Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Январь.
День тринадцатый.

Житіе святаго Іакова, епископа Низибійскаго.

Въ то время неразумные люди покланялись идоламъ и воздавали божественную честь бездушнымъ камнямъ; многіе не только пренебрегали истиннымъ богопочтеніемъ, но даже ненавидѣли тѣхъ, которые, будучи совершенными въ добродѣтели, познали истину и, уклоняясь отъ идолослуженія, смѣялись надъ ничтожествомъ идоловъ и покланялись Творцу всего. Тогда святый Іаковъ, оставивъ пустыню, отправился въ Персію [2], чтобы посмотрѣть на новонасажденный садъ святой вѣры и самому, насколько возможно, потрудиться надъ распространеніемъ истинной вѣры.

Однажды, когда онъ переходилъ чрезъ встрѣтившійся по пути потокъ, нѣсколько дѣвицъ, мывшихъ одежды, съ высоко обнаженными ногами, смотрѣли на одѣтаго въ необычныя одежды пустынника безстыднымъ взоромъ, не стыдясь ни его почтеннаго вида, ни своей наготы, и стояли предъ нимъ съ наглостію, не покрывъ своихъ головъ. При видѣ такого безстыдства, святый разгнѣвался. Желая проявить чрезъ наказаніе ихъ силу Божію, а также — посрамить идолопоклонство нечестивцевъ чрезъ совершеніе чуда, онъ проклялъ источникъ, изъ котораго выходилъ потокъ; источникъ и потокъ тотчасъ же высохли, такъ что въ нихъ не осталось ни капли воды. Проклялъ онъ также этихъ дѣвицъ и наказалъ ихъ безстыдную юность внезапною старостію. По чудодѣйственному слову святаго, черные волосы на ихъ головахъ тотчасъ посѣдѣли, и онѣ сами вдругъ состарѣлись, измѣнившись подобно листьямъ на молодыхъ деревьяхъ, когда вдругъ поразитъ ихъ морозъ. При видѣ внезапнаго исчезновенія воды и появленія на каждой сѣдины, дѣвицы пришли въ ужасъ и, придя въ городъ, разсказали всѣмъ объ этомъ.

Увидѣвъ чудо, граждане пошли къ великому чудотворцу, святому Іакову, и стали усиленно просить его сжалиться надъ ними и возвратить имъ воду. Просьбы ихъ тронули святаго, онъ помолился Богу, и источникъ снова наполнился водою, и по-прежнему сталъ течь потокъ. Народъ просилъ святаго, чтобы онъ помиловалъ также дѣвицъ и, вмѣсто преждевременной старости, снова возвратилъ имъ молодость. Святый готовъ былъ и это сдѣлать; но когда спросилъ, гдѣ дѣвицы, то ихъ не оказалось, ибо онѣ не пришли къ святому съ раскаяніемъ. За такую нераскаянность, онъ такъ и оставилъ ихъ въ наказаніи, чтобы онѣ помнили о чудесной силѣ Божіей, и для того, чтобы и другіе поучались изъ сего цѣломудрію и благопристойности.

Таково было чудо этого новаго Моисея, которое онъ совершилъ не ударомъ жезла, но знаменіемъ святаго креста. И болѣе, чѣмъ чуду, слѣдуетъ удивляться его кротости, именно — тому, что онъ не послалъ, подобно великому пророку Елисею (4 Цар. 2, 24), медвѣдицъ для растерзанія безстыдныхъ дѣвицъ, но, уча ихъ благонравію и богобоязненности, ограничился только незначительнымъ наказаніемъ — уменьшеніемъ красоты ихъ наружности. Говоримъ это отнюдь не въ поношеніе гнѣву пророка, а лишь — чтобы показать, что святый Іаковъ имѣлъ ту же чудотворную силу, какъ и пророкъ, но обнаруживалъ онъ ее въ духѣ благости Христовой и соотвѣтственно Новому Завѣту.

Однажды святый Іаковъ увидѣлъ, что персидскій судья неправедно осудилъ невиннаго человѣка. Онъ опечалился и, обличая беззаконіе судьи, повелѣлъ разбиться и разсыпаться въ прахъ одному большому камню, находившемуся по близости. Всѣ, видѣвшіе это, ужаснулись. Пришелъ въ страхъ и самъ неправедный судья; онъ раскаялся въ своемъ грѣхѣ и перемѣнилъ свое рѣшеніе на другое — справедливое. И здѣсь чудотворецъ поступилъ такъ изъ подражанія своему Господу. Христосъ, желая показать, что Онъ добровольно идетъ на страданія, и что, если бы захотѣлъ, Онъ легко могъ бы погубить Своихъ убійцъ, однако не погубилъ ихъ, но обнаружилъ Свою силу тѣмъ, что по одному Его слову засохла смоковница (Матѳ., 21, 19). И святый Іаковъ, подражая милосердію Господа, не судью неправеднаго предалъ казни, но сокрушилъ камень и чрезъ то научилъ судью правосудію. Такія чудесныя дѣла святаго снискали ему славу и общее почтеніе, и онъ противъ своего желанія, былъ избранъ въ епископа жителями его родного города Низибіи; самъ онъ не искалъ такого высокаго сана, даже уклонялся отъ него, уступивъ лишь усиленнымъ просьбамъ вѣрующихъ.

Оставивъ свое уединенное, пустынное житіе и поселившись съ соотечественниками, святый Іаковъ не перемѣнилъ своей пищи и одежды; на новомъ мѣстѣ онъ проводилъ прежній образъ жизни и трудился даже больше прежняго. Къ посту, земнымъ поклонамъ и ношенію рубища прибавились теперь заботы о людяхъ, — чтобы питать вдовъ и сиротъ, защищать притѣсняемыхъ, всѣмъ помогать и всѣхъ учить добродѣтели. Но зачѣмъ подробно исчислять свойственные такому сану труды и заботы о людяхъ? Объ этомъ знаютъ тѣ, кто принимаетъ на себя это иго, особенно же — любящіе и боящіеся Небеснаго Владыки, Который вручаетъ имъ питаніе словеснаго стада. Чѣмъ больше трудился святый Іаковъ въ епископскомъ санѣ, чѣмъ болѣе совершалъ онъ добрыхъ дѣлъ, тѣмъ болѣе онъ собиралъ себѣ даровъ Святаго Духа.

Однажды, когда святый шелъ въ нѣкоторое селеніе, по дорогѣ къ нему подошли нищіе и стали просить милостыни на погребеніе умершаго. При этомъ они показывали на лежащаго при дорогѣ мертвеца, который на самомъ дѣлѣ былъ живъ и лишь притворялся мертвымъ. Эти нищіе, издали увидѣвъ идущаго епископа, велѣли одному изъ нихъ притвориться мертвымъ, чтобы, съ помощію такого обмана, выпросить у епископа больше милостыни. Святитель подалъ имъ просимую милостыню и помолился объ умершемъ, чтобы Богъ простилъ ему грѣхи и упокоилъ душу его съ праведными, и пошелъ своею дорогою. По уходѣ святаго, друзья мнимаго мертвеца стали говорить ему, чтобы онъ всталъ; но тотъ лежалъ недвижимымъ, ибо и на самомъ дѣлѣ былъ мертвъ и бездыханенъ. Нищіе, увидѣвъ, что ихъ ложь обратилась въ правду, побѣжали за святымъ и, припавъ къ ногамъ его, каялись въ своемъ грѣхѣ. Ссылаясь, въ свое оправданіе, на бѣдность, они умоляли простить ихъ и воскресить умершаго. Чудотворецъ, слѣдуя примѣру милосерднаго Господа, простилъ ихъ, и, по его молитвѣ, умершій ожилъ. Это, какъ мы видимъ, подобно чуду апостола Петра, который поразилъ внезапной смертію Ананію и Сапфиру, согласившихся солгать Святому Духу и утаившихъ изъ цѣны проданнаго имущества (Дѣян. 5, 1-11). И святый Іаковъ отнялъ жизнь у человѣка, утаившаго духъ свой и ложно притворившагося мертвымъ. Но святый Петръ предалъ смертной казни утаившихъ деньги, просвѣщаемый Духомъ Святымъ и зная о кражѣ; Іаковъ же отнялъ жизнь у этого нищаго своею молитвою, не зная о хитрости, ибо онъ ложно притворился мертвымъ. Петръ не воскресилъ изъ мертвыхъ скончавшихся по его слову Ананію и Сапфиру, ибо начало спасительной проповѣди требовало устрашенія нечестивцевъ, — чтобы и прочіе имѣли страхъ; Іаковъ же, имѣя апостольскую благодать, наказалъ смертію только временно, и потомъ утѣшилъ возвращеніемъ жизни.

Вскорѣ послѣ того Арій, этотъ древнѣйшій хулитель единосущія со Отцемъ Сына Божія и Святаго Духа, изощрилъ свой языкъ противъ Творца и смутилъ весь Египетъ. Тогда величайшій изъ христіанскихъ государей Константинъ, освободившій, какъ бы второй Зоровавель [3], вселенную отъ языческаго плѣна, возсоздавшій ниспровергнутые на землю храмы Божіи и возвысившій ихъ, созвалъ первый Вселенскій соборъ святыхъ отцевъ въ Никеѣ [4]. Среди святыхъ отцевъ собора былъ и святитель Божій Іаковъ, епископъ Низибійскій, который участвовалъ въ защитѣ православія и въ отлученіи Арія отъ Церкви.

Низибія, какъ мы сказали, была въ то время подъ властію римскихъ царей. По смерти же Константина Великаго [5], персидскій царь Сапоръ [6] пришелъ со всѣмъ своимъ войскомъ и, осадивъ городъ Низибію, тѣснилъ его въ теченіе долгаго времени. Но, по молитвамъ святаго епископа Іакова, усилія его оставались напрасными, и онъ не могъ взять города. Тогда Сапоръ запрудилъ выше города камнями и землею рѣку, которая протекала чрезъ городъ, и остановилъ, такимъ образомъ, ея теченіе. Когда же воды набралось много, онъ всю ее сразу вдругъ пустилъ на городъ. Отъ сильнаго напора воды стѣны города пали, часть города оказалась затопленною. Граждане города пришли въ страхъ; персы же обрадовались, думая, что теперь городъ уже въ ихъ рукахъ. Однако, они не нападали въ тотъ день на городъ, потому что препятствовало наводненіе, и порѣшили на другой день утромъ сдѣлать общій приступъ. Съ наступленіемъ же ночи, все населеніе города, возбуждаемое и одушевляемое своимъ епископомъ, принялось за исправленіе городскихъ стѣнъ и, съ помощію его молитвъ, стѣны были возобновлены настолько, что въ городъ нельзя стало проникнуть ни конному, ни пѣшему безъ лѣстницы. Тѣмъ не менѣе городъ легко могъ быть взятымъ, если бы жители его не стали искать помощи свыше. Всѣ стали умолять святаго епископа Іакова, чтобы онъ взошелъ на городскія стѣны и проклялъ вражеское войско. Святый Іаковъ взошелъ и, увидавъ безчисленное множество персидскихъ полковъ, сталъ молить Бога — послать на нихъ комаровъ и песьихъ мухъ [7], дабы они познали силу Божію и сняли съ города осаду. Богъ услышалъ молитву раба Своего и тотчасъ навелъ на персидскій станъ цѣлую тучу комаровъ и мухъ. Укусы ихъ были настолько жестоки, что кони и слоны, будучи не въ силахъ терпѣть ихъ, порвали поводья и узды и съ неудержимой силой носились туда и сюда. Эти комары и мухи были нестерпимы не только для животныхъ, но и для самихъ персовъ, — хуже, чѣмъ тьмы вооруженныхъ воиновъ. Самъ нечестивый царь, видя, что труды его оказались напрасными, и что войско его терпитъ пораженіе отъ комаровъ и мухъ, пришелъ въ недоумѣніе и великое смущеніе. Кромѣ того, онъ увидалъ на городскихъ стѣнахъ сего божественнаго мужа, епископа Іакова, и принялъ его за царя, ибо ему казалось, что онъ одѣтъ въ царскую порфиру, и что на головѣ у него сіяетъ ослѣпительнымъ блескомъ царскій вѣнецъ. Онъ разгнѣвался на своихъ лазутчиковъ, донесшихъ ему, что въ городѣ нѣтъ царя, и предалъ ихъ смертной казни. Снявъ осаду съ города, онъ побѣжалъ въ свою землю, гонимый мухами и комарами. Такое чудо сотворилъ Господь по молитвамъ Своего угодника, который просилъ не о томъ, чтобы упалъ съ неба огонь на враговъ и попалилъ ихъ, какъ нѣкогда просилъ такого огня на пятидесятниковъ пророкъ Илія (4 Цар. 1, 10-12), и не о томъ, чтобы земля, разверзши свои уста, поглотила ихъ (Числ. 16, 31-33), но — только о томъ, чтобы посланы были на нихъ комары и мухи, и чтобы они познали Божію силу. И дѣйствительно, было явлено тогда великое чудо, ибо огромное персидское войско не могло устоять противъ ничтожныхъ насѣкомыхъ и, побѣжденное ими, бѣжало со стыдомъ. Такъ велика была благодать, какую имѣлъ отъ Бога святый Іаковъ, и такъ велико было дерзновеніе вѣры!

Достигнувъ глубокой старости, святый угодникъ почилъ о Господѣ [8]. Спустя нѣсколько времени послѣ его смерти, городъ Низибія отошелъ подъ власть персовъ. Вѣрующіе, когда выходили изъ него, взяли съ собой мощи своего заступника и вождя, святаго Іакова, при жизни котораго городъ никогда не подпалъ бы подъ власть варваровъ, ибо его защищалъ отъ нихъ великій угодникъ Божій непобѣдимою силою Христа Бога нашего, Которому со Отцемъ и Святымъ Духомъ слава во вѣки, аминь.

Примѣчанія:
[1] Низибія, или Низибида, — большой и многолюдный городъ въ провинціи Мигдоніи, въ Месопотаміи.
[2] Низибія находилась недалеко отъ персидской границы, почему путешествіе въ Персію не представляло большихь затрудненій.
[3] Зоровавель, потомокъ Давида, былъ вождемъ еврейскаго народа; подъ его предводительствомъ евреи вышли изъ плѣна вавилонскаго въ свою родную страну.
[4] Никея — городъ въ Виѳиніи, сѣверо-западной провинціи Малой Азіи. Созванный императоромъ Константиномъ первый Вселенскій соборъ состоялся въ 325 году и ввелъ въ церковное употребленіе Символъ вѣры, впослѣдствіи дополненный и законченный на второмъ Вселенскомъ соборѣ, бывшемъ въ Константинополѣ въ 381 году.
[5] Равноапостольный царь Константинъ Великій скончался въ 337 г.
[6] Сапоръ II, извѣстный подъ именемъ Великаго, Персидскій царь; царствовалъ съ 310 до 381 г. по Р. Хр.; извѣстенъ счастливыми войнами съ Римлянами, былъ жестокимъ гонителемъ христіанства.
[7] Подъ «песьими» мухами разумѣется родъ язвительныхъ мухъ или насѣкомыхъ, будто бы особенно вредныхъ для собакъ, или вообще — особенно вредныя насѣкомыя. Песьи мухи были при Моисеѣ четвертою казнію Египтянъ.
[8] Это было около 350 г. іюля 11-го. Святый Іаковъ Низибійскій, по множеству совершенныхъ имъ чудесъ, называется чудотворцемъ, а по высотѣ духовной мудрости назывался мудрымъ. Нынѣ извѣстны 18 словъ святаго Іакова на Армянскомъ языкѣ, писанныя имъ по просьбѣ святаго Григорія, просвѣтителя Арменіи. Кромѣ догматической и нравственной важности своей, наставленія святаго Іакова важны, какъ образецъ вѣрнаго толкованія Священнаго Писанія; естественно, безъ всякаго искусства и усилія, древній учитель извлекаетъ изъ Свящ. Писанія и высокіе догматы и назиданіе.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга пятая, часть первая: Мѣсяцъ Январь. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 392-398.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0