Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 12 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Январь.
День шестой.

Слово святаго Іоанна Златоустаго на Богоявленіе Господне.

Хочу, возлюбленные, праздновать и торжествовать, ибо святый день просвѣщенія есть печать праздника и день торжества. Онъ запечатлѣваетъ виѳлеемскій вертепъ, гдѣ Ветхій деньми, какъ младенецъ у груди матери, лежалъ въ ясляхъ; онъ же отверзаетъ іорданскіе источники, гдѣ Тотъ же Ветхій деньми крещается нынѣ съ грѣшниками, даруя міру Своимъ пречистымъ тѣломъ оставленіе грѣховъ. Въ первомъ случаѣ, происшедшій изъ утробы Пречистой Дѣвы, явился для младенцевъ какъ младенецъ, для матери — сыномъ, волхвамъ — какъ царъ, пастырямъ — какъ добрый пастырь, полагающій, по слову Божественнаго Писанія, душу Свою за овецъ (Іоан. 10, 11). Во второмъ случаѣ, именно при крещеніи Своемъ, Онъ приходитъ на іорданскія воды, съ тѣмъ, чтобы омыть грѣхи мытарей и грѣшниковъ. Говоря о необычайной чудесности такого событія, премудрый Павелъ восклицаетъ: явися благодать Божія спасительная всѣмъ человѣкомъ (Тит. 2, 11). Ибо нынѣ міръ просвѣтляется во всѣхъ частяхъ своихъ: радуется прежде всего небо, передавая людямъ сходящій съ небесныхъ высотъ гласъ Божій, освящается полетомъ Духа Святаго воздухъ, освящается естество воды, какъ бы пріучаясь омывать вмѣстѣ съ тѣлами и души, и вся тварь земная ликуетъ. Одинъ только діаволъ плачетъ, видя святую купель, приготовленную для потопленія его могущества.

Что же еще сообщаетъ Евангеліе? Приходитъ Іисусъ отъ Галилеи на Іорданъ ко Іоанну креститися отъ него. Іоаннъ же возбраняше Ему, глаголя: азъ требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мнѣ (Матѳ. 3, 13-14)? Кто видѣлъ Владыку, стоящаго предъ рабомъ? Кто видѣлъ царя, преклонившаго голову передъ своимъ воиномъ? Кто видѣлъ пастыря, которому бы овца указывала путь? Кто видѣлъ начальника ристаній, который бы получалъ награду отъ упражняющагося въ бѣгахъ [1]? Азъ требую Тобою креститися, — т. е. преподай, Владыка, Ты Самъ мнѣ то крещеніе, какое Ты хочешь преподать міру. Я нуждаюсь въ томъ, чтобы Ты окрестилъ меня, такъ какъ я нахожусь подъ бременемъ прародительскаго грѣха и ношу въ себѣ зміиный ядъ. Я нуждаюсь въ омытіи скверны древняго преступленія, а Ты ради какихъ грѣховъ пришелъ креститься? О Тебѣ и пророкъ свидѣтельствовалъ, говоря: беззаконія не сотвори, ниже обрѣтеся лесть во устѣхъ Его (Ис. 53, 9). Какъ же, Самъ подавая избавленіе, Ты ищешь очищенія? Крещаемые, по обычаю, исповѣдуютъ грѣхи свои; Ты же чтó имѣешь исповѣдать, когда Ты вовсе бегрѣшенъ? Зачѣмъ Ты требуешь отъ меня того, чему я не наученъ? Не отваживаюсь сдѣлать то, что превышаетъ мои силы; не знаю я, какъ омывать свѣтъ, не умѣю освѣтить солнце правды. Ночь не освѣщаетъ дня, золото не можетъ быть чище олова, глина не можетъ исправить горшечника, море не заимствуетъ струи у источника, рѣка не нуждается въ каплѣ воды, чистота не освящается скверною, и осужденный не отпускаетъ на свободу судію. Азъ требую Тобою креститися. Мертвецъ не можетъ поднять живого, больной не исцѣляетъ врача, и я знаю немощь моего естества! Нѣсть ученикъ надъ учителя своего, ниже рабъ надъ господина своего (Матѳ. 10, 24). Ко мнѣ не приступаютъ херувимы со страхомъ, мнѣ серафимы не покланяются и не возглашаютъ трисвятое [2]. Я не имѣю престоломъ небо, меня не предуказывала волхвамъ звѣзда, Моисей, угодникъ Твой, едва сподобился видѣть задняя Твоя (Исх. 33, 23), какъ же я дерзну прикоснуться ко пресвятой главѣ Твоей? Зачѣмъ повелѣваешь Ты мнѣ соверпшть то, что превосходитъ мои силы? Не имѣю я длани, которою бы могъ окрестить Бога: азъ требую Тобою креститися. Я родился отъ престарѣлой, ибо Твоему повелѣнію не могла противорѣчить природа. Находясь во утробѣ моей матери и не имѣя возможности говорить самъ, я воспользовался тогда ея устами, а теперь самъ, своими устами, прославлю Тебя Невмѣстимаго, Котораго вмѣстилъ дѣвическій ковчегъ [3]. Я не слѣпъ, какъ іудеи, ибо знаю, что Ты — Владыка, Который только на время принялъ видъ раба, чтобы уврачевать человѣка; знаю, что Ты явился для того, чтобы спасти насъ; знаю, что Ты — камень, отсѣченный отъ горы безъ посредства рукъ, — камень, вѣрующій въ который не будетъ обманутъ. Меня не приведутъ въ заблужденіе видимые знаки Твоего смиренія, и я духомъ разумѣваю величіе Твоего Божества. Я — смертенъ, ты же — безсмертенъ; я — отъ безплодной, а Ты — отъ Дѣвы. Я родился раньше Тебя, но не выше Тебя. Я могъ только раньше Тебя выступить на проповѣдь, но не смѣю крестить Тебя: я знаю, что Ты — сѣкира, лежащая у дерева (Матѳ. 3, 10), та сѣкира, которая посѣкаетъ безплодныя деревья іудейскаго сада. Я видѣлъ серпъ, готовый отсѣкать страсти и возвѣщалъ, что скоро повсюду откроются источники исцѣленій; ибо какое мѣсто останется недоступнымъ для Твоихъ іудеевъ? Ты будешь очищать однимъ словомъ прокаженныхъ, теченіе крови прекратится чрезъ одно прикосновеніе къ краю ризъ Твоихъ, отъ одного Твоего повелѣнія разслабленный снова укрѣпится силами. Ты напитываешь дочь хананеянки крупинками Твоихъ чудесъ, бреніемъ отверзаешь очи слѣпому. Какъ же Ты просишь, чтобы я возложилъ на Тебя руки? Азъ требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мнѣ (Матѳ. 3, 14)? Презираяй на землю, и творяй ю трястися (Псал. 103, 32), по водамъ какъ по землѣ ходяй, — Ты, о Комъ я много разъ восклицалъ во время проповѣди: Грядетъ Крѣплій мене во слѣдъ мене, Емуже нѣсмь достоинъ преклонься разрѣшити ремень сапогъ Его (Марк. 1, 7)! Только на Твою неизреченную благость полагаюсь и надѣюсь на Твое безмѣрное человѣколюбіе, по которому Ты и блудницу допускаешь отереть пречистыя Твои ноги и прикоснуться къ Твоей пресвятой главѣ.

Что же говоритъ ему Господь? Остави нынѣ, тако бо подобаетъ намъ исполнити всяку правду (Матѳ. 3, 15). Послужи Слову, какъ гласъ человѣческій, поработай, какъ рабъ — Владыкѣ, какъ воинъ — царю, какъ глина — горшечнику. Не бойся, но смѣло крести Меня, потому что Я спасу міръ; Я отдаю Себя на смерть, дабы оживить умерщвленное естество человѣческое. Ты, несмотря на Мое повелѣніе, все-таки медлишь простереть руку свою, іудеи же скоро не постыдятся простереть на Меня свои нечистыя руки для того, чтобы предать Меня на смерть. Остави нынѣ, тако бо подобаетъ. По Своему человѣколюбію, Я прежде всѣхъ вѣковъ рѣшилъ спасти родъ человѣческій. Ради людей Я сталъ человѣкомъ. Что можетъ быть удивительнѣе того, что Я какъ простой человѣкъ прихожу креститься? Это дѣлаю Я потому, что не презираю созданіе моихъ рукъ, не стыжусь земнаго естества. Я остался такимъ же, какимъ былъ отъ вѣка, и принялъ новое естество, причемъ однако Мое существо осталось неизмѣннымъ: остави убо нынѣ! Ибо врагъ человѣческаго рода, будучи сверженъ съ неба и изгнанъ съ земли, гнѣздится въ естествѣ водномъ, а Я и оттуда пришелъ изгнать Его, какъ возвѣщалъ о Мнѣ пророкъ: Ты стерлъ еси главы зміевъ въ водѣ (Псал. 73, 13). Остави нынѣ! Ибо сей врагъ хочетъ искусить Меня какъ человѣка, и Я претерпѣваю это для того, чтобы доказать его безсиліе, ибо скажу ему: не искусиши Господа Бога твоего (Матѳ. 4, 7; Втор. 6, 16)!

О новое чудо! О неизреченная благодать! Христосъ совершаетъ подвигъ, а я получаю почесть; Онъ воюетъ съ діаволомъ, а я оказываюсь побѣдителемъ; Онъ змѣиную голову сокрушаетъ въ водѣ, а я какъ бы настоящій борецъ увѣнчиваюсь [4]: Онъ крестится, а съ меня снимается скверна; на Него сходитъ Святый Духъ, а мнѣ подается оставленіе грѣховъ; о Немъ Отецъ свидѣтельствуетъ какъ о Своемъ возлюбленномъ Сынѣ, а я становлюсь сыномъ Божіимъ ради Него; Ему отверзились небеса, а я вхожу въ нихъ; предъ Нимъ, Крещаемымъ, является горнее царство, а я его получаю въ наслѣдственное владѣніе: къ Нему обращается голосъ Отца, и вмѣстѣ съ Нимъ я призываюсь; Отецъ благоволитъ къ Нему, и меня также не отвергаетъ. Съ своей же стороны я прославляю Отца, съ небеси давшаго гласъ Свой, Сына, крещающагося на землѣ, и Духа сшедшаго какъ голубя, Бога Единаго въ Троицѣ, Которому я и буду всегда покланяться. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Ристанія — это состязанія въ бѣгахъ, которыя публично совершались въ Грецій, на какихъ либо празднествахъ, во время общественныхъ игръ. Побѣдившему въ этомъ состязаніи давалась награда отъ особыхъ старшинъ, которые присуждали награды.
[2] Указаніе на видѣніе пророка Исаіи, который удостоился лицезрѣть Бога, Сѣдящаго на престолѣ, при чемъ окружающіе престолъ Херувимы и Серафимы воспѣвали: Святъ, Святъ, Святъ Господь Саваоѳъ, исполнь вся земля славы Его (Ис. 6, 3).
[3] Разумѣется дѣвическая утроба Пречистой Богоматери.
[4] Выраженіе взято отъ древняго обычая — на общественныхъ состязаніяхъ борцовъ увѣнчивать побѣдителей лавровыми вѣнками.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга пятая, часть первая: Мѣсяцъ Январь.. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 213-216.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0