Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Январь.
День тринадцатый.

Страданіе святыхъ мучениковъ Ермила и Стратоника.

Однажды, когда Ликиній сидѣлъ на тронѣ и производилъ судъ, одинъ воинъ подошелъ къ нему и сказалъ:

— «Есть здѣсь христіанинъ, по имени Ермилъ, имѣющій среди христіанъ санъ діакона; давно уже служа Христу, онъ смѣется надъ нашими богами и надъ тобою, царь, и не хочетъ знать тебя».

Услышавъ это, царь повелѣлъ отыскать и схватить Ермила. Святый молился, воздѣвая руки къ Господу Богу своему, когда пришли къ нему посланные отъ царя. Узнавъ, что его берутъ на судъ и мученіе за Христа, онъ возрадовался и возвеселился, и послѣдовалъ за воинами не какъ насильственно ведомый, но — съ бодрою поспѣшностію, какъ будто бы шелъ для полученія почестей. Полный благороднаго мужества, предсталъ онъ предъ царемъ. Увидѣвъ его, Ликиній спросилъ:

— «Скажи намъ, точно ли ты христіанинъ, какъ мы слышали о тебѣ?»

— «Я, — отвѣчалъ Ермилъ, — не только свободно признаю себя христіаниномъ, но заявляю, что я посвященъ предъ невидимымъ Богомъ и предстою предъ Нимъ въ санѣ діакона».

— «Будь же діакономъ, то есть служителемъ [2], и нашихъ боговъ», — сказалъ царь.

На это предложеніе царя мученикъ съ презрѣніемъ отвѣтилъ:

— «Мнѣ думается, царь, — ты или глухъ или безуменъ. Я сказалъ тебѣ, что служу невидимому Богу, а не тѣмъ вашимъ идоламъ, которые, будучи видимы, сами ничего не видятъ, и не понимаютъ, что значитъ быть діакономъ. Въ обольщеніи ты почитаешь ихъ за боговъ, между тѣмъ какъ они суть бездушные и глухіе камни и деревья, издѣлія рукъ человѣческихъ, которые больше заслуживаютъ того, чтобы надъ ними смѣялись, чѣмъ — чтобы покланялись имъ».

Царь не могъ болѣе слышать свободныхъ рѣчей мученика и тотчасъ приказалъ бить его по ланитамъ особенными мѣдными орудіями, заранѣе приготовленными для мученія, и при этомъ — приговаривать:

— «Не будь, Ермилъ, дерзокъ языкомъ, почитай царя, принеси жертву богамъ и избавь себя отъ мученія».

Святый же, казалось, не только не чувствовалъ никакой боли во время сильнѣйшихъ побоевъ, но еще смѣялся надъ безсиліемъ мучителя. Потомъ, возвысивъ голосъ, онъ громко сказалъ царю:

— «Множество ранъ примешь ты самъ и страшную руку Божію познаешь на себѣ за то, что, оставивъ своего Создателя, обращаешься къ глухимъ и нѣмымъ богамъ, въ особенности же — за то, что и другихъ, какъ бы завидуя ихъ спасенію, хочешь насильственно привести къ такой же погибели».

Послѣ этого царь повелѣлъ отвести святаго Ермила на три дня въ темницу, разсчитывая, что онъ одумается и раскается въ своей смѣлости. Мученикъ же по дорогѣ воспѣвалъ:

— «Господь мнѣ помощникъ, и не убоюся, что сотворитъ мнѣ человѣкъ (Псал. 117, 6)? На Бога уповахъ, не убоюся, что сотворитъ мнѣ плоть» (Псал. 55, 5)?

При входѣ же въ темницу онъ воспѣлъ:

«Пасый Израиля вонми, наставляяй яко овча Іосифа, сѣдяй на херувимѣхъ, явися, и пріиди во еже спасти насъ» (Псал. 79, 2-3).

И Господь не забылъ раба Своего, но послалъ, для утѣшенія и укрѣпленія его, ангела, который, явившись, сказалъ ему:

— «Ермилъ! будь мужественъ, говори, не умолкай и не бойся, ибо скоро ты одержишь побѣду надъ замыслами мучителя и получишь за страданіе пресвѣтлый вѣнецъ свыше».

Такъ Богъ, вооруживъ Своего воина на подвигъ, опоясалъ его силою, укрѣпилъ руки его на борьбу и далъ мышцамъ его какъ-бы мѣдный лукъ и щитъ спасенія.

По прошествіи трехъ дней, царь снова потребовалъ Ермила на судъ и сказалъ ему:

— «Раскаялся ли ты и согласенъ ли принести жертвы богамъ, чтобы освободиться отъ предстоящихъ тебѣ мукъ? Или ты все еще одержимъ безуміемъ и самъ готовишь себѣ погибель?»

Воинъ Христовъ, во славу укрѣпившаго его Господа, мужественно отвѣчалъ на это:

— «Царь! я уже сказалъ тебѣ разъ, и тебѣ слѣдовало бы удовольствоваться моими первыми словами и болѣе не спрашивать меня. У меня есть Богъ Небесный; Имъ Однимъ я живу, Ему готовъ принести себя самого въ жертву, и отъ Него ожидаю получить великую помощь себѣ».

— «Посмотрю я, поможетъ ли тебѣ Живущій на небѣ», — сказалъ царь, и тотчасъ приказалъ шести сильнымъ и жестокимъ воинамъ растянуть его на землѣ и нещадно бить.

Святый терпѣливо переносилъ мученіе, — какъ будто-бы били не его, — и такъ молился Богу:

— «Господи Боже мой! ради меня Ты претерпѣлъ раны и побои при Понтійскомъ Пилатѣ [3]; укрѣпи же меня Самъ въ моихъ страданіяхъ за Тебя, пошли мнѣ силу перенести эти муки, чтобы чрезъ участіе въ страданіяхъ Твоихъ сдѣлаться мнѣ достойнымъ быть участникомъ и вѣчной славы Твоей».

Когда святый молился такъ, вдругъ внезапно послышался голосъ съ неба, который говорилъ:

— «Аминь, аминь, Ермилъ! чрезъ три дня ты избавишься отъ этихъ мученій и получишь великую награду за свои страданія».

Этотъ голосъ придалъ мученику великое мужество и силу, на мучителей же навелъ великій страхъ и трепетъ; они пали на землю и не могли ничего дѣлать. Пришелъ въ трепетъ и царь, однако не хотѣлъ признать силы Божіей. По его приказанію, святый мученикъ снова былъ отведенъ въ темницу.

Сторожемъ темничнымъ, которому было поручено стеречь мученика, былъ Стратоникъ. Онъ былъ тайнымъ христіаниномъ и другомъ святаго Ермила. Сердце его сокрушалось при видѣ страданій мученика, но въ то же время онъ радовался въ душѣ его мужеству и твердости, лишь не рѣшался самъ пойти на такія страданія.

Входя въ темницу, святый Ермилъ пѣлъ:

— «Господь Просвѣщеніе мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, отъ кого устрашуся» (Псал. 26, 1)?

Небесный свѣтъ свыше озарилъ его, и опять послышался голосъ, который призывалъ мужественно переносить страданія и обѣщалъ конецъ ихъ по прошествіи трехъ дней.

По-утру на другой день царь снова призвалъ святаго на судилище. Онъ предсталъ предъ нимъ съ свѣтлымъ лицемъ, веселымъ взоромъ и съ радостью въ сердцѣ. Мучитель, качая головой и смѣясь надъ мученикомъ, сказалъ:

— «Отвѣчай намъ, — какую пользу принесла тебѣ мрачная темница? убѣдили ли тебя перенесенныя страданія подчиниться царскому закону и воздать богамъ приличествующую имъ честь? или нужно будетъ придумывать еще мученія противъ упорства твоего сердца?»

— «Мрачная темница, — отвѣчалъ мученикъ, — просвѣтила меня; на душѣ у меня покойно, радостно и свѣтло, что подаетъ мнѣ добрую надежду на полученіе будущей награды; и я весьма удивляюсь, почему нисколько не разсѣевается тьма, въ которую ты погруженъ, и которая скрываетъ истину отъ твоихъ душевныхъ очей».

Когда святый обличалъ такимъ образомъ заблужденіе царя, Ликиній воскликнулъ:

— «Ты, какъ видно, ни къ чему другому не способенъ, какъ только къ тому, чтобы, по невоздержности своего языка, по дерзости и безумію, открыто глумиться надо мною. Отвѣчай же и говори прямо, принесешь ли жертву богамъ и подчинишься ли нашему приказанію, или же подвергаешь себя заслуживаемымъ тобой мученіямъ?»

— «Ты уже слышалъ, царь, что я отвѣчалъ, — сказалъ мученикъ Христовъ Ермилъ, — и ничего не услышишь отъ меня болѣе; дѣлай — что хочешь, исполняй — что задумалъ».

Разгнѣванный Ликиній приказалъ растянуть святаго нагимъ на землѣ и бить палками по животу. Святый среди истязанія имѣлъ одну радость — во Христѣ и молился, возводя къ Нему душевныя очи:

— «Боже, въ помощь мою вонми; Господи, помощи ми потщися» (Псал. 69, 2).

Терпѣніе святаго привело мучителя въ еще бóльшую ярость, и онъ приказалъ терзать животъ его орлиными когтями:

— «Пусть видитъ, — сказалъ онъ, — своими глазами внутренности свои».

Мученикъ же говорилъ:

— «Сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозѣ живѣ (Псал. 83, 3). Яко отъ тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалятъ Тя уста моя» (Псал. 62, 6).

Стратоникъ, смотря на такія нечеловѣческія мученія свя-таго Ермила, своего друга, и на растерзаніе утробы его, началъ плакать.

Увидѣвъ это, нѣкоторые изъ окружающихъ тотчасъ донесли царю, говоря:

— «Темничный сторожъ Стратоникъ не скрываетъ своего участія въ христіанскомъ заблужденіи и своей дружбы съ Ермиломъ, потому что жалѣетъ и плачетъ о немъ».

Царь, призвавъ Стратоника, спросилъ: «другъ ли ты Ермилу?»

Стратоникъ, не желая, какъ ученикъ истины, говорить неправды, и видя, что настало для него время совершить подвигъ, назвалъ себя другомъ Ермила и христіаниномъ, обличилъ бездушіе идоловъ и безуміе покланяющихся имъ и прославилъ Единаго Бога, Творца неба и земли. Разгнѣванный царь приказалъ обнажить Стратоника и бить его палками по всему тѣлу. Среди мученій, страдалецъ возводилъ очи къ своему другу, святому Ермилу, и говорилъ:

— «Молись обо мнѣ Христу, Ермилъ, чтобы Онъ помогъ мнѣ твердо и непоколебимо соблюсти вѣру и возвыситься надъ своими мучителями».

При этомъ онъ убѣждалъ Ликинія перестать покланяться слѣпымъ и бездушнымъ идоламъ и бояться наказанія отъ истиннаго Бога, въ руки Котораго впасть страшно (Евр. 10, 31).

Святаго били до тѣхъ поръ, пока онъ не замолчалъ въ изнеможеніи отъ ранъ. Послѣ этого царь приказалъ обоихъ, и Стратоника и Ермила, заключить въ темницу. Святый Стратоникъ молился и говорилъ:

— «Господи, не помяни беззаконій моихъ первыхъ» (Псал. 78, 8).

И оба взывали къ Богу:

— «Помози намъ Боже, Спасителю нашъ, славы ради имене Твоего» (Псал. 78, 9).

Въ отвѣтъ на это, послышался Божественный голосъ, который говорилъ:

— «Вы совершили теченіе, сохранили вѣру, и вамъ уготованъ вѣнецъ правды (ср. 2 Тим. 4, 7-8), который получите по-утру».

Съ наступленіемъ утра, Ермилъ былъ снова приведенъ на судилище, и Ликиній спросилъ его:

— «Принесешь ли жертву богамъ?»

— «Что прежде говорилъ тебѣ, — отвѣчалъ святый, — то повторю и теперь. Жги, сѣки, и — какъ хочешь — мучь меня, ибо я привыкъ не бояться убивающихъ тѣло, души же не могущихъ убить» (ср. Матѳ. 10, 28).

Мучитель приказалъ повѣсить святаго на деревѣ и рѣзать ножами тѣло его. Среди жестокихъ мученій святый непрерывно молился и говорилъ:

— «Будь мнѣ Помощникомъ, Господи, Спаситель мой!»

— «Не бойся: съ тобою Я, Богъ твой!» — услышалъ онъ голосъ свыше.

Послѣ этого царь осудилъ святаго Ермила на потопленіе въ рѣкѣ Истрѣ [4]. Онъ увѣщавалъ потомъ и святаго Стратоника принести жертву богамъ.

— «Иначе и ты, окаянный, — говорилъ онъ, — пострадаешь подобно своему другу».

Блаженный Стратоникъ отвѣчалъ:

— «Дѣйствительно, я былъ бы окаяннымъ, если бы послушался твоего безумнаго приказанія. Какъ же я могу желать жизни, когда мой другъ умретъ за Христа?»

— «Что же? развѣ ты хочешь умереть съ Ермиломъ?» — спросилъ Ликиній.

Святый Стратоникъ отвѣчалъ:

— «Весьма хочу! Истиннымъ друзьямъ надобно вмѣстѣ и бѣдствія переносить и благами наслаждаться. Что же для насъ пріятнѣе страданій и смерти за Христа?»

Потерявъ всякую надежду на успѣхъ, Ликиній осудилъ и святаго Стратоника на такую же смерть, — чтобы его утопили въ водѣ вмѣстѣ съ святымъ Ермиломъ.

Обоихъ святыхъ мучениковъ повели къ рѣкѣ. По дорогѣ они радостно пѣли:

— «Слава въ Вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе!» [5].

Когда воины привели ихъ къ рѣкѣ Истрѣ, то положили ихъ въ сѣти и бросили въ глубокое мѣсто; и, такимъ образомъ, рѣка приняла тѣла святыхъ мучениковъ, небо же вселило въ свои обители души ихъ [6]. На третій день вѣрующіе нашли на берегу ихъ святыя тѣла и съ честію похоронили ихъ на разстояніи восемнадцати стадій отъ города Сингидона [7]. При этомъ ихъ положили въ одномъ гробѣ, чтобы у нихъ все было: общее исповѣданіе Христа, общая темница, общія мученія, общее потопленіе, общее погребеніе тѣлъ ихъ, общая и слава на небѣ, благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, Которому со Отцемъ и Святымъ Духомъ подобаетъ всякая слава, честь и поклоненіе, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ, аминь.

Примѣчанія:
[1] Ликиній былъ сначала соправителемъ восточнаго императора Максиміана Галерія съ титуломъ Августа. По смерти Галерія, устранивъ своихъ соперниковъ, онъ въ 312 г. сдѣлался императоромъ Востока, въ то время какъ Константинъ Великій сталъ императоромъ Запада. Тогда какъ Константинъ Великій покровительствовалъ христіанамъ, Ликиній угнеталъ своихъ христіанскихъ подданныхъ, быть можетъ подозрѣвая ихъ въ сочувствіи Константину. Впослѣдствіи между Ликиніемъ и Константиномъ возгорѣлась война: Ликиній былъ разбитъ, лишенъ власти и наконецъ казненъ въ 324 г.
[2] Діаконъ — въ переводѣ съ греческаго значитъ собственно: служитель, въ смыслѣ низшаго священнослужителя.
[3] Понтійскій Пилатъ былъ римскимъ правителемъ Іудеи, при которомъ пострадалъ и преданъ былъ на смерть Господь нашъ Іисусъ Христосъ.
[4] Такъ называлась рѣка Дунай.
[5] Слова ангельскаго благовѣстія при Рождествѣ Христовѣ (Лук. 2, 14).
[6] Кончина св. мучениковъ Ермила и Стратоника послѣдовала около 315 года.
[7] Сингидонъ — нынѣ Бѣлградъ, городъ на правомъ берегу Дуная, въ нижнемъ теченіи его, столица Сербіи.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга пятая, часть первая: Мѣсяцъ Январь. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 385-392.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0