Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Январь.
День седьмой.

Соборъ святаго Іоанна, Предтечи и Крестителя Господня.

На другой день праздника св. Богоявленія Церковь съ самыхъ первыхъ временъ совершаетъ празднованіе собора честнаго и славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Господня Іоанна. И вполнѣ прилично было почтить особымъ празднованіемъ того, кто послужилъ таинству Божественнаго крещенія, возложивши руку свою на главу Владыки. Итакъ, тотчасъ послѣ праздника Крещенія Господня соборно почитается и прославляется пѣснопѣніями Креститель. Самое же слово — соборъ означаетъ, что народъ собирается въ церковь для совершенія богослуженія въ честь и похвалу прославляемаго нынѣ великаго Предтечи и Крестителя Іоанна. Таковый соборъ, хотя совершался и совершается во всѣхъ храмахъ вселенной, но съ особенною торжественностью совершается въ храмахъ, посвященныхъ имени Крестителя, какъ это было прежде въ храмѣ его при Іорданѣ, гдѣ онъ крестилъ Христа, и въ Севастіи [1], гдѣ онъ былъ погребенъ по умерщвленіи Иродомъ [2], и въ Антіохіи [3], куда было первоначально принесена правая его рука святымъ евангелистомъ Лукою [4], и въ Царьградѣ, куда впослѣдствіи таже святая рука была перенесена изъ Антіохіи, и гдѣ въ особенности торжественно справляемъ былъ соборъ Крестителя, такъ какъ рука его была перенесена въ самое навечеріе святаго Богоявленія, когда бываетъ освященіе воды: казалось что тогда самъ Креститель прибылъ невидимо на освященіе воды, и великая радость была царямъ и всему народу. Потому-то тогда съ великимъ торжествомъ совершенъ былъ соборъ Крестителя на другой день Богоявленія Господня и продолжалъ праздноваться также и въ послѣдующее время. И мы съ радостію духовною совершаемъ соборъ сего великаго Предтечи и Крестителя Іоанна, моля его о томъ, чтобы онъ просилъ за насъ Владыку Христа собрать насъ въ церкви торжествующихъ, въ вѣчномъ нерукотворенномъ храмѣ на небѣ, и гдѣ бы мы могли слышать голосъ празднующихъ и совершить празднество въ честь вѣчнаго явленія Бога. Тамъ мы можемъ насыщаться со Христомъ видѣніемъ лица Бога, явственно показывающаго Себя святимъ Своимъ, и славить со всѣми небесными ликами Отца и Сына и Святаго Духа во вѣки, аминь!

Примѣчанія:
[1] Севастія — главный городъ Самаріи. Такое названіе этотъ городъ получилъ послѣ того, какъ былъ подаренъ Августомъ Ироду Великому, который совершенно возстановилъ его и украсилъ и, въ благодарность Августу, назвалъ его Севаста, или Севастія, что значитъ городъ Августа.
[2] Разумѣется Иродъ Антипа, сынъ Ирода Великаго, правившій Галилеею и Переею съ титуломь тетрарха, т. е. четвертовластника, властителя надъ четвертою частію Палестины. Онъ имѣлъ законную жену, дочь Аравійскаго царя Ареѳы, но отвергъ ее, и отнялъ жену у Филиппа, брата своего, Иродіаду. Св. Предтеча Господень Іоаннъ обличалъ Ирода за сей беззаконный бракъ. За это Иродъ заключилъ его въ крѣпость Махерунтъ, находившуюся близъ Мертваго моря на границѣ съ Аравіей. Здѣсь злобная Иродіада, воспользовавшись удобнымъ случаемъ, представившимся во время пира, испросила у Ирода чрезъ дочь свою Саломію главу Іоанна Крестителя, и беззаконный царь, посреди пира, повелѣлъ отсѣчь главу Предтечи, что и было исполнено. Сія глава была отнесена Иродіадѣ, которая въ злобной радости исколола Предтечевъ языкъ, а тѣло было выброшено за стѣны крѣпости и найдено здѣсь учениками Крестителя, которые съ честію отнесли его въ Севастію и здѣсь похоронили.
[3] Антіохія — столица Сиріи, древнѣйшій и богатѣйшій городъ; Антіохія лежитъ при рѣкѣ Оронтѣ, верстахъ въ 10 отъ впаденія ея въ Средиземное море, между горными хребтами Ливана и Тавра.
[4] Апостолъ и Евангелистъ Лука былъ родомъ изъ Антіохіи; потому-то онъ и озаботилcя перенести чеcтную руку Предтечи въ свой родной городъ. Память святаго Луки cовершается въ октябрѣ мѣсяцѣ, въ 18-ый день.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга пятая, часть первая: Мѣсяцъ Январь.. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 231-232.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0