Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Январь.
День четвертый.

Житіе святаго Евстаѳія, архіепископа Сербскаго [1].

Святый Евстаѳій жилъ и подвизался во второй половинѣ тринадцатаго столѣтія, во дни благочестиваго сербскаго краля Стефана Уроша II Милутина, правившаго Сербіей съ 1262 года по 1320. Родился онъ въ области Будимльской [2] отъ благочестивыхъ родителей. Горячо любя своихъ родителей, онъ съ ранняго дѣтства укрѣплялся въ любви къ Богу: избѣгая суетныхъ забавъ, онъ старался усваивать добрые нравы, постоянно ходилъ въ церковь и съ наслажденіемъ внималъ божественному пѣнію и чтенію, запоминалъ слышанное и старался уразумѣть смыслъ онаго. Разъ онъ приходитъ къ своимъ родителямъ и говоритъ:

— «У меня возгорѣлось сильное желаніе учиться, отдайте меня на изученіе словесъ книжныхъ».

Родители, слыша такія слова, возрадовались, возблагодарили Бога, внушившаго такое благое желаніе ихъ дѣтищу, подыскали учителя и отдали ему своего сына на обученіе книжной мудрости. Споспѣшествуемый благодатію Святаго Духа, онъ вскорѣ выучился, такъ что, будучи молодымъ ученикомъ, онъ являлся свѣдущѣе многомудрыхъ учителей. Юноша нисколько не думалъ и не заботился объ ѣдѣ, питьѣ, одеждѣ, мало думалъ даже о родителяхъ, но, всецѣло направивъ умъ свой на божественное ученіе, всю свою сердечную любовь и упованіе возложилъ на Господа. Достигнувъ же большей зрѣлости и строго размысливъ о своемъ призваніи, онъ рѣшилъ оставить родительскій домъ и идти въ путь Господень.

Онъ отправился въ область Зетскую [3], въ монастырь архангела Михаила, гдѣ находилась Зетская епископская каѳедра. Здѣсь отъ епископа Неофита онъ принялъ постриженіе въ иноческій чинъ и началъ жизнь подвижническую, строго выполняя монашескіе обѣты. Отличаясь воздержаніемъ, чистотою жизни, изнуряя себя постомъ и бдѣніемъ, онъ неукоснительно спѣшилъ въ церковь на дневныя и ночныя службы, строго соблюдалъ келейное молитвенное правило, а въ остальное время предавался богомыслію и умной молитвѣ. Не имѣя никакой собственности, онъ старался сберегать отъ урочной своей монастырской доли въ пищѣ и одеждѣ для раздачи нищимъ. Подвизаясь въ монастырской тишинѣ съ полнымъ смиреніемъ, онъ скоро однако сдѣлался извѣстнымъ по всей той странѣ, какъ великій подвижникъ, подражавшій древнимъ отцамъ.

Не довольствуясь иноческимъ подвижничествомъ въ своемъ монастырѣ, Евстаѳій горѣлъ желаніемъ посѣтитъ святый градъ Іерусалимъ, чтобы поклониться гробу Господню и прочимъ святынямъ на мѣстѣ страстей Господнихъ. Не открывая никому своего намѣренія, онъ обратился съ горячею молитвою къ Господу Іисусу Христу, чтобы Онъ сподобилъ его благополучно совершитъ путь во святый градъ и видѣть то мѣсто, гдѣ Онъ пролилъ Свою кровь за спасеніе рода человѣческаго и гдѣ сотворилъ великія чудеса.

Молитва угодника была услышана. Когда онъ размышлялъ о томъ, гдѣ бы обрѣсти ему богобоязненныхъ спутниковъ, являются къ нему какъ-бы посланные Самимъ Господомъ два инока и сообщаютъ въ бесѣдѣ, что они идутъ въ Іерусалимъ поклониться гробу Господню и честнымъ страстямъ Христовымъ. Возблагодаривъ Господа Бога и поклонившись пречистому Его образу и образу архистратига Михаила, съ радостью и веселіемъ въ сердцѣ онъ пустился въ давно желанный путь.

При помощи Божіей онъ легко и благополучно совершилъ путь и достигъ Іерусалима. Здѣсь онъ съ благоговѣніемъ поклонился гробу Господню и всѣмъ святынямъ на мѣстѣ страстей Господнихъ; не спѣша обходилъ онъ всѣ святыя мѣста и насладился ихъ созерцаніемъ. Посѣтилъ онъ и всѣ окрестности Іерусалима, гдѣ жительствовали преподобные и богобоязненные мужи — подвижники, наблюдалъ и усваивалъ ихъ правила жизни и подвиговъ.

Пробывъ долгое время въ святой землѣ, онъ отправился въ обратный путь, но не прямо на родину, а на святую гору Аѳонскую, желая видѣть тамошнюю иноческую жизнь и насладиться душеполезными бесѣдами относительно подвижничества и чистоты душевной и тѣлесной.

Придя на святую гору, преподобный Евстаѳій поселился въ Сербскомъ монастырѣ Пресвятой Богородицы Хиландарскомъ, построенномъ святымъ Симеономъ, въ мірѣ — великимъ Сербскимъ жупаномъ Стефаномъ Неманей, и сыномъ его Саввой, первымъ архіепископомъ Сербскимъ. Здѣсь онъ съ великимъ усердіемъ предался подвигамъ монашескимъ, со смиреніемъ и покорностію исполняя всякую работу, которая ему назначалась въ послушаніе, неопустительно посѣщая всѣ церковныя службы и предаваясь наединѣ ночной молитвѣ и богомыслію. Такъ провелъ онъ много лѣтъ и сдѣлался извѣстнымъ среди всѣхъ аѳонскихъ подвижниковъ. Многіе древніе старцы, а не только болѣе молодые иноки, почасту приходили къ Евстаѳію и вели съ любовію и духовнымъ утѣшеніемъ душеспасителныя бесѣды.

Послѣ нѣсколькихъ лѣтъ такой подвижнической жизни, общимъ совѣтомъ и убѣжденіемъ собора всей Святой Горы Евстаѳій возведенъ былъ въ санъ игумена Хиландарскаго монастыря. Ставъ правителемъ монастыря, Евстаѳій еще усерднѣе сталъ подвизаться, подавая примѣръ во всякомъ трудѣ и добродѣтели, уча словомъ и дѣломъ. Занявъ такое видное мѣсто и ведя добродѣтельную жизнь, преподобный Евстаѳій пріобрѣлъ большую извѣстность и всеобщую любовь не только у аѳонскихъ подвижниковъ, но и у мірянъ, не только у простыхъ людей, но и у вельможъ и царей. Всѣ спѣшили оказать Евстаѳію честь и давали щедрые дары. Но эти дары онъ не для себя собиралъ, а щедрою рукою раздавалъ бѣднымъ, вдовамъ, сиротамъ, неимущимъ пропитанія и крова.

Неудивительно, что при такихъ достоинствахъ и добродѣтеляхъ преподобный Евстаѳій былъ избранъ и рукоположенъ въ епископа Зетской епархіи, въ которой онъ принялъ постриженіе.

Ставъ владыкой, опытный въ духовной жизни и въ дѣлахъ церковныхъ, Евстаѳій съ великимъ успѣхомъ отправлялъ свои пастырскія обязанности, сталъ самымъ выдающимся сербскимъ епископомъ, и когда скончался сербскій архіепископъ Іоанникій, благочестивый краль сербскій Стефанъ Урошъ Милутинъ созвалъ соборъ епископовъ, игуменовъ и бояръ, и этотъ соборъ единогласно избралъ на сербскій архіепископскій престолъ св. Саввы сего благочестиваго Зетскаго епископа Евстаѳія. Преподобный Евстаѳій по своему смиренію пытался было отказываться отъ столь высокаго сана, соединеннаго и съ великою отвѣтственностью, но его словъ не послушали, и онъ вскорѣ торжественно при всемъ соборѣ возведенъ былъ на архіепископскій престолъ. Св. Евстаѳій покорился промыслу Божію и возблагодарилъ Господа Бога въ горячей молитвѣ за Его великія милости, которыхъ онъ считалъ себя недостойнымъ.

Неослабно трудясь на спасеніе своей души, святый Евстаѳій приложилъ горячія заботы о благѣ ввѣренной ему Сербской Церкви. Архіепископская сербская каѳедра тогда уже обладала большими богатствами, и святый Евстаѳій приложилъ всѣ старанія къ тому, чтобы ни одна церковь его области не испытывала недостатка въ насущныхъ потребностяхъ, щедро удѣляя изъ сбереженій своей каѳедры на нужды церквей бѣдныхъ.

Немного лѣтъ правилъ святый Евстаѳій Сербскою Церковью: чрезъ семь лѣтъ послѣ своего вступленія на высокую каѳедру онъ впалъ въ болѣзнь и увидѣлъ приближеніе своей кончины. Находясь въ предсмертной болѣзни, онъ не ропталъ, но съ радостію ждалъ исхода изъ сего земнаго міра въ обители небесныя. Находясь тогда въ своей архіепископіи, въ Жичѣ [4], онъ усердно готовился и молилъ Господа о дарованіи ему мирной кончины. Вокругъ постели больнаго собрался весь церковный Сербскій соборъ: окрестные епископы, игумены монастырей и чернецы, и весь причть церковный; всѣ плакали, видя приближеніе кончины своего учителя и архипастыря. Но больной, привставъ съ постели, обратился къ плачущимъ:

— «Оставьте таковую жалость, возвеличите Господа со мною: и вознесемъ имя Его вкупѣ» (Псал. 33, 4).

Всѣ присутствовавшіе отъ плача обратились къ молитвѣ и пѣснопѣніямъ на исходъ души. Затѣмъ святый Евстаѳій пріобщился Святыхъ Таинъ и послѣ нѣкотораго отдохновенія обратился къ окружающимъ:

— «Идите, возлюбленные, воздадимъ взаимно послѣднее цѣлованіе, ибо я уже разлучаюсь съ вами».

Много рыданій вызвало это прощаніе у духовныхъ чадъ святаго Евстаѳія. Наконецъ, воздѣвъ руки къ небу, онъ произнесъ:

— «Вѣдающій кончину жизни каждаго, Боже боговъ и Господь господей, въ руцѣ Твои предаю духъ мой!»

Такъ благолѣпно и славно преставился святый Евстаѳій, радуясь о Господѣ.

Собравшіяся при гробѣ духовныя лица, совокупно съ мірянами, совершили торжественное погребеніе въ Жичѣ, въ храмѣ Спасителя, положивъ тѣло въ мраморной ракѣ, которую ранее приготовилъ себѣ самъ Евстаѳій.

Вскорѣ послѣ погребенія, внутри помянутаго храма Спасителя, стали совершаться при ракѣ почившаго знаменія и чудеса. Иногда видѣли у раки какъ будто горящія свѣчи, иногда ночью ясно слышали у гроба какія-то рѣчи, говоръ, какъ будто тутъ собралось много тысячъ людей. Одинъ человѣкъ, служившій при храмѣ Спасителя, страдалъ болѣзнью носа. Много испробовалъ онъ средствъ и много истратилъ денегъ на излѣченіе, но пользы не было. Потерявъ надежду на земныя средства, больной обратился съ горячей молитвой къ Господу Богу и Пречистой Его Матери въ храмѣ Спаса, стоя неустанно за всякимъ богослуженіемъ у раки преподобнаго Евстаѳія. Въ одну ночь больной видитъ во снѣ, что онъ стоитъ, какъ по обычаю и наяву, подлѣ раки Евстаѳія; къ нему является благолѣпный мужъ въ святительской одеждѣ и спрашиваетъ, въ чемъ онъ нуждается. Больной разсказалъ все по-ряду. Тогда пришедшій мужъ товоритъ:

— «Меня Господь послалъ исцѣлить тебя, только не согрѣшай болѣе, чтобы не пострадать хуже».

Съ этими словами онъ перекрестилъ больнаго и коснулся его раны. Больной спросилъ:

— «Кто ты такой, владыка святый?»

Пришедшій отвѣчалъ:

— «Я рабъ Христовъ, инокъ, по имени Евстаѳій, лежащій въ семъ мѣстѣ».

Больной проснулся и ужаснулся; съ трепетомъ онъ поспѣшилъ къ тогдашнему архіепископу Іакову и сообщилъ ему и всему собору объ этомъ чудесномъ видѣніи. Больной тогда же совершенно исцѣлился и всѣ прославили Господа и Его святаго Евстаѳія. Чудеса при гробѣ Евстаѳія стали умножаться. Однажды нашли три цвѣтка дивной красоты, выросшіе на его мраморной ракѣ, хотя она представляла совершенно сухой камень, — ни земли, ни даже никакой влаги не было на ней. Это чудесное знаменіе навело всѣхъ на мысль, что Богъ прославляетъ Своего угодника и обновляетъ тѣло его нетлѣніемъ. Тогда же одному изъ иноковъ того монастыря, экклисіарху, въ нощномъ видѣніи является нѣкій страшный юноша съ пламеннымъ оружіемъ въ рукахъ и съ гнѣвомъ говоритъ:

—«Почему вы нерадите, видя таковыя знаменія? Или не разумѣете, что тѣлу усопшаго не предназначено видѣть истлѣнія, но оно должно быть изъято изъ земли?»

О всѣхъ сихъ чудесахъ возвѣщено было благочестивому кралю Урошу Милутину, который, по совѣщаніи съ архіепископомъ, повелѣлъ торжественно открыть раку, въ которой и обрѣтено было тѣло святителя Евстаѳія нетлѣннымъ и положено открыто въ новой ракѣ. Спустя нѣкоторое время, въ виду опасности отъ непріятельскихъ нашествій, мощи святаго Евстаѳія, стараніемъ архіепископа Іакова, перенесены были изъ Жичи въ Ипекъ (или Печь) [5] и поставлены въ тамошнемъ архіепископскомъ каѳедральномъ храмѣ святыхъ Апостоловъ Петра и Павла.

Примѣчанія:
[1] Житіе святаго Евстаѳія написано его младшимъ современникомъ, святымъ Даніиломъ II, архіепископомъ Сербскимъ, и вошло въ составъ его «Родослова» или «Цароставника». Лучшее изданіе въ книгѣ: «Животи кральева и архіепископа српскихъ», изданной въ Загребѣ Даничичемъ въ 1866 г. стр. 292-319. Житіе св. Даніила см. подъ 20 декабря въ сихъ Минеяхъ-Четьихъ.
[2] Будимльская область, или жупа, находилась тамъ, гдѣ теперь въ сѣверо-восточной Черногоріи живетъ сербское племя Васоевичи. Нынѣ существуетъ тамъ село Будимль. Въ древности Будимльская епархія имѣла каѳедру въ монастырѣ св. Георгія, который и теперь существуетъ въ полуразвалинахъ къ сѣверу отъ городка Гусинье въ селѣ Беране.
[3] Область Зетская, Зета, или въ древности Діоклея, нынѣ Черногорія. Монастырь св. Михаила находился на восточномъ берегу Которскаго залива, недалеко на югъ отъ города Котора.
[4] Монастырь Жича (Житьча, Жидьча), существующій до настоящаго времени, находится на правомъ берегу рѣки Ибра, недалеко отъ впаденія ея въ Сербскую Мораву, въ предѣлахъ теперешняго Сербскаго королевства.
[5] Ипектъ, Пешть, Печь — второе мѣсто пребыванія Сербскихъ архіепископовъ; этотъ городъ съ монастыремъ существуетъ и теперь и находится въ Старой Сербіи, на рѣчкѣ Быстрицѣ, впадаюшей въ Бѣлый Дринъ въ его верховьяхъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга пятая, часть первая: Мѣсяцъ Январь. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 176-181.

Во славу Божію помощь въ подготовкѣ электронной публикаціи оказалъ: р. Б. Андрей.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0