Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Январь.
День двѣнадцатый.

Страданіе святаго мученика Петра Авеcаломита.

Петръ, называемый Авесаламитомъ, уроженецъ Елевѳеропольской [1] страны, былъ схваченъ, при наступленіи гоненія на христіанъ [3], въ городѣ Авдонѣ [3]. Когда его привели на допросъ къ правителю Северу, тотъ спросилъ:

— «Какъ тебя зовутъ?»

Петръ отвѣчалъ:

— «По отцу меня зовутъ Авесаламитъ, духовное же имя, полученное мною при крещеніи, — Петръ».

— «Какого ты рода?» — спросилъ правитель.

Петръ отвѣчалъ:

— «Я христіанинъ».

— «Какого ты званія?» — спросилъ правитель.

— «Высшаго и лучшаго званія, чѣмъ званіе христіанина, я не могу имѣть», — отвѣчалъ Петръ.

— «Есть ли у тебя родители?» — спросилъ правитель.

— «Нѣтъ», — отвѣчалъ Петръ.

— «Ты лжешь, — сказалъ правитель, — ибо я слышалъ, что у тебя есть родители».

— «Въ Евангеліи мнѣ дано повелѣніе, — отвѣчалъ Петръ, — отрекаться отъ всего, когда я иду на исповѣданіе имени Господня» [4].

— «Извѣстно ли тебѣ царское повелѣніе?» — спросилъ правитель.

— «Я знаю, — отвѣчалъ Петръ, — то, что повелѣлъ мой Богъ, истинный и вѣчный Царь».

Правитель сказалъ:

— «Всемилостивые цари [5] повелѣли, чтобы всѣ христіане или принесли жертвы богамъ, или были погублены посредствомъ различныхъ казней».

Петръ отвѣчалъ:

— «А истинный вѣчный Царь заповѣдалъ, что если кто принесетъ жертву идоламъ, а не живому Богу, тотъ погибнетъ на вѣки. Разсуди по справедливости: можно ли нарушить эту заповѣдь Небеснаго Царя?»

— «Послушай меня, — сказалъ правитель, — принеси жертву богамъ и исполни приказаніе нашихъ царей».

Петръ отвѣчалъ:

— «Я не принесу жертвы издѣлію человѣческихъ рукъ — богамъ деревяннымъ и каменнымъ, которымъ вы подобны».

— «Ты оскорбляешь насъ, — возразилъ правитель. — Развѣ ты не знаешь, что я могу предать тебя смерти?»

— «Я не оскорбляю тебя, — отвѣчалъ Петръ, — но говорю то, что написано въ законѣ Господнемъ: идоли языкъ сребро и злато, дѣла рукъ человѣческихъ: уста, очи, ноздри, уши, руцѣ и нозѣ имутъ, но ниже глаголютъ, ни видятъ, ни обоняютъ, ни слышатъ, ни осязаютъ, ниже ходятъ. Господь говоритъ въ Писаніи: подобни имъ да будутъ творящіи я, и вси надѣющіися на ня (Псал. 113, 12-16). Если же Духъ Святый отъ Господа сказалъ сіе чрезъ уста пророковъ, то какъ же ты говоришь, будто бы я оскорбилъ тебя, назвавъ подобнымъ глухимъ и нѣмымъ каменнымъ и деревянвымъ идоламъ, — и даже еще и мнѣ совѣтуешь, чтобы я сдѣлался подобнымъ тебѣ».

Правитель сказалъ:

— «Послушайся меня, пожалѣй самъ себя и принеси жертву богамъ».

Петръ отвѣчалъ:

— «Именно тогда я и пожалѣю себя, если не принесу жертвы вашимъ богамъ и не отступлю отъ истины. Но такъ какъ ты — невѣрный, то посему и не вѣришь ни мнѣ, ни закону Божію, — что если кто принесетъ жертву богамъ, то погибнетъ. Но что же ты медлишь? — дѣлай, что тебѣ приказано».

— «Я еще жду, — отвѣчалъ правитель, — пока ты раздумаешь, принесешь жертву богамъ и тѣмъ избавишься отъ мученій».

— «Напрасно ждешь, — отвѣчалъ Петръ; дѣлай, что замыслилъ дѣлать, исполняй волю отца своего — діавола, ибо я не исполню вашей воли, и не допуститъ меня сдѣлать это Господь мой Іисусъ Христосъ, Которому я усердно служу».

Правитель приказалъ повѣсить его и потомъ сказалъ ему:

— «Что скажешь, Петръ? — Принесешь или нѣтъ жертву богамъ?»

— «Дай желѣзные когти, — отвѣчалъ святый, — строгай меня, ибо я не одинъ разъ говорилъ тебѣ, что не принесу жертвы никому, кромѣ единаго Бога моего, за имя Котораго я страдаю».

Правитель Северъ приказалъ жестоко мучить его. Доблестный мученикъ Божій не издалъ при этомъ ни одного стона, но только воспѣвалъ:

— «Едино просихъ отъ Господа, то взыщу: еже жити ми въ дому Господни вся дни живота моего» (Псал. 26, 4) [6].

И еще воспѣвалъ:

— «Чашу спасенія пріиму, и имя Господне призову» (Псал. 115, 4) [7].

Когда онъ говорилъ такъ, правитель пришелъ въ еще большее раздраженіе и призвалъ другихъ палачей. Стоявшій вокругъ народъ, видя текущую по землѣ въ большомъ количествѣ кровь, соболѣзнуя о святомъ, говорилъ:

— «Пожалѣй себя и принеси жертву богамъ, чтобы избавиться отъ этихъ лютыхъ мученій».

— «Эти муки, — отвѣчалъ святый Петръ, — ничто и не причиняютъ мнѣ никакой боли. Если же я отрекусь отъ моего Бога, то тогда я дѣйствительно впаду въ тягчайшія и безконечныя мученія».

Правитель сказалъ:

— «Что это говоришь ты, Петръ? — Принеси жертву богамъ, чтобы не раскаяться послѣ, когда уже будетъ поздно».

— «Не раскаюсь и не принесу жертвы», отвѣчалъ Петръ.

— «Я предамъ тебя смерти», — сказалъ правитель.

— «Этого именно я и желаю, — чтобы умереть за Бога моего», — отвѣчалъ Петръ.

Тогда правителъ произнесъ надъ нимъ слѣдующій смертный приговоръ:

— «Петра, пренебрегшаго ради закона Бога своего, повелѣніемъ непобѣдимыхъ царей, приказываю распять на крестѣ».

Такъ, доблестный воинъ Христовъ, оканчивая свой подвигъ, удостоился содѣлаться, чрезъ распятіе на крестѣ, причастникомъ страданій Владыки [8]. Мученикъ Христовъ, Петръ Авесаламитъ, пострадалъ въ городѣ Авлонѣ, когда въ Римѣ царствовалъ Максиміанъ, надъ всѣми же — Господь нашъ Іисусъ Христосъ, Которому слава во вѣки, аминь.

Примѣчанія:
[1] Елевѳерополь — Палестинскій городъ, находившійся между Средиземнымъ моремъ и Мертвымъ, на востокъ отъ Аскалона. Въ IV-мъ вѣкѣ былъ значительнымъ городомъ, нынѣ отъ него не осталось и слѣдовъ.
[2] Разумѣется гоненіе, начавшееся ок. 303 г., подъ конецъ царствованія на востокѣ Діоклитіана, на западѣ Максиміана (284-306 г.).
[3] Городъ въ Македоніи съ многолюднымъ портомъ, при заливѣ съ тѣмъ же именемъ.
[4] См. Лук. 14, 26; Матѳ. 10, 37; 19, 29; ср. Марк. 10, 29-30; Лук. 18, 29-30.
[5] Вскорѣ по вступленіи на престолъ, Діоклитіанъ избралъ себѣ въ соправители Максиміана Геркула, котораго поставилъ надъ западной половиной имперіи, оставивъ себѣ восточную. Въ 292 году онъ избралъ еще двухъ помощниковъ для управленія имперіей, съ титулосъ кесарей, Констанція Хлора и Галерія.
[6] Т. е. — св. мученикъ особенно усердно всегда молилъ Господа, чтобы Онъ не попустилъ ему отпасть отъ св. Церкви.
[7] Слова псалма св. мученикъ примѣняетъ къ себѣ въ томъ смыслѣ, что онъ принимаетъ страданія, видя въ нихъ средство къ своему спасенію и воздавая за то славословіе Богу.
[8] Т. е. удостоился претерпѣть ту же самую казнь (распятіе на крестѣ), которой былъ преданъ Іисусъ Христосъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга пятая, часть первая: Мѣсяцъ Январь.. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 380-384.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0