Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 17 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Февраль.
День двадцать седьмой.

Житіе преподобнаго Тита, пресвитера Печерскаго.

— «Прости меня, братъ, ради Господа за то, что я оскорбилъ тебя гнѣвомъ своимъ».

Но тотъ не только не простилъ Тита, но сталъ еще болѣе поносить его и даже проклинать. Однако братія, увидѣвъ, что Титъ уже умираетъ, силою привели къ нему Евагрія, чтобы онъ примирился съ братомъ. Увидѣвъ его, больной, приподнявшись, упалъ къ ногамъ Евагрія, говоря со слезами:

— «Прости меня, отче, и благослови!»

Но не милостивый и безчеловѣчный Евагрій отвратился отъ брата и предъ всѣми сказалъ полныя ненависти слова:

— «Я никогда не хочу примириться съ нимъ: ни въ семъ вѣкѣ, ни въ будущемъ!»

Сказавъ сіе, онъ вырвался изъ рукъ братій и упалъ. Иноки хотѣли поднять его, и нашли его мертвымъ. Они не могли ни сложить ему рукъ, ни затворить устъ, ни закрыть очей — словно онъ умеръ давно. Въ это время блаженный Титъ всталъ совершенно здоровымъ, какъ будто бы никогда не болѣлъ. Всѣ ужаснулись, видя внезапную кончину одного и быстрое исцѣленіе другаго. Они начали спрашивать блаженнаго пресвитера Тита, чтобы это значило? Блаженный Титъ повѣдалъ имъ то, что ему было открыто о семъ свыше:

— «Во время болѣзни, — такъ началъ блаженный Титъ свой разсказъ, — я, еще одержимый гнѣвомъ, увидѣлъ, какъ ангелы отступили отъ меня. Они рыдали о гибели моей души, а бѣсы радовались, что я имѣю гнѣвъ на своего брата. Посему-то я и началъ просить васъ, чтобы вы пошли и испросили мнѣ у брата моего прощенія. Когда вы привели его ко мнѣ, и я поклонился ему, а онъ отвернулся отъ меня, я увидѣлъ одного немилостиваго ангела съ пламеннымъ копьемъ, коимъ онъ ударилъ непростившаго меня, и тотъ упалъ мертвымъ. Тотъ же ангелъ подалъ мнѣ руку, поднялъ меня, и вотъ я выздоровѣлъ».

Устрашенные разсказомъ, иноки много плакали объ умершемъ Евагріи. Они погребли его, но не могли сложить ему руки и закрыть глаза и уста. Сами же особенно стали блюстись гнѣва, прощая другъ другу всякое слово обидное, памятуя слова Господни: яко всякъ гнѣваяйся на брата своего всуе, повиненъ есть суду (Матѳ. 5, 22). Также и святый Ефремъ Сиринъ сказалъ: «если кому случится умереть въ враждѣ, то таковаго ожидаетъ неумолимый судъ». И можно было сказать тогда о вразумленной братіи: миръ многъ любящимъ законъ Твой (Господи) (Псал. 118, 165). Но особенно самъ пресвитеръ Титъ, видя, какъ за примиреніе съ своимъ братомъ онъ получилъ примиреніе съ Богомъ и былъ избавленъ отъ смерти не только тѣлесной, но и душевной, съ сего времени даже и не думалъ гнѣваться на кого-либо, но, отбросивъ гнѣвъ, пріобрѣлъ постоянную любовь къ братіи, которая, какъ корень мира, есть союзъ совершенства, она исходитъ отъ чиста сердца, и совѣсти благія, и вѣры нелицемѣрныя (1 Тим. 1, 5), она долготерпитъ, милосердствуетъ, не завидитъ (1 Кор. 13, 4), содержитъ въ себѣ всѣ добродѣтели и — особенно: постъ, цѣломудріе, постоянную молитву. Блаженный съ сего времени всегда имѣлъ въ своемъ сердцѣ слова писанія: уцѣломудритеся и трезвитеся въ молитвахъ. Прежде же всѣхъ другъ ко другу любовь прилѣжну имѣйте, зане любовь покрываетъ множество грѣховъ (1 Петр. 4. 7-8). Принося безкровную жертву, пресвитеръ Титъ исполнялъ и слѣдующее Евангельское слово: еже любити ближняго яко себе, болѣе есть всѣхъ всесожженій и жертвъ (Марк. 12, 33). Онъ стяжалъ себѣ столь невозмутимый миръ, что, пылая чувствомъ совершенной любви, не могъ, скорбя, сказать: нѣсть мира въ костехъ моихъ отъ лица грѣхъ моихъ (Псал. 37, 4). Совершенный миръ души сего постника былъ таковъ, что на немъ истинно исполнилось изреченіе апостола: нѣсть Царство Божіе брашно и питіе, но правда и миръ (Рим. 14, 17). Посему и на небеси блаженный Титъ удостоился получить упокоеніе, стремясь къ которому, онъ послѣ многихъ трудовъ и подвиговъ отошелъ къ Господу. Святое тѣло его почиваетъ въ одной изъ печерскихъ пещеръ, полной святыхъ, какъ дольнее небо, духомъ же онъ присутствуетъ на небѣ, куда вознесенъ руками явившихся ему ангеловъ. Они могли сказать о семъ прежде грѣшникѣ, потомъ же достойно покаявшемся праведникѣ только то, что сказалъ святый Павелъ о апостолѣ Титѣ: утѣши насъ Богъ пришествіемъ Титовымъ (2 Кор. 7, 6). Мы, также радуясь, можемъ сказать въ отвѣтъ симъ небеснымъ жителямъ изъ того же писанія: мы утѣшились, видя ваше утѣшеніе и особенно возрадовались радостію Тита, упокоившагося среди васъ (ср. 2 Кор. 7, 7). Святыми молитвами преподобнаго Тита да сподобимся и мы, отложивъ всякій гнѣвъ, получить прощеніе грѣховъ и воспріять упокоеніе временное и вѣчное отъ Христа Іисуса Господа нашего, Который есть Богъ любве и мира (2 Кор. 13, 11), Ему же слава со Отцемъ и Святымъ Духомъ во вѣки [2]. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Разумѣется Кіево-Печерскій монастырь, основанный преподобными Антоніемъ († 1073 г.) и Ѳеодосіемъ († 1074 г.).
[2] Преподобный Титъ жилъ въ XII в.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга шестая: Мѣсяцъ Февраль. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 483-486.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0