Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Январь.
День седьмой.

Сказаніе о десной рукѣ святаго Іоанна Предтечи, крестившей Господа.

Послѣ усѣкновенія беззаконнымъ царемъ Иродомъ главы святаго Іоанна Предтечи, Крестителя Господня, его честное тѣло погребено было его учениками близъ могилы пророка Елиссея въ знаменитомъ самарійскомъ городѣ Севастіи. Когда же святый евангелистъ Лука, проповѣдуя Христа и обходя многія страны и города, пришелъ въ Севастію, имѣя въ виду отправиться отсюда въ свой отечественный городъ — Антіохію, то сему апостолу пришло на мысль взять съ собою и отнести въ Антіохію тѣло святаго Предтечи, Іоанна Крестителя. Оно было нетлѣнно и цѣло, но взять его было нельзя, потому что жители Севастіи очень чтили мощи Крестителя и бережно ихъ хранили. Посему святый евангелистъ Лука могъ отдѣлить отъ святаго тѣла Предтечи только правую руку, крестившую Владыку нашего Господа Іисуса Христа; ее то онъ и принесъ съ собою въ свой городъ Антіохію, какъ нѣкое драгоцѣнное сокровище, которымъ онъ хотѣлъ возблагодарить Антіохію за воспитаніе свое, полученное имъ въ этомъ городѣ. Съ того времени святая рука Крестителя въ великимъ благоговѣніемъ была хранима антіохійскими христіанами, ибо отъ нея совершалось не мало чудесъ. По прошествіи долгаго времени, на царскомъ престолѣ возсѣлъ Юліанъ Отступникъ [1], который явно отрекся отъ Христа и кланялся идоламъ. Онъ сталъ преслѣдовать Церковь Божію такъ же, какъ и языческія императоры, преслѣдовавшіе христіанъ раньше его, и не только гналъ и умерщвлялъ живыхъ христіанъ, но возсталъ съ яростію и противъ умершихъ: останки святыхъ, пострадавшихъ за святую вѣру, онъ вынималъ изъ гробовъ и сожигалъ, а храмы Божіи и всякія святыни обращалъ въ пепелъ. Однажды онъ явился и въ Антіохію, частію для того чтобы принести тамъ гнусныя жертвы своему мерзкому богу, Аполлону [2], идолъ котораго находился близъ города, въ мѣстности именовавшейся Дафне, частію для того, чтобы преслѣдовать христіанъ и сожечь тѣ святыни ихъ, какія ему удалось бы найти. Христіане антіохійскіе, услышавъ о его прибытіи, поспѣшили сокрыть святую руку Крестителя въ одной городской башнѣ, называвшейся Гонія, чтобы гонитель не причинилъ ей безчестія и не сжегъ бы ее. Юліанъ, явившись въ Антіохію и причинивъ здѣсь много зла христіанамъ, сталъ отыскивать руку Крестителя, а когда его поиски оказались напрасными, то послалъ приказъ въ Палестинскій городъ Севастію о томъ, чтобы все тѣло Крестителя, — находившееся тамъ, за исключеніемъ головы и руки, — а равно и гробница съ храмомъ Крестителя были преданы разрушенію и огню, что и было исполнено, какъ сообщаютъ историки Никифоръ и Кедринъ [3]. Впрочемъ блаженный Симеонъ Метафрастъ [4] сообщаетъ, что сожжено было не Крестителево тѣло, а чье-то другое, ибо патріархъ Іерусалимскій, узнавъ заблаговременно о приказѣ Юліана, тайно взялъ изъ гроба мощи Крестителя и послалъ ихъ на сохраненіе въ Александрію [5]; вмѣсто нихъ же онъ положилъ кости одного мертвеца, и эти послѣднія были сожжены, по словамъ Метафраста, вмѣсто мощей Крестителя, съ гробомъ его и храмомъ.

Когда беззаконный тотъ царь погибъ и истинная вѣра снова возсіяла въ мірѣ, то и рука святаго Предтечи была вынута изъ башни, въ коей скрыта была, какъ-бы свѣтильникъ изъ подъ спуда. Снова христіане стали воздавать ей почитаніе и снова стали совершаться отъ нея чудеса, какъ и прежде. Изъ этихъ чудесъ сообщимъ о слѣдующемъ.

Въ предѣлахъ Антіохійскихъ гнѣздился великій и страшный змѣй, котораго язычники обоготворяли и которому какъ богу ежегодно приносили жертвы. Въ эту жертву обыкновенно назначаема была особо избиравшаяся непорочная дѣвица, которая и отдавалась на съѣденіе змѣю, въ присутствіи всего народа, смотрѣвшаго на это зрѣлище съ особыхъ мѣстъ, построенныхъ невдалекѣ отъ пещеры, гдѣ жилъ змѣй. Змѣй же выползалъ изъ пещеры и производилъ всеобщій ужасъ своимъ страшнымъ видомъ, шипѣніемъ и широко отверстою пастью, а потомъ хваталъ представленную ему жертву и, терзая ее своими губами, пожиралъ. Для такой жертвы дочери антіохійскихъ гражданъ были назначаемы по жребію. Въ одинъ годъ жребій этотъ палъ на дочь одного антіохійскаго христіанина. Христіанинъ этотъ молилъ со слезами Христа Бога и Его святаго Крестителя объ избавленіи его дочери отъ лютой смерти. Когда наступалъ уже самый день того гнуснаго праздника, отецъ съ воплями и рыданіями вопіялъ къ Богу и призывалъ на помощь святаго Іоанна Крестителя. Въ это время онъ пришелъ ко храму Іоанна Крестителя, гдѣ хранилась рука Крестителя, и усердно просилъ ключаря, чтобы тотъ отперъ ему храмъ и пустилъ его поклониться той честной и святой рукѣ. Сіе же дѣлалъ онъ съ тайною цѣлію, для достиженія которой онъ положилъ за пазуху нѣсколько золотыхъ монетъ. Когда онъ сталъ совершать поклоны предъ ковчегомъ, въ которомъ была хранима та святая рука, то какъ-бы нечаянно просыпалъ изъ-за пазухи золотыя монеты. Ключарь, который любилъ деньги, бросился подбирать монеты, а въ это самое время христіанинъ тотъ, лобызая святую руку Крестителя, тайно откусивъ зубами одинъ составъ малаго перста, спряталъ его и, помолившись вышелъ, неся съ собою суставъ пальца. Когда насталъ тотъ день, въ который дѣвица должна была неповинно подвергнуться смерти, и когда народъ собрался къ полночному часу на позоршце, туда явился и отецъ, ведя дочь на съѣдѣніе змѣю, и въ душѣ вознося къ Богу молитвы о спасеніи. И вотъ выползъ изъ своей пещеры страшный змѣй, шипящій, съ разинутою пастью, и сталъ подползать къ приготовленной для него жертвѣ — дѣвицѣ, чтобы пожрать ее. Но отецъ не отступалъ отъ дочери, призывая на помощь Всевидящаго Спасителя Христа Бога и Его Крестителя. Когда змѣй подползъ совсѣмъ близко и еще шире раскрылъ свою пасть, отецъ дѣвицы бросилъ составъ священнаго перста Крестителя прямо въ середину гортани змѣя, и змѣй тотчасъ же издохъ. Дѣвица спасена была, такимъ образомъ, отъ лютой смерти, отецъ же ея со слезами радости громкимъ голосомъ возсылалъ благодареніе Спасителю Богу и Его святому Крестителю, разъясняя всему народу, какое великое чудо совершилъ Господь Богъ. Народъ, присутствовавшій на позорищѣ, видя змѣя мертвымъ, а дѣвицу — живою и восхваляющею вмѣстѣ съ отцомъ Бога, сначалъ весьма удивился и ужасался при видѣ столь славнаго чуда, а потомъ, обрадовавшись, сталъ прославлять едиными устами Единаго Истиннаго, Живущаго на небѣ и Призирающаго на смиренныхъ Бога. И началось празднованіе и торжество великое въ Антіохіи, ибо множество язычниковъ присоединилось къ христіанамъ, увѣровавъ во Христа Бога. На томъ же мѣстѣ, гдѣ совершилось то великое чудо, создана была церковь, великая и прекрасная, во имя святаго Іоанна Крестителя. Разсказываютъ, что въ этой церкви въ день праздника Воздвиженія честнаго Креста Господня архіерей воздвигалъ и честную руку Крестителя, причемъ она иногда держалась прямо, иногда же сгибалась: первое предъуказывало на большой урожай хлѣба и всякихъ плодовъ и овощей, а послѣднее служило предзнаменованіемъ неурожая и голода.

Когда по Божію попущенію, арабы завладѣли Антіохіей и всѣми ея предѣлами, то и великое сокровище — честнѣйшая рука св. великаго Іоанна Крестителя оказалась какъ-бы въ плѣну. Благочестивые цари христіанскіе не мало стараній приложили къ тому, чтобы взять изъ подъ власти арабовъ пречестную руку Предтечи и имѣть ее въ своемъ царствующемъ городѣ, но имъ долго не удавалось достигнуть этой цѣли, и они не могли ничего сдѣлать ни золотомъ, ни иными какими-либо способами. Но въ правленіе багрянородныхъ братьевъ Константина и Романа [6] этотъ даръ, болѣе цѣнный, чѣмъ всѣ сокровища земныя, полученъ былъ слѣдующимъ образомъ.

Одному антіохійскому діакону, по имени Іову, внушено было Самимъ Богомъ вынести святую руку Крестителя изъ подъ державы арабской въ страну, гдѣ сіяла благочестная вѣра Христова. Такъ какъ святая рука та лежала въ прекраснѣйшемъ храмѣ Антіохіи, посвященномъ имени св. Апостола Петра, то Іовъ сталъ служить при этой церкви и вошелъ въ дружбу съ церковнымъ сосудохранителемъ, чтобы ему было удобнѣе исполнить то, что онъ замыслилъ. Онъ много разъ покушался склонить сосудохранителя на задуманное имъ дѣло, но тотъ никакъ не хотѣлъ согласиться на это. Тогда Іовъ однажды устроилъ большой пиръ, на который позвалъ сосудохранителя. Онъ усердно угощалъ послѣдняго, и когда тотъ, выпивъ много вина, тутъ же заснулъ, Іовъ пошелъ тайно въ церковь и, открывъ ковчегъ, взялъ руку Крестителя и спряталъ ее у себя. Сосудохранитель, проснувшись поутру, не замѣтилъ пропажи. Между тѣмъ Іовъ, ни мало немедля, ушелъ съ честною рукою изъ Антіохіи и поспѣшилъ къ предѣламъ христіанскаго царства, боясь, какъ бы антіохійскимъ христіанамъ и варварскому правительству не сдѣлалось извѣстнымъ похищеніе святой руки и какъ бы за нимъ не послана была погоня. Однако подъ охраною Божіей, будучи защищенъ молитвами св. Крестителя, онъ вскорѣ достигъ до христіанскихъ владѣній. Прибывъ въ Халкидонъ [7], онъ открылъ, чтó хранилось у него, и показывалъ это сокровище, принесенное имъ изъ Антіохіи, христіанамъ. Тотчасъ было донесено объ этомъ благочестивымъ царямъ и они, услышавъ таковую вѣсть, превышавшую ихъ надежды, исполнились неизреченной радости и немедленно послали въ Халкидонъ свой царскій корабль. На этомъ кораблѣ находились святѣйшій патріархъ и нѣкоторые наиболѣе почтенные сенаторы, которые должны были встрѣтить принесенную руку Крестителя и съ почетомъ отнести ее въ столичный городъ.

Когда изъ Халкидона возвращался корабль со святою рукою, которую держалъ самъ патріархъ, то цари и весь народъ вышли на берегъ, встрѣчая какъ бы самого святаго Крестителя, невидимо приходившаго съ неба, и воздавали ему почтеніе поклоненіемъ, псалмами и пѣснопѣніями, возжженіемъ свѣчей и кажденіемъ. Съ благоговѣніемъ приложившись къ честной рукѣ, цари положили ее въ своей дворцовой церкви [8]. Это перенесеніе св. руки Крестителя совершалось въ навечеріе св. Богоявленія, предъ освященіемъ воды. И отпразднованъ былъ этотъ праздникъ, а вслѣдъ за нимъ соборъ Крестителя съ великимъ веселіемъ, въ честь высшаго между пророками святаго Іоанна Крестителя и во славу Самого въ Троицѣ Бога, отъ всѣхъ славимаго и покланяемаго во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Юліанъ Отступникъ — племянникъ Константина Великаго. При жизни сына послѣдняго, императора Констанція, онъ былъ соправителемъ его, управляя западными провинціями Римской имперіи. Сдѣлавшись въ 361 г. императоромъ, онъ отступилъ отъ христіанской вѣры и поставилъ задачею своей жизни возстановленіе язычества. Посему онъ и названъ Отступникомъ. Царствовалъ до 363 года, когда онъ погибъ въ войнѣ сь персами.
[2] Аполлонъ — одинъ изъ наиболѣе почитаемыхъ греко-римскихъ языческихъ боговъ. Почитался богомъ солнца, умственнаго просвѣщенія, поэзіи и музыки, а также общественнаго благополучія и порядка. Сверхъ того, онъ былъ божествомъ предсказаній будущаго и врачебнаго искусства.
[3] Никифоръ Каллистъ — церковный историкъ, монахъ Софійскаго монастыря въ Константинополѣ; скончался около 1350 года. Кедринъ — тоже извѣстный церковный историкъ, жившій въ концѣ XI или началѣ XII в.
[4] Симеонъ Метафрастъ — извѣстный составитель житій святыхъ, жившій въ Константинополѣ въ X в. (Скончался около 940 г.)
[5] Александрія — знаменитый городъ, основанный Александромъ Македонскимъ въ 331 г. до Р. X., на берегу Средиземнаго моря, въ Нижнемъ (Сѣверномъ) Египтѣ, при устьѣ Нила. Въ древности былъ богатѣйшій торговый и промышленный городъ.
[6] Византійскій императоръ Константинъ VIII Порфиродный царствовалъ съ 912-959 г.; братъ же его Романъ — съ 919-944 г. Такимъ образомъ отъ 919 по 944 г. братья управляли совмѣстно.
[7] Халкидонъ — городъ въ сѣверо-западной части Виѳиніи, на берегу Босфора, противъ Константинополя.
[8] Сію честную руку Предтечи, въ XIV и въ началѣ XV вѣка, видѣли въ Константинополѣ русскіе паломники. Здѣсь она находилась до 1484 года, когда была передана Родосскимъ рыцарямъ, которые, утвердившись на островѣ Средиземнаго моря — Мальтѣ, перенесли туда полученное ими сокровище. Въ 1799 году эта святыня принесена была мальтійскими рыцарями въ Гатчину въ даръ Императору Павлу I, откуда она была перенесена въ С.-Петербургъ въ церковь Нерукотвореннаго Образа Спаса въ Зимнемъ дворцѣ. Въ память этого событія установлено празднество — 12-го октября.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга пятая, часть первая: Мѣсяцъ Январь.. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 232-238.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0