Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Февраль.
День двадцать восьмой.

Житіе и страданіе святаго священномученика Протерія, патріарха Александрійскаго.

Но большинство александрійскаго народа, напоеннаго ядомъ ереси Діоскора, возбуждаемаго притомъ нѣкоторыми клириками еретиками, было противъ постановленія Протерія патріархомъ. И когда святый Протерій, поставленный православнымъ патріархомъ, вступилъ въ управленіе и сталъ исповѣдывать правую вѣру, утвержденную святыми отцами на Халкидонскомъ соборѣ, въ народѣ произошелъ мятежъ и вспыхнула распря. Нѣкоторые изъ клириковъ во главѣ съ пресвитеромъ Тимоѳеемъ по прозванію Элуръ и діакономъ Петромъ Монгомъ, — ставленниками Діоскоровыми и сторонниками его ереси вмѣстѣ съ прочими отреклись отъ православныхъ, не захотѣли имѣть общенія съ святымъ Протеріемъ и воздвигали въ народѣ расколъ. Посему въ александрійской церкви произошелъ великій раздоръ: одни признавали новопоставленнаго патріарха и держались православія, другіе же требовали возвращенія Діоскора и проклинали догматы, установленные на Халкидонскомъ соборѣ. Обѣ стороны вели сильную борьбу другъ съ другомъ. Приверженцы Діоскора возставали на святаго Протерія, называли его прелюбодѣемъ, ибо онъ еще при жизни Діоскора, принялъ его невѣсту — александрійскую церковь, называли Протерія еретикомъ, недостойнымъ сана патріарха. Много бѣдъ святый Протерій терпѣлъ отъ еретиковъ; боясь, чтобы еретики его не убили, онъ требовалъ воинской охраны; онъ всегда находился въ страхѣ, ожидая народнаго волненія, ибо приверженцы Діоскора уже возставали на городскихъ начальниковъ и на войско, бывшее въ городѣ. Въ это время консулъ изъ Ѳиваиды прибылъ въ Александрію, чтобы усмирить волненіе. Мятежники стали бросать камнями въ прибывшихъ вмѣстѣ съ консуломъ воиновъ. Послѣдніе, видя народное возстаніе, направились въ храмъ Серапидисъ и затворились въ немъ. Мятежники обступили храмъ и, взявъ его, сожгли всѣхъ бывшихъ въ немъ воиновъ. Когда извѣстіе объ этомъ достигло до благочестиваго царя Маркіана, онъ сильно разгнѣвался послалъ великую воинскую силу и смирилъ волненіе, приказавъ, чтобы хлѣбъ и жито, которые привозили въ Александрію на корабляхъ изъ городовъ Египта, съ сего времени отправлять не въ Александрію, а въ Пилусію, а оттуда въ Царьградъ. Кромѣ того, Маркіанъ отнялъ у александрійцевъ народныя бани и другія угодья, ограничилъ свободу жителей, закрылъ бывшія у нихъ народныя представленія. Граждане, скорбя о семъ и главнымъ образомъ чувствуя недостаточность хлѣба, смирились и просили святѣйшаго патріарха Протерія, чтобы онъ отправился къ царю и просилъ бы его за нихъ. Святый Протерій, отправившись, ходатайствовалъ предъ царемъ о своемъ городѣ, и царь, смилостивившись, исполнилъ всѣ просьбы святаго мужа. Гражданамъ была возвращена прежняя ихъ свобода, и хлѣбъ стали прямо подвозить къ Александріи. Послѣ сего патріархъ нѣкоторое время мирно управлялъ своей паствой и предалъ изверженію не захотѣвшаго покаяться Тимоѳея Элура.

Послѣ кончины благочестиваго Маркіана, еретики опять подняли голову и стали возбуждать простой народъ, и перестали только тогда, когда достигли своего. Пронырливый и лукавый Тимоѳей Элуръ, занимавшійся и волхвованіемъ, слѣдующимъ образомъ хитро обольстилъ египетскихъ монаховъ, жившихъ по монастырямъ или подвизавшихся въ пустынѣ.

Въ темную безлунную ночь Тимоѳей, одѣвшись въ темную одежду, сталъ обходить келліи иноковъ и каждаго называлъ по имени. Когда иноки спрашивали его, кто онъ и чего ему нужно, онъ отвѣчалъ:

— «Я — одинъ изъ ангеловъ, посланъ отъ Бога, чтобы вы не имѣли общенія съ Протеріемъ и не принимали бы постановленій Халкидонскаго собора. Епископомъ въ Александріи вы должны поставить Тимоѳея Элура».

Такъ хитрый льстецъ, при помощи демона, прельстилъ ихъ. Иноки же, не понявъ козней вражескихъ, приняли ложь за истину и, разсказывая другъ другу о видѣніи ангела, согласились и собрались всѣ вмѣстѣ. Посовѣтовавшись, всѣ они отправились въ Александрію — словно на борьбу; всѣ они были ослѣплены яростью противъ святаго архіерея Протерія и хотѣли изгнать его изъ церкви. Въ то время Тимоѳей въ Александріи собралъ вокругъ себя много мятежниковъ; однихъ онъ прельщалъ, другимъ же тайно давалъ деньги. Дождавшись удобнаго времени, когда консула Діонисія не было въ городѣ — онъ задержался въ Верхнемъ Египтѣ — Тимоѳей съ многочисленными единомысленниками съ вооруженнымъ войскомъ, нанятымъ имъ, и съ пришедшими иноками отправился въ храмъ. Среди мятежниковъ было два изверженныхъ епископа и нѣсколько клириковъ, тоже отлученныхъ. Они посвятили Тимоѳея во епископа и нарекли его патріархомъ Александрійскимъ. Онъ сдѣлалъ это вопреки всѣмъ церковнымъ правиламъ, презрѣвъ всѣ законы царскіе, надѣясь только на мятежный народъ и на прельщенныхъ иноковъ.

Святѣйшій патріархъ Протерій, видя такой мятежъ и не имѣя ни отъ кого, по причинѣ отсутствія консула, помощи, умыслилъ бѣжать. Тайно ночью онъ вышелъ изъ города. Когда онъ въ одномъ скрытомъ мѣстѣ заснулъ, въ сонномъ видѣніи ему явился пророкъ Исаія и сказалъ:

— «Возвратись во градъ, тамъ я буду ждать тебя!»

Размышляя о видѣніи, Протерій понялъ, что ему предстоитъ мученическая кончина. Онъ возвратился и вошелъ въ церковную крестильницу. Между тѣмъ мятежники, желая убить святаго Протерія, всюду разыскивали его. Узнавъ, что онъ находится въ крестильницѣ, они затворили его тамъ. Потомъ нѣкоторые изъ нихъ вошли къ нему и убили его и бывшихъ при немъ 6 человѣкъ, истерзавъ при этомъ все тѣло святаго острыми наконечниками желѣзныхъ жезловъ, которые мучители носили съ собой. Они пролили неповинную кровь въ то самое время, когда былъ закланъ за насъ наша Пасха — Христосъ: убійство совершено было въ Великую субботу. Но убійцы не насытились кровью и еще далѣе простерли свою лютость. Привязавъ къ ногамъ Христова мученика веревки, они влекли его святое тѣло на средину града, при чемъ наносили ему удары разными орудіями, растерзывая его на части. Нѣкоторые даже въ величайшей ярости, словно псы или дикіе звѣри, зубами впивались въ его тѣло. Разложивъ большой костеръ, они сожгли тѣло Христова страдальца, а прахъ его развѣяли по воздуху [6]. При семъ они, по повелѣнію своего ложнаго патріарха Тимоѳея, сожгли даже архіерейскій престолъ, на коемъ возсѣдалъ святый Протерій, какъ будто оскверненный святымъ мужемъ; такъ скверные и нечестивые объявили безбожнымъ угодника Божія.

Послѣ безчеловѣчнаго убіенія святаго Протерія, Тимоѳей послалъ по всѣмъ городамъ Египта своихъ воиновъ, чтобы изгнать православныхъ архіереевъ, а вмѣсто нихъ посадить другихъ, которыхъ онъ самъ поставитъ. Тогда притѣсняемые православные епископы и клирики и всѣ правовѣрные послали прошеніе благочестивому царю Льву, который вступилъ на простолъ послѣ Маркіана; такое же прошеніе православные послали и къ святѣйшему Анатолію, патріарху Цареградскому; въ своихъ прошеніяхъ они разсказывали о всемъ случившемся и слезно просили избавить отъ такого бѣдствія Александрійскую церковь. Сильно жалѣли царь и патріархъ о безчеловѣчномъ убіеніи святаго, неповиннаго архіерея Божія, Протерія. Царь немедленно послалъ въ Александрію своихъ сановниковъ съ войскомъ, и многіе изъ мятежниковъ были казнены: однимъ были отсѣчены руки, у другихъ былъ отрѣзанъ языкъ, нѣкоторые заключены въ темницы, другіе были биты и изгнаны. Самъ же Тимоѳей Элуръ, ложный патріархъ, былъ отданъ на судъ. Осужденный православными епископами, онъ воспріялъ мзду по своимъ дѣламъ: они не только лишили его архіерейства, но даже извергли изъ Христовой Церкви, послали на заточеніе въ городъ Гангры, гдѣ былъ нѣкогда въ заточеніи и его учитель Діоскоръ. Вмѣсто его на патріаршество въ Александріи былъ возведенъ другой Тимоѳей, по прозванію Салофакіолъ. Онъ отличался своей твердой вѣрой, мудростью и добродѣтельной жизнью, за что и пользовался отъ всѣхъ уваженіемъ. И наступилъ миръ въ Александрійской Церкви, которая съ сего времени стала со всѣми православными восхвалять Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго Бога въ Троицѣ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Святый Кириллъ Александрійскій жилъ въ V в.; онъ ревностно подвизался на третьемъ вселенскомъ соборѣ противъ еретика Несторія, хулившаго Пресвятую Дѣву Богородицу. Скончался въ 444 г. 9 іюня, послѣ тридцатидвухлѣтняго управленія Церковію. Память святаго Кирилла 18 января и 9 іюня.
[2] Александрія — знаменитый городъ, основанный Александромъ Великимъ около 333 г. до Р. X. на мысѣ, выдающемся въ южный берегъ Средиземнаго моря (нѣсколько южнѣе нынѣшняго города того же наименованія); былъ нѣкогда центромъ науки и первымъ торговымъ городомъ на землѣ; въ началѣ IV вѣка сталъ центромъ христіанства и мѣстопребываніемъ патріарха.
[3] Діоскоръ былъ главный сторонникъ ереси константинопольскаго архимандрита Евтихія; послѣдній утверждалъ, что Христосъ, хотя рожденъ изъ двухъ естествъ, но пребываетъ не въ двухъ, такъ какъ при воплощеніи Бога-Слова воспринятая Имъ человѣческая природа утратила всякую собственную дѣйствительность, была поглощена Божествомъ. Въ исторіи Церкви ересь Евтихія извѣстна подъ именемъ монофизитства (монофизиты — единоестественники, отъ μόνη — одна и φύσις — природа).
[4] Халкидонскій соборъ (451 г.) какъ выраженіе православной истины по вопросу о соединеніи во Христѣ двухъ естествъ составилъ опредѣленіе, по которому Христосъ исповѣдуется какъ совершенный Богъ и совершенный человѣкъ, единосущный Отцу по божеству и единосущный намъ по человѣчеству, пребывающій и по воплощеніи въ двухъ природахъ несліянно и нераздѣльно, такъ что сохраняется особенность каждой природы при соединеніи ихъ въ единомъ лицѣ Христовомъ.
[5] Пафлагонія — суровая, горная область въ сѣверной части Малой Азіи.
[6] Святый Протерій мученически скончался въ 467 году, въ царствованіе Льва Великаго.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга шестая: Мѣсяцъ Февраль. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 487-492.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0