Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 29 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Январь.
День четвертый.

Соборъ святыхъ Семидесяти Апостоловъ.

Кромѣ двѣнадцати Апостоловъ, Господь Іисусъ Христосъ избралъ еще семьдесятъ другихъ. Святый Евангелистъ Лука объ этомъ говоритъ такъ: по сихъ яви Господь и инѣхъ седмьдесятъ и посла ихъ по двѣма предъ лицемъ Своимъ (Лук. 10, 1). Двѣнадцать находились при Немъ, какъ свидѣтели Его жизни, а семьдесятъ подготовляли людей къ принятію Христа Спасителя, проповѣдуя раньше въ тѣхъ городахъ, какіе намѣревался посѣтить Христосъ Господь. Впослѣдствіи многіе изъ учениковъ Господнихъ и, конечно, въ томъ числѣ многіе изъ семидесяти отпали отъ Христа и перестали служить Ему. Мнози отъ ученикъ Его идоша вспять, — пишетъ святый Евангелистъ Іоаннъ, — и ктому не хождаху съ Нимъ. Рече же Іисусъ обѣманадесяте: и вы хощете ити? (Іоан. 6, 66-67) Когда же наступили дни страданій Христовыхъ, число учениковъ Христа умалилось еще болѣе, и едва ли кто изъ числа семидесяти остался при Немъ, когда и одинъ изъ двѣнадцати отпалъ отъ Него. По воскресеніи Христовомъ, ликъ святыхъ двѣнадцати Апостоловъ былъ восполненъ Матѳіемъ, ликъ же семидесяти наполнился не съ разу, а мало-по-малу — изъ числа тѣхъ, кто былъ обращаемъ ко Христу двѣнадцатью Апостолами и проповѣдью святаго Апостола Павла, свыше призваннаго въ тотъ же первенствующій ликъ и ставшаго, вмѣстѣ съ Петромъ, первоверховнымъ въ томъ ликѣ.

На основаніи Божественнаго Писанія, преданія святыхъ отцовъ, древнихъ историковъ и достовѣрныхъ церковныхъ повѣствователей, можно представить ликъ святыхъ семидесяти Апостоловъ въ слѣдующемъ видѣ.

Первымъ изъ семидесяти Апостоловъ былъ святый Іаковъ, братъ Господень, о которомъ упоминаетъ святый Апостолъ Павелъ въ посланіи къ Галатамъ, говоря: взыдохъ во Іерусалимъ соглядати Петра: иного же отъ Апостолъ не видѣхъ, токмо Іакова, брата Господня (Гал. 1, 18-19). Онъ былъ поставленъ первымъ епископомъ Іерусалимскимъ, по свидѣтельству преданія, избранный къ этому и посвященный Самимъ Христомъ во время Его земной жизни. Проповѣдуя Христа въ Іерусалимѣ, апостолъ Іаковъ былъ сброшенъ іудеями съ крыши храма на землю, потомъ былъ побитъ камнями и скончался отъ удара палицею по головѣ [1].

Святый Евангелистъ Маркъ, написавшій Святое Евангеліе, подъ руководствомъ святаго Апостола Петра, который упоминаетъ о немъ въ первомъ своемъ соборномъ посланіи, въ такихъ словахъ: цѣлуетъ вы яже въ вавилонѣ соизбранная Церковь и Марко сынъ мой (1 Петр. 5, 13). Тотъ же святый Апостолъ Петръ поставилъ Марка епископомъ въ городъ Александрію [2], гдѣ за проповѣдь о Христѣ, идолопоклонники, связавши его, влачили по камнямъ и били. Въ это время ему явился Господь Іисусъ Христосъ, призывая его къ небесной славѣ, и апостолъ предалъ Ему свой духъ [3].

Святый Евангелистъ Лука, написавшій Святое Евангеліе подъ руководствомъ святаго Апостола Павла, который и упоминаетъ о немъ въ посланіи къ Колоссянамъ: цѣлуетъ вы Лука врачь возлюбленный (Кол. 4, 14). Онъ же написалъ и книгу Дѣяній Апостольскихъ и много проповѣдывалъ о Христѣ [4], преимущественно въ Беотіи [5]. Скончался мученически въ Ахаіи [6].

Святый Клеопа, младшій братъ святаго Іосифа Обрученника. Онъ на дорогѣ въ Еммаусъ вмѣстѣ со святымъ Лукою видѣлъ Господа по воскресеніи Его, и потомъ узналъ воскресшаго Христа, когда Онъ явился собравшимся ученикамъ въ одномъ домѣ, гдѣ совершилъ преломленіе хлѣба (Лук. 24, 13-35). За проповѣдь о Христѣ святый Клеопа былъ умерщвленъ іудеями [7].

Святый Симеонъ, сродникъ Господень по плоти, былъ вторымъ епископомъ послѣ Апостола Іакова, въ Іерусалимѣ, гдѣ и окончилъ свою жизнь, будучи распятъ за распятаго Христа [8].

Cвятый Варнава, названный такъ Апостолами, а прежде называвшійся Іосія (Дѣян. 4, 36). О немъ упоминается въ книгѣ Дѣяній Апостольскихъ (Дѣян. 11, 24) и въ посланіи святаго Апостола Павла къ Галатамъ: взыдохъ, — говоритъ Апостолъ Павелъ, — во Іерусалимъ с Варнавою (Гал. 2, 1). Сей апостолъ Варнава вмѣстѣ со святымъ Апостоломъ Павломъ дослужилъ благовѣстію и сначала проповѣдывалъ о Христѣ въ Римѣ, а потомъ былъ поставленъ епископомъ въ Медіоланѣ [9]. Скончался онъ на своей родинѣ, на островѣ Кипрѣ, гдѣ былъ побитъ камнями гонителями вѣры Христовой. Христіане съ честію погребли его и положили съ нимъ въ гробъ, согласно его завѣщанію, Святое Евангеліе отъ Матѳея, которое Варнава нѣкогда самъ переписалъ и съ которымъ никогда не разлучался [10].

Святый Іосія или Іосифъ, называвшійся также Варсава и Іуcтъ. О немъ упоминается въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ, гдѣ повѣствуется, что онъ былъ вмѣстѣ съ Матѳіемъ избранъ на мѣсто отпадшаго апостола Іуды Искаріотскаго (Дѣян. 1, 23), и въ посланіи святаго Апостола Павла къ Колоссянамъ, въ которомъ Апостолъ, перечисляя привѣтствія вѣрныхъ Колосской Церкви, говоритъ: и Іисусъ, нареченный Іустъ (Кол. 4, 11). Учители Церкви говорятъ, что сей Іосія былъ сынъ Іосифа Обрученника, какъ и Іаковъ и Симонъ и Іуда не Искаріотъ, и занималъ епископскую каѳедру въ Елевѳерополѣ [11], гдѣ и скончался мученическою смертію [12].

Святый Ѳаддей былъ сначала ученикомъ святаго Іоанна Предтечи, а потомъ ученикомъ Христовымъ. Его нужно отличать отъ святаго апостола Іуды Ѳаддея или Левія, одного изъ двѣнадцати. Онъ крестилъ Едесскаго князя Авгаря и исцѣлилъ его отъ проказы. Послѣ долговременныхъ трудовъ въ дѣлѣ благовѣстія о Христѣ онъ почилъ о Господѣ [13] въ Финикійскомъ городѣ Беритѣ [14].

Святый Ананія, крестившій Апостола Павла (Дѣян. 9, 10-18), былъ сначала епископомъ въ городѣ Дамаскѣ [15]. Окончилъ же свою жизнь святый Ананія въ Елевѳерополѣ, гдѣ былъ побитъ камнями по приказанію игемона Лукіана [16].

Святый первомученикъ Стефанъ архидіаконъ, первый принялъ мученическій вѣнецъ за Христа, будучи побитъ камнями, почему и названъ Первомученикомъ [17]. Незадолго до смерти онъ удостоился видѣть отверстыя небеса и Господа Іисуса, во образѣ Сына Человѣческаго, стоящаго одесную Бога (Дѣян. 7, 55).

Святый Филиппъ, одинъ изъ семи діаконовъ, крестившій Симона волхва въ Самаріи [18] и евнуха Кандакіи царицы (Дѣян. 8, 26-39), былъ епископомъ въ городѣ Тралліи [19] и тамъ, просвѣтивъ многихъ Христовою вѣрою, въ глубокой старости отошелъ ко Господу [20].

Святый Прохоръ, одинъ изъ семи діаконовъ (Дѣян. 6, 5), спутникъ святаго Апостола Іоанна Богослова и участникъ его трудовъ. Онъ былъ первымъ епископомъ въ Виѳинскомъ городѣ Никомидіи [21], а потомъ проповѣдывалъ о Христѣ, въ Антіохіи [22], гдѣ и скончался мученически.

Святый Никаноръ, одинъ изъ семи діаконовъ, былъ умерщвленъ, вмѣстѣ съ двумя тысячами увѣровавшихъ во Христа, въ тотъ же день, въ который былъ побитъ камнями святый Стефанъ первомученикъ; случилось это, какъ написано въ книгѣ Дѣяній Апостольскихъ, во время великаго гоненія, воздвигнутаго на церковь Іерусалимскую (Дѣян. 8, 1).

Святый Тимонъ, одинъ изъ семи діаконовъ, былъ епископомъ города Бостры въ Аравіи [23] и, въ то время, какъ проповѣдывалъ имя Христово, много потерпѣлъ страданій отъ евреевъ и грековъ. Затѣмъ, будучи брошенъ въ разжженную печь, онъ вышелъ оттуда невредимымъ и потомъ отошелъ ко Господу.

Святый Парменъ, одинъ изъ семи діаконовъ, совершая порученное ему Апостолами дѣло благовѣстія, умеръ мученически предъ очами Апостоловъ [24].

Святый Тимоѳей, трудившійся въ дѣлѣ благовѣстія Христова вмѣстѣ со святымъ Апостоломъ Павломъ, который написалъ къ нему два посланія, былъ. епископомъ въ Ефесѣ [25], гдѣ и скончался мученическою смертію [26].

Святый Титъ также трудился вмѣстѣ со святымъ Апостоломъ Павломъ въ дѣлѣ благовѣстія. Святый Апостолъ Павелъ упоминаетъ о немъ въ своихъ посланіяхъ (2 Кор. 2, 12-13; 12, 18; 2 Тим. 4, 10), а также написалъ и къ нему посланіе. Святый Титъ былъ епископомъ Гортины, на островѣ Критѣ. Скончался въ глубокой старости въ мирѣ [27].

Святый Филимонъ, къ которому святый Апостолъ Павелъ написалъ особое посланіе, былъ епископомъ въ Газѣ [28]. Скончался мученически въ царствованіе Нерона [29].

Святый Онисимъ, о которомъ пишетъ святый Апостолъ Павелъ въ своемъ посланіи къ Филимону (Флм. 1, 10-19), проповѣдывалъ христіанство въ Испаніи, Греціи и Малой Азіи. Скончался мученически вскорѣ послѣ кончины святаго Игнатія Богоносца, будучи побитъ камнями въ Римѣ [30].

Святый Епафрасъ, о которомъ также святый Апостолъ Павелъ упоминаетъ въ томъ же посланіи къ Филимону, говоря: цѣлуетъ тя Епафрасъ сплѣнникъ мой о Христе Іисусе (Флм. 1, 23), былъ епископомъ города Колоссъ, и церквей Лаодикіи и Іераполя [31]. Вмѣстѣ съ святымъ Апостоломъ Павломъ онъ содержался въ узахъ въ Римѣ, откуда Павелъ писалъ Колоссянамъ: цѣлуетъ вы Епафрастъ, иже отъ васъ, рабъ Іисуса Христа, всегда подвизайся о вас въ молитвахъ, да будете совершени и исполнени во всякой воли Божіей: свидѣтельствую бо о немъ, яко имать ревность многу, и болѣзнь о васъ, и о сущихъ въ Лаодікіи и во Іераполи (Кол. 4, 12-13).

Святый Архиппъ, упоминаемый въ томъ же посланіи къ Филимону, былъ послѣ святаго Епафраса (заключеннаго въ узы въ Римѣ), епископомъ въ городѣ Колоссахъ [32]; о чемъ святый Апостолъ Павелъ пишетъ Колоссянамъ: и рцыте Архиппу: блюди служеніе, еже пріялъ еси о Господѣ, да совершиши е (Кол. 4, 17). Тамъ святый Архиппъ и скончался мученическою смертію [33].

Святый Сила былъ ученикомъ и ближайшимъ сотрудникомъ святаго Апостола Павла, вмѣстѣ съ которымъ проповѣдывалъ слово Божіе и претерпѣлъ многія страданія, раны и тюремное заключеніе (Дѣян. 16, 13-24). О немъ упоминается въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ: Павелъ же избравъ Силу, изыде утверждая церкви (Дѣян. 15, 40-41). Впослѣдствіи онъ былъ епископомъ въ Коринѳѣ [34] и, немало потрудившись въ дѣлѣ проповѣданія Cлова Божія и сотворивши знаменія и чудеса, отошелъ ко Господу [35].

Святый Силуанъ проповѣдывалъ Слово Божіе вмѣстѣ со святыми апостолами Петромъ и Павломъ. О немъ упоминаетъ святый Апостолъ Петръ въ своемъ соборномъ посланіи въ такихъ словахъ: Силуаномъ вамъ вѣрнымъ братомъ, яко непщую, вмалѣ написахъ (1 Петр. 5, 12). Также и святый Апостолъ Павелъ во второмъ посланіи къ Коринѳянамъ: Божій Сынъ Іисусъ Христосъ, иже у васъ нами проповѣданный, мною и Силуаномъ (2 Кор. 1, 19). Апостолъ Силуанъ былъ епископомъ въ Солуни [36], гдѣ, претерпѣвъ немало бѣдствій во время своихъ подвиговъ для утвержденія святой вѣры Христовой, отошелъ къ Подвигоположнику Христу [37].

Святый Крискентъ [38], о которомъ святый Апостолъ Павелъ упоминаетъ въ своемъ второмъ посланіи къ Тимоѳею (2 Тим. 4, 10), былъ епископомъ въ Галатіи [39], а потомъ проповѣдывалъ Христа въ Галліи. Тамъ, въ городѣ Вьеннѣ [40], Крискентъ поставилъ епископомъ ученика своего, Захарію, и снова возвратился въ Галатію, гдѣ и скончался мученически въ царствованіе Траяна [41].

Святый Криспъ, о которомъ упоминаютъ Дѣянія Апостольскія въ слѣдующихъ словахъ: Криспъ же начальникъ собора вѣрова Господѣви со всѣмъ домомъ своимъ (Дѣян. 18, 8), и о которомъ святый Апостолъ Павелъ въ посланіи къ Коринѳянамъ говоритъ, что онъ крестилъ Крипса (1 Кор. 1, 19), былъ епископомъ на островѣ Эгинѣ, близъ Пелопоннеса [42], между Егейскимъ и Іоническимъ морями. Скончался въ мирѣ.

Святый Епенетъ [43], о которомъ упоминаетъ святый Апостолъ Павелъ въ посланіи къ Римлянамъ, говоря: цѣлуйте Епенета возлюбленнаго ми, иже есть начатокъ Ахаіи во Христа (Рим. 16, 5), былъ епископомъ въ Карѳагенѣ [44].

Святый Андроникъ, о которомъ святый Апостолъ Павелъ упоминаетъ въ томъ же посланіи къ Римлянамъ, говоря: цѣлуйте Андроника, и называетъ его своимъ сродникомъ и соплѣнникомъ, однимъ изъ важнѣйшихъ апостоловъ, ранѣе его увѣровавшихъ во Христа (Рим. 16, 7), былъ епископомъ въ Панноніи [45]. Скончался въ мирѣ [46].

Святый Стахій [47], о которомъ упоминаетъ святый Апостолъ Павелъ въ томъ же посланіи, говоря: цѣлуйте и Стахія возлюбленнаго ми (Рим. 16, 9), былъ святымъ Апостоломъ Андреемъ Первозваннымъ поставленъ первымъ епископомъ Византійскимъ. Вмѣстѣ съ нимъ святый Стахій воздвигъ въ Аргирополѣ [48] церковь, куда собиралось много вѣрующихъ и онъ поучалъ ихъ заповѣдямъ Христовымъ.

Святый Амплій, о которомъ святый Апостолъ Павелъ упоминаетъ въ томъ же посланіи, говоря: цѣлуйте Амплія возлюбленнаго ми о Господѣ (Рим. 16, 8), былъ епископомъ въ городѣ Діосполѣ [49], гдѣ проповѣдывалъ Христа. Скончался въ городѣ Одиссѣ [50], будучи умерщвленъ еллинами за свою проповѣдь о Христѣ [51].

Святый Урванъ, о которомъ святый Апостолъ Павелъ вспоминаетъ въ томъ же посланіи, говоря: цѣлуте Урвана споспѣшника нашего о Христѣ (Рим. 16, 9), былъ епископомъ въ Македоніи [52] и скончался мученически [53].

Святый Наркиссъ [54], о которомъ святый Апостолъ Павелъ упоминаетъ въ томъ же посланіи, говоря: цѣлуйте иже отъ Наркісса сущія о Господѣ (Рим. 16, 11), былъ епископомъ въ Аѳинахъ [55].

Святый Апеллій [56], о которомъ упоминаетъ въ томъ же посланіи святый Апостолъ Павелъ, говоря: цѣлуйте Апеллія искусна о Христѣ (Рим. 16, 10), былъ епископомъ города Смирны [57].

Святый Аристовулъ, о которомъ упоминаетъ святый Апостолъ Павелъ въ томъ же посланіи, говоря: цѣлуйте сущая от Аристовула (Рим. 16, 10), былъ епископомъ въ Британіи [58] и тамъ послѣ долгихъ трудовъ и страданій скончался [59].

Святый Иродіонъ, или Родіонъ, о которомъ упоминаетъ святый Апостолъ Павелъ въ томъ же посланіи, говоря: цѣлуйте Иродіона сродника моего (Рим. 16, 11), былъ епископомъ въ Патрахъ [60]. Скончался мученически въ Римѣ [61].

Святый Агавъ имѣлъ даръ пророчества. О немъ упоминается въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ въ такихъ словахъ: отъ Іудеи пророкъ именемъ Агавъ, и вземъ поясъ Павловъ, связавъ же свои руцѣ и нозѣ, рече: тако глаголетъ Духъ Святый: мужа, егоже есть поясъ сей, тако свяжутъ его во Іерусалимѣ іудеи, и предадятъ въ руцѣ языковъ (Дѣян. 21, 10-11; 11, 28). Апостолъ Агавъ проповѣдывалъ во многихъ странахъ и многихъ обратилъ ко Христу [62].

Святый Руфъ [63], о которомъ упоминаетъ святый апостолъ Павелъ въ посланіи къ Римлянамъ, говоря: цѣлуйте Руфа избраннаго о Господѣ (Рим. 16, 13), былъ епископомъ въ Ѳивахъ, городѣ Греціи [64].

Святый Асинкритъ, который упоминается въ томъ же посланіи (Рим. 16, 14), былъ епископомъ въ Гирканіи, малоазійской области, гдѣ много пострадалъ за имя Христово [65].

Святый Флегонтъ [66], упоминаемый въ томъ же посланіи (Рим. 16, 14), былъ епископомъ въ Мараѳонѣ, городѣ Ѳракіи [67].

Святый Ермъ, который упоминается въ томъ же посланіи (Рим. 16, 14), былъ епископомъ въ Филиппополѣ [68], гдѣ и скончался мученически [69].

Святый Патровъ, упоминаемый въ томъ же посланіи (Рим. 16, 16), былъ епископомъ въ Неаполѣ [70] и Путеолахъ [71], гдѣ многихъ обратилъ ко Христу [72].

Святый Ермій [73], о которомъ упоминается въ томъ же посланіи, былъ епископомъ въ Далмаціи [74].

О сихъ пяти апостолахъ упоминаетъ святый Апостолъ Павелъ въ посланіи къ Римлянамъ въ такихъ словахъ: цѣлуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермія (Рим. 16, 14).

Святый Линъ, о которомъ упоминаетъ святый Апостолъ Павелъ во второмъ посланіи къ Тимоѳею (2 Тим. 4, 21), былъ епископомъ въ Римѣ, послѣ святаго Апостола Петра [75].

Святый Гаій [76], о которомъ упоминаетъ святый Апостолъ Павелъ въ посланіи къ Римлянамъ, говоря: цѣлуетъ вы Гаіе страннопріимецъ мой, и церкве всея (Рим. 16, 23), былъ епископомъ въ Ефесѣ [77], послѣ святаго Тимоѳея.

Святый Филологъ, о которомъ упоминаетъ святый Апостолъ Павелъ въ томъ же посланіи, говоря: цѣлуйте Филолога (Рим. 16, 15), святымъ Апостоломъ Андреемъ былъ поставленъ во епископа въ Синопѣ [78], гдѣ и скончался въ мирѣ [79].

Святый Лукій или Лука [80], о которомъ святый Апостолъ Павелъ упоминаеть въ томъ же посланіи (Рим. 16, 21), былъ епископомъ въ Лаодикіи Сирской [81].

Святый Іасонъ, который упоминается въ томъ же посланіи (Рим. 16, 21), былъ епископомъ въ Тарсѣ [82], гдѣ много пострадалъ за имя Христово. Скончался въ глубокой старости въ мирѣ [83].

Святый Сосипатръ, также упоминаемый въ посланіи къ Римлянамъ (Рим. 16, 21), былъ епископомъ въ Иконіи [84]. Скончался Сосипатръ въ мирѣ [85].

О послѣднихъ трехъ апостолахъ святый Апостолъ Павелъ въ посланіи къ Римлянамъ пишетъ такъ: цѣлуетъ васъ и Лукій и Іасонъ и Сосіпатръ сродницы мои (Рим. 16, 21).

Святый Олимпанъ или Олимпъ, о которомъ упоминаетъ святый Апостолъ Павелъ въ томъ же посланіи (Рим. 16, 15), присутствовалъ при страдальческой кончинѣ святаго Апостола Петра въ Римѣ и потомъ самъ вмѣстѣ со святымъ апостоломъ Иродіономъ былъ обезглавленъ, по повелѣнію Нерона, какъ пишетъ Метафрастъ въ сказаніи на день святыхъ апостоловъ Петра и Павла [86].

Святый Тертій писалъ посланіе святаго Апостола Павла къ Римлянамъ, о чемъ онъ самъ говоритъ въ этомъ посланіи: цѣлую вы и азъ Тертій написавый посланіе сіе о Господѣ (Рим. 16, 22). Онъ былъ вторымъ епископомъ въ Иконіи, послѣ святаго Сосипатра и тамъ стяжалъ себѣ мученическій вѣнецъ [87].

Святый Ерастъ [88], о которомъ упоминаетъ святый Апостолъ Павелъ въ томъ же посланіи (Рим. 16, 22), былъ діакономъ и казнохранителемъ іерусалимской церкви, а потомъ епископомъ въ Панеадѣ [89].

Святый Куартъ или Квартъ [90], о которомъ упоминается въ томъ же посланіи, былъ епископомъ въ Беритѣ [91].

Объ этихъ двухъ апостолахъ святый апостолъ Павелъ пишетъ такъ: цѣлуетъ вы Ерастъ строитель градскій, и Куартъ братъ (Рим. 16, 23).

Святый Еводъ былъ епископомъ Антіохійскимъ послѣ святаго Петра. О немъ упоминаетъ святый Игнатій Богоносецъ въ своемъ посланіи къ Антіохійцамъ, говоря: поминайте блаженнаго Евода отца вашего, иже первый вамъ о апостолъ пастырь поставленъ бысть. Скончался мученически [92].

Святый Онисифоръ, о которомъ упоминаетъ святый Апостолъ Павелъ во второмъ посланіи къ Тимоѳею, говоря: да дастъ же милость Господь Онисифорову дому, яко многажды мя упокой, и веригъ моихъ не постыдѣся (2 Тим. 1, 16), былъ епископомъ въ Колофонѣ [93] и Киринѳѣ [94]. Скончался мученически [95].

Святый Климентъ [96], о которомъ упоминаетъ святый Апостолъ Павелъ въ посланіи къ Филиппійцамъ, говоря: сподвизашася со мною, и съ Климентомъ (Флп. 4, 3), былъ епископомъ въ Сардикѣ [97].

Святый Сосѳенъ, который послѣ святаго Криспа былъ начальникомъ іудейской синагоги въ Коринѳѣ [98], обращенъ былъ въ христіанство святымъ Апостоломъ Павломъ. О немъ въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ говорится: емше же вси еллини Сосѳена начальника собора, біяху предъ судилищемъ (Дѣян. 18, 17). Его имя упоминаетъ и самъ святый Апостолъ Павелъ наряду со своимъ въ посланіи къ Коринѳянамъ, которое начинается такъ: Павелъ званъ Апостолъ Іисусъ Христовъ, волею Божіею, и Сосѳенъ братъ (1 Кор. 1, 1). Впослѣдствіи святый апостолъ Сосѳенъ былъ епископомъ въ Колофонѣ [99].

Святый Аполлосъ упоминается въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ: іудеанинъ же нѣкто Аполлосъ именемъ, александрянинъ родомъ, мужъ словесенъ, пріиде во Ефесъ, силенъ сый въ книгахъ. Сей бѣ оглашенъ пути Господню: и горя духомъ, глаголаше и учаше извѣстно, яже о Господѣ (Дѣян. 18, 24-25). Упоминаетъ о немъ и святый Апостолъ Павелъ въ первомъ посланіи къ Коринѳянамъ, говоря: азъ насадихъ, Аполлосъ напои, Богъ же возрасти (1 Кор. 3, 6). Впослѣдствіи Аполлосъ былъ въ Критѣ [100] и еще позднѣе былъ епископомъ Кесаріи [101].

Святый Тихикъ упоминается въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ (Дѣян. 20, 4) и въ посланіяхъ святаго Апостола Павла къ Колоссянамъ (Кол. 4, 7) и къ Ефесянамъ, гдѣ говорится: яже о мнѣ, что дѣлаю, вся скажетъ вамъ Тихикъ возлюбленный братъ и вѣренъ служитель о Господѣ: егоже послахъ къ вамъ на сіе истое, да увѣсте, яже о насъ, и да утѣшитъ сердца ваша (Ефес. 6, 21-22). И снова, во второмъ посланіи къ Тимоѳею, Апостолъ Павелъ говоритъ: Тихика же послахъ во Ефесъ (2 Тим. 4, 12; ср. Тит. 3, 12). Тихикъ былъ епископомъ Колофонскимъ послѣ святаго Сосѳена [102].

Святый Епафродитъ [103] упоминается въ посланіи святаго Апостола Павла къ Филиппійцамъ: потребнѣе же, — говоритъ Апостолъ Павелъ — возмнѣхъ Епафродида брата и споспѣшника и своинника моего, вашего же посланника, и служителя потребѣ моей, послати къ вамъ (Флп. 2, 25). Епафродитъ былъ епископомъ въ Адріакѣ [104].

Святый Карпъ, о которомъ святый Апостолъ Павелъ упоминаеть во второмъ посланіи къ Тимоѳею въ такихъ словахъ: фелонь, егоже оставихъ въ Троадѣ у Карпа, грядый принеси, и книги (2 Тим. 4, 13), былъ епископомъ въ Беріи Ѳракійской [105]. Окончилъ жизнь въ мирѣ [106].

Святый Кодратъ былъ епископомъ въ Аѳинахъ и Магнезіи [107], гдѣ, проповѣдуя слово Господне, принялъ отъ руки аѳинянъ мученическую кончину [108] при царѣ Адріанѣ [109].

Святый Маркъ, онъ же и Іоаннъ, о которомъ, какъ спутникѣ Павла и Варнавы, много разъ упоминаютъ Дѣянія Апостольскія, какъ, напримѣръ, въ слѣдующемъ мѣстѣ: Варнава же и Савлъ возвратистася из Іерусалима во Антіохію, исполнивше службу, поемше съ собою и Іоанна нарицаемаго Марка (Дѣян. 12, 25 и мн. друг.), былъ епископомъ въ городѣ Библосѣ, въ Финикіи [110]. Святый Маркъ творилъ многія чудеса и имѣлъ такую благодатную силу, что отъ одной его тѣни исцѣлялись болящіе [111].

Святый Зина, по прозванію Законникъ, т. е. учитель закона Моисеева, о которомъ святый Апостолъ Павелъ упоминаетъ въ посланіи къ Титу, говоря: Зину законника скоро предпосли ко мнѣ (Тит. 3, 13), былъ епископомъ въ Діосполѣ [112].

Святый Аристархъ, о которомъ упоминается въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ (Дѣян. 19, 29) и въ посланіяхъ святаго Апостола Павла къ Колоссянамъ (Кол. 4, 10) и къ Филимону (Флм. 1, 23), былъ епископомъ въ городѣ Апамеи [113].

Святый Пудъ, о которомъ упоминаетъ святый Апостолъ Павелъ во второмъ посланіи къ Тимоѳею, говоря: цѣлуетъ тя и Пудъ (2 Тим. 4, 21), былъ членомъ римскаго сената. Онъ былъ человѣкъ благочестивый, принималъ въ своемъ домѣ святыхъ Апостоловъ Петра и Павла и многихъ вѣрующихъ. Впослѣдствіи домъ его былъ обращенъ въ церковь, которая называлась «Пастырскою» и въ которой, по преданію, священнодѣйствовалъ святый Апостолъ Петръ.

Святый Трофимъ, о которомъ дважды упоминаютъ Дѣянія Апостольскія (Дѣян. 20, 4; 21, 29) и святый Апостолъ Павелъ въ томъ же посланіи къ Тимоѳею, говоря: Трофима же оставихъ въ Милитѣ боляща (2 Тим. 4, 20), вмѣстѣ съ апостолами Пудомъ и Аристархомъ сопутствовалъ во всѣхъ гоненіяхъ Апостолу Павлу и, наконецъ, когда святый Апостолъ Павелъ въ Римѣ при Неронѣ былъ усѣченъ мечемъ, вмѣстѣ съ своими двумя сотоварищами также былъ обезглавленъ [114].

Святый Маркъ [115], племянникъ апостола Варнавы, былъ епископомъ въ Аполлоніадѣ Виѳинской [116]. О немъ упоминаетъ святый Апостолъ Павелъ въ посланіи къ Колоссянамъ вмѣстѣ съ вышеупомянутымъ апостоломъ Аристархомъ: цѣлуетъ вы Аристархъ сплѣнникъ мой, и Марко анепсій (племянникъ) Варнавинъ (Кол. 4, 10).

Святый Артема [117], о которомъ говоритъ святый Апостолъ Павелъ въ посланіи къ Титу: егда послю Артему къ тебѣ (Тит. 3, 12), былъ епископомъ въ Листрахъ [118].

Святый Акила, о которомъ упоминается въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ (Дѣян. 18, 1-3) и въ посланіяхъ Апостола Павла (Рим. 16, 3-4 и друг.), былъ епископомъ въ Гераклеѣ, слово же Божіе проповѣдывалъ въ Азіи и Ахаіи и за проповѣдь свою пріялъ мученическій вѣнецъ [119].

Святый Фортунатъ, о которомъ упоминаетъ святый Апостолъ Павелъ въ первомъ посланіи къ Коринѳянамъ (1 Кор. 16, 17-18), неустанно трудился, проповѣдуя имя Христово; и послѣ многихъ трудовъ воспріялъ блаженную кончину.

Святый Ахаикъ, о которомъ вмѣстѣ съ Фортунатомъ упоминаетъ, въ томъ же посланіи къ Коринѳянамъ, святый Апостолъ Павелъ, говоря: возрадовахся же о пришествіи Фортунатовѣ и Ахаіковѣ, яко ваше лишеніе сіи исполниша: упокоиша бо мой духъ и вашъ (1 Кор. 16, 17-18).

Святый Діонисій Ареопагитъ, о которомъ упоминаютъ Дѣянія Апостольскія (Дѣян. 17, 34), сначала былъ епископомъ въ Аѳинахъ, а потомъ проповѣдывалъ Христа въ Галліи [120] и здѣсь былъ обезглавленъ. О томъ, что и онъ принадлежалъ къ апостольскому лику, свидѣтельствуетъ Евсевій, епископъ Кесаріи Палестинской [121], который, перечисляя 70 апостоловъ, говоритъ: «Прибавь къ нимъ того Ареопагита, по имени Діонисія, о которомъ Лука въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ пишетъ, что онъ былъ обращенъ къ вѣрѣ проповѣдію Павла въ Аѳинахъ».

Святый Симеонъ, по прозванію Нигеръ; о немъ упоминаетъ въ Дѣяніяхъ святый Апостолъ Лука, говоря: бяху же нѣцыи въ Церкви сущей во Антіохіи пророцы и учителіе, Варнава же и Симеонъ нарицаемый Нигеръ (Дѣян. 13, 1). О томъ же, что и онъ принадлежалъ къ лику апостольскому, свидѣтельствуетъ святый Епифаній, поставляя его между апостолами, ибо онъ такъ перечисляетъ ихъ имена: «Марка, Луку, Іуста, Варнаву, Апеллія, Руфа, Нигра (т. е. Симеона Нигра) и прочихъ семьдесятъ два» [122]. Такимъ образомъ, святый Епифаній удостовѣряетъ насъ, что ликъ сихъ меньшихъ апостоловъ состоитъ изъ семидесяти двухъ лицъ и что святый Симеонъ Нигеръ — былъ одинъ изъ этого числа апостоловъ. Кромѣ того, святый Іоаннъ Дамаскинъ [123], въ октоихѣ пятаго гласа въ среду на вечернѣ, послѣ двѣнадцати апостоловъ упоминаетъ и соборъ семидесяти двухъ апостоловъ, говоря: всехвальная десятица со двоицею показася совершеннѣ, видяще единоревнительный соборъ, седмидесяти и дву.

Благодатными молитвами всѣхъ сихъ апостоловъ да сподобимся и мы быть причастниками небеснаго блаженства и лицезрѣть Высшаго Апостола и Архіерея исповѣданія нашего Іисуса Христа, восхваляя Его съ Богомъ Отцомъ и Святымъ Духомъ, во вѣки вѣковъ, аминь.

Евсевій, епископъ Кесаріи Палестинской, въ первой книгѣ своей исторіи, въ двѣнадцатой главѣ пишетъ слѣдующее: «имя каждаго (изъ двѣнадцати) апостола Христова довольно извѣстно всякому изъ свидѣтельствъ евангельскихъ, а перечня семидесяти апостоловъ, вполнѣ точнаго, нѣтъ нигдѣ. Если же внимательнѣе всмотрѣться въ дѣло, то можно найти ихъ болѣе семидесяти, придерживаясь только одного свидѣтельства святаго апостола Павла, который въ первомъ посланіи къ Коринѳянамъ говоритъ: явися (Христосъ, по воскресеніи Своемъ) Кифѣ, таже единонадесятимъ. Потомъ же явися болѣ пяти сотъ братіямъ единою, от нихже множайшій пребываютъ доселѣ, нѣцый же и почиша (1 Кор. 15, 5-6). Изъ таковыхъ многихъ, трудившихся въ дѣлѣ благовѣствованія о Христѣ, въ первенствующей Церкви, просвѣтившихъ вѣрою разныя страны подобно святымъ апостоламъ и достойныхъ поэтому имени апостольскаго, о нѣкоторыхъ упомянемъ здѣсь особливо.

Святый Лазарь, бывшій мертвымъ въ теченіи четырехъ дней воскрешенный Господомъ. Во время гоненія на Церковь Іерусалимскую, послѣ убіенія святаго первомученика Стефана, онъ былъ изгнанъ изъ предѣловъ Іудеи (Дѣян. 8, 1) и пущенъ въ море на лодкѣ, безъ веселъ, вмѣстѣ со святымъ ученикомъ Господнимъ, Максиминомъ, и со святымъ Келидоніемъ, который родился слѣпымъ, но былъ исцѣленъ Господомъ. По Божественному произволенію, лодка приплыла къ острову Кипру и святый Лазарь началъ проповѣдывать въ городѣ Кидоніи о Христѣ. Впослѣдствіи онъ былъ въ этомъ городѣ рукоположенъ апостоломъ Варнавой въ санъ епископа, и тамъ же на островѣ Кипрѣ онъ почилъ въ мирѣ. Святое тѣло его спустя много лѣтъ было обрѣтено на томъ островѣ въ мраморномъ ковчегѣ, на которомъ была надпись: «четверодневный Лазарь, другъ Христовъ» [124].

Святый Іосифъ, происходившій изъ Аримаѳеи [125] и бывшій тайнымъ ученикомъ Іисуса Христа, а потомъ испросившій пречистое Его тѣло у Пилата (Лук. 23, 50-62; ср. Матѳ. 27, 57; Марк. 15, 42; Іоан. 19, 38), также былъ изгнанъ завистливыми іудеями изъ предѣловъ іудейскихъ и проповѣдывалъ Христа въ Англіи, гдѣ и преставился. Жителями Англіи онъ почитается какъ апостолъ ихъ страны [126].

Святый Никодимъ, приходившій къ Іисусу ночью послушать Его ученія (Іоан. 3, 1-2) и давшій благой совѣтъ іудеямъ не осуждать Его, прежде чѣмъ услышатъ Его Самого и разсмотрятъ Его дѣло (Іоан. 7, 50-51), а потомъ предавшій вмѣстѣ съ Іосифомъ тѣло Іисусово погребенію и намастившій его ароматами (Іоан. 19, 39), — также пострадалъ отъ іудеевъ за вѣру во Христа и Апостольскую проповѣдь, и былъ изгнанъ изъ Іудеи [127].

Святый Гамаліилъ былъ учителемъ святаго Апостола Павла. Онъ подалъ благоразумный совѣтъ синедріону относительно проповѣди святыхъ Апостоловъ, сказавъ: если это дѣло отъ человѣковъ, то оно разрушится; а если отъ Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вамъ не оказаться и богопротивниками (Дѣян. 5, 34-40). Послѣ мученической кончины архидіакона Стефана, онъ взялъ его тѣло и похоронилъ у себя въ селѣ недалеко отъ Іерусалима. Также онъ скрывалъ изгнаннаго за проповѣдь Христову святаго Никодима, котораго и похоронилъ, послѣ кончины его, близъ гроба святаго первомученика Стефана, гдѣ потомъ былъ погребенъ и самъ [128].

Евнухъ царицы Еѳіопіи Кандакіи, крещенный святымъ апостоломъ Филиппомъ на дорогѣ (Дѣян. 8, 26-39) и обратившій эту царицу ко Христу, былъ первымъ проповѣдникомъ о Христѣ въ Еѳіопіи [129], гдѣ и скончался мученическою смертію.

Святый Закхей, который принялъ съ радостью въ домѣ своемъ Господа и услышалъ отъ Него: днесь спасеніе дому сему бысть (Лук. 19, 1-10). По вознесеніи Господнемъ Закхей послѣдовалъ за святымъ Апостоломъ Петромъ, имъ былъ поставленъ епископомъ Кесаріи Палестинской [130], гдѣ и проповѣдывалъ о Христѣ [131].

Святый Корнилій сотникъ, крещенный святымъ Апостоломъ Петромъ (Дѣян. гл. 10), которымъ былъ потомъ поставленъ епископомъ, проповѣдывалъ Христа въ городѣ Скепсіи [132], гдѣ и скончался съ миромъ [133].

Святый Логгинъ Сотникъ, который стоялъ на стражѣ при Крестѣ Господнемъ и исповѣдалъ, что Іисусъ есть воистинну Божій Сынъ (Матѳ. 27, 54). Послѣ погребенія Господа Логгинъ опять стоялъ на стражѣ у Гроба Господня и былъ очевидцемъ Воскресенія Христова, о чемъ и свидѣтельствовалъ предъ всѣми. Впослѣдствіи онъ проповѣдывалъ о Христѣ въ Каппадокіи, гдѣ и пострадалъ мученически [134].

Святый Игнатій Богоносецъ, по преданію, то самое дитя, которое Господь взялъ на руки къ Себѣ, и на которое указалъ Апостоламъ, сказавъ: Если не будете, какъ дѣти, не войдете въ Царство небесное (Матѳ. 18, 2-5; ср. Марк. 9, 37). Святымъ Апостоломъ Петромъ онъ былъ рукоположенъ во епископа Антіохійскаго, гдѣ проповѣдывалъ о Христѣ. Окончилъ жизнь мученическою смертію въ Римѣ, будучи отданъ на растерзаніе львамъ [135].

Святый Поликарпъ былъ епископомъ города Смирны [136]. Онъ подобно Апостоламъ, неустанно проповѣдывалъ слово Божіе, писалъ посланія ко вновь обращеннымъ христіанамъ и неусыпно заботился о благѣ и душевной пользѣ своей паствы. Блаженный Симеонъ Метафрастъ [137] въ житіи святаго Игнатія Богоносца прямо называетъ Поликарпа божественнымъ апостоломъ, говоря: «Прибыли они въ Смирну и тамъ святый Игнатій цѣловалъ святаго Поликарпа, божественнаго апостола, своего соученика». Скончался мученическою смертію въ Римѣ [138].

Святый Іероѳей, одинъ изъ членовъ Аѳинскаго ареопага [139]; святой вѣрѣ христіанской былъ наученъ святымъ Апостоломъ Павломъ, которымъ и былъ поставленъ епископомъ въ Аѳинахъ. Вмѣстѣ съ другми святыми Апостолами и святый Іероѳей былъ перенесенъ по воздуху ко гробу Богородицы, по Успеніи Пречистой Богоматери въ Іерусалимѣ. Скончался мученически [140].

Святый Антипа, епископъ Пергамскій [141], также пострадалъ за апостольскую проповѣдь о Христѣ [142]. О немъ Самъ Господь Іисусъ Христосъ въ Откровеніи святаго Іоанна Богослова, сказалъ такъ: Антипасъ свидѣтель мой вѣрный, убіенъ бысть (Апок. 2, 13).

Святый Димитрій, о которомъ упоминаетъ святый Апостолъ Іоаннъ Богословъ въ своемъ третьемъ посланіи: Димитріеви свидѣтельствовася отъ всѣхъ, и отъ самыя истины: и мы же свидѣтельствуемъ, и вѣсте, яко свидѣтельство наше истинно есть (3 Іоан. 1, 12). Святый Димитрій былъ епископомъ въ Асійскомъ городѣ Филадельфіи [143].

Примѣчанія:
[1] Память его совершается Церковію 23 октября.
[2] Александрія — знаменитый городъ, основанный Александромъ Македонскимъ въ 331 г. до Р. X., на берегу Средиземнаго моря, въ Нижнемъ (Сѣверномъ) Египтѣ, при устьѣ Нила. Въ древности былъ богатѣйшій торговый и промышленный городъ.
[3] Память его совершается 25 апрѣля, въ день его мученической кончины.
[4] Память святаго Апостола и Евангелиста Луки празднуется Православною Церковію 18 октября, а день перенесенія святыхъ мощей его 22 апрѣля.
[5] Беотія — облаcть cредней Греціи.
[6] Какъ свидѣтельствуетъ о семъ святый Григорій Богословъ въ первомъ словѣ на императора Юліана.
[7] По преданію въ томъ самомъ домѣ, въ которомъ онъ со святымъ Лукою узналъ воскресшаго Христа чрезъ преломленіе Имъ хлѣба.
[8] Празднованіе памяти его установлено Церковію 27 апрѣля и 18 сентября.
[9] Медіоланъ — нынѣ Миланъ — значительнѣйшій городъ Cѣверной Италіи, въ области Ломбардіи; основанъ въ глубочайшей древности и всегда имѣлъ большое значеніе.
[10] Память святаго Апостола Варнавы празднуется особо 11 іюня.
[11] Елевѳерополь — городъ въ южной Палеcтинѣ, на дорогѣ между Іеруcалимомъ и Газою. Въ настоящее время здѣсь расположено селеніе, лежащее при выходѣ изъ равнины Сефельской въ нагорную землю Іудину. Недалеко отъ него лежатъ развалины древняго Елевѳерополя.
[12] Празднованіе памяти его 30 октября.
[13] Память святаго апостола Ѳаддея совершается Церковію 21 авгуcта.
[14] Беритъ — нынѣшній Бейрутъ — древній городъ Финикіи, на берегу Средиземнаго моря; въ V вѣкѣ процвѣталъ и славился своей высшей школой риторики, поэзіи и права.
[15] Дамаскъ — главный, богатѣйшій торговый городъ Сиріи, одинъ изъ древнѣйшихъ городовъ во всемъ мірѣ; лежитъ къ сѣверо-востоку отъ Палестины, при рѣкѣ Барадѣ, протекающей чрезъ него, въ прекрасной и плодоносной равнинѣ, при восточной подошвѣ Анти-Ливана.
[16] Память ап. Ананіи совершается 1-го октября.
[17] Память святаго первомученика Стефана совершается Церковію три раза въ годъ: 27-го декабря, въ день мученической кончины святаго, 15-го сентября, когда празднуется обрѣтеніе мощей его, и 2-го августа, въ день перенесенія мощей святаго Стефана изъ Іерусалима въ Константинополь.
[18] Самарія, какъ страна или область Палестины, занимала средину Палестины, на западъ отъ Іордана. Границы ея къ сѣверу — Галилея, къ югу — Іудея, къ востоку — Іорданъ, къ западу — Средиземное море. Самарія, главный городъ страны Самарійской и нѣкогда столица царства Израильскаго, находилась въ разстояніи почти трехъ верстъ на сѣверъ оть Іерусалима.
[19] Траллія — Лидійскій городъ на сѣверо-западѣ Малой Азіи.
[20] Память апостола Филиппа совершается Церковію 11-го октября.
[21] Никомидія — богатый и цвѣтущій городъ въ облаcти Виѳиніи, въ сѣверо-западной части Малой Азіи. Оть древней цвѣтущей Никомидіи и доселѣ сохраняется много развалинъ, свидѣтельствующихъ о ея славномъ, прошломъ.
[22] Антіохія — столица Сиріи, древнѣйшій и богатѣйшій городъ; Антіохія лежитъ при рѣкѣ Оронтѣ, верстахъ въ 10-ти отъ впаденія ея въ Средиземное море, между горными хребтами Ливана и Тавра.
[23] Бостра — городъ въ Аравіи. Въ древности былъ богатый торговый городъ. Теперь въ развалинахъ. Сохранившіеся длинные ряды каменныхъ магазиновъ свидѣтельствуютъ о его быломъ могуществѣ и богатствѣ.
[24] Память святыхъ апостоловъ: Прохора, Никанора, Тимона и Пармена празднуется всѣхъ вмѣстѣ 28-го іюля; кромѣ того память св. Никанора празднуется 28-го декабря и память св. Тимона 30-го декабря.
[25] Ефесъ главный городъ Мало-Азіатской провинціи Асіи; расположенъ на рѣкѣ Каистрѣ.
[26] Память святаго апостола Тимоѳея совершается Церковію 22-го января.
[27] Память св. апостола Тита совершается 26-го августа.
[28] Газа — одинъ изъ самыхъ древнѣйшихъ Филистимскихъ городовъ, служившій предѣломъ Хананеевъ на югѣ Палестины. Впослѣдстіи этотъ цвѣтущій городъ потерялъ все свое значеніе, и теперь только песчаные холмы и жалкія развалины служатъ свидѣтельствомъ, что здѣсь существовалъ нѣкогда великій городъ. Недалеко отсюда расположенъ новый городъ позднѣйшаго происхожденія, того же имени.
[29] Память святаго апостола Филимона Православная Церковь празднуетъ 19-го февраля и 22-го ноября.
[30] Въ царствованіе римскаго императора Траяна около 109 года. Память св. апостола Онисима празднуется 15-го февраля.
[31] Города въ Малой Азіи.
[32] Колоссы — городъ въ юго-западной части Фригіи, при рѣки Ликусѣ, близъ Лаодикіи и Іераполя. Въ древности былъ большой, населенный, богатый городъ. Въ настоящее время это небольшая деревенька на одномъ изъ скатовъ горы Хокасъ, при которой сохранились еще развалины древняго города Колоссы.
[33] Память cвятаго апоcтола Архиппа cовершается Церковію 19 февраля и 22 ноября.
[34] Коринѳъ — древнѣйшій, знаменитый и богатый торговый городъ Ахаіи; лежалъ въ прекрасной и плодоносной равнинѣ на юго-восточномъ углу Коринѳскаго залива, между Іоническимъ и Егейскимъ морями.
[35] Память его празднуется 30-го іюля.
[36] Солунь, или Ѳесалоника — весьма значительный, древній городъ Македоніи, лежалъ въ глубинѣ большого Солунскаго, или Ѳермейскаго, залива при Эгейскомъ морѣ (Архипелагѣ).
[37] Память его совершается 30-го іюня.
[38] Память св. ап. Крискента совершается 30-го іюля.
[39] Галатія — небольшая гористая, но плодородная провинція Малой Азіи, лежащая между Фригіей, Виѳиніей, Понтомъ и Каппадокіей. Названіе получила отъ Галатовъ — воинственныхъ племенъ галльскаго, или кельтическаго, происхожденія.
[40] Віенна — нынѣ Віеннъ — древняя римская колонія и потомъ столица различныхъ государствъ, основанныхъ германскими племенами, расположена на лѣвомъ берегу р. Роны. Въ настоящее время городъ богатъ остатками римскихъ древностей.
[41] Траянъ — римскій императоръ, царствовалъ въ 98-117 г.
[42] Пелопоннесъ — южная часть Греціи.
[43] Память его Церковь празднуетъ 30-го іюля.
[44] Карѳагенъ — древнѣйшая, знаменитая колонія Финикіянъ, на сѣверѣ Африки, достигшая въ древней исторіи высшей степени могущества и разрушенная въ 146 г. до Р. Xр. На развалинахъ древняго Карѳагена при первыхъ Римскихъ императорахъ возникъ новый Карѳагенъ, который существовалъ съ большимъ блескомъ въ продолженіе весьма долгаго времени.
[45] Паннонія — одна изъ значительныхъ придунайскихъ областей Римской имперіи; нынѣ Паннонія составляетъ часть Венгріи.
[46] Память святаго апостола Андроника св. Церковь празднуетъ три раза въ году: 17-го мая, 30-го іюля и 22-го февраля.
[47] Память его 31-го октября.
[48] Аргирополь, нынѣ Фундукли, предмѣстье Константинополя, близъ Перы и Галаты.
[49] Діосполь находился въ Палестинѣ, къ сѣверу-западу отъ Іерусалима.
[50] Одисса — городъ въ Мизіи, въ сѣверо-западной части Малой Азіи, нынѣ Варна — пристань у сѣверо-восточной покатности Балканъ.
[51] Память его празднуется Церковію 31-го окіября.
[52] Македонія находилась къ сѣверу отъ Греціи, между Иллиріею, Ѳракіею, Егейскимъ моремъ и Гетомъ, или Балканомъ. Нѣкоторое время она составляла независимое государство, которое особенно возвысилось и прославилось при царѣ Александрѣ Великомъ. Во времена Апостоловъ Македонія входила въ составъ Римской имперіи.
[53] Память св. апостола Урвана — 31 октября.
[54] Память его — 31 октября.
[55] Аѳины — столица древнегреческаго государства; славилась своими постройками, статуями, развитіемъ торговли и промышленности, и особенно школами. Здѣсь до позднѣйшихъ временъ (VI в. до Р. Xр.) находились знаменитыя философскія училища, въ которыхъ получали образованіе жители древнихъ странъ.
[56] Память его — 31 октября.
[57] Смирна — знаменитый торговый городъ Іоніи, на восточномъ берегу Эгейскаго моря (или Архипелага), одинъ изъ древнѣйшихъ городовъ Малой Азіи. Христіанствомъ была Смирна просвѣщена святымъ Апостоломъ Іоанномъ Богословомъ.
[58] Британія — древнее названіе Англіи.
[59] Память св. апостола Аристовула празднуется Церковію дважды въ году: 16 марта и 31 октября.
[60] Патры или Патара, приморскій торговый городъ въ Малоазійской провинціи Ликіи (нынѣ Анатолія). Основанъ Финикіянами; нынѣ въ развалинахъ.
[61] Память святаго апостола Иродіона совершается Церковію 8 апрѣля и 10 ноября.
[62] Память его — 8 апрѣля.
[63] Память его празднуется 8 апрѣля.
[64] Ѳивы — главный городъ Беотіи, области Греціи.
[65] Память его — 8 апрѣля.
[66] Память его празднуется 8 апрѣля.
[67] Мараѳонъ — древній городъ во Ѳракіи, лежавшей къ сѣверо-востоку отъ Македоніи.
[68] Филиппополь — древній укрѣпленный городъ во Ѳракіи, нынѣ въ Восточной Румеліи, на рѣкѣ Марицѣ; доселѣ весьма значителенъ по своей промышленности и численности населенія.
[69] Память его совершается Церковію 8 марта и 5 ноября.
[70] Неаполь — главный городъ провинціи Италіанскаго королевства съ тѣмъ же названіемъ, расположенъ по сѣверному берегу Неаполитанскаго залива.
[71] Путеолы — приморскій городъ Италіи на берегу Тирренскаго моря, близъ Неаполя, въ области Кампанія.
[72] Память св. Ап. Патрова 9 ноября.
[73] Память святаго апостола Ермія празднуется Православною Церковію дважды въ годъ: 8 апрѣля и 31 мая.
[74] Далмація — южная часть иллирійской провинціи, которая граничила на сѣверѣ съ Панноніей, на западѣ съ Италіей и Адріатическимъ моремъ.
[75] Память его 5 ноября.
[76] Память его празднуется 5 ноября.
[77] Ефесъ главный городъ Мало-Азіатской провинціи Асіи; расположенъ на рѣкѣ Каистрѣ.
[78] Синопъ — городъ на южномъ берегу Чернаго моря.
[79] Память его 5 ноября.
[80] Память его празднуется 10 сентября.
[81] Лаодикія Сирская — нѣкогда главный городъ Фригіи, на юго-западѣ ея, въ Малой Азіи, при рѣкѣ Ликусъ; славился широкой торговлей.
[82] Тарсъ — большой и населенный городъ Киликіи (юго-восточная провинція Малой Азіи), въ южной части ея, въ плодоносной равнинѣ, при рѣкѣ Киднѣ, недалеко отъ него впадающей въ Средиземное море.
[83] Память апостола Іасона празднуется 28 апрѣля.
[84] Иконія — городъ на высокой плодоносной равнинѣ внутри Малой Азіи, при подошвѣ горы Тавра; былъ нѣкогда главнымъ городомъ. Ликаоніи; нынѣ Конія, главный городъ малоазійской турецкой области Караманіи.
[85] Память его — 28 апрѣля.
[86] Память св. ап. Олимпа празднуется 10 ноября.
[87] Память святаго апостола Тертія празднуется Церковію 10 октября и 10 ноября.
[88] Память его 30 ноября.
[89] Панеада — городъ на сѣверѣ Палестины; иначе называется — Кесарія Филиппова.
[90] Память его 10 ноября.
[91] Беритъ — нынѣшній Бейрутъ — древній городъ Финикіи, на берегу Средиземнаго моря; въ V вѣкѣ процвѣталъ и славился своей высшей школой риторики, поэзіи и права.
[92] Кончина святаго Евода послѣдовала въ 66 году по Рождествѣ Христовѣ, въ гоненіе Римскаго императора Нерона. Память Евода празднуется 7 сентября.
[93] Колофонъ — древній городъ Лидіи, въ сѣверо-западной части Малой Азіи. Въ недавиее время открыты развалины этого города.
[94] Киринея — главный городъ области того же названія — находился въ Ливіи, на сѣверномъ берегу Африки, на западъ отъ Египта. Это былъ великолѣпнѣйшій и богатѣйшій городъ въ сѣверной Африкѣ. Въ настоящее время отъ него остались однѣ развалины.
[95] Память святаго апостола Онисифора празднуется Церковію дважды: 7 сентября в 8 декабря.
[96] Память его 10 сентября и 22 апрѣля.
[97] Сардика — древній Сардисъ, или Сарды, богатый городъ Лидіи, въ сѣверо-западной части Малой Азіи, бывшій нѣкогда столицею и резиденціею извѣстнаго своимъ богатствомъ царя Креза. Во времена апостольскія былъ еще значительнымъ городомъ; рано возникла тамъ и христіанская Церковь.
[98] Коринѳъ — древнѣйшій, знаменитый и богатый торговый городъ Ахаіи; лежалъ въ прекрасной и плодоносной равнинѣ на юго-восточномъ углу Коринѳскаго залива, между Іоническимъ и Егейскимъ морями.
[99] Празднованіе памяти святаго апостола Сосѳена совершается Церковію дважды въ годъ: 30 марта и 8 декабря.
[100] Островъ Критъ (называемый вначе Кандія — отъ главнаго города того же имени), находится въ восточной части Средиземнаго моря, къ югу отъ Эгейскаго моря. По своей обширности и плодородію назывался прежде «царицею острововъ» Средиземнаго моря. Христіанство здѣсь началось еще во времена апостольскія; первыя начала его положены были очевидцами событія Сошествія Святаго Духа на Апостоловъ, ибо при семъ были и Критяне (Дѣян. 2, 11).
[101] Память святаго апостола Аполлоса празднуется Церковію дважды въ годъ: 30 марта и 8 декабря.
[102] Память его празднуется 8 декабря.
[103] Память его празднуется 30 марта и 8 декабря.
[104] Адрія или Адріака — городъ во Ѳракіи при Черномъ морѣ, недалеко отъ Филиппъ, города македонскаго, лежавшаго на границѣ съ Ѳракіею.
[105] Берія — городъ въ восточной части Македоніи. Въ немъ проповѣдывалъ христіанство Апостолъ Павелъ между 40-65 гг. по Р. X.
[106] Память апостола Карпа празднуется 26 мая.
[107] Магнезія — восточный полуостровъ и область Ѳессаліи.
[108] Память его 21 сентября.
[109] Адріанъ — римскій императоръ — царствовалъ съ 117 по 138 г.
[110] Библосъ — древній городъ въ Финикіи, недалеко отъ моря, между Хриполисомъ и Беритомъ, былъ знаменитъ, какъ центръ культа Адониса, которому здѣсь былъ построенъ великолѣпный храмъ. Въ настоящее время на мѣстѣ Библоса небольшое мѣстечко, называемоѳ Джебель, въ которомъ всего 600 человѣкъ жителей. Оно окружено развалинами римскихъ, временъ и времени крестовыхъ походовъ, а также обширными кладбищами, въ которыхъ находятся египетскія и финикійскія древности.
[111] Память его Церковь празднуетъ 27 сентября.
[112] Діосполь находился въ Палестинѣ, къ сѣверу-западу отъ Іерусалима.
[113] Апамея — одинъ изъ городовъ Сиріи.
[114] Память апостоловъ Аристарха, Пуда и Трофима празднуется святою Церковію 15 апрѣля.
[115] Память его совершается 30 октября.
[116] Аполлоніада — городъ въ Виѳиніи, сѣверной области Малой Азіи, впослѣдствіи причисленной къ Лидіи.
[117] Память его 30 октября.
[118] Листры — одинъ изъ городовъ Ликаоніи, серединной области Малой Азіи, граничащей съ Фригіею. Здѣсь Апостолъ Павелъ исцѣлилъ хромого, и язычники, при видѣ сего чуда, признали его и Варнаву за боговъ (Дѣян. 14, 6-18).
[119] Память его празднуется 14-го іюля.
[120] Галлія — нынѣшняя Франція.
[121] Евсевій — долгое время занимавшій епископскую каѳедру въ Кесаріи Палестинской и близко стоявшій ко многимъ, великимъ событіямъ своего времени, извѣстенъ какъ отецъ церковной исторіи и вообще богословъ, сочиненія коего высоко цѣнились въ христіанской Церкви; отличался обширною ученостью; жилъ съ 268 по 340 г. Евсевій собралъ во едино всѣ записи и повѣствованія о мученикахъ въ сборникѣ, носящемъ названіе: «Собраніе древнихъ мученичествъ». Сборникъ сей содержалъ въ себѣ сказанія о мученикахъ, епископахъ, исповѣдникахъ, святыхъ женахъ и дѣвахъ, по всѣмъ епархіямъ. Онъ состоялъ, по мнѣнію однихь, изъ 20-ти, а по свидѣтельству другихъ, — изъ 16-ти книгъ.
[122] Св. Епифаній — современникъ святаго Іоанна Златоуста; былъ епископомъ на островѣ Кипрѣ въ теченіе 36 лѣтъ. Извѣстный отецъ Церкви, оставившій послѣ себя много твореній, направленныхъ противъ ересей его времени. Скончалея въ 403 году. Память его празднуется 12-го мая.
[123] Св. Іоаннъ Дамаскинъ — замѣчательнѣйшій христіанскій пѣснописецъ и богословъ, скончавшійся въ 776 году. За его ревностную защиту св. иконъ противъ иконоборцевъ, была отсѣчена рука, но, по изволенію Божію, вновь приросла къ тѣлу. Память его празднуетоя Церковію 4-го декабря.
[124] Память святаго Лазаря четверодневнаго празднуется Церковію 17-го октября, когда воспоминается перенесеніе мощей его съ о. Кипра въ Царьградь.
[125] По Евсевію и Іерониму, Аримаѳея тоже, что Рама или Рамаѳа — городъ на горѣ Ефремовой, на два часа пути къ сѣверу отъ Іерусалима, недалеко отъ Лидды; иначе называется Рамаѳаимъ-Цофимъ. Онъ былъ отечествомъ Іосифа Аримаѳейскаго, одного изъ учениковъ Христовыхъ (Іоан. 19, 38), члена верховнаго совѣта іудейскаго, который въ своемъ гробѣ, высѣченномъ въ скалѣ, похоронилъ Іисуса Христа.
[126] Празднества святому Іосифу не положено, но онъ воспоминается въ Недѣлю женъ-мѵроносицъ.
[127] Память святаго Никодима празднуется Церковію 2-го августа и въ Недѣлю женъ-мvроносицъ.
[128] Вмѣстѣ съ св. Гамаліиломъ скончался и благочестивый сынъ его Авивъ, который также вѣровалъ во Христа; память святыхъ Гамаліила и Авива празднуется Церковію 2-го августа, въ день перенесенія мощей ихъ.
[129] Еѳіопія — государство въ Африкѣ. Она находилась въ верховьяхъ рѣки Нила и граничила съ Ѳиваидскою областію Египта на сѣверѣ, съ Ливіею на западѣ, съ южною Еѳіопіею на югѣ и съ Аравійскимъ заливомъ и Чернымъ моремъ на востокѣ.
[130] Кесарія Палестинская — городъ на восточномъ берегу Средиземнаго моря, построенный царемъ Іудейскимъ Иродомъ на мѣстѣ древняго города Стратонъ и названный такъ, въ честь Кесаря Августа (Римскаго императора Октавія Августа). Городъ сей подвергалса неоднократнымъ разрушеніямъ и въ настоящее время на его мѣстѣ — только развалины, покрытыя дикими растеніями.
[131] Воспоминаніе о святомъ Закхеѣ Церковь совершаетъ въ 32 недѣлю, предъ началомъ Постной тріоди.
[132] Скепсія — городъ въ западной малоазійской провинціи Мизіи.
[133] Память святаго Корнилія совершаетея 13-го сентября.
[134] Память святаго Логгина сотника празднуется Церковію 16-го октября.
[135] Память святаго Игнатія Богоносца празднуется Церковію два раза въ годъ: 29-го января, когда воспоминается перенесеніе мощей его учениками изъ Рима въ Антіохію и 20-го декабря, день кончины святаго.
[136] Смирна — знаменитый торговый городъ Іоніи, на восточномъ берегу Эгейскаго моря (или Архипелага), при устьѣ рѣки Мелесъ, одинъ изъ древнѣйшихъ городовъ Малой Азіи. Христіанская вѣра была насаждена въ Смирнѣ святымъ Апостоломъ Іоанномъ Богословомъ.
[137] Симеонъ Метафрастъ — извѣстный церковный писатель X в. († 940 г.), составитель и собиратель Житій святыхъ, что онъ дѣлалъ по порученію Константинопольскаго императора Константина VII (912-954 г.). Движимый великою ревностію къ славѣ святыхъ подвижниковъ, Симеонъ не только собралъ повѣствованія о нихъ, но многія изъ нихъ переработалъ, отчасти сократилъ и, что важнѣе всего, старинную, тяжелую и во многомъ неудобопонятную рѣчь замѣнилъ современнымъ ему чистымъ и лучшимъ слогомъ. За это Симеонъ и получилъ наименованіе Метафраста, что значить: пересказчикъ, перелагатель. Его труды въ этой области послужили впослѣдствіи главнымъ источникомъ для Четіихъ-Миней св. Димитрія Ростовскаго.
[138] Память св. Поликарпа празднуется 23-го февраля.
[139] Ареопагъ — верховный Аѳинскій государственный совѣтъ и судилище.
[140] Память священномученика Іероѳея празднуется 4-го октября.
[141] Пергамъ — городъ въ великой Мизіи (въ сѣверо-западной части Малой Азіи), былъ столицею Пергамскаго царства. Въ древности онъ славился богатствомъ, роскошью и обширной библіотекой, также изобрѣтеніемъ, или вѣрнѣе усовершенствованіемъ обработки пергамента (что замѣняло теперешнюю писчую бумагу). Впослѣдствіи этотъ городъ былъ присоединенъ къ Римской имперіи. О немъ упоминается въ Апокалипсисѣ (Откр. 2, 12).
[142] Память его празднуется св. Церковію 11-го апрѣля.
[143] Филадельфія — городъ Лидійскій въ Малой Азіи, недалеко отъ Сардъ, при подошвѣ горы Тмолуса. Названіе получилъ отъ своего основателя Аштала II Филадельфа, царя Пергамскаго. Въ древности онъ былъ богатымъ, цвѣтущимъ городомъ, съ большимъ числомъ жителей.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга пятая, часть первая: Мѣсяцъ Январь. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 151-175.

Во славу Божію помощь въ подготовкѣ электронной публикаціи оказалъ: р. Б. Андрей.

Къ оглавленію / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0