Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 17 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Январь.
День тринадцатый.

Житіе преподобнаго Елеазара Анзерскаго [1].

Съ этого времени начинаются иноческіе труды и подвиги преподобнаго. Непрестанная молитва, постъ и другія требованія монастырскихъ правилъ исполнялись имъ строго и неуклонно. Кромѣ того, преподобный Елеазаръ несъ и различныя монастырскія послушанія; между прочимъ, будучи обученъ рѣзному искусству, онъ ревностно трудился по устройству и украшенію иконостаса въ соборной церкви Преображенія Господня, созданной игуменомъ святымъ Филиппомъ, который былъ послѣ того митрополитомъ Московскимъ [4]. Подвижникъ прожилъ въ обители нѣсколько лѣтъ, проходя разныя послушанія и совершенствуясь въ иноческой жизни. Послѣ того онъ былъ постриженъ въ монашество и еще усерднѣе сталъ служить Богу, посвятивъ Ему всѣ свои силы. Своей подвижнической жизнью и строгимъ вниманіемъ къ самому себѣ преподобный Елеазаръ пріобрѣлъ скоро уваженіе всей братіи и любовь игумена Иринарха. Но не того желала смиренная душа его. Она стремилась къ новымъ подвигамъ уединенія и безмолвія. И вотъ, избѣгая почитанія и славы, подвижникъ тайно уходитъ изъ монастыря и удаляется на Анзерскій островъ [5].

Здѣсь, вдали отъ людей, въ безмолвіи отшельника сталъ подвизаться преподобный. Сначала онъ избралъ себѣ мѣсто на горѣ, называемой Голгоѳа, близъ озера Круглаго, гдѣ поставилъ крестъ, а спустя немного времени и келлію [6]. Гора Голгоѳа крутая и высокая. Въ ясный день съ нея виденъ весь островъ, покрытый лѣсомъ, необъятное море, острова. Для пропитанія же своего на пустынномъ островѣ преподобный имѣлъ деревянныя чашки и съ надписанной на нихъ просьбой, удѣлить что-нибудь отъ пищи живущему тутъ страннику, ставилъ ихъ у морской пристани. Временные гости пустыннаго острова моряки-рыболовы, находя ихъ, оставляли въ нихъ отшельнику хлѣбъ и другіе припасы. И по молитвамъ преподобнаго, они сторицею были награждаемы отъ морского улова за свое доброе дѣло.

Постриженный въ 1616 году соловецкимъ іеромонахомъ Ѳирсомъ въ схиму, преподобный Елеазаръ, спустя четыре года, перешелъ на другое мѣсто, поближе къ морю и Соловецкому острову, къ ветхой церкви святителя Николая, поставленной для временныхъ тружениковъ на соловарняхъ. Здѣсь онъ построилъ новую часовню и малую келлійку для себя и продолжалъ богоугодную свою жизнь.

Скоро, однако, жилище преподобнаго Елеазара было открыто посѣщающими Анзерскій островъ; слава о его подвигахъ дошла до Соловецкаго монастыря и пронеслась по всѣмъ окрестнымъ странамъ. Многіе, какъ иноки, такъ и міряне, стекались къ нему: одни, чтобы получить отъ него наставленіе, другіе, — желая поселиться близъ него для безмолвія и воздержанія. Жаль было преподобному разстаться съ своимъ тихимъ уединеніемъ, но всѣхъ приходящихъ онъ принималъ съ кротостью и любовью и не возбранялъ имъ селиться около себя. Такъ, мало по малу собрались къ нему ревнители отшельнической жизни. Ихъ было 12 человѣкъ. Среди учениковъ преподобнаго Елеазара извѣстны: Никодимъ, бывшій строителемъ Анзерскаго скита по кончинѣ преподобнаго [7], Никифоръ и Никонъ. Никонъ, по мірскому имени Никита, пришелъ къ преподобному Елеазару около 1635 года, принялъ отъ него постриженіе и подвизался на Анзерскомъ островѣ три года. Отшельники питались царскимъ жалованьемъ, а также милостыней рыболововъ, пріѣзжавшихъ на Анзерскій островъ.

Преподобный установилъ для сподвижниковъ древній чинъ скитскаго житія по примѣру святыхъ отецъ. Келліи безмолвныхъ пустынниковъ поставлены были въ верстѣ одна отъ другой. Въ субботу вечеромъ и наканунѣ праздниковъ собирались они для общей молитвы, въ которой проводили всю ночь и въ слѣдующій день, совершивъ праздничное или воскресное пѣніе, расходились по келліямъ для богомыслія. Молитва, пѣснопѣніе, постъ и ручной трудъ по силамъ — составляли ихъ обычное занятіе; о душевныхъ помыслахъ и искушеніяхъ, нападающихъ на нихъ, они открывали преподобному старцу, какъ опытному своему наставнику и пользовались отъ него духовными совѣтами. Самъ преподобный Елеазаръ во всѣхъ указанныхъ подвигахъ былъ примѣромъ для своихъ учениковъ. Обладая отъ природы крѣпкимъ здоровьемъ, онъ ради смиренія налагалъ на свое тѣло желѣзныя вериги и предавался усиленнымъ трудамъ, какъ духовнымъ, такъ и тѣлеснымъ: то колѣнопреклоненно и днемъ и ночью подолгу молился, то рубилъ дрова и носилъ ихъ на спинѣ своей, то, наконецъ, переписывалъ духовныя книги. Такимъ способомъ преподобный, какъ сказано во вкладной книгѣ скита, собралъ «отъ божественныхъ писаній различныя повѣсти и три книги цвѣтника [8] написавъ своей рукой уставомъ», а также ясно истолковалъ въ своемъ писаніи чинъ монашескаго келейнаго правила отъ своего иноческаго опыта. Всѣ эти книги онъ положилъ потомъ вкладомъ въ церковное книгохранилище. Не ограничиваясь только собственноручнымъ списываніемъ и составленіемъ книгъ, онъ много покупалъ ихъ на деньги, или пріобрѣталъ чрезъ пожертвованія и такимъ образомъ положидъ основаніе Анзерской библіотекѣ [9]. Отсюда видно, что преподобный Елеазаръ былъ не только великимъ подвижникомъ, но и любителемъ книжности.

Таковы были труды и подвиги преподобнаго Елеазара, принятые имъ на себя добровольно. А сколько кромѣ того пришлось ему пережить во дни своей пустынной жизни трудностей и испытаній всякаго рода, особенно искушеній отъ злого духа, ненавистника всякаго добра! Но преподобный мужественно и безропотно переносилъ лишенія и смѣло отражалъ искушенія бѣсовскія.

Случалось, иногда, во время воздержанія нападало на подвижника неопредолимое желаніе ко вкушенію рыбы. Что-же дѣлалъ преподобный? Приготовивъ рыбы и поставивъ ее передъ собою, онъ за одно только соблазнительное желаніе начиналъ съ укоромъ обличать себя въ невоздержаніи и не прикасался къ приготовленной имъ пищѣ до тѣхъ поръ, пока она не портилась и дурнымъ запахомъ не наполняла келлію. Тогда онъ снова ставилъ рыбы предъ собой и, обращаясь къ себѣ, говорилъ:

— «Хочешь ли ѣсть добрыхъ рыбъ нынѣ, о любострастная моя душа? Ѣшь же нынѣ и насыться злосмрадія сего».

Такъ побѣждалъ святый Елеазаръ всѣ возстанія страстей и оставался непреоборимымъ отъ нихъ по благодати Божіей.

Однако злой духъ, видя, что всѣ его искушенія отражены преподобнымъ, не оставилъ его въ покоѣ, но новыми кознями захотѣлъ окончательно погубить святаго подвижника. Произошло это такъ. Игуменъ Соловецкаго монастыря блаженный Иринархъ, впервые принявшій преподобнаго Елеазара въ свою обитель, не прерывалъ общенія и послѣ удаленія его на Анзерскій островъ. Часто, особенно въ зимнее время, когда устанавливался удобный путь по льду, онъ посылалъ отъ себя послушника на саняхъ, запряженныхъ лошадью, съ приглашеніемъ преподобнаго въ обитель для полезныхъ, духовныхъ бесѣдъ съ нимъ. Зная это, лукавый духъ однажды преобразился въ такого послушника и, явившись къ келліи преподобнаго, постучался къ нему въ оконце и когда тотъ подошелъ къ окну, чтобы видѣть, кто стучится, лукавый съ поклономъ сказалъ, что онъ присланъ за нимъ отъ игумена.

По смотрѣнію Божіему и для большаго испытанія подвижника была скрыта отъ него эта хитрость діавола и онъ, не обративъ даже вниманія на то, что тогда не было пути моремъ, принялъ къ себѣ лукаваго въ образѣ послушника, а самъ началъ готовиться въ дорогу. Преподобный не желалъ однако отправиться въ путь, прежде чѣмъ совершитъ правило келейной молитвы и потому ранѣе обыкновеннаго всталъ на молитву — для пѣнія часовъ. Когда же началъ онъ читать слова молитвы Господней: «и не введи насъ во искушеніе, но избави насъ отъ лукаваго», мнимый послушникъ, не вынеся этихъ словъ, вышелъ изъ келліи и чрезъ нѣкоторое время появился снова. Это повторялось нѣсколько разъ, по мѣрѣ того, какъ читалась молитва Господня. Удивленный этимъ, преподобный спросилъ послушника, почему онъ выходитъ изъ келліи; тотъ ему отвѣтилъ:

— «Посмотрѣть за лошадью: она не смирно стоитъ».

По окончаніи часовъ преподобный, по обычаю гостепріимства, предложилъ мнимому брату трапезу и тогда-то, наконецъ, при чтеніи молитвы Господней, лукавый исчезъ безъ слѣда. Разсказавъ послѣ того братіи Соловецкой объ искушеніи, преподобный Елеазаръ возблагодарилъ Бога, что Онъ не искусилъ его свыше силъ и не предалъ въ руки врага.

Возстали на пустынника и злые люди изъ береговыхъ жителей. Сговорившись между собою ограбить преподобнаго, злодѣи пришли къ пустыннику въ разсчетѣ найти у него много богатствъ. Преподобный Елеазаръ увидѣлъ пришедшихъ, предугадалъ ихъ злой умыслъ и помолился Богу о защитѣ. И Божественный Промыслъ, хранившій святаго угодника, отнялъ разумъ у злоумышленниковъ. Обезумѣвъ они начали бродить вокругъ келліи святаго, не зная, чтб имъ дѣлать и даже забывъ, зачѣмъ они пришли сюда. Умилосердившись надъ ними, преподобный вышелъ и кротко спросилъ ихъ:

— «Чада! что вы здѣсь хотите и зачѣмъ вы пришли сюда?»

Они же, какъ безумные, не отвѣчая ему, продолжали кружиться до тѣхъ поръ, пока по молитвамъ преподобнаго снова вернулся разумъ ихъ и они очнулись какъ бы отъ сна. Сознавъ свой грѣхъ и вину предъ подвижникомъ, грабители припали къ ногамъ его, прося прощенія. Преподобный же, поучивъ ихъ не красть чужого, съ миромъ отпустилъ ихъ.

Послѣ этого искушенія подвижникъ избавленъ былъ Божественнымъ Провидѣніемъ отъ навѣтовъ вражіихъ. Путемъ непрестанныхъ подвиговъ онъ возшелъ на высшую ступень чистоты и безстрастія, которыя снискали ему милость Божію.

Милость Божія къ избраннику выразилась въ слѣдующемъ чудесномъ событіи съ нимъ. Однажды преподобный бодрствовалъ въ молитвахъ углубивши все свое вниманіе въ богомысліе. Вдругъ онъ услышалъ свыше божественный повелительный голосъ:

— «Напиши мой образъ!»

Страхъ и радость овладѣли преподобнымъ отъ этого необычнаго голоса. Но, опасаясь искушенія, онъ не тотчасъ приступаетъ къ исполненію повелѣнія, ожидая дальнѣйшаго разъясненія сего чуда. На другой же день, когда преподобный по обычаю своему сь утра бодрствовалъ и молился, размышляя о томъ, чей ему образъ повелѣно написать, онъ снова услышалъ тотъ же голосъ, еще съ большей силой говорящій ему:

— «Напиши мой образъ Христовъ».

Тогда, уразумѣвъ въ этомъ дѣйствительную божественную волю, онъ попросилъ Соловецкаго иконописца Памву начертить образъ Богочеловѣченія Христова и потомъ уже самъ тщательно изобразилъ его въ краскахъ. Образъ этотъ, поставленный по погребеніи преподобнаго Елеазара противъ его гроба, послужилъ источникомъ многихъ исцѣленій съ вѣрою приходившимъ и прикасавшимся ему.

Игумену Соловецкому преподобному Иринарху случилось быть въ Москвѣ въ 1620 году. Когда онъ пришелъ къ матери царя Михаила Ѳеодоровича инокинѣ Марѳѣ Іоанновнѣ просить о нуждахъ своего монастыря, она спросила его объ Анзерскомъ островѣ и подвижникахъ его. Игуменъ сказалъ, что островъ очень удобенъ для пустынножительства.

— «Можно ли поставить тамъ церковь?» — спросила Марѳа Іоанновна.

Игуменъ отвѣтилъ, что это удобно, и получилъ на устройство храма сто рублей, книги, ризы и иконы. Начальникомъ 11 Анзерскихъ пустынниковъ былъ въ то время іеромонахъ Варлаамъ. При немъ и построена была въ Анзерскомъ скитѣ деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы съ придѣломъ во имя преподобнаго Михаила Малеина (ангела царя).

Около 1625 года преподобный Елеазаръ является начальникомъ скитянъ. Безъ сомнѣнія онъ превосходилъ учениковъ своихъ духовными дарованіями, напримѣръ, даромъ прозорливости.

Такъ, когда приблизилась кончина Соловецкаго игумена преподобнаго Иринарха, преподобному Елеазару открыто было объ этомъ отъ Господа. Тогда святый возвѣстилъ братіи своей, что его другъ и собесѣдникъ о Господѣ Иринархъ уже кончается, что онъ спѣшитъ къ нему, но уже не увидить его въ живыхъ. А преподобный Иринархъ, въ свою очередь провидя, говорилъ братіи:

— «Духовный мой братъ Елеазаръ плыветъ моремъ, стараясь застать меня въ живыхъ, но смотрѣніемъ Божіемъ не застанетъ».

Такъ это и сбылось.

Мало по малу молва о подвижнической жизни нреподобнаго вышла далеко за предѣлы Поморскаго края и дошла даже до царскаго дворца. Царь Михаилъ Ѳеодоровичъ [10], весьма сильно скорбѣвшій о томъ, что онъ не имѣетъ наслѣдника, однажды въ бесѣдѣ съ Соловецкимъ пострижникомъ келаремъ Троицкой лавры, Александромъ Булатниковымъ [11], спросилъ его:

— «Нѣтъ ли среди васъ такого праведнаго мужа, который бы разрѣшилъ нашу печаль»?

Александръ же, зная великое дерзновеніе къ Богу преподобнаго Елеазара, отвѣтилъ царю:

— «Есть такой мужъ въ твоей державѣ и, надѣюсь, онъ можетъ испросить вамъ у Бога сына».

Затѣмъ подробно разсказалъ о святомъ. Царь обрадовался и послалъ къ преподобному Елеазару самого Александра съ приказаніемъ привести его съ собою въ Москву. Преподобный прибылъ въ Москву и съ честью былъ принятъ при дворѣ.

Своими рѣчами подвижникъ утѣшалъ опечаленнаго царя. Онъ говорилъ ему о всемогуществѣ Божіемъ, о томъ, что Богъ можетъ намъ дать все по вѣрѣ нашей и въ заключеніе сказалъ:

— «Какъ вотъ сей день, такъ и я уповаю на Господа, что зачнется и родится у васъ сынъ и будетъ наслѣдникомъ вашего царства».

Обрадованный царь упросилъ преподобнаго Елеазара остаться въ Чудовѣ монастырѣ до исполненія сего событія, а чрезъ нѣсколько времени, именно въ 1629 году, дѣйствительно сбылись слова преподобнаго — родился у царя сынъ, царевичъ Алексій Михайловичъ [12]. Въ порывѣ благодарности царь предлагалъ преподобному и почести и власть, но онъ ради смиренія и пустыннолюбія отказался отъ всего этого. Мысли подвижника были тамъ, въ созданномъ имъ скиту. Онъ получилъ отъ государя церковную утварь для скитскаго храма и грамоту, въ которой расписано было жалованье Анзерскому скиту и давалось право получать изъ казны воскъ, ладанъ и прочее. Послѣ того святый старецъ съ миромъ возвратился въ свой скитъ.

Преподобному Елеазару подъ конецъ его жизни пришлось еще разъ побывать въ Москвѣ. По вступленіи своемъ на престолъ, царь Алексѣй Михайловичъ, слыша о подвигахъ преподобнаго и глубоко почитая его, какъ бы другого богодарованнаго отца, пожелалъ видѣть его лично, а посему святый Елеазаръ, преодолѣвая обычную въ его лѣтахъ слабость, вторично долженъ былъ ѣхать въ столицу. Онъ съ радостью былъ принятъ и обласканъ царемъ, исполненнымъ вѣры и любви къ преподобному. Но и теперь онъ не искалъ при дворѣ царскомъ своихъ выгодъ, по прежнему заботился лишь о скитѣ своемъ. Вотъ почему, во время пребыванія преподобнаго въ Москвѣ, ему дана была украшенная золотомъ грамота о выдачѣ отъ казны всего потребнаго для церковныхъ нуждъ и содержанія братіи, а также изданъ былъ указъ о непремѣнномъ созданіи въ Анзерскомъ скиту каменной церкви, постройка которой, начатая еще при царѣ Михаилѣ Ѳеодоровичѣ, была пріостановлена по той лишь причинѣ, что Елеазаръ хотѣлъ выстроить ее въ гораздо большихъ размѣрахъ, чѣмъ предполагалось. Одаривъ преподобнаго, царь съ честью отпустилъ его въ скитъ.

Теперь, казалось бы, легко могли исполниться завѣтныя желанія Анзерскаго пустынника о новой каменной церкви, и потому первой его заботой, по возвращеніи въ скитъ, было — приступить къ ея построенію. Но такъ какъ безъ помощи Соловецкаго монастыря нельзя было построить каменнаго храма, то, возвратившись отъ царя, Елеазаръ отправился въ Соловки и разсказалъ монастырскимъ властямъ о милости царя къ скиту, показалъ и грамоты, въ которыхъ повелѣвалось соловецкимъ настоятелямъ заботиться объ Анзерскомъ скитѣ, особенно о постройкѣ въ немъ церкви, не считая его однако подчиненнымъ монастыремъ. Смиренно просилъ преподобный Елеазаръ вспоможенія отъ настоятеля и братіи соловецкой. Но соловецкимъ старцамъ прискорбно было, что Анзерскій скитъ совершенно устраняется отъ ихъ зависимости, и они не только отказали преподобному въ помощи, но и подвергли его строгому взысканію за нарушеніе устава о монастырской подчиненности — посадили въ тюрьму. Незлобивый и блаженный старецъ не разгнѣвался на нихъ и по смиренію своему не хотѣлъ навестй гнѣвъ царя на Соловянъ. Кротость и терпѣніе подвижника препобѣдили все. Наконецъ, и постройка церкви началась, когда побудилъ къ этому Соловецкаго настоятеля Илію [13] двинскій воевода.

Чудесныя знаменія сопровождали постройку каменнаго храма въ скитѣ. На Анзерскомъ островѣ не было своихъ кирпичныхъ заводовъ. Поэтому кирпичъ и другіе строительные матеріалы брали изъ Соловецкаго монастыря. Но вотъ наступила весна. Путь въ обитель былъ прерванъ, такъ какъ, за множествомъ плывущаго льда, невозможно было проѣхать ни на саняхъ, ни въ лодкахъ. Строители скорбѣли о томъ, что опять приходится откладывать постройку на неопредѣленное время. Скорбѣлъ объ этомъ и преподобный Елеазаръ, бывшій уже въ то время въ преклонномъ возрастѣ. И вотъ, не смотря на свою слабость, онъ самъ съ нѣсколькими строителями, отправился въ опасный путь. Путники благополучно достигли обители и насколько возможно нагрузили свои лодки кирпичемъ и другими матеріалами для постройки. Но на возвратномъ пути они встрѣтили множество льда. Страшный испугъ овладѣлъ спутниками преподобнаго старца, особенно когда громадныя льдины, громоздясь одна на другую съ трескомъ и шумомъ приближались къ маленькимъ лодкамъ, грозя стереть и потопить ихъ. Не устрашился только преподобный. Увѣщавая и своихъ спутниковъ не поддаваться испугу, онъ повелѣлъ кормчимъ, къ ихъ изумленію, обратить ладьи прямо противъ шедшаго на нихъ льда. Ужаснулись кормчіе и не знали, чтб дѣлать, но все-таки послушали преподобнаго. И тотчасъ совершилось великое чудо. Море оказалось послушнымъ повелѣніямъ святаго старца. Оно разбивало ледъ и, относя его оть лодокъ, очищало имъ путь. Увидѣвъ это, спутники преподобнаго были страшно поражены и возблагодарили за свое спасеніе Господа, прославляющаго святыхъ Своихъ.

Такъ, съ помощью Божіею, приближалась къ концу постройка храма. Но не судилъ Господь преподобному Елеазару видѣть ея окончаніе. Неизвѣстно, сколько лѣтъ прожилъ преподобный, но онъ былъ тогда въ глубокой старости, такъ какъ довольно много времени пробылъ въ обители Соловецкой, удалясь изъ міра, а потомъ еше 40 лѣтъ подвизался на Анзерскомъ островѣ.

Чувствуя теперь приближеніе своей кончины, преподобный въ послѣдній разъ собралъ вокругъ себя всю братію. Онъ много поучалъ своихъ духовныхъ чадъ всему полезному къ спасенію и далъ имъ письменный уставъ жизни иноческой. Потомъ святый Елеазаръ поставилъ вмѣсто себя наставникомъ своего перваго ученика Никодима, заповѣдавъ ему имѣть постоянную заботу о братіи, а братіи — слушаться

— «Если труды мои воспомянутся предъ Богомъ, — такъ закончилъ свое прощальное слово преподобный, — со временемъ прославится мѣсто сіе и не оскудѣетъ никогда благодатію Божіею».

Послѣ того, причастившись святыхъ Таинъ, онъ мирно предалъ духъ свой Господу 13-го января 1656 года и съ честью былъ погребенъ своими учениками близъ выстроеннаго его трудами храма съ восточной стороны въ часовнѣ.

Вскорѣ послѣ смерти преподобнаго Елеазара была окончена постройка каменной церкви въ Анзерскомъ скиту и она была освящена во имя Живоначальной Троицы съ двумя придѣлами: въ честь Знаменія Пресвятой Богородицы и во имя преподобнаго Михаила Малеина.

Благодать Божія по молитвамъ преподобнаго не покидала его духовнаго наслѣдія и мѣста его святыхъ подвиговъ. Сама Пречистая Дѣва сдѣлалась покровительницей скита. Одинъ старецъ строгой жизни, послѣ молитвенныхъ трудовъ, сѣлъ отдохнуть и во снѣ увидѣлъ Жену, стоящую на воздухѣ, надъ скитомъ.

Простерши руки къ Господу, Она молилась Ему:

— «Владыко Вседержителю и Господи! Призри съ высоты святыя славы Своея на скитъ Анзерскій и посѣти его ради человѣколюбія Твоего и помилуй живущихъ въ немъ».

И тотчасъ послышался голосъ съ неба:

— «Посланъ былъ человѣкъ въ скитъ Анзерскій, чтобы прославить его».

Проснувшійся въ трепетѣ, старецъ узналъ въ молящейся женѣ Пречистую Дѣву и возблагодарилъ Господа и Богоматерь, что не отступаютъ они отъ мѣста сего.

Какъ бы нѣкоторымъ видимымъ знакомъ особеннаго присутствія здѣсь Богородицы являются три лѣторасли, чудеснымъ образомъ произросшія изъ каменнаго помоста алтаря подъ Ея образомъ «Знаменіе».

Благодаря особому покровительству Божію, Анзерскій скитъ сдѣлался мѣстомъ благоговѣйнаго почитанія и паломничества окрестныхъ жителей [14]. Много прибѣгающихъ сюда за духовной помощью и съ вѣрою молящихся здѣсь получали исполненіе прошеній и исцѣленіе недуговъ своихъ какъ оть иконы Пресвятыя Троицы, такъ и отъ мощей преподобнаго.

Много чудесныхъ знаменій, совершенныхъ по его молитвамъ, было собрано его почитателями, но еще болѣе было предано забвенію. Будемъ и мы, благочестивые читатели, памятуя труды и подвиги преподобнаго Елеазара и великое дерзновеніе его къ Богу, прибѣгать къ его помощи.

Мощи преподобнаго Елеазара, обрѣтенныя въ 1757 году, почиваютъ подъ спудомъ въ каменной часовнѣ. Память преподобнаго чтится мѣстно.

Примѣчанія:
[1] Древнее житіе преп. Елеазара написано около 1700 г., вѣроятно, инокомъ Анзерскаго скита Макаріемъ. Кромѣ него осталась въ копіи записка преп. Елеазара, содержащая интересныя свѣдѣнія о подвижникѣ.
[2] Козельскъ на р. Жиздрѣ, лѣвомъ притокѣ Оки, уѣздный городъ Калужской губ. Упоминаетея въ лѣтописяхь съ XII стол.
[3] Преп. Иринархъ управлялъ Соловецкой обителью съ 1613 г. по 1626 или 1628 г. Память его 17-го іюля.
[4] Св. Филиппъ Колычевъ былъ игуменомъ Соловецкимъ съ 1546 г. по 1566 г., митрополитомъ съ 1566 г. по 1568 г. Преображенскій соборъ строился съ 1558 г. по 1566 г.
[5] Анзерскій островъ, второй по величинѣ изъ Соловецкихъ острововъ (длина болѣе 14 верстъ, ширина отъ 2 до 6 верстъ, въ окружности 30 верстъ), лежитъ къ сѣверо-востоку черезъ проливъ въ 4 версты отъ Соловковъ, въ 22 верстахъ отъ монастыря. До освованія Соловецкаго монастыря островъ былъ необитаемъ и только временно служилъ пристанищемъ для бѣломорскихъ торговыхъ судовъ и промышленниковъ. Съ 1479 г. онъ принадлежитъ Соловецкому монастырю. Постоянное жительство началось на немъ со времени заведенія соловецкими настоятелями соловарень и построенія деревянной церкви во имя св. чудотворца Николая. Еще соловецкій нгуменъ Іаковъ (съ 1581 г. по 1597 г.) хотѣлъ построить здѣсь особый монастырь, но не успѣлъ въ этомъ; преп. Елеазаръ основалъ здѣсь скитъ.
[6] Нынѣ на этомъ мѣстѣ находится Голгоѳско-Распятскій скитъ, устроенный въ 1713 г. іеросхимонахомъ Іисусомъ Анзерскимъ.
[7] Съ 1656 г. по 1677 г.
[8] «Цвѣтниками» назывались рукописные и старопечатные сборники очень разнообразнаго содержанія. По большей части — это рядъ мелкихъ выписокъ, изреченій, примѣровъ и т. п., извлеченныхь изъ разныхъ назидательныхъ статей. Съ пол. XVII в. «цвѣтники» принимаютъ уже характеръ полемическій, съ каковымъ они получили большое распространеніе въ старообрядческой письменности даже до настоящаго времени.
[9] Вошедшая потомъ въ составъ Соловецкой, она сохранилась до настоящаго времени и находится теперь въ библіотекѣ Императорской Казанской Духовной Академіи.
[10] Михаилъ Ѳеодоровичъ царствовалъ съ 1613 г. по 1645 г.
[11] Александръ Булатниковъ былъ келаремъ Троицкой лавры съ 1622 г. по 1642 г.
[12] Алексѣй Михайловичъ царствовалъ съ 1645 по 1676 г.
[13] Илія Пестриковъ съ 1645 г. игуменъ, а съ 1651 г. архимандритъ Соловецкаго мон.; скончался въ 1659 г.
[14] И въ настоящее время многіе, пріѣзжающіе для поклоненія Соловецкимъ угодникамъ, посѣщаютъ и Анзерскій скитъ. Съ 1764 г. онъ приписанъ къ Соловецкому монастырю. Во главѣ скита стоитъ строитель изъ старшихъ іеромонаховъ названнаго монастыря, посылаемый туда его настоятелемъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительна, вторая: Мѣсяцы Январь-Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1916. — С. 133-144.

Во славу Божію помощь въ подготовкѣ электронной публикаціи оказалъ: р. Б. Андрей.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0