Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Январь.
День шестой.

Крещеніе Господне.

Господь нашъ Іисусъ Христосъ, по возвращеніи Своемъ изъ Египта, пребывалъ въ Галилеѣ, въ городѣ своемъ Назаретѣ, гдѣ былъ воспитанъ, сокрывая отъ людей силу Своего Божества и премудрость до тридцатилѣтняго возраста, ибо не возможно было у іудеевъ никому ранѣе тридцалѣтняго возраста принять санъ учителя или священника. Посему и Христосъ не начиналъ Своей проповѣди и не являлъ Себя Сыномъ Божіимъ и Архіереемъ великимъ, прошедшимъ небеса (Евр. 4, 14), до тѣхъ поръ, пока не достигъ означеннаго возраста. Въ Назаретѣ Онъ пребывалъ съ Пречистою Своею Матерію, сначала при мнимомъ отцѣ Своемъ, Іосифѣ древодѣлѣ, пока тотъ былъ живъ, и занимался вмѣстѣ съ нимъ плотническою работою; а потомъ, когда Іосифъ умеръ, Самъ продолжалъ то же дѣло, добывая трудами рукъ Своихъ пропитаніе для Себя и для Пречистой Богоматери, дабы и насъ научить трудолюбію (см. Лук. 3, 23). Когда же исполнялся тридцатый годъ Его земной жизни и наступало время Его Божественнаго явленія народу Израильскому, то, какъ говоритъ Евангеліе, бысть глаголъ Божій ко Іоанну Захаріину сыну, въ пустыни (Лук. 3, 2), — глаголъ, посылавшій его крестить водою и возвѣстившій ему знаменіе, по коему Іоаннъ долженъ былъ узнать пришедшаго въ міръ Мессію. Объ этомъ говоритъ въ своей проповѣди самъ Креститель такими словами: пославый мя крестити водою, Той мнѣ рече: надъ Негоже узриши Духъ сходящъ и пребывающъ на Немъ, Той есть крестяй Духомъ Святымъ (Іоан. 1, 33).

Итакъ Іоаннъ, внимая глаголу Божію, ходилъ по всей странѣ іорданской, проповѣдуя крещеніе покаянія во оставленіе грѣховъ (Лук. 3, 3), ибо Онъ былъ Тотъ, о Которомъ предрекъ Исаія: гласъ вопіющаго въ пустыни: уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Бога нашего (Ис. 40, 3; ср. Лук. 3, 4). И выходила къ нему вся іудейская страна, и іерусалимляне, и крестились всѣ у него въ рѣкѣ Іорданѣ, исповѣдуя свои грѣхи (Марк. 1, 5). Тогда пришелъ и Іисусъ изъ Галилеи на Іорданъ къ Іоанну, чтобы креститься отъ него (Матѳ. 3, 13). Онъ пришелъ въ то время, когда Іоаннъ возвѣстилъ о Немъ народу, говоря: грядетъ Крѣплій мене во слѣдъ мене, Емуже нѣсмь достоинъ преклонься разрѣшити ремень сапогъ Его. Азъ убо крестихъ вы водою, Той же креститъ вы Духомъ Святымъ (Марк. 1, 7-8). Послѣ сего возвѣщенія пришелъ Іисусъ креститься. Хотя Онъ и не имѣлъ нужды въ этомъ, какъ безгрѣшный и непорочный, рожденный отъ Пречистой и Пресвятой Дѣвы Маріи и Самъ бывшій источникомъ всякой чистоты и святыни, но, такъ какъ Онъ взялъ на Себя грѣхи всего міра, то и пришелъ къ рѣкѣ, чтобы очистить ихъ посредствомъ крещенія. Пришелъ Онъ креститься и для того, дабы освятить естество воды, пришелъ креститься, чтобы и для насъ устроить купель святаго крещенія. Онъ пришелъ къ Іоанну еще для того, дабы тотъ, узрѣвъ сходившаго на крещаемаго Святаго Духа и услышавъ свыше гласъ Бога Отца, былъ неложнымъ свидѣтелемъ о Христѣ.

Іоаннъ же возбраняше Ему, глаголя: азъ требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мнѣ (Матѳ.3, 14)? Онъ духомъ узналъ Того, о Комъ за тридцать лѣтъ взыграся радощами во чревѣ матери своей (Лук. 1, 44), потому и самъ требовалъ отъ Него крещенія, какъ находящійся подъ грѣхомъ ослушанія, перешедшимъ съ Адама на весь родъ человѣческій. Но Господь сказалъ Іоанну: остави нынѣ, тако бо подобаетъ намъ исполнити всяку правду (Матѳ.3, 15).

Подъ правдою святый Златоустъ разумѣетъ здѣсь заповѣди Божіи, какъ будто бы Іисусъ говорилъ такъ: «поелику я совершилъ всѣ заповѣди, какія даны въ законѣ, и осталасъ только одна — относительно крещенія, то Мнѣ подобаетъ исполнить и эту». Крещеніе же Іанново также было Божественною заповѣдью, какъ это видно изъ словъ Іоанна: Пославый мя крестити водою, Той мнѣ рече (Іоан. 1, 33). Кто же посылалъ? Очевидно, Самъ Богъ: бысть, — сказано въ Евангеліи, — глаголъ Божій ко Іоанну (Лук. 3, 2). И еще потому крестился Іисусъ будучи тридцати лѣтъ отъ роду, что возрастъ тридцатилѣтняго, по словамъ Златоуста и Ѳефилакта, удобопреклоненъ ко всякому грѣху. Ибо возрастъ юношескій подверженъ огню плотскихъ страстей, при тридцатилѣтнемъ же возрастѣ — времени полнаго раскрытія силъ мужскихъ — человѣкъ подчиняется златолюбію, тщеславію, ярости, гнѣву и всякимъ грѣхамъ. Посему-то Христосъ Господь медлилъ принятіемъ крещенія до этого возраста, дабы во всѣхъ возрастахъ человѣческой жизни исполнить законъ и освятить все естество наше и подать намъ силу побѣждать страсти и остерегаться смертныхъ грѣховъ.

Послѣ принятія крещенія Господь тотчасъ же, безъ всякаго замедленія, вышелъ изъ воды. Есть сказаніе, что святый Іоаннъ Креститель каждаго крестившагося у него человѣка погружалъ до шеи и такъ держалъ его, доколѣ тотъ не исповѣдывалъ всѣ грѣхи свои; послѣ сего крещаемому дозволялось выйти изъ воды. Христосъ же, не имѣвшій грѣховъ, не былъ задержанъ въ водѣ и потому евангеліе прибавило, что Онъ вышелъ изъ воды абіе (Матѳ.3, 16).

Когда же Господь выходилъ изъ воды, надъ Нимъ отверзлись небеса, блеснулъ свыше свѣть въ видѣ молніи и Духъ Божій въ видѣ голубя сошелъ на Крестившагося Господа. Подобно тому какъ во дни Ноя голубица возвѣстила объ умаленіи воды потопа, такъ и здѣсь подобіе голубя предуказало на окончаніе потопа грѣховнаго. А въ видѣ голубя святый Духъ явился потому, что эта птица чиста, любитъ людей, кротка, незлобива и не терпитъ ничего смраднаго: такъ и святый Духъ есть источникъ чистоты, пучина человѣколюбія, учитель кротости и устроитель мира: притомъ же Онъ всегда удаляется отъ человѣка, пресмыкающагося въ смрадной тинѣ грѣховъ. Когда же Духъ Святый сходилъ, какъ голубь, на Христа Іисуса съ неба, то слышался гласъ говорившій: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немже благоволихъ (Матѳ. 3, 17). И Ему подобаетъ слава и держава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга пятая, часть первая: Мѣсяцъ Январь.. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 208-210.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0