Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Январь.
День восьмой.

Память преподовнаго Георгія Хозевита.

Преподобный Георгій Хозевитъ [1] родился на островѣ Кипрѣ [2] въ семьѣ, отличавшейся благочестіемъ. Старшій братъ его, Ираклидъ, еще при жизни родителей, ушелъ во святый градъ Іерусалимъ. Поклонившись здѣсь мѣстамъ, освященнымъ стопами и кровію Господа Іисуса, онъ удалился затѣмъ въ Іорданскую долину [3] и поселился въ Лаврѣ, называемой Коломановой [4], принявъ иночество. Святый же Георгій одинъ оставался у родителей, воспитываясь въ благочестіи и страхѣ Божіемъ.

Когда умерли родители Георгія, осиротѣлый отрокъ, со всѣмъ имѣніемъ, оставшимся отъ родителей его, принять былъ на полеченіе однимъ своимъ родственникомъ. Послѣдній такъ полюбилъ его, что хотѣлъ выдать за него замужъ свою единородную дочь. Но святый, тяготясь мірскою суетою и не желая сожительства съ женою, скрылся у другаго родственника своего, который былъ игуменомъ монастыря. О мѣстонахожденіи Георгія стало извѣстно покинутому имъ родственнику, желавшему имѣть кроткаго юношу своимъ духовнымъ сыномъ; онъ пришелъ къ игумену, у котораго скрывался Георгій, и сталъ требовать, чтобы тотъ возвратилъ ему отрока. Узнавъ объ этомъ, Георгій тайно покинулъ тотъ монастырь и, сѣвъ на отплывавшій корабль, отправился съ Кипра во святый градъ Іерусалимъ. Поклонившись святымъ мѣстамъ, онъ спустился въ Іорданскую долину и пришелъ къ брату своему въ Лавру Коломана. Тотъ же, видя его еще молодымъ и безбородымъ, по заповѣдямъ святыхъ отецъ, не захотѣлъ держать его въ Лаврѣ, пока онъ не обростетъ бородою, но привелъ въ обитель Пресвятой Владычицы нашей, называемую Хузива [5], и передалъ тамошнему игумену. Здѣсь святый Георгій облеченъ былъ въ иноческій образъ и вступилъ на путь подвижничества. Трудясь во славу Божію и для спасенія своей души, онъ особенно упражнялся въ смиреніи и послушаніи. Богъ прославилъ Своего угодника и наградилъ его даромъ чудотворенія. И вся братія немало удивлялась, видя такое совершенство и такое дерзновеніе къ Богу въ юномъ отрокѣ и къ тому-же новоначальномъ. Святый же, опасаясь обольщеній пустой славы міра сего, тайно вышелъ изъ обители и снова прибылъ къ своему брату въ Лавру.

Поселившись здѣсь, онъ занялъ, вмѣстѣ съ братомъ, такъ называемую Старую Церковь, и здѣсь они пребывали въ молитвѣ, богомысліи и трудахъ пустынническихъ. Братья не приготовляли себѣ горячей пищи, за исключеніемъ тѣхъ случаевъ, когда та нимъ приходилъ кто-либо.

Однажды авва Ираклидъ сказалъ своему брату:

— «Возьми топоръ, и пойдемъ рубить дрова!»

И когда тотъ взялся за топоръ, то старшій братъ приказалъ ему срубить безплодную пальму, которая росла около ихъ келліи. Поклонившись брату, Георгій сталъ просить:

— «Нѣтъ, отче, не будемъ рубить ее, можетъ быть она дастъ намъ ваіи».

Но тотъ съ угрозою сказалъ:

— «Сруби ее; вотъ уже нѣсколько лѣтъ она не приноситъ плодовъ, — зачѣмъ же она занимаетъ мѣсто?»

Тогда Георгій, снова со смиреніемъ поклонившись, произнесъ:

— «Я ручаюсь, что скоро она принесетъ плодъ».

Послѣ такихъ словъ Ираклидъ уступилъ, и съ тѣхъ поръ пальма стала приносить многочисленные и прекрасные плоды.

Въ то время въ Іерихонѣ жилъ одинъ землевладѣлецъ, любимый святыми братьями-подвижниками. У него скончался малолѣтній единородный сынъ. Положивъ мертваго въ корзинку и прикрывъ его начатками своихъ плодовъ, отецъ поспѣшно принесъ его въ Лавру. Войдя въ келлію къ Ираклиду и Георгію, онъ поставилъ предъ старшимъ братомъ корзинку, прося его благословить плоды его земледѣлія, а самъ немедленно вышелъ. Вынувъ плоды изъ корзинки и нашедши въ ней мертваго младенца, Ираклидъ сказалъ меньшому брату:

— «Призови этого теловѣка, ибо онъ хочетъ искусить насъ, грѣшныхъ».

Но Георгій возразилъ ему:

— «Не печалься и не гнѣвайся, отче, но съ вѣрою призовемъ благоутробнаго и милостиваго Бога, и если Онъ услышитъ насъ, грѣшныхъ, и воскреситъ младенца, то отецъ возьметъ его отъ насъ живымъ, въ награду за свою вѣру; а если Богъ не восхощетъ сотворить сего, то скажемъ отцу, что мы, будучи грѣшниками, не достигли такого дерзновенія къ Богу, чтобы помочь его бѣдѣ».

Старецъ послушался брата, и оба они стали на молитву со слезами и съ сокрушеніемъ сердечнымъ. И всемилостивый Господь, творящій волю боящихся Его, услышалъ ихъ и воскресилъ младенца. Тогда, призвавъ его отца, братья отдали ему младенца живымъ, повелѣвъ ему, чтобы онъ никому не разсказывалъ о семъ чудѣ.

Такъ святые Ираклидъ и Георгій мирно и богоугодно жили вмѣстѣ, со всякимъ смиреніемъ и скромностію, и никто не слышалъ спора и разнорѣчія между ними, не видѣлъ и тѣни презрѣнія ихъ другъ къ другу, или къ кому-нибудь иному.

По прошествіи нѣкотораго времени, Ираклидъ скончался, достигнувъ семидесятилѣтняго возраста отъ рожденія. Авва Георгій оставшись въ келліи одинъ, рыдалъ и скорбѣлъ о кончинѣ брата своего, въ то же время доблестно подражая его жизни и трудамъ. И кто можетъ повѣдать объ его пустынническихъ подвигахъ, неустанной молитвѣ и Богомысліи? Кто можетъ разсказать о его воздержаніи и постѣ? За свою подвижническую жизнь старецъ былъ удостоенъ діаконскаго сана и по должности діакона часто прислуживалъ священнымъ отцамъ за Богослуженіемъ. Между тѣмъ, въ Лаврѣ скончался игуменъ, и произошло великое раздѣленіе и несогласіе по поводу избранія новаго настоятеля. Тогда святый Георгій, не терпя смутъ, со скорбію удалился изъ Коломана и снова поселился въ Хузевитской обители въ отдѣльной келліи, которую далъ ему игуменъ монастыря.

Подвизаясь на прежнемъ мѣстѣ своей отшельнической жизни, преподобный Георгій не пріобрѣталъ ни вина, ни елея, ни хлѣба, ни одежды, но, обходя кучи мусора, собиралъ тряпки и, сшивая ихъ, дѣлалъ себѣ одежду; изъ этихъ же тряпокъ была устроена и постель его. Обитавшихъ въ обители иноковъ онъ просилъ сберегать ему за недѣлю остатки отъ стола отцовъ и пришельцевъ, будутъ ли то овощи, или плоды, или даже кости. Потомъ онъ толокъ все это въ каменной ступѣ, дѣлалъ шарики и сушилъ на солнцѣ; эти шарики онъ и употреблялъ въ пищу, вмѣстѣ съ водою, — черезъ два или три дня. Кромѣ того, старецъ просилъ, чтобы братія не пекли безъ него хлѣбовъ, ибо онъ вѣровалъ, что занимающимся этимъ дѣломъ въ тѣхъ святыхъ мѣстахъ будетъ великая награда на небѣ, такъ какъ въ Палестинѣ было въ обычаѣ издерживать излишекъ хлѣба на странниковъ, приходившихъ поклониться тамошнимъ великимъ святынямъ. Въ хлѣбницѣ, предпочтительно предъ другими работами, преподобный Георгій топилъ печь. Занятіе это особенно тягостно въ тѣхъ мѣстахъ въ лѣтнее время, когда отъ сильнаго зноя таютъ даже свѣчи на церковныхъ подсвѣчникахъ. Но преподобный Георгій, несмотря ни на какой зной, неустанно работалъ въ хлѣбницѣ по дважды и по трижды въ день, растопляя печь и приготовляя хлѣбы. Другіе изъ братіи не могли переносить такой работы и постоянно чередовались. Поэтому неустаннымъ трудамъ Георгія всѣ удивлялись и называли его желѣзнымъ.

Такъ подвизался сей земной ангелъ и небесный человѣкъ, назидая своими подвигами и другихъ.

Когда же случилось нашествіе Персовъ на святую землю [6], онъ на время оставилъ Хузевитскую Лавру и скрылся въ Коломанѣ; по минованіи же опасности, старецъ снова возвратился въ Хузиву. Здѣсь онъ снова предался подвижническимъ трудамъ и въ то же время поучалъ всѣхъ, приходящихъ послушать его Богомудрыхъ рѣчей. Никого онъ не оставлялъ безъ поучительныхъ бесѣдъ, но всѣхъ наставлялъ въ словѣ Божіемъ и въ благочестіи. Благочестиво поживъ и угодивъ Богу, преподобный Георгій былъ отозванъ въ небесныя обители, достигнувъ глубокой старости. О блаженной кончинѣ старца ученикъ его, преподобный Антоній, разсказываетъ слѣдующее.

«Послѣ многихъ трудовъ заболѣлъ святый отецъ нашъ Георгій недугомъ, отъ коего и скончался. Въ вечеръ же, въ который онъ скончался, по устроенію Божію, случилось множество пришельцевъ, и я былъ весьма занятъ послушаніемъ. И нѣкоторые изъ братіи, сидѣвшіе у старца, часто приходили, говоря мнѣ:

— «Спрашиваетъ тебя старецъ, говоря: «гдѣ Антоній? Призовите мнѣ его, ибо я уже умираю».

Я уже колебался на двое, желая и исполнить послушаніе, и пойти къ старцу. И старецъ, узнавъ это духомъ, объявилъ мнѣ чрезъ посланныхъ:

— «Не скорби и не смущайся, чадо, но исполни послушаніе твое, а я подожду до тѣхъ поръ, пока ты придешь».

И пока пришельцы встали изъ-за трапезы и пришли другіе, время протянулось почти до полуночи, и старецъ былъ еще живъ. Исполнивъ свое послушаніе и отпустивъ пришельцевъ, я пришелъ къ нему. Когда онъ меня увидѣлъ, то обнялъ и облобызалъ, и благословивъ обернулся къ востоку и сказалъ:

— «Изыди, душе моя, нынѣ о Господѣ, изыди.

И сказавъ это трижды, онъ предалъ духъ Господу; такъ онъ преставился, мирно и тихо, явно предавъ духъ въ руцѣ Божіи, какъ пишется: праведныхъ души въ руцѣ Божіей и не прикоснется ихъ мука (Прем. 3, 1), и паки: честна предъ Господемъ смерть преподобныхъ Его (Псал. 115, 6). Я же, узнавъ, что онъ предалъ духъ Господу, припалъ къ груди его, и плакалъ и рыдалъ о лишеніи преподобнаго отца. И опрятавъ тѣло его со псалмами и пѣніями и пѣснями духовными, мы положили его въ гробницѣ преподобныхъ отцовъ; и нынѣ онъ находится съ ликами святыхъ, сомолитствуя за насъ и за весь міръ». Аминь.

Примѣчанія:
[1] Хозевитами назывались иноки Хозевитской или Хузивской обители.
[2] Островъ Кипръ находится въ сѣверо-восточномъ углу Средиземнаго моря, недалеко отъ Сирійскаго побережья.
[3] Іорданская долина находится по теченію рѣки Іордана; представляя собою мѣста мало населенныя, она съ древнихъ временъ была излюбленнымъ мѣстомъ отшельниковъ. Такъ сюда удалился св. пророкъ Іоаннъ Предтеча и выступилъ здѣсь съ проповѣдію о покаяніи. Во вренена христіанскія на этой долинѣ находилось не мало всевозможныхъ монастырей.
[4] Лавра Коломанова находилась близъ Мертваго моря и Іордана.
[5] Хузивскій монастырь находился въ пустынѣ Хузивъ или Хозева, между Іерусалимомъ и Іерихономъ, вправо отъ большой дороги, чрезъ которую обыкновенно проходятъ паломники изъ святаго града къ Іордану, и недалеко отъ спуска въ низменную долину Іорданскую. Монастырь этотъ былъ расположенъ въ дикой мѣстности. Церкви и келліи монаховъ, вися надъ оврагомъ на высотѣ 50 саженъ, были какъ-бы прилѣплены къ каменистымъ утесамъ. Монастырь Хузива возникъ въ V вѣкѣ. Имя перваго его основателя неизвѣстно. Впослѣдствіи монастырь именовался Лаврою и въ VI, VII и ѴIII вѣкахъ, когда онъ особенно славился строгостію жизни своихъ подвижниковъ, достигъ особеннаго процвѣтанія. Въ XII вѣкѣ монастырь этотъ еще существовалъ, но о дальнѣйшей судьбѣ его ничего неизвѣстно. Въ самое недавнее время сія обитель была возобновлена.
[6] Нашествіе персовъ было сдѣлано въ 614 г., подъ предводительствомъ Хозроя, царя персидскаго (царствовалъ съ 580 по 628 г.).

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга пятая, часть первая: Мѣсяцъ Январь.. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 264-268.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0