Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Январь.
День первый.

Слово на Обрѣзаніе Христово.

Господь нашъ Іисусъ Христосъ, по истеченіи восьми дней отъ рожденія, соизволилъ принять обрѣзаніе. Съ одной стороны Онъ принялъ его для того, чтобы исполнить законъ: не пріидохъ, — сказалъ Онъ, — разорити законъ, но исполнити (Матѳ. 5, 17); ибо Онъ повиновался закону, дабы освободить отъ него тѣхъ, кто пребывалъ въ рабскомъ подчиненіи ему, какъ говоритъ апостолъ: посла Богъ Сына Своего, бываема подъ закономъ, да подзаконныя искупитъ (Гал. 4, 4-5) [1]. Съ другой стороны, Онъ воспріялъ обрѣзаніе для того, чтобы показать, что Онъ принялъ дѣйствительно плоть человѣческую, и чтобы заградились еретическія уста, говорящія, что Христосъ не принялъ на Себя истинной плоти человѣческой, но родился только призрачно [2]. Итакъ, Онъ былъ обрѣзанъ, чтобы явно было Его человѣчество. Ибо, если-бы Онъ не облекся въ нашу плоть, то какъ могъ быть обрѣзанъ призракъ, а не плоть? Святый Ефремъ Сиринъ говоритъ: «если Христосъ не былъ плотію, то кого обрѣзалъ Іосифъ? Но какъ Онъ былъ воистинну плотію, то и обрѣзанъ былъ какъ человѣкъ, и младенецъ обагрялся дѣйствительно Своею кровію, какъ сынъ человѣческій; Онъ болѣлъ и плакалъ отъ боли, какъ подобаетъ имѣющему человѣческую природу». Но, кромѣ того, Онъ принялъ плотское обрѣзаніе и для того, чтобы установить для насъ духовное обрѣзаніе [3]; ибо, закончивши ветхій, касавшійся плоти [4], законъ, Онъ положилъ начало новому, духовному. И какъ ветхозавѣтный плотской человѣкъ обрѣзывалъ чувственную свою плоть, такъ новый духовный человѣкъ долженъ обрѣзывать душевныя страсти: ярость, гнѣвъ, зависть, гордость, нечистыя желанія и другіе грѣхи и грѣховныя вожделѣнія. Обрѣзанъ же былъ Онъ въ осьмой день потому, что предъизображалъ намъ кровію Своею грядущую жизнь, которая обыкновенно учителями Церкви называется осьмымъ днемъ или вѣкомъ. Такъ писатель канона на обрѣзаніе Господне святый Стефанъ говоритъ: будущаго непрестанную осьмаго вѣка жизнь изображаетъ, въ нюже Владыка обрѣзася плотію [5]. И святый Григорій Нисскій такъ говоритъ: «обрѣзаніе по закону должно было совершаться въ осьмой день, причемъ осьмое число предуказывало на осьмой будущій вѣкъ» [6].

Подобаетъ также знать, что обрѣзаніе въ Ветхомъ Завѣтѣ было установлено во образъ крещенія и очищенія прародительскаго грѣха, хотя тотъ грѣхъ и не очищался совершенно обрѣзаніемъ, чего и не могло быть до тѣхъ поръ, пока Христосъ добровольно не пролилъ за насъ въ страданіяхъ Своей пречистой крови. Обрѣзаніе было только прообразомъ истиннаго очищенія, а не самымъ истиннымъ очищеніемъ, которое совершилъ Господь нашъ, взявъ грѣхъ отъ среды и пригвоздивъ его на крестѣ [7], а вмѣсто ветхозавѣтнаго обрѣзанія установивъ новое благодатное крещеніе водою и Духомъ. Обрѣзаніе было въ тѣ времена какъ бы казнію за прародительскій грѣхъ и знакомъ того, что обрѣзываемый младенецъ зачатъ былъ въ беззаконіихъ, какъ говоритъ Давидъ, и во грѣсѣхъ роди его мати его (Псал. 50, 7), отчего и язва оставалась на отроческомъ тѣлѣ. Господь же нашъ былъ безгрѣшенъ; ибо хотя Онъ и по всему уподобился намъ, но не имѣлъ на Себѣ грѣха. Подобно тому, какъ мѣдный змій, сооруженный въ пустынѣ Моисеемъ, былъ по виду подобенъ змію, но не имѣлъ въ себѣ змѣинаго яда (см. Числ. 21, 9), такъ и Христосъ былъ истинный человѣкъ, но непричастный человѣческому грѣху, и родился, сверхъестественнымъ образомъ, отъ чистой и безмужной Матери. Ему, какъ безгрѣшному и Самому бывшему Законодателемъ, не нужно бы и претерпѣвать того болѣзненнаго законнаго обрѣзанія; но такъ какъ Онъ пришелъ взять на Себя грѣхи всего міра и Богъ, какъ говоритъ апостолъ, не вѣдѣвшаго грѣха по насъ грѣхъ сотвори (2 Кор. 5, 21) [8], то Онъ, будучи безъ грѣха, претерпѣваетъ обрѣзаніе, какъ бы грѣшникъ. И въ обрѣзаніи Владыка намъ явилъ большее смиреніе, нежели въ рожденіи Своемъ. Ибо въ рожденіи Онъ принялъ на Себя образъ человѣка, по слову апостола: въ подобіи человѣчестѣмъ бывъ и образомъ обрѣтеся якоже человѣкъ (Флп. 2, 7); въ обрѣзаніи же Онъ принялъ на Себя образъ грѣшника, какъ грѣшникъ претерпѣвая боль, положенную за грѣхъ. И въ чемъ не былъ виновенъ, за то Онъ страдалъ какъ невинный, какъ бы повторяя съ Давидомъ: яже не восхищахъ, тогда воздаяхъ (Псал. 68, 5), т. е. за тотъ грѣхъ, коему я непричастенъ, принимаю болѣзнь обрѣзанія. Обрѣзаніемъ, имъ принятымъ, Онъ предначалъ Свои страданія за насъ и вкушеніе той чаши, которую Онъ имѣлъ испить до конца, когда, вися на крестѣ, произнесъ: совершишася (Іоан. 19, 30)! Онъ изливаетъ теперь капли крови отъ крайней плоти, а затѣмъ она потоками будетъ истекать впослѣдствіи изъ всего Его тѣла. Онъ начинаетъ терпѣть въ младенчествѣ и пріучается къ страданію, чтобы, ставъ мужемъ совершеннымъ, быть въ состояніи вынести болѣе лютыя страданія, ибо къ подвигамъ мужества слѣдуетъ пріучаться съ юности. Жизнь человѣческая, полная трудовъ, подобна дню, для котораго утро составляетъ — рожденіе, а вечеръ — кончину. Итакъ, съ утра, изъ пеленъ, Христосъ, обоженный человѣкъ, выходитъ на дѣло свое, на труды — Онъ въ трудахъ съ самой юности Своей — и на дѣланіе Свое до вечера (Псал. 103, 23), того вечера, когда солнце померкнетъ и по всей землѣ будетъ тьма, до часа девятаго. И возглаголетъ Онъ іудеямъ: Отецъ Мой доселѣ дѣлаетъ, и Азъ дѣлаю (Іоан. 5, 17). Что же содѣлываетъ намъ Господь? — Наше спасеніе: спасеніе содѣла посредѣ земли (Псал. 73, 12). А чтобы сдѣлать это дѣло вполнѣ совершенно, Онъ принимается за него съ утра, отъ юности, начиная претерпѣвать тѣлесную болѣзнь, а вмѣстѣ и сердечно болѣзнуя о насъ, какъ о Своихъ чадахъ, дондеже вообразится въ насъ Самъ Онъ — Христосъ (Гал. 4, 19) [9]. Съ утра Онъ начинаетъ сѣять Своею кровію, чтобы къ вечеру собрать прекрасный плодъ нашего искупленія.

Обоженному Младенцу было наречено при обрѣзаніи имя Іисусъ, которое было принесено съ неба Архангеломъ Гавріиломъ въ то время, когда онъ благовѣстилъ о зачатіи Его Пречистой Дѣвѣ Маріи, прежде чѣмъ Онъ зачатъ былъ во чревѣ, т. е., прежде чѣмъ Пресвятая Дѣва приняла слова благовѣстника, прежде чѣмъ сказала: се раба Господня, буди мнѣ по глаголу твоему (Лук. 1, 38)! Ибо, при этихъ словахъ Ея, Слово Божіе тотчасъ стало плотію, вселившись въ пречистую и пресвятѣйшую Ея утробу. Итакъ, пресвятѣйшее имя Іисусъ, нареченное ангеломъ прежде зачатія, дано было при обрѣзаніи Христу Господу, что и служило извѣщеніемъ о нашемъ спасеніи; ибо имя Іисусъ значитъ — спасеніе, какъ объяснилъ тотъ же ангелъ, явившись во снѣ Іосифу и говоря: наречеши имя Ему Іисусъ, Той бо спасетъ люди Своя отъ грѣхъ ихъ (Матѳ. 1, 21). И святый апостолъ Петръ свидѣтельствуетъ объ имени Іисусовомъ такими словами: нѣсть ни о единомъ же иномъ спасенія; нѣсть бо иного имене подъ небесемъ даннаго въ человѣцѣхъ, о немже подобаетъ спастися намъ (Дѣян. 4, 11-12). Сіе спасительное имя Іисусъ прежде всѣхъ вѣковъ, въ Тройческомъ Совѣтѣ, было предуготовано, написано и до сего времени было хранимо для нашего избавленія, теперь же, какъ безцѣнный жемчугъ, принесено было изъ небесной сокровищницы для искупленія человѣческаго рода и открыто всѣмъ Іосифомъ. Въ этомъ имени открыты безвѣстная и тайная премудрости Божіей (Псал. 50, 8). Это имя, какъ солнце, озаряло своимъ сіяніемъ міръ, по слову пророка: возсіяетъ вамъ боящимся имене Моего Солнце правды (Мал. 4, 2). Какъ благовонное мѵро, оно напоило своимъ ароматомъ вселенную: мѵро — сказано въ Писаніи — изліяное имя Твое (Пѣсн. 1, 2), не въ сосудѣ оставшееся мѵро — имя Его, но вылитое. Ибо пока мѵро хранится въ сосудѣ, до тѣхъ поръ и благовоніе его удерживается внутри; когда же оно прольется, то тотчасъ наполняетъ воздухъ благоуханіемъ. Неизвѣстна была сила имени Іисусова, пока скрывалась въ Предвѣчномъ Совѣтѣ, какъ бы въ сосудѣ. Но какъ скоро то имя излилось съ небесъ на землю, то тотчасъ же, какъ ароматное мѵро, при изліяніи во время обрѣзанія младенческой крови, наполнило вселенную благоуханіемъ благодати, и всѣ народы нынѣ исповѣдуютъ, яко Господь Іисусъ Христосъ въ славу Бога Отца (Флп. 2, 11) [10]. Сила имени Іисусова теперь открылась, ибо то дивное имя Іисусъ привело въ удивленіе ангеловъ, обрадовало людей, устрашило бѣсовъ, ибо и бѣси вѣруютъ и трепещутъ (Іак. 2, 10); отъ того самаго имени сотрясается адъ, колеблется преисподняя, исчезаетъ князь тьмы, падаютъ истуканы, разгоняется мракъ идолопоклонства и, вмѣсто него, возсіяваетъ свѣтъ благочестія и просвѣщаетъ всякаго человѣка, грядущаго въ міръ (Іоан. 1, 9). О семъ имени превеликомъ Іисовѣ всяко колѣно покланяется небесныхъ, и земныхъ, и преисподнихъ (Флп. 2, 10). Это имя Іисусово есть сильное оружіе противъ враговъ, какъ говоритъ святый Іоаннъ Лѣствичникъ: «именемъ Іисуса всегда поражай ратниковъ, ибо крѣпче этого оружія ты не найдешь ни на небѣ, ни на землѣ. Какъ сладко сердцу, любящему Христа Іисуса это драгоцѣннѣйшее имя Іисусъ! Какъ пріятно оно тому, кто имѣетъ его! Ибо Іисусъ — весь любовь, весь сладость. Какъ любезно это пресвятое имя Іисусъ рабу и узнику Іисусову, взятому въ плѣнъ Его любовію! Іисусъ — въ умѣ, Іисусъ — на устахъ, Іисусъ — вѣруется сердцемъ въ правду, Іисусъ — исповѣдуется усты во спасеніе (Рим. 10, 10). Ходишь ли ты, сидишь ли на мѣстѣ, или что работаешь — Іисусъ всегда находится предъ очами. Не судихъ, — сказалъ апостолъ, — видѣти что въ васъ, точію Іисуса (1 Кор. 2, 2). Ибо Іисусъ для того, кто прилѣпляется къ Нему, есть просвѣщеніе ума, красота душевная, здравіе для тѣла, веселіе сердцу, помощникъ въ скорбяхъ, радость въ печаляхъ, врачевство въ болѣзни, отрада во всѣхъ бѣдахъ, и надежда на спасеніе и для того, кто Его любитъ, Самъ есть награда и воздаяніе».

Нѣкогда, по сказанію Іеронима, неисповѣдимое имя Божіе начертывалось на золотой дощечкѣ, которую носилъ на челѣ своемъ великій первосвященникъ [11]; нынѣ же божественное имя Іисусъ начертывается истинною Его кровію, изліянною при Его обрѣзаніи. Начертывается же оно уже не на золотѣ вещественномъ, а на духовномъ, т. е. на сердцѣ и на устахъ рабовъ Іисусовыхъ, какъ оно начертано было въ томъ, о которомъ Христосъ сказалъ: сосудъ избранъ Ми есть сей пронести имя Мое (Дѣян. 9, 15) [12]. Сладчайшій Іисусъ хочетъ, чтобы имя Его какъ самое сладкое питіе было носимо въ сосудѣ, ибо Онъ воистинну сладокъ всѣмъ, вкушающимъ Его съ любовію, къ которымъ и обращается псалмопѣвецъ съ такими словами: вкусите и видите, яко благъ Господь (Псал. 33, 9). Вкусивъ Его, пророкъ вопіетъ: возлюблю Тя, Господи, крѣпосте моя (Псал. 17, 2). Вкусивъ Его и святый апостолъ Петръ говоритъ: се мы оставихомъ вся и въ слѣдъ Тебе идохомъ; къ кому (бо) иному идемъ? глаголы живота вѣчнаго имаши (Матѳ. 19, 27; Іоан. 6, 68). Сею сладостію для святыхъ страдальцевъ настолько были услаждены ихъ тяжкія мученія, что они не боялись даже и самой ужасной смерти. Кто ны, — вопіяли они, — разлучитъ отъ любве Божія? скорбь ли, или бѣда, или мечь? ни смерть, ни животъ, занеже крѣпка яко смерть любы (Рим. 8, 35. 38; Пѣсн. 8, 6). Въ какомъ же сосудѣ неизреченная сладость — имя Іисусово любитъ быть носимой? Конечно, въ золотомъ, который испытанъ въ горнилѣ бѣдъ и несчастій, который украшенъ, какъ бы драгоцѣнными камнями, ранами, принятыми за Іисуса и говоритъ: азъ язвы Господа Іисуса на тѣлѣ моемъ ношу (Гал. 6, 17). Такого сосуда требуетъ та сладость, въ такомъ имя Іисусово желаетъ быть носимымъ. Не напрасно Іисусъ, принимая имя во время обрѣзанія, проливаетъ кровь; этимъ Онъ какъ-бы говоритъ, что сосудъ, имѣющій носить въ себѣ Его имя, долженъ обагриться кровію. Ибо когда Господь взялъ Себѣ избранный сосудъ для прославленія Своего имени — апостола Павла, то тотчасъ же прибавилъ: Азъ скажу ему, елика подобаетъ ему о имени Моемъ пострадати (Дѣян. 9, 16). «Смотри на Мой сосудъ окровавленный, изъязвленный» — такъ начертывается имя Іисусово краснотою крови, болѣзнями, страданіями тѣхъ, кто стоитъ до крови, подвизаясь противу грѣха (Евр. 12, 4)

Итакъ, облобызаемъ тебя съ любовію, о сладчайшее Іисусово имя! Мы покланяемся съ усердіемъ пресвятому Твоему имени, о пресладкій и всещедрый Іисусе! Мы хвалимъ Твое высочайшее имя, Іисусе Спасе, припадаемъ къ пролитой при обрѣзаніи крови Твоей, незлобивый Младенецъ и совершенный Господь! Мы умоляемъ при семъ Твою преизобильную благость, ради того Твоего пресвятаго имени и ради Твоей драгодѣннѣйшей изливаемой за насъ крови, и еще ради Пренепорочной Твоей Матери, нетлѣнно Тебя родившей, — излей на насъ богатую Твою милость! Услади, Іисусе, сердце наше Самимъ Тобою! Защити и огради насъ, Іисусе, всюду Твоимъ именемъ! Означай и запечатлѣвай насъ, рабовъ Твоихъ, Іисусе, тѣмъ именемъ, дабы мы могли быть приняты въ Твое будущее Царствіе, и тамъ вмѣстѣ съ ангелами славить и воспѣвать, Іисусе, пречестное и великолѣпое имя Твое во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Т. е. Сынъ Божій подчинился Самъ требованіямъ закона Моисеева, чтобы избавить отъ тяжелаго ига закона тѣхъ, которые по самому рожденію своему были обязаны исполнять его, но не имѣли силъ для этого.
[2] Еретики, называвшіеся докетами, учили, что Богъ не могъ воспринять на Себя немощной плоти человѣческой, и что людямъ только казалось, будто Христосъ страдалъ и умеръ.
[3] Т. е. крещеніе, которое, какъ ниже сказано, удаляетъ изъ человѣка грѣховныя страсти.
[4] Ветхій Завѣть по преимуществу содержалъ въ себѣ постановленія, касавшіяся внѣшняго благоповеденія человѣка.
[5] Служба Обрѣзанію Господню, канонъ, на 4-й пѣсни. — Святый Стефанъ Савваитъ — пѣснописецъ ѴІІІ вѣка. Память его — 28-го октября.
[6] Число семь въ Священномъ писаніи означаетъ полноту. Посему, чтобы обозначить всю долговременность жизни этого міра, святые отцы употребляли выраженіе семъ вѣковъ или дней, а осьмой вѣкъ или день, естественно, уже долженъ былъ обозначать жизнь будущую.
[7] Посл. къ Колос. гл. 2, ст. 14. Грѣхъ отъ среды, т. е. грѣхъ стоялъ какъ препятствіе, перегородка, отгораживая человѣка отъ Бога. Но потомъ грѣхъ былъ пригвожденъ ко кресту, т. е. лишился всякой силы и не могъ уже препятствовать человѣку войти въ общеніе съ Богомъ.
[8] Т. е. Христосъ, будучи Самъ безгрѣшенъ, принялъ на Себя наши грѣхи и отвѣтственность за нихъ.
[9] Вообразится — въ насъ ясно отпечатлѣется образъ Христа, такъ что мы вполнѣ будемъ достойны названія христіанъ.
[10] Т. е. Гоcподь Іиcуcъ прославилъ Своимъ, принятымъ Имъ на Себя, подвигомъ Бога Отца.
[11] Дощечка золотая, прикрѣпленная къ главной повязкѣ первосвященника, имѣла на себѣ начертаніе имени Божія.
[12] Сіе сказано было объ апостолѣ Павлѣ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга пятая, часть первая: Мѣсяцъ Январь.. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 5-13.

Во славу Божію помощь въ подготовкѣ электронной публикаціи оказалъ: р. Б. Андрей.

/ Къ оглавленію / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0