашему спасенію».

Когда блаженная Леонилла, вмѣстѣ со святымъ Венигномъ, увѣщевала такъ своихъ внуковъ, благодать Божія проникла незримо въ ихъ сердца. Съ удивленіемъ слушали юноши слова своей бабки, смотря другъ на друга и размышляя, и потомъ всѣ въ одинъ голосъ отвѣчали ей:

— «Зачѣмъ же ты молчала до сихъ поръ предъ нами о дѣлѣ такой большой важности? Зачѣмъ въ теченіе столь долгаго времени скрывала отъ насъ путь истины и лучезарный свѣтъ?»

Поднявъ свой взоръ и благоговѣйно воздѣвъ руки къ небу, Леонилла возблагодарила Бога за то, что внуки ея начинаютъ познавать истину, и съ любовію сказала имъ;

— «Сынъ мой, а вамъ — отецъ, который теперь сошелъ въ преисподнюю, не отличаясь ни умомъ, ни мудростію, настолько былъ ожесточенъ сердцемъ и погруженъ въ мракъ нечестія, что не хотѣлъ не толъко вѣровать во Христа Бога, но даже — произнести Его святаго имени. Какую же пользу могло принести слово Божіе тому, сердце котораго всецѣло было одержимо злобой невѣрія, такъ что, ослѣпленный идолопоклонствомъ, онъ и не могъ видѣть свѣта правды? Только ради него я молчала и не говорила вамъ о томъ, что служитъ къ вашей пользѣ: я боялась, что онъ своимъ пагубнымъ вліяніемъ навсегда отклонитъ васъ отъ праваго пути. Но такъ какъ теперь, по волѣ Божіей, его уже нѣтъ на свѣтѣ, то исчезли для васъ всѣ препятствія. Время настало благопріятное, — откройте и обратите къ небу свои тѣлесныя очи и сердечныя и, съ помощію благодати Господа нашего Іисуса Христа, искорените изъ своихъ душъ всякую склонность къ идолопоклонству, чтобы исполниться чрезъ то непрестанной радости».

Многое и другое говорила юношамъ блаженная Леонилла вмѣстѣ съ святымъ пресвитеромъ, и, подъ вліяніемъ ихъ рѣчей, юноши вспомнили видѣнные ими въ предъидущую ночь сны, которыми предуказывалось ихъ обращеніе въ Христову вѣру, и стали разсказывать другъ другу.

— «Я видѣлъ, — сказалъ старшій, Спевсиппъ; — будто-бы припалъ къ груди нашей бабки и сосалъ переполненные молокомъ сосцы, она же ласково говорила мнѣ: пей, Спевсиппъ, спасительное молоко, чтобы, подкрѣпившись имъ, ты могъ устоять противъ враговъ и получить славную побѣду».

— «А я видѣлъ, — сказалъ Елевсиппъ, — какого-то мужа, сидящаго на небесномъ престолѣ и сіяющаго невыразимою славою, отъ блеска которой у меня потемнѣло въ глазахъ, и всего меня охватили ужасъ и страхъ. Онъ же, обративъ ко мнѣ свое лучезарное лицо, сказалъ: не бойся, потому что ты удостоишься получить вѣнецъ побѣды!»

Третій братъ Мелевсиппъ такъ сталъ разсказывать о бывшемъ ему сновидѣніи:

— «Я видѣлъ — и самъ не знаю, какого — великаго Царя, въ рукахъ Котораго былъ скипетръ. Всѣхъ насъ троихъ вмѣстѣ Онъ принялъ въ Свое войско, возложивъ на насъ воинскіе пояса и, выкупивъ насъ за дорогую цѣну изъ оковъ плѣна, предписалъ намъ золотыми словами вѣчную свободу, при чемъ сказалъ мнѣ: «Мелевсиппъ! Я назначилъ васъ, трехъ братьевъ, быть Моими приближенными и увѣнчать васъ вѣчными наградами, потому что ваша бабка непрерывно — и днемъ и ночью — молится Мнѣ о вашемъ спасеніи, чтобы вы были направлены по истинному пути жизни и, избавившись отъ обольщеній злаго духа, сподобіились увидѣть свѣтъ истины и, вмѣсто смерти, наслѣдовать жизнь».

Дивны были эти ввдѣнія трехъ братьевъ, одинаково означавшія ихъ обращеніе къ Богу! Подъ впечатлѣніемъ этихъ видѣній и подъ вліяніемъ увѣщаній Леониллы и пресвитера, братья обратились, наконецъ, къ своей блаженной бабкѣ съ такими словами:

— «Скажи, что намъ дѣлать, чтобы ваша проповѣдь могла привести насъ къ спасенію, освободивъ отъ прежнихъ заблужденій?»

Святая Леонилла и пресвитеръ Божій обрадовались и, съ благодарностію Господу въ душахъ своихъ, отвѣчали:

— «Соблюдайте всѣ заповѣди Божіи, твердо вѣруйте въ Царя царей — Христа Бога и, отвергнувъ нечистыхъ идоловъ, всецѣло посвятите себя на служеніе Создателю своему — Богу».

Послѣ этого святый пресвитеръ Венигнъ, тщательно научивъ юношей истинамъ христіанской вѣры, крестилъ ихъ и окончательно утвердилъ въ исповѣданіи Христовомъ, самъ же удалился въ одинъ изъ Дивіонійскихъ [8] городовъ, гдѣ, обративъ въ короткое время многихъ ко Христу, скончался мученически.

Трое святыхъ братьевъ-близнецовъ немедленно, по своемъ утвержденіи въ христіанской вѣрѣ, послали своихъ слугъ съ приказаніемъ разбить вышеупомянутаго идола богини Немезиды, при чемъ и сами уничтожили двѣнадцать, находившихся въ ихъ домѣ, истукановъ. Тотчасъ же по всей Лингонійской странѣ прошла молва о томъ, что внуки Леониллы, столь знатные по происхожденію юноши, увѣровали во Христа и уничтожили идоловъ. Озлобился противъ нихъ народъ, возстали власти, судьи и языческіе жрецы воспылали гнѣвомъ. Собравшіеся со всѣхъ сторонъ начальники начали допрашивать святыхъ юношей:

— «Откуда такъ неожиданно напало на васъ безуміе? Кто внушилъ вамъ отвергнуть почитаніе боговъ, которымъ съ давнихъ временъ служили ваши предки? Неужели вы такъ легко гртовы отвергать повелѣніе царя и считать Богомъ распятаго іудеями Христа?»

Исполнившись Духа Святаго, юноши отвѣчали:

— «О, слѣпые сердцемъ, объятые вѣчнымъ мракомъ, закоснѣлые во грѣхахъ и обреченные на вѣчныя мученія и смерть! зачѣмъ сами, обольщаемые діаволомъ, склоняете и насъ покланяться камню или какому либо другому предмету, которому придано подобіе человѣка? Вѣдь это — издѣлія человѣческихъ рукъ; они бездушны, безчувственны и ничтожны, — и однако-же вы почитаете ихъ, по своему безумію, за боговъ. Нашъ же Господь Іисусъ Христосъ есть Богъ живой, равносущный, по ученію нашей вѣры, другимъ Лицамъ Пресвятой Троицы — Отцу и Святому Духу, Богъ отъ Бога, Свѣтъ отъ Свѣта, Сіяніе отъ Сіянія, Который всегда былъ, есть и будетъ, Творецъ всего, что въ мірѣ».

Такія слова святыхъ братьевъ привели язычниковъ въ большую ярость, особенно — ихъ жрецовъ и начальниковъ. Одинъ изъ нихъ, по имени Квадратъ, не стерпѣлъ и ударилъ по щекамъ Спевсиппа и Елевсиппа, потому что только эти двое юношей говорили противъ язычниковъ. Мелевсиппъ же, видя причиняемые братьямъ побои, воскликнулъ:

— «Зачѣмъ и меня не бьешь, какъ братьевъ? зачѣмъ лишаешь меня такого благодѣянія? вотъ они уже начали переносить страданія, которыхъ мы всѣ такъ желаемъ, мнѣ же не даешь потерпѣть святаго страданія, какъ будто бы считаешь меня невѣрующимъ во Христа и своимъ единомышленникомъ. Мы всѣ одинаково твердо вѣруемъ во Христа, одинаково презираемъ ваше языческое нечестіе и надѣемся получить отъ Христа одинаковую награду».

— «За безчестіе нашимъ богамъ, — сказалъ Квадратъ, — мы подвергнемъ теперь васъ различнымъ мученіямъ».

Елевсиппъ отвѣчалъ:

— «Чѣмъ больше приготовите намъ мученій, тѣмъ больше укрѣпите насъ въ благодати Божіей».

— «Если не вырѣжете имъ языковъ съ корнемъ, — сказалъ другой нечестивый начальникъ Палматъ, — они не перестанутъ безчестить насъ и нашихъ боговъ».

Спевсиппъ отвѣчалъ:

— «Если вы отрѣжете намъ, по своей жестокости, тѣлесные языки, то мы внутренними языками своихъ душъ будемъ прославлять величіе Божіе, и ваша злоба никогда не заставитъ насъ отречься отъ святой вѣры во Христа».

— «Окаянные! — воскликнули Палматъ и третій начальникъ Гермогенъ, — вы всѣ вмѣстѣ готовите себя къ смертной казни».

— «Умирать за Христа, — отвѣчалъ Спевсиппъ, — мы считаемъ за счастіе для себя, потому что такимъ образомъ мы скорѣе перейдемъ въ вѣчную жизнь, гдѣ нѣтъ никакой скорби, но одна лишь непрестанная радость».

Тогда Лингонійскіе судьи, Далматъ, Квадратъ и Гермогенъ, видя непоколебимую твердость святыхъ юношей въ христіанской вѣрѣ, стали совѣщаться между собой, какимъ бы самымъ жестокимъ мученіямъ, на страхъ прочимъ, предать ихъ и какою бы наиболѣе лютою казнію умертвить ихъ. Первоначально они рѣшили, впрочемъ, позвать къ себѣ всѣми уважаемую Леониллу, чтобы попытаться чрезъ ея посредство отклонить юношей отъ христіанской вѣры и снова обратить ихъ въ язычество.

Они сказали ей:

— «Если хочешь избавить своихъ внуковъ отъ мученій и спасти отъ смерти, то ступай и убѣди ихъ снова соорудить разбитыхъ ими боговъ, поклониться и принести имъ приличныя жертвы».

На эти и другія подобныя увѣщанія судей Леонилла отвѣчала:

— «Пойду и постараюсь убѣдить ихъ позаботиться о своемъ спасеніи».

Когда она пришла къ своимъ святымъ внукамъ и узнала объ ихъ твердости въ святой вѣрѣ, то очень обрадовалась. Она съ любовію цѣловала каждаго изъ нихъ, плача отъ радости и благодаря Христа Бога, и, послѣ долгой молитвы Ему, сказала внукамъ:

— «Не было въ вашемъ родѣ ни одного человѣка благороднѣе, богаче, лучше, угоднѣе Богу, — чѣмъ вы; исповѣданіемъ вѣры Христовой вы просвѣщаете весь свой родъ, и хотя вы молоды, однако же превзошли мудростію всѣхъ старшихъ изъ своего рода. Сдѣлавшись воинами Христовыми, вы пріобрѣли себѣ огромное и безцѣнное сокровище. Будьте же непреклонны и тверды во святомъ Христовомъ законѣ и, вооружившись вѣрою во Христа, не бойтесь угрозъ и мученій. Видимыя царства этого міра, вмѣстѣ со всею настоящею жизнію, ничтожны, и ихъ ожидаетъ скорый конецъ. Невидимое же царство Божіе вѣчно, и его желать, къ нему стремиться — свойственно истинной мудрости; за кратковременные подвиги вы можете получить его и чрезъ скоропреходящія страданія можете войти въ обладаніе вѣчными радостями».

Видя юношей исполненными благодати Божіей и твердыми въ вѣрѣ, она, съ этими словами, поручила ихъ Христу и, успокоенная, ушла.

Вскорѣ затѣмъ судьи позвали святыхъ и спросили, — согласны ли они поклониться богамъ и громко заявить о томъ предъ всѣмъ собравшимся народомъ. Но юноши открыто предъ всѣми исвовѣдали свою вѣру въ Единаго Истиннаго Бога и свою полную готовность пойти, изъ любви къ Нему, на всякія истязанія и смерть, и вмѣстѣ съ тѣмъ отреклись отъ ложныхъ и ничтожныхъ языческихъ боговъ. Тогда святыхъ братьевъ связали по рукамъ и ногамъ, повѣсили на одномъ деревѣ и растянули, подобно струнамъ на гусляхъ, такъ крѣпко, что кости въ ихъ тѣлахъ стали выходить изъ суставовъ, Но, подкрѣпляемые благодатною силою Христовою, они терпѣливо сносили ужасныя страданія и смѣялись надъ своими мучителями-судьями.

Святый Мелевсиппъ говорилъ имъ:

— «Господь и Спаситель нашъ Іисусъ Христосъ былъ пригвожденъ, для искупленія нашихъ грѣховъ, ко кресту, отъ каковаго святаго дерева мы получили въ помощь и защиту себѣ крестное знаменіе. Мы же, три раба Его, вися на одномъ этомъ деревѣ, дѣлаемся мучениками за имя Его. Счастливъ плодъ того дерева, которое держитъ трехъ мучениковъ, принесенныхъ въ жертву Пресвятой Троицѣ».

Судьи, видя, что святые юноши не только не ослабѣваютъ духомъ среди мученій, но какъ бы еще болѣе укрѣпляются, сказали имъ:

— «Вы умрете не на этомъ деревѣ, какъ вамъ хочется, но погибнете въ огнѣ».

— «Еще больше будетъ наше блаженство, — отвѣчалъ снова Мелевсиппъ, — если мы предстанемъ Богу послѣ того, какъ очистимся огнемъ и чрезъ пламень огня перейдемъ изъ тьмы къ вѣчному свѣту».

Тогда судьи приказали набрать дровъ, хворосту и другихъ легко воспламеняемыхъ предметовъ и разожгли огромный костеръ, въ который и бросили связанными трехъ святыхъ братьевъ. Но святые, съ помощію Спасителя своего — Христа, оставались среди огня невредимыми; веревки, которыми они были связаны, перегорѣли и распались, и они, подобно тремъ древнимъ Вавилонскимъ отрокамъ, ходили среди пламени и славословили Бога. Нечестивцы стали сильнѣе разжигать огонь, желая сжечь Христовыхъ рабовъ; но чѣмъ болѣе усиливался огонь, тѣмъ очевиднѣе становилась слава святыхъ, и когда, наконецъ, спустя долгое время, огонь погасъ, то оказалось, что святые живы, невредимы и даже нисколько не опалены. Они лишь смѣялись надъ мучителями и говорили:

— «Намъ дана власть перейти ко Христу Богу нашему только тогда, когда захотимъ мы сами; но мы рѣшили еще посмѣяться въ этой жизни надъ вашимъ безуміемъ, хотя все-таки и не замедлимъ явиться на небесный пиръ».

Наконецъ трое святыхъ братьевъ-близнецовъ, видя предъ собою сонмы святыхъ ангеловъ, готовыхъ сопровождать души ихъ въ царство небесное, склонили на землю свои колѣна и, помолившись всѣ вмѣстѣ, предали Богу свои святыя души. Честныя тѣла ихъ были погребены на разстояніи двухъ поприщъ [9] отъ города, въ селеніи, по имени Урватъ, гдѣ впослѣдствіи былъ выстроенъ въ честь ихъ храмъ, при чемъ тамъ совершались чудеса, и больные получали исцѣленія.

По смерти святыхъ мучениковъ, одна женщина, по имени Іовилла, воспламенившись Божественною ревностію и пренебрегая мужемъ и своимъ единственнымъ малолѣтнимъ сыномъ, воскликнула среди невѣрующихъ язычниковъ:

— «И я — раба Христова, и я непоколебимо исповѣдую Христа Бога Живаго и Истиннаго, нечистыхъ же и ничтожныхъ идоловъ вашихъ отвергаю».

Ее тотчасъ же схватили, повѣсили за волосы и стали предавать всевозможнымъ мученіямъ. Когда она, несмотря на то, не захотѣла отречься отъ Христа, ее привели вмѣстѣ съ святою Леониллою, бабкою святыхъ юношей, въ вышеупомянутое селеніе Урватъ и тамъ усѣкли ихъ обѣихъ мечемъ. Нѣкто Неонъ, бывшій свидѣтелемъ подвиговъ святыхъ и описавшій ихъ страданія, вручилъ свою рукопись Турвону, а самъ открыто исповѣдалъ вѣру во Христа и былъ битъ до тѣхъ поръ, пока не скончался мученически, предавъ Господу свою душу. И самъ Турвонъ, подражая примѣру святыхъ страдальцевъ, перешелъ чрезъ мученическую смерть въ вѣчную жизнь.

Все это происходило въ 16 день мѣсяца января въ царствованіе Аврелія Вера, иначе — Антонина [10], точнѣе же — когда царствовалъ надъ міромъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, Которому, съ Отцемъ и Святымъ Духомъ, честь и слава и нынѣ и всегда и во вѣки вѣковъ, аминь.

Примѣчанія:
[1] Память св. священномученика Поликарпа, епископа Смирнскаго, совершается Церковію 23-го февраля; скончался мученически въ 167 году.
[2] Галлія — нынѣшняя Франція.
[3] Массилія — приморскій городъ южной Галліи, съ превосходною укрѣпленною гаванью, — одинъ изъ важнѣйшихъ центровъ римской образованности въ южной Галліи; нынѣ — Марсель, главный городъ французскаго департамента «Устьевъ Роны», первый морской торговый городъ Франціи съ числомъ жителей болѣе 300.000 человѣкъ; лежитъ между устьемъ Роны и Тулономъ, при восточной бухтѣ Ліонскаго залива, у подножія скалистыхъ отроговъ провансальскихъ Альпъ. Отсюда въ древности христіаиство распространилось по всей южной Галліи.
[4] Эдуя — древній городъ Галліи, на юго-востокъ отъ Парижа, между рѣками Луарой и Соной.
[5] Лингоны — древній кельтическій народъ, въ странѣ бельговъ между верхней Соной и областью истоковъ Марны и Сены; столицею ихъ былъ городъ Андематунъ, который здѣсь и разумѣется, — нынѣ — Лангръ — городъ и первоклассная крѣпость во французокомъ, департаментѣ верхней Марны.
[6] Августодонъ — главный городъ Эдуевъ (кельтскаго народа Галліи): нынѣ — Отюнъ въ департаментѣ Луары и Соны.
[7] По вѣрованіямъ древнихъ грековъ, Немезида была богиней, которая раздаетъ людямъ по ихъ заслугамъ долю, счастье и несчастье, назначаетъ награду или наказаніе по нравственному суду за совершенныя дѣянія, въ особенности же мститъ и наказываетъ зазнающихся людей, смиряетъ ихъ гордость, назначаетъ тому, кому судьба дала слишкомъ много счастья, потери и несчастіе, дабы справедливая мѣра была снова возстановлена и человѣкъ не забывалъ о своемъ человѣческомъ жребіи.
[8] Дивіонійская страна находилась на востокѣ Галліи.
[9] Поприще — мѣра разстояній: оно равнялось нашимъ 690 саженямъ. Два поприща, такимъ образомъ, составляли 1380 саженей (немного болѣе 2½ верстъ).
[10] Маркъ Аврелій (иначе — Антонинъ) — римскій императоръ, царствовалъ съ 161 по 180 годъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга пятая, часть вторая: Мѣсяцъ Январь. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 30-42.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0