Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Январь.
День девятый.

Память святаго Филиппа, митрополита Московскаго.

Святый митрополитъ Филиппъ родился [1] въ царствующемъ городѣ Москвѣ отъ благочестивыхъ и благородныхъ родителей, изъ славнаго рода бояръ Колычевыхъ. Отецъ его, по имени Стефанъ, принадлежалъ къ числу ближнихъ бояръ великаго князя Василія Іоанновича; набожная мать его, по имени Варвара, окончила дни свои инокинею съ именемъ Варсонофіи. За благочестивую жизнь ихъ, во свидѣтельство ихъ добродѣтелей, Богъ благословилъ ихъ добрымъ плодомъ: отъ нихъ родился блаженный Филиппъ, который во святомъ крещеніи нареченъ былъ Ѳеодоромъ. Родители воспитывали его во всякомъ благочестіи. Когда онъ немного подросъ, его отдали въ обученіе книжное, въ которомъ онъ преуспѣвалъ съ особеннымъ усердіемъ, чуждаясь въ то же время свойственныхъ дѣтскому возрасту игръ и забавъ. Такимъ образомъ Ѳеодоръ въ скоромъ времени постигъ всю книжную премудрость и навыкъ въ душеполезномъ чтеніи. Родители, видя такое доброе его поведеніе, радовались о томъ. Спустя нѣкоторое время, къ Ѳеодору приставили отроковъ [2] для обученія его верховой ѣздѣ; но онъ нисколько не прилежалъ тому, предпочитая конской ѣздѣ чтеніе книгъ, въ которыхъ онъ находилъ житія святыхъ и досточудныхъ мужей и чрезъ то поучался совершенствоваться въ добродѣтеляхъ. Потомъ его стали обучать и воинскому искусству; но и это не перемѣнило благочестиваго настроенія его души; онъ избѣгалъ своихъ сверстниковъ и ихъ разсѣянной жизни, такъ что многіе дивились такому его благочестію.

По смерти великаго князя Василія Іоанновича [3] скипетръ царства принялъ сынъ его великій князь всея Россіи Іоаннъ Васильевичъ [4]. Въ это время Ѳеодоръ, пришедшій уже въ совершенный возрастъ, былъ взятъ ко двору на служеніе царское и успѣлъ заслужить любовь и благоволеніе малолѣтняго князя Іоанна Васильевича. Но Ѳеодоръ недолго служилъ при дворѣ. Когда онъ достигъ тридцатилѣтняго возраста, случилось ему, по особому Божію промышленію, призрѣвшему на него, войти въ церковь во время совершенія божественной литургіи. Здѣсь онъ услышалъ слова Евангелія: никтоже можетъ двѣма господинома работати (Матѳ. 6, 24). Пораженный этими словами, онъ размышлялъ въ себѣ, что эти слова относятся и къ нему, и рѣшился оставить мірскую жизнь. Вспомнивъ о Соловецкомъ монастырѣ [5], что тамъ добрѣ подвизаются иноки, онъ вознамѣрился удалиться туда. Сотворивъ молитву предъ святынями, со слезами припадая къ чудотворнымъ ракамъ святыхъ и приложившись къ святымъ мощамъ, Ѳеодоръ пошелъ съ молитвою въ путь, тайно ото всѣхъ, оставивъ царскій дворъ, отечество и родныхъ, взявъ съ собою лишь самую необходимую одежду [6]. Сначала онъ пришелъ въ предѣлы Великаго Новгорода, къ озеру Онегѣ [7] и тамъ поселился въ селеніи Хижахъ у одного крестьянина. Хозяинъ, видя его добрый нравъ и смиреніе, поручилъ ему пасти своихъ овецъ: такъ Богъ предназначилъ о немъ, чтобы прежде овецъ, словесныхъ онъ добрѣ упасъ безсловесныхъ. Между тѣмъ родители повсюду разыскивали его по городамъ и, нигдѣ не нашедши, много плакали о немъ. Благочестивый же юноша, проживъ немало дней въ вышеупомянутомъ селеніи, удалился оттуда на Соловецкій островъ и былъ принятъ игуменомъ Соловецкой обители, который повелѣлъ ему трудиться на монастырскихъ службахъ. Онъ же, оградившись страхомъ Божіимъ, съ усердіемъ и смиреніемъ, въ простотѣ сердца, исполнялъ все, что ему повелѣвали дѣлать. Онъ рубилъ дрова, копалъ въ огородѣ землю, переносилъ камни, иногда на плечахъ своихъ выносилъ помои и исполнялъ другія, еще болѣе тяжелыя работы. Много разъ отъ нѣкоторыхъ изъ иноковъ ему приходилось принимать оскорбленія и даже побои, но онъ никогда не гнѣвался и съ радостію и смиренномудріемъ переносилъ все, и никто не зналъ, кто онъ и откуда. Такъ искусившись въ терпѣніи, Ѳеодоръ просилъ игумена постричь его въ иночество. Онъ былъ постриженъ въ иночество съ именемъ Филиппа. Его отдали въ послушаніе одному опытному иноку, по имени Іонѣ, коимъ онъ и былъ наставленъ на всякую добродѣтель. Потомъ игуменъ послалъ его на поварню и тамъ онъ смиренно работалъ на братію, разжигая огонь и рубя дрова. Пробывъ довольное время въ той службѣ, Филиппъ перешелъ оттуда въ монастырскую кузницу, гдѣ нелѣностно трудился, нося дрова и воду. И всѣми работавшими на кузницѣ онъ былъ похваляемъ за свои труды. Тогда, избѣгая славы, онъ удалился изъ монастыря въ пустыню и тамъ, вперивъ умъ свой къ Богу, непрестанно упражнялся въ однѣхъ только молитвахъ. Такъ долго подвизался святый Филиппъ въ пустынѣ, въ лѣсахъ Соловецкихъ, и потомъ снова возвратился въ обитель къ прежнимъ своимъ трудамъ. Игуменъ Алексій, видя его столь усовершившимся въ иноческихъ подвигахъ и украшеннымъ глубокимъ смиреніемъ, весьма утѣшался имъ и держадъ его при себѣ своимъ помощникомъ, поручивъ ему надзоръ за начальными послушниками. Филиппъ все это исполнялъ съ ревностію и въ этихъ трудахъ провелъ девять лѣтъ, вспомоществуемый молитвами и благословеніемъ своего игумена. Потомъ игуменъ Алексій, отказавшись по старческой немощи отъ управленія обителью, совѣтомъ братіи, поставилъ святаго Филиппа на игуменство [8]. Но хотя святый и принялъ начальствованіе, однако нисколько не измѣнилъ своего прежняго житія. Напротивъ, онъ еще болѣе усилилъ свои подвиги и предался еще большимъ трудамъ тѣлеснымъ, а когда видѣлъ себя хвалимымъ и почитаемымъ за это, считалъ то тщетнымъ, ибо отъ юности былъ украшенъ смиреніемъ. Посему онъ оставилъ игуменство и снова удалился въ пустыню, приходя въ монастырь только для причащенія честнаго Тѣла и Крови Христа Бога нашего. Управлять монастыремъ сталъ прежній игуменъ Алексій, который черезъ полтора года послѣ того скончался. Тогда, по просьбѣ братіи, святый Филиппъ снова принялъ игуменство. Онъ предался еще большимъ подвигамъ и достигъ еще высшаго совершенства въ добродѣтеляхъ. Обитель же Соловецкая во время его управленія процвѣтала и благоукрашалась [9].

Между тѣмъ слава о святомъ Филиппѣ дошла до благовѣрнаго царя и князя Іоанна Васильевича. Въ то время митрополитъ всея Россіи Аѳанасій оставилъ престолъ [10]. Царь пожелалъ, чтобы на престолъ Россійской митрополіи возведенъ былъ святый Филиппъ, — и вотъ онъ вызываетъ святаго въ Москву для «духовнаго совѣта» [11]. Православный народъ тогда пребывалъ сначала въ мирѣ и любви; врагь же (діаволъ), видя это и искони ненавидя истину, воздвигъ многомятежную бурю, возбудивъ вмѣсто любви въ православныхъ христіанахъ ненависть другъ къ другу. При дворѣ среди бояръ начались свары, ожесточенная вражда и всякаго рода злоумышленія другъ на друга. Своимъ коварствомъ и междоусобіями они въ самомъ царѣ возбудили сильнѣйшій гнѣвъ и ярость, Отъ тѣхъ злыхъ навѣтовъ боярскихъ онъ началъ бояться даже своихъ вѣрныхъ слугъ, ближнихъ родственниковъ и друзей и былъ въ неукротимомъ гнѣвѣ на бояръ, видя въ нихъ своихъ враговъ и крамольниковъ. И вотъ онъ раздѣлилъ государство на двѣ части, устроивъ себѣ особыхъ тѣлохранителей, подъ именемъ опричниковъ, которые состояли при особѣ царя и составили особое управленіе [12]. Опричники злоупотребляли данною имъ властью, угнетали народъ, отнимали имущества, сопровождая свои разбои убійствами и пытками. Царь же вѣрилъ въ ихъ вѣрность и преданность, и потому управы на нихъ нельзя было найти. Въ это время царь и вызвалъ изъ Соловецкой обители Филиппа. Съ честію принявъ его, царь объявилъ ему о своемъ желаніи видѣть его на митрополичьемъ престолѣ. Филиппъ, по своему смиренію, отказывался отъ этого высокаго сана; но потомъ долженъ былъ уступить непреклонному желанію царя и былъ возведенъ на митрополичью каѳедру [13]. Въ первое время все было покойно; царь уважалъ святителя и благоволилъ къ нему. Но потомъ, когда звѣрства опричниковъ достигли крайняго предѣла, то блаженный Филиппъ сталъ умолять царя прекратить неистовства опричниковъ и обличать самого царя за его казни. Тогда царь пришелъ въ сильный гнѣвъ на святаго, угрожая ему муками и ссылкою. Онъ же, оставаясь непоколебимъ, какъ адамантъ, пренебрегалъ царскими угрозами и не переставалъ высказывать истину [14]. Къ прискорбію, нашлись и между духовными лицами предатели, старавшіеся только объ угожденіи царю. Пименъ, архіепископъ Новгородскій, и нѣкоторые другіе съ нимъ [15] вмѣстѣ съ царскими совѣтниками Малютою Скуратовымъ [16] и Василіемъ Грязнымъ [17] съ ихъ единомышленниками, измышляя противъ святаго различныя козни, старались низвергнуть его съ престола и уговаривали царя своего намѣренія не оставлять. Царь же не хотѣлъ просто низвергнуть Филиппа съ митрополичьяго престола. Въ непродолжительномъ послѣ того времени, по доносу лживыхъ свидѣтелей, онъ послалъ въ Соловки Суздальскато епископа Пафнутія и князя Василія Темкина разслѣдовать, какова была прежняя жизнь Филиппа. Достигнувъ Соловецкаго монастыря, посланные стали стараться дѣйствовать такъ, чтобы угодить царю. Однихъ изъ иноковъ ласками и мздоимствомъ, другихъ — обѣщаніемъ высшихъ духовныхъ почестей, третьихъ — угрозами убѣдили они сдѣлать нареканіе на святаго. Честнымъ же старцамъ, которые говорили о Филиппѣ правду, нанесли тяжкіе побои, повелѣвая имъ говорить о святителѣ непристойное. Они же, исполненные благочестія, всѣ сіи оскорбленія принимали съ радостью и едиными устами продолжали говорить истину о Филиппѣ, что житіе его въ обители было непорочно, по Богѣ. Но царскіе посланцы не хотѣли о томъ и слушать, но, сдѣлавъ, что имъ было нужно, возвратились въ Москву. При этомъ они взяли съ собою игумена Соловецкаго Паисія, которому обѣщали епископскій санъ, и другихъ клеветниковъ, лжесвидѣтельствовавшихъ на святаго Филиппа. Немедленно былъ созванъ Соборъ для суда надъ святителемъ. Прибывшіе изъ Соловокъ клеветники представили царю свитки, въ которыхъ были написаны ихъ лжесвидѣтельства. Царь, услышавъ о письменныхъ свидѣтельствахъ противъ Филиппа, угодныхъ ему, повелѣлъ во всеуслышаніе прочесть ихъ, послѣ чего лжесвидѣтели начали словесно клеветать на святителя. Святитель не оправдывался и сталъ снимать всѣ знаки своего сана [18], но царь велѣлъ ждать судебнаго приговора. На другой день, когда святый митрополитъ Филиппъ священнодѣйствовалъ въ Успенскомъ соборѣ [19], царь послалъ туда боярина своего Алексѣя Басманова съ большимъ числомъ опричниковъ. Вошедши въ соборъ, Басмановъ приказалъ въ слухъ всего народа прочитать судебный приговоръ о низложеніи митрополита. Потомъ опричники бросились на святаго, какъ дикіе звѣри, совлекли съ него святительское облаченіе, одѣли его въ простую, разодранную монашескую одежду, съ позоромъ выгнали изъ церкви и, посадивъ на дровни, повезли въ Богоявленскій монастырь, осыпая бранью и побоями [20]. Потомъ, по волѣ царя, Филиппъ былъ сосланъ въ Тверской Отрочь монастырь [21], причемъ святый много зла претерпѣлъ отъ приставниковъ. Прошло около года, какъ святый находился въ заточеніи, удручаемый отъ приставниковъ различнаго рода скорбями. Въ это время царь, путешествуя въ Новгородъ [22] и приближаясь къ Твери, вспомнилъ о святомъ Филиппѣ и послалъ къ нему вышеупомянутаго Малюту Скуратова. Послѣдній внезапно вошелъ въ келлію святаго. Между тѣмъ святитель еще за три дня до этого говорилъ бывшимъ при немъ: — «вотъ приблизился конецъ моего подвига», — и причастился честныхъ и животворящихъ Таинъ Христа Бога нашего. Вошедши въ келлію святаго Филиппа, Малюта Скуратовъ съ притворнымъ благоговѣніемъ припалъ къ ногамъ святаго и сказалъ:

— «Владыко святый, дай благословеніе царю идти въ великій Новгородъ».

Но святый отвѣчалъ Малютѣ:

— «Дѣлай, что хочешь, но дара Божія не получають обманомъ».

Тогда безсердечный злодѣй задушилъ праведника подушкою [23].

Между тѣмъ враговъ святаго Филиппа, возставшихъ на него, въ скоромъ времени постигло наказаніе Божіе. Царь, сознавъ свою несправедливость противъ святаго мужа и лукавство его враговъ, повелѣлъ разослать ихъ въ заточеніе по различнымъ монастырямъ, а иныхъ предалъ смерти [24].

По смерти царя Іоанна Васильевича, престолъ русскаго царства занялъ сынъ его, благочестивый царь и великій князь Ѳеодоръ Іоанновичъ [25]. Въ седьмой годъ его царствованія, въ 21-мъ году по преставленіи святаго Филиппа, игуменъ Соловецкаго монастыря Іаковъ и братія обратились съ моленіемъ къ благочестивому царю, чтобы онъ повелѣлъ перенести тѣло святаго изъ Отроча монастыря въ Соловецкій. Царь далъ имъ на сіе разрѣшеніе, и они нашли тѣло святаго цѣлымъ и неповрежденнымъ, такъ что тлѣніе не коснулось даже его одеждъ, а отъ мощей святаго истекло мѵро и наполнило воздухъ благовоніемъ. Съ честію перенесли иноки тѣло святаго Филиппа въ свой монастырь и погребли на томъ самомъ мѣстѣ, которое самъ онъ для сего приготовилъ [26]. Въ царствованіе благочестивѣйшаго царя Алексія Михайловича [27], нетлѣнныя мощи святаго митрополита Филиппа съ честію были перевезены митрополитомъ Новгородскимъ Никономъ [28] изъ Соловецкаго монастыря въ первопрестольную Москву и положены въ новой ракѣ въ Успенскомъ соборѣ, гдѣ и почиваютъ открыто донынѣ [29].

Богу нашему слава, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] 11-го февраля 1507 года.
[2] Отроками назывались въ древней Руси младшіе члены княжеской дружины, потомъ вообще довѣренные служители при князѣ, опытные, большей частію, и въ военномъ искусствѣ и исполнявшіе разныя порученія своего господина. Были свои отроки и у бояръ.
[3] Василій IV Іоанновичъ — великій князь Московскій съ 1505-1533 годъ.
[4] Іоаннъ IV Васильевичъ Грозный — съ 1533 г. великій князь Московскій; въ 1547 году принялъ титулъ царскій и царствовалъ по 1584 годъ.
[5] Соловецкій первоклассный ставропигіальный монастырь находится на крайнемъ сѣверѣ, ва Соловецкомъ островѣ Бѣлаго моря, въ 306 верстахъ отъ Архангельска; существуетъ Съ XV вѣка и съ самаго перваго времени своего существованія прославился строгою подвижническою жизнію своихъ иноковъ.
[6] Это было въ половинѣ 1537 года.
[7] Онежское озеро находится на сѣверѣ Россіи, въ Олонецкой губерніи; послѣ Ладожскаго первое по величинѣ озеро въ Европѣ.
[8] Это было въ 1548 году.
[9] Въ продолженіе своего осьмнадцатилѣтняго управленія Соловецкой обителью, святый Филиппъ совершенно обновилъ ее: соорудилъ въ ней двѣ каменныя церкви — Успенія Пресвятой Богородицы и Преображенія Господня, завелъ колокола вмѣсто билъ и клепалъ (металлическихъ досокъ, употреблявшихся для созыванія братіи на богослуженія), воздвигъ для братіи двухъ- и трехъэтажныя келліи и больницу; умножилъ и улучшилъ соляныя варницы, — главный источникъ содержанія обители, устроилъ водяныя мельницы, завелъ скотный дворъ и оленей, соединилъ озера каналами и осушилъ болота, сдѣлалъ просѣки въ лѣсахъ и проложилъ дороги. Въ санѣ игумена Филиппъ сдѣлался снова извѣстнымъ великому князю Іоанну Васильевичу и заслужилъ его расположеніе. Царь пожаловалъ ему граматы на разныя волости, села и другія владѣнія, подарилъ ему богатыя ризы, шитыя жемчугомъ, и два покрова на раки угодниковъ Соловецкихъ Зосимы и Савватія, а впослѣдствіи прислалъ тысячу рублей на построеніе Преображенскаго храма, два колокола, два золотыхь креста съ драгоцѣнными камнями и жемчугомъ и новыя жалованныя грамоты для подтвержденія разныхъ льготъ обители.
[10] Аѳанасій — митрополитъ Московскій и всея Россіи, занималъ митрополичью каѳедру съ 1564-1566 г.
[11] Это значило, что Филиппъ будетъ облеченъ саномъ первосвятительскимъ, что таковы желаніе и воля царя.
[12] Опричники были избраны изъ князей, дворянъ и дѣтей боярскихъ; они имѣли свои помѣстья въ отведенныхъ подъ опричнину особыхъ волостяхъ; на содержаніе ихъ были назначены даже особые города; опричники имѣли свои права и преимущества. Другая часть Россіи получила наименованіе земщины и отдана въ завѣдываніе земскихъ бояръ для управленія общими дѣлами государства и народа.
[13] Отказываясь принять высокій святительскій санъ, Филиппъ говорилъ: «Не могу принять на себя дѣло, превышающее силы мои, отпусти меня, Господа ради, зачѣмъ малой ладьѣ поручать тяжесть великую?» Когда же царь продолжалъ настаивать, Филиппъ объявилъ, что исполнитъ волю царя, но съ тѣмъ, чтобы уничтожена была опричнина, отъ которой страдаетъ Русская земля. Іоаннъ отвѣчалъ, что опричнина нужна для царя и царства, такъ какъ противъ него злоумышляютъ. Святаго Филиппа уговорили не вступаться въ дѣла двора и опричнины и не удаляться съ митрополіи за то, что царь не уничтожилъ опричнины, но совѣтываться съ царемъ, какъ совѣтывались прежніе митрополиты. Такимъ образомъ, святый Филиппъ оставилъ за своею совѣстію свободу и долгъ печаловаться за невинно гонимыхъ и говорить о правдѣ евангельской, что издавна было преимуществомъ русскихъ святителей.
[14] Вражду противъ святаго Филиппа съ особенною ревностію возбуждали въ царѣ опричники, клеветавшіе на святителя и поддерживавшіе царя въ увѣренности, что митрополитъ держитъх сторону ненавистныхъ ему бояръ и служитъ ихъ орудіемъ. Когда же неистовства опричниковъ стали усиливаться, и царь ни мало не исправлялся и совершалъ злодѣйства и жестокія казни, святитель, испытавъ недостаточность тайныхъ вразумленій царю, выступилъ съ открытыми, всенародными обличеніями противъ него и опричниковъ.
[15] Таковыми были Пафнутій, епископъ Суздальскій, Филоѳей, епископъ Рязанскій, и, особенно, протоіерей Благовѣщенскаго собора Евстаѳій, царскій духовникъ, котораго Филиппъ подвергь запрещенію за какіе-то проступки, и который непрестанно доносилъ царю, тайно и явно, хульныя рѣчи на митрополита.
[16] Малюта Скуратовъ-Бѣльскій — думный дворянинъ, любимый опричникъ царя Іоанна IV Грознаго, отличавшійся своею жестокостью и участвовавшій почти во всѣхъ злодѣяніяхъ Грознаго. Память о Малютѣ Скуратовѣ в его злодѣяніяхъ сохранилась въ народныхъ пѣсняхъ в даже самое имя его стало нарицательнымъ названіемъ злодѣя.
[17] Василій Грязной — любимый и довѣренный опричникъ царя Іоанна IV Грознаго.
[18] На наглыя клеветы Паисія первосвятитель только кротко замѣтилъ ему: «Чадо, что сѣешь, то и пожнешь». Затѣмъ, обратившись къ царю и всему собору, онъ объявилъ, что вовсе не боится смерти и предпочитаетъ умереть невиннымъ мученикомъ, нежели въ санѣ митрополита безмолвно терпѣть ужасы и беззаконія настоящаго времени, послѣ чего сталъ снимать съ себя бѣлый клобукъ и мантію.
[19] Это было 8-го ноября 1568-го года.
[20] Здѣсь св. митрополитъ Филиппъ цѣлую недѣлю просидѣлъ въ смрадной темницѣ, отягченный тяжелымя оковами и томимый голодомъ. Потомъ онъ былъ перевезенъ въ монастырь св. чудотворца Николая, такъ называемый Старый. Не довольствуясь тѣмъ, что терпѣлъ святый Филиппъ, царь подвергъ пыткамъ и казнянъ служввшихъ ему дѣтей боярскихъ; изъ родственниковъ его Колычевыхъ умерщвлены одинъ за другимъ десять человѣкъ. Голову одного изъ нихъ, Ивана Колычева, особенво любимаго святителемъ, царь прислалъ послѣднему въ темницу. Святитель поклонился предъ нею до земли, благословилъ ее, съ любовію облобызалъ и отдалъ принесшему.
[21] Отрочь Успенскій второклассный монастырь находится въ Твери, основанъ до XIII вѣка. Мѣсто заключенія и мученической кончины святителя представляетъ собою сырой мрачный подвалъ, гдѣ всегда господствуетъ сырость, мракъ и затхлость. Когда въ XVII вѣкѣ хотѣли устроить въ паимять страстотерпца-святителя престолъ, то устроили его во второмъ этажѣ, и только въ 1833-1834 гг. нашли возможнымъ устроить и внизу придѣльный храмъ во имя св. великоимученицы Варвары; алтарь этого придѣльнаго храма находится тамъ, гдѣ подъ поломъ было мѣсто заключенія святителя. Близъ соборнаго храма въ сѣверо-западномъ углу, на мѣстѣ могилы святаго Филиппа устроена часовня. Въ соборномъ храмѣ находится рака святителя Филиппа съ изображеніемъ его и частицею св. мощей.
[22] Это былъ скорѣе опустошительный набѣгъ Грознаго на Новгородъ, о жителяхъ котораго было донесено царю, что они готовы передаться польскому королю. Въ продолженіе шести недѣль царь совершалъ въ Новгородѣ страшныя казни, отъ которыхъ погибло нѣсколько тысячъ новгородцевъ и окрестныхъ поселянъ; ограблены были не только жилища гражданъ, особенно богатыхъ, но и всѣ монастыри и церкви.
[23] Это было 23-го декабря 1569-го года.
[24] Архіепискоігь Новгородскій Пименъ сведенъ былъ съ каѳедры спустя только двѣ недѣли послѣ кончины святаго Филиппа и подвергся крайнему надруганію, послѣ чего заточенъ былъ въ Веневскій монастырь, гдѣ вскорѣ и скончался. Любимецъ царскій Малюта Скуратовъ вскорѣ послѣ своего злодѣйства былъ убитъ при городѣ Торжкѣ плѣнными крымцами, причемъ самъ царь едва избѣжалъ смерти. Игуменъ Паисій заточенъ былъ на островъ Валаамскій и тамъ скончался; монахъ Зосима и еще десять иноковъ, тоже клеветавшихъ на святаго Филиппа, были разосланы по разнымъ монастырямъ. Такая же кара Божія постигла нѣкоторыхъ другихъ враговъ святителя.
[25] Ѳеодоръ Іоанновичъ царствовалъ cъ 1584-1598 г.
[26] Это было въ 1591-мь году. Тѣло святаго Филиппа сначала было поставлено подъ папертью созданнаго имъ храма, гдѣ, въ бытность свою игуменомъ Соловецкимъ, онъ самъ выкопалъ себѣ могилу рядомъ съ могилою наставника своего старца Іоны, а въ 1646-мъ году оно было перенесено въ самый храмъ.
[27] Царь Алексій Михайловичъ царствовалъ съ 1645-1676 г.
[28] Впослѣдствіи знаменитый патріархъ Всероссійскій, исправитель богослужебныхъ книгъ и обрядовъ.
[29] Перенесеніе мощей св. митрополита Филиппа было совершено въ 1652-мъ году. Память перенесенія установлено праздновать 3-го іюля. Кромѣ того, память святаго Филиппа празднуется еще 5-го октября совмѣстно съ памятью святителей Московскихъ: Петра, Алексія и Іоны. 

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга пятая, часть первая: Мѣсяцъ Январь. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 279-287.

Во славу Божію помощь въ подготовкѣ электронной публикаціи оказалъ: р. Б. Андрей.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0