Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 20 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Январь.
День десятый.

Житіе преподобнаго Маркіана.

— «Если бы ты имѣлъ дочь и захотѣлъ бы обручить ее невѣстою какому либо знатнѣйшему человѣку, развѣ ты не истратилъ бы множества золота, чтобы украсить ее драгоцѣнными нарядами? Итакъ нынѣ, — вознамѣрившись устроить церковь прекраснѣйшей невѣстѣ Христовой, которая обручилась Краснѣйшему добротою паче сыновъ человѣческихъ (Псал. 44, 3) [9] и пролила за Него свою кровь, — буду ли я жалѣть своего имущества и не тѣмъ ли болѣе позабочусь о такомъ украшеніи?»

Такимъ щедрымъ и доброхотнымъ дателемъ на благолѣпіе святыхъ храмовъ былъ блаженный; для себя же самого онъ былъ скупъ и немилостивъ — не только совершенно отвергалъ украшеніе одеждъ и покрывался худымъ одѣяніемъ, но иногда снималъ съ себя и эту самую худую и необходимую одежду и отдавалъ ее просящимъ, какъ это можно видѣть изъ слѣдующаго. Когда церковь святой Анастасіи была выстроена и украшена со всякимъ благолѣпіемъ, наступило освященіе ея въ самый день памяти сей мученицы, 22-го декабря, въ который она нѣкогда страдальчески скончалась за Христа. Святѣйшій патріархъ Геннадій [10] со всѣмъ клиромъ и царь со всѣмъ синклитомъ и народомъ совершали торжественное шествіе къ этой церкви, перенося мощи святой мученицы Анастасіи изъ малой ветхой церкви въ новую большую, созданную Маркіаномъ. Когда, во время этого шествія, преподобный Маркіанъ, вмѣстѣ съ прочими пресвитерами, шелъ одѣтый въ фелонь [11] предъ колесницей, на которой были мощи святой, какой-то убогій, подойдя, просилъ у него милостыни. Онъ же, не имѣя при себѣ ничего, кромѣ одной одежды (никогда въ теченіе своей жизни онъ не пріобрѣталъ даже двухъ перемѣнъ одеждъ) и не желая отпустить нищаго ни съ чѣмъ, незамѣтно отдѣлился отъ всѣхъ и пошелъ въ укромное мѣсто; снявъ съ себя одежду, онъ отдалъ ее нищему, и остался одѣтымъ по нагому тѣлу въ фелонь, совершивъ дѣло по слову Господню: просящему у тебе дай (Матѳ. 5, 42). По возвращеніи въ свой рядъ, онъ, какъ и прежде, шелъ между пресвитерами, между тѣмъ какъ никто не зналъ о сдѣланномъ имъ. Когда всѣ вошли въ церковь, совершили освященіе и съ честію положили мощи святой мученицы Анастасіи, святѣйшій патріархъ повелѣлъ совершать вмѣстѣ съ нимъ божественную литургію и блаженному Маркіану. При наступленіи времени умовенія рукъ, Маркіанъ закрывался своею фелонью, озираясь, чтобы не увидалъ кто, что онъ нагъ. Бывшіе тамъ пресвитеры и діаконы, посмотрѣвъ на него, увидѣли подъ фелонью его нѣкоторую дивную одежду, блещущую золотомъ подобно царской драгоцѣнной порфирѣ. При этомъ, одни удивлялись, другіе негодовали, говоря въ себѣ, что не должно пресвитеру ходить и совершать литургію въ такой одеждѣ. Особенно же эту чудесную одежду, которою Богъ покрывалъ наготу Своего раба, всѣ видѣли тогда, когда онъ приступилъ причаститься Пречистыхъ и Животворящихъ Таинствъ. Нѣкоторые изъ пресвитеровъ сказали объ этомъ святѣйшему патріарху Геннадію.

Патріархъ сказалъ:

— «И я видѣлъ то, что вы говорите».

По окончаніи службы, онъ призвалъ преподобнаго Маркіана въ сосудохранилище [12] и началъ укорять его, говоря:

— «Что это ты дѣлаешь, братъ, — украшаешься одеждами сверхъ обычая? Хорошо-ли тебѣ служить литургію въ такой одеждѣ, которая болѣе прилична царю, чѣмъ пресвитеру?»

Преподобный припалъ со смиреніемъ къ его ногамъ, говоря:

— «Прости меня, Владыко, — я не дѣлалъ того, что вы говорите. Я съ юности не привыкъ носить красивыхъ и драгоцѣнныхъ одеждъ, — сталъ-ли бы теперь одѣваться въ нихъ?»

— «Мы всѣ видѣли тебя въ царской одеждѣ, — зачѣмъ ты запираешься?» — сказалъ ему патріархъ и повелѣлъ поднять его на ноги.

Открывъ фелонь, увидѣли его нагое тѣло и удивились. На вопросы патріарха блаженный долженъ былъ, противъ своего желанія, откровенно разсказать все, что было, — какъ онъ отдалъ нищему, ради Христа, послѣднюю одежду. Всѣ, слышавшіе это и видѣвшіе у него подъ фелонью царскую одежду, прославили Бога, подающаго такую тайную благодать любящимъ Его. Съ того времени многимъ стала извѣстна его, исполненная милосердія, жизнь.

Преподобный до такой степени претерпѣвалъ добровольную нищету и пренебрегалъ имуществомъ, что однажды, когда, походивъ гдѣ-то подъ дождемъ, промочилъ свою одежду, то, возвратясь въ свою комнату и заперевъ за собою двери, разжегъ угли и началъ сушить эту мокрую одежду, ибо не имѣлъ для обычнаго употребленія другой. Въ это время патріарху случилось потребовать къ себѣ иконома для нѣкотораго дѣла. Когда посланные пошли звать Маркіана, то нашли комнату его запертою и, стоя снаружи, звали, чтобы онъ скорѣе шелъ къ патріарху. Онъ обѣщался придти, и не приходилъ, потому что еще не высохла одежда его. Одинъ изъ нихъ, посмотрѣвъ въ скважину, увидѣлъ, что онъ сушитъ надъ углями свою одежду, и сказалъ бывшимъ съ нимъ. Возвратившись, они сообщили это патріарху.

— «Не удивляйтесь этому, — сказалъ патріархъ, — Маркіанъ съ юности научился добровольной нищетѣ и смиренію, всецѣло посвятивъ себя Единому Богу; онъ на дѣлѣ исполняетъ Апостольское слово: имѣя пищу и одежду, довольствуется симъ» (1 Тим. 6, 8).

Слышавшіе это восхвалили Бога, у Котораго есть таковые служители Его. За такую добродѣтельную жизнь Богъ далъ ему даръ чудотвореній — изгонять бѣсовъ и исцѣлять больныхъ. Однажды, когда совершался праздникъ въ церкви святой Анастасіи, и собралось множество народа, нѣкоторая женщина, будучи беременна, поднялась, по причинѣ тѣсноты внутри церкви, на церковную кровлю, но случайно упала оттуда на землю и умерла. Святый Маркіанъ, будучи не въ силахъ видѣть, что праздникъ омрачается рыданіями, поднялъ вверхъ свои руки и усердно помолился Богу. И женщина эта внезапно ожила и встала на ноги свои здоровою, живъ оказался и носимый ею во чревѣ плодъ; народъ же дивился этому преславному чуду.

Однажды въ Константинополѣ случился великій пожаръ, и когда огонь уже окружилъ церковь святой Анастасіи, преподобный Маркіанъ взошелъ на кровлю храма и, поднявъ руки къ небу, молился. И тотчасъ огонь обратился назадъ и удержалъ свой неукротимый пламень, и, молитвами святаго, какъ великими водами, онъ былъ совершенно погашенъ, нисколько не повредивъ церковнаго зданія.

Преподобный Маркіанъ создалъ церковь и другой мученицѣ, святой Иринѣ [13], на томъ мѣстѣ, при морѣ, гдѣ былъ ветхій и уже разрушавшійся храмъ въ честь ея, и обновилъ другіе бывшіе тамъ же, по близости, храмы святаго Ѳеодора и святаго Исидора, снабдивъ ихъ всѣмъ потребнымъ. Достигнувъ глубокой старости, передъ своей блаженной кончиной, онъ ходилъ ночью по улицамъ — и гдѣ находилъ лежащаго мертвымъ, омывалъ его и одѣвалъ. При этомъ онъ говорилъ мертвецу:

— «Встань, братъ, поцѣлуемся!»

Мертвецъ, вставъ по слову святаго, цѣловалъ его въ уста и снова опочивалъ. Святый спасъ много блудницъ, то увѣщаніями, то щедрою помощью склоняя ихъ избрать себѣ мужа и жить по закону: тѣхъ же, которыя предавались такому образу жизни подъ вліяніемъ нищеты, онъ обращалъ къ цѣломудренной жизни, тайно надѣливъ и обезпечивъ ихъ изъ вышеупомянутыхъ родительскихъ имѣній. Сего блаженнаго мужа пріобрѣлъ Себѣ Богъ, восхвалили Ангелы, почтили святители, благоговѣли предъ нимъ цари; народы дивились ему и прославляли за него Бога; бѣсы же боялись его и избѣгали. Святый Маркіанъ преставился ранѣе окончанія и освященія церкви въ честь святой Ирины. При кончинѣ онъ говорилъ:

— «Господи! въ руцѣ Твои предаю обѣихъ сихъ: душу, которую Ты Самъ создалъ, и церковь, которую я создалъ по волѣ Твоей».

Тѣло святаго Маркіана со славою было погребено въ монастырѣ святаго Іоанна Предтечи, который называется еще и Даніиловымъ монастыремъ, близъ церкви святаго мученика Мокія. А объ окончаніи сооруженія церкви святой Ирины позаботилась, по смерти преподобнаго, благочестивая царица Верина, супруга царя Льва Великаго [14], который воцарился послѣ Маркіана и Пульхеріи; она окончила ее, украсила крышу золотомъ и внутри отдѣлала церковь съ всевозможнымъ великолѣпіемъ, въ память преподобнаго Маркіана и въ честь Самого Христа Бога, Которому слава со Отцемъ и Святымъ Духомъ во вѣки, аминь.

Примѣчанія:
[1] Маркіанъ царствовалъ съ 450-457 г. При немъ былъ 4-ый Вселенскій Соборъ (въ 451 г.). Пульхерія была сестра предыдущаго императора Ѳеодосія ІІ (съ 408-450 г.) и жена императора Маркіана. Она имѣла значительное и доброе вліяніе на дѣла правленія. Пульхерія причислена Церковію къ лику святыхъ. Память ея празднуется 10 сентября.
[2] Здѣсь разумѣется столица греко-римской имперіи и нынѣшняго Итальянскаго королевства. Называется этотъ Римъ «древнимъ» — въ отличіе отъ Константинополя, который св. Константинъ Великій сдѣлалъ своею столицею, почему впослѣдствіи этотъ городъ стали называть «новымъ» Римомъ.
[3] Т. е. — любилъ посѣщать храмъ Божій и пребывать въ немъ. Выраженіе заимствовано изъ Псал. 83, ст. 11.
[4] Клирикъ — отъ слова «клиръ», означающаго, съ греческаго, наслѣдіе (Божіе). Такъ издревле называлась церковная іерархія вмѣстѣ съ лицами, занимавшими и различныя низшія должности при служеніи въ церкви (пѣвцовъ, чтецовъ. и т. п.), ибо все это — лица, посвятившія себя на особое и непосредственное служеніе Богу.
[5] Смыслъ этого выраженія тотъ, что истинный (духовный) возрастъ человѣка опредѣляется не количествомъ прожитыхъ лѣтъ, а достигнутой степенью мудрости и нравственной чистоты жизни. Высокаго совершенства въ томъ и другомъ отношеніи можно достигнуть и въ молодыхъ годахъ, равно какъ, наоборотъ, сѣдины старости могутъ соединяться въ человѣкѣ съ дѣтскимъ неразуміемъ и крайнею нравственною неразвитостію.
[6] Должность иконома появилась въ Церкви въ IV в., съ умноженіемъ церковныхъ имуществъ, и 4-й Вселенскій Соборъ, въ 26 правилѣ, говоритъ о ней, какъ о давно уже существующей. На обязанности иконома лежало завѣдываніе церковными имуществами, особенно недвижимыми, и церковнымъ хозяйствомъ, подъ наблюденіемъ епископа. На эту должность избирались и пресвитеры, и діаконы, и даже не имѣвшіе іерархической степени клирики, если они извѣстны были своею честностію и умѣлостію.
[7] Т. е. собора св. Софіи въ Константинополѣ.
[8] Здѣсь разумѣется святая великомученица Анастасія Узорѣшительница, пріявшая мученическую кончину при Діоклитіанѣ около 304 г.
[9] Т. е. — Прекраснѣйшему (болѣе) сыновъ человѣческихъ, Христу.
[10] Святый Геннадій патріаршествовалъ съ 458-471 гг.
[11] Фелонью называлась въ древности верхняя длинная, безъ рукавовъ, одежда, покрывавшая тѣло со всѣхъ сторонъ, подобная той, какую носили Христосъ и Апостолы (2 Тим. 4, 13), почему Церковь и приняла ее въ число священныхъ облаченій. При этомъ у насъ въ Россіи, для удобства при священнодѣйствіяхъ, передняя сторона ея обрѣзывается, въ Греціи же она и по сіе время сохраняетъ древнюю форму, и св. Маркіанъ могъ такимъ образомъ совершенно прикрывать ею наготу тѣла, пока не пришлось дѣйствовать, при богослуженіи, руками.
[12] Въ помѣщеніе, гдѣ хранились запасные священные сосуды и священныя облаченія.
[13] Здѣсь разумѣется святая великомученица Ирина, пострадавшая въ Ефесѣ въ концѣ I или началѣ II вѣка, 5-го мая. Память ея особенно чтилась въ Константинополѣ, гдѣ ей было посвящено нѣсколько великолѣпныхъ храмовъ.
[14] Левъ I Великій умеръ въ 474 году. Такъ какъ, по житію, Верина окончила сооруженіе церкви при жизни мужа, и такъ какъ вышеупомянутое прекращеніе пожара по молитвѣ св. Маркіана относятъ къ 471 г., то смерть святаго нужно полагать между 471-474 гг.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга пятая, часть первая: Мѣсяцъ Январь. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 300-305.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0