Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Январь.
День восьмой.

Память преподобнаго Григорія Печерскаго.

Какъ Неокесарія гордится святымъ Григоріемъ Чудотворцемъ [1], такъ и святая великая Лавра Печерская величается соименнымъ этому святому преподобнымъ. Когда Богъ показалъ Свое величіе во святыхъ Своихъ, Антоніи и Ѳеодосіи [2], прославившихся разными чудесами, въ то же самое время Онъ избралъ на дѣло чудотвореній и преподобнаго Григорія, котораго и призвалъ въ Свою святую Лавру. Итакъ сей блаженный въ то время, когда преподобный Антоній проводилъ уединенную жизнь въ пещерѣ, пришелъ къ преподобному Ѳеодосію, завѣдывавшему монастыремъ, и, принявъ отъ него иноческій образъ, былъ утвержденъ въ нестяжательности, чистотѣ, смиреніи, послушаніи и прочихъ добродѣтеляхъ, преимущественно же упражнялся въ молитвѣ. Совершивъ въ недолгое время много подвиговъ, онъ сподобился дара чудотвореній и, прежде всего, получилъ отъ Бога власть надъ бѣсами, которые, еще издали завидя святаго, восклицали:

— «О, Григорій! Ты выгонишь насъ своею молитвою».

Григорій же, дѣйствительно, имѣлъ обычай послѣ всякаго богослуженія читать заклинательныя молитвы. Побѣжденный врагъ, будучи отовсюду изгоняемъ, сталъ, однако, злоумышлять противъ святаго, желая положить преграду его подвигамъ въ добродѣтели. Не имѣя силы сдѣлать этого самъ, онъ допустилъ злыхъ людей обокрасть святаго, который, впрочемъ, не имѣлъ никакого имущества, кромѣ книгъ, содержавшихъ въ себѣ молитвы и пѣснопѣнія. Итакъ, однажды ночью къ келліи Григорія пришли воры и, спрятавшись, ожидали того времени, когда старецъ уйдетъ къ утренѣ въ церковь, чтобы взять все его имущество. Блаженный же узналъ объ ихъ приходѣ, потому что онъ цѣлыя ночи не спалъ, молясь посреди келліи Богу. Онъ сталъ молиться и за нихъ такими словами:

— «Боже! Ниспошли сонъ рабамъ Твоимъ, которые понапрасну истомились, угождая врагу».

Богъ услышалъ молитву старца, и воры проспали пять дней и пять ночей, доколѣ блаженный, въ присутствіи многихъ братій, не разбудилъ ихъ, обратившись къ нимъ съ такими словами:

— «До какихъ поръ вы будете сторожить напрасно, желая обокрасть меня? Ступайте скорѣе по домамъ!»

Они же, проснувшись, не могли двинуться съ мѣста, потому что лишились силъ, не ѣвши ничего столь продолжительное время. Тогда блаженный предложилъ имъ поѣсть и, покормивъ, отпустилъ ихъ. Узнавъ объ этомъ, правитель города приказалъ наказать этихъ людей, но Григорій, опечаленный тѣмъ, что изъ-за него они были отданы на мученіе, пошелъ къ правителю, подарилъ ему нѣсколько своихъ книгъ и освободилъ воровъ. Другія же книги онъ продалъ и полученныя деньги роздалъ убогимъ, говоря:

— «Какъ бы еще кто нибудь не подвергся бѣдѣ, соблазнившись желаніемъ обокрасть меня! Итакъ, пусть исполнено будетъ повелѣніе Господа, сказавшаго: продадите имѣнія ваша, и дадите милостыню, сотворите себѣ влагалища неветшающа, сокровище неоскудѣемо на небесѣхъ, идѣже тать не приближается, ни моль растлѣваетъ (Лук. 12, 33)».

Воры же тѣ, по причинѣ совершившагося надъ ними чуда, не вернулись на свои прежнія дѣла, но раскаялись и, явившись въ тотъ же Печерскій монастырь, стали работать на братію. Но врагъ не оставидъ своихъ злыхъ умысловъ. Такъ какъ у преподобнаго Григорія былъ свой небольшой садъ, гдѣ онъ сѣялъ овощи и сажалъ плодовыя деревья, то врагъ однажды подъучилъ другихъ воровъ влѣзть въ этотъ садъ и набрать въ свои мѣшки овощей. Но когда они взвалили на себя мѣшки и хотѣли уйти, то не могли этого сдѣдать и цѣлыхъ два дня и двѣ ночи стояли на одномъ мѣстѣ, подъ гнетомъ тяжести мѣшковъ. Тогда они начали вопить:

— «Святый отецъ Григорій! Отпусти насъ; мы покаемся во грѣхѣ своемъ и больше не станемъ этого дѣлать».

Услышавъ ихъ крики, явились иноки и схватили ихъ, но съ того мѣста свести ихъ не могли. Тогда они спросили воровъ:

— «Когда вы пришли сюда?»

Воры отвѣчали:

— «Уже два дня и двѣ ночи мы стоимъ здѣсь».

Черноризцы сказали имъ:

— «Но мы сколько разъ проходили здѣсь и однако не замѣчали васъ».

Воры же въ отвѣтъ заявили:

— «И мы, если бы видѣли, какъ вы ходите мимо насъ, стали бы со слезами просить у васъ ходатайства предъ старцемъ; только уже когда окончательно изнемогли, мы стали кричать. Умолите за насъ святаго чудотворца, чтобы онъ отпустилъ насъ».

Григорій пришелъ въ это время и сказалъ имъ:

— «Такъ какъ вы цѣлую жизнь провели въ праздности, воруя чужое достояніе, а сами не хотѣли трудиться, то отнынѣ вы будете стоять остальные дни вашей жизни на этомъ самомъ мѣстѣ».

Они же со слезами умоляли старца отпустить ихъ и обѣщались больше не воровать.

Старецъ сжалился надъ ними и сказалъ:

— «Отпущу васъ, если вы обѣщаете трудиться и трудомъ рукъ своихъ питать другихъ».

Когда воры поклялись въ томъ, что не ослушаются его, то Григорій сказалъ имъ:

— «Благословенъ Богъ, подкрѣпляющій васъ! Съ этихъ поръ вы будете работать на святую братію и отъ вашихъ трудовъ доставлять имъ то, въ чемъ они нуждаются».

Послѣ этихъ словъ онъ отпустилъ ихъ. Воры же, въ заглажденіе зла, которое они совершили въ томъ небольшомъ саду, стали усердно работать на огородахъ Печерскаго монастыря и скончали за этою работою дни свои.

Хитрый искуситель однако въ третій разъ попытался повредить святому такою хитрою уловкою. Однажды къ Григорію явились трое просителей, которые приняли видъ нуждающихся въ помощи, желая испытать преподобнаго. Двое изъ нихъ, указывая на третьяго, говорили такую ложь:

— «Отче! Этотъ другъ нашъ осужденъ на смерть. Мы просимъ тебя дать ему что-нибудь, для того, чтобы онъ могъ внести за себя выкупъ и избавиться отъ смерти».

Блаженный же, провидя, что эта выдумка окажется истиною, отъ горя прослезился и сказалъ:

— «Горе этому человѣку, потому что пришелъ день его погибели!»

Они же сказали:

— «Если ты, отче, что нибудь дашь, то онъ не умретъ. Это говорили они, желая у него что-нибудь выманить и подѣлить между собою».

Чудотворецъ же, будучи прозорливъ, сказалъ:

— «Если я и дамъ, то онъ все равно умретъ! Впрочемъ, скажите мнѣ: какою смертію онъ долженъ умереть?»

— «Его повѣсятъ на деревѣ, — отвѣтили обманщики».

— «Правду вы сказали, — замѣтилъ на это прозорливецъ, — завтра это и случится».

Съ этими словами онъ сошелъ въ пещеру, куда онъ скрывался отъ любопытныхъ взоровъ и мірской суеты и гдѣ онъ обыкновенно совершалъ свои молитвы. Вынесши оттуда оставшіяся у него книги, онъ отдалъ ихъ пришедшимъ и сказалъ:

— «Возьмите это, а если вамъ будетъ ненужно, воротите мнѣ».

Они же, взявъ книги, ушли и стали смѣяться, говоря:

— «Продадимъ это и раздѣлимъ то, что получимъ».

Увидѣвъ плодовыя деревья, принадлежавшія святому, они сказали:

— «Въ эту ночь мы еще придемъ сюда и сорвемъ эти плоды».

Когда наступила ночь, три вора пришли снова; въ это время Григорій молился въ своей пещерѣ, и они загородили снаружи дверь въ пещеру, гдѣ молился старецъ. Одинъ изъ нихъ, о которомъ было сказано, какъ объ осужденномъ на повѣшеніе, влѣзъ на дерево и сталъ рвать яблоки. Въ это время сукъ, за который онъ держался, отломился, и онъ упалъ, а сторожившіе его двое другихъ воровъ въ страхѣ убѣжали. Упавшій же повисъ въ это время на другомъ суку и при томъ такъ, что скоро задохся, такъ какъ его некому было освободить.

Григорій, будучи запертъ, не могъ быть съ братіей въ церкви за утреней; потому братія, выйдя изъ церкви, пошли посмотрѣть, почему святый, противъ своего обыкновенія, не пришелъ къ утренѣ. Тутъ они увидѣли висѣвшаго на деревѣ мертваго человѣка и пришли въ ужасъ. Тотчасъ они нашли и Григорія запертаго въ пещерѣ, который, выйдя изъ пещеры, повелѣлъ снять висѣвшаго. Потомъ, увидѣвъ его соучастниковъ, которые пришли, вмѣстѣ съ другими, и смотрѣли на мертвеца, онъ сказалъ имъ:

— «Смотрите, какъ ваша гнусная ложь стала правдой, ибо Богъ поругаемъ не бываетъ (Гал. 6, 7). Если бы вы меня не заперли, то я пришелъ бы и помогъ ему, но такъ какъ врагъ научилъ васъ хранить суетная и ложная, то поэтому вы и милость свою оставили есте [3]».

Дерзкіе насмѣшники, видя, что слова блаженнаго сбылись, пали къ его ногамъ, умоляя о прощеніи. Григорій присудилъ ихъ къ работѣ на Печерскій монастырь, чтобы они съ этого времени ѣли хлѣбъ свой, трудясь въ потѣ лица, и имѣли возможность питать трудами рукъ своихъ и другихъ людей. Такъ они и скончали жизнь свою, работая съ дѣтьми своими въ Печерскомъ монастырѣ на рабовъ Пресвятой Богородицы и учениковъ преподобныхъ отцовъ нашихъ, Антонія и Ѳеодосія.

Но уже время сказать о страдальческой кончинѣ преподобнаго.

Однажды въ монастырскій сосудъ попало нечистое животное, и преподобный, для очищенія его отъ оскверненія, сошелъ къ Днѣпру почерпнуть воды. Въ это время туда же пріѣхалъ князь Ростиславъ Всеволодовичъ [4], чтобы помолиться въ монастырѣ и принять благословеніе на брань противъ Половцевъ [5], куда онъ отправлялся вмѣстѣ съ братомъ своимъ Владиміромъ Мономахомъ [6]. Слуги Ростислава, подущаемые древнимъ врагомъ, стали смѣяться надъ старцемъ и досаждать ему неприличными рѣчами. Старецъ же, провидя своимъ пророческимъ духомъ, что имъ угрожаетъ смерть, сказалъ:

— «О дѣти! Вамъ нужно бы съ умиленіемъ въ душѣ просить у всѣхъ молитвъ о себѣ, а вы дѣлаете зло, которое противно Богу. Плачьте же о своей погибели и кайтесь во грѣхахъ своихъ, чтобы вамъ имѣть нѣкоторую отраду въ страшный день послѣдняго суда. Ибо о васъ уже въ судѣ Божіемъ рѣшено, что вы утонете вмѣстѣ съ вашимъ княземъ».

Князь же Ростиславъ, услышавъ эти слова преподобнаго, не повѣрилъ имъ и, полагая, что онъ только грозится, а не пророчествуетъ, съ гнѣвомъ сказалъ ему:

— «Мнѣ ли ты предвѣщаешь смерть отъ воды, когда я хорошо умѣю плавать? Нѣтъ, — ты самъ умрешь такою смертію!»

И тотчасъ же, забывъ страхъ Божій, онъ повелѣлъ связать старцу руки и ноги, надѣть ему на шею камень и бросить въ воду.

Такъ былъ утопленъ святый старецъ!

Братія два дня искали его, но не могли найти. Когда же потомъ, на третій день, они пришли въ его келлію, желая взять кое-какія вещи, оставшіяся послѣ святаго, то неожиданно нашли его въ келліи мертвымъ, съ связанными руками и ногами и съ камнемъ на шеѣ. Одежды его были еще мокры, лицо — свѣтло, а все тѣло — какъ бы живое. Подивились братія, кѣмъ и какъ могъ быть принесенъ сюда старецъ, потому что келлія была заперта, но потомъ, воздавъ хвалу Богу, съ почестями вынесли тѣ чудотворныя мощи святаго и положили ихъ въ пещерѣ, гдѣ онѣ и доселѣ пребываютъ нетлѣнными.

Ростиславъ же, не считая совершенное имъ грѣхомъ, распаленный яростію, не захотѣлъ даже войти въ монастырь, вопреки своему обѣщанію, чтобы получить благословеніе, — и Божіе благословеніе удалилось отъ него. Только Владиміръ Мономахъ побывалъ въ монастырѣ для испрошенія себѣ молитвъ и благословенія. Когда же русскіе князья были у Триполя [7] и перешли рѣку Стугну [8], то направили полки свои на Половцевъ. Полки ихъ не устояли и побѣжали; бѣжалъ и князь Владиміръ и переправился снова благополучно чрезъ рѣку Стугну, по молитвамъ и благословенію Печерскихъ святыхъ, а Ростиславъ со всѣмъ своимъ войскомъ потонулъ въ рѣкѣ, и такъ исполнилось пророчество святаго: въ нюже мѣру мѣрилъ злой убійца, возмѣрися и ему [9]. Незлобивый же Григорій чудотворецъ обрѣлъ источникъ жизни и, вкушая изъ потока вѣчной сладости при водахъ, яже превыше небесъ (Псал. 148, 4), хвалитъ имя Господа, Которому подобаеть слава и честь нынѣ и присно и въ безконечные вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Неокесарія — нынѣшній Никсаръ — знаменитая по своей красотѣ столица Понта Полемоніака, на сѣверѣ Малой Азіи; особенно извѣстна по происходившему тамъ (въ 315 г.) церковному Собору. Св. Григорій Чудотворецъ былъ епископомъ Неокесаріи во второй половинѣ IV-го вѣка. Память его совершается 17-го ноября.
[2] Преподобный Антоній былъ основателемъ Кіево-Печерской Лавры; преподобный же Ѳеодосій первымъ игуменомъ ея, установившимъ въ ней общежительное иноческае житіе и обстроившимъ ее церквами и другими зданіями. Память преп. Антонія — 10-го іюля, а преп. Ѳеодосія — 3-го мая и 14-го августа.
[3] Ирмосы на Вел. субботу, пѣснь 6-я, ср.: Кн. прор. Іоны, гл. 2, ст. 9.
[4] Ростиславъ Всеволодовичъ, сынъ Всеволода Ярославича и внукъ Ярослава Мудраго, княжилъ въ Переяславѣ — городѣ, находившемся на югъ отъ Кіева, на рѣкахъ Альтѣ и Трубежѣ. Въ настоящее время Переяславъ — уѣздный городъ Полтавской губерніи.
[5] Половцы — кочевой народъ монгольскаго происхожденія, обитавшій со 2-ой половины IX в. въ южно-русскихъ степяхъ и до татарскаго нашествія производившій постоянныя опустошительныя нападенія на Русь. Нападенія свои они производили быстро и внезапно. Русскія князья, для борьбы съ половцами, устраивали пограничныя укрѣпленія и предпринимали походы въ глубь Половецкой земли. Одинъ изъ такихъ походовъ, о которомъ здѣсь и упоминается, былъ предпринятъ великихъ княземъ Кіевскимъ Святополкомъ Изяславичемъ (съ 1093 по 1113 г.). въ первый годъ его великаго княженія.
[6] Владиміръ Мономахъ былъ одинъ изъ замѣчательнѣйшихъ русскихъ князей въ домонгольскій періодъ. Когда умеръ отецъ его, Всеволодъ, онъ, несмотря на любовь къ нему кіевлянъ, не занялъ великокняжескаго Кіевскаго престола, а призвалъ двоюроднаго брата своего Святополка Изяславича, которому и уступилъ великое княженіе, какъ старшему въ родѣ. Въ это время онъ княжилъ въ Черниговѣ, и, сверхъ того, владѣлъ Смоленскимъ княжествомъ. По смерти Святополка, онъ занялъ Кіевскій великокняжескій престолъ, гдѣ княжилъ до своей смерти (1113-1125 гг.).
[7] Въ настоящее время мѣстечко Кіевской губерніи.
[8] Стугна — правый притокъ Днѣпра, протекающій чрезъ Васильковскій уѣздъ, Кіевской губерніи. Въ прежнее время притокъ этотъ былъ довольно значительной рѣкой.
[9] Еванг. отъ Матѳ., гл. 7, ст. 2; тамъ это мѣсто читается такъ: имже бо судомъ судите, судятъ вамъ, и въ нюже мѣру мѣрите, возмѣрится и вамъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга пятая, часть первая: Мѣсяцъ Январь. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 256-262.

Во славу Божію помощь въ подготовкѣ электронной публикаціи оказалъ: р. Б. Андрей.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0