Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Январь.
День десятый.

Память преподобнаго Павла Комельскаго.

Потомъ блаженный подвижникъ отправился на Бѣлое озеро къ преподобному Кириллу въ основанную имъ обитель Успенія Пресвятыя Богородицы [5]; у преподобнаго Кирилла святый Павелъ жилъ нѣкоторое время въ уединенной келліи и затѣмъ снова удалился въ пустыню, на рѣку Одролъ. Послѣ недолгаго здѣсь уединенія преподобный Павелъ пришелъ въ Галичскую область въ великую пустынь Пресвятыя Богородицы [6], и поселился въ отшельнической келліи, но изгнанъ былъ оттуда игуменомъ пустыни, и перешелъ въ Городецъ, на Волгѣ, гдѣ и пребывалъ въ Ѳеодоровскомъ монастырѣ [7]; затѣмъ уединенно предавался иноческимъ подвигамъ въ разныхъ пустынныхъ мѣстахъ, пока не пришелъ въ Комельскій лѣсъ [8].

Здѣсь на берегу рѣчки Грязовицы преподобный поселился въ дуплѣ большаго липоваго дерева; три года прожилъ святый пустынникъ въ этомъ дуплѣ, день и ночь проводя въ молитвѣ и постѣ, со слезами работая Богу. Потомъ святый Павелъ перешелъ на то мѣсто, гдѣ нынѣ находится честная его обитель [9]; тамъ остался преподобный до конца своей жизни, пребывая въ строгомъ постѣ. Пищею служили ему хлѣбъ и вода, притомъ въ самомъ маломъ количествѣ; эту пищу онъ вкушалъ въ субботу и въ воскресенье. Въ остальные дни святый Павелъ вовсе не принималъ пищи, проводя все время въ своей уединенной келліи въ молитвенномъ славословіи. Великія лишенія претерпѣлъ блаженный пустынникъ Христа ради и многія страданія отъ бѣсовъ, и все это онъ перенесъ, вспомоществуемый благодатію Божіею.

Однажды бѣсы сдѣлали нашествіе на келлію преподобнаго и намѣревались ее разрушить, но блаженный Павелъ не испугался бѣсовскихъ козней и посрамилъ діавола силою креста Христова. Въ другой разъ на святаго напали разбойники, нанесли ему жестокіе побои и, ограбивъ келлію, оставили пустынника связаннымъ по рукамъ и ногамъ. Нѣсколько дней пролежалъ преподобный въ келліи, пока не пришли въ пустыню, по внушенію Божію, добрые люди и развязали блаженнаго старца. Все это безропотно переносилъ преподобный ради имени Христова. Къ отшельнической келліи преподобнаго пустынника во множествѣ слетались лѣсныя птицы; сюда же приходили и дикіе кровожадные звѣри, которые становились кроткими по молитвамъ святаго, и исполняли все, что приказывалъ имъ блаженный отецъ.

Много разъ слышалъ святый Павелъ церковный звонъ на томъ мѣстѣ, гдѣ поселился, и видѣлъ свѣтъ на одномъ мѣстѣ, гдѣ впослѣдствіи сооруженъ былъ храмъ во имя Пресвятыя Троицы. Въ сопровожденіи ученика своего Алексія преподобный отправился въ Москву и повѣдалъ объ этомъ небесномъ откровеніи святому митрополиту Фотію [10]. Святитель благословилъ преподобнаго построить храмъ въ его пустынѣ, поставилъ Алексія въ санъ пресвитера и, давъ богатую милостыню на сооруженіе храма, отпустилъ святаго съ миромъ. Возвратившись въ Комельскую пустыню, преподобный построилъ храмъ во имя Живоначальныя Троицы [11], собралъ братію и устроилъ обитель, настоятелемъ которой поставилъ упомянутаго выше іеромонаха Алексія. Самъ же блаженный отецъ нашъ Павелъ жилъ по прежнему въ уединенной своей келліи, приходилъ въ монастырь только въ субботу и въ день воскресный, и поучалъ тогда своихъ учениковъ; жилъ по заповѣдямъ Господнимъ и по уставамъ святыхъ отецъ [12].

Въ то время татары напали на городъ Кострому, сожгли его и опустошали окрестныя поселенія; множество православныхъ христіанъ было тогда перебито невѣрными а другіе захвачены въ плѣнъ и отведены въ рабство вмѣстѣ съ женами и дѣтьми [13]. Вскорѣ послѣ того преподобный Павелъ преставился ко Господу отъ трудовъ временной сей жизни въ вѣчный неизреченный покой, оставивъ въ своихъ ученикахъ свѣтлое о себѣ воспоминаніе. Скончался преподобный 10 января 1429 года; житія его было 112 лѣтъ [14].

Примѣчанія:
[1] Около 1367 года.
[2] Нынѣ Троице-Сергіева лавра.
[3] Монастырь Рождества Христова, въ Угличскомъ уѣздѣ, на Прилукѣ, значился подвѣдомымъ Свято-Троицкой Сергіевой лаврѣ и въ позднѣйшее время.
[4] Преподобный Павелъ проходилъ въ Троицкой Сергіевой обители послушанія на поварнѣ и въ трапезной. Благословляя св. Павла на пустынножительство, преподобный Сергій вручилъ ему животворящій крестъ, доселѣ хранящійся въ Обнорской обители святаго Павла.
[5] Кирилловъ Бѣлозерскій монастырь, основанный преп. Кирилломъ (память его 9 іюня), находится въ уездномъ городѣ Кирилловѣ, Новгородской губ., въ 602 верстахъ отъ Новгорода; во времена свв. Кирилла и Павла ближайшій городъ въ томъ краѣ Бѣлозерскъ былъ въ 37 верстахъ отъ монастыря.
[6] Чухломской Аврааміевъ монастырь (великія пустыни) положенія пояса Пресвятыя Богородицы, находился въ Галичскомъ уѣздѣ, Костромской губ. Онъ основанъ преп. Аврааміемъ Галичскимъ, ученикомъ преп. Сергія Радонежскаго; вскорѣ же по основаніи, преп. Авраамій покинулъ этотъ монастырь, и въ 13 верстахъ отъ него учредилъ Вочскую обитель, гдѣ и скончался въ 1375 г. Память его 20 іюля.
[7] Нынѣ заштатный монастырь въ Балахнинскомъ уѣздѣ, Нижегородской губ., при селѣ (прежде городѣ) Городцѣ, на лѣвомъ берегу Волги; основанъ въ 1164 году великимъ княземъ Георгіемъ Всеволодовичемъ. Въ монастырѣ хранится келлія, въ которой 4 ноября 1263 года послѣдовала кончина св. Александра Невскаго, возвращавшагося изъ орды.
[8] Комельскій лѣсъ въ Обнорской волости простирался во всю южную полосу Вологодской области, пересѣкаемый рѣками Обнорой, Нурмой, Комелой съ ихъ многочисленными притоками.
[9] Въ 15 верстахъ отъ уѣзд. города Грязовца, Вологодской губ., на берегу рѣки Нурмы, притока Обноры, которая протекаетъ по Вологодской и Ярославской губ. и впадаетъ въ р. Кострому.
[10] Св. Фотій былъ митрополитомъ всероссійскимъ съ 1410 по 1431 г. (рукоположенъ въ 1408 г.).
[11] Соорудивъ храмъ, преподобный Павелъ письменно просилъ у св. митрополита Фотія антиминсъ на освященіе церкви и благословеніе устроить обитель и собрать братію. Святитель послалъ ему антиминсъ при граматѣ, въ которой благословилъ учрежденіе монастыря и преподалъ наставленіе преподобному и братіи. «Когда ты былъ у меня, — пишетъ святитель, — помнишь, сынъ мой, самъ ты много говорилъ, какимъ надобно быть духовному настоятелю. Ему должно быть образцомъ для всѣхъ: въ день великаго суда онъ будетъ давать отвѣтъ за души, ввѣренныя ему. О томъ же пишу и я». Въ наставленіяхъ братіи святитель убѣждаетъ ихъ твердо и непоколебимо исполнять иноческіе обѣты.
[12] Преподобный Павелъ завѣщавалъ братіи сохранять общежительные уставы Пахомія Великаго и Ѳеодосія киновіарха, не дозволялъ, чтобы иноки считали что-либо своимъ, но все было бы общее; въ келліяхъ не должно было быть ничего, кромѣ иконы и книгъ, даже кваса; утолять жажду иноки должны были въ трапезной; въ церкви, въ трапезной и на работахъ преподобный заповѣдалъ соблюдать безмолвіе, пропитаніе пріобрѣтать трудами рукъ своихъ и не забывать нищихъ.
[13] Татары опустошили Кострому 6 января 1429 года. Въ этотъ самый день, когда ученики пришли къ преподобному, онъ вздохнулъ и прослезился; на вопросъ пришедшихъ о причинѣ сего, св. Павелъ сказалъ: «въ этотъ день и часъ нечестивые татары, взявъ городъ Кострому, предали его огню и мечу, многихъ увели въ плѣнъ, — и все это за наши грѣхи, за то, что ходимъ въ воляхъ сердецъ нашихъ».
[14] Преподобный Павелъ причтенъ къ лику святыхъ на Московскомъ соборѣ 26 февраля 1547 года; св. мощи его почиваютъ подъ спудомъ въ соборномъ храмѣ Обнорской обители.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга пятая, часть первая: Мѣсяцъ Январь. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 305-309.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0