Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 18 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Январь.
День одиннадцатый.

Память преподобнаго Михаила Клопскаго.

Осталось доселѣ неизвѣстнымъ, откуда пришелъ въ обитель святый Михаилъ, и кто были его родители. Событіе это совершилось лѣтомъ, въ то время, когда вся братія была на утренѣ; на девятой пѣсни канона, іеромонахъ, совершавшій божественную службу, окадилъ храмъ и пошелъ покадить въ своей келліи, которая находилась около храма; нашедши келлію открытой, между тѣмъ какъ онъ ее заперъ, уходя въ храмъ, іеромонахъ вошелъ въ нее и увидѣлъ сидящаго человѣка въ иноческой одеждѣ; передъ нимъ горѣла свѣча, и онъ переписывалъ книгу Дѣяній святыхъ апостоловъ. Возвратившись въ храмъ, іеромонахъ сказалъ о видѣнномъ игумену и братіи. Тѣ, по окончаніи богослуженія, пошли къ келліи и нашли ее запертой извнутри. Игуменъ сотворилъ молитву, но отвѣтнаго возгласа изъ келліи не послѣдовало. Начали стучать въ дверь; но она оставалась запертой. Тогда игуменъ приказалъ разобрать крышу надъ сѣнями; войдя въ нихъ, нашли запертой и внутреннюю дверь. Когда, по приказанію игумена, она была взломана, и всѣ вошли въ келлію, то нашли тамъ старца, который сидѣлъ и писалъ. Настоятель спросилъ его: «скажи мнѣ, человѣкъ ты, или духъ?» Старецъ повторилъ слова игумена. Игуменъ сотворилъ молитву, старецъ произнесъ тѣ же молитвенныя слова, что и игуменъ. Тогда настоятель сталъ осѣнять пришельца крестнымъ знаменіемъ и окаждать ладономъ; старецъ же уклонялся отъ кажденія и велъ себя, какъ юродивый.

Вмѣстѣ съ братіею святый Михаилъ пошелъ въ храмъ къ литургіи, во время которой пѣлъ на клиросѣ съ монастырскими пѣвцами. Игуменъ поручилъ ему прочесть Апостолъ, и всѣ были до глубины души утѣшены красотою и вдохновенностью его чтенія. По выходѣ изъ трапезы, на которой святый исполнялъ положенное чтеніе, игуменъ ввелъ преподобнаго Михаила въ назначенную ему для жительства келлію, и съ того времени блаженный остался въ монастырѣ Живоначальныя Троицы, неся послушаніе чтеца въ храмѣ и на трапезѣ, и великое сердечное умиленіе испытывали всѣ слушавшіе его чтеніе.

Ни игуменъ, ни братія не могли узнать, однако, имени новоприбывшаго брата, откуда онъ пришелъ и каково его происхожденіе. Однажды посѣтилъ Клопскую обитель князь Константинъ Димитріевичъ [3]; услышавъ во время трапезы чтеніе святаго Михаила, князь подошелъ къ нему близко, узналъ его и сказалъ:

— «Это Михаилъ, сынъ Максимовъ».

Преподобный отвѣтствовалъ на это:

— «Одинъ Создавшій меня знаетъ, кто я».

Тогда игуменъ замѣтилъ:

— «Сынъ мой, отчего ты не скажешь своего имени?»

И святый подтвердилъ, что имя его — Михаилъ [4].

Во время житія своего въ Клопской обители преподобный Михаилъ вкушалъ только хлѣбъ и воду, притомъ одинъ разъ въ недѣлю и въ маломъ количествѣ. Когда, послѣ великихъ молитвенныхъ подвиговъ, святый испытывалъ утомленіе, то отдыхалъ, лежа прямо на землѣ; въ келліи у него не было никакого имущества, ни одежды, кромѣ той, которая покрывала его тѣло. Нѣтъ возможности разсказывать о тѣхъ великихъ трудахъ, которые подъялъ преподобный Христа ради; отъ подвиговъ и воздержанія тѣло его уподобилось какъ-бы тѣни.

Въ то время въ великомъ Новгородѣ и его окрестностяхъ была засуха, продолжавшаяся три года: пересохли не только ручьи, но и рѣки. Тогда, по молитвамъ преподобнаго Михаила, близъ монастыря произошло сотрясеніе земли и сталъ бить обильный водою ключъ, который и доселѣ служитъ на потребу и братіи, и пришлымъ людямъ [5]. Послѣ засухи, насталъ въ той области голодъ, во время котораго толпы бѣдныхъ стали приходить въ обитель за кусками хлѣба. Игуменъ, опасаясь оскудѣнія запасовъ, не зналъ, что дѣлать; но преподобный Михаилъ, указавъ на то, что Господь напиталъ семью хлѣбами четыре тысячи человѣкъ, уговорилъ игумена кормить всѣхъ голодныхъ. Когда же братія возроптали на то, преподобный повелъ ихъ съ игуменомъ въ хлѣбный амбаръ, и тѣ съ изумленіемъ увидѣли, что запасы хлѣба, по молитвамъ святаго, не уменьшались. Много пророчествовалъ преподобный Михаилъ о взятіи Великаго Новгорода [6] и, сотворивъ во имя Христово многія чудеса, мирно почилъ о Господѣ [7]. Честное и многострадальное его тѣло предано было игуменомъ съ братіею погребенію въ монастырѣ Живоначальныя Троицы [8], гдѣ подвизался преподобный Михаилъ, и положено въ правой сторонѣ соборнаго храма; здѣсь почиваетъ оно и до нашихъ дней, источая многоразличныя исцѣленія съ вѣрою притекающимъ, во славу Христа Бога нашего.

Примѣчанія:
[1] Время основанія сего монастыря точно неизвѣстно; онъ находится къ югу отъ Новгорода, въ трехъ верстахъ отъ озера Ильменя.
[2] Это было 23 іюня 1408 года, при великомъ князѣ Василіи Димитріевичѣ (1389-1425 г.) и св. митрополитѣ Фотіи.
[3] Младшій сынъ великаго князя Дмитрія Іоанновича Донскаго, родился въ 1389 году, за четыре дня до кончины отца своего. Братъ его, великій князь Василій Димитріевичъ далъ ему въ удѣлъ Тошню и Устюжну, но въ 1419 году, когда Константинъ Димитріевичъ ослушался брата, тотъ отнялъ этотъ удѣлъ, и Константинъ бѣжалъ въ Новгородъ, гдѣ ранѣе, въ 1408 году, былъ намѣстникомъ великаго князя. Въ изгнаніи онъ пробылъ два года; имъ построенъ въ Клопскомъ монастырѣ каменный храмъ во имя Живоначальныя Троицы.
[4] Преп. Михаилъ Клопскій происходилъ изъ боярскаго рода.
[5] Доселѣ въ Клопской обители показываютъ колодезь, устроенный, по преданію изъ того источника, который низведенъ молитвою блаженнаго Михаила во время засухи. 23 іюня, въ день прихода преп. Михаила въ монастырь, сюда бываетъ крестный ходъ изъ окружныхъ селъ.
[6] Однажды блаженный Михаилъ былъ въ Вяжицкомъ монастырѣ. Вдругъ онъ неожиданно очутился на колокольнѣ и сталъ звонить во всѣ колокола. На вопросы народа, что это значитъ, блаженный, юродствуя, отвѣчалъ: «нынѣ въ Москвѣ радость» — и прибавилъ, что у великаго князя родился сынъ Иванъ, который будетъ грозою для сосѣдей, завладѣетъ Новгородомъ, измѣнитъ его обычаи, отберетъ у нихъ золото и совсѣмъ покоритъ своей власти. Дѣйствительно, 22 января 1440 года родился князь Иванъ Васильевичъ, покорившій Новгородъ въ 1471 году. Новгородъ былъ окончательно присоединенъ къ московскому государству въ 1480 году.
[7] Въ Клопскомъ монастырѣ преп. Михаилъ прожилъ 44 года и преставился въ 1452 году.
[8] Память прп. Михаила положено праздновать всюду соборомъ 1547 года.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга пятая, часть первая: Мѣсяцъ Январь. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 334-337.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0