|
||||||||||||||||||
|
О старомъ стилѣ ![]() Гостевая книга ![]() Новости ![]() Написать письмо ![]() Поискъ Православный календарьМѣсяцесловыС. В. Булгакова![]() Прот. Алексія Мальцева Житія святыхъСвт. Димитрія Ростовскаго![]() Д. И. Протопопова ![]() Избранныя житія Житія русскихъ святыхъАрхим. Игнатія (Малышева)ПатерикиАѳонскій![]() Кіево-Печерскій ![]() Новгородскій ![]() Троицкій Новости сайта
2017-02-04 / russportal
Житіе святителя Моисея, архіепископа Новгородскаго (1916) 2017-02-04 / russportal Житіе преп. Макарія Жабынскаго, Бѣлевскаго чудотворца (1916) 2017-02-01 / russportal Житіе преподобнаго Евѳимія Сянжемскаго (1916) 2017-02-01 / russportal Житіе блаж. Ѳеодора, Новгородскаго юродиваго (1916) 2017-01-11 / russportal Сказаніе о преподобныхъ Маркѣ, Іоаннѣ и Ѳеофилѣ Печерскихъ (1908) 2017-01-11 / russportal Житіе преподобнаго Маркелла, игумена "обители неусыпающихъ" (1906) Новости въ видѣ RSS-канала: ![]() |
ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ
Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскагоизложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго. День четвертый.
На основаніи Божественнаго Писанія, преданія святыхъ отцовъ, древнихъ историковъ и достовѣрныхъ церковныхъ повѣствователей, можно представить ликъ святыхъ семидесяти Апостоловъ въ слѣдующемъ видѣ. Первымъ изъ семидесяти Апостоловъ былъ святый Іаковъ, братъ Господень, о которомъ упоминаетъ святый Апостолъ Павелъ въ посланіи къ Галатамъ, говоря: взыдохъ во Іерусалимъ соглядати Петра: иного же отъ Апостолъ не видѣхъ, токмо Іакова, брата Господня (Гал. 1, 18-19). Онъ былъ поставленъ первымъ епископомъ Іерусалимскимъ, по свидѣтельству преданія, избранный къ этому и посвященный Самимъ Христомъ во время Его земной жизни. Проповѣдуя Христа въ Іерусалимѣ, апостолъ Іаковъ былъ сброшенъ іудеями съ крыши храма на землю, потомъ былъ побитъ камнями и скончался отъ удара палицею по головѣ [1]. Святый Евангелистъ Маркъ, написавшій Святое Евангеліе, подъ руководствомъ святаго Апостола Петра, который упоминаетъ о немъ въ первомъ своемъ соборномъ посланіи, въ такихъ словахъ: цѣлуетъ вы яже въ вавилонѣ соизбранная Церковь и Марко сынъ мой (1 Петр. 5, 13). Тотъ же святый Апостолъ Петръ поставилъ Марка епископомъ въ городъ Александрію [2], гдѣ за проповѣдь о Христѣ, идолопоклонники, связавши его, влачили по камнямъ и били. Въ это время ему явился Господь Іисусъ Христосъ, призывая его къ небесной славѣ, и апостолъ предалъ Ему свой духъ [3]. Святый Евангелистъ Лука, написавшій Святое Евангеліе подъ руководствомъ святаго Апостола Павла, который и упоминаетъ о немъ въ посланіи къ Колоссянамъ: цѣлуетъ вы Лука врачь возлюбленный (Кол. 4, 14). Онъ же написалъ и книгу Дѣяній Апостольскихъ и много проповѣдывалъ о Христѣ [4], преимущественно въ Беотіи [5]. Скончался мученически въ Ахаіи [6]. Святый Клеопа, младшій братъ святаго Іосифа Обрученника. Онъ на дорогѣ въ Еммаусъ вмѣстѣ со святымъ Лукою видѣлъ Господа по воскресеніи Его, и потомъ узналъ воскресшаго Христа, когда Онъ явился собравшимся ученикамъ въ одномъ домѣ, гдѣ совершилъ преломленіе хлѣба (Лук. 24, 13-35). За проповѣдь о Христѣ святый Клеопа былъ умерщвленъ іудеями [7]. Святый Симеонъ, сродникъ Господень по плоти, былъ вторымъ епископомъ послѣ Апостола Іакова, въ Іерусалимѣ, гдѣ и окончилъ свою жизнь, будучи распятъ за распятаго Христа [8]. Cвятый Варнава, названный такъ Апостолами, а прежде называвшійся Іосія (Дѣян. 4, 36). О немъ упоминается въ книгѣ Дѣяній Апостольскихъ (Дѣян. 11, 24) и въ посланіи святаго Апостола Павла къ Галатамъ: взыдохъ, — говоритъ Апостолъ Павелъ, — во Іерусалимъ с Варнавою (Гал. 2, 1). Сей апостолъ Варнава вмѣстѣ со святымъ Апостоломъ Павломъ дослужилъ благовѣстію и сначала проповѣдывалъ о Христѣ въ Римѣ, а потомъ былъ поставленъ епископомъ въ Медіоланѣ [9]. Скончался онъ на своей родинѣ, на островѣ Кипрѣ, гдѣ былъ побитъ камнями гонителями вѣры Христовой. Христіане съ честію погребли его и положили съ нимъ въ гробъ, согласно его завѣщанію, Святое Евангеліе отъ Матѳея, которое Варнава нѣкогда самъ переписалъ и съ которымъ никогда не разлучался [10]. Святый Іосія или Іосифъ, называвшійся также Варсава и Іуcтъ. О немъ упоминается въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ, гдѣ повѣствуется, что онъ былъ вмѣстѣ съ Матѳіемъ избранъ на мѣсто отпадшаго апостола Іуды Искаріотскаго (Дѣян. 1, 23), и въ посланіи святаго Апостола Павла къ Колоссянамъ, въ которомъ Апостолъ, перечисляя привѣтствія вѣрныхъ Колосской Церкви, говоритъ: и Іисусъ, нареченный Іустъ (Кол. 4, 11). Учители Церкви говорятъ, что сей Іосія былъ сынъ Іосифа Обрученника, какъ и Іаковъ и Симонъ и Іуда не Искаріотъ, и занималъ епископскую каѳедру въ Елевѳерополѣ [11], гдѣ и скончался мученическою смертію [12]. Святый Ѳаддей былъ сначала ученикомъ святаго Іоанна Предтечи, а потомъ ученикомъ Христовымъ. Его нужно отличать отъ святаго апостола Іуды Ѳаддея или Левія, одного изъ двѣнадцати. Онъ крестилъ Едесскаго князя Авгаря и исцѣлилъ его отъ проказы. Послѣ долговременныхъ трудовъ въ дѣлѣ благовѣстія о Христѣ онъ почилъ о Господѣ [13] въ Финикійскомъ городѣ Беритѣ [14]. Святый Ананія, крестившій Апостола Павла (Дѣян. 9, 10-18), былъ сначала епископомъ въ городѣ Дамаскѣ [15]. Окончилъ же свою жизнь святый Ананія въ Елевѳерополѣ, гдѣ былъ побитъ камнями по приказанію игемона Лукіана [16]. Святый первомученикъ Стефанъ архидіаконъ, первый принялъ мученическій вѣнецъ за Христа, будучи побитъ камнями, почему и названъ Первомученикомъ [17]. Незадолго до смерти онъ удостоился видѣть отверстыя небеса и Господа Іисуса, во образѣ Сына Человѣческаго, стоящаго одесную Бога (Дѣян. 7, 55). Святый Филиппъ, одинъ изъ семи діаконовъ, крестившій Симона волхва въ Самаріи [18] и евнуха Кандакіи царицы (Дѣян. 8, 26-39), былъ епископомъ въ городѣ Тралліи [19] и тамъ, просвѣтивъ многихъ Христовою вѣрою, въ глубокой старости отошелъ ко Господу [20]. Святый Прохоръ, одинъ изъ семи діаконовъ (Дѣян. 6, 5), спутникъ святаго Апостола Іоанна Богослова и участникъ его трудовъ. Онъ былъ первымъ епископомъ въ Виѳинскомъ городѣ Никомидіи [21], а потомъ проповѣдывалъ о Христѣ, въ Антіохіи [22], гдѣ и скончался мученически. Святый Никаноръ, одинъ изъ семи діаконовъ, былъ умерщвленъ, вмѣстѣ съ двумя тысячами увѣровавшихъ во Христа, въ тотъ же день, въ который былъ побитъ камнями святый Стефанъ первомученикъ; случилось это, какъ написано въ книгѣ Дѣяній Апостольскихъ, во время великаго гоненія, воздвигнутаго на церковь Іерусалимскую (Дѣян. 8, 1). Святый Тимонъ, одинъ изъ семи діаконовъ, былъ епископомъ города Бостры въ Аравіи [23] и, въ то время, какъ проповѣдывалъ имя Христово, много потерпѣлъ страданій отъ евреевъ и грековъ. Затѣмъ, будучи брошенъ въ разжженную печь, онъ вышелъ оттуда невредимымъ и потомъ отошелъ ко Господу. Святый Парменъ, одинъ изъ семи діаконовъ, совершая порученное ему Апостолами дѣло благовѣстія, умеръ мученически предъ очами Апостоловъ [24]. Святый Тимоѳей, трудившійся въ дѣлѣ благовѣстія Христова вмѣстѣ со святымъ Апостоломъ Павломъ, который написалъ къ нему два посланія, былъ. епископомъ въ Ефесѣ [25], гдѣ и скончался мученическою смертію [26]. Святый Титъ также трудился вмѣстѣ со святымъ Апостоломъ Павломъ въ дѣлѣ благовѣстія. Святый Апостолъ Павелъ упоминаетъ о немъ въ своихъ посланіяхъ (2 Кор. 2, 12-13; 12, 18; 2 Тим. 4, 10), а также написалъ и къ нему посланіе. Святый Титъ былъ епископомъ Гортины, на островѣ Критѣ. Скончался въ глубокой старости въ мирѣ [27]. Святый Филимонъ, къ которому святый Апостолъ Павелъ написалъ особое посланіе, былъ епископомъ въ Газѣ [28]. Скончался мученически въ царствованіе Нерона [29]. Святый Онисимъ, о которомъ пишетъ святый Апостолъ Павелъ въ своемъ посланіи къ Филимону (Флм. 1, 10-19), проповѣдывалъ христіанство въ Испаніи, Греціи и Малой Азіи. Скончался мученически вскорѣ послѣ кончины святаго Игнатія Богоносца, будучи побитъ камнями въ Римѣ [30]. Святый Епафрасъ, о которомъ также святый Апостолъ Павелъ упоминаетъ въ томъ же посланіи къ Филимону, говоря: цѣлуетъ тя Епафрасъ сплѣнникъ мой о Христе Іисусе (Флм. 1, 23), былъ епископомъ города Колоссъ, и церквей Лаодикіи и Іераполя [31]. Вмѣстѣ съ святымъ Апостоломъ Павломъ онъ содержался въ узахъ въ Римѣ, откуда Павелъ писалъ Колоссянамъ: цѣлуетъ вы Епафрастъ, иже отъ васъ, рабъ Іисуса Христа, всегда подвизайся о вас въ молитвахъ, да будете совершени и исполнени во всякой воли Божіей: свидѣтельствую бо о немъ, яко имать ревность многу, и болѣзнь о васъ, и о сущихъ въ Лаодікіи и во Іераполи (Кол. 4, 12-13). Святый Архиппъ, упоминаемый въ томъ же посланіи къ Филимону, былъ послѣ святаго Епафраса (заключеннаго въ узы въ Римѣ), епископомъ въ городѣ Колоссахъ [32]; о чемъ святый Апостолъ Павелъ пишетъ Колоссянамъ: и рцыте Архиппу: блюди служеніе, еже пріялъ еси о Господѣ, да совершиши е (Кол. 4, 17). Тамъ святый Архиппъ и скончался мученическою смертію [33]. Святый Сила былъ ученикомъ и ближайшимъ сотрудникомъ святаго Апостола Павла, вмѣстѣ съ которымъ проповѣдывалъ слово Божіе и претерпѣлъ многія страданія, раны и тюремное заключеніе (Дѣян. 16, 13-24). О немъ упоминается въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ: Павелъ же избравъ Силу, изыде утверждая церкви (Дѣян. 15, 40-41). Впослѣдствіи онъ былъ епископомъ въ Коринѳѣ [34] и, немало потрудившись въ дѣлѣ проповѣданія Cлова Божія и сотворивши знаменія и чудеса, отошелъ ко Господу [35]. Святый Силуанъ проповѣдывалъ Слово Божіе вмѣстѣ со святыми апостолами Петромъ и Павломъ. О немъ упоминаетъ святый Апостолъ Петръ въ своемъ соборномъ посланіи въ такихъ словахъ: Силуаномъ вамъ вѣрнымъ братомъ, яко непщую, вмалѣ написахъ (1 Петр. 5, 12). Также и святый Апостолъ Павелъ во второмъ посланіи къ Коринѳянамъ: Божій Сынъ Іисусъ Христосъ, иже у васъ нами проповѣданный, мною и Силуаномъ (2 Кор. 1, 19). Апостолъ Силуанъ былъ епископомъ въ Солуни [36], гдѣ, претерпѣвъ немало бѣдствій во время своихъ подвиговъ для утвержденія святой вѣры Христовой, отошелъ къ Подвигоположнику Христу [37]. Святый Крискентъ [38], о которомъ святый Апостолъ Павелъ упоминаетъ въ своемъ второмъ посланіи къ Тимоѳею (2 Тим. 4, 10), былъ епископомъ въ Галатіи [39], а потомъ проповѣдывалъ Христа въ Галліи. Тамъ, въ городѣ Вьеннѣ [40], Крискентъ поставилъ епископомъ ученика своего, Захарію, и снова возвратился въ Галатію, гдѣ и скончался мученически въ царствованіе Траяна [41]. Святый Криспъ, о которомъ упоминаютъ Дѣянія Апостольскія въ слѣдующихъ словахъ: Криспъ же начальникъ собора вѣрова Господѣви со всѣмъ домомъ своимъ (Дѣян. 18, 8), и о которомъ святый Апостолъ Павелъ въ посланіи къ Коринѳянамъ говоритъ, что онъ крестилъ Крипса (1 Кор. 1, 19), былъ епископомъ на островѣ Эгинѣ, близъ Пелопоннеса [42], между Егейскимъ и Іоническимъ морями. Скончался въ мирѣ. Святый Епенетъ [43], о которомъ упоминаетъ святый Апостолъ Павелъ въ посланіи къ Римлянамъ, говоря: цѣлуйте Епенета возлюбленнаго ми, иже есть начатокъ Ахаіи во Христа (Рим. 16, 5), былъ епископомъ въ Карѳагенѣ [44]. Святый Андроникъ, о которомъ святый Апостолъ Павелъ упоминаетъ въ томъ же посланіи къ Римлянамъ, говоря: цѣлуйте Андроника, и называетъ его своимъ сродникомъ и соплѣнникомъ, однимъ изъ важнѣйшихъ апостоловъ, ранѣе его увѣровавшихъ во Христа (Рим. 16, 7), былъ епископомъ въ Панноніи [45]. Скончался въ мирѣ [46]. Святый Стахій [47], о которомъ упоминаетъ святый Апостолъ Павелъ въ томъ же посланіи, говоря: цѣлуйте и Стахія возлюбленнаго ми (Рим. 16, 9), былъ святымъ Апостоломъ Андреемъ Первозваннымъ поставленъ первымъ епископомъ Византійскимъ. Вмѣстѣ съ нимъ святый Стахій воздвигъ въ Аргирополѣ [48] церковь, куда собиралось много вѣрующихъ и онъ поучалъ ихъ заповѣдямъ Христовымъ. Святый Амплій, о которомъ святый Апостолъ Павелъ упоминаетъ въ томъ же посланіи, говоря: цѣлуйте Амплія возлюбленнаго ми о Господѣ (Рим. 16, 8), былъ епископомъ въ городѣ Діосполѣ [49], гдѣ проповѣдывалъ Христа. Скончался въ городѣ Одиссѣ [50], будучи умерщвленъ еллинами за свою проповѣдь о Христѣ [51]. Святый Урванъ, о которомъ святый Апостолъ Павелъ вспоминаетъ въ томъ же посланіи, говоря: цѣлуте Урвана споспѣшника нашего о Христѣ (Рим. 16, 9), былъ епископомъ въ Македоніи [52] и скончался мученически [53]. Святый Наркиссъ [54], о которомъ святый Апостолъ Павелъ упоминаетъ въ томъ же посланіи, говоря: цѣлуйте иже отъ Наркісса сущія о Господѣ (Рим. 16, 11), былъ епископомъ въ Аѳинахъ [55]. Святый Апеллій [56], о которомъ упоминаетъ въ томъ же посланіи святый Апостолъ Павелъ, говоря: цѣлуйте Апеллія искусна о Христѣ (Рим. 16, 10), былъ епископомъ города Смирны [57]. Святый Аристовулъ, о которомъ упоминаетъ святый Апостолъ Павелъ въ томъ же посланіи, говоря: цѣлуйте сущая от Аристовула (Рим. 16, 10), былъ епископомъ въ Британіи [58] и тамъ послѣ долгихъ трудовъ и страданій скончался [59]. Святый Иродіонъ, или Родіонъ, о которомъ упоминаетъ святый Апостолъ Павелъ въ томъ же посланіи, говоря: цѣлуйте Иродіона сродника моего (Рим. 16, 11), былъ епископомъ въ Патрахъ [60]. Скончался мученически въ Римѣ [61]. Святый Агавъ имѣлъ даръ пророчества. О немъ упоминается въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ въ такихъ словахъ: отъ Іудеи пророкъ именемъ Агавъ, и вземъ поясъ Павловъ, связавъ же свои руцѣ и нозѣ, рече: тако глаголетъ Духъ Святый: мужа, егоже есть поясъ сей, тако свяжутъ его во Іерусалимѣ іудеи, и предадятъ въ руцѣ языковъ (Дѣян. 21, 10-11; 11, 28). Апостолъ Агавъ проповѣдывалъ во многихъ странахъ и многихъ обратилъ ко Христу [62]. Святый Руфъ [63], о которомъ упоминаетъ святый апостолъ Павелъ въ посланіи къ Римлянамъ, говоря: цѣлуйте Руфа избраннаго о Господѣ (Рим. 16, 13), былъ епископомъ въ Ѳивахъ, городѣ Греціи [64]. Святый Асинкритъ, который упоминается въ томъ же посланіи (Рим. 16, 14), былъ епископомъ въ Гирканіи, малоазійской области, гдѣ много пострадалъ за имя Христово [65]. Святый Флегонтъ [66], упоминаемый въ томъ же посланіи (Рим. 16, 14), былъ епископомъ въ Мараѳонѣ, городѣ Ѳракіи [67]. Святый Ермъ, который упоминается въ томъ же посланіи (Рим. 16, 14), былъ епископомъ въ Филиппополѣ [68], гдѣ и скончался мученически [69]. Святый Патровъ, упоминаемый въ томъ же посланіи (Рим. 16, 16), былъ епископомъ въ Неаполѣ [70] и Путеолахъ [71], гдѣ многихъ обратилъ ко Христу [72]. Святый Ермій [73], о которомъ упоминается въ томъ же посланіи, былъ епископомъ въ Далмаціи [74]. О сихъ пяти апостолахъ упоминаетъ святый Апостолъ Павелъ въ посланіи къ Римлянамъ въ такихъ словахъ: цѣлуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермія (Рим. 16, 14). Святый Линъ, о которомъ упоминаетъ святый Апостолъ Павелъ во второмъ посланіи къ Тимоѳею (2 Тим. 4, 21), былъ епископомъ въ Римѣ, послѣ святаго Апостола Петра [75]. Святый Гаій [76], о которомъ упоминаетъ святый Апостолъ Павелъ въ посланіи къ Римлянамъ, говоря: цѣлуетъ вы Гаіе страннопріимецъ мой, и церкве всея (Рим. 16, 23), былъ епископомъ въ Ефесѣ [77], послѣ святаго Тимоѳея. Святый Филологъ, о которомъ упоминаетъ святый Апостолъ Павелъ въ томъ же посланіи, говоря: цѣлуйте Филолога (Рим. 16, 15), святымъ Апостоломъ Андреемъ былъ поставленъ во епископа въ Синопѣ [78], гдѣ и скончался въ мирѣ [79]. Святый Лукій или Лука [80], о которомъ святый Апостолъ Павелъ упоминаеть въ томъ же посланіи (Рим. 16, 21), былъ епископомъ въ Лаодикіи Сирской [81]. Святый Іасонъ, который упоминается въ томъ же посланіи (Рим. 16, 21), былъ епископомъ въ Тарсѣ [82], гдѣ много пострадалъ за имя Христово. Скончался въ глубокой старости въ мирѣ [83]. Святый Сосипатръ, также упоминаемый въ посланіи къ Римлянамъ (Рим. 16, 21), былъ епископомъ въ Иконіи [84]. Скончался Сосипатръ въ мирѣ [85]. О послѣднихъ трехъ апостолахъ святый Апостолъ Павелъ въ посланіи къ Римлянамъ пишетъ такъ: цѣлуетъ васъ и Лукій и Іасонъ и Сосіпатръ сродницы мои (Рим. 16, 21). Святый Олимпанъ или Олимпъ, о которомъ упоминаетъ святый Апостолъ Павелъ въ томъ же посланіи (Рим. 16, 15), присутствовалъ при страдальческой кончинѣ святаго Апостола Петра въ Римѣ и потомъ самъ вмѣстѣ со святымъ апостоломъ Иродіономъ былъ обезглавленъ, по повелѣнію Нерона, какъ пишетъ Метафрастъ въ сказаніи на день святыхъ апостоловъ Петра и Павла [86]. Святый Тертій писалъ посланіе святаго Апостола Павла къ Римлянамъ, о чемъ онъ самъ говоритъ въ этомъ посланіи: цѣлую вы и азъ Тертій написавый посланіе сіе о Господѣ (Рим. 16, 22). Онъ былъ вторымъ епископомъ въ Иконіи, послѣ святаго Сосипатра и тамъ стяжалъ себѣ мученическій вѣнецъ [87]. Святый Ерастъ [88], о которомъ упоминаетъ святый Апостолъ Павелъ въ томъ же посланіи (Рим. 16, 22), былъ діакономъ и казнохранителемъ іерусалимской церкви, а потомъ епископомъ въ Панеадѣ [89]. Святый Куартъ или Квартъ [90], о которомъ упоминается въ томъ же посланіи, былъ епископомъ въ Беритѣ [91]. Объ этихъ двухъ апостолахъ святый апостолъ Павелъ пишетъ такъ: цѣлуетъ вы Ерастъ строитель градскій, и Куартъ братъ (Рим. 16, 23). Святый Еводъ былъ епископомъ Антіохійскимъ послѣ святаго Петра. О немъ упоминаетъ святый Игнатій Богоносецъ въ своемъ посланіи къ Антіохійцамъ, говоря: поминайте блаженнаго Евода отца вашего, иже первый вамъ о апостолъ пастырь поставленъ бысть. Скончался мученически [92]. Святый Онисифоръ, о которомъ упоминаетъ святый Апостолъ Павелъ во второмъ посланіи къ Тимоѳею, говоря: да дастъ же милость Господь Онисифорову дому, яко многажды мя упокой, и веригъ моихъ не постыдѣся (2 Тим. 1, 16), былъ епископомъ въ Колофонѣ [93] и Киринѳѣ [94]. Скончался мученически [95]. Святый Климентъ [96], о которомъ упоминаетъ святый Апостолъ Павелъ въ посланіи къ Филиппійцамъ, говоря: сподвизашася со мною, и съ Климентомъ (Флп. 4, 3), былъ епископомъ въ Сардикѣ [97]. Святый Сосѳенъ, который послѣ святаго Криспа былъ начальникомъ іудейской синагоги въ Коринѳѣ [98], обращенъ былъ въ христіанство святымъ Апостоломъ Павломъ. О немъ въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ говорится: емше же вси еллини Сосѳена начальника собора, біяху предъ судилищемъ (Дѣян. 18, 17). Его имя упоминаетъ и самъ святый Апостолъ Павелъ наряду со своимъ въ посланіи къ Коринѳянамъ, которое начинается такъ: Павелъ званъ Апостолъ Іисусъ Христовъ, волею Божіею, и Сосѳенъ братъ (1 Кор. 1, 1). Впослѣдствіи святый апостолъ Сосѳенъ былъ епископомъ въ Колофонѣ [99]. Святый Аполлосъ упоминается въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ: іудеанинъ же нѣкто Аполлосъ именемъ, александрянинъ родомъ, мужъ словесенъ, пріиде во Ефесъ, силенъ сый въ книгахъ. Сей бѣ оглашенъ пути Господню: и горя духомъ, глаголаше и учаше извѣстно, яже о Господѣ (Дѣян. 18, 24-25). Упоминаетъ о немъ и святый Апостолъ Павелъ въ первомъ посланіи къ Коринѳянамъ, говоря: азъ насадихъ, Аполлосъ напои, Богъ же возрасти (1 Кор. 3, 6). Впослѣдствіи Аполлосъ былъ въ Критѣ [100] и еще позднѣе былъ епископомъ Кесаріи [101]. Святый Тихикъ упоминается въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ (Дѣян. 20, 4) и въ посланіяхъ святаго Апостола Павла къ Колоссянамъ (Кол. 4, 7) и къ Ефесянамъ, гдѣ говорится: яже о мнѣ, что дѣлаю, вся скажетъ вамъ Тихикъ возлюбленный братъ и вѣренъ служитель о Господѣ: егоже послахъ къ вамъ на сіе истое, да увѣсте, яже о насъ, и да утѣшитъ сердца ваша (Ефес. 6, 21-22). И снова, во второмъ посланіи къ Тимоѳею, Апостолъ Павелъ говоритъ: Тихика же послахъ во Ефесъ (2 Тим. 4, 12; ср. Тит. 3, 12). Тихикъ былъ епископомъ Колофонскимъ послѣ святаго Сосѳена [102]. Святый Епафродитъ [103] упоминается въ посланіи святаго Апостола Павла къ Филиппійцамъ: потребнѣе же, — говоритъ Апостолъ Павелъ — возмнѣхъ Епафродида брата и споспѣшника и своинника моего, вашего же посланника, и служителя потребѣ моей, послати къ вамъ (Флп. 2, 25). Епафродитъ былъ епископомъ въ Адріакѣ [104]. Святый Карпъ, о которомъ святый Апостолъ Павелъ упоминаеть во второмъ посланіи къ Тимоѳею въ такихъ словахъ: фелонь, егоже оставихъ въ Троадѣ у Карпа, грядый принеси, и книги (2 Тим. 4, 13), былъ епископомъ въ Беріи Ѳракійской [105]. Окончилъ жизнь въ мирѣ [106]. Святый Кодратъ былъ епископомъ въ Аѳинахъ и Магнезіи [107], гдѣ, проповѣдуя слово Господне, принялъ отъ руки аѳинянъ мученическую кончину [108] при царѣ Адріанѣ [109]. Святый Маркъ, онъ же и Іоаннъ, о которомъ, какъ спутникѣ Павла и Варнавы, много разъ упоминаютъ Дѣянія Апостольскія, какъ, напримѣръ, въ слѣдующемъ мѣстѣ: Варнава же и Савлъ возвратистася из Іерусалима во Антіохію, исполнивше службу, поемше съ собою и Іоанна нарицаемаго Марка (Дѣян. 12, 25 и мн. друг.), былъ епископомъ въ городѣ Библосѣ, въ Финикіи [110]. Святый Маркъ творилъ многія чудеса и имѣлъ такую благодатную силу, что отъ одной его тѣни исцѣлялись болящіе [111]. Святый Зина, по прозванію Законникъ, т. е. учитель закона Моисеева, о которомъ святый Апостолъ Павелъ упоминаетъ въ посланіи къ Титу, говоря: Зину законника скоро предпосли ко мнѣ (Тит. 3, 13), былъ епископомъ въ Діосполѣ [112]. Святый Аристархъ, о которомъ упоминается въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ (Дѣян. 19, 29) и въ посланіяхъ святаго Апостола Павла къ Колоссянамъ (Кол. 4, 10) и къ Филимону (Флм. 1, 23), былъ епископомъ въ городѣ Апамеи [113]. Святый Пудъ, о которомъ упоминаетъ святый Апостолъ Павелъ во второмъ посланіи къ Тимоѳею, говоря: цѣлуетъ тя и Пудъ (2 Тим. 4, 21), былъ членомъ римскаго сената. Онъ былъ человѣкъ благочестивый, принималъ въ своемъ домѣ святыхъ Апостоловъ Петра и Павла и многихъ вѣрующихъ. Впослѣдствіи домъ его былъ обращенъ въ церковь, которая называлась «Пастырскою» и въ которой, по преданію, священнодѣйствовалъ святый Апостолъ Петръ. Святый Трофимъ, о которомъ дважды упоминаютъ Дѣянія Апостольскія (Дѣян. 20, 4; 21, 29) и святый Апостолъ Павелъ въ томъ же посланіи къ Тимоѳею, говоря: Трофима же оставихъ въ Милитѣ боляща (2 Тим. 4, 20), вмѣстѣ съ апостолами Пудомъ и Аристархомъ сопутствовалъ во всѣхъ гоненіяхъ Апостолу Павлу и, наконецъ, когда святый Апостолъ Павелъ въ Римѣ при Неронѣ былъ усѣченъ мечемъ, вмѣстѣ съ своими двумя сотоварищами также былъ обезглавленъ [114]. Святый Маркъ [115], племянникъ апостола Варнавы, былъ епископомъ въ Аполлоніадѣ Виѳинской [116]. О немъ упоминаетъ святый Апостолъ Павелъ въ посланіи къ Колоссянамъ вмѣстѣ съ вышеупомянутымъ апостоломъ Аристархомъ: цѣлуетъ вы Аристархъ сплѣнникъ мой, и Марко анепсій (племянникъ) Варнавинъ (Кол. 4, 10). Святый Артема [117], о которомъ говоритъ святый Апостолъ Павелъ въ посланіи къ Титу: егда послю Артему къ тебѣ (Тит. 3, 12), былъ епископомъ въ Листрахъ [118]. Святый Акила, о которомъ упоминается въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ (Дѣян. 18, 1-3) и въ посланіяхъ Апостола Павла (Рим. 16, 3-4 и друг.), былъ епископомъ въ Гераклеѣ, слово же Божіе проповѣдывалъ въ Азіи и Ахаіи и за проповѣдь свою пріялъ мученическій вѣнецъ [119]. Святый Фортунатъ, о которомъ упоминаетъ святый Апостолъ Павелъ въ первомъ посланіи къ Коринѳянамъ (1 Кор. 16, 17-18), неустанно трудился, проповѣдуя имя Христово; и послѣ многихъ трудовъ воспріялъ блаженную кончину. Святый Ахаикъ, о которомъ вмѣстѣ съ Фортунатомъ упоминаетъ, въ томъ же посланіи къ Коринѳянамъ, святый Апостолъ Павелъ, говоря: возрадовахся же о пришествіи Фортунатовѣ и Ахаіковѣ, яко ваше лишеніе сіи исполниша: упокоиша бо мой духъ и вашъ (1 Кор. 16, 17-18). Святый Діонисій Ареопагитъ, о которомъ упоминаютъ Дѣянія Апостольскія (Дѣян. 17, 34), сначала былъ епископомъ въ Аѳинахъ, а потомъ проповѣдывалъ Христа въ Галліи [120] и здѣсь былъ обезглавленъ. О томъ, что и онъ принадлежалъ къ апостольскому лику, свидѣтельствуетъ Евсевій, епископъ Кесаріи Палестинской [121], который, перечисляя 70 апостоловъ, говоритъ: «Прибавь къ нимъ того Ареопагита, по имени Діонисія, о которомъ Лука въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ пишетъ, что онъ былъ обращенъ къ вѣрѣ проповѣдію Павла въ Аѳинахъ». Святый Симеонъ, по прозванію Нигеръ; о немъ упоминаетъ въ Дѣяніяхъ святый Апостолъ Лука, говоря: бяху же нѣцыи въ Церкви сущей во Антіохіи пророцы и учителіе, Варнава же и Симеонъ нарицаемый Нигеръ (Дѣян. 13, 1). О томъ же, что и онъ принадлежалъ къ лику апостольскому, свидѣтельствуетъ святый Епифаній, поставляя его между апостолами, ибо онъ такъ перечисляетъ ихъ имена: «Марка, Луку, Іуста, Варнаву, Апеллія, Руфа, Нигра (т. е. Симеона Нигра) и прочихъ семьдесятъ два» [122]. Такимъ образомъ, святый Епифаній удостовѣряетъ насъ, что ликъ сихъ меньшихъ апостоловъ состоитъ изъ семидесяти двухъ лицъ и что святый Симеонъ Нигеръ — былъ одинъ изъ этого числа апостоловъ. Кромѣ того, святый Іоаннъ Дамаскинъ [123], въ октоихѣ пятаго гласа въ среду на вечернѣ, послѣ двѣнадцати апостоловъ упоминаетъ и соборъ семидесяти двухъ апостоловъ, говоря: всехвальная десятица со двоицею показася совершеннѣ, видяще единоревнительный соборъ, седмидесяти и дву. Благодатными молитвами всѣхъ сихъ апостоловъ да сподобимся и мы быть причастниками небеснаго блаженства и лицезрѣть Высшаго Апостола и Архіерея исповѣданія нашего Іисуса Христа, восхваляя Его съ Богомъ Отцомъ и Святымъ Духомъ, во вѣки вѣковъ, аминь. Евсевій, епископъ Кесаріи Палестинской, въ первой книгѣ своей исторіи, въ двѣнадцатой главѣ пишетъ слѣдующее: «имя каждаго (изъ двѣнадцати) апостола Христова довольно извѣстно всякому изъ свидѣтельствъ евангельскихъ, а перечня семидесяти апостоловъ, вполнѣ точнаго, нѣтъ нигдѣ. Если же внимательнѣе всмотрѣться въ дѣло, то можно найти ихъ болѣе семидесяти, придерживаясь только одного свидѣтельства святаго апостола Павла, который въ первомъ посланіи къ Коринѳянамъ говоритъ: явися (Христосъ, по воскресеніи Своемъ) Кифѣ, таже единонадесятимъ. Потомъ же явися болѣ пяти сотъ братіямъ единою, от нихже множайшій пребываютъ доселѣ, нѣцый же и почиша (1 Кор. 15, 5-6). Изъ таковыхъ многихъ, трудившихся въ дѣлѣ благовѣствованія о Христѣ, въ первенствующей Церкви, просвѣтившихъ вѣрою разныя страны подобно святымъ апостоламъ и достойныхъ поэтому имени апостольскаго, о нѣкоторыхъ упомянемъ здѣсь особливо. Святый Лазарь, бывшій мертвымъ въ теченіи четырехъ дней воскрешенный Господомъ. Во время гоненія на Церковь Іерусалимскую, послѣ убіенія святаго первомученика Стефана, онъ былъ изгнанъ изъ предѣловъ Іудеи (Дѣян. 8, 1) и пущенъ въ море на лодкѣ, безъ веселъ, вмѣстѣ со святымъ ученикомъ Господнимъ, Максиминомъ, и со святымъ Келидоніемъ, который родился слѣпымъ, но былъ исцѣленъ Господомъ. По Божественному произволенію, лодка приплыла къ острову Кипру и святый Лазарь началъ проповѣдывать въ городѣ Кидоніи о Христѣ. Впослѣдствіи онъ былъ въ этомъ городѣ рукоположенъ апостоломъ Варнавой въ санъ епископа, и тамъ же на островѣ Кипрѣ онъ почилъ въ мирѣ. Святое тѣло его спустя много лѣтъ было обрѣтено на томъ островѣ въ мраморномъ ковчегѣ, на которомъ была надпись: «четверодневный Лазарь, другъ Христовъ» [124]. Святый Іосифъ, происходившій изъ Аримаѳеи [125] и бывшій тайнымъ ученикомъ Іисуса Христа, а потомъ испросившій пречистое Его тѣло у Пилата (Лук. 23, 50-62; ср. Матѳ. 27, 57; Марк. 15, 42; Іоан. 19, 38), также былъ изгнанъ завистливыми іудеями изъ предѣловъ іудейскихъ и проповѣдывалъ Христа въ Англіи, гдѣ и преставился. Жителями Англіи онъ почитается какъ апостолъ ихъ страны [126]. Святый Никодимъ, приходившій къ Іисусу ночью послушать Его ученія (Іоан. 3, 1-2) и давшій благой совѣтъ іудеямъ не осуждать Его, прежде чѣмъ услышатъ Его Самого и разсмотрятъ Его дѣло (Іоан. 7, 50-51), а потомъ предавшій вмѣстѣ съ Іосифомъ тѣло Іисусово погребенію и намастившій его ароматами (Іоан. 19, 39), — также пострадалъ отъ іудеевъ за вѣру во Христа и Апостольскую проповѣдь, и былъ изгнанъ изъ Іудеи [127]. Святый Гамаліилъ былъ учителемъ святаго Апостола Павла. Онъ подалъ благоразумный совѣтъ синедріону относительно проповѣди святыхъ Апостоловъ, сказавъ: если это дѣло отъ человѣковъ, то оно разрушится; а если отъ Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вамъ не оказаться и богопротивниками (Дѣян. 5, 34-40). Послѣ мученической кончины архидіакона Стефана, онъ взялъ его тѣло и похоронилъ у себя въ селѣ недалеко отъ Іерусалима. Также онъ скрывалъ изгнаннаго за проповѣдь Христову святаго Никодима, котораго и похоронилъ, послѣ кончины его, близъ гроба святаго первомученика Стефана, гдѣ потомъ былъ погребенъ и самъ [128]. Евнухъ царицы Еѳіопіи Кандакіи, крещенный святымъ апостоломъ Филиппомъ на дорогѣ (Дѣян. 8, 26-39) и обратившій эту царицу ко Христу, былъ первымъ проповѣдникомъ о Христѣ въ Еѳіопіи [129], гдѣ и скончался мученическою смертію. Святый Закхей, который принялъ съ радостью въ домѣ своемъ Господа и услышалъ отъ Него: днесь спасеніе дому сему бысть (Лук. 19, 1-10). По вознесеніи Господнемъ Закхей послѣдовалъ за святымъ Апостоломъ Петромъ, имъ былъ поставленъ епископомъ Кесаріи Палестинской [130], гдѣ и проповѣдывалъ о Христѣ [131]. Святый Корнилій сотникъ, крещенный святымъ Апостоломъ Петромъ (Дѣян. гл. 10), которымъ былъ потомъ поставленъ епископомъ, проповѣдывалъ Христа въ городѣ Скепсіи [132], гдѣ и скончался съ миромъ [133]. Святый Логгинъ Сотникъ, который стоялъ на стражѣ при Крестѣ Господнемъ и исповѣдалъ, что Іисусъ есть воистинну Божій Сынъ (Матѳ. 27, 54). Послѣ погребенія Господа Логгинъ опять стоялъ на стражѣ у Гроба Господня и былъ очевидцемъ Воскресенія Христова, о чемъ и свидѣтельствовалъ предъ всѣми. Впослѣдствіи онъ проповѣдывалъ о Христѣ въ Каппадокіи, гдѣ и пострадалъ мученически [134]. Святый Игнатій Богоносецъ, по преданію, то самое дитя, которое Господь взялъ на руки къ Себѣ, и на которое указалъ Апостоламъ, сказавъ: Если не будете, какъ дѣти, не войдете въ Царство небесное (Матѳ. 18, 2-5; ср. Марк. 9, 37). Святымъ Апостоломъ Петромъ онъ былъ рукоположенъ во епископа Антіохійскаго, гдѣ проповѣдывалъ о Христѣ. Окончилъ жизнь мученическою смертію въ Римѣ, будучи отданъ на растерзаніе львамъ [135]. Святый Поликарпъ былъ епископомъ города Смирны [136]. Онъ подобно Апостоламъ, неустанно проповѣдывалъ слово Божіе, писалъ посланія ко вновь обращеннымъ христіанамъ и неусыпно заботился о благѣ и душевной пользѣ своей паствы. Блаженный Симеонъ Метафрастъ [137] въ житіи святаго Игнатія Богоносца прямо называетъ Поликарпа божественнымъ апостоломъ, говоря: «Прибыли они въ Смирну и тамъ святый Игнатій цѣловалъ святаго Поликарпа, божественнаго апостола, своего соученика». Скончался мученическою смертію въ Римѣ [138]. Святый Іероѳей, одинъ изъ членовъ Аѳинскаго ареопага [139]; святой вѣрѣ христіанской былъ наученъ святымъ Апостоломъ Павломъ, которымъ и былъ поставленъ епископомъ въ Аѳинахъ. Вмѣстѣ съ другми святыми Апостолами и святый Іероѳей былъ перенесенъ по воздуху ко гробу Богородицы, по Успеніи Пречистой Богоматери въ Іерусалимѣ. Скончался мученически [140]. Святый Антипа, епископъ Пергамскій [141], также пострадалъ за апостольскую проповѣдь о Христѣ [142]. О немъ Самъ Господь Іисусъ Христосъ въ Откровеніи святаго Іоанна Богослова, сказалъ такъ: Антипасъ свидѣтель мой вѣрный, убіенъ бысть (Апок. 2, 13). Святый Димитрій, о которомъ упоминаетъ святый Апостолъ Іоаннъ Богословъ въ своемъ третьемъ посланіи: Димитріеви свидѣтельствовася отъ всѣхъ, и отъ самыя истины: и мы же свидѣтельствуемъ, и вѣсте, яко свидѣтельство наше истинно есть (3 Іоан. 1, 12). Святый Димитрій былъ епископомъ въ Асійскомъ городѣ Филадельфіи [143].
Примѣчанія:
Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга пятая, часть первая: Мѣсяцъ Январь. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 151-175.
Во славу Божію помощь въ подготовкѣ электронной публикаціи оказалъ: р. Б. Андрей.
Цитата «Торжество Православія»
|
||
«Русскій Порталъ» © 2004-2018 |