Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Январь.
День пятый.

Страданіе святыхъ мучениковъ Ѳеопемпта и Ѳеоны.

Царь Діоклитіанъ, въ первый годъ воздвигнутаго имъ на христіанъ гоненія, однажды, во время своего путешествія прибылъ въ городъ Никомидію и здѣсь, поставивъ множество идольскихъ изображеній, покланялся имъ.

Чрезъ нѣсколько дней, въ городскихъ окрестностяхъ былъ захваченъ епископъ Никомидійскій Ѳеопемптъ (онъ первый пострадалъ въ гоненіе христіанъ Діоклитіаномъ), который, будучи представленъ на судъ царю, сказалъ:

— «Эти боги, серебряные и золотые, деревянные и каменные, которымъ ты покланяешься, — вовсе не боги, ибо они не могутъ ни дышать, ни говорить, ни содѣлать что либо доброе или злое; Всемогущій же Небесный Богъ сотворилъ небо, землю и море и все, что въ нихъ находится».

Когда святый говорилъ это и многое другое о вѣрѣ христіанской, царь, во гнѣвѣ, сказалъ ему:

— «Я призвалъ тебя не для того, чтобы разсуждать, а для того чтобы ты, безъ разговоровъ, принесъ жертву богу Аполлону».

Святый Ѳеопемптъ отвѣчалъ на это такими словами:

— «Такимъ богамъ я никогда не принесу жертву и никогда не испугаюсь мученій, какія ты можешь мнѣ назначить, ибо написано: не убойтеся от убивающихъ тѣло, души же не могущихъ убити (Матѳ. 10, 28). А ты, имѣя власть надъ моимъ тѣломъ, дѣлай, что тебѣ угодно!»

Тогда царь повелѣлъ растопить печь, чтобы потомъ бросить въ нее святаго епископа, и воины растопляли печь какъ можно жарче, съ утра до полудня. Въ это время святый епископъ сказалъ имъ:

— «Подождите немного, и я покажу вамъ силу Господа Бога моего, за святое имя Котораго эта печь растопляется для меня».

Сказавъ это, святый бросился въ разгорѣвшуюся печь и сѣлъ въ ней посрединѣ, а воины, полагая, что онъ тотчасъ же сгорѣлъ, ушли. Но въ полночь святый мужъ, выйдя изъ печи, вошелъ въ царскую опочивальню, двери коей предъ нимъ отворились сами собою, и, разбудивъ царя, сказалъ ему:

— «Я — Ѳеопемптъ епископъ, служитель Іисуса Христа: я не умеръ, но живъ хотя ты и повелѣлъ меня умертвить».

Сказавъ это, онъ снова вошелъ въ печь. Царь, увидѣвъ святаго и услышавъ его слова, пришелъ въ ужасъ и какъ бы онѣмѣлъ отъ сильнаго страха. На утро, призвавъ своихъ воиновъ, онъ сказалъ имъ:

— «Бросили ли вы въ разжженную печь того христіанина, котораго я повелѣлъ вамъ бросить?»

Воины отвѣчали:

— «Мы сдѣлали, государь, какъ ты повелѣлъ — бросили его и онъ вчера погибъ въ огнѣ».

Тогда Діоклитіанъ всталъ, пошелъ съ воинами къ печи и тамъ услышалъ, какъ святый епископъ посреди разжженной печи пѣлъ и славословилъ Бога. Это привело царя въ чрезвычайное удивленіе и, когда святый вышелъ изъ печи невредимымъ, царь сказалъ окружавшимъ его:

— «Смотрите, какъ сильно волшебство христіанское; я слышалъ, что христіане совершаютъ свои волшебныя дѣла во имя какого-то Іисуса».

Послѣ этого царь тотчасъ повелѣлъ взять пса и бросить въ печь, чтобы видѣть, не останется ли цѣлымъ песъ, какъ чудесно остался цѣлымъ епископъ; но песъ тотчасъ же сгорѣлъ. Увидѣвъ это, царь сказалъ человѣку Божію:

— «Я предамъ тебя жесточайшимъ мученіямъ, какъ нечестивца, потому что я убѣдился, что ты — обольститель и волшебникъ».

Онъ повелѣлъ заключить его въ тѣсную темницу и не давать ему ни хлѣба, ни воды до того дня, въ который царь захочетъ судить его, и человѣкъ Божій пробылъ въ той темницѣ двадцать два дня безъ пищи и питія, будучи укрѣпляемъ Богомъ. По окончаніи этого времени, царь сказалъ своимъ воинамъ:

— «Пойдемъ, посмотримъ, живъ ли тотъ христіанинъ или уже умеръ?»

Найдя его живымъ и радостнымъ, какъ бы послѣ царскаго обѣда, Діоклитіанъ разгнѣвался и, выведши блаженнаго епископа изъ темницы, разодралъ на себѣ одежды, всплескнулъ руками и сказалъ:

— «Смотрите же, какъ сильно христіанское волшебство!»

Но блаженный епископъ на это сказалъ:

— «Доколѣ, несчастный, ты будешь оставаться ослѣпленнымъ, до какихъ поръ не будешь признавать истиннаго Бога, въ Котораго я вѣрую? Ибо Онъ далъ мнѣ силу и крѣпость, чтобы я побѣдилъ тебя и чтобы я возвысился надъ всѣми мученіями, какія ты для меня изобрѣтешь, и презрѣлъ ихъ».

Царь же, при сихъ словахъ, повелѣлъ вырвать у святаго правый глазъ и положить его въ правую руку мученика, а потомъ отвести его въ темницу. Когда святый здѣсь сталъ молиться, великій свѣтъ возсіялъ предъ нимъ въ темницѣ и тотчасъ же зѣница ока его открылась и стала цѣла и здорова какъ и другая. Узнавъ объ этомъ и увидѣвъ святаго, царь разгнѣвался еще больше и сказалъ:

— «Клянусъ римскимъ Аполлономъ [1], что не успокоюсь до тѣхъ поръ, пока не найду болѣе сильнаго волшебника, который могъ бы разрушить всѣ твои хитрости и волшебныя дѣйствія!»

Сказавъ это, царь снова повелѣлъ увести его въ темницу, а самъ послалъ указы по всѣмъ странамъ, ему подвластнымъ, такого содержанія:

— «Если какой-либо волшебникъ, — писалъ царь, — можетъ разрушить христіанскія волхвованія, тотъ пусть какъ можно скорѣе явится; онъ получитъ большіе подарки и великія почести».

И вотъ пришелъ одинъ волшебникъ, по имени Ѳеона, который, представъ предъ лицо Діоклитіана, сказалъ:

— «По вашему повелѣнію я пришелъ, чтобы какъ можно скорѣе разрушить христіанское волшебство, и я непремѣнно исполню то, что обѣщаю тебѣ».

Услышавъ это, царь обрадовался и сказалъ:

— «Есть у меня въ темницѣ одинъ христіанскій князь. Когда ты разрушишь его волшебную силу, то получишь отъ насъ великія почести».

Ѳеона на это сказалъ ему:

— «Пусть этотъ христіанинъ сотворитъ предо мною какое нибудь чудо и я, въ твоемъ присутствіи, разрушу всѣ его дѣла».

Царь обрадовался этому и сказалъ Ѳеонѣ:

— «Однако мнѣ хотѣлось бы сначала видѣть какое либо знаменіе, совершенное тобою».

Ѳеона испросилъ тогда привести къ нему самаго свирѣпаго быка. Когда быкъ былъ приведенъ, Ѳеона пошепталъ ему въ уши какія-то слова и быкъ въ то же мгновеніе распался на двѣ части и каждая часть лежала особо.

Тогда изумленный царь сказалъ:

— «Дѣйствительно, ты можешь разрушить христіанское волшебство!»

— «Подожди еще царь, — отвѣчалъ ему Ѳеона — и ты поймешь все величіе происшедшаго чуда!»

Сказавъ это, онъ повелѣлъ принести себѣ вѣсы и положилъ на нихъ обѣ части вола, которыя оказались обѣ равными по вѣсу. Немедленно послѣ этого Діоклитіанъ повелѣлъ привести къ себѣ святаго епископа Ѳеопемпта и, поставивъ его противъ волхва, сказалъ ему:

— «Знаю, что ты — обманщикъ и волшебникъ! Вотъ сей волхвъ пришелъ изъ Египта, и я теперь хочу узнать, кто изъ васъ обоихъ сильнѣе въ волшебствѣ».

Тогда Ѳеона сказалъ епископу:

— «Я покажу надъ тобою два дѣйствія моей волшебной силы и если они не повредятъ тебѣ, то и я увѣрую въ твоего Бога».

Приготовивъ изъ муки двѣ круглыя лепешки, онъ предложилъ епископу съѣсть ихъ. Епископъ взялъ и съѣлъ ихъ и они показались ему на вкусъ сладкими какъ медь и не причинили ему никакого вреда.

Увидѣвъ это, Ѳеона удивился и сказалъ:

— «Я испытаю на тебѣ еще одно чудесное дѣйствіе моего искусства и если оно тебѣ не повредитъ, то увѣрую въ твоего Бога».

Взявъ чашу съ водою, онъ положилъ въ нее одну ядовитую траву и призвалъ на помощь себѣ могущественнѣйшихъ бѣсовъ, чтобы ядъ подѣйствовалъ сильнѣе, а потомъ далъ выпить воду святому.

Когда святый выпилъ ее безъ всякаго вреда для себя, Ѳеона тотчасъ же упалъ къ ногамъ святаго епископа и сказалъ:

— «Нѣтъ другаго Бога, на Котораго можно было бы уповать, кромѣ Единаго Іисуса!»

А потомъ сказалъ царю:

— «Я христіанинъ и покланяюсь Распятому!»

Услышавъ это, царь пришелъ въ большое смущеніе и воскликнулъ:

— «Велики чудеса христіанскихъ волшебниковъ!»

И повелѣлъ обоихъ отвести въ темницу. Тамъ святый епископъ, научивъ Ѳеону вѣрѣ, переименовалъ его въ Синезія (что значитъ: исполненный разума, такъ какъ онъ чистымъ сердцемъ уразумѣлъ и позналъ Христа Бога и Господа) и окрестилъ его:

На утро царь повелѣлъ привести къ себѣ святаго епископа и, преклонивъ предъ нимъ голову, сказалъ ему:

— «Здравствуй, учитель волшебниковъ.»

И потомъ сталъ убѣждать его обратиться къ нечестивой эллинской вѣрѣ. Когда же святый отказался принести жертву богамъ, царь повелѣлъ растянуть его на землѣ, лицомъ къ верху, и привязать къ четыремъ деревьямъ за руки и за ноги, а потомъ принести довольно большой обломокъ каменнаго столба, который восемь человѣкъ едва могли снести, и положить его на чрево святаго. Но святый епископъ обратился съ молитвою къ Богу — и тотчасъ же тоть камень, который былъ положенъ ему на чрево, поднялся самъ собою и былъ отброшенъ отъ него далеко, почти на пятнадцать локтей разстоянія. Тогда Діоклитіанъ повелѣлъ повѣсить святаго за ноги, внизъ головою, а къ шеѣ привязать тяжелый камень и оставилъ его висящимъ въ такомъ положеніи съ утра до третьяго часа дня. Потомъ онъ приказалъ обрѣзать внезапно веревку, на которой святый былъ повѣшенъ за ноги; онъ думалъ, что, при паденіи, онъ будетъ раздавленъ тяжелымъ камнемъ, расшибется и, такимъ образомъ, позорно погибнетъ. Но когда это было сдѣлано, святый епископъ, силою Божіею, сталъ прямо на ноги свои. Послѣ этого мучитель произнесъ надъ нимъ смертный приговоръ.

Святый, съ радостію услышавъ его, громко воскликнулъ:

— «Благословенъ Богъ, Отецъ Господа моего Іисуса Христа, что Онъ сподобилъ меня достигнуть того дня, наступленія котораго я всегда желалъ. Итакъ, молю Тебя, Господи, поминай меня во вѣки и въ настоящій часъ!»

Сказавъ это, онъ преклонилъ колѣна и, подвергшись усѣченію главы, преставился въ мирѣ, исповѣдуя Пресвятую Троицу.

Потомъ царь повелѣлъ привести къ себѣ волхва Ѳеону, увѣровавшаго во Христа, и когда ни ласкательствомъ, ни угрозами не смогъ склонить его къ идольскому жертвоприношенію, то повелѣлъ бросить его въ глубокій ровъ и засыпать землей. Приведены были сюда и свирѣпые кони, которые топтали ногами землю, насыпанную на святаго, брошеннаго въ ровъ. Такъ святый Ѳеона, посыпаемый землею и долгое время попираемый конскими ногами, отошелъ ко Господу [2].

Свой страдальческій подвигъ святые мученики, епископъ Ѳеопемптъ и Ѳеона, онъ же и Синезій, совершили въ Никомидіи, при царѣ Діоклитіанѣ, пребывая подъ властію верховнаго Царя, Господа нашего Іисуса Христа, Ему же со Отцемъ и Сыномъ и Святымъ Духомъ слава во вѣки, аминь.

Примѣчанія:
[1] Греко-римскій богъ, почитавшійся покровителемъ умственнаго просвѣщенія и божествомъ Солнца.
[2] Кончина его послѣдовала въ 303 году.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга пятая, часть первая: Мѣсяцъ Январь. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 183-188.

Во славу Божію помощь въ подготовкѣ электронной публикаціи оказалъ: р. Б. Андрей.

Къ оглавленію / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0