Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Январь.
День девятый.

Страданіе святаго мученика Поліевкта.

Во времена Декія и Валеріана [1], царей римскихъ, въ городѣ Мелитинѣ, въ землѣ Армянской [2], жили два уважаемые воина, Неархъ и Поліевктъ, которые питали такую взаимную любовь другъ къ другу, какая рѣдко бываетъ даже между единоутробными братьями: каждый изъ нихъ любилъ своего друга, какъ свою жизнь и дыханіе. Неархъ былъ христіанинъ, твердый въ вѣрѣ и вѣрный исполнитель закона Господня, а Поліевктъ былъ язычникъ, непросвѣщенный еще свѣтомъ истинной вѣры. Однако, сей послѣдній жилъ по христіанскимъ обычаямъ и подвизался въ разныхъ добродѣтеляхъ, такъ что его можно было назвать плодовитой маслиной, и ему недоставало только пріобщиться къ Церкви Божіей. Неархъ старался обратить его въ христіанскую вѣру, часто читалъ ему Божественныя Писанія и говорилъ о Единомъ Истинномъ Богѣ, показывая въ то же время суету и мерзость идолопоклонства. Но, не наступилъ еще для Поліевкта часъ обращенія и спасенія его, назначенный ему отъ Бога. Въ скоромъ времени на базарахъ и улицахъ стали читать безбожное повелѣніе нечестивыхъ царей, которое призывало всѣхъ къ поклоненію ихъ мерзкимъ богамъ и угрожадо различными муками и казнями тѣмъ, кто оказался бы непослушнымъ этому повелѣнію. Неархъ, какъ вѣрный рабъ Христовъ, сталъ приготовляться къ смерти; но въ то же время онъ началъ скорбѣть о своемъ другѣ, Поліевктѣ, полагая, что тотъ, котораго онъ разсчитывалъ видѣть христіаниномъ, изъ страха предъ угрозами царя, останется невѣрующимъ и чрезъ это лишится вѣчнаго спасенія. Постоянно скорбя объ этомъ и плача о погибели, ожидавшей его друга, Неархъ измѣнился даже въ лицѣ и всѣмъ видомъ своимъ выдавалъ свое душевное смущеніе. Поліевктъ, видя своего друга Столь смущеннымъ, спрашивалъ его о причинѣ его печали и, такъ какъ тотъ ничего не говорилъ, то опечалился и Поліевктъ, сочувствуя тяжкому горю своего друга. Наконецъ, Поліевктъ сталъ особенно настоятельно спрашивать Неарха:

— «Не оскорбилъ ли я тебя чѣмъ нибудь? Въ чемъ вина моя? Что я сдѣлалъ ужаснаго, что ты не хочешь простить своему другу?»

Тогда Неархъ, заплакавъ и воздохнувъ изъ глубины сердца, сказалъ:

— «Когда я, другъ, думаю о томъ, что наша любовь и пріязнь должны кончиться, то унываю и скорблю душою».

Услышавъ это, Поліевктъ весьма огорчился и сказалъ:

— «Какъ это можетъ случиться, другъ? Зачѣмъ ты говоришь о такихъ невозможныхъ вещахъ? Отчего наша любовь должна прекратиться, когда и сама смерть не въ силахъ ее расторгнуть?»

— «Любезнѣйшій другъ, — отвѣчалъ Неархъ, — то меня такъ и угнетаетъ до глубины души, что наше разлученіе будетъ хуже, чѣмъ естественная смерть».

Поліевктъ, не понявъ, что говоритъ Неархъ, крѣпко обнялъ своего друга и еще настоятельнѣе сталъ просить его:

— «Скажи, Неархъ, и разъясни, въ чемъ будетъ состоять это разлученіе наше? Я не могу болѣе выносить твоего молчанія, и если ты будешь продолжать молчать, и ничего не скажешь мнѣ, то тотчасъ же увидишь меня предъ собою мертвымъ».

Тогда Неархъ сказалъ ему:

— «Любезнѣйшій Поліевктъ! Насъ разлучитъ съ тобою тотъ царскій указъ, который читается повсюду; ибо я принадлежу къ христіанской вѣрѣ, а ты къ языческой. И вотъ, когда меня возьмутъ на смерть, ты откажешься отъ меня и покинешь меня».

Услышавъ это, благоразумный Поліевктъ тотчасъ понялъ, чего хочетъ Неархъ, и, будучи просвѣщенъ благодатію Божіей, сталъ помышлять о Божественномъ. Онъ припомнилъ бывшее ему за нѣсколько дней предъ симъ видѣніе и сказалъ:

— «Не бойся, возлюбленный другъ мой Неархъ! Мы не разстанемся съ тобою, ибо я видѣлъ во снѣ Христа, Которому ты служишь и Который, приблизившись ко мнѣ, снялъ бывшую на мнѣ одежду и облекъ меня въ другую, новую, прекрасную и драгоцѣнную, съ золотыми петлями, и, кромѣ того, далъ мнѣ еще крылатаго коня».

Неархъ, услышавъ это, обрадовался и объяснилъ видѣніе въ томъ смыслѣ, что снятіе прежней одежды и облеченіе въ новую, указываетъ на перемѣну жизни къ лучшему:

— «Предстоитъ тебѣ, — сказалъ онъ, — оставить языческое нечестіе и облечься во Христа истинною вѣрою; крылатый же конь означаетъ скорый переходъ къ небу».

Затѣмъ онъ промолвилъ:

— «Вотъ ты уже позналъ Христа, Бога Истиннаго!»

Поліевктъ отвѣчалъ:

— «Когда же я не зналъ Его? Не горѣлъ ли я сердцемъ, когда ты разсказывалъ мнѣ о Немъ? Не дивился ли я Его словамъ, когда ты читалъ мнѣ святое Евангеліе? Мнѣ недоставало только христіанскаго имени, а по расположенію своему я уже былъ христіаниномъ, ибо я всегда только и думалъ о томъ, какъ бы мнѣ, оставивъ суетныхъ идоловъ, стать рабомъ Христа Господа. Итакъ что же медлить, Неархъ? Докажемъ самымъ дѣломъ нашу преданность Христу!»

Неархъ услаждался его рѣчью и возрадовался; но, боясь того, чтобы другъ его не сталъ жалѣть объ имуществѣ своемъ, о женѣ и дѣтяхъ, а также о своей жизни, онъ началъ бесѣдовать съ нимъ о суетности сего міра и изображать невидимыя блага и славу небесную.

— «Для меня, Поліевктъ, — говорилъ онъ, — ни богатство, ни слава, ни воинская честь, — ничто мірское такъ не дорого и такъ не вожделѣнно, какъ жизнь во Христѣ Іисусѣ: только ея я желаю, а все прочее кажется мнѣ ничтожнымъ».

Поліевктъ же, какъ-бы искушая его, сказалъ:

— «А развѣ ты не дорожишь почестями своего воинскаго званія?»

Неархъ отвѣтилъ:

— «Мнѣ кажется, Поліевктъ, что ты еще не представляешь себѣ истинной чести и славы и непрестаннаго блаженства, которое Господь Христосъ уготовалъ рабамъ Своимъ».

Поліевктъ на это сказалъ:

— «Ты думаешь, что я не имѣю понятія о славѣ, чести и блаженствѣ, которыя приготовлены для насъ у Христа на небѣ? А я думаю, что я пошелъ далѣе тебя въ этомъ случаѣ, потому что уже получилъ, какъ говорилъ тебѣ, въ видѣніи царскую хламиду. Но вотъ о чемъ я спрошу тебя: можно ли, не принявъ христіанскихъ таинствъ, приступить ко Христу и быть Его воиномъ?»

— «Не сомнѣвайся въ этомъ, вѣрный другъ», — отвѣчалъ Неархъ, — «можетъ Богъ от каменія воздвигнути чада Аврааму (Матѳ. 3, 9), ибо Онъ не затворяетъ дверей Своего милосердія ни передъ кѣмъ, кто обращается къ Нему, и приходящимъ въ виноградникъ Его позже платитъ то же, что получаютъ и тѣ, кто работалъ цѣлый день [3]. Такъ Онъ отверзъ рай разбойнику, распятому на крестѣ, и за краткое исповѣданіе вѣры даровалъ такое возмездіе, изъ-за котораго другіе положили много труда».

Услышавъ это, Поліевктъ сказалъ:

— «Да будетъ слава Христу, истинному Богу! Съ этого часа я оставляю міру всю его суету и исповѣдую себя рабомъ Христа, Которому послужу, какъ Онъ мнѣ повелитъ. А теперь пойду и прочитаю царскій указъ, изданный противъ христіанъ и противъ Господа и Бога моего, Іисуса Христа».

Съ такими словами, Поліевктъ пошелъ на площадь и, прочитавъ царскій указъ, плюнулъ на него и разорвалъ его на части при народѣ. Послѣ этого, увидѣвъ, что въ капище несутъ идоловъ, предъ которыми люди преклонялись, онъ сначала разсмѣялся на это языческое неразуміе, а потомъ, дѣлая видъ, что хочетъ поклониться имъ, началъ хватать этихъ идоловъ одного за другимъ и разбивать ихъ о землю, какъ глиняные сосуды; всего онъ сокрушилъ такимъ образомъ двѣнадцать языческихъ боговъ. Въ это самое время пришелъ сюда тесть Поліевкта, Феликсъ, которому было поручено царями преслѣдовать христіанъ. Увидѣвъ произведенное Поліевктомъ разрушеніе боговъ своихъ, онъ весьма опечалился и со стономъ сказалъ:

— «Горе мнѣ! Нынѣ я неожиданно лишился чадъ своихъ, ибо ни боги, ни люди — не помилуютъ Поліевкта, который сдѣлалъ такое дѣло».

Поліевктъ же, радуясь разрушенію бездушныхъ идоловъ, сказалъ своему тестю:

— «Что смущаешься, отецъ? Нынѣ я ясно показалъ, какъ безсильны ваши боги; если у тебя есть еще такіе, пусть ихъ принесутъ сюда, и ты увидишь, какъ рабы Христовы надругаются надъ ними».

— «Всемогущіе цари наши», — отвѣчалъ Феликсъ, — «повелѣли немедленно казнить такихъ людей, и ты уже близокъ къ смерти, тебѣ предстоитъ казнь, — иначе и быть не можетъ, потому что царскаго повелѣнія отмѣнить нельзя. Но я даю тебѣ нѣкоторое снисхожденіе: ты можешь пойти домой и проститься съ своею женою и дѣтьми».

— «Могу ли я печалиться о женѣ и дѣтяхъ», — возразилъ святый, — «когда я пренебрегь земнымъ и ищу небеснаго, помышляю о вѣчности? Если дочь твоя захочетъ идти за мною, то она будетъ блаженна; если же — нѣтъ, то погибнетъ съ вашими богами».

Услышавъ это, Феликсъ сталъ плакать о своемъ зятѣ и говорилъ ему:

— «Горе мнѣ, любезный сынъ мой Поліевктъ! И тебя прельстила волшебная сила Христова».

Святый Поліевктъ отвѣчалъ на это:

— «Не скрываю, что Христосъ призвалъ меня къ познанію истины. Своею Божественною всесильной десницею Онъ вывелъ меня изъ тѣни на свѣтъ, отъ смерти въ жизнь, направилъ меня отъ заблужденія на путь правый и удостоилъ меня причисленія къ Своему воинству».

Когда святый сказалъ это, его схватили мучители и стали бить по устамъ, но онъ не обращалъ на это вниманія. Пришла тогда и жена его и стала плакать о немъ, вмѣстѣ съ отцомъ своимъ Феликсомъ. Святый же такъ говорилъ тестю своему:

— «О, беззаконнѣйшій служитель скверныхъ идоловъ! Зачѣмъ ты своими слезами и слезами дочери своей хочешь прельстить меня къ отпаденію отъ вѣры Христовой? Зачѣмъ ты плачешь о Поліевктѣ, когда тебѣ слѣдуетъ гораздо болѣе плакать о себѣ, именно о томъ, что ты, служа земнымъ царямъ, обрекаешь себя на огонь вѣчный?»

Жена же святаго, которой имя было Павлина, съ рыданіями говорила ему:

— «Что сдѣлалось съ тобою, возлюбленный мужъ мой Поліевктъ? Что соблазнило тебя сокрушить двѣнадцать боговъ нашихъ?»

Святый же сказалъ ей съ улыбкою:

— «Если я одинъ побѣдилъ и разбилъ твоихъ двѣнадцать боговъ, то тебѣ не къ кому уже прибѣгнуть за помощью: у тебя не осталось боговъ. Послушай меня, Павлина, и познай Единаго Истиннаго, живущаго на небесахъ, Бога; поклонись Ему и промѣняй эту жизнь на вѣчную».

Слушая эту бесѣду святаго съ женою, многіе изъ язычниковъ, стоявшіе около нихъ, наслаждались его словами и, познавая истину, умилялись душою и обращались ко Христу. Судьи же городскіе и всѣ совѣтники, собравшись, потребовали къ себѣ на судъ святаго Поліевкта и, то ласками, то угрозами, старались снова обратить его къ служенію идоламъ. Когда же ихъ попытки окончились неудачно, они произнесли святому смертный приговоръ, обрекши его на усѣченіе мечемъ.

Святый шелъ на смерть съ несказанною радостью и говорилъ сопровождавшему его народу что онъ бесѣдуетъ съ однимъ лучезарнымъ юношей, который его укрѣпляетъ и велитъ забыть все мірское; но юношу того никто, кромѣ мученика, не видѣлъ. Увидѣвъ также среди толпы блаженнаго Неарха, своего друга и отца по вѣрѣ въ истиннаго Бога, онъ закричалъ ему:

— «Прощай возлюбленный другъ мой, и помни скрѣпленный между нами союзъ любви!»

Изрекши эти слова, онъ преклонилъ подъ мечъ свою святую главу и крестился въ своей собственной крови, будучи казненъ за Христа Іисуса [4].

Святый Поліевктъ былъ первымъ мученикомъ въ Армянскомъ городѣ Мелитинѣ, и его смерть содѣйствовала умноженію Церкви воинствующей и пополненію торжествующей, въ честь и славу Христа Бога, Который есть Глава той и другой, Коему со Отцемъ и Святымъ Духомъ подобаетъ всякая честь и слава въ безконечные вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Римскій императоръ Декій царствовалъ съ 249-251 г.; Валеріанъ царствовалъ съ 253-259 г.
[2] Городъ Мелитина построенъ Римскимъ императоромъ Траяномъ (98-117). Это — главный городъ страны того же имени, находившейся въ Малоазійской области Каппадокіи, составлавшей нѣкогда сѣверную часть Малой Арменіи.
[3] Ср. притчу Господню о дѣлателяхъ въ виноградникѣ (Матѳ. 20, 1-16).
[4] Это было въ 295 году.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга пятая, часть первая: Мѣсяцъ Январь. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 273-279.

Во славу Божію помощь въ подготовкѣ электронной публикаціи оказалъ: р. Б. Андрей.

Къ оглавленію / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0