Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Январь.
День десятый.

Житіе святаго отца нашего Григорія, епископа Нисскаго.

Въ царствованіе Валента [11] святый Григорій Нисскій подвергся несправедливымъ гоненіямъ со стороны правителей — аріанъ [12]. Намѣстникъ Понта [13] Демосѳенъ составилъ въ Анкирѣ [14] изъ покорныхъ правительству епископовъ соборъ, на которомъ Григорій былъ ложно обвиненъ въ неправильномъ употребленіи церковнаго имущества и лишенъ каѳедры. По приказанію Демосѳена, святый былъ схваченъ и подъ стражей отправленъ въ Анкиру, причемъ дорогою много пострадалъ отъ грубости воиновъ. Потомъ онъ рѣшился бѣжать и, ускользнувъ отъ стражи, скрылся въ безопасное мѣсто. На слѣдующій годъ былъ созванъ новый соборъ изъ епископовъ Понта и Галатіи въ самой Ниссѣ; святый Григорій не явился на судъ и снова былъ заочно низложенъ. Но, лишенный каѳедры, Григорій не оставался въ бездѣйствіи: онъ переходилъ изъ одного мѣста въ другое, чтобы утверждать православіе и утѣшать православныхъ. По смерти Валента, святый Григорій былъ возвращенъ къ своей каѳедрѣ и съ восторгомъ встрѣченъ своей паствой. Вскорѣ послѣ того онъ огорченъ былъ смертію святаго Василія Великаго [15], котораго онъ глубоко любилъ и уважалъ, какъ своего наставника. Въ годичную память почтилъ онъ его надгробнымъ словомъ и, изъ благодарнаго уваженія къ нему, какъ къ своему наставнику, окончилъ его описаніе шести дней творенія, гдѣ недоставало описанія человѣка, и гдѣ другіе желали видѣть рѣшенными еще нѣкоторые недоумѣнные вопросы. Въ томъ же году святый Григорій Нисскій принималъ участіе въ Антіохійскомъ соборѣ [16]. На этомъ соборѣ опредѣлено было послать опытнаго въ дѣлѣ вѣры мужа для обозрѣнія церквей въ Аравіи и Палестинѣ, гдѣ оскорбляли вѣру ереси антикомаріанъ, не чтившихъ непорочнаго дѣвства Богоматери, и коллиридіанъ, чтившихъ Богоматерь, какъ божество. Для утвержденія мира и вѣры избранъ былъ святый Григорій. Передъ отправленіемъ въ это путешествіе, онъ посѣтилъ свою старшую сестру, блаженную Макрину [17]. По погребеніи ея, онъ съ успѣхомъ окончилъ въ Аравіи данное ему на Антіохійскомъ соборѣ порученіе; но въ Іерусалимѣ, гдѣ съ благоговѣйною радостію онъ посѣтилъ священныя мѣста, не могъ совершить всего того, что было ему поручено, и со скорбію писалъ, что грѣхи и заблужденія и тамъ находятъ крѣпкую защиту въ сердцахъ людей. Между тѣмъ въ отсутствіе святаго Григорія въ его епархію снова было занесено аріанство, которое ему съ трудомъ удалось побороть по возвращеніи домой. Въ то же время онъ принималъ участіе въ избраніи епископовъ для Иворы и Севастіи [18] по просьбѣ жителей, опасавшихся, что преемниками почившихъ епископовъ будутъ еретики. Когда, въ царствованіе Ѳеодосія Великаго [19], былъ созванъ въ Константинополѣ второй Вселенскій соборъ противъ духоборца Македонія [20], то и святый Григорій Нисскій былъ тамъ же, вмѣстѣ съ другими святыми отцами, поборникомъ благочестія, возражая и посрамляя противниковъ силою истины, на основаніи Божественнаго Писанія. На этомъ соборѣ, стараніемъ святаго Григорія, дополненъ былъ никейскій символъ вѣры членомъ о Святомъ Духѣ, причемъ къ символу были присоединены еще девятый, десятый, одиннадцатый и двѣнадцатый члены. Вообще Григорій Нисскій былъ однимъ изъ главныхъ дѣятелей собора.

Вмѣстѣ съ другими епископами онъ участвовалъ также въ утвержденіи святаго Григорія Богослова въ званіи Константинопольскаго архипастыря и читалъ ему и блаженному Іерониму [21] свое сочиненіе противъ Евномія [22]. Когда противъ святаго Григорія Богослова возникла ожесточенная борьба со стороны нѣкоторой части духовенства, зараженнаго еретическими лжеученіями или расположеннаго къ еретикамъ, вслѣдствіе чего онъ долженъ былъ оставить Константинопольскую каѳедру, — святый Григорій Нисскій, вмѣстѣ со многими другими, всячески старался разрушить эту вражду, но, не будучи въ состояніи сдѣлать это, преподалъ совѣты о вѣрѣ и новомъ призваніи преемнику Григорія Богослова Нектарію [23], избранному изъ оглашенныхъ. Во время пребыванія своего въ Константинополѣ, святый Григорій Нисскій произнесъ двѣ проповѣди — одну по случаю избранія святаго Григорія Богослова епископомъ столицы, другую — надгробную, на погребеніи Мелетія, патріарха Антіохійскаго [24].

Вскорѣ послѣ втораго Вселенскаго собора, Григорію пришлось переѣзжать изъ одной церкви въ другую для приведенія въ порядокъ церковныхъ нестроеній и утвержденія православія, такъ какъ на второмъ Вселенскомъ соборѣ онъ былъ объявленъ въ числѣ трехъ архипастырей охранителемъ православія для Понта. Въ 383 году святый Григорій Нисскій былъ на соборѣ въ Константинополѣ, гдѣ произнесъ слово о Божествѣ Сына и Духа Святаго. Въ 386 году онъ снова былъ въ Константинополѣ и здѣсь ему, какъ знаменитому оратору, было поручено произнести слово надъ гробомъ любимой всѣми императрицы Плакиллы [25]. Въ 394 году онъ снова присутствовалъ въ Константинополѣ на соборѣ, созванномъ для рѣшенія вопросовъ по церковнымъ дѣламъ Аравіи [26].

Паству свою святый Григорій, какъ пастырь вѣрный и истинный, ревностно утверждалъ въ вѣрѣ и благочестіи; случалось, что по нѣскольку дней сряду говорилъ онъ ей поученія. Въ то же время онъ былъ ходатаемъ и защитникомъ несчастныхъ предъ судьями, отличался сострадательностью къ нищимъ, терпѣливостью, миролюбіемъ и прямодушіемъ. Достигнувъ глубокой старости, святый Григорій почилъ о Господѣ [27], оставивъ послѣ себя много полезныхъ и драгоцѣнныхъ для святой Церкви писаній [28].

Примѣчанія:
[1] Это видно уже изъ того, что святый Григорій Нисскій называетъ Василія Великаго своимъ учителемъ и отцомъ. Что касается года рожденія святаго Григорія, то онъ неизвѣстенъ.
[2] См. о семъ, равно какъ о родителяхъ святаго Григорія Нисскаго, въ житіи св. Василія Великаго подъ 1-мъ января.
[3] Каппадокія — провинція римской имперіи, находилась на востокѣ Малой Азіи и извѣстна была во времена Василія Великаго образованностію своихъ жителей. Въ концѣ XI вѣка Каппадокія подпала подъ власть турокъ и доселѣ принадлежитъ имъ. Кесарія — главный городъ Каппадокіи; Церковь Кесарійская издавна славилась образованностію своихъ архипастырей. Св. Григорій Богословъ, здѣсь положившій начало своему образованію, называетъ Кесарію столицей просвѣщенія.
[4] Риторика — наука, содержащая въ себѣ правила краснорѣчія.
[5] Философія (въ переводѣ съ греч. любомудріе) наука мудрости, — занимается, на основаніи изысканій человѣческаго разума, высшими, отвлеченными вопросами бытія: о сущности бытія, о Богѣ, о началѣ и законахъ міра и человѣка, о предназначеніи человѣка и конечныхъ цѣляхъ существованія міра и т. д.
[6] Юліанъ Отступникъ — римскій императоръ, царствовалъ съ 361-363 г. Не воздвигая открытаго гоненія на христіанъ, онъ, однако, стремился истребить христіанство и возстановить язычество, для чего принималъ всяческія мѣры.
[7] Святый Григорій Богословъ (Назіанзинъ) — великій вселенскій учитель, другъ и сподвижникъ св. Василія Великаго. Память его — 25-го января.
[8] О монастырѣ св. Василія Великаго въ Понтійской пустынѣ, при р. Ирисѣ, см. въ житіи свт. Василія Великаго.
[9] Это было въ началѣ 372 года. — Нисса — городъ въ сѣверо-западной части Каппадокіи (обширной восточной области Малой Азіи).
[10] Діаконисса — съ греческаго языка: служительница. Такъ назывался особый родъ служебныхъ лицъ въ Церкви, учрежденіе которыхъ восходитъ къ временамъ апостольскимъ (Рим. 16, 1; ср. 1 Тим., 5, 3-10). На должность діакониссъ большею частію избирались пожилыя (не моложе 40 лѣтъ) дѣвственницы или вдовы. Обязанностью ихъ было наставлять обращающихся женъ и дѣвицъ, какъ онѣ должны держать себя во время крещенія, прислуживать епископу при ихъ крещеніи и вмѣсто него совершать помазаніе другихъ частей тѣла, кромѣ чела, наблюдать за порядкомъ и благочиніемъ среди женщинъ во время богослуженія, посѣщать больныхъ, бѣдствующихъ и заключенныхъ въ темницахъ, служитъ исповѣдникамъ и мученикамъ, содержимымъ подъ стражей, помогать неимущимъ и т. под. Относительно діакониссъ есть нѣсколько каноническихъ правилъ, а именно IV-го Вселенскаго собора правило 15-е, VI-го — правило 14-е и св. Василія Великаго правило 44-е.
[11] Валентъ — императоръ восточной половины Римской имперіи, царствовалъ съ 364-378-й годъ.
[12] Аріанская ересь получила свое названіе отъ александрійскаго пресвитера Арія, учившаго, что Сынъ Божій не рождается предвѣчно отъ Бога Отца, а сотворенъ Имъ изъ небытія во времени, не единосущенъ и не равночестенъ Ему. Эта ересь клонилась къ ниспроверженію всего христіанства.
[13] Понтъ — сѣверо-восточная область Малой Азіи, на берегу Чернаго моря, отъ котораго и получила свое наименованіе (Понтъ — въ переводѣ съ греч. — означаетъ собственно море, и Черное море въ древности именовалось Понтомъ Евксинскимъ).
[14] Анкира — весьма древній цвѣтущій городъ Галатіи (небольшая провинція Малой Азіи, лежащая между Фригіей, Виѳиніей, Понтомъ и Каппадокіей, въ средней части Малой Азіи) — нынѣ Ангора; до сихъ поръ остается однимъ изъ важнѣйшихъ торговыхъ городовъ Малой Азіи. — Соборъ въ Анкирѣ противъ святаго Григорія и низложеніе его послѣдовали въ 375 году.
[15] Въ 379-мъ году.
[16] Антіохійскій соборъ былъ въ 379-мъ году.
[17] Плодомъ бесѣды святаго съ его умирающей праведной сестрой было впослѣдствіи сочиненіе Григорія о «душѣ» и «воскресеніи».
[18] Ивора и Севастія — города Каппадокіи.
[19] Ѳеодосій Великій — римскій императоръ — царствовалъ съ 379-395 г.; былъ ревностнымъ покровителемъ христіанства и поборникомъ православія противъ еретиковъ.
[20] Македоній былъ патріархомъ Константинопольскимъ съ 341-360 г. съ перерывами. Онъ былъ основателемъ ереси, неправильно учившей о Святомъ Духѣ. Духа Святаго онъ не признавалъ Богомъ, а считалъ Его тварнымъ существомъ, не имѣющимъ участія въ Божествѣ и славѣ Отца и Сына. II-й Вселенскій Соборъ, въ 381 г., осудилъ эту ересь и утвердилъ православное ученіе о Святомъ Духѣ, какъ Истинномъ Богѣ. Сверхъ того, на этоимъ соборѣ былъ пересмотрѣнъ Никейскій Символъ вѣры. Прибавивъ къ нему пять новыхъ членовъ (8-12), гдѣ предложено ученіе о Святомъ Духѣ, о Церкви и таинствахъ, о вѣрѣ въ воскресеніе мертвыхъ и жизнь будущаго вѣка, — соборъ придалъ ему тотъ видъ, въ какомъ онъ сохранился до настоящаго времени.
[21] Блажен. Іеронимъ Стридонскій, — одинъ изъ великихъ учителей западной церкви (330-419 г.), оставившій послѣ себя множество выдающихся твореній: по истолкованію Св. Писанія, догматическихъ, нравоучительныхъ и историческихъ; важнѣйшимъ его трудомъ былъ латинскій переводъ Св. Писанія, извѣстный подъ именемъ «Вульгаты».
[22] Евномій — ересіархъ 2-й половины IV вѣка, крайній представитель аріанства.
[23] Св. Нектарій управлялъ Константинопольскою патріаршею каѳедрою съ 428-431 г. Память его — въ субботу сырную.
[24] Мелетій, патріархъ Антіохійскій, управлялъ каѳедрою съ 358-381 г. Въ этомъ году онъ присутствовалъ на второмъ Вселенскомъ Константинопольскомъ соборѣ и здѣсь же, въ Константинополѣ, скончался.
[25] Плакилла — супруга императора Ѳеодосія Великаго, извѣстна, какъ благочестивая христіанка, отличавшаяся своей христіанской благотворительностью. Память ея въ Греческой Церкви празднуется 14-го сентября.
[26] Помѣстный Константинопольскій соборъ 394 г., при патріархѣ Нектаріи, былъ созванъ для рѣшенія спора между двумя епископами (Агапіемъ и Багадіемъ), изъявлявшими притязанія на одну и туже каѳедру (въ Боцрѣ Аравійской).
[27] Святый Григорій Нисскій скончался въ концѣ IV вѣка, вскорѣ послѣ Константинопольскаго собора 394 года.
[28] Святый Григорій Нисскій оставилъ послѣ себя множество сочиненій, въ которыхъ онъ является то какъ витія духовный, то какъ догматистъ-обличитель ересей, то какъ толкователь Свящ. Писанія, то какъ учитель нравственности. Ораторскій талантъ его виденъ въ надгробныхъ словахъ его Мелетію Антіохійскому, Василію Великому, св. Макринѣ и въ похвальныхъ словахъ Ефрему Сирину, Григорію Чудотворцу, муч. Ѳеодору Тирону, 40 мученикамъ Севастійскимъ, первомученику Стефану; извѣстны также праздничныя слова его на Рождество Христово, на Крещеніе, на Пасху (5 словъ), на Вознесеніе Христово, на Пятидесятницу, на Срѣтеніе Господне. Изъ догматическихъ сочиненій святаго Григорія самыя лучшія: 12 словъ противъ Евномія и Катихизисъ, составляющій наставленіе въ томъ, какъ надобно дѣйствовать при обращеніи язычниковъ и іудеевъ, и какъ — при опроверженіи еретиковъ. Въ сочиненіи противъ Евномія, опровергая его ученіе, Григорій доказываетъ Божество Сына Божія, а частію объясняетъ и все христіанское ученіе о Святой Троицѣ. Это ученіе о Святой Троицѣ и особенно о Божествѣ Святаго Духа святый Григорій защищалъ отъ современныхъ ему заблужденій многими другими сочиненіями, какъ-то: въ словѣ о Святомъ Духѣ противъ Македоніанъ, въ словѣ о Божествѣ Сына и Духа, къ Симпликію о вѣрѣ, къ Авлалію о томъ, что не три Бога, къ Еллинамъ, въ словѣ противъ Арія и Савеллія. Затѣмъ, къ числу догматическихъ сочиненій святаго Григорія относится шестодневъ, гдѣ онъ рѣшаетъ высокіе вопросы о мірѣ, оставленные св. Василіемъ Великимъ въ его «Шестодневѣ» безъ отвѣта, «противъ манихеевъ», «о сотвореніи человѣка», изслѣдованіе «о дѣтяхъ умершихъ некрещенными» и сочиненіе «о душѣ и воскресеніи». Въ объясненіе Св. Писанія, святый Григорій написалъ нѣсколько сочиненій, въ видѣ размышленій: 8 бесѣдъ на 3 главы Екклесіаста, 15 бесѣдъ на Пѣснь пѣсней, 2 размышленія о надписаніяхъ псалмовъ и бесѣда о 6 псалмѣ, 6 бесѣдъ о молитвѣ Господней, 8 бесѣдъ о 8 заповѣдяхъ блаженствъ. Къ нравственно-аскетическимъ сочиненіямъ относятся: три изслѣдованія о христіанскомъ совершенствѣ, о цѣли жизни по Богѣ, объ истинномъ подвижничествѣ, о дѣвствѣ, о любви къ бѣднымъ и др. Кромѣ того, отъ святаго Григорія осталось до 28 писемъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга пятая, часть первая: Мѣсяцъ Январь. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 292-298.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0