Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Февраль.
День двадцать шестой.

Житіе святаго отца нашего Порфирія, епископа Газскаго.

«Когда я былъ на всенощномъ недѣльномъ бдѣніи въ великой церкви, — повѣдалъ онъ, — то сдѣлался у меня приступъ болѣзни. Не имѣя силъ терпѣть болѣе, я пошелъ и возлегъ при святой Голгоѳѣ, и отъ великой болѣзни былъ какъ бы въ изступленіи. И увидѣлъ я Спасителя нашего, ко кресту пригвожденнаго, и одного разбойника съ Нимъ, на другомъ крестѣ висящаго, и началъ взывать, говоря: «помяни мя, Господи, егда пріидеши во Царствіи Твоемъ». Спаситель же сказалъ разбойнику: «сойди съ креста и исцѣли его отъ тѣлесной болѣзни, какъ Я тебя исцѣлилъ отъ душевной». Разбойникъ, сошедши ко мнѣ съ креста своего, обнялъ меня и облобызалъ, и воздвигъ отъ земли говоря: «пріиди ко Спасителю». Приступивъ къ Господу, я увидѣлъ Его сшедшимъ съ Креста, и Онъ сказалъ мнѣ: «пріими древо сіе и храни его». Я же, принявъ крестъ Христовъ, началъ носить его и тотчасъ пришелъ въ себя, и оказался весь здоровымъ, какъ будто никогда не болѣлъ».

Въ непродолжительномъ времени послѣ этого блаженный Порфирій былъ поставленъ отъ патріарха Іерусалимскаго пресвитеромъ, и было ему вручено на храненіе Честное Древо Животворящаго Креста, положенное въ особый закрытый златой ковчегъ (а другая часть его была отнесена въ Царьградъ святою царицею Еленою [9]. Такъ исполнилось видѣніе Порфирія, въ которомъ онъ видѣлъ Господа, дающаго ему хранить Свой Крестъ.

Прошло три года послѣ того, какъ преподобный Порфирій былъ поставленъ въ пресвитеры. Въ это время въ городѣ Газѣ преставился епископъ, именуемый Эней. Вѣрные изъ жителей Газы пришли вмѣстѣ съ клириками въ Кесарію Палестинскую [10] къ митрополиту, подъ вѣдѣніемъ котораго была Газа, блаженному Іоанну, моля его дать имъ епископа, могущаго словомъ и дѣломъ сопротивляться идолопоклонникамъ, которыхъ въ Газѣ было очень много. Митрополитъ Іоаннъ, заповѣдавъ всѣмъ постъ, молился Богу, чтобы Онъ указалъ ему мужа достойнаго и способнаго къ тому дѣлу; и было ему открыто въ видѣніи о преподобномъ Порфиріи, пресвитерѣ Іерусалимскомъ, хранителѣ Животворящаго Древа. Тотчасъ же митрополитъ написалъ посланіе къ святѣйшему патріарху Іерусалимскому, въ которомъ онъ просилъ послать къ нему отца Порфирія, не говоря, однако, о причинѣ такой просьбы. Патріархъ же, призвавъ Порфирія и показавъ ему письмо митрополита, повелѣлъ ему идти въ Кесарію. Сперва преподобный Порфирій усомнился, а потомъ сказалъ:

— «Да будетъ воля Господня!»

Потомъ, вышедши отъ патріарха, онъ сказалъ своему ученику:

— «Братъ Маркъ, пойдемъ и поклонимся святымъ мѣстамъ и Древу Честнаго Животворящаго Креста: ибо мы не скоро его увидимъ».

Ученикъ сказалъ:

— «Почему ты такъ говоришь, отче; я думаю, что ты пробудешь въ Кесаріи не болѣе одной седмицы?»

Святый отвѣчалъ:

— «Въ прошедшую ночь я видѣлъ Спасителя, сказавшаго мнѣ: «отдай Мнѣ сокровище (Древо Крестное), которое Я положилъ у тебя: ибо Я хочу сочетать тебя съ невѣстой, правда убогой и отверженной людьми, но добронравной; а ты, взявъ ее, укрась, чтобы она забыла прежнюю нищету свою, ибо хотя она и бѣдна, но не чужая Мнѣ, искренняя сестра Моя. Смотри же, чтобы взявъ ее и строя домъ, ты не пріобрѣлъ что-нибудь неправдой или хищеніемъ или беззаконно: ибо и Меня прогнѣваешь симъ, и ее оскорбишь. Надѣйся и не малодушествуй, и все тебѣ будетъ послано, откуда и не ожидаешь». Вотъ что возвѣстилъ мнѣ Господь въ ночномъ видѣніи, и я боюсь, какъ бы не было наложено на меня бремя чужихъ грѣховъ, когда я имѣю множество своихъ».

Сказавъ сіе ученику, святый Порфирій пошелъ и поклонился всѣмъ святымъ мѣстамъ, также Животворящему Древу Честнаго Креста: и заперевъ его въ ковчегѣ, пошелъ и отдалъ ключъ святѣйшему патріарху. Взявъ отъ патріарха благословеніе, онъ отправился въ путь въ Кесарію Палестинскую съ ученикомъ своимъ Маркомъ и съ другимъ юношею Варухомъ, котораго за нѣсколько времени предъ этимъ нашелъ на гноищѣ больнаго и покрытаго струпами, и котораго исцѣлилъ своею молитвою. Когда преподобный Порфирій пришелъ въ Кесарію, то былъ принятъ здѣсь съ великою радостію. Преосвященный же митрополитъ Іоаннъ сталъ убѣждать его принять посвященіе въ епископа города Газы. Преподобный горько и неутѣшно плакалъ, говоря, что онъ не достоинъ такого сана, а потомъ предалъ себя въ волю Божію, и отпущенъ былъ въ Газу съ клириками и людьми газскими. Но нечестивые жители одного селенія около Газы, ожидая его прихода, весь путь тотъ, которымъ надлежало идти христіанскому епископу святому Порфирію, устлали терніемъ, выкопали на немъ рвы, навозили множество смраднаго навоза и закурили дымъ великій и смрадный, такъ что сдѣлали путь тотъ неудобнымъ для прохода: это они сдѣлали изъ ненависти къ христіанамъ и изъ бѣсовской вражды противъ святаго Порфирія. Такимъ образомъ, много препятствій претерпѣвалъ на пути святый вмѣстѣ съ спутниками своими, терпя и отъ рвовъ, и отъ тернія, и отъ дыма и трудившись весь день; наконецъ, ночью они пришли въ городъ. Въ городѣ же была только одна христіанская церковь, да и то малая, ибо не много въ немъ было христіанъ. Напротивъ, идольскихъ храмовъ находилось въ городѣ множество, и идолы стояли даже на улицахъ, посрединѣ же города былъ храмъ Марнаса, старѣйшаго бога ихъ, великій и прекрасный, построенный въ древнія времена, украшавшій весь городъ своимъ величіемъ, высотою и прекраснымъ устройствомъ. И началъ преподобный Порфирій, принявъ престолъ свой, пасти малое стадо Христово, которое было тамъ.

Въ тотъ годъ, въ который святитель Христовъ Порфирій пришелъ въ Газу, случилось быть бездождію и великой засухѣ и голоду. И говорили всѣ нечестивые граждане, что ради пришествія въ городъ Порфирія боги, разгнѣвавшись, заключили небо; а жрецы пустили въ народъ слухъ, будто бы богъ Марнасъ возвѣстилъ имъ, что Порфирій виновникъ всему злу. И вотъ всѣ идолопоклонники, собравшись въ храмъ Марнаса, приносили многія жертвы, молясь и вопія къ Марнасу, чтобы онъ ниспослалъ дождь, ибо они говорили, что онъ богъ дождей. Такъ молились они семь дней, воспѣвая свои священныя пѣсни и торжественными шествіями выходя за городъ; но дождя все не было. Потомъ собрались всѣ христіане съ женами и дѣтьми, такъ что число ихъ было двѣсти восемьдесятъ: ибо столько лишь и было тогда въ Газѣ душъ вѣрующихъ во Христа. И просили они святаго Порфирія, своего епископа, чтобы онъ сотворилъ соборное моленіе и вышелъ съ крестами за городъ и испросилъ у Бога дождь, ибо уже для всѣхъ былъ тягостенъ голодъ, а при томъ и поношеніе и досады терпѣли они отъ нечестивыхъ, приписывающихъ вину бездождія христіанскому епископу. Святитель Порфирій заповѣдалъ постъ и повелѣлъ собратъся всѣмъ вѣрующимъ съ вечера въ церковь; и совершивъ всенощное бдѣніе, на утро отслужилъ литію съ преднесеніемъ честнаго креста. Такимъ образомъ, христіане съ крестнымъ ходомъ вышли за городъ къ древней ветхой церкви, бывшей на западной сторонѣ, которую нѣкогда создалъ блаженнѣйшій епископъ Асклипій, исповѣдникъ Христовъ, много пострадавшій за православную вѣру; оттуда съ пѣснопѣніемъ они пошли на мѣсто мученія святаго Тимоѳея [11], гдѣ были положены мощи и другихъ святыхъ. Такъ помолившись, они съ крестнымъ ходомъ возвратились къ городу въ девятый часъ дня, и нашли ворота города затворенными; ибо нечестивые идолопоклонники, видѣвъ христіанъ вышедшихъ съ своимъ епископомъ за городъ, затворили ворота, не желая пускать вѣрующихъ внутрь. Христіане же стояли предъ вратами два часа, и никто не отворялъ имъ. И вотъ Богъ, видя терпѣніе и слезное моленіе рабовъ Своихъ и послушавъ молитвъ угодника Своего Порфирія, воздвигъ вѣтеръ съ полудня, какъ нѣкогда при Иліи пророкѣ (3 Цар. 18, 17-45), и покрылъ небо облаками дождевыми, и были молніи и громы, и при заходѣ солнца выпалъ великій дождь. Тогда нѣкоторые изъ язычниковъ, видя такое чудо, отворили городъ и, присоединившись къ христіанамъ, шли восклицая:

— «Одинъ Христосъ есть Богъ Истинный!»

И всѣ вошли въ церковь съ великою радостію, а увѣровавшіе язычники приняли отъ епископа святое благословеніе и оглашеніе къ крещенію, и возблагодаривъ Бога, разошлись въ свои дома. Изъ числа увѣровавшихъ было сто семь мужчинъ, тридцать пять женщинъ, четырнадцать дѣтей. А дождь былъ великій во всю ту ночь, и во второй и въ третій день, и напоилъ землю довольно. Видя это, на третій день присоединилось къ стаду Христову еще 127, и послѣ нихъ въ тотъ же годъ еще 105. И принявъ святое крещеніе, всѣ они были усердными въ святой вѣрѣ. А прочіе идолопоклонники не переставали враждовать на святаго Порфирія и досаждать христіанамъ, ибо когда пріѣзжалъ въ городъ игемонъ, они, давая ему множество золота, настраивали его мучить христіанъ, и сверхъ того томили вѣрныхъ городскими работами, какъ нѣкогда Египтяне Израильтянъ. Святый же Порфирій, видя обиды, причиняемыя вѣрующимъ, весьма скорбѣлъ, и непрестанно днемъ и ночью со слезами молился Богу, чтобы Онъ обратилъ заблудшихъ на путь познанія истины.

Послѣ того вышеупомянутый ученикъ святаго Варухъ посланъ былъ въ ближнее селеніе, чтобы получить годовую плату въ пользу христіанской церкви съ одного идолопоклонника, жившаго на церковной землѣ. Желая отложить уплату на другое время, тотъ началъ препираться съ Варухомъ, и между ними произошелъ споръ. Во время спора сбѣжались другіе идолопоклонники, которые стали бить блаженнаго Варуха кольями на смерть, потомъ подумавъ, что онъ уже мертвъ, увлекли его за село и повергли въ пустомъ мѣстѣ. И вотъ на другой день діаконъ Корнилій и съ нимъ два другіе христіанина, проходя тѣмъ мѣстомъ, нашли Варуха лежащимъ, подобно мертвому, ибо онъ не могъ ни говорить ничего, ни слышать, ни очами зрѣть, ни подвигнуть руками или ногами, и только духъ его былъ въ немъ. Взявъ Варуха на спину, они понесли его въ городъ. Нѣкоторые же идолопоклонники, увидѣвъ несомаго Варуха, подумали, что несутъ въ городъ мертвеца; поэтому они устремились на несущихъ и начали ихъ бить, говоря:

— «Зачѣмъ дѣлаете такую мерзость, внося мертвеца въ городъ?»

Ибо у газянъ былъ обычай выносить мертвыхъ для погребенія за городъ. Отнявъ Варуха, нечестивые зацѣпили его за ноги и повлекли опять за городъ. Діаконъ же Корнилій, побѣжавъ, возвѣстилъ о томъ святому епископу Порфирію. И пошелъ епископъ съ поспѣшностію и прочая братія съ нимъ, и догнавъ влекущихъ, со смиреніемъ умолялъ ихъ оставить такое немилосердіе, а они и епископу стали досаждать. Сбѣжалось множество народа и, видя терпѣніе и смиреніе епископа, что онъ противъ досаждающихъ ему ничего не отвѣчаетъ сопротивнаго, начали препираться съ досадителями, влекшими Варуха; и произошла между ними распря и ссора, такъ что они подняли другъ на друга руки, начавъ бить другъ друга; и было великое смятеніе и шумъ. Между тѣмъ святый епископъ съ христіанами, взявъ блаженнаго Варуха, понесли его въ церковь, когда былъ уже поздній вечеръ. Когда же увидѣли, что духъ его еще въ немъ, то всѣ вѣрующіе стали прилагать заботы къ исцѣленію его. Святый же во всю ту ночь со слезами молился о немъ Богу. И вотъ больной открылъ очи свои и проговорилъ, прося пить, и когда напоили его, началъ разговаривать и разсказалъ все бывшее съ нимъ. Утромъ же пришли къ церкви старѣйшины города со множествомъ народа, и начали кричать и вопіять:

— «Зачѣмъ мертвеца внесли въ городъ противъ древняго отеческаго закона?»

Тогда святый епископъ Порфирій вышелъ къ нимъ со всѣми бывшими съ нимъ. Увидѣвъ епископа, они начали злословить и безчестить его, а потомъ устремились на бывшихъ съ нимъ христіанъ и стали ихъ бить. И внезапно блаженный Варухъ, получивъ необычайную силу отъ Бога, быстро всталъ, какъ будто никогда не болѣлъ, и схвативъ палку, началъ бить и гнать шумящій нечестивый народъ. Язычники, увидѣвъ его живымъ, ужаснулись великимъ страхомъ, ибо думали, что онъ изъ мертвыхъ возсталъ: и гонимые частію страхомъ, частію біеніемъ сильнымъ, бѣжали, попирая другъ друга. И прогналъ ихъ отъ церкви Варухъ, какъ нѣкогда Сампсонъ Филистимлянъ, до самаго сквернаго ихъ Марнасова храма. Съ того времени всѣ нечестивые боялись Варуха и опасались даже на пути встрѣчаться съ нимъ. А святый Порфирій, возблагодаривъ Бога о внезапномъ исцѣленіи Варуха, поставилъ его діакономъ; въ этотъ же санъ онъ возвелъ и другаго ученика своего Марка.

Видя же постоянныя гоненія невѣрныхъ противъ вѣрующихъ, святитель Божій Порфирій послалъ Марка, діакона своего, въ Царьградъ къ благочестивому царю Аркадію [12], умоляя его, чтобы онъ повелѣлъ ниспровергнуть идольскія капища въ Газѣ. Также написалъ онъ посланіе и къ святѣйшему патріарху цареградскому Іоанну Златоустому [13], прося помощи и ходатайства предъ царемъ. И царь повелѣлъ затворить и запереть идольскіе храмы въ Газѣ, чтобы въ нихъ болѣе не совершались скверныя жертвы, но разрушить ихъ не повелѣлъ, чтобы не слишкомъ опечалить язычниковъ. Исполнить это царское повелѣніе прибылъ въ Газу нѣкоторый царедворецъ, именемъ Иларій, который, взявъ много помощниковъ и воиновъ изъ Азота и Аскалона [14] и показавъ Газянамъ царскую грамату, затворилъ идольскіе храмы и заперъ ихъ. Но нечестивые, собравъ множество золота, принесли его царскому сановнику Иларію, умоляя его не затворять одного большаго ихъ храма Марнасова, стоящаго посреди города. Тогда Иларій, возлюбивъ болѣе золото, нежели Христа Бога, оставилъ имъ главнѣйшій храмъ Марнасовъ свободнымъ для доступа, а меньшіе храмы затворилъ, сокрушивъ въ нихъ идоловъ. И отошелъ сей златолюбецъ, какъ бы исполнивъ царское повелѣніе: ибо воистину только по внѣшности былъ христіаниномъ, внутри же былъ исполненъ невѣрія и тайно старался всячески помогать язычникамъ. Нечестивые же, имѣя для себя доступнымъ великій Марнасовъ храмъ, о прочихъ запертыхъ храмахъ не печалились и не переставали творить христіанамъ досажденія.

Въ то время святымъ Порфиріемъ было совершено одно чудо, приведшее немало людей къ святой вѣрѣ. Нѣкоторой знатной женщинѣ, дочери одного изъ первѣйшихъ гражданъ и супругѣ знатнаго человѣка, по имени Еліи, бывшей беременной, пришелъ часъ родить; но она не могла разрѣшиться отъ бремени и съ каждымъ днемъ умножались ея болѣзни, ибо на другой день ей было хуже, на третій еще хуже; многія бабки, волшебницы и волхвы, приводимые къ ней, не могли помочь ей. Такъ мучилась она семь дней. Мужъ ея, а также отецъ съ матерью, и всѣ сродники во всѣ эти дни совершали непрестанныя жертвоприношенія и усердно молились о ней въ храмѣ Марнаса, со слезами прося помощи отъ своего бога. Но помощи не было, напротивъ, большая немощь и умноженіе лютѣйшихъ болей было у ней, не могущей родить. И уже всѣ отчаявались въ жизни сей женщины, смотря на такое мученіе ея, и сами болѣли сердцами своими, плакали и рыдали о ней, ожидая ея кончины. Была же среди нихъ одна старица христіанской вѣры; она, побѣжавши къ церкви, молилась со многими слезами Христу Богу о той болящей женщинѣ. Увидѣвъ эту старицу плачущую и съ колѣнопреклоненіемъ молящуюся, святый епископъ Порфирій спросилъ ее о причинѣ такого плача. Припавъ къ ногамъ Святителя, она разсказала ему о всемъ происходящемъ и умоляла его помолиться Человѣколюбивому Богу о люто страждущей. Святитель отослалъ ее обратно къ болящей, научивъ, что дѣлать и говорить. Итакъ, пришедши въ тотъ домъ, старица собрала родителей, мужа и всѣхъ сродниковъ болящей и сказала имъ:

— «Здѣсь есть одинъ добрый и искусный врачъ; онъ послалъ меня къ вамъ, спрашивая, что дадите ему, если онъ исцѣлитъ болящую?»

Услышавъ это, родители сказали:

— «Если хочетъ, то пусть возьметъ все имѣніе наше, только-бы мы видѣли живой и здоровой нашу возлюбленную дочь».

То же говорилъ и мужъ, будучи готовъ все отдать за жизнь и здоровье своей супруги. Тогда старица сказала имъ:

— «Воздѣньте руки ваши кверху и утвердите слово клятвою, чтобы вѣрно было слово ваше, что вы не презрите врача того».

Они же, съ усердіемъ и слезами воздѣвъ руки, говорили:

— «Во всѣ дни жизни нашей будемъ рабы его, только бы исцѣлилъ онъ единородную дочь нашу, безъ которой не можемъ и живы быть: ибо какая намъ будетъ жизнь и веселіе безъ нея?»

Услышавъ это, старица велегласно воскликнула надъ болящей:

— «Великій іерей Божій Порфирій говоритъ тебѣ такъ: исцѣляетъ тебя Іисусъ Христосъ, Сынъ Бога Живаго. Вѣруй въ Него и будешь жива».

И тотчасъ женщина, возстенавши, родила плодъ свой, и облегчилась ея болѣзнь. Всѣ бывшіе тамъ удивившись возопили:

— «Великъ Богъ христіанскій, великъ іерей Его Порфирій».

Поутру же родители, мужъ и всѣ сродники той женщины, пришедши къ святому Порфирію, пали къ ногамъ его, прося крещенія христіанскаго. Святый огласивъ ихъ, повелѣлъ имъ поститься и приходить въ святую церковь; по прошествіи же нѣкотораго времени, онъ крестилъ ихъ, а также и женщину родившую, и дитя рожденное, котораго назвалъ именемъ своимъ, Порфиріемъ, такъ какъ онъ былъ мужескаго пола. И присоединилось тогда къ Церкви Христовой шестьдесятъ четыре человѣка.

Когда умножалось стадо Христово, умножалась и вражда идолопоклонниковъ, и день ото дня они все болѣе и болѣе преслѣдовали вѣрныхъ, отягощая ихъ непрестанными городскими работами и принуждая, какъ рабовъ, побоями ко всякому труду. Кромѣ того они досаждали вѣрнымъ на нивахъ и въ виноградникахъ, такъ что вѣрные пребывали въ великой нищетѣ, и не могли платить обычныхъ народныхъ оброковъ и царскихъ податей. Видя это и не вынося такого притѣсненія, причиняемаго невѣрными вѣрнымъ, святитель Божій Порфирій пошелъ въ Кесарію къ блаженному Іоанну, своему митрополиту, и умолялъ его или освободить его отъ епископства, или пойти съ нимъ въ Царьградъ упросить царя, чтобы онъ повелѣлъ совсѣмъ разорить идольскія храмы и ниспровергнуть гордыню язычниковъ. Митрополитъ Іоаннъ соизволилъ лучше подъять трудъ путешествія, даже въ зимнее время, чѣмъ освободить блаженнаго Порфирія отъ епископства. Итакъ сѣвши на корабль, они отправились. Имѣя благополучное плаваніе, они черезъ десять дней достигли острова, называемаго Родосъ [15]; услышавъ здѣсь о нѣкоемъ инокѣ, отшельнически живущемъ въ пустынномъ мѣстѣ, по имени Прокопіи, мужѣ святомъ и прозорливомъ, они пошли посѣтить его. Тотъ же, провидѣвъ приходъ ихъ и познавъ санъ ихъ святительскій, встрѣтилъ и почтилъ ихъ, какъ подобаетъ почитать такихъ архіереевъ, и, узнавъ причину путешествія ихъ, научилъ ихъ, что они должны дѣлать въ Царьградѣ, чтобы получить желаемое.

— «Прибѣгните, — сказалъ онъ, — прежде къ святѣйшему патріарху столицы Іоанну Златоустому, и онъ поможетъ вамъ добрымъ своимъ совѣтомъ. Правда, самъ онъ теперь не бываетъ въ царскихъ палатахъ, потому что царица Евдоксія гнѣвается на него, но зато къ нему приверженъ кувикуларій царицы [16], евнухъ [17] Амантій, мужъ благочестивый и добродѣтельный, которому онъ поручитъ васъ. Чрезъ ходатайство сего евнуха вы получите все; ибо онъ введетъ васъ къ царицѣ, и вы сами скажете ей о вашей нуждѣ. При этомъ предреките ей, что она родитъ сына, который будетъ царствовать, и она, услышавъ отъ васъ это, возрадуется, ибо она непраздна вотъ уже девятый мѣсяцъ. Посему, услышавъ ваше пророчество, она исполнитъ все по желанію вашему».

Святые епископы Іоаннъ и Порфирій, получивъ такое наставленіе и увѣреніе, съ радостію отправились въ дальнѣйшій путь, и въ продолженіе другихъ десяти дней достигли Византіи. Повинуясь совѣту преподобнаго Прокопія, прежде всего они пошли къ святѣйшему патріарху Іоанну Златоустому. Тотъ принялъ ихъ съ честію и, узнавъ причину ихъ пришествія, обѣщалъ имъ свое содѣйствіе. На слѣдующій день, призвавъ кувикуларія царицы, евнуха Амантія, онъ показалъ ему епископовъ, пришедшихъ изъ Палестины и поручилъ ему имѣть о нихъ попеченіе и ходатайствовать о нихъ предъ царемъ. Евнухъ же, услышавъ отъ святыхъ епископовъ подробный разсказъ обо всѣхъ огорченіяхъ, какія претерпѣваютъ въ Газѣ вѣрующіе отъ язычниковъ, прослезился и, исполнившись Божественной ревности, сказалъ:

— «Не скорбите отцы святые, ибо Господь Іисусъ Христосъ Самъ защититъ вѣрныхъ рабовъ Своихъ и избавитъ ихъ отъ обидящихъ. Итакъ молитесь вы Господу, а я буду говорить царицѣ, и уповаю на Бога всяческихъ, что Онъ преклонитъ ея сердце къ милосердію. Поутру же я введу къ ней васъ самихъ, и вы скажете все своими устами».

Сказавъ это епископамъ, евнухъ ушелъ. Утромъ же онъ призвалъ святителей Божіихъ Іоанна и Порфирія въ царскія палаты, и ввелъ къ царицѣ. Царица, увидѣвъ святителей, первая сказала:

— «Благословите, отцы».

Они же поклонились ей. Принимая святыхъ епископовъ, царица сидѣла на златомъ одрѣ, посему она сказала имъ:

— «Простите меня, архіереи Божіи, что я не могу вамъ воздать подобающей чести, имѣя бремя во чревѣ, ибо подобало бы мнѣ въ дверяхъ встрѣтить вашу святыню; но молите Господа о мнѣ, чтобы Его благодатію я могла родить младенца, находящагося въ утробѣ моей».

Святые отцы, удивившись смиренію ея, сказали:

— «Благословившій утробу Саррину и Ревеккину, и Елизаветину, Тотъ да благословитъ и твою утробу, и плодъ въ ней носимый да оживитъ!»

Тогда царица, повелѣвъ имъ сѣсть, начала говорить:

— «Я знала, для чего вы подняли такой трудъ путешествія, ибо мнѣ все сказалъ Амантій. Впрочемъ, если хотите, говорите сами, чтобы я лучше узнала, чего вы требуете».

И разсказали епископы царицѣ подробно о всѣхъ притѣсненіяхъ, какія претерпѣваютъ христіане отъ идолопоклонниковъ, и умоляли ее подать помощь притѣсняемымъ. Она же, выслушавъ изложенное, сказала:

— «Не печальтесь, отцы святые; ибо я надѣюсь на Господа Іисуса Христа Сына Божія, что я умолю царя исполнить вашу просьбу; а теперь пойдите, отдохните отъ дороги; я вижу, что вы утомлены. И молите Бога о мнѣ, да поможетъ Онъ моему ходатайству о васъ».

Сказавъ это святымъ епископамъ, царица отпустила ихъ. Когда же царь пришелъ къ царицѣ, она разсказала ему о пришедшихъ Палестинскихъ епископахъ и о причинѣ пришествія ихъ и умоляла его, чтобы онъ разорилъ въ Газѣ идольскіе храмы. Услышавъ такую просьбу, царь сказалъ:

— «Я знаю, что въ этомъ городѣ съ великимъ усердіемъ служатъ идоламъ, но онъ доставляетъ намъ не мало богатствъ, благодаря данямъ, взимаемымъ оттуда. Итакъ, если мы разоримъ немедленно храмы боговъ Газы, и тѣмъ озлобимъ языческихъ жителей его, то они, устрашившись, разбѣгутся и городъ опустѣетъ, мы же лишимся столькихъ даней. Поэтому, не лучше-ли понемногу смирять ихъ? сперва исторгнуть изъ ихъ рукъ начальство надъ городомъ, потомъ затворить храмы ихъ и воспретить приношеніе идольскихъ жертвъ? Увидѣвъ, какъ ихъ смиряютъ, они познаютъ истину и присоединятся къ вѣрующимъ».

При такихъ словахъ императора царица весьма огорчилась и со слезами сказала:

— «Самъ Христосъ Богъ поможетъ рабамъ Своимъ христіанамъ, если мы не хотимъ имъ помочь».

Слышавъ бесѣду царскую, кувикуларій Амантій пересказалъ ее святымъ епископамъ. На слѣдующій день царица снова призвала святыхъ епископовъ и сказала имъ:

— «Я говорила царю о васъ, о вашей нуждѣ и прошеніи вашемъ, но онъ не хочетъ слушать меня, считая неудобнымъ оскорбить идолопоклонниковъ газскихъ. Но не скорбите; я не перестану утруждать царя просьбами, доколѣ онъ не исполнитъ прошеніе ваше».

Услышавъ это, епископы поклонились ей. Тогда святый Порфирій, вспомнивши пророческія слова святаго Прокопія, сказалъ ей:

— «Потрудись для насъ, владычица, Христа ради. Онъ же за трудъ твой дастъ тебѣ сына, который и воцарится при жизни твоей, и долгіе годы поживетъ во всякомъ благополучіи царскомъ».

Услышавъ это, царица исполнилась веселія, и отъ радости просвѣтлѣло лицо ея. Потомъ она сказала:

— «Молитесь за меня, святые отцы, чтобы я родила сына, и если это будетъ, то обѣщаю исполнить все, что только вы пожелаете; мало того, — я сдѣлаю съ помощію Христовой не только то, что вы просите, но и чего не просите, ибо я устрою посреди города Газы святую церковь. Итакъ, идите въ мирѣ и ждите, молясь за меня Человѣколюбцу Богу».

Потомъ исполнилось время родить царицѣ, и родила она дитя мужескаго пола, какъ прорекли святые отцы, и наречено было ему дѣдовское имя — Ѳеодосій, ибо отецъ царя Аркадія былъ Ѳеодосій [18], царствовавшій вмѣстѣ съ Граціаномъ [19]. Сей второй Ѳеодосій родился въ «сорочкѣ», какъ-бы порфирѣ, что было предзнаменованіемъ его царствованія; и была великая радость царю Аркадію и всему царствующему граду. Царица же Евдоксія послала своего кувикуларія Амантія къ святымъ отцамъ Іоанну и Порфирію со словами:

— «Благодарю Христа Бога, Который вашими святыми молитвами даровалъ мнѣ сына. Испросите же у Господа, отцы святые, рожденному жизнь и многолѣтіе, а мнѣ, смиренной, здравіе, чтобы я могла исполнить свое обѣщаніе вамъ».

Черезъ семь дней царица снова призвала къ себѣ святителей Божіихъ Іоанна и Порфирія и встрѣтила ихъ въ дверяхъ своей спальни, неся на рукахъ новорожденное дитя. Преклонивъ предъ ними главу свою, она сказала:

— «Благословите, отцы, меня и сына моего, котораго даровалъ мнѣ Богъ вашими святыми молитвами».

Святые Іоаннъ и Порфирій осѣнили ее и сына ея крестнымъ знаменіемъ и, сѣвши, бесѣдовали съ ней о многомъ полезномъ. Между прочимъ царица сказала:

— «Знаете-ли, отцы, что я надумала сдѣлать относительно вашей просьбы?»

Святый Порфирій отвѣчалъ:

— «Все, что ты надумала, госпожа, отъ Бога надумала; ибо въ сію ночь открыто мнѣ въ видѣніи слѣдующее: представилось мнѣ, что я стоялъ въ Газѣ, въ храмѣ идольскомъ Марнасовомъ; ты же, также стоя тамъ, подала мнѣ святое Евангеліе, произнеся при этомъ: «возьми и читай». Взявъ евангеліе изъ рукъ твоихъ, я разогнулъ его и нашелъ мѣсто, гдѣ Господь говоритъ апостолу Петру: ты еси Петръ, и на семъ камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолѣютъ ей (Матѳ. 16, 18). Ты же, госпожа, въ соотвѣтствіе этому сказала мнѣ: «миръ тебѣ, мужайся и крѣпись». Я воспрянулъ, и отсюда увѣряюсь, что Сынъ Божій вложилъ въ сердце твое о насъ совѣтъ благой. Итакъ скажи, владычица, что благое о насъ надумала?»

Царица отвѣчала:

— «Если Христосъ изволитъ, то по прошествіи нѣкотораго времени, младенецъ сподобится святаго крещенія. Вы же до этого времени пойдите и приготовьте свитокъ, въ которомъ напишите все, что хотите, и когда дитя будетъ износимо отъ святаго крещенія, вручите свитокъ тому, кто будетъ нести новорожденнаго на рукахъ, а я научу его, что долженъ онъ дѣлать, и надѣюсь на Сына Божія, что Онъ все устроитъ ко благу».

Они же, выйдя, приготовили свитокъ, написавъ на немъ просьбу не только о сокрушеніи идоловъ и разореніи ихъ храмовъ, но и объ облегченіи вѣрующихъ отъ работъ и податей и о предоставленіи имъ управленія городомъ. Просили они также о томъ, чтобы святому христіанскому храму, который былъ весьма бѣденъ и убогъ, дано было что-либо изъ имѣній царскихъ и чтобы подаваемо было пропитаніе служителямъ его. Много и иного отраднаго для притѣсняемыхъ и обнищавшихъ христіанъ написали они въ своемъ прошеніи и потомъ стали ждать того дня, въ который будетъ крещенъ царскій сынъ. Прежде же крещенія его было оповѣщено, что онъ будетъ царемъ, такъ какъ родился въ порфирѣ и сначала былъ одѣтъ не пеленами, а порфирою. Потомъ будущаго царя торжественно понесли въ храмъ для крещенія, между тѣмъ какъ весь городъ былъ великолѣпно украшенъ, народъ же одѣлся въ дражайшія и свѣтлѣйшія одѣянія. Несъ же будущаго царя, покрытаго царской багряницей, нѣкоторый особо избранный человѣкъ, сіяющій многоцѣнными одеждами; множество князей и бояръ шли впереди и сзади его; кругомъ же шло воинство, носящее броню и оружія, блиставшія золотомъ. И можно было видѣть всю славу царскую и красоту, и величіе, такъ что святый Порфирій говорилъ:

— «Если такова слава царя земного, временнаго; то какова же слава Царя Небеснаго, Вѣчнаго!»

Когда же внесли царевича въ церковь, оба святые епископа стали у дверей церковныхъ, держа приготовленный свитокъ, и, по совершеніи святаго крещенія, когда выходили всѣ съ новокрещеннымъ царевичемъ изъ церкви, святые епископы воскликнули:

— «Умоляемъ тебя, новорожденный царь, прими прошеніе наше и въ началѣ твоего царствованія покажи себя милостивымъ».

Говоря это, святые отцы положили свитокъ на младенца. Несшій царевича мужъ остановился и, взявъ этотъ свитокъ и развервернувъ его, сталъ читать во всеуслышаніе, ибо такъ былъ наученъ отъ царицы. И прочитавъ часть свитка, опять свернулъ его, и, подложивъ правую руку подъ голову младенца, немного поднялъ ее, какъ бы для выраженія соизволенія, и воскликнулъ:

— «Повелѣваетъ его царское величество, чтобы все здѣсь написанное исполнено было непремѣнно; это — его царское повелѣніе, которое никакъ не можетъ быть измѣнено».

Всѣ видѣвшіе и слышавшіе это удивились, благословляя новорожденнаго царя и многолѣтствуя ему, начинающему свре царствованіе дѣломъ милосердія, ублажая также императора Аркадія и говоря, что онъ благословенъ Богомъ, что сподобился имѣть сына, ему соцарствующаго, и уже дающаго свои повелѣнія на такія добрыя дѣла. Обо всемъ этотъ возвѣщено было царицѣ. Она же, исполнившись радости, поклонилась Богу, воздавая благодареніе. Когда же новокрещенное дитя вносили въ царскія палаты, мать вышла навстрѣчу ему и, взявъ на руки свои, матерински лобызала его. Потомъ, принесши къ мужу своему царю Аркадію, она поздравила его, говоря:

— «Блаженъ ты, господинъ мой, что видятъ очи твои еще при жизни твоей царя, изшедшаго изъ чреслъ твоихъ».

Царь Аркадій, слышавъ это, весьма радовался. А царица, видя его свѣтлымъ и веселымъ, сказала:

— «Если тебѣ угодно, господинъ мой, то узнаемъ, что написано въ свиткѣ семъ, поданномъ царственному сыну нашему, чтобы первое повелѣніе его о всемъ написанномъ здѣсь было скорѣе исполнено».

Царь повелѣлъ читать свитокъ, и когда онъ былъ прочтенъ, сказалъ:

— «Трудно исполнить это прошеніе, но тяжело и отказать, такъ какъ тѣмъ самымъ мы отмѣнимъ первое повелѣніе нашего сына, а это неудобно и неприлично».

Царица отвѣчала:

— «Не только неприлично отмѣнять перваго сыновняго повелѣнія, но также грѣшно презрѣть и моленія святыхъ мужей, предрекшихъ мнѣ рожденіе сына».

И тотчасъ царь Аркадій повелѣлъ утвердить царскими граматами все то, что было написано въ свиткѣ Палестинскими епископами. Когда же приготовлены были граматы, написанныя отъ лица обоихъ царей Аркадія и Ѳеодосія, царица призвала архіереевъ Божіихъ, Іоанна и Порфирія, и показала имъ тѣ граматы, спрашивая, угодны ли онѣ для нихъ. Тѣ, поклонившись, благодарили ее за милостивое и мудрое тщаніе ея и стали просить, чтобы для исполненія царскаго повелѣнія послали въ Газу мужа благочестиваго, честнаго и вѣрнаго, а не такого, какимъ былъ посланный прежде. И былъ найденъ человѣкъ благовѣрный и боящійся Бога въ лицѣ нѣкоего Кинегія, которому было поручено отъ царей, чтобы онъ шелъ въ Газу и устроилъ все наилучшимъ образомъ согласно повелѣнію. Царица же дала святому Порфирію много золота на созданіе каменной церкви посреди города Газы, а также на устроеніе страннопріимницы, и еще обѣщала дать, сколько будетъ потребно, на устроеніе церкви; кромѣ того обоимъ епископамъ она дала дары и сосуды церковные, золотые и серебряные, для Кесарійской и Газской церквей, и золото на дорогу. Также и царь, почтивъ святыхъ епископовъ и въ избыткѣ снабдивъ ихъ дарами и деньгами, отпустилъ ихъ съ миромъ. Они же, привѣтствовавъ святѣйшаго патріарха Іоанна Златоустаго, отплыли въ свои епархіи; а послѣ нихъ отправился въ путь и царскій вельможа Кинегій, которому даны были царскія повелѣнія.

Когда путники приблизились къ острову Родосу, святые отцы Іоаннъ и Порфирій умоляли кормчаго пристать къ берегу, чтобы они могли привѣтствовать преподобнаго Прокопія отшельника; но тотъ не хотѣлъ, говоря, что вѣтеръ неудобенъ, и совершенно не внималъ просьбѣ святителей Христовыхъ; ибо онъ былъ втайнѣ аріанинъ, и ненавидѣлъ православныхъ епископовъ. Но когда они миновали тотъ островъ, тотчасъ въ морѣ сдѣлались буря и волненіе, и были всѣ въ страхѣ великомъ, боясь потопленія. Волненіе это продолжалось цѣлый день и всю ночь. Когда же показалась утренняя заря, святый Порфирій немного уснулъ и во снѣ увидѣлъ преподобнаго Прокопія, говорящаго ему: убѣдите кормчаго отречься отъ ереси аріанской [20] и проклясть ее, и приготовьте его къ святому крещенію, и тотчасъ страшное волненіе прекратится. Воспрянувъ отъ сна, святый Порфирій разсказалъ о семъ блаженному митрополиту Іоанну и прочимъ бывшимъ съ нимъ; потомъ призвавъ кормчаго, святые сказали ему:

— «Если хочешь, чтобы корабль твой и всѣ мы были спасены отъ потопленія, а наипаче, чтобы душа твоя избавилась отъ вѣчной погибели, то отрекись зловѣрія твоего, ереси аріанской, и присоединись къ Каѳолической Церкви».

Кормчій удивился, что святые епископы узнали тайну, которой никто не зналъ, и сказалъ имъ:

— «Такъ какъ Богъ открылъ вамъ тайны сердца моего, то я отвергаюсь Аріева мудрованія и вѣрую, какъ вы вѣруете: утвердите же вы меня во святой вѣрѣ».

Когда онъ сказалъ это, тотчасъ прекратилась буря, и сдѣлалась тишина въ морѣ. А святые, наставивъ его отъ Божественнаго Писанія и утвердивъ въ православіи, огласили его и крестили. Дальнѣйшій путь былъ совершенъ благополучно, причемъ святые епископы пристали къ берегу въ Маіюмѣ [21], отстоящемъ отъ Газы на двадцать стадій [22], а отсюда пошли сушей къ городу Газѣ. Узнавъ о пришествіи ихъ, вѣрные вышли имъ на встрѣчу съ псалмами и пѣніемъ, преднося святый крестъ, и съ великимъ веселіемъ и торжествомъ ввели въ городъ архіереевъ Божіихъ. Идолопоклонники же, видя это, весьма злобились, скрежеща зубами, но не дерзали сдѣлать имъ какое-либо зло: ибо уже слышали, что христіанскіе епископы были съ почетомъ приняты у царя, и что вслѣдъ за ними посылается царское повелѣніе смирить свирѣпство язычниковъ и разорить капища боговъ ихъ. Между тѣмъ, христіане, идя съ честнымъ крестомъ и съ своими архіереями, приближались къ идолу Венеры; этому идолу жители Газы, въ особенности женщины, оказывали великую честь, вжигая свѣщи и кадя благовонными кадилами: ибо бѣсъ, живущій въ томъ идолѣ, многихъ прельщалъ въ сонныхъ видѣніяхъ, склоняя дѣвъ или женъ къ всевозможнымъ плотскимъ грѣхамъ. Итакъ, когда христіане приблизились къ тому идолу, стоявшему на улицѣ на возвышенномъ мѣстѣ, то бѣсъ тотчасъ бѣжалъ, повергши идола на землю; а идолъ, павъ на землю, сокрушился на многія части, ибо былъ мраморный, и убилъ двоихъ изъ невѣрныхъ, которые стоя тамъ смѣялись, понося христіанское богослуженіе. Увидѣвъ это чудо, многіе изъ язычниковъ, увѣровали во Христа и, присоединившись къ христіанамъ, пошли къ святой церкви и просили святаго крещенія: увѣровавшихъ же было тридцать два мужа и семь женъ. И была сугубая радость для вѣрныхъ о благополучномъ прибытіи пастырей своихъ и о спасеніи душъ человѣческихъ. Послѣ того блаженный митрополитъ Іоаннъ пробылъ въ Газѣ два дня и потомъ отошелъ въ Кесарію, а христіане проводили его. По прошествіи же немногихъ дней прибылъ въ Газу и царскій вельможа — вышеупомянутый Кинегій, имѣя съ собою многихъ сановниковъ и воеводу съ воинской силою. Язычники весьма устрашились, нѣкоторые же изъ нихъ бѣжали изъ города. Собравъ поутру всѣхъ старѣйшинъ города и весь народъ, Кинегій показалъ имъ царское повелѣніе, въ силу котораго идольскіе храмы въ Газѣ должны быть разорены, а идолы сокрушены. Когда это повелѣніе стали читать во всеуслышаніе, толпы нечестивыхъ, поднявъ вопль, начали плакать и рыдать. Кинегій же, не терпя вопля, далъ знакъ воинамъ, а тѣ, устремившись на язычниковъ, начали бить ихъ; и разогнано было собраніе нечестивыхъ, а христіане, веселясь радостію великою, благодарили царей, многими похвалами ублажая ихъ. Потомъ вмѣстѣ съ воинами они устремились на идольскіе храмы и начали съ великимъ шумомъ ихъ разорять. Было же въ городѣ болѣе важныхъ идольскихъ капищъ восемь: Солнца [23], Венеры, Аполлона [24], Прозерпины [25], Гекаты [26], Фортуны [27] и Марнаса; послѣднее капище было самое большое и всего чаще посѣщалось нечестивыми язычниками. Стояли и иные безчисленные идолы по торжищамъ и на улицахъ, въ различнымъ зданіяхъ и на стѣнахъ городскихъ, и около города по путямъ и вертоградамъ и нивамъ: и христіане въ десять дней всѣхъ тѣхъ идоловъ сокрушили, идольскіе скверные храмы разорили, кромѣ большаго и прекраснѣйшаго храма Марнасова, о коемъ многіе говорили, что не надо разорять его, но очистивъ отъ сквернъ идольскихъ, освятить въ церковь Божію. Въ виду такого желанія многихъ сохранить храмъ Марнаса, святый Порфирій сталъ молиться Богу, прося отъ Него указанія; и вотъ когда онъ совершалъ въ святой церкви Божественную службу, изъ среды народа раздался голосъ ребенка:

— «Пусть сожжется и разорится храмъ Марнасовъ, такъ какъ онъ оскверненъ кровію людей, приносимыхъ въ жертву бѣсамъ, и пусть основаніе его будетъ выкопано изъ земли и разметано, а на томъ мѣстѣ да созиждется новый храмъ во славу Божію».

Этому дитяти было семь лѣтъ, посему клирики подумали, что оно сказало такъ по наученію матери. Взявъ его, они начали устрашать, какъ бы желая бить его, чтобы онъ сказалъ, кто научилъ его сказать это. Дитя же начало говоритъ по гречески, говоря то же, — чтобы сожженъ и разоренъ былъ храмъ Марнасовъ; тогда всѣ познали, что онъ говоритъ отъ Духа Святаго, ибо будучи семилѣтнимъ и ненаученнымъ греческому языку, ребенокъ теперь хорошо говорилъ по гречески. Итакъ, повѣривъ словамъ дѣтскимъ, сожгли и разорили прекрасное капище Марнаса до самаго основанія, которое, выкопавъ изъ земли, разметали по улицамъ и дорогамъ, чтобы оно было всѣми попираемо. Потомъ воины стали ходить по всѣмъ зданіямъ и жилищамъ язычниковъ и вездѣ собирали сокрытыхъ идоловъ; собравъ ихъ многое множество, они сложили идоловъ вмѣстѣ и подожгли; такъ было искоренено въ Газѣ идолослуженіе. Кинегій же, достаточно смиривъ нечестивыхъ начальниковъ и наказавъ ихъ за притѣсненія христіанъ, возвратился къ царямъ, а часть воинства, по прошенію святителя, оставилъ въ городѣ, чтобы идолопоклонники опять не вознесли рогъ свой на христіанъ. Послѣ того святитель Христовъ основалъ на мѣстѣ, гдѣ было капище Марнаса, крестообразную церковь, изображеніе которой царица Евдоксія прислала написаннымъ на хартіи. Для этой церкви она прислала также тридцать столповъ мраморныхъ, среди которыхъ два были блестящіе, какъ смарагдъ. Такъ, съ помощію царицы, въ пять лѣтъ была построена церковь, несравненно болѣе прекрасная, чѣмъ прежде бывшій храмъ Марнаса. Освятивъ эту церковь, архіерей Божій сталъ совершать Божественную службу, воздавая Христу Господу великое благодареніе за то, что на мѣстѣ, гдѣ прежде совершали скверныя кровавыя жертвы ложнымъ богамъ, теперь начала приноситься Безкровная Пречистая Жертва Истинному Богу. Потомъ святый Порфирій на золото, данное отъ благочестивой царицы, построилъ страннопріимницу и упокоевалъ въ ней странныхъ, питалъ нищихъ. Съ Божіею помощію онъ мудро пасъ стадо Христово словомъ Божіимъ, такъ что число вѣрныхъ увеличивалось все болѣе и болѣе: ибо многіе изъ язычниковъ, оставляя идольское нечестіе, обращались ко Христу Богу; а прочіе язычники снѣдались гнѣвомъ и завистію, видя прекрасно цвѣтущую и умножающуюся церковь христіанскую, язычество же увядающее и умаляющееся. И вотъ они снова покусились возстать на святаго пастыря и на стадо его. Однажды произошла распря иконома церковнаго съ однимъ идолопоклонникомъ, знатнымъ гражданиномъ, которому имя Сампсихій, по поводу нѣкоторой вещи, принадлежащей церковнымъ имѣніямъ. На шумъ сбѣжались вѣрные и невѣрные, помогая каждый своему — вѣрные иконому, невѣрные же Сампсихію. Но такъ какъ невѣрныхъ было больше, то они одолѣли вѣрныхъ и воздвигли брань, схвативъ дреколіе и оружіе. Убивъ изъ числа вѣрныхъ семь человѣкъ, а многихъ сильно поранивъ, язычники съ безчиннымъ крикомъ и шумомъ побѣжали на дворъ епископскій, желая убить святаго Порфирія. Онъ же, узнавъ это, сказалъ діакону Марку:

— «Побѣжимъ, братъ, укроемся на нѣкоторое время, покуда не пройдетъ мимо гнѣвъ Господень».

И перелѣзши стѣну, они побѣжали въ противоположную отъ мятежниковъ сторону и скрылись у нѣкоторой дѣвицы, именемъ Салаѳы, которая по вѣрѣ была язычница. Оставшись сиротою послѣ родителей, она жила вмѣстѣ съ бабкою своею, которая была больна; ей она служила и питала ее отъ труда рукъ своихъ. Эта дѣвица скрыла у себя святаго епископа и діакона его, давъ имъ пищу и питіе. И пробылъ у нея святый Порфирій тотъ день и ночь, и другой весь день. Въ слѣдующую за тѣмъ ночь, когда утихли шумъ и мятежъ, пришелъ святый съ Маркомъ въ свой домъ, и нашелъ все, что было, расхищеннымъ, а блаженнаго Варуха лежащаго избитымъ и покрытымъ ранами, такъ что онъ едва дышалъ. Обо всемъ этомъ христіане возвѣстили анѳипату [28], проживавшему въ Кесаріи. Тотъ, приславши воиновъ, взялъ всѣхъ тѣхъ, которые воздвигли этотъ мятежъ и совершили убійство, и однихъ казнилъ смертію, а другихъ, бивъ жестоко, отпустилъ живыхъ. Съ этого времени нечестивые притихли. И святитель Христовъ Порфирій прочее время жизни своей жилъ въ мирѣ и доброй тишинѣ. Вышеупомянутую дѣвицу Салаѳу, у которой онъ скрывался отъ убійственныхъ рукъ, святитель возблагодарилъ и просвѣтилъ ее святымъ крещеніемъ; а болящую старицу ея исцѣлилъ и также крестилъ, и давалъ имъ отъ церковныхъ имѣній пропитаніе. Онъ хотѣлъ было дѣвицу сочетать бракомъ съ законнымъ мужемъ, но она захотѣла уневѣститься Христу, о чемъ святый весьма возрадовался духомъ; посвятивъ ее въ Христово служеніе, онъ и причислилъ ее къ лику непорочныхъ дѣвъ: она же угождала Богу до конца жизни, соблюдая непорочно дѣвство свое въ постѣ и молитвахъ, при пособіи Богопріятныхъ молитвъ угодника Божія Порфирія, который возсылалъ непрестанныя моленія къ Богу о стадѣ своемъ — ночью и днемъ.

Святитель Христовъ прославился какъ великій чудотворецъ. Такъ онъ молитвою своею сотворилъ цѣлыми и невредимыми трехъ отроковъ, упавшихъ въ глубокій колодезь, а нѣкоторую женщину, принадлежавшую къ ереси манихейской, хитрости бѣсовской и баснословія еретическаго исполненной, весьма хулившую православіе и многихъ прельщавшую на свое злочестіе, умертвилъ молитвою: ибо, внезапно падши, она испустила духъ. И много другихъ чудесъ содѣлалъ во славу Божію святый Порфирій. Пасши Церковь Христову двадцать четыре года, одиннадцать мѣеяцевъ и восемь дней, святый отошелъ къ Пастыреначальнику Іисусу Христу, Сыну Божію, Архіерею Великому, Которому со Отцемъ и Святымъ Духомъ честь и слава во вѣки [29]. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Городъ Газа расположенъ на восточномъ берегу Средиземнаго моря и служилъ нѣкогда южнымъ предѣломъ Хананеевъ. Во времена могущества римлянъ Газа былъ значительный торговый городъ Палестины. Впослѣдствіи этотъ цвѣтущій городъ потерялъ все свое значеніе, и теперь только песчаные холмы и жалкія развалины служатъ свидѣтельствомъ, что здѣсь существовалъ когда-то великій городъ.
[2] Филистимляне — народъ, вышедшій изъ Египта и поселившійся на границѣ съ Египтомъ въ Азіи, по берегу Средиземнаго моря. Занимаемая ими страна находилась на юго-западѣ Палестины, какъ разъ между Египтомъ и Ханаанской землей, завоеванной евреями. Филистимляне вели частыя войны съ евреями и не разъ порабощали ихъ себѣ, заставляя платить дань, и отнимая у нихъ города. Съ другой стороны, и евреи нерѣдко брали верхъ надъ филистимлянами.
[3] Почитаніе истукану Марнасу было исключительною принадлежностію Газы. Жители этого города считали его великимъ цѣлителемъ всевозможныхъ болѣзней и сверхъ того богомъ и владыкою дождей; во вреня засухи для умилостивленія его совершались торжественныя религіозныя процессіи.
[4] Венера — греко-римская богиня любви, красоты, сладострастія и нечистыхъ похотей.
[5] Царствовалъ съ 361 по 363 годъ.
[6] Ѳессалоника (иначе Солунь) — весьма значительный, древній городъ Македоніи, расположенный въ глубинѣ Солунскаго или Ѳермейскаго залива при Эгейскомъ морѣ (Архипелагѣ).
[7] Здѣсь разумѣется не извѣстный видъ иноческихъ обителей, въ смыслѣ отдѣльныхъ келлій изъ одинокихъ отшельниковъ, а мѣстность въ сѣверо-западной части Египта, въ разстояніи дневного пути (25-30 верстъ) отъ горы Нитрійской. Это была безводная каменистая пустыня, излюбленное мѣсто египетскихъ пустынниковъ, прославившееся аскетическими подвигами спасавшихся въ ней иноковъ. Отъ сей мѣстности впослѣдствіи и получили наименованіе скита иноческія пустынныя обители, въ коихъ ревностнѣйшіе иноки селились для строжайшаго уединенія и ненарушимаго безмолвія.
[8] Разумѣется Іорданская пустыня, расположенная по берегу рѣки Іордана, въ которой селились подвижники и было немало иноческихъ обителей.
[9] Т. е. равноапостольною Еленою, матерью равноапостольнаго царя Константина Великаго.
[10] Кесарія, называемая Палестинской въ отличіе отъ Кесаріи Каппадокійской (въ Малой Азіи), — большой городъ на восточномъ берегу Средиземнаго моря, построенный іудейскимъ царемъ Иродомъ на мѣстѣ древняго города Стротонъ и долгое время бывшій политической столицей Палестины, въ которой имѣли пребываніе гражданскіе начальники Палестины. Городъ сей неоднократно подвергался разрушеніямъ и въ настоящее время на его мѣстѣ только развалины, покрытыя дикими растеніями.
[11] Святый мученикъ Тимоѳей пострадалъ въ Газѣ въ царствованіе императора Діоклитіана (284-305). Память его 19-го августа и 19-го сентября.
[12] Византійскій императоръ Аркадій царствовалъ съ 395 по 408 годъ.
[13] Святый Іоаннъ Златоустый занималъ патріаршую каѳедру въ Константинополѣ съ 398 по 404 годъ.
[14] Азотъ — древній городъ, основанный Филистимлянами, на восточномъ берегу Средиземнаго моря, недалеко отъ Газы. Нынѣ здѣсь небольшое селеніе — Ездудъ. Аскалонъ — также извѣстный въ исторіи Филистимлянъ городъ, расположенный на берегу Средиземнаго моря, между Газою и Азотомъ. Въ настоящее время Аскалонъ необитаемъ и посѣщается только изъ-за развалинъ храмовъ и монастырей.
[15] Родосъ — островъ Средиземнаго моря, недалеко отъ береговъ Малой Азіи.
[16] Кувикуларій — спальникъ, постельникъ при дворѣ царскомъ, довольно важный придворный чинъ.
[17] Евнухъ — значитъ скопецъ. Впослѣдствіи этимъ именемъ назывались всѣ вообще царедворцы, хотя бы они и не были скопцами.
[18] Разумѣется Ѳеодосій Великій, царствовавшій съ 379-395 годъ.
[19] Граціанъ былъ современнымъ Ѳеодосію западнымъ императоромъ, царствовалъ съ 375-383 годъ.
[20] Аріанская ересь ведетъ свое происхожденіе отъ нечестиваго Арія (въ началѣ IV в.), учившаго, что Сынъ Божій не есть Богъ, Единосущный съ Богомъ-Отцемъ, а высшая тварь, чрезъ Которую Богъ-Отецъ сотворилъ міръ. Осуждена эта ересь на I Вселенскомъ соборѣ (въ 325 г.), на коемъ изложено истинное ученіе о Сынѣ Божіемъ въ первыхъ семи членахъ вѣры.
[21] Маіюма — портовый городъ Палестины, служившій гаванью для Газы, которая была расположена не у самаго морского берега, а нѣсколько вдали отъ него.
[22] Стадія — мѣра длины, около 88 саженей; 20 стадій — немного болѣе 3-хъ верстъ.
[23] Греческій богъ солнца, Геліосъ, былъ почитаемъ во многихъ мѣстахъ. Искусство изображало его похожимъ на Аполлона, только съ болѣе полнымъ лицомъ.
[24] Аполлонъ — почитался богомъ свѣта, также умственнаго просвѣщенія, поэзіи и музыки.
[25] Прозерпина — почиталась владычицей подземнаго міра, а также растительныхъ злаковъ, выходящихъ изъ нѣдръ земли.
[26] Геката — грозное подземное божество, которое господствуетъ надъ злыми и вредными демонами, можетъ вызывать души мертвыхъ изъ преисподней и устрашать людей привидѣніями.
[27] Фортуна — почиталась богинею случая, въ особенности счастія и благополучія.
[28] Анѳипатъ — высшій начальникъ области.
[29] Кончина святаго Порфирія относится къ 420 году.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга шестая: Мѣсяцъ Февраль. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 455-477.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0